педагогические Быстрова Наталья Васильевна, Цыплакова Светлана Анатольевна, Чумакова Лада Андреевна
науки ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ...
УДК 378.183
ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ
© 2018
Быстрова Наталья Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Цыплакова Светлана Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Чумакова Лада Андреевна, студентка Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected])
Аннотация. Цель исследования: анализ волонтерского движения, как фактора развития социальной активности молодежи. Методы: для решения задач исследования был использован комплекс методов, включающий в себя теоретические методы: анализ нормативных документов в сфере образования, историко-педагогический анализ, теоретико-методологический анализ, понятийно-терминологический анализ, системный анализ; эмпирические методы исследования: исследование и обобщение эффективного опыта молодежных общественных объединений, наблюдение, статистические методы обработки данных. Результаты: на основе анализа научной литературы по теме исследования, практического опыта определено, что волонтерская деятельность становится значимой тенденцией социальной реальности современной России. Отмечается увеличение численности субъектов волонтерства, активно развивается государственная поддержка перспективных для социальной политики направлений волонтерской деятельности, становятся многообразными и многоаспектными формы ее функционирования. Под волонтерской деятельностью понимается форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан (добровольцев). Научная новизна: обоснована взаимозависимость уровня развития социальной активности молодежи от участия в волонтерском движении. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы для совершенствования государственной молодёжной политики; при разработке и реализации программ, социальных проектов, ориентированных на развитие волонтерской деятельности, на повышение заинтересованности молодёжи к участию в конкретных направлениях социально значимой деятельности.
Ключевые слова: волонтерство, волонтер, доброволец, волонтерская деятельность, история волонтерства, добровольчество, общественно-педагогическое движение, молодежь, досуг, мировоззрение, социальная общность, молодежная политика, добровольные организации.
VOLUNTEER MOVEMENT AS THE FACTOR OF DEVELOPMENT OF SOCIAL
ACTIVITY OF YOUTH
© 2018
Bystrova Natalia Vasilyevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Tsyplakova Svetlana Anatolievna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Chumakova Lada Andreevna, gstudent Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e e-mail: [email protected])
Abstract. Purpose of the study: analysis of volunteerism as a factor in the development of social activity of young people. Methods: To solve the research problems, a set of methods was used, including theoretical methods: analysis of normative documents in the field of education, historical and pedagogical analysis, theoretical and methodological analysis, conceptual and terminological analysis, system analysis; empirical research methods: research and generalization of effective experience of youth public associations, observation, statistical methods of data processing. Results: based on the analysis of scientific literature on the research topic, practical experience, it is determined that volunteer activity becomes a significant trend in the social reality of modern Russia. There is an increase in the number of subjects of volunteerism, the state support of directions of volunteer activity, promising for social policy, is actively developing, becoming multifaceted and multifaceted forms of its functioning. Volunteering is understood as a form of social service, carried out on the free will of citizens, aimed at the disinterested provision of socially significant services at the local, national or international levels, contributing to the personal growth and development of citizens performing this activity (volunteers). Scientific novelty: the interdependence of the level of development of social activity of youth from participation in volunteer movement. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used to improve the state youth policy; in the development and implementation of programs, social projects aimed at the development of volunteer activities, to increase the interest of young people to participate in specific areas of socially significant activities.
Keywords: volunteerism, volunteer, volunteer, volunteer activity, volunteer history, volunteerism, social and pedagogical movement, youth, leisure, world outlook, social community, youth policy, voluntary organizations.
В последнее десятилетие к волонтерству, как со- возможностей волонтерского движения приобретают
циальному явлению проявляется достаточно широкий особую актуальность.
интерес с позиции различных научных дисциплин. Развитие волонтерского движения проследить до-
Феномен волонтерства фрагментарно изучается в исто- статочно сложно — ранее никто точно не фиксировал
рическом, психологическом, правовом поле, в области все действия, направленные на помощь страждущим.
экономики, социологии, социальной педагогики, соци- Вместе с тем, идея бескорыстного служения нуждам
альной работы, социальной психологии. В научном мире общества висела в воздухе на протяжении всей созна-
существует мнение, что добровольная общественная де- тельной истории человечества [2;1].
