УДК 364.4 + 378.013.42 ББК Ч448.986
DOI: 10.14529/ped160110
ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ РОЛЬ В ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ
А.В. Кибальник
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Как наиболее восприимчивая часть общества, молодежь обостренно чувствует и «проживает в себе» многие социальные изменения и их последствия. В статье обосновываются возможности волонтерской деятельности студентов - будущих социальных педагогов на этапе получения ими профессионального образования, раскрыта сущность волонтерской деятельности, ха-растеризуется современное состояние волонтерства в России. Основной предмет изучения - роль волонтерской деятельности в личностно-профессиональном развитии будущих социальных педагогов. На основе изученной литературы выявлены признаки волонтерской деятельности как социально-педагогического феномена, благотворно влияющего на социально-профессиональное становление личности студента. Представлены направления деятельности и профессионально-значимые результаты взаимодействия Центра молодежных социальных инициатив «Добровольный выбор!» с основными социальными партнерами для подготовки будущих социальных педагогов. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются оптимальным выбором методологических оснований, опорой на основные положения и достижения ряда научных областей (педагогики, психологии, философии, социологии); целостным подходом к исследованию проблемы. Практическая значимость результатов исследования связана с возможностью их широкого использования в деятельности преподавателей профессиональных учебных заведений и в работе общественных организаций, объединений.
Ключевые слова: волонтерская деятельность; социальное партнерство; социальный педагог; профессиональные компетенции социального педагога; студенческая молодежь; социальный партнер; социокультурная среда вуза.
Введение. Модернизация российского образования, изменения социально-экономических условий страны привели к необходимости пересмотра системы подготовки студентов высшей школы, которые должны обладать высоким уровнем профессиональной компетентности, быть конкурентоспособными, мобильными, толерантными, готовыми к работе в условиях современного, постоянно изменяющегося социума. Особая роль в этом процессе принадлежит высшим учебным заведениям как культурным и образовательным центрам, непосредственно взаимодействующим с молодым поколением и оказывающим формирующее воздействие на становление личности будущего специалиста.
Одна из важнейших задач педагогического вуза - подготовить поколение профессионально компетентных и активных специалистов, знающих специфику взаимодействия с различными социальными группами и спо-
собных к цивилизованным взаимоотношениям со всеми субъектами образовательного процесса. Пристальное внимание сегодня направлено на специалистов социальной сферы, особенно социальных педагогов. Это обусловлено задачами формирования профессиональной направленности личности, умеющей активизировать свой потенциал, проявлять компетентность, связывать свои действия с ожидаемым результатом, видеть проблемы конкретной личности, развивать профессиональное мастерство.
Специфика содержания профессиональной деятельности социальных педагогов, несомненно, определяет особенности их подготовки в вузе. Формирование общих и профессиональных компетенций, установленных стандартами третьего поколения, возможно как через систему аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, так и через формы организации внеучебной деятельности
студентов. Одной из форм работы, направленной на решение важных задач формирования ряда ключевых компетенций, которые, несомненно, обеспечат будущему социальному педагогу личностную и профессиональную самореализацию, на наш взгляд, является волонтерское движение.
Исторически начало волонтерского движения связывают с концом XVIII - началом XIX в. Однако наибольшего расцвета волонтерское движение достигло с началом Первой мировой войны, когда из числа добровольцев формировали целые военизированные подразделения. Происхождение слова «волонтер» относят к французскому «volontaire», что и означает «доброволец» [10].
Изучение состояния проблемы в научной литературе. Изучением особенностей волонтерского движения среди студентов занимались как отечественные (Э.Д. Ахметгалеев, Е.В. Богданова, Л.В. Вандышева, О.В. Оше-хина и др.), так и зарубежные исследовали (Dr. Debi Yohn, A. Terry, J. Bohnenberger, Qi Zhou и др.) [12-15]. Так, по мнению О.В. Ошехиной, важно привлекать к добровольческой деятельности учащихся в высших учебных заведениях, так как студенческий возраст - это период овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, семейных, профессионально-трудовых и др., важный этап социализации личности, а, как показывает история российской благотворительности и мирового опыта волонтерской деятельности в социальной сфере, включение в волонтерские движения способствует восприятию и усвоению духовно-нравственных гуманистических ценностей, позитивным изменениям в личности [7].
Характеризуя современное волонтерство, можно отметить ряд его ярких признаков. Во-первых, это движение молодых (И.Н. Руклин-ская, Н.Ю. Слабжанин) [9]. Более 2/3 его сторонников - молодежь в возрасте от 14 до 30 лет, при этом подавляющее большинство составляют старшеклассники (учащиеся 10-11 классов) и студенты, как наиболее социально активные группы молодежи. Столь высокий интерес к волонтерской деятельности ученые (Е.В. Богданова, О.В. Решетников, Н.Ю. Слабжанин) связывают с особенностями возрастного развития. Для молодежи на первое место выходит решение социально-психологических задач, связанных со становлением самосознания личности, ее самоопределения в
жизни (актуальной и на перспективу), самоутверждения в актуальных сферах жизнедеятельности. Волонтерская деятельность создает необходимые условия и дает возможность реализации этих целей [2, 3, 8, 9].
