Научная статья на тему 'Проблемы развития инклюзивного туризма'

Проблемы развития инклюзивного туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2830
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНЫЙ ТУРИЗМ / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ДОСТУПНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сесёлкин Алексей Иванович, Махов Александр Сергеевич, Чепик Виктор Данилович, Петрова Маргарита Александровна, Волобуев Алексей Леонидович

Синтезируется модель социальной и физической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного туризма. Предлагается усиление координации в реализации профильных программ по доступной среде и развитию туризма, как на федеральном, так и на региональном уровнях, создание алгоритма разработки и реализации региональной стратегии развития инклюзивного туризма с учетом особенностей социальной и физической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья различных нозологических групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сесёлкин Алексей Иванович, Махов Александр Сергеевич, Чепик Виктор Данилович, Петрова Маргарита Александровна, Волобуев Алексей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of inclusive tourism development

The model of the social and physical rehabilitation of the individuals with disabilities by means of the inclusive tourism is synthesized. It suggested strengthening the coordination in the implementation of the core programs in frames of the accessible environment and the development of tourism at Federal and regional levels with creating the algorithm for the development and implementation of the regional strategy for the development of the inclusive tourism with consideration of the peculiarities of the social and physical rehabilitation of the people with disabilities of the different nosological groups.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития инклюзивного туризма»

КноРус, 2011. - 248 с.

REFERENCES

1. Belotserkovets, E.A. and Karpov, V.Y. (2008), "Features of training of specialists in physical education in modern conditions", Physical Culture, Sport - Science and Practice, No. 3, pp. 51-54.

2. Firsanova, V.M. and Ivanova T.M., Kostina M.A. (2006), "Formation of skills of healthy lifestyle among students as the factor of increase of their professional activities", Bulletin of the Volgograd State Medical Academy, Vol. 20, No. 3, pp. 7-8.

3. Reznik, S.D. (2014), "The organization and management of university life: how to manage their working capacity at different age stages of life", University Management: Practice and Analysis, No. 4-5, pp. 5-14.

4. Selivanova, S.R. (2015), "The structure of the functional readiness manager sphere of physical culture and sport", Modern problems of science and education, No. 4, available at: http://www.science-education.ru/127-21050.

5. Sfcherbatyh, Y.V. (2011), Psychology of work and personnel management, KnoRus, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 29.10.2015

УДК 378.1:615.825

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ТУРИЗМА

Алексей Иванович Сесёлкин, доктор педагогических наук, профессор, Александр Сергеевич Махов, доктор педагогических наук, доцент, Виктор Данилович Чепик, доктор педагогических наук, профессор, Маргарита Александровна Петрова, кандидат педагогических наук, доцент, Алексей Леонидович Волобуев, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный социальный университет (ФГБОУ ВО «РГСУ»), г. Москва

Аннотация

Синтезируется модель социальной и физической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного туризма. Предлагается усиление координации в реализации профильных программ по доступной среде и развитию туризма, как на федеральном, так и на региональном уровнях, создание алгоритма разработки и реализации региональной стратегии развития инклюзивного туризма с учетом особенностей социальной и физической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья различных нозологических групп.

Ключевые слова: инклюзивный туризм, адаптивная физическая культура, социальная реабилитация, физическая реабилитация, доступная среда.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.11.129.p241-246

PROBLEMS OF INCLUSIVE TOURISM DEVELOPMENT

Aleksey Ivanovich Seselkin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Alexander Sergeevich Makhov, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Victor Danilovich Chepik, the doctor of pedagogical sciences, professor, Margarita Aleksandrovna Petrova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Aleksey Leonidovich Volobuev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State Social University, Moscow

Annotation

The model of the social and physical rehabilitation of the individuals with disabilities by means of the inclusive tourism is synthesized. It suggested strengthening the coordination in the implementation of the core programs in frames of the accessible environment and the development of tourism at Federal and regional levels with creating the algorithm for the development and implementation of the regional strategy for the development of the inclusive tourism with consideration of the peculiarities of the social and physical rehabilitation of the people with disabilities of the different nosological groups.

