Научная статья на тему 'Социальный портрет добровольца в современном обществе: региональный аспект'

Социальный портрет добровольца в современном обществе: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2882
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ДОБРОВОЛЕЦ / МОЛОДЕЖНОЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ / VOLUNTEER MOVEMENT / VOLUNTEER / YOUTH VOLUNTEERISM / SOCIAL PORTRAIT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сычева Анастасия Владимировна

На основе результатов исследования добровольческой активности молодежи в Тульской области охарактеризованы основные параметры социального портрета современного добровольца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PORTRAIT OF THE VOLUNTEER IN CONTEMPORARY SOCIETY: REGIONAL ASPECT

Based on the results of a study of the voluntary activity of youth in the Tula region is characterized by the basic parameters of the social portrait of the modern volunteer.

Текст научной работы на тему «Социальный портрет добровольца в современном обществе: региональный аспект»

The article deals with issues related to the distribution of the admission quotas of citizens trained at the expense of budgetary allocations of the federal budget for programs of vocational education. Based on the characteristic features of the educational organization reasoned approaches to improve the performance potential of the organization are considered.

Key words: highly skilled personnel, secondary vocational education programs in educational institutions of higher education, optimization of the total volume and training structure.

Skryabin Vitaliy Nikolaevich, candidate of technical sciences, the prorector-director of the Technical college named after S.I. Mosin TSU, tstctula@,gmail.com, Russia, Tula, Tula State University,

Milyaeva Irina Vilorievna, the head of educational innovation of the Technical college namedafter S.I. Mosin TSU, tstctula@,gmail.com, Russia, Tula, Tula State University,

Sokolova Elena Viktorovna, the head of informational-analytical department of the Technical college named after S.I. Mosin TSU, tstctula@,gmail.com, Russia, Tula, Tula State University,

Feofilov Nikolai Dmitrievich, doctor of technical sciences, assistant professor, Professor of the Department «Technology of mechanical engineering», tstctula@,gmail.com, Russia, Tula, Tula State University,

Khristich Tatiana Yurievna, the manager of scientific-methodic center of the Technical college named after S.I. Mosin TSU, tstctula@,gmail. com, Russia, Tula, Tula State University.

УДК 316.354.4

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ДОБРОВОЛЬЦА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

А.В. Сычева

На основе результатов исследования добровольческой активности молодежи в Тульской области охарактеризованы основные параметры социального портрета современного добровольца.

Ключевые слова: добровольческое движение, доброволец, молодежное добровольчество, социальный портрет.

Характеризуя изменение ситуации с добровольчеством в России за последние годы, в первую очередь нужно отметить, трансформацию его идеологии. Несколько лет назад добровольчество было в основном прерогативой некоммерческого или «третьего» сектора. Сегодня волонтерство развивается и в политике, и в государственном секторе, и в бизнесе (корпоративное добровольчество). Благодаря проведению в Краснодарском крае Олимпийских и Пара-лимпийских игр, добровольческие технологии все больше и больше проникают в деятельность разных государственных и муниципальных учреждений.

В ряде регионов России, таких, как Москва и Санкт-Петербург, Татарстан, Чувашия, Карелия, Пермский и Краснодарский края, Самарская, Тверская, Липецкая, Новосибирская, Иркутская, Свердловская области накоплен позитивный опыт поддержки и развития волонтерства.

За последние 15 лет наиболее активно добровольчество продвигалось благодаря образовательным и социально ориентированным некоммерческим организациям. Значение добровольческой деятельности для общества и государства отмечалось в ежегодных (с 2007 г.) Посланиях Президента РФ, докладах Общественной палаты о развитии гражданского общества. Был принят и реализуется ряд законодательных решений, способствующих развитию добровольчества, его поддержка становится приоритетным направлением государственной молодежной и социальной политики [1].

Таким образом, в России постепенно формируется социальная среда добровольчества в виде: а) информационного пространства добровольчества (пока, впрочем, не слишком широкого); б) нормативного пространства добровольчества - доминирующего в обществе одобрения этой деятельности; в) социального пространства добровольчества - сети социальной поддержки и пополнения рядов добровольцев [4].

