Научная статья на тему 'Роль государства в развитии инклюзивного туризма'

Роль государства в развитии инклюзивного туризма Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1938
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНЫЙ ТУРИЗМ / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / АДАПТАЦИЯ / INCLUSIVE TOURISM / ACCESSIBLE ENVIRONMENT / STATE SUPPORT / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Логунова Наталья Анатольевна, Доценко Жанна Леонидовна

В статье актуализирована необходимость в развитии инклюзивного туризма и установлена его значимость для людей с ограниченными физическими возможностями, выявлено, что проведение государственной политики в области инклюзивного туризма и планирование развития этого сектора на государственном и региональном уровнях должно отвечать двум принципам: «универсального дизайна», предусматривающего создание безбарьерной среды для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам и услугам всем гражданам независимо от имеющихся ограничений жизнедеятельности, и «разумного приспособления» за счёт создания адаптивной среды жизнедеятельности человека с точки зрения соизмерения необходимости и возможности посредством приспособления окружающей обстановки под нужды людей с ограниченными возможностями, с учётом которых формулируются основные ориентиры и ключевые приоритеты в сфере государственного регулирования данного вида туризма. Авторами проведен анализ содержания государственной программы «Доступная среда» и сферы применения методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных областях жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями, наиболее значимыми из которых являются: организация мониторинга состояния доступности объектов и услуг для людей с ограниченными возможностями; развитие сферы услуг и организаций, их предоставляющих, с учётом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения; разработка планов и программ адаптации посредством обустройства объектов социальной инфраструктуры; подготовка и распространение информационно-справочных материалов. Это позволило обозначить основные направления региональной политики, охватывающей экономический, социальный, экологический и научно-технический аспекты, каждый из которых включает соответствующий набор методов и инструментов государственной поддержки в сфере развития инклюзивного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE STATE IN THE DEVELOPMENT OF INCLUSIVE TOURISM

The article actualizes the necessity for the inclusive tourism development and establishes its importance for people with disabilities. It is revealed that the implementation of the state policy in the field of inclusive tourism and development planning of this sector at national and regional levels must meet two principles. The fist principle is "universal design", which provides the creation of a barrier-free environment for the unimpeded access to facilities and services to all citizens regardless of their existing disability. The second one is "reasonable accommodation" through creating adaptive social environment from the point of view of the necessity and possibility commensuration by means of adapting the environment to the needs of people with disabilities, on the basis of which the principal guidelines and key priorities in the sphere of state regulation of this type of tourism are formulated. The analysis of the content of the state program "Accessible Environment" and the scope of the methodology is carried out. The latter allows to objectify and systematize the accessibility of facilities and services in priority areas of life of people with disabilities, the most significant of which are: the organization of monitoring the accessibility of facilities and services for people with disabilities; the development of services and organizations that provide these services considering the needs of the disabled and other people with limited mobility; the development of plans and programs for adaptation through the development of social infrastructure; preparation and dissemination of information and reference materials. This allowed us to indicate the main directions of the regional policy covering economic, social, environmental and technological aspects. Each aspect includes a corresponding set of methods and tools of state support in the development of inclusive tourism.

Текст научной работы на тему «Роль государства в развитии инклюзивного туризма»

УДК 338.48:316 DOI: 10.12737/19720

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ТУРИЗМА

Логунова Наталья Анатольевна, доктор экономических наук, декан технологического факультета, профессор кафедры экономики предприятия,

natalya [email protected],

Доценко Жанна Леонидовна, соискатель учёной степени, zhanna-zhirenkov@mail .ш

ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет», г. Керчь, Российская Федерация

В статье актуализирована необходимость в развитии инклюзивного туризма и установлена его значимость для людей с ограниченными физическими возможностями, выявлено, что проведение государственной политики в области инклюзивного туризма и планирование развития этого сектора на государственном и региональном уровнях должно отвечать двум принципам: «универсального дизайна», предусматривающего создание безбарьерной среды для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам и услугам всем гражданам независимо от имеющихся ограничений жизнедеятельности, и «разумного приспособления» за счёт создания адаптивной среды жизнедеятельности человека с точки зрения соизмерения необходимости и возможности посредством приспособления окружающей обстановки под нужды людей с ограниченными возможностями, с учётом которых формулируются основные ориентиры и ключевые приоритеты в сфере государственного регулирования данного вида туризма.

