Научная статья на тему 'Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ - приоритетное направление деятельности специального образовательного учреждения'

Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ - приоритетное направление деятельности специального образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1395
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДЫ / ШКОЛА-ИНТЕРНАТ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / CAREER GUIDANCE / CHILDREN WITH DISABILITIES / AN INVALID / SOCIALIZATION / BOARDING SCHOOL / SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Славгородская Марина Владимировна

В статье рассматриваются вопросы и проблемы профессионального самоопределения, профессиональной ориентации людей с ограниченными возможностями здоровья, учащихся школы-интерната и деятельность учреждения в решении этих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Славгородская Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL ORIENTATION AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS WHO HAVE LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH - A PRIORITY DIRECTION OF ACTIVITY OF SPECIAL EDUCATIONAL INSTITUTION

The article deals with the issues and problems of professional self-determination, vocational guidance of people with disabilities, students of boarding school and activity in solving these problems.

Текст научной работы на тему «Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ - приоритетное направление деятельности специального образовательного учреждения»

Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное самоопределение обучающихся и рынок труда»

трами занятости населения области, образовательными организациями региона;

— повышение квалификации рабочих кадров, в том числе по индивидуальным учебным траекториям;

— расширение спектра образовательных программ согласно запросу и тенденциям горной отрасли Кузбасса;

— кластерная инициатива по созданию эффективной образовательной среды в угольной отрасли области;

— лоббирование вопроса, позволяющего профессиональным образовательным организациям совместно с организациями высшего образования разрабатывать и реализовывать в сетевых формах образовательные программы прикладного бакалавриата с присвоением лицам, успешно освоившим такие программы и прошедшим итоговую государственную аттестацию, квалификации «бакалавр, специалист среднего звена».

1. Губернатор Аман Тулеев: «За 1 5 лет инвестиции в угольную промышленность Кузбасса достигли рекордного объема и составили 600 млрд рублей» [Электронный

ресурс] // Новости Кузбасса. URL: http://www.nfk.su/ 7750 (дата обращения: 30.05.2016)

2. Долгосрочная целевая программа развития угольной промышленности России до 2030 г. [Электронный ресурс] : распоряжение правительства РФ от 24.01.2012 № 14-р. URL: http://www.nosugol.ru/upioad/pdf/ dpup_2030.pdf. (дата обращения: 30.05.2016)

3. Об утверждении Положения о профессиональной подготовке рабочих для угольных шахт [Электронный ресурс] : постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 сентября 2007 г. № 267. URL: http:// docs.cntd.ru/document/990307247 (дата обращения: 31.05.2016)

4. Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации в 2014 году и задачах на 201 5 год // Федеральный справочник. Среднее профессиональное образование в России : [инф.-аналит. изд.] / Центр стратегического партнерства. М. : НП «Центр стратегического партнерства, 2015. Т. 1.

5. Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 22.01.2013 № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://kemenovo.negnews.org/doc/dq/9f.htm (дата обращения: 31.05.2016)

6. Приказ о создании структурного подразделения № 109 от 17.06.2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.кемгтт.рф/assets/files/Doc/MCPK/NP_baza/ Lok/Pnikaz_109.pdf. (дата обращения: 30.05.2016)

7. Собрание Законодательства РФ. 2012. № 19.

8. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: http:// minenengo.gov.nu/node/1026 (дата обращения: 31.05.2016)

УДК/UDC 37.048.4-056.2

М. В. Славгородская M. Slavgorodskaya

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ — ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

PROFESSIONAL ORIENTATION AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS WHO HAVE LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH — A PRIORITY DIRECTION OF ACTIVITY OF SPECIAL EDUCATIONAL INSTITUTION

В статье рассматриваются вопросы и проблемы профессионального самоопределения, профессиональной ориентации людей с ограниченными возможностями здоровья, учащихся школы-интерната и деятельность учреждения в решении этих проблем.

The article deals with the issues and problems of professional self-determination, vocational guidance of people with disabilities, students of boarding school and activity in solving these problems.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды, школа-интернат, социализация, профориентация, самоопределение.

Keywords: career guidance, children with disabilities, socialization, an invalid, a boarding school, self-determination.

Возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуа-

лизируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части выпускников специальных школ часто не соответствуют потребностям экономики России по определенным специальностям. В настоящее время кардинально меняется характер и цели труда, возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, расширяются компетенции. В связи с этим необходима подготовка специалиста, способного к функциональной адаптации к различным сферам деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться и обучаться на протяжении всей жизни. Поэтому профориентация подростков, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), по своей сути является не только проблемой педагогической, но и общественной.

В законе "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 42 п. 2) указано, что «... Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя: ... помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации» [1].

