Научная статья на тему 'Внутренний туристский рынок: текущее состояние и специфика'

Внутренний туристский рынок: текущее состояние и специфика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1862
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
TOURISM / DOMESTIC TOURISM MARKET / REGIONS / TOURISM DEVELOPMENT / ТУРИЗМ / ВНУТРЕННИЙ ТУРИСТСКИЙ РЫНОК / РЕГИОНЫ / РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кожевникова Наталья Владимировна

Роль и значение внутреннего туристского рынка для экономики страны продолжает расти. В условиях экономической и политической нестабильности необходимость переориентации потока международного выездного российского туризма на развитие внутреннего туризма очевидна, тем самым подводя к необходимости быть готовыми удовлетворить потребности иностранных и внутренних туристов в области или регионе пребывания. В статье рассмотрено текущее состояние внутреннего туристского рынка, в том числе в разрезе федеральных округов, и специфичные черты внутреннего туризма, а также выделены основные причины, препятствующие полноценному развитию въездного туризма в регионах Российской Федерации. Цель. Исследование текущего состояния внутреннего туристского рынка и выявление специфики данного направления. Метод и методология проведения работы. В процессе анализа и исследования поставленного вопроса использовались экономические методы, заключающиеся в сравнение, анализе, проблематизации и системный метод. Результаты. Делается вывод о том, что интерес к внутреннему туристскому рынку продолжает расти как со стороны иностранных граждан, так и со стороны российских граждан и о необходимости принятия комплекса мер от повышения качества предоставляемого продукта до международного уровня до формирования эффективной системы финансовой поддержки данной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOMESTIC TOURISM MARKET: CURRENT STATE AND SPECIFIC FEATURES

The role and importance of domestic tourism market for the country's economy continues to grow. In the context of economic and political instability, the need to reorient the flow of international outbound Russian tourism to the development of domestic tourism is obvious, thus summing up the need to be prepared to meet the needs of foreign and domestic tourists in the area or region of residence. The article deals with the current state of domestic tourism market, including in the context of federal districts, and specific features of domestic tourism, as well as identified the main obstacles to the full development of tourism in regions of the Russian Federation. Purpose: Research of current state of the domestic tourist market and detection of speci-fics of this direction. Methodology. Method and methodology of work: In the process of analysis and research of the question posed to use economic methods is to compare, analyze, problematization and systematic method. Results. The conclusion is that the interest in domestic tourism market continues to grow both from foreign citizens, and from the Russian citizens and the need to adopt a set of measures on improving the quality of the product to the international level before the formation of an effective system of financial support to the industry.

Текст научной работы на тему «Внутренний туристский рынок: текущее состояние и специфика»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-6-50 УДК 379.85

ВНУТРЕННИЙ ТУРИСТСКИЙ РЫНОК: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И СПЕЦИФИКА

Кожевникова Н.В.

Роль и значение внутреннего туристского рынка для экономики страны продолжает расти. В условиях экономической и политической нестабильности необходимость переориентации потока международного выездного российского туризма на развитие внутреннего туризма очевидна, тем самым подводя к необходимости быть готовыми удовлетворить потребности иностранных и внутренних туристов в области или регионе пребывания. В статье рассмотрено текущее состояние внутреннего туристского рынка, в том числе в разрезе федеральных округов, и специфичные черты внутреннего туризма, а также выделены основные причины, препятствующие полноценному развитию въездного туризма в регионах Российской Федерации.

Цель. Исследование текущего состояния внутреннего туристского рынка и выявление специфики данного направления.

Метод и методология проведения работы. В процессе анализа и исследования поставленного вопроса использовались экономические методы, заключающиеся в сравнение, анализе, проблематизации и системный метод.

Результаты. Делается вывод о том, что интерес к внутреннему туристскому рынку продолжает расти как со стороны иностранных граждан, так и со стороны российских граждан и о необходимости принятия комплекса мер от повышения качества предоставляемого продукта до международного уровня до формирования эффективной системы финансовой поддержки данной отрасли.

Ключевые слова: туризм; внутренний туристский рынок; регионы; развитие туризма.

DOMESTIC TOURISM MARKET: CURRENT STATE AND SPECIFIC FEATURES

Kozhevnikova N.V.

The role and importance of domestic tourism market for the country 's economy continues

to grow. In the context of economic and political instability, the need to reorient the flow of international outbound Russian tourism to the development of domestic tourism is obvious, thus summing up the need to be prepared to meet the needs of foreign and domestic tourists in the area or region of residence. The article deals with the current state of domestic tourism market, including in the context offederal districts, and specific features of domestic tourism, as well as identified the main obstacles to the full development of tourism in regions of the Russian Federation.

Purpose: Research of current state of the domestic tourist market and detection of specifics of this direction.

