Научная статья на тему 'Проблемы внедрения инновационных технологийв профессиональную деятельность социальных работников'

Проблемы внедрения инновационных технологийв профессиональную деятельность социальных работников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1249
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СОЦИАЛЬНЫЕ РАБОТНИКИ / SOCIAL WORK / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / PROFESSIONAL WORK / SKILL TRAINING / SOCIAL WORKERS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Птицына Наталья Алексеевна

Рассматриваются проблемы, возникающие при внедрении инновационных технологий в профессиональную деятельность социальных работников. Акцентируется внимание на необходимости проведения научной экспертизы результативности инновационных технологий, применяемых специалистами социальной сферы, а также разработки критериев их оценки. Установлено, что готовность к активной инновационной деятельности демонстрирует небольшая часть специалистов, тогда как большинство занимают пассивную позицию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Птицына Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IMPLEMENTATION IN SOCIAL WORKERS'' PROFESSIONAL ACTIVITIES

We consider some problems arising from the implementation of innovative technologies in the professional activity of social workers. It is emphasized that scientific evaluation is required to determine the effectiveness of innovative technologies used by social workers, and appropriate criteria must be developed for their evaluation. It was found that only a small proportion of professionals show their willingness to actively engage in innovative activities, while most of the others take up a passive position.

Текст научной работы на тему «Проблемы внедрения инновационных технологийв профессиональную деятельность социальных работников»

58 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2017, № 2 (46), с. 58-63

УДК 316

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

© 2017 г. Н.А. Птицына

Птицына Наталья Алексеевна, к.пед.н., доц.; доцент кафедры социальной работы и прикладной психологии Ивановского государственного университета e-mail: napticyna@yandex.ru

Статья поступкла вредакцкю 07.11.2016 Статья пркнята к публккацкк 18.04.2017

Рассматриваются проблемы, возникающие при внедрении инновационных технологий в профессиональную деятельность социальных работников. Акцентируется внимание на необходимости проведения научной экспертизы результативности инновационных технологий, применяемых специалистами социальной сферы, а также разработки критериев их оценки. Установлено, что готовность к активной инновационной деятельности демонстрирует небольшая часть специалистов, тогда как большинство занимают пассивную позицию.

Ключевые слова: социальная работа, инновационные технологии, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, социальные работники.

Реализация инновационных подходов в сфере оказания государственных социальных услуг является одним из факторов, обусловливающих повышение качества жизни населения и уровня его социального обеспечения. Инновационная составляющая социальной политики - тема интенсивно изучаемая, привлекающая внимание специалистов смежных отраслей знания [1]. В условиях изменения экономических векторов развития страны, определения новых целевых ориентиров в социальной политике возрастает роль социальной работы как профессиональной деятельности, направленной на повышение благополучия граждан. По данным Департамента социальной защиты населения Ивановской области, почти пятая часть консолидированного бюджета региона направляется на финансирование отрасли, различные виды социальной поддержки предоставляются третьей части населения области [2]. Представители различных уровней власти заявляют о сохранении всех социальных обязательств государства перед гражданами, однако объемы финансового обеспечения социальной поддержки государства неуклонно снижаются [3-5]. Сокращение бюджетного финансирования обусловливает трансформацию подходов к оказанию государственной социальной поддержки различным группам населения, способствует в определенной мере распространению в системе социальной защиты и социального обслуживания инновационных социальных технологий. В последние годы инновационные социальные технологии преимущественно разрабатываются, апробируются и внедряются в рамках реализации региональных социальных программ и проектов [6]. Как пока-

