Научная статья на тему 'Добровольцы о работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья'

Добровольцы о работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
2498
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБРОВОЛЬЦЫ / VOLUNTEERS / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / CHILDREN WITH DISABILITIES / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONAL SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Птицына Наталья, Маркова Елена

В статье рассматриваются особенности работы добровольцев с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья. На основе анализа данных эмпирического исследования раскрываются специфика взаимодействия с родителями, имеющими детейинвалидов, особенности ценностно-мотивационной структуры добровольцев. Делаются выводы о том, что добровольчество выступает важным фактором профессиональной социализации будущих специалистов помогающих профессий, поскольку в ходе приобретения опыта социального служения у них формируются социально значимые ценности, общественно одобряемые мотивы, профессионально важные качества; происходит осознанное самоопределение в профессиональной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Volunteers about working with disabled children

This article considers the specifics of volunteers work with families raising disabled children. With regard to the analysis of empirical research data,the authors reveal the particular nature of interaction with parents of the disabled children, as well as features of the value-motivational structure of volunteers, are revealed. It is concluded that volunteerism is an important factor in the professional socialization of future specialists in helping professions, because in the course of acquiring the experience of social service, socially important values, socially approved motives, professionally important qualities are formed in them; a conscious self-identification in the professional sphere takes place.

Текст научной работы на тему «Добровольцы о работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 316.346.3

БОТ: 10.28995/2073-6401-2018-1-76-95

Добровольцы о работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Наталья А. Птицына

Ивановский государственный университет, г. Иваново, Россия, napticyna@yandex.ru

Елена К. Маркова

Ивановский государственный университет, г. Иваново, Россия, markova2003@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности работы добровольцев с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья. На основе анализа данных эмпирического исследования раскрываются специфика взаимодействия с родителями, имеющими детей-инвалидов, особенности ценностно-мотивационной структуры добровольцев. Делаются выводы о том, что добровольчество выступает важным фактором профессиональной социализации будущих специалистов помогающих профессий, поскольку в ходе приобретения опыта социального служения у них формируются социально значимые ценности, общественно одобряемые мотивы, профессионально важные качества; происходит осознанное самоопределение в профессиональной сфере.

Ключевые слова: добровольцы, дети с ограниченными возможностями здоровья, профессиональная социализация

Для цитирования: Птицына Н.А., Маркова Е.К. Добровольцы о работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяя // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2018. № 1 (11). С. 76-95. БОТ: 10.28995/2073-6401-2018-1-76-95

© Птицына Н.А., Маркова Е.К., 2018

Volunteers about working with disabled children

Natalya A. Ptitsyna

Ivanovo State University, Russia, napticyna@yandex.ru

Elena K. Markova

Ivanovo State University, Russia, markova2003@mail.ru

Abstract. This article considers the specifics of volunteers work with families raising disabled children. With regard to the analysis of empirical research data, the authors reveal the particular nature of interaction with parents of the disabled children, as well as features of the value-motivational structure of volunteers, are revealed. It is concluded that volunteerism is an important factor in the professional socialization of future specialists in helping professions, because in the course of acquiring the experience of social service, socially important values, socially approved motives, professionally important qualities are formed in them; a conscious self-identification in the professional sphere takes place.

Keywords: volunteers, children with disabilities, professional socialization

For citation: Ptitsyna NA., Markova EK. Volunteers about working with disabled children. RSUH/RGGU Bulletin. "Philosophy. Social Studies. Art Studies" Series. 2018;1(11):76-95. DOI: 10.28995/2073-6401-2018-1-76-95

Введение

Изолированность от общества - одна из актуальных проблем семей с особыми детьми. В настоящее время государственные социальные службы не могут в полной мере удовлетворить потребности данной категории граждан в профессиональной помощи (слабая ресурсная обеспеченность, несовершенство нормативной правовой базы, недостаточное развитие инфраструктуры). В этих условиях большую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья может оказать волонтерский корпус.

Добровольческая деятельность в современных условиях отличается многообразием, поэтому в различных научных источниках

встречаются расхождения в трактовке содержания понятия «добровольчество», которое чаще всего отождествляется с термином «волонтерство». В целом добровольчество (волонтерство) определяется как форма социального служения, «осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан» [1].

В последние годы ряды волонтеров существенно расширились [2], увеличились и масштабы оказания добровольческой помощи. Вместе с тем необходимо понимать, что в условиях рыночной экономики, нравственной атмосферы, царящей в обществе, добровольцы в большей мере ориентированы на реализацию собственных возможностей, чем на удовлетворение потребностей нуждающихся граждан.

Предметом научного анализа отечественных исследователей выступают различные аспекты добровольчества: от системного развития [3] до социального управления [4]. В последние десятилетия появились работы, в которых рассматриваются отдельные проблемы профессиональной социализации будущих специалистов помогающих профессий, например формирование готовности к волонтерской деятельности [5], профессиональное самоопределение [6], дидактика организации волонтерства [7] и др.