Methodology. Method and methodology of work: In the process of analysis and research of the question posed to use economic methods is to compare, analyze, problematization and systematic method.

Results. The conclusion is that the interest in domestic tourism market continues to grow both from foreign citizens, and from the Russian citizens and the need to adopt a set of measures on improving the quality of the product to the international level before the formation of an effective system of financial support to the industry.

Keywords: tourism; domestic tourism market; regions; tourism development.

Туризм рассматривается сегодня как источник финансовых доходов бюджетов всех уровней, средство повышения занятости и качества жизни населения, способ поддержания здоровья граждан, основа для развития социо-культурной среды, воспитания патриотических чувств молодежи, мощный инструмент просвещения и формирования нравственной платформы развития гражданского общества.

Российская Федерация сегодня занимает прочное положение на рынке международного туризма, в 2012 году Россия вошла в десятку стран-лидеров по количеству туристских прибытий, заявив серьезный двухзначный темп роста данного показателя (13,4%) и заняла пятое место по расходам туристов. На нашу страну в 2012 году приходилось 4,8% всего туристского потока в мире. При этом объем поступлений от туризма за три года также вырос, но незначительно (на 1,2%) [11].

С 2002 по 2005 гг. в России реализовывалась Концепция развития туризма, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №954-р, затем в 2008 году была утверждена Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года и план мероприятий по её реализации [11].31 мая 2014 года Распоряжением Правитель-

ства Российской Федерации утверждена Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года.

Внутренний туризм имеет положительную тенденцию роста. По сравнению с прошлыми годами число желающих съездить в путешествие по стране выросло. Несмотря на существующие в России проблемы, туристская деятельность реформируется и развивается [5]. Во многом этому способствуют запрет сотрудникам силовых структур на отдых за границей, рост курса доллара и евро (приведшие к резкому удорожанию поездок за границу), увеличение числа вну-трироссийских дестинаций благодаря появлению в России Крымского федерального округа (впрочем, использование туристического потенциала Крыма сопряжено с рядом проблем) [12], [8], [6]. Фактически можно говорить о наметившейся на рынке туризма тенденции импортоза-мещения [10].

По данным Росстата число прибывших иностранных граждан в Россию в 2014 году составило 32 421 тыс., что на 5% больше предыдущего года (рис. 1). Наибольшую долю в структуре поездок составляют поездки частного характера - 65%, на служебные и туристические - 19% и 8% соответственно. Следует отметить, что за 2014 год произошло сокращение поездок с целью туризма на 3%.

Рис. 1. Число поездок иностранных граждан в Россию, тыс.

Странами-лидерами по въезду на территорию нашей страны в 2014 году являются Польша, Финляндия, Германия (табл. 1).

Таблица 1

Страны-лидеры по въезду на территорию РФ в 2014 году

Гражданство Кол-во поездок

1. Польша 1 823 143

2. Финляндия 1 446 169

3. Германия 635 153

4. Литва 487 206

5. Латвия 374 701

6. Эстония 363 942

7. Великобритания 228 346

8. Италия 219 976

9. Франция 219 210

10. Испания 100 206

Причинами снижения роста иностранного туристского потока в Россию являются: неблагоприятная политическая обстановка в мире; постоянное удорожание стоимости турпакета за счет роста цен на авиа- и железнодорожные билеты; недостаточно высокое качество предоставляемых иностранным туристам услуг; сохранение негативных стереотипов восприятия образа России, поддерживаемых отдельными зарубежными СМИ и др. [4].

Работать на внутреннем рынке крупные туроператоры начали в 2014 году. Тогда об увеличении продаж путевок на российские курорты заявили Сога1Тауе1 и Библио Глобус. Эта стратегия казалась верной еще зимой 2015 года, когда на фоне резкой девальвации рубля и падения спроса на зарубежные направления туроператоры зафиксировали 30-процентный рост продаж на внутренних направлениях.

В Едином федеральном реестре туроператоров на начало 2012 года числилось 4465 туроператора. Однако из них только 642 компании, или 14,4% от общего числа туроператоров, осуществляли деятельность в сфере въездного туризма.

По данным Ростуризма, федеральный реестр туроператоров с начала 2014 года сократился на 165 компаний, из них 66 работали в сфере внутреннего туризма, 38 - принимали иностранцев в России, 61 компания занималась выездным туризмом. Сейчас в едином федеральном реестре туроператоров - 1380 турфирм. В этом году с рынка ушел уже 21 туроператор, большинство из них работали в сфере выездного туризма [4].

В условиях экономической и политической нестабильности необходимость переориентации потока международного выездного российского туризма на развитие внутреннего туризма очевидна, тем самым подводя к необходимости быть готовыми удовлетворить потребности иностранных и внутренних туристов в области или регионе пребывания.