В развитии добровольческого движения в Тульской области также наблюдаются прогрессивные тенденции. В период с 2013 по 2016 гг. возросло число волонтеров с 1 до 4 тыс. Число волонтерских отрядов увеличилось с 20 в 2013 г. до 47 в 2016 г. По состоянию на март 2016 года в Тульском регионе добровольческую деятельность, согласно официальной статистике, ведут 47 волонтерских объединений, помимо этого, почти столько же инициативных волонтерских групп созданы и осуществляют свою деятельность на базе образовательных организаций, комитетов по делам молодежи муниципальных образований Тульской области, молодежных центров региона.

Вместе с тем, в развитии добровольчества в муниципальных образованиях Тульской области есть своя специфика, что выражается и в их численности, и в гражданской активности населения. Лидерами по количеству добровольческих отрядов выступают: гг. Тула, Новомосковск, Щекинский, Узловский и Суворовский районы.

На основе сравнительного анализа результатов трех волн социологического исследования «Добровольческая активность молодежи (на примере Тульской области)» [2] были выделены следующие параметры социального портрета современного волонтера: половозрастная структура, наличие соответствующих личных качеств, длительность участия в волонтерской деятельности, место приложения добровольческих усилий, а также особенности мотивации.

Поле деятельности и оценка активности добровольца определялись путем интерпретации понятия «волонтер» респондентами, оценки включенности молодежи в добровольческую деятельность и привлекательности различных направлений добровольчества. Портрет современного волонтера в 2016 году, в оценках респондентов Тульской области, не претерпел значительных изменений по сравнению с 2012 г. Каждый второй респондент в 2016 г. считает, что

волонтером можно назвать того, кто делает что-то, чтобы изменить сложившуюся ситуацию, кому не безразличны окружающие - 45 % (40 % ответов против 35 % в 2012 г. и 40 % в 2014 г.). Каждый третий молодой туляк - определил волонтера как человека, который не получает денег за свою работу (безвозмездно оказывающий помощь) - 27 % (25 % в 2012 г. и 28 % в 2014 г.). Еще 8 % (16 % в 2012 г. и 10 % в 2014 г.) считают, что волонтер — героический человек, готовый безвозмездно помогать людям; 16 % (10 % в 2012 г. и 14 % в 2014 г.) называют волонтером человека, который периодически участвует в проведении каких-либо акций и мероприятий; по мнению 4 % (14 % в 2012 г. и 8 % в 2014 г.) анкетируемых, волонтером может быть богатый человек, занимающийся благотворительностью (рис. 1).

человек, периодически участвующий в волонтерских акциях и мероприятиях

богатый человек, котрый занимается благотворительностью

особый, героический человек, оказывающий помощь людям

человек, который не получает денег за свою работу

любой человек, которому не безразлична жизнь других людей и который делает что-то, чтобы изменить ситуацию

0% 10% 2094 30% 40% 50%

Рис. 1. Трактовка понятия «волонтер» (2012, 2014 и 2016 гг.), в % от общего числа опрошенных Как Вы можете определить понятие «волонтер»?

При этом девушки, трактуя сущность понятия «волонтер», чаще выбирали позицию «любой человек, которому не безразлична жизнь других и который делает что-то, чтобы изменить ситуацию», что указывает на доминирование эмоционального отношения к добровольчеству.

Определяя возрастные характеристики добровольцев, большинство опрошенных, указали, что добровольцы — это, прежде всего, молодые люди (58 % в 2016 г., 54 % в 2014 г. и 52 % респондентов в 2012 г.) и подростки (25 % в 2016 г., 24 и 28 % в 2014 и 2012 гг. соответственно), еще 19 % (2016 г.) (20 и 18 % в 2014 и 2012 гг. соответственно) опрошенных считают, что волонтерами могут

быть взрослые люди, в том числе пенсионеры (7 , 6 и 4 %), а треть респондентов (34, 36,4 и 32 %) считают, что занятие добровольческой деятельностью не зависит от возраста.