ятельность молодежи сегодня не только может помочь Слово волонтер произошло от французского
решить многие социальные проблемы общества, но и volontaire, которое, в свою очередь, берет начало в ла-
способствовать развитию социально-значимых качеств тинском voluntarius — «доброволец», «желающий». В
юношей и девушек, формированию у них активной жиз- Европе в XVII-XVIII в.в. волонтерами называли добро-
ненной позиции. Поэтому изучение воспитательных вольцев, которые пошли служить в армию. Таким обра-
Bystrova Natalia Vasilyevna, Tsyplakova Svetlana Anatolievna, Chumakova Lada Andreevna pedagogical
VOLUNTEER MOVEMENT AS THE FACTOR OF DEVELOPMENT OF SOCIAL ... sciences
зом, еще в ХУП-ХУШ в.в., признаком волонтера являлось добровольность участия.
В России истоки волонтерства уходят корнями к временам крещения Руси и связаны с влиянием православной церкви. Церковь поощряла благотворительность и помощь больным, нищим, сиротам. Благотворительная деятельность осуществлялась в форме раздачи неимущим людям продуктов питания, денег. Влияние русской православной церкви на российское общество всегда было достаточно ощутимым, а альтруистическое сознание, как известно, является неотъемлемой частью христианства.
В XIX в. с участием православной церкви сложилось новое направление добровольческой деятельности - движение сестер милосердия, оказывающих помощь раненым воинам. Так, сестры милосердия московской Никольской обители добровольно отправились на фронт для оказания помощи раненым воинам во время Крымской войны 1853-1856 г.г. позже в ходе Русско-Турецкой войны 1877-1878 г.г., Первой мировой войны 1914-1918 г.г. [6].
Благотворительность в России принимает светский характер, когда организаторами благотворительной деятельности выступают лица императорской фамилии. Так, супруга императора Павла I Мария Федоровна основала ведомство, впоследствии названное ее именем и занимавшееся попечением над воспитательными домами, домами призрения.
В 1802 г. по инициативе императора Александра I было образовано Императорское человеколюбивое общество занимавшееся деятельностью по оказанию помощи нуждающимся категориям населения. Финансировалось оно за счет средств императора, а также на частные пожертвования.
В XIX в. в России помимо благотворительных обществ, организованных под патронажем лиц императорской фамилии, действовали организации, учреждаемые органами местного самоуправления. В 1894 г. в Москве были учреждены городские участковые попечительства о бедных. Их деятельность была направлена на сбор добровольных пожертвований для оказания адресной помощи. Сбором пожертвований занимались добровольцы.
С 1864 года большой вклад в благотворительную деятельность внесли земства, занимавшиеся благотворительной деятельностью в сфере начального образования (в земских народных начальных школах часто преподавание осуществлялось добровольцами) и деятельностью в сфере здравоохранения в сельской местности [13].
Помимо благотворительности, организуемой и поддерживаемой властями, в XIX - начале XX в.в. в России получил распространение феномен «хождения в народ». Данное явление представляло собой добровольное движение представителей молодой российской интеллигенции с целью просвещения и революционной агитации крестьянства и пролетариата. Учитывая добровольный характер и социальную направленность указанного движения, его можно рассматривать как своеобразную форму волонтерства, занимавшегося:
- созданием условий для усиления роли женщин в обществе (организовано Русское женское взаимно-благотворительное общество);
- заботой о нуждающихся в помощи детям (Общество попечения нуждающихся детей);
- борьбой с распространением заболеваний (в 1911 г. создана Всероссийская лига для борьбы с туберкулезом и проводись акции по информированию широких слоев общества об этой болезни и сбору пожертвований в пользу больных туберкулезом).
В советский период добровольчество носило широкий характер, организовывалось и поощрялось государством. Посредством добровольчества решались важные задачи привлечения рабочей силы в различные отрасли промышленности, на строительство крупных объектов. 74
Добровольчество организовывалось и поддерживалось пионерской организацией, комсомолом и коммунистической партией [4].
Направлениями добровольческой деятельности в советский период являлись:
1. Стимулирование социально-полезной деятельности детей и молодежи (Тимуровское движение, мероприятия в рамках деятельности пионерской и комсомольской организаций).
2. Мобилизация рабочей силы для решения задач развития экономики (например, стахановское движение, освоение целины, строительство Байкало-Амурской магистрали).