В целях изучения особенностей профессиональной социализации будущих специалистов помогающих профессий, участвующих в общественно полезной деятельности, проведено социологическое исследование «Работа добровольцев с семьями детей-инвалидов» (Иваново, 2015-2016). Настоящая статья продолжает ряд публикаций, в которых рассматриваются особенности деятельности добровольцев [8].

Методы исследования

Положения статьи основаны на анализе материалов полуформализованных интервью, проведенных под руководством и при участии авторов с добровольцами - будущими специалистами помогающих профессий, оказывающих социальную помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья. Опрошены 20 человек (в том числе 17 девушек и 3 юношей), входящих в возрастную категорию от 18 до 24 лет. Применялась процедура пошагового отбора участников исследования: на первом

этапе были опрошены участники городского фестиваля «Увлечения» (Иваново, 2016), работающие с детьми-инвалидами, на втором - применялся метод «снежного кома». В описание результатов исследования включены фрагменты интервью волонтеров с целью конкретизации социально-психологических характеристик юношей и девушек, которые могут рассматриваться в качестве критериев их профессиональной социализации.

Результаты исследования

Основную часть опрошенных добровольцев составили девушки-студентки, не состоящие в браке (в том числе половина из них -учащиеся и выпускники социолого-психологического факультета ИвГУ). Подавляющее большинство добровольцев участвовали в разработке и реализации различных социальных проектов, направленных на социализацию и интеграцию в общество детей с ограниченными возможностями здоровья. Несмотря на расширение масштабов добровольчества в нашей стране, наименее востребованным у молодежи остается социальное направление деятельности. В связи с этим показателен выбор нашими респондентами данного направления общественной работы, связанной с определенными трудностями, большой эмоциональной нагрузкой, высоким уровнем ответственности, не предусматривающей оплаты.

Спецификаработы добровольцев с семьями, имеющими особенных детей

Добровольческая работа нацелена на обеспечение практической и эмоциональной поддержки семей, которые воспитывают особых детей. В современном российском обществе по отношению к инвалидам распространены негативные суждения и психологические стереотипы, поскольку у населения недостаточно сформирована толерантность к гражданам с ограниченными возможностями здоровья. Происходит стигматизация инвалидности, выражающаяся на социально-психологическом уровне в чувстве жалости и снисходительной нетребовательности к нетипичным членам общества. Другая причина негативного отношения - недостаточный уровень информированности населения о причинах инвалидности, особенностях протекания тех или иных синдромов, в результате чего многие избегают контактов с такими людьми, испытывая страх

и недоверие. В ходе исследования изучены особенности взаимодействия добровольцев с особыми детьми. Более половины опрошенных (преимущественно девушки) испытывали перед встречей с детьми страх от неизвестности, что обусловливало снижение уверенности в своих силах. Многие девушки сомневались в том, что смогут успешно справиться с этой работой:

Я думаю, что было чувство страха, неопределенности. Чувство того, что я могу не справиться (Анна, 21 год).

Я надеялась, что будет не особо сложно, но мне хотелось попробовать... Когда нам объясняли, как нам придется взаимодействовать, что нужно учитывать все особенности, я уже начала испытывать чувство страха. И, конечно, понимала, что это будет очень сложно, что это большая ответственность (Анна, 21 год).

Было страшно, раньше опыта не было. Я очень эмоциональный человек, и я боялась, что буду плакать. И несколько дней было очень болезненно. я очень прониклась семьей, в которую ходила. Мне кажется, у меня даже некая депрессия и тяжесть ощущалась после первых встреч (Наталья, 24 года).

Юноши проявили большую уверенность в своих силах и оптимизм. Они приступили к работе с позитивным настроем и желанием получить положительные эмоции:

Особенно долго не размышлял. Думал, вот приду на встречу, там все и будет понятно. Дети особенные, но контактировать с ними можно и. нужно. Только не все хотят. или могут. Все-таки позитивно был настроен, такого же отношения хотел и к себе (Андрей, 18 лет).

.Изначально я, конечно же, ожидал от этой работы. положительных эмоций. Мне хотелось обогатить эмоциональную сферу детей. (Константин, 22 года).

Согласно полученным данным, ожидания большинства респондентов (обусловленные наличием страха и неуверенности) оказались неоправданными. Отвечая на вопрос о том, какие чувства вы испытывали, общаясь с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, более половины добровольцев назвали «радость», «гордость», «удовольствие». Встретился и такой ответ: «Чувство общения с близким человеком». По мнению четверти опрошенных,

залогом успешного взаимодействия с особыми детьми является «общение на равных», «не видя их недуга».

