УДК 364 ББК 60.9
О. В. Журавлева Кандидат педагогических наук
К. Р. Журавлев
Заместитель директора ООО «Центр развития личности»
СОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ, ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО
ПАРТНЕРСТВА
В статье представлен инновационный подход в решении задач содействия социально-профессиональному самоопределению, повышения качества жизни детей с ограниченными возможностями, проживающих в семьях, как важнейшим факторам подготовки их к самостоятельной жизни и интеграции в общество. Внедрение проекта «Профессия и качество жизни детей с ограниченными возможностями», поддержанного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва), обеспечивается Кемеровским благотворительным фондом Лиги здоровья нации.
В статье рассматриваются актуальность данной деятельности, основные подходы к подбору и внедрению форм, методов, содержания социальной и психолого-педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения и физической коррекции состояния здоровья через питание данной категории населения. Проведен анализ данных, полученных на начальном этапе внедрения технологии и методик в специальных коррекционных образовательных учреждениях и учреждениях социальной защиты Кемеровской области.
Ключевые слова: профессиональная ориентация детей с ограниченными возможностями; социальнопрофессиональное самоопределение детей с ограниченными возможностями; социально-педагогическая поддержка; качество жизни детей с ограниченными возможностями; оздоровительное питание детей с ограниченными возможностями; социально- значимые проекты.
O. V. Zhuravleva PhD in pedagogy K. R. Zhuravlev
Deputy director of LLC «Centre for personality development»
PROMOTION OF SOCIAL AND PROFESSIONAL SELFDETERMINATION, IMPROVING THE QUALITY OF LIFE FOR CHILDREN WITH DISABILITIES IN THE CONTEXT OF A SOCIAL PARTNERSHIP
The paper presents an innovative approach to solving the challenges of promoting social and professional self , improve the quality of life for children with disabilities, living in families as the most important factors to prepare them for independent living and inclusion in society. Implementation of the project "The profession and the quality of life for children with disabilities" supported by the Fund to Support Children in difficult situations (Moscow ), provided by the Kemerovo charitable foundation of the League of Nation's Health .
The article discusses the relevance of this activity, the main approaches to the selection and implementation of forms, methods, content, social, and psychological-pedagogical support of socio-professional selfcorrection and physical health through nutrition of the population. The analysis of the data obtained in the initial phase of the introduction of technology and techniques in special remedial educational institutions and social security institutions of the Kemerovo region .
Key words: professional orientation of children with disabilities, socio-professional self-determination of children with disabilities, socio-pedagogical support, the quality of life for children with disabilities; healthy nutrition for children with disabilities; social projects.
В сложившихся достаточно сложных демографической и кадровой ситуациях укрепление здоровья населения рассматривается как одно из приоритетных направлений государственной политики, где человеческий капитал становится главным ресурсом развития экономики, общества. От образа жизни молодых людей напрямую зависят здоровье и благополучие общества и государства, как сегодня, так и в будущем. Здоровый образ жизни молодых людей является залогом сохранения собственного здоровья, качества жизни и передачи такого образа жизни следующим поколениям.
При определенных достижениях в решении проблем формирования здорового образа жизни среди населения, не достаточно внимания уделяется фактору «здоровье» в контексте профориентационной деятельности, сопровождения социально-профессионального самоопределения молодежи, подготовки ее к выходу на рынок труда. Значимость этого фактора повышается в связи с тем, что подавляющее число выпускников школ (по данным различного рода исследований около 2/3)имеет различного рода отклонения в состоянии здоровья, которое, естественно, в дальнейшем может ухудшаться, если не будут предприниматься определенные меры содействия в здоровьесбережении и обоснованном выборе профессии, профессионального маршрута.
Особого внимания требуют к себе дети с ограниченными возможностями здоровья, т.к. процесс выбора профессии и качество их жизни отягощены комплексом медицинских, социальных и психологических особенностей, которые должны быть учтены при выборе сферы профессиональной деятельности и в подготовке к выходу на рынок труда, трудовой деятельности. Это, в свою очередь, требует соответствующего участия и поддержки со стороны заинтересованных взрослых и компетентных специалистов.
Приобщение детей с ограниченными возможностями к проблеме сохранения своего здоровья - очень важный аспект воспитательного процесса. Чтобы ребенок ценил, сохранял и поддерживал свое здоровье, ему необходимы знания о законах развития организма человека и его взаимодействия с социальными факторами. Детям необходимо помочь научиться правильно планировать свою трудовую, личную и будущую семейную жизнь, профессиональную карьеру, нести ответственность за всё, включая собственное здоровье и благополучие. Каждый должен сам в себе преодолеть психологический стереотип “потребителя своего здоровья” и стать его «хранителем», «кузнецом», начать заботиться о себе и своих близких людях - настоящих и потенциальных.