3. Молодежное движение по борьбе с браконьерами, незаконными вырубками лесов, профилактикой лесных пожаров (первая молодёжная природоохранная организация России — Дружина охраны природы им. В.Н. Тихомирова была создана 13 декабря 1960 года). Были организованы такие программы, как «Ель» (борьба с самовольной вырубкой новогодних ёлок), «Первоцвет» (против торговли дикими растениями). Следует отметить позитивный опыт практики субботников, которая не только способствовала благоустройству множества городов и поселков, но и помогала очистить от мусора леса и парки.
4. Добровольческие движения в сфере культуры, занимавшиеся охраной памятников истории и культуры [3;5].
В Российской Федерации первое юридическое определение добровольца (волонтера) было дано федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», подписанным президентом РФ Борисом Ельциным 11 августа 1995 года. В статье 5 документа говорилось, что «добровольцы - граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда».
В том же году в Москве состоялся первый Российский форум добровольцев. В 1990-2000 гг. появились некоммерческие, общественные и благотворительные организации, к деятельности которых стали привлекаться волонтеры. В 2011 г. добровольчеством в РФ в общей сложности занимались 21 млн человек. В настоящее время российских волонтеров объединяют такие крупные организации, как «Ассоциация волонтерских центров», «Волонтеры Победы», «Волонтеры-медики», «Союз волонтерских организаций» и др.
На сегодняшний день на информационной платформе «Добровольцы России» зарегистрированы 1 тыс. 546 организаций и более 31,4 тыс. волонтеров. Из них большую часть составляет молодежь в возрасте 18-24 лет (порядка 58%), на втором месте - возрастная группа младше 18 лет (23%). Среди зарегистрированных волонтеров примерно 74,6% женщин и 25,4% мужчин.
Самыми популярными в России являются такие направления волонтерства, как социальное (22,5%), событийное (18,5%), культурное (15,6%), военно-патриотическое (15,2%), экологическое (12,5%). Добровольцы оказывают помощь ветеранам, инвалидам и тяжело больным, воспитанникам детских домов, пожилым одиноким людям. Сопровождают народные шествия «Бессмертный полк», участвуют в благоустройстве Аллей Славы и воинских захоронений, в проведении экологических акций и субботников, мероприятиях по сохранению и защиты памятников истории и культуры [17].
Понятия «доброволец» и «волонтер» большинством отечественных исследователей определяются как синонимы. Волонтерство рассматривается как безвозмездный труд в интересах благополучателя. Благополучателями могут являться любые лица, принимающие безвозмездно предоставляемую им помощь. Рассмотрим более подробно понятие «волонтерство».
Холина О.И. определяет волонтерство как вид неформальной деятельности, выполняемой на доброволь-Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)
педагогические науки
Быстрова Наталья Васильевна, Цыплакова Светлана Анатольевна, Чумакова Лада Андреевна ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ...
ной и безвозмездной основе как государственных и негосударственных социальных учреждениях.
Андросова А.А., Макарова Е.В. рассматривают во-лонтерство как добровольную деятельность, приносящую пользу и государству, и самим волонтерам. Польза для государства от волонтерской деятельности выражается в частичном восполнении дефицита кадров в социальных учреждениях. Польза для волонтеров выражается в том, что в процессе деятельности у них формируются качества способствующие работать в команде, происходит развитие духовной сферы [8].
Пушкарева Т.В., Мельникова В.Н. определяют понятие «волонтерство» как добровольная общественно-полезная деятельность, носящая организованный, или неорганизованный характер. Особенностью организованного волонтерства является то, что данная деятельность осуществляется в рамках некоммерческих организаций и носит систематический характер. Неорганизованное волонтерство представляет собой деятельность, осуществляемую спонтанно и эпизодически. В любом случае организованное или неорганизованное волонтерство осуществляется сознательно и на исключительно добровольной основе [2].