Коммуникация с особыми детьми носит более сложный характер, чем с их здоровыми сверстниками, что вызвало определенные трудности у волонтеров в процессе общения с данной категорией детей. Во-первых, затруднения были обусловлены «дефектами речи», инертностью мышления («долгим ожиданием, пока ребенок сформулирует свою мысль»), потребностью в тактильных контактах; во-вторых, изменчивостью настроения детей (в ходе групповых занятий они могли «обидеться» или «приревновать к другим детям»); в-третьих, особенностями поведения («иногда отказывались выполнять предложенные задания»):

...Были проблемы из-за дефектов речи, приходилось иногда долго ждать, пока ребенок сформулирует свою мысль. Но мне никогда не хотелось перебить или поторопить ребенка, я просто относилась к этому с пониманием... есть дети, которые очень любят телесные контакты, хотят очень много внимания и ласки. Например, у С. любимое занятие - расчесывать мне волосы, и это мне не всегда приятно, поэтому иногда приходится смириться с чем-то и проявить терпение (Анна, 21 год).

Трудности в коммуникации, управлять в некоторых ситуациях было трудно, необходимо было постоянно за ребенком следить, чтобы он не навредил себе и другим (Дарья, 21 год).

Помню, была трудность (я тогда была прикреплена к мальчику с аутизмом, и у него возникла ревность, когда я уделяла свое внимание не только ему, но и другим ребятам, и что другие волонтеры разговаривали с другими детьми, а ему мало внимания уделяли), он обиделся и ушел во время занятия. Я себя пересилила тогда, переговорила с ним, попыталась успокоить и поговорила с командой волонтеров. Благодаря тому, что ребята быстро абстрагировались и сгладили всю ситуацию, проблема прошла незаметно (Анна, 21 год).

Встретился и такой ответ:

Чувство брезгливости при контактах с детьми (Ульяна, 18 лет).

Девушки и юноши по мере приобретения новых знаний и формирования специальных умений и навыков общения с особыми детьми почувствовали себя увереннее, научились справляться с трудностями.

Согласно полученным данным, преодолевать многие трудности добровольцам помогали работа в команде, наличие терпения, а также стремление к достижению поставленной цели. В целом респонденты высоко оценивают роль работы в команде, считая, что деятельность единомышленников способствует развитию личности добровольца:

Мы делимся эмоциями и переживаниями, это вдохновляет и подстегивает стараться еще больше. И мы пытались делать каждую встречу интересной... (Анна, 21 год).

...Это возможность получить больше опыта, почерпнуть что-то полезное и также поделиться собственными идеями (Наталья, 21 год).

.Каждый человек - это что-то уникальное, и в таких условиях ты можешь подсказать что-то другому, и тебе могут дать совет. Когда люди сопряжены одной целью и они объединяются для ее достижения, действительно, случаются чудеса. Один человек не мог бы сделать того, что делает команда (Анна, 21 год).

Девушки проявляют большую готовность к работе в команде, поскольку командная работа дает возможность обсудить проблемы и поделиться эмоциями с другими ее участниками, т. е. придают большое значение межличностной коммуникации. Юноши не отрицают, что деятельность в команде единомышленников способствует личностному развитию добровольцев, но чаще предпочитают действовать самостоятельно, опираясь на собственный опыт, стремятся к индивидуальным достижениям.

Ценностно-мотивационная структура добровольцев

В ходе интервью респонденты рассказали, каким образом они «включились» в работу с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди причин, названных добровольцами, доминирует «учебная практика»:

Это была учебно-производственная практика в университете (Анна, 21 год).

Изначально, меня привлекли к сотрудничеству в процессе летней практики с Центром психолого-педагогической помощи семье и

детям. Сначала, разумеется, было тяжело. Какие конкретные методы использовать во взаимодействии с детьми. Нужно было просто наладить контакт. Я знакомился с ними, я пытался оказать какую-то эмоциональную поддержку. Спустя несколько недель я уже разработал программу с помощью своего научного руководителя, по которой мы осуществляли непосредственно занятия музыкотерапией с детьми. Я уже стал наставником для детей, давал им конкретные рекомендации, ставил конкретную цель и всячески содействовал в ее достижении. И точно так же оказывал моральную и эмоциональную поддержку (Константин, 22 года).

В шести случаях - это приглашения поучаствовать в благотворительных акциях, фестивалях (например, в городском благотворительном марафоне в поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья «Ты нам нужен!», городском фестивале «Увлечения», флешмобе, посвященном борьбе против рака и др.), полученные от активистов общественных организаций и объединений, в которых они уже состояли или же «влились» в их ряды после завершения мероприятий (ИРО ВОО «Союз добровольцев России», Молодежный актив города Иванова (ГМА), городской клуб молодых людей с инвалидностью «Грани», волонтерский отряд ИвГУ и др.):

Организация, в которую я попала («Союз добровольцев России») делилась на несколько направлений, и в каждом направлении мы должны были работать. И когда мы познакомились с детьми с ограниченными возможностями здоровья, мы поняли, что они классные, они очень отзывчивые и с ними хочется общаться (Мария, 18 лет).