По мнению молодых туляков, человек, занимающийся добровольческой деятельностью, должен обладать, прежде всего, такими личностно-деловыми качествами, как доброта, бескорыстие, любовь к людям; ответственность, активность и терпение (рис. 2).

Рис 2. Личные качества волонтера, в % от общего числа опрошенных Какими личными качествами должен обладать волонтер,

по Вашему мнению?

Реальную же картину состояния сферы добровольчества в Тульской области может отразить лишь один показатель - число действующих и потенциальных участников добровольческой деятельности (волонтеров).

Для выяснения численности добровольцев среди молодежи Тульской области респондентам был задан вопрос о причастности их к добровольческой деятельности. Как показали результаты, около 27 % молодых туляков в возрасте от 14 до 30 лет в 2016 г. участвуют в осуществлении добровольческой деятельности, считают себя волонтерами, данный показатель вырос в два раза по сравнению с 2012 г. (10 %) и на 4 % по сравнению с 2014 г. (23 %). Растет количество молодежи, которые осуществляли добровольческую деятельность один или более раз, в 2016 году он составил 20 % (15 % в 2014 г. и 12 % в 2012 г.). Зато практически неизменным остается число потенциальных участников волонтерского

движения: 28 % в 2016 г. (25 % в 2014 г. и 26 % в 2012 г.) молодых людей изъявили свое желание участвовать в добровольческой деятельности, хотя пока они не принимают участие в ней по каким-либо причинам. С каждым годом снижается процент респондентов, которые отрицательно относятся к волонтерству и не хотят заниматься добровольческой деятельностью. В 2016 году 25 % опрошенных не практикуют волонтерство на территории Тульской области, хотя в 2014 году этот показатель составлял 37 %, а в 2012 г. - 52 %. Соответственно можно сделать вывод, что в области формируется культура добровольчества. Таким образом, процент молодежи, занятой в сфере волонтерства, растет, при этом потенциал участия в добровольческом движении остается прежним, составляя четверть молодежи. Именно на эту часть молодежной аудитории должны быть направлены усилия организаторов добровольческой деятельности.

Девушки активнее включаются в волонтерскую деятельность, чем юноши, но потенциальных участников добровольческого движения больше среди представителей мужского пола. Выявлена определенная зависимость между возрастом и потенциалом участия в волонтерской деятельности. Не хотят становиться волонтерами респонденты в возрасте 23-25 лет, а потенциальных волонтеров больше среди школьников (14 - 16 лет) и работающей молодежи старшей возрастной группы (29-30 лет). Данный факт объясняется желанием подростков реализовать свой потенциал, а также появлением у молодежи осознания необходимости в осуществлении добрых дел. Больше всего волонтеров в возрастной группе 17-19 лет и 20-22 лет. Это объясняется тем фактом, что в данном возрасте молодые люди имеют больше свободного времени, находятся в поиске интересных занятий и с легкостью принимают участие в новых формах деятельности. Помимо этого молодые туляки оканчивают школу и поступают в другие учебные заведения, где им предоставляется возможность участия в волонтерстве.

Среди тех, кто имеет опыт волонтерской работы, более половины (55 %) получили этот опыт в учебных заведениях; 20 % — в молодежных центрах (социальных учреждениях молодежи, органах по делам молодежи); 13 % — в общественных организациях; 6 % — по месту жительства; 4 % — по месту работы, а еще 2 % респондентом, выбрав ответ «другое» уточнили, что самостоятельно занимались волонтерской деятельностью.

Среди молодых людей присутствуют различные мнения и взгляды на то, какой должна быть добровольческая деятельность, в каких формах она должна выражаться, какие цели преследовать, какие задачи решать. Все это формирует устойчивый интерес, целеполагание среди молодежи к добровольческой деятельности. Респондентам, отметивших факт их участия в настоящий момент в добровольческом движении, а также пожелавших в ближайшем будущем попробовать себя в роли волонтеров, был задан вопрос о цели их участия (предполагаемого участия). Среди добровольцев приоритетной целью является оказание безвозмездной помощи (85,4 %), а для потенциальных участников - знакомство и общение с новыми людьми (78,5 %).