Во-вторых, современную волонтерскую деятельность можно рассматривать как пространство социальных и профессиональных проб (О.В. Решетников, В. Л. Симанович) [8]. В процессе волонтерской деятельности молодые люди осваивают способы социального и профессионального поведения, новые социальные роли, а также социальные и профессиональные виды деятельности. Складывающиеся ситуации заставляют человека проявлять определенные качества и способности, он имеет возможность проявить себя, а также оценить себя и результаты своей работы [1].
В-третьих, волонтерство рассматривают как возможность самопомощи (Е.В. Богданова, Е. Штромбергер) [3]. Помощь и решение проблем других людей позволяет волонтеру опосредованно решать собственные проблемы, т. е. волонтерство значимо не только для людей, нуждающихся в помощи, но и для самих волонтеров. Выполняя общественно значимую работу в свободное время, человек тем самым получает новые знания, расширяет свой опыт, развивает коммуникативную культуру, чувствует себя нужным. Полученный опыт служит потом положительным фактором для социальной карьеры и профессионального роста.
Ряд исследователей (И. Матвиенко, Л.Е. Никитина, Г. Федоренко и др.), рассматривая вопрос о целесообразности добровольческой деятельности в профессиональной подготовке студентов, отмечают, что участие в волонтерском движении помогает будущим специалистам лучше познать самих себя, утвердиться в правильности профессионального выбора, сформировать социальную и социокультурную активность, личностные и профессиональные компетенции [6].
Таким образом, волонтерское движение, являясь уникальным социально-педагогическим феноменом, мощным фактором воздействия на личностно-профессиональное развитие молодых людей, не может остаться без внимания ученых. Необходимо формирование системного подхода к вовлечению молодежи в добровольческую деятельность (волонтер -ство) как составную часть учебно-воспитательного и образовательного процессов.
Теория и методика профессионального образования
Экспериментальное исследование. В сентябре 2009 года педагогическим институтом Восточно-Сибирской государственной академии образования был организован Центр молодежных социальных инициатив «Добровольный выбор!», который представляет собой добровольное консолидированное объединение учащейся молодежи института (студентов и магистрантов), включенной в социально-значимую деятельность. Деятельность Центра направлена на сотрудничество с администрацией города Иркутска, общественными организациями, а также образовательными и социальными учреждениями города и области по вопросам организации и проведения социально-значимых мероприятий, пропаганду волонтерского движения в студенческой среде через средства массовой информации, консультирование инициативных студентов в процессе подготовки и реализации их собственных проектов, а одной из задач является личностное и профессиональное развитие будущих социальных педагогов через включение их в волонтерскую деятельность [4, 10]. Деятельность волонтеров Центра организована по следующим направлениям:
- Социальное проектирование - позволяет студентам грамотно сформулировать и четко оформить свои проектные предложения; подготовить к защите социально-значимые проекты; знакомиться с другими студенческими проектами и принимать в них участие; достойно представлять социально-значимые проекты на городском и областном уровне; устанавливать прямые контакты с авторами интересных для них проектов. Проекты, которые разрабатывают волонтеры, направлены на решение различных задач: пропаганда здорового образа жизни в молодежной среде (социальная акция «Веселые старты»); развитие творческих способностей воспитанников интернатных учреждений города и области (артмоб «Книга настроения»); развитие патриотизма и гражданской ответственности студентов (социальный проект «Связь поколений»). К самым ярким социальным проектам, реализованным волонтерами Центра, можно отнести ежегодную Неделю благотворительности в городе Иркутске. Целью данного проекта является оказание помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей (в 2015 году этот проект стартовал в пятый раз). Неделя благотворительности в городе Иркутске - это не одноразовое меро-
приятие, а повседневная работа волонтеров Центра. Все мероприятия и проекты, осуществленные в рамках Недели благотворительности, продолжают реализовываться в дальнейшем.
- Обучение - представляет собой деятельность, направленную на освоение волонтерами знаний, умений и навыков, использование которых позволяет им квалифицированно подготавливать и проводить социально-значимые мероприятия. Для волонтеров организуются обучающие семинары («Основы фандрайзинга», «Супервизия для волонтеров» и др.), тренинги («Формируем команду», «Стань лидером!», «Посмотри на хорошего человека» и др.) и мастер-классы («Проблема? Не беда! Решим!», «В волонтеры я пойду...» и др.), целью которых является подготовка участников проекта к предстоящей деятельности. В рамках данного направления разработан и внедрен в образовательную среду вуза учебно-методический комплекс «Практикум волонтерской деятельности». Целью освоения данной дисциплины является формирование у студентов представлений о волонтерском движении и практических умений организации различных форм волонтерской деятельности, освоение студентами основ социального проектирования и использования различных педагогических технологий в волонтерской деятельности, а также овладение методикой работы волонтеров с разновозрастной аудиторией в условиях учреждений разных типов и видов.