Названы и другие причины. Например, две девушки занялись общественной деятельностью, последовав советам своих преподавателей. Одна из них так объяснила причину «вовлечения» в добровольческую работу:

Это получилось спонтанно. Преподаватель предложила мне заняться практической деятельностью, чтобы самой понимать то, о чем буду писать. Я тогда выбрала тему курсовой о волонтерах (Марина, 22 года).

Одна из студенток много лет посещала воскресную школу, где подружилась со сверстницей, имеющей ограниченные возможности здоровья:

.Мы знакомы 8 лет, я помогала рисовать, провожала ее в столовую, поиграть. В воскресной школе мы вместе пели, где-то просто провожала до дома (Ирина, 21 год).

Другая - вместе с однокурсницей посещала детей с ограниченными возможностями здоровья, обучавшихся в специализированной школе-интернате:

Это было, когда я училась в университете, нам директор школы-интерната предоставил список детей, которые по каким-то причинам одиноки или имеют материальные сложности. Мы распределились по группам и ходили домой к этим детям, гуляли, общались. Лично я попала к мальчику, который не может самостоятельно передвигаться, мы помогали вынести его на коляске на улицу, общались с ним (Наталья, 24 года).

Согласно полученным результатам, юноши приобщились к данному направлению общественной работы посредством участия в учебной практике. Причины включения девушек в добровольческую деятельность разнообразнее: участие в благотворительных акциях, работа в составе общественных организаций, оказание индивидуальной помощи особенным детям и др. Как видим, девушки занимают более активную жизненную позицию, проявляют большую готовность включиться в социальное служение.

В современных условиях, по мнению ряда исследователей, социальное пространство ценностных ориентаций российской молодежи противоречиво и размыто [9]. На фоне повышения ценности семьи для молодежи происходит снижение значимости трудового коллектива, ориентации на интересную работу и общественную деятельность. В последние два десятилетия, как полагают авторы, радикальная трансформация ценностных ориентаций идет по пути вытеснения общественно значимых ценностей индивидуалистскими. Изучение ценностных ориентаций добровольцев показало, что для основной части из них первостепенное значение имеют «семья» и «дети»:

Крепкая семья (Анна, 21 год).

Это семья и дети (Анна, 21 год).

Это дети, потому что за детьми будущее. Кто будет развивать нашу страну, если не дети? Потому, думаю, что мы должны вкладывать в детей (Наталья, 21 год).

Для четырех респондентов (в том числе двух юношей) наряду с семьей важную роль играют «друзья» и «саморазвитие». Для трех девушек - «любовь» и «саморазвитие». В целом триаду ценностей для девушек составляют «семья», «дети», «любовь»; для юношей -«семья», «друзья», «саморазвитие». Выявлены некоторые отличия в иерархии ценностей добровольцев в зависимости от их пола и опыта участия в общественной деятельности. Для девушек со стажем общественной работы до двух лет первостепенное значение имеют «семья» и «любовь»; для участвующих в общественной деятельности более двух лет возрастает ценность семьи и детей. Девушки хотят видеть своих близких здоровыми:

Это семья, чтобы близкие были здоровы и все рядом (Дарья, 21 год).

В ходе исследования выявлены основные мотивы волонтеров, осуществляющих работу с семьями, воспитывающими особых детей.

Наиболее распространенным мотивом является альтруистический («возможность помогать людям», «сделать этот мир лучше, добрее»):

Такой трудный вопрос. я думаю, что творить добро, показывать людям, что есть на свете что-то доброе. Это эффект бумеранга - если поможешь ты, помогут и тебе (Мария, 18 лет).

Желание и потребность помогать. Просто не могу по-другому (Ульяна, 18 лет).

Это бескорыстная помощь, которая идет от души. и, конечно, просто любовь к людям (Дарья, 21 год).

Это деятельность, к которой люди не по принуждению приходят, а потому что у них есть на это желание, способности. Люди хотят проявить себя, свои лучшие качества, помогать другим и именно не с целью того, чтобы получить какую-то выгоду, а для того, чтобы подарить добро другим людям (Анна, 21 год).

Это возможность помочь людям, которые нуждаются в твоей помощи, поддержке на альтруистических началах (Константин, 22 года).

Как видим, для волонтеров важна деятельность, направленная на оказание помощи другим людям, в основе которой лежит ответственность за членов сообщества, нуждающихся в поддержке.

Не менее важен для молодых людей мотив приобретения социального опыта. Волонтеры рассматривают добровольческую работу как возможность приобрести новые знания, умения, навыки, «получить полезный опыт» или «познакомиться с новыми людьми»:

Это самовыражение и преодоление собственной лени, возможность почувствовать других людей (Андрей, 18 лет).