Среди тех, кто участвует в добровольческой деятельности или только собирается участвовать, первоочередной мотивацией участия служит такой фак-

тор, как оказание безвозмездной помощи обществу (85,4 и 75,8 % соответственно), что является краеугольным камнем в обосновании востребованности волонтерства в обществе. Также молодые люди, которые собираются участвовать в добровольческом движении, придают большую значимость такому фактору, как знакомство и общение с новыми людьми (74,5 %), чем те, кто уже занимаются (55,4 %). На получение же материального вознаграждения и обретение полезных связей более ориентированы будущие участники добровольческой деятельности.

Для повышения добровольческого потенциала молодежи респонденты считают необходимым развитие информационной пропаганды, в чем с ними солидарны и представители экспертного сообщества [3]:«Всестороннее освещение деятельности добровольцев, с одновременным призывом к участию в данном направлении» (Валентина, активист Волонтерского корпуса), «Агитация и своим личным примером» (Алина, активист студенческого самоуправления), «Информирование о проведении добровольческих акций, информирование в СМИ о волонтерах, принявших участие в акции» (Ольга, куратор волонтерской деятельности в ссузе).

Большинство экспертов видят в создании добровольческих отрядов в учебных заведениях продуктивное начало, но есть среди опрошенных и те, кто не отводит должной роли волонтерским движениям по месту учебы. Есть повод не согласиться с мнением последней категории экспертов, т.к. почти половина молодых респондентов получила свой волонтерский опыт в учебном заведении. Таким образом, главный критерий добровольческого труда - личная заинтересованность и добровольность - не всегда соблюдаются. Эксперты, осознающие это обстоятельство, подчеркивали, что студенты могут выбирать, какой деятельностью заниматься; что всегда есть те, кто не хочет участвовать в добровольческих акциях, и к ним никаких санкций не применяется.

Одним из важнейших вопросов в развитии волонтерства является рекрутирование добровольцев. Самым распространенным и действенным каналом привлечения добровольцев выступают образовательные организации. Респонденты отмечают, что действовать можно через руководство организаций: выступать с просьбой выделить волонтеров для проведения мероприятия, размещать информацию о волонтерской деятельности или проводить тематические встречи непосредственно в аудитории: «Самый простой вариант - попросить волонтеров в вузе, правда самое сложное будет дальше, ведь их надо заинтересовать и удержать, чтобы не было разовой акцией» (Анастасия, руководитель Тульского волонтерского центра), «Во многих вузах и ссузах созданы специальные центры по работе с волонтерами и по подбору волонтеров на мероприятия» (Илья, руководитель волонтерского отряда Советского района г. Тулы).

Действенным является рекрутирование на мероприятии. Это может быть целенаправленный процесс, например, установка стойки, у которой каждый желающий сможет получить информацию о волонтерстве и вступить в ряды добровольцев: «Лучший способ - это положительный пример. На акциях часто подходят ребята, которым нравится мероприятие и они тоже хотят участвовать» (Анна,

руководитель волонтерского отряда «Маяк» МО «Арсеньевский район»), «Когда видят хороший результат и классную команду, то хочется присоединиться» (Ирина, руководитель Воловского добровольного движения «Поделись добром!»).

Современным механизмом поиска волонтеров выступают социальные сети. НКО создают свои тематические группы, размещают фотографии и видеоматериалы, делятся впечатлениями, обсуждают проекты и акции. У организаций существуют свои сайты. Онлайн-общение для молодежи является более интересным, следовательно, любое сообщение, переданное через Интернет, с большей вероятностью достигнет адресата и будет воспринято с большим энтузиазмом и интересом. Также Интернет способствует популяризации добровольческой деятельности среди целевой аудитории, поскольку позволяет тем, кто уже побывал в роли добровольца, демонстрировать процесс участия в мероприятии: «Для нас социальные сети - это главный инструмент коммуникации, мы ищем волонтеров, общаемся с ними, обсуждаем проекты и т.д.» (Анна, куратор отряда «Орлята» Одоевского района), «Сайты не так популярны, как социальные сети для подростков и молодежи. А если дать правильный посыл, то можно в короткое время набрать волонтеров» (Лариса, руководитель Плавской районной молодёжной общественной организации волонтёров «Патриот»).