Авторами проведен анализ содержания государственной программы «Доступная среда» и сферы применения методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных областях жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями, наиболее значимыми из которых являются: организация мониторинга состояния доступности объектов и услуг для людей с ограниченными возможностями; развитие сферы услуг и организаций, их предоставляющих, с учётом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения; разработка планов и программ адаптации посредством обустройства объектов социальной инфраструктуры; подготовка и распространение информационно-справочных материалов. Это позволило обозначить основные направления региональной политики, охватывающей экономический, социальный, экологический и научно-технический аспекты, каждый из которых включает соответствующий набор методов и инструментов государственной поддержки в сфере развития инклюзивного туризма.

Ключевые слова: инклюзивный туризм, доступная среда, государственная поддержка, адаптация

Наиболее долгосрочной, постоянной и значительной тенденцией, сопровождающей формирование и развитие мирового хозяйства, является расширение влияния сферы туристских услуг как на результаты мировой экономики в целом, так и отдельных дестинаций и территорий. Доступный туризм, являющийся самым динамично

развивающимся видом туризма во всем мире, до настоящего времени в России своего развития не получил. Изучение проблематики развития доступного туризма позволяет утверждать, что одним из наиболее значимых факторов, сдерживающих его функционирование, является отсутствие стимулирования и поддержки этого важного туристского сектора посредством создания соответствующей системы государственного регулирования.

Различные аспекты государственного регулирования и поддержки туризма нашли достаточно подробное отражение в работах отечественных и зарубежных ученых [1-5]. Отдельные вопросы по созданию доступной среды и осуществлению турпоездки для людей с ограниченными возможностями рассматриваются в работах [6-15]. Так, в [6-8] акцентируется внимание на условиях, необходимых для путешествия инвалидов и маломобильных групп населения, и удалении так называемых «невидимых барьеров» в их передвижении. Значимость развития инклюзивного туризма и эффект, получаемый в результате его функционирования, обосновывается в трудах [9-12]. Формирование безбарьерной среды, социально-экономические аспекты и перспективы развития доступного туризма нашли своё отражение в публикациях [13-15].

Между тем проблема развития инклюзивного туризма в современной научной литературе представлена фрагментарно, не установлена роль государства в данном туристском секторе, не разработана целостная концепция развития этого социально значимого вида туризма.

Объект исследования - процессы развития инклюзивного туризма.

Предмет исследования - оценка роли государства в развитии инклюзивного туризма.

Цель исследования - определение основных направлений государственной поддержки развития инклюзивного (доступного) туризма в условиях формирования современного экономического пространства.

Инклюзивный туризм предполагает обеспечение доступности туризма для всех категорий граждан независимо от их физических возможностей, возраста и потребностей посредством формирования соответствующей инфраструктуры, ориентированной на доступность всех её элементов (транспортного, инженерного, социального и т.п.). Согласно исследованиям мирового туристского рынка, более 7 % туристов имеют инвалидность; в Европе доступный туризм может быть востребован у 127 млн. граждан Евросоюза, что в совокупности составляет более четверти европейского населения, при этом 70 % из них финансово независимы и имеют физические возможности для

путешествия. Кроме того, люди с ограниченными возможностями и их сопровождающие составляют порядка 11 % пользователей европейских гостиниц [13].

Актуализация развития инклюзивного туризма усиливается тем обстоятельством, что для людей с ограниченными возможностями туризм является не только средством отдыха и реабилитации, способствующим активизации двигательных функций и поддержанию физической формы, но и источником, создающим среду для полноценного общения и устранения чувства неполноценности, что в свою очередь мобилизует психические ресурсы и восстанавливает психоэмоциональный настрой человека, а следовательно, повышает уровень его самооценки и самозначимости [14].

Многоотраслевой характер инклюзивного туризма предполагает использование методического инструментария, базирующегося на статистическом изучении совокупности показателей, отражающих динамику и структуру туристского рынка, в т.ч. в сфере доступного туризма.