В Концепции действий на рынке труда на 2008-2010 гг. (распоряжение правительства РФ от 15.08.2008 № 1193-р) выделяются особенности профориентационной работы:

— профессиональная ориентация актуальна и является частью государственной политики;

— профориентация является частью государственной политики в области регулирования рынка труда;

— профориентационная работа с молодежью проводится на основе целевых программ профессиональной ориентации разрабатываемых субъектами Российской Федерации [2].

Президент РФ В. В. Путин в Кремле на заседании Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в Российской Федерации 23 декабря 2015 г заявил: «Уже в школе важно помочь ребятам осознанно выбрать будущую специальность, которая будет востребована на рынке труда, чтобы они потом смогли найти себе дорогу по душе, получали достойный заработок, могли состояться в жизни. Конечно, профессиональная подготовка школьников, их профориентация не должны быть чисто формальной.» [3].

В современных условиях развития общества профориентация, профессиональное становление и трудоустройство молодежи с ОВЗ

очень значимы для них, так как одной из важнейших форм социализации инвалидов является трудовая деятельность.

В России государственная политика в отношении инвалидов имеет многолетнюю историю. Актуальность проблем инвалидов в Кемеровской области, включая и практические возможности реализации их прав, очевидна. В области на 01.06.2015 проживает 251 359 инвалидов, из них 11 769 — дети. Рассматривая динамику первичной инвалидности населения Кузбасса, необходимо отметить нарастание удельного веса 1-й группы с 12,4±0,3 % в 1992 г до 14,4±0,3 % в 2001 г На 27,9 % вырос удельный вес инвалидов среди трудоспособного населения области [4].

Таким образом, 9,1 % всего населения области имеет особые потребности и постоянно нуждается в специальных мерах государственной поддержки. Примерно 90 тысяч инвалидов являются гражданами трудоспособного возраста, многие из которых стремятся к социально активной и максимально независимой жизни, профессиональной занятости. Однако воплотить в жизнь эти стремления удается пока далеко не всем. Несмотря на активное проведение государственной и региональной политики содействия занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, доля реально трудоустроенных среди них остается, к сожалению, крайне небольшой.

Низкая конкурентоспособность инвалидов на рынке труда связана не только с теми ограничениями, которые накладывает их здоровье на профессиональную занятость, но и с более низким уровнем образования инвалидов, по сравнению с населением, не имеющим ограниченных возможностей здоровья. Без профессионального образования уделом инвалидов становится лишь малоквалифицированная и низкооплачиваемая работа, которая часто по своему качеству намного отстает от потенциальных возможностей этой категории населения. В результате проигрывают и сами инвалиды, и все общество. Для инвалидов это явное сужение горизонтов самореализации, для общества и государства — неэффективное использование столь дефицитных в нашей стране трудовых ресурсов.

Также достаточно остро стоит вопрос реализации инвалидами своего права на профессиональную ориентацию, которая для них имеет большее значение, чем для лиц без ограничений здоровья как минимум по двум причинам. Во-первых, у многих лиц с ОВЗ и инвалидов на-

Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное самоопределение обучающихся и рынок труда»

блюдается меньшая информированность о профессиях, но самое главное — цена ошибки при выборе профессии выше, ведь переучиваться им будет существенно сложнее.

Не изжиты случаи нарушения прав инвалидов как при поступлении (обучении) в профессиональные образовательные организации, так и при приеме на работу. Не все федеральные и региональные законодательные акты, цель которых способствовать получению образования лицами с ОВЗ и инвалидами, имеют механизмы реализации, что сдерживает применение этих законодательных актов на практике. Ресурсы гражданского общества этой категории населения используются достаточно активно, однако эта активность почти не применяется именно в профессиональном образовании лиц с ОВЗ и инвалидов. Кроме того, исследователи отмечают и распространенность иждивенческих настроений среди лиц с ОВЗ и инвалидов, часть лиц из которых в большей степени настроены на получение льгот, чем на получение профессии и экономическую активность.

В ходе опроса, проведенного в ФГУ «Новокузнецкий научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов», было выявлено, что лишь 23 % инвалидов трудоустроены, 13,4 % респондентов работают неофициально, 63,6 % — не работают [5].

В связи с этим особый интерес представляют профессиональная ориентация и самоопределение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, поскольку именно в этом возрасте закономерно поставлен вопрос выбора своего жизненного пути.

Большинство подростков, оканчивающих образовательные учреждения и собирающихся начать трудовое обучение, для правильного выбора профессии нуждается не только в сопровождении психолога и социального педагога, но и консультации врача для учета соответствия выбора профессии возможностям здоровья. Родители и педагоги, зная заболевание ребенка, должны психологически готовить его к тому, что ряд специальностей и профессий, возможно и тех, которые он предварительно для себя избрал, будут для него не подходящими и ему следует ориентироваться на специальности, по которым он сможет работать. Чем раньше это будет сделано, тем больше возможностей своевременно подготовиться к правильному выбору профессии, что обережет подростка от психологических травм, конфликтов, неудовлетворенности.