Указывая значимость социальных сетей и Интернета для развития молодежного добровольчества, нельзя обойти стороной и другие СМИ. Волонтерским организациям важно быть узнаваемыми, чтобы привлекать новых волонтеров, а также спонсоров. И особенное важно - привлекать внимание общественности к социальным проблемам. Только создавая общий положительный имидж благотворителей, открыто рассказывая о своей деятельности, включая в работу молодежь, поощряя волонтерство и сотрудничая со СМИ, можно решить проблему недоверия и отчужденности: «Статьи в газетах, ролики на телевидении важны, прежде всего, для родителей волонтеров, ведь многие из них не до конца понимают, чем занимается их ребенок» (Ирина, педагог-организатор центра молодежи), «Поговорка сделай доброе дело и брось его в воду не для современности, скорее, если о тебе не знают, значит тебя и нет» (Надежда, консультант отдела по молодежной политике Тепло-Огаревского района), «Привлечь внимание к проблеме лучше всего через СМИ. Мы делали ролик о питомце для животных «Любимец», и после его выхода почти два месяца поступали звонки. Мы собрали большую команду волонтеров, а также было собрано рекордное число корма; люди узнали о том, что надо, и откликнулись» (Екатерина, активист волонтерского корпуса).

Важнейшей задачей помимо поиска волонтеров является их удержание. Экспертам предлагалось ответить на вопрос: «Как распознать «профессиональное выгорание» волонтёра?». Все полученные ответы можно распределить в несколько смысловых блоков: во-первых, отсутствие былого энтузиазма, возникновение скуки от занятий: «Если организация не развивается, не ищет новых путей работы с добровольцами, то волонтёрская деятельность кажется скучной» (Софья, активист волонтерского отряда «Дорогой добрых дел»), «Апатия по от-

ношению к волонтёрской деятельности» (руководитель волонтерского отряда «Пламя»), во-вторых, негативное межличностное общение: «Иногда возникает раздражение от общения с другими людьми на мероприятии, не все положительно реагируют на помощь добровольца; также могут быть конфликты между волонтерами» (Надежда, консультант отдела по молодежной политике Тепло-Огаревского района), в-третьих, эмоциональное и физическое истощение после участия в волонтёрских мероприятиях: «От волонтера могут требовать слишком многого, накапливается усталость. Чаще всего это происходит с ребятами, которые на акциях выполняют физическую работу, им просто надоедает рутина, хочется чего-то нового» (Ольга, куратор «Школы актива») и, в-четвертых, отсутствие профессионального роста: «Молодежи хочется развиваться, расти, а если они из месяца в месяц делают одни и те же вещи, то такое ощущение стагнации может вывести из себя» (Анна, руководитель волонтерского отряда «Маяк» МО «Арсеньевский район»).

Эксперты отмечают, что волонтёры, стремящиеся заниматься волонтёрской деятельностью с целью получения новых впечатлений, воспоминаний, меньше подвержены риску возникновения «профессионального выгорания», что в большинстве своем свойственно молодёжи. Волонтёрское сообщество Тульской области обладает значительным потенциалом и его участники готовы заниматься добровольческой деятельностью достаточно активно, но с целью профилактики их «профессионального выгорания» необходима разработка и реализация программ, направленных на привитие «смысложизненных» ориентиров, лежащих в плоскости волонтёрской деятельности; большое значение в профилактике «профессионального выгорания» волонтёров при подготовке мероприятий имеет разработка мотивационных схем, направленных на формирование заинтересованности участия в мероприятиях через получение новых впечатлений, ощущений (чтобы остались воспоминания), а не на получение сувенира на память.