На рисунках 1 и 2 представлены данные, характеризующие численность людей с потребностями в создании доступной среды в разрезе стран.

США Россия Япония Индия Китай Канада Бразилия Австралия

У//////.

Ш

Л

/////////////л

10

V//////.

Австралия Бразилия Канада Китай Индия Япония Россия США

□ Люди с ограниченными возможностями (от 15-64 лет), млн. чел. 2,999 31,929 3,965 61,441 16,892 4,695 9,193 31,961

□ Пожилые люди (от 65 лет и более), млн.чел. 3,098 14,141 4,978 112,498 62 29,892 18,104 41,444

Рисунок 1 - Численность людей с потребностями в создании доступной среды в разрезе стран (составлено авторами с использованием [19])

%

•25

20

15

10

«

8 Ч га а н о

м

<

23,9

19,7

«

8 Ч 8 га а РЗ

16,6

га ч га 8 га

15,4

9,0

6,3 5,8 ГП

/ 2,1 /— л

а

га н 8

«

8 Ч 8 К

«

8 8 О 8

«

8 о о

о рц

< в

О

5

0

Рисунок 2 - Удельный вес инвалидов в общей численности населения

по странам, %

Так, согласно представленным данным доля людей с ограниченными возможностями в общей численности населения существенна (в среднем 15 %), что обусловливает необходимость участия государства в процессе формирования, возрождения и развития туристской сферы в области инклюзивного туризма и определяется многогранностью требующих решения задач, многоотраслевым характером мероприятий по развитию данного вида туризма, затрагивающим вопросы как правового, так и организационно-структурного обеспечения.

Ответственность государства за развитие доступного туризма предопределяется той ролью, которую оно играет в процессе привлечения средств на создание благоприятной для лиц с ограниченными возможностями среды, что имеет важное значение как для самой страны, так и для государственных и региональных структур [16]. Основными рычагами воздействия являются:

-обеспечение контроля процесса развития деятельности в туристской сфере, который должен быть ориентирован на концепцию планомерного развития, базирующуюся на определении национальных приоритетов;

-формирование соответствующей инфраструктуры, что относится к компетенциям органов власти и является основой для любой социально-экономической деятельности, в т.ч. и в сфере инклюзивного туризма;

-вмешательство в необходимых случаях государства в первую очередь с целью реализации капиталоёмких проектов, размеры которых зачастую превышают возможности заинтересованных лиц в предпринимательском секторе (это является

особенно актуальным для развития и создания необходимой инфраструктуры для социально значимых видов туризма);

-государственная поддержка доступного туризма, напрямую влияющая на обоснование решений по объёму инвестиций (отраслевые проекты и программы развития, разрабатываемые при поддержке государства, являются наиболее инвестиционно привлекательными).

Для создания современного конкурентоспособного туристского продукта, который может удовлетворить потребности самых требовательных российских и зарубежных туристов и благодаря которому будет внесён значительный вклад в социально-экономическое развитие страны и её регионов за счёт таких источников, как налоговые поступления, приток инвестиций, увеличение количества рабочих мест, необходимо разработать четкую, систематизированную, целенаправленную государственную политику.

Проведение государственной политики в области инклюзивного туризма и планирование развития этого сектора на государственном и региональном уровнях должно отвечать двум наиболее важным принципам [20]:

1) «универсального дизайна», который предусматривает создание так называемой безбарьерной среды, что позволит обеспечить беспрепятственный доступ к объектам и услугам всем гражданам независимо от имеющихся ограничений жизнедеятельности (рис. 3);

2) «разумного приспособления», предполагающего создание адаптивной среды жизнедеятельности путем приспособления окружающей обстановки под нужды людей с ограниченными возможностями (с точки зрения соизмерения необходимости и возможности), с обязательным учётом двух критериев: потребностей данной категории лиц, а также имеющихся финансовых, организационных и технических возможностей для удовлетворения этих потребностей.

Доступная среда, созданная с учётом этих принципов, является жизненно необходимой для 10 % населения, а если принимать во внимание других заинтересованных лиц, то, по оценкам аналитиков туристского рынка, количество потребителей данной среды составит не менее 40 % [15].