зывает практика, бюджетные учреждения социальной сферы в поисках дополнительных ресурсов активно взаимодействуют с различными российскими и региональными фондами (например, фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко и др.). Грантовая поддержка, оказываемая фондами, позволяет специалистам в ходе реализации социальных проектов разрабатывать и внедрять инновационные технологии. Примеры успешной инновационной практики не единичны [7]. Вместе с тем значительная доля проектов с грантовой поддержкой, в рамках которых разрабатываются инновационные технологии, не имеет научно-методического сопровождения. Довольно редко к этой работе привлекаются представители экспертного сообщества, которые могли бы сделать обоснованные выводы не только об эффективности применения инноваций, но и о целесообразности тиражирования полученного опыта. Чаще всего грантополуча-тели, опираясь на собственные представления о критериях эффективности, самостоятельно делают выводы о результативности технологий, разработанных в рамках социального проектирования, и по разным причинам (например, недостаток ресурсов и др.) не спешат взаимодействовать с экспертами. По мнению руководителей центров социального обслуживания населения - получателей грантов, применение инновационных технологий в деятельности учреждений в полном объеме по завершению проектов не представляется возможным, так как имеющихся ресурсов недостаточно. Не имея достаточного финансового обеспечения, соци-

альные работники в дальнейшем применяют не востребованные и эффективные инновационные технологии, а малозатратные, среди которых преобладают социокультурные инновационные технологии, адресованные гражданам пожилого возраста.

Специфика демографической ситуации обусловливает активизацию интереса специалистов к проблемам пожилых людей. Так, в общей структуре населения Ивановской области четвертая часть - граждане старше трудоспособного возраста, причем за последние пять лет количество перешагнувших этот возрастной порог возросло с 25.2% до 26.4%. Соответственно, основную долю клиентов социальных служб составляют пожилые люди и инвалиды. Одним из важных условий нормальной жизнедеятельности лиц третьего возраста является сохранение ими социальной активности, выработка потребности в продуктивной адаптации к новому социальному статусу, иным условиям жизни, осознание необходимости ориентации на позитивную старость. Система социальной защиты населения Российской Федерации в целом ориентирована на комплексный подход к социальному обслуживанию лиц старшего возраста, предоставляющему им различные социальные услуги. Вместе с тем неодинаковый уровень развития инфраструктуры в городской и сельской местности, обеспеченность социальными и медицинскими услугами, экологическая обстановка, организация досуга и др. обусловливают существенные отличия качества жизни горожан и селян. Переход к предоставлению социальных услуг в соответствии с индивидуальными потребностями пожилых людей, развитие современных коммуникаций могут нивелировать ряд различий, а применение инновационных социальных технологий будет способствовать активному долголетию. Необходимо отметить, что достижение позитивных результатов возможно при наличии качественного научного сопровождения (включая проведение социологических исследований), позволяющего не только выявить среди пожилых группы риска, наиболее уязвимые в отношении тех или иных опасностей (бедность, ухудшение здоровья, социальная изолированность, утрата родственных связей и др.), но и предложить оптимальные пути разрешения острых социальных проблем.

Кто же должен помочь пожилым людям сохранить социальную активность, на чьи плечи должна лечь забота о благополучии старшего поколения?

В контексте обсуждения темы развития государственно-частного партнерства большая роль отводится некоммерческим организациям