Keywords: inclusive tourism, adaptive physical culture, social rehabilitation, physical rehabilitation, accessible environment.

ВВЕДЕНИЕ

Примерно половина людей с ограниченными возможностями передвижения (на колясках) в Российской Федерации - это молодые люди в возрасте до 40 лет, занимающие активную жизненную позицию, осваивающие новые профессии. Около 30% людей с ограниченными возможностями занимаются бизнесом, участвуют в политике. Еще около 30% - это люди, которые относятся к категории среднего класса и они могли бы путешествовать, если бы им создали соответствующие условия [2].

Известно, что термин «инклюзивный туризм» в настоящее время не является устоявшимся ни в науке, ни в практике. Данное явление определяется также как «туризм для всех» (tourism for all), «доступный туризм» (accessible tourism), «туризм для инвалидов», «инватуризм», «паратуризм», «безбарьерный туризм», «реабилитационный туризм», «коррекционно-образовательный туризм» и другие [10]. В ряде современных исследований применяется термин «адаптивный туризм» [13]. Между тем, ещё в 1991 году на очередной сессии Генеральной Ассамблеи Всемирной туристской организации (ЮНВТО) была принята резолюция «Создание возможностей для туризма людям с ограниченными возможностями в девяностые годы» (Creating Tourism Opportunities for Handicapped People in the Nineties), текст которой в дальнейшем (на 16-й сессии в 2005г. в Дакаре, Сенегал) был обновлен и озаглавлен «Туризм, доступный для всех» (accessible tourism for all).

Этот термин был закреплен в 2009г. на 18-й сессии Генеральной Ассамблеи ЮНВТО в Астане (Казахстан) в «Декларации по упрощению туристских путешествий», в которой государства - члены ЮНВТО призывались к тому, чтобы сделать свои туристские объекты и учреждения доступными для людей с ограниченными возможностями здоровья, публиковать четкую и подробную информацию о существующих службах приема для них и о проблемах, с которыми они могут столкнуться в путешествии.

По нашему мнению, термины «инклюзивный туризм» и «туризм, доступный для всех» являются синонимами, а термин «адаптивный туризм» отражает целевую направленность туристской деятельности на лиц с особыми потребностями в туристских и сервисных услугах, и применим к путешествиям в естественной природной среде. Термин же «безбарьерный туризм» отражает степень доступности объектов показа и туристской инфраструктуры, и применим, в основном, к городскому туризму и экскурсионной деятельности.

МЕТОДИКА

Рассматривая проблемы инклюзивного туризма, можно констатировать его исключительную важность для социальной и физической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенностью туризма как средства рекреации и познания окружающего мира является его широкий охват практически всех видов социальной и физической реабилитации, что может быть представлено в виде следующей модели в табличной форме (таблица 1).

Таблица 1

Модель социальной и физической реабилитации лиц

с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного туризма

Вид реабилитации Реабилитационные воздействия Действующие факторы

Физическая реабилитация Оздоровление Двигательная активность, оздоровительные технологии адаптивной физической культуры

Психоэмоциональное воздействие Эстетическое воздействие природной и культурной среды, впечатлений от путешествия (похода)

Социальная реабилитация Социально-коммуникативная реабилитация Изменение характера и круга общения, деятельность в составе малых групп, изменение социальной роли

Вид реабилитации Реабилитационные воздействия Действующие факторы

Социально-бытовая реабилитация Деятельность, направленная на самообеспечение, уход за собой и организация быта в условиях путешествия (похода)

Социально-средовая реабилитация Овладение технологиями эффективного функционирования в разных средах обитания

Социально-педагогическая реабилитация Овладение новыми знаниями, умениями, навыками

Социально-культурная реабилитация Экскурсии, конкурсы, фотовыставки, песни, беседы и т.д.