Рисунок 3 - Система принципов универсального дизайна

В течение последних пяти лет Правительство Российской Федерации, осознав проблемы людей с ограниченными потребностями, разработало ряд нормативно-правовых документов по вопросам обеспечения доступности наиболее значимых для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов и услуг в сферах жизнедеятельности, к

самым важным из которых относится государственная программа «Доступная среда», срок действия которой продлен до 2020 г. (Распоряжение Правительства РФ от 27 октября 2014 г. № 2136-р)1.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с целью реализации основных направлений программы, изучив зарубежный и отечественный опыт, а также проанализировав международные и федеральные нормативно-правовые, организационные и методические документы, разработало методику, позволяющую систематизировать и объективизировать доступность объектов и услуг в наиболее важных областях жизнедеятельности для людей с ограниченными возможностями, с возможностью учёта региональной специфики (рис. 4)2.

организация мониторинга состояния доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для людей с ограниченными возможностями с учетом их потребностей, в т.ч. с использованием автоматизированных информационных систем

Сферы применения методики

развитие сферы услуг и организаций, их предоставляющих, с учетом потребностей людей с Ограниченными возможностями для обеспечения их доступности; а также для соответствующего информирования и консультирования этой категории граящан

разраоотка планов и программ адаптации среды жизнедеятельности: обустройства объектов социальной инфраструктуры и развития услуг с учетом потребностей инвалидов, их оперативного контроля и оценки эффективности

подготовка и распространение информационно-справочных материалов для специалистов и граждан (как на бумажном, так и на электронном носителе) - для размещения в сети «Интернет», в том числе путем создания и обновления карт доступности объектов и услуг на уровне субъектов Российской Федерации

Рисунок 4 - Сферы применения методики для обеспечения систематизации доступности объектов и услуг

Вместе с тем, несмотря на несомненную важность мероприятий, обозначенных в Программе, а также вышеназванной методике, в данных документах недостаточно внимания уделено обеспечению условий для развития инклюзивного туризма, который в рамках региональной политики охватывает такие аспекты, как экономический, социальный, экологический и научно-технический.

1 Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы. URL: http://www.rosmintrud.ru/ministrv/programms/3/0

2 Методика, позволяющая объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учёта региональной специфики. URL: admoblkaluga.ru>.. .minsds/PRAVO/Socob.. .25122012.doc

Экономический аспект, обеспечивающий комплексное и сбалансированное развитие всех структурных элементов системы доступной среды за счёт роста качества предоставляемых услуг, содействия привлечению инвестиций в туристский сектор и способствующий созданию действенной системы информационной поддержки отрасли, является источником, формирующим позитивный туристский имидж региона и рациональное размещение производительных сил на основе эффективного использования имеющегося ресурсного потенциала.

Социальный аспект, предполагающий создание определенных условий для устранения социальной напряженности и обеспечения социальной стабильности в туристской дестинации посредством удовлетворения потребностей лиц с ограниченными возможностями, способствует расширению области занятости населения региона и организации рабочих мест для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Экологический аспект, выражающийся в способности сохранения природного богатства и снижении выбросов в окружающую среду, обеспечении безотходности производства, приближении к биосферосовместимому типу технологии, призван урегулировать природоохранную сбалансированность и создать благоприятные условия для жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями.

Научно-технический аспект государственной региональной политики содействует научно-техническому развитию и формирует инновационный потенциал за счёт разработки, освоения и широкого использования новшеств и нововведений, способных коренным образом преобразовать и обновить инклюзивный туристский продукт, создать новые «доступные» маршруты, расширить ассортимент предоставляемых услуг, повысить уровень безопасности и комфорта для туристов с ограниченными возможностями при снижении негативного воздействия на окружающую среду [17, 18].

Регулирование развития инклюзивного туризма должно осуществляться путем создания соответствующего механизма государственной поддержки и стимулирования, включающего разнообразные экономические рычаги, такие как разработка и финансирование целевых межрегиональных программ для инвалидов и маломобильных групп населения, формирование специальных фондов для поддержки лиц с ограниченными возможностями, внедрение инвестиционных проектов под эгидой государства, предоставление кредитов на льготных условиях, субсидий и дотаций и т. п.