Узкий перечень направлений допрофес-сиональной подготовки обучающихся с ОВЗ не позволяет учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка. В большинстве случаев молодые люди с инвалидностью осуществляют выбор образовательной организации не в соответствии со своими способностями и предпочтениями, а ориентируясь на специальности, открытые в профессиональных образовательных организациях, где организовано обучение людей с конкретным заболеванием. Причем трудоустраиваться по данным специальностям молодые люди часто не собираются.

На сегодняшний день ситуация выхода молодых людей во взрослую жизнь, их профессионального самоопределения и выбора профессии существенно отличается от той, которая была несколько лет назад, и тем более от той, в которой находились их родители (законные представители).

В нашей стране существует система учреждений профессиональной подготовки молодежи, в том числе и инвалидов, которая включает в себя совокупность реабилитационных учреждений, центров социальной помощи, центров профессиональной ориентации, занятости. Но на практике реализация основных прав людей с нарушениями в развитии, профессиональной ориентацией учащихся, направлений жизненного самоопределения молодых людей с особенностями развития имеет много проблем.

Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой образовательно-воспитательной деятельности.

Одним из препятствий в получении качественного профессионального образования в соответствии со своими склонностями, особенностями, талантами является практически полное отсутствие целенаправленной системной проф-ориентационной работы с учащимися из числа инвалидов в период обучения их в организациях общего и дополнительного образования.

Понимая эту проблему, педагогический коллектив школы-интерната № 38 для детей с нарушением слуха г. Новокузнецка с 2004 г. начал планомерный поиск помощи учащимся с ОВЗ в их подготовке к дальнейшему профессиональному обучению и трудоустройству.

За этот период в школе были открыты четыре инновационные площадки, направленные на решение проблем профориентации, профессионального самоопределения и дальнейшей занятости выпускников специальной школы. В ходе работы федеральной инновационной площадки «Образование и занятость выпускников на рынке труда» (золотая медаль Кузбасской ярмарки «Образование. Карьера. Занятость») учреждением разработана и внедрена в педагогическую практику программа профориентации «Образование. Карьера. Успех», которая определяет содержание и основные пути реализации деятельности образовательного учреждения по профессиональной ориентации и самоопределению слабослышащих школьников. Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, творческих конкурсов, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся. В марте 2016 г программа была удостоена серебряной медали Кузбасской выставки-ярмарки «Образование. Карьера».

В настоящий момент в условиях перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты школа будет разрабатывать систему работы, включающую построение индивидуального образовательного маршрута учащегося (на основе диагностических данных) и последующего сопровождения ребенка на протяжении его обучения в школе.

На протяжении многих лет учреждение сталкивается с проблемой дальнейшего обучения и занятости выпускников. Ежегодно от 10 до 25 выпускников с нарушением слуха заканчивают обучение в нашей школе и стал-

киваются с узким спектром предлагаемых профессий в нашем регионе и отсутствием сурдопереводчиков в профессиональных образовательных организациях. Особенно трудно это для детей с интеллектуальными нарушениями, которые могли бы успешно трудиться на самых востребованных экономикой рабочих специальностях.

«Получение инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности» (письмо Министерства образования и науки РФ от 2.02.2106 № ВК-163/07) [6].

1. Об образовании в Российской Федерации : фед. закон от 29. 12.2012 № 273-Ф3 // Вестник образования РФ. 2013. № 5-6. Ст. 42.2. С. 64-65.

2. Концепция действий на рынке труда на 2008-2010 годы : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 15.08.2008 № 1193-р.

3. Путин В. В. Госсовет по вопросам совершенствования общего образования [Электронный ресурс]. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/51001 (дата обращения 23.12.2015)/

4. Богомолова Н. Д. Инновационные технологии организации охраны и укрепления здоровья населения : автореф. дис. ... д-ра мед. наук. Кемерово, 2006. 21 с.

5. Головко С. Г. Особенности региональной социальной политики в отношении инвалидов (на примере Кузбасса) [Электронный ресурс]. URL: http://jurnal.org/ articles/2008/polit16.html.

6. О направлении методических рекомендаций : письмо Минобрнауки России от 2.02.2016 г. № ВК-163/07 // Вестник образования. 2016. № 8. С. 60-61.

УДК/UDC 377(571.17) О. В. Сластунова, Р. С. Казаков

O. Slastunova, R. Kazakov

ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ РАБОЧЕЙ СРЕДЫ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

DEVELOPMENT OF OLYMPIAD MOVEMENT AS AN ELEMENT OF CREATION COMPETITIVE WORKING ENVIRONMENT IN KEMEROVO REGION

Статья посвящена вопросам организации олимпиадного движения среди профессиональных образовательных организаций горного профиля Кемеровской области. В данной статье

рассматриваются организационные и педагогические условия, формирующие модель подготовки обучающихся к олимпиадам профессионального мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.