как возможным поставщикам социальных услуг. Очевидно, что для предоставления социальных услуг высокого качества волонтерам необходимо не только понимать потребности целевой группы, располагать ресурсами для их реализации, но и обладать специальной подготовкой, иметь определенный опыт работы в этом направлении. Рассматривая волонтеров как резерв поставщиков социальных услуг, необходимо осуществлять их обучение не только в рамках реализации социальных проектов, но и на постоянной основе, предпочтительно на базе ресурсных центров. Например, в одном из пунктов резолюции, принятой участниками круглого стола «Взаимодействие государственных структур и некоммерческих просемейных организаций по защите прав ребенка и родителей»1, обозначена необходимость постоянного обучения волонтеров на базе ресурсного центра. По мнению руководителей некоммерческих организаций - участников круглого стола, решение острых социальных проблем населения посредством расширения рядов волонтеров, организации их обучения - задача сложная, требующая серьезного ресурсного обеспечения, в том числе поддержки государства. Вместе с тем в ходе обсуждения темы участия государства в управлении волонтерством они опасаются формализма и возможной «кампанейщины», которые могут «погубить» полезное дело на корню. В памяти руководителей волонтерских организаций еще свеж пример о проведении оценки эффективности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вовлечению молодежи в социальную практику по целевому индикатору «доля молодых людей, принимающих участие в добровольческой деятельности, в общем числе молодежи (процентов)». Минспорттуризмом России был разработан механизм регистрации и учета молодых граждан, принимающих или изъявивших желание принять участие в добровольческой (волонтерской) деятельности. Зарегистрироваться в качестве волонтера молодой человек мог самостоятельно в сети Интернет на сайте www.jabapoint.ru. По итогам регистрации ему присваивался личный идентификационный номер, на основании которого выдавалась «Личная книжка волонтера» [8]. Регистрация, вопреки ожиданиям, проходила крайне медленно, поэтому чиновники проявили смекалку, и в рекордные сроки число волонтеров в Ивановской области резко возросло. Смысл обращения к данному примеру состоит не столько в том, чтобы показать абсурдность пути решения поставленной перед государственными служащими задачи, сколько в том, чтобы разобраться,

почему молодые люди не проявили активности в рамках проведения акции.

В ходе бесед с волонтерами (использованы материалы полуформализированных интервью, проведенных под руководством автора в рамках исследования «Работа добровольцев с семьями детей-инвалидов» (Иваново, 2015-2016 гг.)) мы выяснили ряд причин, в числе которых отсутствие понимания со стороны работодателей. Приведем фрагмент из интервью с волонтером -«больничным клоуном»: «Мне нравится заниматься добровольчеством. Я ощущаю свою причастность к полезному делу. Какая боль в глазах детей. И если ненадолго ребенок забывает о своей болезни, то для меня - это большая радость... Но (вздыхает)... я люблю свою работу (я - экономист), приходится много работать, даже после окончания рабочего дня, поэтому не всегда получается поехать в больницу к малышам после работы. Только по выходным, но в отчетные периоды - катастрофа... Как-то раз отпрашивалась у начальника отдела, сказала для чего. И что, вы думаете, услышала? "Уже реши, кто ты? Клоунша или ответственный сотрудник? Карьера, видимо, не для тебя..." Понимаете, зачем мне регистрироваться?» (Ж., 24 года).

Другой пример: «На работе обмолвилась, что поеду вечером с подружкой в хоспис. Зам. начальника просто выпалила: "Ты что, с ума сошла, лучше бы о замужестве и детях подумала бы, чем туда ходить... Видимо, так там навпе-чатляешься, что сама-то сидишь с отсутствующим взглядом... Тебе это зачем?" ...Мне не надо регистрироваться...». (Ж., 25 лет).

Подчас волонтеры встречаются с непониманием и со стороны самых близких людей: «У нас с мамой очень теплые отношения... Но, когда я собираюсь в Центр (я участвую в работе с ау-тистами), она просто из себя выходит. (вздыхает). Возмущается открыто: "Лучше бы к сессии готовилась, чем туда ходить. Чем ты можешь помочь? Вылечишь их что ли?" А я верю, что общение приносит этим детям радость, но маму не могу убедить... Так мне книжка-то зачем? Сколько еще смогу туда ходить, пока не знаю...» (Ж., 21 год).

Как видим, практики взаимодействия волонтеров с коллегами, ближайшим окружением неоднозначны, поэтому вмешательство государства в деятельность добровольчества должно осуществляться аккуратно и дифференцированно. Попытки бюрократизации управления добровольчеством приводят к выхолащиванию его сути, порождают недоверие волонтерских организаций к представителям исполнительных ор-

ганов государственной власти. С другой стороны, социальное управление развитием добровольчества возможно, но оно должно базироваться на научном подходе с учетом региональных особенностей [9], например в сфере образования волонтеров.