Опираясь на международный опыт и принимая во внимание современные условия функционирования отечественного туристского рынка и уровень соответствующей для лиц с ограниченными возможностями инфраструктуры, на первом этапе развития

инклюзивного туристского продукта необходимо сформировать целостную систему стимулирования развития отраслей, которые прямо или косвенно задействованы в туристском бизнесе, а также разработать его нормативно-правовое обеспечение, включающее:

-субсидирование процентных ставок по кредитам национальных банков на строительство гостиниц, обеспечение доступности достопримечательностей и необходимой инфраструктуры;

-предоставление льгот финансового характера для реализации социально значимых программ и проектов, которые не интересны частным инвесторам, но играют важную роль для общественного развития;

-формирование системы подготовки квалифицированных гидов и помощников, проведение маркетинговых исследований и разработка комплекса мер по продвижению национальных инклюзивных туров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, формирование и реализация государственного механизма поддержки развития инклюзивного туризма на основе использования принципов «универсального дизайна» и «разумного приспособления» с акцентом на экономический, социальный, экологический и научно-технический аспекты обеспечат России имидж социально ориентированной туристской державы; а также будут способствовать развитию деловых контактов и повышению конкурентоспособности и результативности деятельности как отдельных предприятий и организаций, задействованных в создании инклюзивного туристского продукта, так и экономическому росту региона и страны в целом.

Дальнейшие исследования в данной области будут направлены на формирование стратегии развития инклюзивного туризма и прогнозирование результатов его функционирования с учётом взаимодействия всех заинтересованных сторон: государства, местных органов власти, организаторов туристской деятельности и собственно туристов с ограниченными возможностями.

Литература

1. Бабкин А. В. Специальные виды туризма. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 252 с.

2. Тайгибова Т.Т. Государственное регулирование развития въездного туризма // Молодой ученый. - 2012. - №1, Т.1. - С. 153-157.

3. Бойко А. Е. Формирование туристских кластеров как инструмент развития внутреннего туризма в России // Власть и управление на Востоке России. - 2009. - № 2 (47). - С. 224-228.

4. Коваленко В.В. Государственное регулирование туристской деятельности: ретроспективный анализ // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2012. - № 2. -С. 68-71.

5. Боголюбов B.C. Экономика туризма: учеб. пособие. - М.: Академия, 2005. -

192 с.

6. E. Michopoulou, S. Darcy, I. Ambrose, D. Buhalis, (2015). Accessible tourism futures: the world we dream to live in and the opportunities we hope to have. Journal of Tourism Futures, Vol. 1 Iss: 3, pp.179 - 188.

7. Cruces Portales R. (2015). Removing 'invisible' barriers: opening paths towards the future of accessible tourism. Journal of Tourism Futures, Vol. 1 No. 3, pp. 267-82.

8. Bowtell J. (2015). Assessing the value and market attractiveness of the accessible tourism industry in Europe: a focus on major travel and leisure companies. Journal of Tourism Futures, Vol. 1 No. 3, pp. 201-20.

9. Iyer R., Reisenwitz T.H., Eastman J.K. (2008). The impact of cognitive age on seniors lifestyles. Journal of Marketing Management, Vol.18, No 2, fall, pp. 106-118.

10. Inclusive tourism linking business sectors to tourism markets [Электронный ресурс]: URL: http://www.intracen.org/uploadedfiles/intracenorg/Content/Exporters/ Sectoral_Information/Service_Exports/Tourism/Linking%20business%20sectors%20reprint%209%2010 %202012%20for%20web.pdf (дата обращения: 02.03.2016).

11. Dominguez Trinidad, Fraiz Jose A., Alen Elisa. Economic profitability of accessible tourism for the tourism sector in Spain // Tourism Economics. Volume 19. № 6. 2013. Pp. 1385-1399(15).

12. Wineaster Anderson. Analysis of «all-inclusive» tourism mode in the balearic islands [Электронный ресурс]: URL: http://www.chios.aegean.gr/tourism/VOLUME_7_No1_art16.pdf (дата обращения: 02.03.2016).

13. Ерохина А. Россия без барьеров: туризм, доступный для всех - перспективы развития, экономическая выгода и социальная значимость. [Электронный ресурс]: URL: http://rushkolnik.ru/docs/258/index-511029.html (дата обращения: 02.03.2016).