Фактическая ситуация особенностей профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями характеризуется тем, что подавляющее большинство их не готово к осуществлению этого важного шага, поэтому выбор профессии и учреждения профессионального образования они как правило, совершают по принципу случайного или безальтернативного выбора. Для получения необходимой профессиональной помощи в решении данных задач, как детьми, так и их родителями, на сегодня не созданы соответствующие условия.
Прежде всего, это связано с отсутствием в Российской Федерации государственного статуса у системы профессиональной ориентации молодежи в целом, и для отдельных категорий населения, находящихся в трудной жизненной ситуации, в частности. В системе социальной защиты населения такого рода деятельность не является актуальной, обязательной и не регламентируется нормативными документами. Школа, учреждения интернатного типа - специальные коррекционные учреждения, не могут самостоятельно обеспечивать весь комплекс услуг по сопровождению профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями. Нет соответствующих целевых программ, системы подготовки специалистов - профориентоло-гов, профпатологов, профконсультантов для работы со специфическими группами населения, какой являются дети с ограниченными возможностями, в том числе, проживающие в семьях, их родители или замещающие их лица. Отсутствуют справочные материалы о профессиях и их классификаторы, информация о соответствующих образовательных организациях профессионального образования, медицинских аспектах самоопределения и др. Проблематичным является получение детьми и взрослыми профессиональной консультации, т.к. в штатах организаций не предусмотрены профориентологи, профконсультанты, а в функционале психологов, социальных педагогов и других специалистов это направление деятельности отражено косвенно, не является обязательным.
С особыми трудностями данная категория молодежи сталкивается при поступлении в организации профессионального образования, которые связаны с отсутствием заключения специалиста о подходящих направлениях обучения и профессиональной деятельности, но оно, однако, требуется приемными комиссиями. Следует отметить низкую заинтересованность не только работодателей, но образовательных организаций профессионального образования в приеме лиц с ограниченными возможностями, а по мере выходя страны из
демографического кризиса, это может усугубляться. Сегодня, практически не осталось служб, которые имеют в своем функционале услуги практической профориентации для молодежи в целом, и отдельных проблемных категорий, в частности.
В этой связи большое значение имеют новые стратегии государства, региональных властей: новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ, «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017г.г.» (Указ Президента РФ №761 от 01.06.2012), Европейская социальная хартия, долгосрочная целевая программа «Формирование здорового образа жизни населения и комплексная профилактика неинфекционных заболеваний в Кемеровской области на 2013-2017г.г.» и план мероприятий («дорожная карта») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания в Кемеровской области на 2013-2018г.г.» и др., где совершенствование профориентационной деятельности рассматривается как неотъемлемая часть решения актуальных задач экономики, кадровой и молодежной политики, формирования гражданского общества и, конечно, социальной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В числе приоритетов в них отмечены и оказание психолого-педагогической и социальной помощи, внедрение новых технологий оказания помощи в социализации детей с ограниченными возможностями и актуальность привлечения к данной деятельности ресурсов общества, некоммерческого сектора экономики. Руководящими документами в решении проблем совершенствования и активизации профориентации, сопровождения самоопределения являются и распоряжение Президента РФ В.В. Путина о разработке и реализации комплекса мер по профессиональной ориентации подростков и молодежи до 2015г., распоряжение Губернатора Кемеровской области «Об утверждении плана профориентационных мероприятии на 2013г. (25.02.2013. №15-рг) и др.
В связи с вышеизложенным, Кемеровским благотворительным фондом Лиги здоровья нации разработан и начал внедряться инновационный, социально-значимый проект «Профессия и качество жизни детей с ограниченными возможностями», который поддержан Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва), т.к. он соответствует приоритетам деятельности этой организации - социальная поддержка семей с детьми - инвалидами для обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их со-
циализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество (из уставных документов). Проект направлен на содействие социально-профессиональному самоопределению и повышение качества жизни детей с ограниченными возможностями, проживающих в семьях, как важнейшим факторам подготовки их к самостоятельной жизни и интеграции в общество. Целевую группу составляют все субъекты процесса социальнопрофессионального самоопределения: дети с ограниченными возможностями, члены их семей, специалисты центров реабилитации семей и детей с ограниченными возможностями, педагогические работники образовательных организаций добровольцы, что позволяет обеспечить комплексный, системный подход к решаемой проблеме. Возраст детей 14-18 лет, они обучаются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (школах - интернатах) для детей с ограниченными возможностями, проживают в семьях, или обучаются в обычных образовательных организациях общего образования и посещают реабилитационные центры для семей и детей с ограниченными возможностями, имеют сохранный интеллект.