Примером успешного взаимодействия профессиональных социальных работников и волонтеров может служить социальное партнерство бюджетного государственного учреждения социального обслуживания Ивановской области «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям» и кафедры социальной работы и прикладной психологии Ивановского государственного университета. Приоритетной формой деятельности студентов-волонтеров выступает система сервисов (услуг) педагогического, до-сугово-развлекательного, развивающего, психологического, социального характера в домашних условиях для больных детей и их семей, организуемых усилиями волонтеров. Данная форма работы получила название «домашнее визитирование», она пользуется большой популярностью у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Немало интересных и продуктивных идей реализовано коллективом сотрудников Центра при непосредственном участии волонтеров-студентов, обучающихся по направлению «Социальная работа». В рамках работы отделений Центра действуют целевые практико-ориентированные лаборатории, в том числе лаборатория семейной и личностной конфликтологии (оказывается помощь в разрешении экстренных проблем, возникающих в межличностных и внутрисемейных взаимоотношениях), лаборатория социальных технологий реабилитации семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья; лаборатория социальных технологий реабилитации несовершеннолетних, склонных к девиациям и находящихся в конфликте с законом. Специалисты применяют современные, в том числе инновационные авторские, методики работы с различными категориями получателей услуг. Однако потребность населения в получении таких услуг значительно превышает возможности специалистов Центра (финансовые, кадровые и др.). Привлечение дополнительных ресурсов для оказания услуг высокого качества посредством участия в социальном проектировании активно поддерживается руководством учреждения. Вместе с тем возникает вопрос: не противоречит ли это целям бюджетного учреждения?

В рамках заявленной темы рассмотрим еще один вопрос: готовность социальных работников к разработке и внедрению инновационных

социальных технологий в профессиональную деятельность.

Как свидетельствует практика, участие в разработке и реализации социальных проектов требует от специалистов не только качественной профессиональной подготовки (включая знания основ проектной деятельности), но и больших временных ресурсов. Принимая решение об участии в социальном проекте, специалист понимает, что придется затратить немало своего личного времени, ограничив семейный досуг или занятия любимым делом. Приведем несколько фрагментов из интервью с сотрудниками учреждений (использованы материалы полу-формализированных глубинных интервью, проведенных автором в рамках исследования «Профессиональная социализация специалистов по социальной работе» (Иваново, 2015 г.)):

«Пришла в социальное обслуживание из образования, а там сформировалась привычка к поиску нового. Вот и здесь ищу. Кажется, уже можно успокоиться, не юная уже... Но тогда (смеется) пропадает интерес к работе. Не только обслуживаем, но и поем, пляшем (шучу), участвуем в проектах. Сколько нового узнали, когда проект делали по здоровьесбережению...» (Ж., 55 лет, специалист по социальной работе);

«Каждый раз, когда заканчиваем проект, говорю себе, что больше не буду участвовать в этой работе... Времени уходит уйма, ничего не успеваю, ведь основную-то работу никто за меня не делает... (вздыхает). А пройдет какое-то время, и опять готова трудиться... Новые знания, возможность пообщаться с коллегами, если дипломантами окажемся, а еще, наверное, это главное - наши пенсионеры получат дополнительные возможности расширить кругозор. Многим из них редко приходилось путешествовать по родному краю... Много работали. А вот посещение святых мест в рамках проекта для пожилых имеет большое значение...» (Ж., 35 лет, специалист по социальной работе).

Высокий личностный потенциал социального работника в сочетании с лидерскими качествами и стремлением к саморазвитию выступает мощным стимулом для участия в инновационной деятельности. Творческая активность коллектива социального учреждения существенно возрастает, если новатором является сам руководитель. Приведем несколько примеров.