14. Межова Л.А., Летин А.Л., Луговская Л.А. Теория и практика организации инклюзивного туризма в России и за рубежом // Современные проблемы науки и

образования. - 2015. - № 1. [Электронный ресурс]: URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17354 (дата обращения: 02.03.2016).

15. Ионицкая К. А. Социально-экономические аспекты развития доступного туризма // Вестник РМАТ. - 2011. - № 3(3). - С. 50-53.

16. Абдулхаиров А.З. Потенциал и перспективы инвестирования в туристско-рекреационную отрасль Республики Крым // Современные проблемы сервиса и туризма. -2015. - № 1. - С. 44-51.

17. Логунова Н. А. Управление инновационным развитием предприятий круизного бизнеса // Экономна розвитку. - 2013. - № 2 (66). - С. 95-99.

18. Логунова Н.А. Обеспечение условий эффективного развития круизного туризма в Крыму // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2015. - Т. 9, № 1. -С. 86-96.

19. Economic impact and travel patterns of accessible tourism in Europe - final report [Электронный ресурс]: URL: http://www.accessibletourism.org/resources/toolip/doc/ 2014/07/06/study-a-economic-impact-and-travel-patterns-of-accessible-tourism-in-europe—fi.pdf (дата обращения: 02.03.2016).

20. Recommendations on Accessible Tourism World Tourism Organization (UNWTO) [Электронный ресурс]: URL: http://dtxtq4w60xqpw.cloudfront.net/sites/all/files/docpdf/ accesibilityenok.pdf (дата обращения: 02.03.2016).

THE ROLE OF THE STATE IN THE DEVELOPMENT OF INCLUSIVE TOURISM

Natalya Logunova, PhD (Doctor of Science) in Economics,

Dean of the Faculty of Technology, Professor, e-mail: [email protected],

Zhanna Dotsenko, applicant of an academic degree, [email protected]

Kerch State Maritime Technological University, Kerch, Russian Federation

The article actualizes the necessity for the inclusive tourism development and establishes its importance for people with disabilities. It is revealed that the implementation of the state policy in the field of inclusive tourism and development planning of this sector at national and regional levels must meet two principles. The fist principle is "universal design", which provides the creation of a barrier-free environment for the unimpeded access to facilities and services to all citizens regardless of their existing disability. The second one is "reasonable accommodation" through creating adaptive social environment from the point of view of the necessity and possibility commensuration by means of adapting the environment to the needs of people with disabilities, on the basis of which the principal guidelines and key priorities in the sphere of state regulation of this type of tourism are formulated.

The analysis of the content of the state program "Accessible Environment" and the scope of the methodology is carried out. The latter allows to objectify and systematize the accessibility offacilities and services in priority areas of life ofpeople with disabilities, the most significant of which are: the organization of monitoring the accessibility of facilities and services for people with disabilities; the development of services and organizations that provide these services considering the needs of the disabled and other people with limited mobility; the development of plans and programs for adaptation through the development of social infrastructure; preparation and dissemination of information and reference materials. This allowed us to indicate the main directions of the regional policy covering economic, social, environmental and technological aspects. Each aspect includes a corresponding set of methods and tools of state support in the development of inclusive tourism.

Keywords: inclusive tourism, accessible environment, state support, adaptation

References

1. Babkin A. V. Special'nye vidy turizma [Special types of tourism]. Rostov-na-Donu: Feniks, 2008. 252 p.

2. Taygibova T. T. Gosudarstvennoye regulirovaniye razvitiya v"yezdnogo turizma [State regulation of income tourism development] // Molodoy uchenyy [Young Scientist]. 2012. №1. T.1. Pp. 153-157.

3. Bojko A. E. Formirovanie turistskih klasterov kak instrument razvitija vnutrennego turizma v Rossii [The formation of tourist clusters as an instrument of development of internal tourism in Russia] // Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii [Power and Management in Eastern Russia]. 2009. № 2 (47). Pp. 224-228.

4. Kovalenko V.V. Gosudarstvennoe regulirovanie turistskoj dejatel'nosti: retrospektivnyj analiz [State regulation of tourist activity: a retrospective analysis] // Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges]. 2012. № 2. Pp. 68-71.