Проект согласован с департаментом социальной защиты населения Кемеровской области, который является главным нашим партнером, поддержка в реализации обеспечивается следующими региональными структурами: Уполномоченный по правам ребенка в Кемеровской области, департамент образования и науки, Общественная палата, управление образования г. Кемерово, КРОО КЦ «Инициатива», КРО МОД «Сибирский народный собор», ООО «Центр развития личности» и др. В качестве пилотных выбраны территории с наибольшим количеством детей с ограниченными возможностями: г. Кемерово, г. Новокузнецк, г. Прокопьевск.
При его разработке учтены внимание, которые стали уделять власть и общество поиску направлений, технологий решения рассматриваемых проблем, стимулирования активной жизненной позиции молодого поколения, в том числе имеющего ограничения по состоянию здоровья, содействия его интеграции в общество, задачи и приоритеты государственной политики в сферах образования и труда. Прежде всего, это связано с введением в действие нового закона «Об образовании в Российской Федерации», где отменяются льготы для данных детей и молодежи при поступлении в образовательные организации профессионального образования. Это потребует от детей и родителей дополнительной подготовки к осознанному выбору образовательного и профессионального маршрута.
Нами учтены и стратегии в области инклюзивного образования, которое не всегда и не в достаточной мере может обеспечить индивидуальный подход в содействии социальнопрофессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями в условиях образовательной организации общего и профессионального образования. Социальноориентированные проекты, социальное партнерство, общественные организации и опыт их деятельности, несомненно, помогут внести существенный вклад, дополнение в деятельность социальных институтов региона, направленную на решение обозначенных проблем.
Задачи проекта:
1. Внедрить технологию содействия социально-профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями, проживающими в семье, с учетом особенностей их физического состояния.
2. Повысить компетентности специалистов учреждений социальной защиты населения по работе с детьми и молодежью с ограниченными возможностями в организации профориентации, психолого-педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения и трудоустройства данной категории населения с учетом здоровьесбере-жения.
3. Привлечь ресурсы добровольцев из числа студентов профильных вузов и специальностей (социально-психологические и медицинские), социально-ориентированных НКО к участию в профориентации, поддержке социально-профессионального самоопределения и самореализации, коррекции через питание физического состояния детей с ограниченными возможностями.
4. Обобщить и распространить положительный опыт содействия социально-профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями, коррекции их физического состояния через изменение структуры питания и др.
Впервые в специальных коррекционных образовательных учреждениях и учреждениях социальной защиты Кемеровской области будут реализованы технологии и методики организации социально-психолого-педаго-гической поддержки социально-профессионального самоопределения, реализации возможностей повышения качества жизни путем коррекции физического состояния через питание детей с ограниченными возможностями, проживающих в семьях.
Начало апробации проекта, данные мониторинга позволили выявить следующее: для детей с ограниченными возможностями характерны низкие мотивация к самоопределе-
нию, уровень подготовки к выходу на рынок труда, к использованию доступных методов повышения качества жизни, самостоятельной жизни, затрудняющие интеграцию в общество в целом. Около 90% старшеклассников не имеют обоснованного и оптимального при имеющихся заболеваниях, отклонениях в состоянии здоровья, выбора профессии. Они слабо владеют профориентационно-значимой информацией в связи с ее полным или частичным отсутствием и неумением пользоваться имеющимися информационными ресурсами. Т.е., подавляющее большинство таких детей имеет крайне низкий уровень готовности к профессиональному самоопределению.
Школы, социально-реабилитационные центры и другие учреждения социальной защиты населения не обеспечивают профориентационную работу в необходимой мере, а так же не используют в коррекционно-реабилитационной деятельности не делают особый акцент на просвещении участников целевой группы по вопросам здоровьесбережения и факторе «питание» как возможности коррекции и поддержания физического состояния. Специалисты учреждений социальной защиты не проходят специальную подготовку (повышение квалификации) по данным проблемам, такого рода деятельность для них не регламентирована и не является обязательной в функциональных обязанностях. Родители детей с ограниченными возможностями также не компетентны в вопросах оказания помощи в обозначенных направлениях подготовки детей к самоопределению и самостоятельной жизни.