Социально-психологическая реабилитация Социальная активизация в процессе туристских мероприятий, самосознание, наблюдение за успехами других инвалидов, трансформация мировоззрения

Однако для обеспечения возможности реализации путешествий, походов и экскурсий для инвалидов важно создать необходимые условия, сделать туризм безопасным и доступным для них. Долгосрочной целью развития инклюзивного туризма, т.е. доступного для всех, является создание туристской среды, в которой могут принять активное участие все туристы, независимо от их индивидуальных потребностей, возраста, ограничения физических и материальных возможностей [7].

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Выделим следующие факторы, ограничивающие или влияющие на возможность организации инклюзивного туризма [9]:

1. Физическое состояние потенциальных туристов (инвалидность, ограниченная дееспособность).

2. Материальное положение потенциальных туристов (недостаточность средств для осуществления путешествия).

3. Высокие транспортные составляющие туристической поездки.

4. Завышенные цены на средства размещения.

5. Наличие бюрократических препятствий (например, сложности процедур оформлении виз для зарубежных поездок).

6. Отсутствие или слабое развитие мер по социальной поддержке туризма и отдыха.

7. Проблема слабой информированности относительно получения требуемого или желаемого туристского продукта, слабое развитие маркетинга.

8. Ограниченность набора предлагаемых туристских услуг и туристских дестина-ций, доступных для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

9. Отсутствие необходимой мотивации у людей к совершению путешествий.

Для решения перечисленных проблем может быть предложен следующий комплекс мероприятий:

1. Создание транспортной и гостевой структуры инклюзивного туризма, включающей оборудование аэропортов, железнодорожных и автовокзалов, вагонов и автобусов, специальные стоянки, подъемники, траволаторы, снабжение специальными средствами гостиничных номеров.

2. Развитие медицинского туризма, сети лечебно-оздоровительных учреждений, благодаря которым люди с ограниченными физическими возможностями смогут укрепить свое здоровье и, как следствие, повышать свои возможности путешествовать.

2. Развитие социального туризма, поддержка туристской активности населения с невысоким уровнем доходов, поощрение семейного и внесезонного туризма.

3. Строительство и совершенствование дорог, транспортных средств, совершенствование системы продажи билетов. Развитие системы конкурирующих между собой видов транспорта - железнодорожного, воздушного, водного, транспортных компаний, организация чартерных перевозок пассажиров.

4. Расширение сети гостиниц, поощрение их строительства через налоговые послабления владеющих ими физических и юридических лиц, например, освобождение гостиницы от налога сроком на пять лет после ее ввода в строй.

5. Принятие государственной программы по развитию социального туризма, доступного для всех.

6. Развитие системы информационного обеспечения о туристско-экскурсионных услугах, доступных для инвалидов.

7. Расширение турфирмами и туроператорами спектра услуг, формирование туристских дестинаций в соответствии с потребностями соответствующих групп населения.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ состояния и перспектив реализации в Российской Федерации сформированного выше перечня мероприятий показывает, что имеется две крупных профильных программы на государственном уровне, призванных решать аналогичные задачи.

С 2011 г. в России реализуется Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы [3]. Имеется распоряжение Правительства РФ о продлении финансирования программы до 2020 года. Цели Программы - формирование условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.

В задачи Программы входят:

- оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

- повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

- устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;

- модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;

- обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.

Программой «Доступная среда» было предусмотрено выделение на реализацию

Программы свыше 168 млрд. рублей в 2011-2015 гг. Ход выполнения Программы освещается на сайте Правительства РФ в виде информации о выделении средств на реализацию мероприятий программы в субъектах Российской Федерации. Однако информация о конкретных результатах, достигнутых в процессе реализации плановых мероприятий Программы, либо отсутствует, либо доступ к ней существенно затруднен.