Моисейчева М. предложила классификацию видов волонтерской деятельности к которой относятся:
- социальное волонтерство (деятельность по оказанию помощи в уходе за больными, дежурствах в медицинских организациях, организация досуга тяжело больных детей, находящихся на лечении без родителей, социальная работа с пожилыми людьми, инвалидами);
- экологическое волонтерство (деятельность в сфере охраны окружающей природы, реализация проектов, направленных на экологическое просвещение населения);
- волонтерство в сфере культуры (помощь при реставрации памятников культуры, организация экскурсий, работа с туристическими группами, участие в проведении крупных культурных и спортивных мероприятий);
- событийное волонтерство (проведение спортивных мероприятий, концертов, ярмарок и фестивалей, направленных на привлечение внимания к какой-либо социально-значимой проблеме);
- корпоративное волонтерство (подразумевает участие в добровольной работе в различных социальных программах при поддержке организации, в которой они работают);
- семейное волонтерство (вид волонтерской деятельности, позволяющей семейным людям принимать участие в добровольческих проектах, удовлетворить социальную активность и провести время с семьей);
- волонтерство пенсионеров (рассчитано на людей пенсионного возраста);
- инклюзивное волонтерство (привлечение к волонтерской деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья, что расширяет возможности для их социализации в обществе);
- международное волонтерство (волонтерская деятельность, осуществляемая по программам обмена с зарубежными странами, оказание помощи жертвам стихийных бедствий и катастроф за рубежом).
Волонтерство представляет большой спектр возможностей для самореализации молодежи в различных сферах. Например, приобрести единомышленников, найти значимый для себя круг общения, получить поддержку в дружеском взаимодействии. Ведь для человека важно положительное подкрепление своей деятельности со стороны значимых окружающих, утвердиться в собственных глазах, ощутить свою причастность к общеполезному делу. Благодаря волонтерской деятельности у молодых людей (по данным психологических исследований) развиваются такие качества личности, как: уверенность в себе, эмпатия, общительность, социальная смелость, творческий потенциал, гибкость поведения, толерантность, ответственность, лидерские качества [1].
С начала прошлого десятилетия в России постепенно
начала накапливаться региональная нормативная правовая база и практика развития молодежного добровольчества. Следует отметить, что за этот период в каждом регионе накоплен свой уникальный опыт поддержки добровольческих усилий молодежи, как эффективного и универсального способа формирования здорового образа жизни среди подрастающего поколения и в молодежной среде, который заслуживает обобщения и распространения в другие регионы России. В тоже время одной из проблемных областей является то, что сохраняется достаточно высокий уровень подростков и молодежи не вовлеченных в общественно полезную деятельность, что создает реальные предпосылки для их приобщения к крименногенной среде, антиобщественным поступкам.
Международная практика и российский опыт показывает, что стимулирование молодежной добровольческой активности, может быть эффективным лишь в том случае, если молодежное добровольчество будет развиваться как система знаний и навыков в масштабах страны.
Волонтерская деятельность, как и любая другая, должна быть соответствующим образом организована. Труд волонтера, обучение и поддержка должны быть организованы или администрацией соответствующего учреждения социального обслуживания или некоммерческой организацией от имени которого работает волонтер. Необходим ясный договор, из которого понятно, что волонтеру делать, когда и во сколько. Кто за что отвечает? Что в результате получится?
Волонтеры должны иметь своего оператора в лице некоммерческой организации, имеющей договор о сотрудничестве с государственными органами и учреждениями. Основные задачи по привлечению, обучению, поддержке волонтеров лежат на операторе. Оператор и гарант существования и соблюдения правил.
Перед началом работы, волонтеры должны представлять условия и особенности контингента получателей социальных услуг, с которыми придется работать добровольцам. Поэтому, важно предварительно осуществлять обучение волонтеров особенностям работы в конкретном учреждении, где будет осуществляться их деятельность. Деятельность волонтеров не должна заменять собой работу администрации и персонала учреждения социального обслуживания. Недопустимо приравнивать волонтеров к сотрудникам учреждений с точки зрения требований и условий.
По мнению Неверовой Л.В., добровольческая деятельность должна быть, в первую очередь, направлена на реализацию тех направлений деятельности, на осуществление которых у государства и администрации соответствующего учреждения не хватает ресурсов. Например, в штатном расписании медицинских организаций отсутствуют сотрудники, организующие досуг маленьких пациентов, находящихся на лечении. Поэтому, волонтеры могут восполнить данный недостаток.