В современных условиях развития рыночной экономики все большее значение приобретает управление социально-экономической эффективностью и устойчивостью развития отдельных регионов, в том числе и регионов, ориентированных на предоставление туристских и курор-тно-рекреационных услуг

Развитие регионов согласно Федеральной целевой программе признано приоритетным направлением развития услуг сферы туризма в России. С 21 марта 2014 года в России 9 федеральных округов: Центральный, Южный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Дальневосточный, Сибирский, Уральский, Приволжский и Крымский.

Как показывают исследования всероссийского портала для путешественников Travel.ru, список самых популярных туристических городов России в 2014 году возглавили Москва, Санкт-Петербург и Казань. В топ-10 туристических городов страны также вошли Сочи, Екатеринбург, Краснодар, Нижний Новгород, Пермь, Новосибирск и Самара. В целом отмечается, что доля российских регионов от общего числа поездок, забронированных через Интернет, выросла с 30% до 40% [3].

На рисунке 2 представлена динамика объема платных туристских услуг в разрезе федеральных округов за период 2009-2013 годов. В 2013 году рост объема платных туристских услуг наблюдался во всех федеральных округах. Очевидно, что объем предоставляемых платных туристских услуг в Центральном федеральном округе на порядок больше объема в остальных федеральных округах.

Рис. 2. Объем платных туристских услуг, млн. руб.

По темпу прироста объема платных туристских услуг лидируют ЦФО, ЮФО, ПФО и ДФО (рис. 3).

100% -

809-6 -609-6 -4096 -2096 -096 --2096 -

■ ЦФО ИСЗФО ■ ЮФО ■ СКФО ■ ПФО УФО ■ СФО ДФО

Рис. 3. Темпы прироста объема платных туристских услуг в федеральных округах, в %

По объему предоставления платных туристских услуг лидирует Центральный федеральный округ - 44 232 млн. руб. за 2013 год, наименьший объем поступлений приходится на Дальневосточный и Северо-кавказский и федеральные округа - 6 848 млн. руб. и 6 750 млн. руб. соответственно.

В качестве основных причин, препятствующих развитию въездного туризма в регионах Российской Федерации можно выделить:

• недостаточно комфортную туристскую информационную среду;

• отсутствие централизованных и унифицированных информационных ресурсов поиска туров по России (при этом Интернет играет исключительно важную роль в продвижении туристических услуг [2]);

• несоответствие стандартов обеспечения безопасности пребывания иностранных граждан в Российской Федерации международным;

• слабо развитую туристскую и транспортную инфраструктуру;

• плохое экологическое состояние и замусоренность прибрежных зон водоемов и природных территорий, используемых традиционно самодеятельными туристами;

• недостаточную предпринимательскую активность населения в сфере туризма;

• наличие тенденции к монополизации рынка туристских услуг со стороны крупных федеральных игроков туристского бизнеса;

• отсутствие клиентоориентированной политики управления учреждениями культуры, требование модернизации их услуг (решение этой проблемы тесно связано с организацией подготовки кадров [1], [7], [9]);

• недостаточное продвижение туристского продукта России на внутреннем рынке.

В качестве факторов, оказывающих положительное влияние на внутренний туристский рынок можно выделить:

• ожидание аналитиками роста показателей туристских прибытий;

• большой потенциал в части способности Российской Федерации удовлетворить растущую потребность людей в культурном и познавательном интересе;

• растущий спрос со стороны россиян на внутренние туристские услуги и культурно-познавательные турпродукты;

• рост количества коллективных средств размещения, увеличение протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием и инвестиций в данную отрасль.

Ещё одним существенным шагом в развитии туристской индустрии послужило создание туристско-рекреационных особых экономических зон. Они представляют собой часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим предпринимательской деятельности. В основе функционирования туристско-рекреационных зон лежит механизм государственно-частного партнерства. За счет средств бюджета Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в туристско-рекреационных зонах строятся все объекты инфраструктуры для обеспечения их необходимыми мощностями. Частные инвесторы -резиденты за свои средства строят туристические объекты. В особых экономических зонах туристско-рекреационного типа привлекательны налоговые преференции, административный режим, льготные условия по аренде и выкупу резидентами земельных участков, входящих в территорию туристско-рекреационной зоны [5].

Таким образом, очевидно, что для развития внутреннего туристского рынка необходимо принятие комплекса мер от формирования эффективной системы финансовой поддержки данной отрасли до повышения качества предоставляемого продукта до международного уровня посредством расширения и внедрения информационных технологий, развития инфраструк-

туры внутреннего туристского рынка во всех направления, разработки и внедрения системы

оценки качества предлагаемых туристских продуктов и стимулирования предпринимательской

деятельности в данной отрасли.