Вместе с тем ряд исследований показывает, что проблемы, возникающие у людей с ограниченными возможностями здоровья с гостиницами и транспортом, в связи с реализацией программы «Доступная среда» в регионах России начали разрешаться в той или иной степени. Но доступность историко-культурных достопримечательностей и досуго-вых учреждений реализована минимально, несмотря на некоторую активизацию деятельности государственной и муниципальной власти, а также бизнес-структур [10].

Другой профильной программой является Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018гг.)» (ФЦП) [8], предусматривающая существенное расширение материальной базы туризма в регионах России.

Однако, проведенный анализ [11] свидетельствует, что в перечень показателей ФЦП не включены индикаторы доступности среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые, кстати, предусмотрены в Глобальных критериях устойчивого развития ЮНВТО для туристских дестинаций [12].

ВЫВОДЫ

Проблемы развития инклюзивного туризма в России заключаются в медленном росте технических и организационных возможностей (создание доступной среды, информационное обеспечение, диверсификация программ обслуживания и др.) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья самостоятельно передвигаться, пользоваться различными туристскими, рекреационными, экскурсионными и иными услугами и оборудованием в рамках туристской деятельности по всем или по большей части туристских дестинаций. Для решения выявленных проблем необходима более тесная межведомственная координация в реализации профильных государственных программ, как на федеральном, так и на региональном уровне. Кроме того, на региональном уровне необходимо создание алгоритма разработки и реализации стратегии развития инклюзивного туризма подобно тому, как это делается для адаптивного спорта [4] с учетом особенностей требований к комплексным программам социальной и физической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья различных нозологических групп [1, 6, 5].

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонов, А. А. Факторная структура требований лиц с нарушением слуха к организации занятий по ринк-бенди (мини-хоккею с мячом) / А.А. Антонов, А.С. Махов // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 5. - С. 28-30.

2. Бавельский, А.Д. Доступная среда как фактор развития и безопасности безбарьерного туризма / А.Д. Бавельский, И.В. Зорин, А.И. Сесёлкин // Туризм. Право и экономика. - 2012. - № 1 (40). - С. 2-5.

3. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы [Электронный ресурс] // URL : http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0 (дата обращения : 15.10.2015).

4. Махов, А.С. Алгоритм разработки и реализации стратегии развития адаптивного спорта на региональном уровне / А.С. Махов, О.Н. Степанова // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 4 (98). - С. 95-100.

5. Махов, А.С. Оценка эффективности формирования мотивации к занятиям физическими упражнениями и спортом у людей с инвалидностью / А.С. Махов // Вестник спортивной науки. -2012. - № 3. - С. 52-56.

6. Махов, А. С. Психолого-педагогические особенности мотивации к занятиям спортом у лиц с нарушением зрения / А.С. Махов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2013. - № 1 (77). - Часть 2. - С. 120-124.

7. Межова, Л.А. Теория и практика организации инклюзивного туризма в России и за рубежом [Электронный ресурс] / Л.А. Межова, А. Л. Летин, Л.А. Луговская // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. - URL : www.science-education.ru/121-17354 (дата обращения: 17.11.2015).

8. Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 N 644 "О Федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)" [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/55171986/ (дата обращения: 17.11.2015).

9. Рассохина, Т.В. Проблемы оценки системы развития туризма в туристской дестинации / Т.В. Рассохина, А. И. Сесёлкин // Вестник университета (ГУУ). - 2013. - № 1. - С. 85-95.

10. Середа, Н.Д. Инклюзивный туризм в Вологодской области: потребности и возможности / Н.Д. Середа // Развитие сферы туризма: повышение эффективности использования потенциала территорий : материалы регион. науч.-практ. конф., г. Вологда, 12 октября 2012 г. - Вологда : Изд-во Ин-та соц.-эконом. развития территорий РАН, 2013. - 312 с. - С. 47-60.

11. Сесёлкин, А.И. Устойчивое развитие туризма как приоритетное направление деятельности ЮНВТО: постановка проблемы исследования / А.И. Сесёлкин // Вестник РМАТ. - 2014. - № 1 (10). - С. 9-14.