Таким образом, изучив точки зрения отечественных исследователей по вопросам волонтерства, мы пришли к выводу о том, что волонтерская деятельность представляет собой вид деятельности, направленный на оказание социальной помощи или услуг благополучателям на безвозмездной основе. В настоящее время, волонтерская деятельность в РФ осуществляется в различных формах и носит как организованный, так и неорганизованный характер. Применительно к сфере социальной работы, волонтерская деятельность призвана, частично восполнить недостаток ресурсов (в первую очередь, кадровых) в государственных организациях, осуществляющих деятельность в сфере социальной защиты населения.
Главным преимуществом добровольческого движения является способность проникать в слабо затрагиваемые сферы общественной жизни; активизировать субъекты общественных отношений для самостоятельного решения социальных проблем; предлагать эффективные решения целого ряда задач. Поэтому добровольческую
Bystrova Natalia Vasilyevna, Tsyplakova Svetlana Anatolievna, Chumakova Lada Andreevna
VOLUNTEER MOVEMENT AS THE FACTOR OF DEVELOPMENT OF SOCIAL ...
pedagogical sciences
деятельность можно определить как эффективную стратегию реального включения ресурсного потенциала добровольцев в разрешении острых социальных проблем [10;14;18; 19; 20].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бархаев, А. Б. Отношение студенческой молодежи к участию в волонтерском движении // Социология образования. 2008. № 12. С. 85-97.
2. Холина О.И. Волонтерство как социальный феномен современного российского общества // Теория и практика общественного развития. 2011. № 8. С. 71 - 73.
3. Быстрова Н.В. Развитие советской педагогики в контексте мирового педагогического опыта // В сборнике: Актуальные вопросы современной науки Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. под общей редакцией А.И. Вострецова. 2015. С. 49-50.
4. Быстрова Н.В. Становление и развитие школьной системы образования в нижегородской губернии в 19171930 гг. автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Нижний Новгород, 2006.
5. Быстрова Н.В. Становление и развитие школьной системы образования в нижегородской губернии в 19171930 гг. диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Нижний Новгород, 2006.
6. Гагарина В.В. Волонтер - это звучит гордо! // Вестник благотворительности. 2007. №10. С. 12.
7. Зубань Е.С., Цыплакова С.А. Духовно-нравственное воспитание и обучение учащихся // В сборнике: Особенности реализации проблемного обучения в контексте дистанционного образования: вопросы теории и практики Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий». 2015. С. 243-245.
8. Кононова Т.Б. Очерки истории благотворительности: Учебное пособие: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки и специальности «Социальная работа». М.: Дашков и К, 2005. - 337 с.
9. Коняева Е.А., Цыплакова С.А., Баринова А.Н., Гриценко Н.Е. Исследование проблемы управления процессом профессиональной подготовки студентов в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-6. С. 245-251.
10. Маркова С.М., Полетаева Н.М., Цыплакова С.А. Моделирование образовательной технологии подготовки педагога профессионального обучения // Вестник Мининского университета. 2016. № 1-1 (13). С. 23.
11. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. М.: Издательский дом Дашков и К, 2004. - 343 с.
12. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Захаров С.В., Царева И.А. Социальное партнерство в системе профессионально-педагогического образования // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 569. С. 31-37.
13. Носова Ю.И. Волонтерство как социально-культурный феномен: генезис и его основные характеристики // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3 - 1. С. 62 - 65.
14. Митрохина, О.В. Подготовка несовершеннолетних к волонтерской деятельности по профилактике безнадзорности среди сверстников. - М., 2004.-218 с.
15. Плотникова Е.Е., Быстрова Н.В. Социально-педагогические условия профессиональной ориентации старшеклассников // Вестник Мининского университета. 2017. № 2 (19). С. 8.
16. Тимофеева-Глазунова О. Они записались в волонтеры // Русский репортер. 2013. № 45 (323). 14-21 нояб. C. 54-55.
17. Фомин Э.А., Чикадзе Е.З. Благотворительность как социокультурный феномен в России. - СПб.: Изд-во Чернышева, 1999.
18. Паршакова Ю.А., Лузина Д.В. Волонтерство как форма социального движения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 7274.
19. Явон С.В. Благотворительная деятельность и добровольческое движение в Самарской области // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 115-118.
20. Цыплакова С.А. Профессионально-педагогическое образование и тенденции его развития // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 568. С. 274-280.
Статья поступила в редакцию 23.01.2018
Статья принята к публикации 26.03.2018
76
Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)