Также, по справедливому мнению экспертов, мотивация участников добровольческого движения трансформируется по прошествии времени. В добровольческое движение приходят с разной мотиваций: оказание помощи, новые знакомства, образование, но в дальнейшем желания добровольцев могут меняться. Руководители волонтерских организаций должны понимать и учитывать это обстоятельство, что позволит в будущем выработать меры по мотивированию молодых людей к продолжительной деятельности в волонтерских организациях и увеличении продолжительности «средней жизни» волонтера.

Хорошим элементом нематериальной мотивации может стать получение волонтёрами корпоративной атрибутики, отражающей информацию и цели организации. Футболки с интересными надписями, значки со слоганом или браслеты с логотипами - все это поможет волонтёрам выделять «своих» и чувствовать свою причастность к большому и общему делу.

С позиции экспертного сообщества, волонтёры будут работать более эффективно, если будут осознавать, что организация заинтересована в их развитии: интересуется инициативами, организует дополнительное обучение, приглашает

профессионалов, способных ответить на вопросы, возникающие по ходу работы, поддерживает волонтёров и помогает им при участии в конкурсах и подаче заявок на стажировки в других организациях.

В волонтерском сообществе есть уже традиционные акции, к которым относят Весеннюю неделю добра. Обычно она проводится в предпоследнюю и последнюю неделю апреля и в ее рамках организации проводят различного рода и направленности мероприятия: социальные, экологические акции, концерты, сбор материальной помощи и многое другое. В рамках нашего исследования мы попросили экспертов оценить значение данной акции для развития добровольчества. Большинство экспертов отмечали, что такие традиционные и узнаваемые мероприятия важны. Подобный сетевой характер акции, когда мероприятия проводятся одновременно на территории всей области и страны создают коллективный дух, показывают единство волонтерского сообщества: «Не так много мероприятий, которые знают все, которые понятны и просты, неделя добра одна из таких, в это время можно объединить усилия и сделать качественный продукт» (Андрей, председатель студенческого совета), «За эту неделю делается большое дело, общее, которое показывает, что есть люди, которым не все равно» (Ольга, специалист по работе с молодежью молодежного центра).

С другой стороны, эксперты отмечают проблему формального бессистемного подхода добровольческой деятельности. Активизация добровольческих практик только в неделю добра не может доказать эффективность добровольчества в целом: «На сегодняшний день у нас стихийное добровольчество, когда в весеннюю неделю добра вдруг все решают что-то сделать» (Игорь, активист студенческого волонтерского отряда), «Не только один раз в год можно проводить подобные мероприятия, Весенняя неделя добра - должна быть итогом годовой работы, а не просто временем, когда проводятся разовые акции» (Светлана, куратор волонтерской деятельности молодежного центра «Мир»). Эксперты отмечают, что добровольчество должно носить системный характер: «За один день сделать что-то доброе нельзя. Нужно выстраивать процесс долгосрочный. Но можно попробовать этот праздник сделать важным, нужным и полезным» (Ирина, педагог-организатор центра молодежи).

Фактором внутреннего роста добровольческих объединений выступает тесное взаимодействие волонтерских организаций друг с другом. Для осуществления такой деятельности необходимо либо встраиваться в уже запланированные мероприятия, проводимые государственными и негосударственными организациями, либо, что значительно более трудоемко, проводить собственные. Подобное постоянное взаимодействие дает планомерное поступательное развитие во-лонтерства, ведет к накоплению практического опыта, это тем более актуально в связи с принятием и началом действия нового законодательства о волонтерстве.

Реальное участие в жизни общества не проходит для молодежи бесследно, приобретенный опыт ложится в основу той позиции, которую будет занимать человек в течение всей жизни. Молодой человек, реализовавший себя в социально значимой деятельности, и во взрослой жизни будет сопричастной личностью, принимающей непосредственное участие в жизни общества, не будет бояться

ответственности, будет созидателем, сможет работать в команде, вести и быть ведомым, т.е. человеком, обладающим лидерской позицией. Именно волонтерское объединение создает многомерную образовательную социокультурную среду развития личностного, социального и профессионального становления молодого поколения.