Анализ информационных ресурсов по аспектам состояния рынков труда, образовательных услуг и профессий для детей с ограниченными возможностями показал практическое отсутствие специальных сведений, условий и возможностей для вхождения в трудовую жизнь и для профессиональной самореализации данной категории молодежи и населения в целом.
Данные мониторинга, анализ бесед и консультаций показали, что практически все дети и их родители крайне заинтересованы в получении профориентационной помощи и в просвещении по вопросам сохранения и улучшения здоровья и качества жизни в целом, а специалисты - еще и в информационно-методическом сопровождении, практико-ориенти-рованном обучении, знакомстве с эффективным отечественным и зарубежным опытом.
Актуальными и востребованными для подростков являются сведения следующего характера: знания об индивидуальных особенностях, возможностях и ограничениях, способностях, правилах выбора профессии,
востребованных профессиях и другая профориентационно-значимая информация. Они, как правило, не знают и не могут осознать свои потребности и возможности (даже о своих заболеваниях не владеют полной информацией), соотнести их с требованиями различных профессий и др. Все дети и родители хотели бы получить индивидуальную помощь специалиста - профориетолога ( профконсультан-та), профпатолога.
Таким образом, нами выявлены основные проблемы в оптимальном профессио-нальном самоопределении старшеклассников с ограниченными возможностями: не-адекватные притязания, несформированность интересов и «образа «Я», неосознанность профессиональных выборов, низкая профориентационно-значимая информированность об основах профессионального самоопределения при наличии информационных ресурсов (Интернет) и др. Полученные данные свидетельствуют о низком уровне подготовки всех субъектов проекта, к использованию доступных методов повышения качества жизни, самостоятельной жизни, затрудняющие интеграцию детей в общество в целом. При этом все участники целевой группы проекта продемонстрировали большой интерес и готовность получить такие знания и практический опыт.
В этой связи, в содержании мероприятий сделаны особые акценты на социально-психологические и медицинские особенности, интересы и потребности детей с ограниченными возможностями и их семей, выявленные в ходе мониторинга, актуальные возрастные
задачи, связанные с самоопределением. Значимым для нашей целевой группы является и приобретение знаний, навыков и умений, позволяющих быть конкурентоспособными, готовыми к оптимальному выбору профессии и активному, грамотному поведению на рынке труда, последующему трудоустройству. При этом мы ставим задачу поддерживать, формировать у данной категории детей мотивацию к труду, снижению уровня пассивности в отношении своего будущего.
Используемые формы социально-педагогической поддержки включают информирование, разнообразные практико-ори-ентированные занятия, консультирование, активизирующие методы профессиональной ориентации: акции, профориентационные
игры, конкурсы, занятия - экскурсии, тематическое консультирование, дискуссии и др. Начата реализация проектных мероприятий для других участников целевой группы: родителей, педагогов и специалистов, добровольцев.
В целом, первые результаты апробации социально-значимого проекта «Профессия и качество жизни» для детей с ограниченными возможностями, проживающих в семьях, показали его актуальность, востребованность. Решение задач интеграции данных детей в общество будет более эффективным при участии заинтересованных партнеров и, в этой связи, несомненным достоинством проекта является то, что он предусматривает консолидацию органов власти, бизнеса и гражданского общества, открытость и распространение опыта в деятельность НКО.
ЛИТЕРАТУРА
1. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - Режим доступа: мино-бразнауки.рф
2. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации - Режим доступа: www.rosmintrud.ru
3. Официальный сайт Администрации Кемеровской области - Режим доступа: www.ako.ru
REFERENCES
1. The official website of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation - Available at: минобраз-науки.рф (accessed 11 October 2013)
2. The official website of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation - Available at: www. rosmintrud.ru (accessed 11 October 2013)
3. Official site of the Kemerovo region - Available at: www.ako.ru (accessed 11 October 2013)
Информация об авторах Журавлева Ольга Владимировна (Россия, г.Кемерово) - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и менеджмента социальной сферы. Кемеровский государственный универстет. E-mail: [email protected]
Журавлев Кирилл Романович (Россия, г.Кемерово) - Заместитель директора. ООО «Центр развития личности». E-mail: [email protected]
Information about the authors Zhuravleva Ol'ga Vladimirovna (Russia, Kemerovo) - PhD in pedagogy, assistant professor of the department of social work and social management. Kemerovo State University. E-mail: zhur_olga. [email protected]
Zhuravlev Kirill Romanovich (Russia, Kemerovo) - Deputy director of LLC «Centre for personality development». E-mail: [email protected]