Для меня это возможность получить новый опыт, почувствовать себя полезной для других (Дарья, 21 год).

Способ общения и установления новых контактов (Анастасия, 20 лет).

Можно предположить, что добровольческая деятельность воспринимается девушками и юношами как один из этапов освоения профессиональной деятельности.

Важную роль играет такая потребность, как способ самореализации («возможность для самовыражения», «непрерывное саморазвитие, самовоспитание»):

Я могу развиваться, я могу общаться много с новыми людьми. Плюс я могу оказать помощь людям (Наталья, 21 год).

Прежде всего это отличная возможность для самовыражения, для воплощения собственных идей. Это непрерывное саморазвитие, самовоспитание и постоянное знакомство с интересными людьми (Марина, 22 года).

Причем четыре респондента считают, что это хорошая возможность реализовать собственные идеи, воплотить в жизнь собственные проекты.

Потребность в самовыражении, стремление быть нужным другим, делать что-то необходимое и полезное, активно участвовать в общественной жизни - все это способствует формированию активной гражданской позиции у молодых людей.

Мотивом участия в добровольчестве послужил и личный опыт волонтеров (болезни, потери близких). Среди опрошенных добровольцев оказались две студентки, встретившиеся с бедой в своих семьях:

В семье долго болел брат. За ним приходилось постоянно ухаживать. Кто же будет помогать, если не близкие люди? (Юлия, 20 лет).

В семье случилась беда. У сестры погиб муж. Она нуждалась в моей помощи (Анастасия, 21 год).

Зафиксированы и другие мотивы (формирование новых социальных ролей, например роли «поводыря»; признание своей значимости):

Я его сопровождаю, открываю мир своими глазами слепому ребенку, рассказываю ему в деталях о предметах, которые я вижу. (Дарья, 18 лет).

Среди опрошенных добровольцев преобладают девушки, для которых наиболее важными являются альтруистические мотивы. Причем значимость этих мотивов возрастает для девушек, участвующих в добровольческой деятельности более трех лет.

В целом же центральным мотивом для добровольцев, помогающих детям с ограниченными возможностями здоровья, остается альтруистический. Молодые люди посредством участия в добровольчестве знакомятся с новыми людьми, реализуют желание быть нужными другим, приобретая опыт для дальнейшей трудовой деятельности и активно включаясь в жизнь общества.

Оценка добровольцами результатов работы с семьями детей-инвалидов

Большая роль в работе добровольцев с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, отводится межличностной коммуникации. Первая встреча с добровольцами, как правило, вызывает у ребенка неоднозначные реакции, он может испытывать страх, тревогу, отказываться от предложенной деятельности. Круг общения особенных детей весьма ограничен, они редко встречаются с другими людьми, поэтому часто проявляют осторожность при встрече с новыми людьми и испытывают к ним недоверие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе исследования изучены мнения добровольцев о том, как у них складывались отношения с детьми. Большинство волонтеров отметили, что дети проявляли к ним нескрываемый интерес и доброжелательность. Иллюстрацией могут служить следующие ответы респондентов:

Шли на контакт, конечно, в силу своих особенностей. Я думаю, они были открыты (Дарья, 21 год).

Шли на контакт, не было такого, чтобы они были против общения и чтобы закрывались. Думаю. они открывались, насколько это было возможно (Анна, 21 год).

Очень открыты, и они очень ждали нас, им было интересно. И я отметила, что им очень хочется поделиться своей жизнью, обсудить свои интересы с нами. Они поздравляют с каждым праздником. Ты остаешься навсегда в их жизни, и приятно знать, что ты оставил частичку себя (Анна, 21 год).

Только трое добровольцев (две девушки и один юноша) отметили, что во время первых встреч дети с ограниченными возможностями здоровья относились к ним настороженно, стеснялись. Причем наибольшее стеснение испытывали дети из неполных семей, имеющие ограниченный круг общения.

При организации игр и занятий волонтеры предлагали детям развивающие игры и упражнения, в результате выполнения которых дети пополняли словарный запас, осваивали новые способы действий. Добровольцы серьезно относились к планированию встреч с детьми, наполняя их интересным содержанием, нацеленным на творческое развитие.

По мнению добровольцев, в ходе проведения совместных занятий дети преодолевали неуверенность в собственных силах, общение способствовало развитию их эмоционально-волевой сферы, нормализации эмоционального состояния.