Таким образом, социальный портрет волонтера Тульской области в представлении респондентов, обладает следующими характеристиками. Во-первых, молодой возраст: волонтеры - это молодые люди, как девушки, так и юноши, которые делают что-то, чтобы изменить сложившуюся ситуацию, кому не безразличны окружающие. Во-вторых, обладание определенными личными качествами, такими как доброта, бескорыстие, любовь к людям, ответственность, активность и терпение. В-третьих, степень вовлеченности в волонтерскую деятельность: доброволец осуществляет волонтерскую деятельность с определенной периодичностью. В-четвертых, место приложения добровольческих усилий: волонтеры принимают участие в добровольческой деятельности чаще всего в учебных заведениях, а также в молодежных центрах (социальных учреждениях молодежи, органах по делам молодежи) и общественных организациях. И, в-пятых, мотивация волонтеров: молодые люди занимаются добровольчеством, потому что хотят оказать помощь, а также познакомиться и общаться с новыми людьми.

Актуализация потенциала добровольческой деятельности молодежи будет успешной, если создана система принципов для реализации такого потенциала:

- обеспечение добровольности включения молодежи в социально полезную деятельность;

- целенаправленное сопровождение добровольческой деятельности молодежи, ориентированное на развитие социальных компетенций, активизацию личностного роста, самоопределения его участников;

- реализация долгосрочных добровольческих проектов, ориентированных на взаимный интерес и соответствие молодежных инициатив актуальным проблемам социума.

Список литературы

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. (Распоряжение Правительства от 15 мая 2013 г. № 792-р). URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/ main.htm (дата обращения: 04.04.2016).

2. Сычева А.В., Толстухина Т.В. Добровольческое движение как фактор развития гражданского общества // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2015. Вып. 4. С. 26-30.

3. Социологическое исследование «Добровольческая активность молодежи (на примере Тульской области)», 2012, 2014, 2016 гг. Руководитель: Сычева А.В., Лаврикова А.А. Метод: массовый опрос - анкетирование (в 2016 г. -

интернет-опрос). Эмпирический объект: молодежь г. Тулы в возрасте от 14 до 30 лет (n = 350 - 2012 г., n = 255 - 2014 г., n = 300 - 2016 г.).

4. Социологическое исследование «Добровольческое движение в молодежной среде: достижения, проблемы и перспективы», 2015 г. Руководитель: Сычева А.В., Лаврикова А.А. Метод: экспертный опрос. Эмпирический объект: специалисты по работе с молодежью, руководители и сотрудники молодежных центров, кураторы волонтерства в образовательных организациях (n=18).

Сычева Анастасия Владимировна, аспирант, dobro 71 alist. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

SOCIAL PORTRAIT OF THE VOLUNTEER IN CONTEMPORARY SOCIETY:

REGIONAL ASPECT

А. V. Sycheva

Based on the results of a study of the voluntary activity of youth in the Tula region is characterized by the basic parameters of the social portrait of the modern volunteer.

Key words: volunteer movement, volunteer, youth volunteerism, social portrait.

Sycheva Anastasiya Vladimirovna, postgraduate student, dobro 71 alist. ru, Russia, Tula, Tula State University.

УДК. 316. 346. 32 -053.6

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ

В.П. Щербакова

Обсуждается проблема комплексной методологии исследования социальной адаптации молодежи. Обосновываются такие основные методологические подходы как системный, бихевиоральный, функциональный, социокультурный, психологический. Затрагиваются эмпирические индикаторы, которые были использованы в мониторинговом исследовании «Социальная адаптация студентов Тульского государственного университета», с целью измерения их социальной адаптации в экономической, политической, социальной, образовательной сферах деятельности. На базе данных мониторинга подтверждается валидность результатов этого исследования

Ключевые слова: социальная адаптация, системный, бихевиоральный, функциональный, социокультурный, психологический подходы, механизм социальной адаптации.

Анализу процесса социальной адаптации молодежи в условиях модернизации России сегодня уделяется значительное внимание в отечественной социологической науке. Интегрируясь в общество в процессе осуществления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.