12. Сесёлкин, А.И. Анализ критериев устойчивого развития туристских дестинаций / А.И. Сесёлкин, Т.В. Рассохина // Вестник РМАТ. - 2013. - № 2 (8). - С. 28-32.

13. Сигида, Е.А. Инвалидность и туризм: потребность и доступность : монография / Е.А. Сигида, И.Е. Лукьянова. - М. : ИНФРА-М, 2015. - 106 с.

REFERENCES

1. Antonov, A.A. and Makhov, A.S. (2014), "The Factor structure of the requirements individuals with hearing impairments to training on the rink-bandy (hockey with ball)", Theory and practice of physical culture, No. 5, pp. 28-30.

2. Bavelsky, A.D., Zorin, I.V. and Seselkin, A.I. (2012), "Accessible environment as a factor of development and security of barrier-free tourism", Tourism. Law and economics, No. 1 (40), pp. 2-5.

3. State program of the Russian Federation "Accessible environment" for 2011-2015. (2015), available at: http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0 (accessed: 15 October 2015).

4. Makhov, A.S. and Stepanova O.N. (2013), "The Algorithm of development and implementation of the strategy for the development of adaptive sports at the regional level", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 98, Vol. 4, pp. 95-100.

5. Makhov, A. S. (2012), "Assessment of efficiency of formation of motivation to engage in physical exercise and sports in people with disabilities", Sports Science Bulletin, No. 3, pp. 52-56.

6. Makhov, A.S. (2013), "The Psychological and pedagogical peculiarities of motivation for sports activities in individuals with visual impairment", Bulletin of the Chuvash state pedagogical University named by 1.1. Yakovlev, Vol. 77, No.1, Part 2, pp. 120-124.

7. Mezhova, A L., Letin, A.L. and Lugovskaya, L. A. (2015), "Theory and practice of inclusive tourism in Russia and abroad", Modern problems of science and education, No. 1, available at: www.science-education.ru/121-17354 (accessed: 17 November 2015).

8. The decree of the Government of the Russian Federation of02.08.2011 N 644 "On the Federal target program "Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation (2011-2018)" (2011), available at: http://base.garant.ru/55171986/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Rassokhina, T.V. and Seselkin A.I. (2013), "The problems of evaluation system of tourism development in a tourist destination", Bulletin of University (State University of Management), No. 1, pp. 85-95.

10. Sereda, N.D. (2013), "Inclusive tourism in the Vologda region: needs and opportunities", the Development of tourism: increasing the efficiency of use of potential of territories: materials reg. scien-tific.-practical. conf. Vologda, 12 October 2012, ISEDT RAS, Vologda, pp. 47-60.

11. Seselkin, A.I. (2014), "Sustainable development of tourism as a priority direction of activity of UNWTO: statement of the research problem", Bulletin of the RIAT, No. 1(10), pp. 9-14.

12. Seselkin, A.I. and Rassokhina, T.V. (2013), "Analysis of criteria of sustainable development of tourist destinations", Bulletin of the RIAT, No. 2 (8), pp. 28-32.

13. Sigida, E.A. and Lukyanova I. E. (2015), Disability and tourism: need and accessibility, INFRA-M, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.11.2015

УДК 796.011.3

К ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВУШЕК, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ

Алексей Викторович Стафеев, кандидат педагогических наук, Иван Владимирович Шукшин, кандидат педагогических наук, Андрей Валерьевич Пастушков, кандидат педагогических наук, доцент,

Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского, Санкт-Петербург,

Валерий Александрович Щеголев, доктор педагогических наук, профессор, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье обобщены итоги исследования, направленного на повышение уровня силовой подготовленности курсантов-девушек. Проведен сравнительный анализ результатов, показанный учебными группами, занимавшимися по разным методикам. Конкретизированы выводы и предложения для внесения изменений в учебный план по дисциплине «Физическая культура (Физическая подготовка)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.