В семьях с особенными детьми основные усилия направлены на проявление заботы по отношению к больному ребенку, а здоровые дети зачастую испытывают дефицит внимания. Родителям приходится часто посещать учреждения здравоохранения, социального обслуживания, поэтому больного малыша они оставляют на попечение старших детей, вынужденных осваивать родительские роли. Так, в двух семьях на помощь родителям пришли добровольцы, которые в отсутствие взрослых проводили занятия с детьми, сопровождали их на прогулках, провожали в школу. Подобная помощь была очень полезной для родителей и детей. Более того, волонтеры подружились и со здоровыми детьми:

Галя, сестра моего подопечного, долго вспоминала, как мы с ними ходили в цирк. Ей очень понравилось представление. она не один раз спрашивала меня о том, пойдем ли мы еще куда-нибудь. (Юлия, 20 лет).

Взаимодействие волонтеров с членами семей способствует расширению контактов, а также снимает психологическое напряжение.

В процессе взаимодействия с добровольцами дети-инвалиды вовлекаются в совместную деятельность (например, вместе гуляют, играют, мастерят поделки), получают возможность развития коммуникативных способностей, что содействует психологическому оздоровлению, более успешной их социальной адаптации.

Примером результативности работы с детьми может служить фрагмент из интервью:

Работая с детьми, мы как бы создавали детям специальные условия, чтобы они могли себя проявить. Играли, рисовали, изучали правила игры на гитаре. исполняли рэп Тимати. В результате один из подростков захотел освоить гитару... и даже сочинил несколько рифм. (Андрей, 18 лет).

Взаимодействие с родителями - это неотъемлемая часть работы с семьями, поэтому волонтерам необходимо осваивать способы предотвращения и разрешения конфликтов, развивать стрессоустойчи-вость. В ходе исследования изучены особенности общения волонтеров с родителями. Добровольцы рассказали, что нередко приходилось наблюдать «эмоциональные срывы» родителей (например, проявления раздражения и агрессии в обращении с детьми):

Мы ходили на выставку детских рисунков. К. настойчиво просил у мамы пить. А в вестибюле стоял кулер, но не было стаканчиков. У матери с собой не было воды, конечно, и стаканчика не оказалось. Она не стала ему ничего объяснять, а просто сказала: «Замолчи. Ничего не проси, у меня здесь ничего нет.». Почти сразу у ребенка пропал интерес к дальнейшему просмотру рисунков (Марина, 22 года).

Два добровольца (девушка и юноша) отметили, что были случаи, когда родители проявляли недоверие и отказывались от предлагаемой помощи.

Такое отношение со стороны родителей встречается не только к добровольцам, а также и к специалистам. Причина состоит в том, что родители испытывают недоверие, обусловленное предшествующим неблагоприятным опытом взаимодействия. Иногда причиной служит неискренность волонтеров, в основе которой лежат карьерные устремления или формальное отношение к работе.

Респонденты единодушны в том, что добровольчество оказывает положительное влияние не только на детей («могут почувствовать, что они необходимы», «ощутить поддержку в лице посторонних людей», испытать «чувство радости от общения с новыми людьми»), но и на родителей (у взрослых формируется «умение доверять посторонним людям», укрепляется «вера в то, что есть люди, которые искренне хотят помочь, не требуя ничего взамен»).

Добровольцы о полученном опыте

Работа добровольцев полезна не только семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, но и самим волонтерам. Девушки и юноши получают удовлетворение от работы, устанавливают дружеские контакты, приобретают новые знания, умения и навыки.

Работа с особыми детьми позволила многим волонтерам объективнее оценить полученный опыт, определить перспективы развития отношений:

.Были трудности личностного характера. не понятно, что это за человек. вдруг ты сделаешь человеку больно или, наоборот, недодашь ему ласки или тепла, или вдруг тебя просто неправильно поймут. Поэтому я всегда старалась удовлетворять полностью их потребности. То есть, если я видела, что ребенку что-то не нравилось, приходилось меняться (Наталья, 21 год).

Наличие практического опыта взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяет волонтерам объективнее выделить качества, необходимые будущим специалистам для осуществления успешной профессиональной деятельности (ответственность, искренность, эмпатия, коммуникативная толерантность, социальная активность).

Согласно полученным данным, в процессе добровольческой деятельности волонтеров развиваются такие качества, как ответственность, эмпатия, коммуникативность. Приведем несколько фрагментов из интервью:

Ответственность, искренность. Человек начинает лучше чувствовать других, проявляется настоящая любовь к детям, доброта (Анна, 21 год).

Это - эмпатия, конечно, доброта, милосердие и ответственность, потому что работа очень серьезная (Анна, 21 год).

Коммуникативность, ответственность, толерантность и прежде всего эмпатия (Наталья, 21 год).

Важным будет являться целеустремленность, так как ты должен кропотливо и трепетно относиться к своей деятельности и пытаться достичь каких-либо результатов. ты должен постоянно взаимодействовать с детьми, ты идешь на тактильный контакт с детьми и ты не можешь просто сидеть отрешенно. ты несешь ответственность за свои действия (Константин, 22 года).