«Не могу сидеть на месте ровно. Вижу, что вокруг много нерешенных проблем, но не хватает финансов. Что же ... ничего не делать? С группой единомышленников пишем проект и внимательно просматриваем информацию о конкурсах... Конечно, трудно. Да, и о доме на время забываешь... Правда, дети уже подросли... Но дви-

гаться-то вперед надо...» (Ж., 51 год, руководитель учреждения социального обслуживания).

«Почему проектированием занимаюсь? Скажу прямо, на начальном этапе не обошлось без побуждения вышестоящего руководства. На рейтинг учреждения влияет. Но если бы было самому не так интересно, да коллектив бы не поддерживал, вряд ли бы так погружался в это дело. Видимо, это и есть творчество в работе (смеется). А как подопечные-то довольны... (речь идет о социальном проекте, направленном на укрепление межпоколенных связей посредством совместного творчества)» (М., 53 года, руководитель учреждения).

Несмотря на большую социальную значимость инноваций, участникам проектов далеко не всегда гарантирована финансовая поддержка, не предусмотрена возможность изменения режима труда. Чаще всего участие в разработке и реализации инновационной технологии - это дополнительная нагрузка к основным обязанностям, выполняемым сотрудником. Обычно активные разработчики и участники проектов поощряются по усмотрению руководителей, т.е. не создана единая система стимулирования новаторов. Кроме того, среди сотрудников учреждений мало специалистов, обладающих необходимыми знаниями и навыками, обеспечивающими оказание инновационных услуг. В связи с этим на протяжении определенного времени в регионах формируются некие условные сообщества (включающие представителей определенных организаций или учреждений) проявляющих готовность к участию в различных конкурсных программах, предполагающих грантовую поддержку [10].

На основе анализа эмпирического материала, полученного в ходе исследования, можно предположить, что инновационная активность социальных работников связана с наличием у них высокого личностного потенциала. Ресурс-ность личности в совокупности с опытом освоения новых технологий, обусловленным, например, характером предшествующей работы, выступает мощным стимулом участия в социальном проектировании. Между тем значительная часть представителей профессионального сообщества не готова тратить личные ресурсы (экономические, временные, физические и др.), работая в условиях постоянного напряжения (например, проведение различных публичных мероприятий, свидетельствующих о реализации проектов). Специалисты склонны в рамках профессиональной деятельности использовать традиционные технологии, применение которых не вызывает сомнений и позволяет получать позитивные результаты.

Выводы

1. Расширение инновационной составляющей в сфере социальной политики, с одной стороны, может означать, что постепенно качество предоставляемых населению государственных услуг будет повышаться. С другой стороны, ориентация преимущественно на программный и проектный подход может выступать определенным барьером в развитии профессиональной социальной работы, поскольку для решения ряда острых социальных проблем недостаточно только грантовой поддержки. Внедрение инновационных социальных технологий в практическую деятельность должно осуществляться на основе научного подхода, при наличии необходимого ресурсного обеспечения. Недостаток ресурсов, как правило, приводит к тому, что в практической деятельности довольно часто применяются малозатратные технологии, не имеющие научного обоснования и не прошедшие научную экспертизу.

2. Представителям исполнительных органов государственной власти при оказании содействия профессиональному сообществу в развитии инновационных технологий (разработанных посредством социального программирования и проектирования) необходимо опираться на результаты междисциплинарных научных исследований. Систематизация знаний, понимание социально-психологических особенностей и специфики социально-экономического положения наиболее уязвимых социальных групп (пожилые, люди с ограниченными возможностями здоровья, социальные сироты и др.), расширение подходов к решению проблем их адаптации в современных условиях позволят разработать меры по снижению рисков и предотвращению девиаций.

3. Рассмотрение волонтерства как ресурса государственно-частного партнерства, включение некоммерческих организаций в реестр поставщиков социальных услуг обусловливает изменение подходов государства к управлению добровольчеством. Участие государства в этом процессе должно носить комплексный характер, осуществляться постепенно, опираясь на научный подход и учитывая специфику регионов. Например, в области подготовки волонтеров государство может занять свою нишу посредством оказания содействия в создании ресурсных центров, участия в организации проведения научно-исследовательской деятельности, обеспечении условий для вовлечения в общественно полезную деятельность широких слоев населения и др.