Список литературы

1. Бедяева Т.В., Кущева Н.Б. Развитие трудовых ресурсов через непрерывное образование в сфере туризма и гостеприимства // В мире научных открытий. 2015. № 3.9. С. 3928-3939.

2. Ветитнев А.М., Ашкинадзе Я.А. Роль Интернета в привлечении отдыхающих на курорт // Вестник Национальной академии туризма. 2009. № 4. С. 45-46.

3. Джанджугазова Е.А., Первунин С.Н. Российский туризм: анатомия кризиса // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. №1. С. 116-129.

4. Истомина Т.С., Самойленко А.А. Туризм в России - испытание на прочность // Курорты. Сервис. Туризм. 2015. № 1 (26). С. 27-31.

5. Королева Н.В. Анализ современного состояния развития туризма в Российской Федерации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2013. №1(115). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sovremennogo-sostoyaniya-razvitiya-tu-rizma-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения 27.06.2015).

6. Курбанов А.Х., Пахомов В.И., Плотников В.А. Интеграция экономики Крыма в российскую экономическую систему: состояние и перспективы // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 4. С. 29-37.

7. Нубарян Г.Д. Система корпоративного обучения на предприятиях индустрии туризма и гостеприимства // В мире научных открытий. 2015. № 1. С. 105-117.

8. Олифир Д.И. Туристско-рекреационная сфера Республики Крым: уровень развития, современное состояние и дальнейшие перспективы // Псковский регионологический журнал. 2015. № 22. С. 59-64.

9. Романова Г.М., Ветитнев А.М. Подготовка кадров для индустрии спорта и туризма - стратегическая задача // Теория и практика физической культуры. 2015. № 1. С. 3-5.

10. Романова Г.М., Ветитнев А.М. Импортозамещение в туризме: новые возможности для российской туриндустрии // Известия Сочинского государственного университета. 2015. № 1. С. 144-150.

11. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 год. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164146/?frame=1 (дата обращения 29.06.2015).

12. Эзрох Ю.С. Туристическая отрасль Крыма: потенциал и пути его реализации // ЭКО. 2014. № 12. С. 143-157.

References

1. Bedjaeva T.V., Kushheva N.B. V mire nauchnyh otkrytij [In the world of scientific discovery], no. 3.9 (2015): 3928-3939.

2. Vetitnev A.M., Ashkinadze Ya.A.Vestnik Natsional'noy akademii turizma. [Bulletin of the National Academy of Tourism], no. 4 (2009): 45-46.

3. Dzhandzhugazova E.A., Pervunin S.N. Rossiyskie regiony: vzglyad v budushchee [Russian regions: prospection], no. 1 (2015): 116-129.

4. Istomina T.S., Samoylenko A.A. Kurorty. Servis. Turizm. [Resorts. Service. Tourism], no. 1 (2015): 27-31.

5. Koroleva N.V. Analiz sovremennogo sostoyaniya razvitiya turizma v Rossiyskoy Federatsii [The analysis of a current state of development of tourism in the Russian Federation]. http://cyber-leninka.ru/article/n/analiz-sovremennogo-sostoyaniya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoy-federatsii (accessed June 27, 2015).

6. Kurbanov A.Kh., Pakhomov V.I., Plotnikov V.A. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstven-nogo ekonomicheskogo universiteta [Proceedings of St. Petersburg State University of Economics], no. 4(2014): 29-37.

7. Nubaryan G.D. V mire nauchnykh otkrytiy [In the world of scientific discoveries], no. 1 (2015): 105-117.

8. Olifir D.I. Pskovskiy regionologicheskiy zhurnal [Pskov regionologichesky magazine], no. 22 (2015): 59-64.

9. Romanova G.M., Vetitnev A.M. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. [Theory and Practice of Physical Culture], no. 1 (2015): 3-5.

10. Romanova G.M., Vetitnev A.M. Izvestiya Sochinskogo gosudarstvennogo universiteta [Procee-dingsof the SochiState University], no. 1 (2015): 144-150.

11. Strategiya razvitiya turizma v Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 god [Strategy of development of tourism in the Russian Federation for the period to 2020]. http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_164146/?frame=1 (accessed June 29, 2015).

12. Ezrokh Yu.S. EKO [IVF], no. 12 (2014): 143-157.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Кожевникова Наталья Владимировна, доцент кафедры экономико-математических дисциплин, кандидат экономических наук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НЧФНОУВПО «Университетуправления «ТИСБИ»

ул. Татарстан, д. 10, г. Набережные Челны, Республика Татарстан, 423825, Россия kogevnikovaN@yandex.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Kozhevnikova Natal'ya Vladimirovna, associate professor of economics and mathematical disciplines, Ph.D. in Economical Science

University Management TISBI

10, Tatarstanstreet, NaberezhnyeChelny, Respublika Tatarstan, 423825, Russia kogevnikovaN@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.