Заслуживает внимания такой ответ:

Самое главное. расширяются границы сознания. И открытость, и искренность, наверное, потому что с такими детьми нельзя быть неискренним. Смягчается характер, невозможно оставаться черствым в общении с детьми (Дарья, 21 год).

Основная часть опрошенных девушек полагают, что добровольчество способствует развитию ответственности, искренности, эмпатии. По мнению юношей, в процессе добровольческой деятельности формируются «целеустремленность», «коммуникативность», «ответственность».

В ходе проведения исследования респондентам предложено оценить результаты своего труда, подумать о том, какое влияние оказало добровольчество на их личностное развитие. Основными достижениями добровольцы считают изменение мировоззрения и стремление к саморазвитию:

Изменилось мое мировоззрение, я стала больше ценить все, что у меня есть (Алена, 18 лет).

Стремление к самосовершенствованию. Я поняла, что мне есть над чем работать, есть куда стремиться. Определенного результат я не могу отметить, потому что он впереди. я только набираюсь опыта (Наталья, 21 год).

Это помогло мне найти себя. Удалось снять розовые очки. эти проблемы казались такими далекими. Стала смотреть на все другими глазами и понимать, что у тебя порой бывают какие-то проблемы, но у кого-то они еще больше, и поэтому нужно взять себя в руки и помочь тем, кому необходима твоя помощь (Анна, 21 год).

Отмечают также приобретение коммуникативного опыта и расширение социальных связей:

Могу сказать, что у меня появилось больше уверенности в себе, это очень полезный опыт. Со временем сама не заметила, как стало складываться более успешное общение с разными людьми (Елена, 18 лет).

Главный результат: если ты умеешь общаться с этими детьми, то это никогда не пропадет и очень пригодится в жизни. Даже опыт общения с глухими детьми. И ты сможешь помочь (Ирина, 21 год).

Я завела нового друга и получила много ярких эмоций, которых я никогда бы не испытала, если бы не этот опыт (Наталья, 24 года).

Стремление поделиться собственным опытом:

Лично для меня. я очень проникся этой деятельностью. Я понял, что это мое, мне это нравится, у меня это получается. И мне приятно работать с детьми и помогать им освоиться в этой жизни (Константин, 22 года).

На основании полученных данных можно заключить, что потребность волонтеров в саморазвитии проявляется через осознание ими необходимости самосовершенствования, переосмысление значимости собственных целей и ценностей, обогащение духовной сферы. Участие в общественной деятельности позволяет респондентам значительно успешнее приблизиться к статусу специалиста помогающих профессий посредством развития социальных умений и навыков, освоения особенностей коммуникации с различными категориями граждан, расширения социальных связей.

Готовы ли волонтеры к продолжению работы в данном направлении? Согласно полученным данным, более половины опрошенных проявляют готовность работать в этом направлении, из них пять девушек продолжают поддерживать контакты с семьями. Четверо волонтеров (трое юношей и одна девушка) допускают такую возможность при благоприятном стечении обстоятельств (например, наличии свободного времени). Одна девушка откровенно призналась, что больше не хочет заниматься волонтерством. А три девушки определились с выбором дальнейшей профессиональной деятельности: в настоящее время они получают дополнительное образование по таким направлениям, как «Логопедия», «Дефектология», «Психолого-педагогическое образование».

Выводы

1. Взаимодействие волонтеров с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, имеет ряд особенностей. Основные затруднения у волонтеров в коммуникации с детьми были вызваны нестабильностью их когнитивной, эмоционально-волевой и поведенческой сфер, дефектами речи, ограничением социальных связей. Коммуникативными барьерами во взаимодействии с родителями выступили недоверие, обусловленное предыдущим негативным опытом взрослых, их эмоциональная неустойчивость. Посредством расширения информированности волонтеров об актуальных проблемах таких семей, преодоления стереотипов, формирования социально-психологических умений и навыков эффективной коммуникации происходит осознанное самоопределение личности в профессиональной сфере.

2. Потенциал добровольчества в процессе обучения представляет собой совокупность ресурсов, обеспечивающих осуществление профессиональной социализации посредством актуализации и закрепления ключевых профессиональных ценностей у молодежи (социальная активность, коммуникативная толерантность, эмпа-тия), что обеспечивает успешность профессионального развития личности. Согласно полученным данным, добровольцы-девушки в большей мере готовы к длительной эмоционально напряженной работе с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, нежели добровольцы-юноши. Большинство девушек высоко оценивают роль командной работы, предполагающей различные виды внутригруп-повой поддержки. Молодые люди не умаляют значения работы в команде единомышленников, но в большей степени ориентированы на достижение индивидуальных результатов и опору на собственный опыт.

Таким образом, общественная деятельность выступает важным фактором профессиональной социализации будущих специалистов помогающих профессий, поскольку приобретение опыта социального служения существенно влияет на формирование цен-ностно-мотивационной сферы, способствует развитию профессионально важных качеств, ответственного поведения и социальной активности личности.