4. Необходимо на государственном уровне разработать систему стимулирования социальных работников - активных участников инновационной деятельности, сделав акцент на подготовке и

переподготовке имеющегося кадрового состава, разработке программ поддержки инновационной деятельности, ее популяризации (например, организацию стажировок на базе ведущих отечественных и зарубежных научных центров, университетов, организаций). Развитие личностного потенциала социальных работников способствует осуществлению эффективной профессиональной деятельности, обеспечивающей повышение качества жизни населения посредством расширения доступа социально незащищенным группам граждан к инновационным услугам.

Примечание

1. Круглый стол состоялся 20 сентября 2016 г. в городе Иваново, инициатором его проведения выступила Ивановская областная общественная организация «Общественный комитет защиты детства, семьи и нравственности «Колыбель».

Список литературы

1. Социальные аспекты инновационного развития региона / Науч. ред. О.А. Хасбулатова, А.Б. Берендеева. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2013. 332 с.

2. Годовой отчет 2015 (презентация) / Департамент социальной защиты Ивановской области. URL: http://szn.ivanovoobl.ru/deyatelnost/otchety-o-deyatelno sti/ (дата обращения: 14.09.2016).

3. Льготы раз в три месяца // Репортаж. 27.09.2016. URL: http://ivanovonews.ru/reports/ (дата обращения: 27.09.2016).

4. Четыре раза в год. Льготы стали поквартальными // Репортаж. 29.09.2016. URL: http://ivanovo news.ru/reports/ (дата обращения: 29.09.2016).

5. Социальные выплаты. Новый порядок // Актуально. Диалоги в студии. URL: http://ivanovonews.ru/tv-shows/96/697421/ (дата обращения: 30.09.2016).

6. Барышникова Е.В. Об инновационных подходах к организации социальных услуг и сервисов для семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, апробируемых в Нижегородской области в рамках реализации региональных программ при участии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (услуги детям-инвалидам, молодым семьям и детям, пострадавшим от насилия) // Специфика профессиональной деятельности социальных работников / Под общ. ред. З.Х. Саралиевой. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2015. С. 405-414.

7. Материалы с комплексными рекомендациями по созданию системы центров гувернеров (материалы круглого стола) / Сост. С.С. Мишуров; Ивановская региональная организация Общероссийской общественной организации - общество «Знание» России. Иваново: ЛИСТОС, 2016. 56 с.

8. Письмо Минспорттуризма «О развитии волонтерской деятельности молодежи». URL: http://admission.sgmu.ru/sites/default/files/file/2015_Ind _Dost_pismo.pdf (дата обращения: 14.09.2016).

9. Певная М.В. Управление волонтерством; международный опыт и локальные практики: Монография /

М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. фе-дер. ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. С. 391-403.

8. Сысоева В.П., Максимова М.Н. Анализ участия социально ориентированных некоммерческих органи-

заций Республики Татарстан в республиканских гран-товых конкурсах для некоммерческих организаций // Специфика профессиональной деятельности социальных работников / Под общ. ред. З.Х. Саралиевой. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2015. С. 472.

SOME PROBLEMS OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IMPLEMENTATION IN SOCIAL WORKERS' PROFESSIONAL ACTIVITIES

N.A. Ptitsyna

Ivanovo State University

We consider some problems arising from the implementation of innovative technologies in the professional activity of social workers. It is emphasized that scientific evaluation is required to determine the effectiveness of innovative technologies used by social workers, and appropriate criteria must be developed for their evaluation. It was found that only a small proportion of professionals show their willingness to actively engage in innovative activities, while most of the others take up a passive position.

Keywords: social work, innovative technologies, professional work, skill training, social workers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.