5. Bogoljubov B.C. Ekonomika turizma: Ucheb. posobie [The Economics of tourism: a textbook]. Izdatel'stvo : Akademija, 2005. 192 p.

6. E. Michopoulou, S. Darcy, I. Ambrose, D. Buhalis (2015). Accessible tourism futures: the world we dream to live in and the opportunities we hope to have // Journal of Tourism Futures, Vol. 1 Iss: 3, Pp.179 - 188.

7. Cruces Portales R. (2015). Removing 'invisible' barriers: opening paths towards the future of accessible tourism // Journal of Tourism Futures, Vol. 1 No. 3, Pp. 267-82 (Accessed on: 02.03.2016).

8. Bowtell J. (2015). Assessing the value and market attractiveness of the accessible tourism industry in Europe: a focus on major travel and leisure companies // Journal of Tourism Futures, Vol. 1 No. 3, Pp. 201-20.

9. Iyer R., Reisenwitz T.H., Eastman J.K. (2008). The impact of cognitive age on seniors lifestyles // Journal of Marketing Management, Vol.18, No 2, fall, Pp. 106-118.

10. Inclusive tourism linking business sectors to tourism markets. URL: http://www.intracen.org/uploadedfiles/intracenorg/Content/Exporters/Sectoral Information/Servi ce Exports/Tourism/Linking%20business%20sectors%20reprint%209%2010%202012%20for% 20web.pdf

11. Domínguez Trinidad, Fraiz Jose A., Alén Elisa. Economic profitability of accessible tourism for the tourism sector in Spain // Tourism Economics. Vol. 19. № 6. 2013. Pp. 1385-1399(15).

12. Wineaster Anderson. Analysis of «all-inclusive» tourism mode in the balearic islands. URL: http://www.chios.aegean.gr/tourism/VOLUME_7_No1_art16.pdf (Accessed on: 02.03.2016).

13. Yerokhina A. Rossija bez bar'erov: turizm, dostupnyj dlja vseh - perspektivy razvitija, ekonomicheskaja vygoda i social'naja znachimost' [Russia without barriers: the tourism available to all - prospect of development, an economic benefit and the social importance]. URL: http://rushkolnik.ru/docs/258/index-511029.html (Accessed on: 02.03.2016).

14. Mezhova L.A., Letin A.L., Lugovskaja L.A. Teorija i praktika organizacii inkljuzivnogo turizma v Rossii i zarubezhom [Theory and practice of inclusive tourism in Russia and abroad] // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education]. 2015. № 1.

15. Ionickaja K. A. Social'no-ekonomicheskie aspekty razvitija dostupnogo turizma [Social and economic aspects of development of available tourism] //Vestnik RMAT [RMAT Bulletin]. 2011. No. 3. Pp. 50-53.

16. Abdulkhairov A.Z. Potencial i perspektivy investirovanija v turistsko-rekreacionnuju otrasl' Respubliki Krym turizma [Potential and prospects of investment into tourist and recreational branch of the Republic of Crimea] // Sovremennye problemy servisa i [Service and Tourism: Current Challenges]. 2015. No. 1. Pp. 44-51.

17. Logunova N. A. Upravlenie innovacionnym razvitiem predprijatij kruiznogo biznesa [Management of innovative development of the enterprises of cruise business] // Ekonomika rozvitku [Development Economics]. 2013. No. 2 (66). Pp. 95-99

18. Logunova N.A. Obespechenie uslovij effektivnogo razvitija kruiznogo turizma v Krymu [Providing conditions for effective development of cruise tourism in Crimea] // Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges]. 2015. T. 9. № 1. Pp. 86-96.

19. Economic impact and travel patterns of accessible tourism in Europe - final report [URL: http://www.accessibletourism.org/resources/toolip/doc/ 2014/07/06/study-a-economic-impact-and-travel-patterns-of-accessible-tourism-in-europe—fi.pdf.

20. Recommendations on Accessible Tourism World Tourism Organization (UNWTO) URL: http://dtxtq4w60xqpw.cloudfront.net/sites/all/files/docpdf/ accesibilityenok.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.