Литература

1. Сикорская С.Е. Добровольчество // Российская энциклопедия социальной работы. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. С. 231-232.

2. Паламарчук А.Г. Число волонтеров в РФ увеличилось за год на 1,5 млн [Электронный ресурс] // ТАСС. Общество. 21 декабря 2016 г. URL: http://tass.ru/ obschestvo/3892912 (дата обращения 27.03.20017).

3. Бодренкова Г.П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике: учебно-методическое пособие. М.: АНО «СПО СОТИС». 2013. 320 с. (Серия: Российская школа эффективного добровольчества). [Электронный ресурс] URL: http://www.kdobru.ru/netcat_files/171/143/ Kniga_G.P._Bodrenkova.pdf (дата обращения: 01.04.2017).

4. Певная М.В. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. 384 с.

5. Вандышева Л.А. Формирование готовности будущих специалистов социальной работы к волонтерской деятельности. Самара: Изд-во «Самарский государственный университет», 2007. 128 с.

6. Болучевская В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий. Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. 264 с. [Электронный ресурс] URL: http://www.medpsy.ru/library/library066.php (дата обращения: 01.04.2017).

7. Вандышева Л.В. Социальное образование: дидактика организации волонтер-ства. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2016. 274 с.

8. Птицына Н.А. Работа добровольцев с семьями детей-инвалидов на основе проектной деятельности // Отечественный журнал социальной работы. 2014. № 4. С. 137-140; Птицына Н.А., Маркова Е.К., Смирнова О.А. Оказание паллиативной помощи в хосписах через добровольческую деятельность // СОТИС -Социальные технологии и исследования. 2015. № 1. С. 104-110.

References

1. Sikorskaya SE. Volunteering. V: Russian Encyclopedia of Social Work. Moscow: Das-hkov i K° Publ.; 2016. C. 231-32. (In Russ.)

2. Palamarchuk AG. The number of volunteers in the RF increased by 1.5 million SE per year. Volunteering. V: TASS. Society. [Internet] December 21, 2016. (data obrashcheniya: 27.03.20017). URL: http://tass.ru/obschestvo/3892912 (In Russ.)

3. Bodrenkova G P. Systematic development of volunteering in Russia: from theory to practice. Moscow: Tsentr sotsial'no-pravovoi pomoshchi nesovershennoletnim Publ.; 2013. 320 p. (Series: Russian School of Effective Volunteering) [Internet]. URL: http://www.kdobru.ru/netcat_files/171/143/Kniga_G.P._Bodrenkova.pdf (data obrashcheniya: 01.04.2017). (In Russ.)

4. Pevnaia MV. Management of volunteer work: international experience and local practices. Ekaterinburg: Ural'skii universitet Publ.; 2015. 384 p. (In Russ.)

5. Vandysheva LA. Formation of future social work specialists preparedness for volunteer activities. Samara: Samarskii gosudarstvennyi universitet Publ.; 2007. 128 p. (In Russ.)

6. Boluchevskaia VV. Professional identity of future specialists in helping professions. Volgograd: Gosudarstvennyi meditsinskii universitet Publ.; 2010. 264 p. [Internet] URL: http://www.medpsy.ru/library/library066.php (data obrashcheniya: 01.04.2017). (In Russ.)

7. Vandysheva LA. Social education. Didactics organization of volunteering. Samara: Samarskii universitet Publ.; 2016. 274 p. (In Russ.)

8. Ptitsyna NA. Volunteer work with families of children with disabilities on the basis of project activities. Otechestvennyi zhurnal sotsial'noi raboty. 2014;4:137-40. (In Russ.); Ptitsyna NA., Markova EK., Smirnova OA. The provision of palliative care at the hospices through volunteer activities. SOTIS - Sotsial'nye tekhnologii i issle-dovaniya. 2015;1:104-10. (In Russ.)

Информация об авторе

Наталья А. Птицына, кандидат педагогических наук, доцент, Ивановский государственный университет, Иваново, Россия; Россия, г. Иваново, 153025, ул. Ермака, 39; napticyna@yandex.ru

Елена К. Маркова, кандидат психологических наук, доцент, Ивановский государственный университет, Иваново, Россия; Россия, г. Иваново, 153025, ул. Ермака, 39; markova2003@mail.ru

Information about the author

Natalya A. Ptitsyna, Ph.D. in Education, associate professor, Ivanovo State University, Ivanovo, Russia; bld. 39, Ermak st., Ivanovo, 153025, Russia; nap-ticyna@yandex.ru

Elena K. Markova, Ph.D. in Psychology, associate professor, Ivanovo State University, Ivanovo, Russia; bld. 39, Ermak st., Ivanovo, 153025, Russia,; marko-va2003@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.