- Творчество - представляет собой индивидуальную и коллективную деятельность, направленную на создание нового интеллектуально-творческого продукта: разработка конкурсов («Интеллектуальный футбол», «Спартакиада волонтеров») и праздничных программ («День влюбленных», «Здравствуй, Новый год!» и др.), концертных номеров («Праздник радости», «Спой со звездой» и др.), серии тренинговых программ различной тематики («Театр человеческих взаимоотношений», «Ласковое слово и кошке приятно» «Из чего мы сложены или второе дно красивого ларца», «Какие мы?» и др.).
- Практика - практическая реализация того материала, который был получен в результате работы по направлениям «Обучение» и «Творчество». Команда студентов-волонтеров посещает образовательные и социальные учреждения города и области с целью реализации своих социальных проектов.
- Досуг - представляет собой организацию досугово-развивающей деятельности, осуществляемой внутри самого Центра, направленной на формирование сплоченной команды единомышленников. В рамках данного направления волонтеры Центра совместно посещают театры и музеи города, разрабатывают игры, посвященные праздничным дням, например квест-игра, посвященная Междуна-
ми социальными партнерами для подготовки будущих социальных педагогов (см. рисунок).
Различные формы взаимодействия студентов - волонтеров с социальными партнерами Центра молодежных социальных инициатив «Добровольный выбор!», а именно: обучающие семинары, профориентационные и коммуникативные тренинги; тренинги для начинающих волонтеров; мастер-классы; участие в Неделе неформального образования в
городе Иркутске; форуме «Развитие добровольчества в городе Иркутске»; I, II, III, IV и V Неделях благотворительности в педагогическом институте; в городском благотворительном марафоне «Молодежь 3D»; организация социальных акций, театрализованных представлений и многих других мероприятий позволяют волонтерам приобрести социальный опыт, некоторые профессиональные зна-
Заключение. Подводя итоги, можно констатировать: участие студентов в волонтерском движении обеспечивает их самореализацию во внеучебной деятельности, способствует формированию профессиональных компетенций. Таким образом, волонтерская деятельность студентов - будущих социальных педагогов может рассматриваться как один из путей их личностно-профессиональ-ного развития.
родному дню волонтера.
Результаты исследования. Ниже мы представили профессионально-значимые результаты взаимодействия Центра с основны-
ния и навыки, установить личные контакты, зарекомендовав себя как квалифицированных специалистов, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями [5].
Результаты взаимодействия Центра молодежных социальных инициатив «Добровольный выбор!»
с социальными партнерами
Теория и методика профессионального образования
Литература
1. Анчарская, В.А. Нужен ли современной России молодой специалист? /В.А. Анчарская // Вестник высш. шк. - 2001. - № 5. - С. 35-37.
2. Ахметгалеев, Э.Д. Участие в волонтерском движении - как условие социально-профессионального становления студента в вузе / Э.Д. Ахметгалеев // Казанский пед. журнал. - 2009. - № 3. - С. 27-34.
3. Богданова, Е.В. Подготовка будущих социальных педагогов к волонтерской деятельности /Е.В. Богданова //Идеи и идеалы. -2010. - № 1 (3). - С. 27-36.
4. Деревцова, Е.Н. Этапы формирования готовности студентов педагогического колледжа к реализации партнерских отношений / Е.Н. Деревцова // Сибирский пед. журнал. -2009. - С. 190-198.
5. Кибальник, А.В. Волонтерская деятельность как средство подготовки будущих социальных педагогов к социальному партнерству / А.В. Кибальник // В мире научных открытий. - Красноярск: Науч.-инновац. центр, 2013. - № 11.8 (47). - С. 257-265.
6. Никитина, Л.Е. Программы ДИМСИ / Л.Е. Никитина, С.В. Тетерский. - М. : Академия, 2000. - 86 с.
7. Ошехина О.В. Волонтерство как технология воспитания студенческой молодежи / О.В. Ошехина // СОЦИС. - 2007. - № 5. -С. 57-64.
8. Решетников, О.В. Организация добровольческой деятельности / О.В. Решетников. -М.: Фонд содействия образованию XXI века, 2005. -112 с.
9. Слабжанин, Н.Ю. Мозаика Российского добровольчества: факты, ресурсы, мнения / Н.Ю. Слабжанин. - Ростов н/Д.: Старые русские, 2003. - 191 с.
10. Состояние и проблемы волонтерского движения в сфере адаптивной физической культуры / под общ. ред. П.И. Новицкого. -Витебск, 2006. - С. 22.
11. Федосова, И. В. Овладение студенческой молодежью конструктивными стратегиями преодоления трудных жизненных ситуаций через включение в волонтерскую деятельность / И.В. Федосова, А.В. Кибальник // Европ. журнал соц. наук. - 2013. - № 6 (34). -С. 60-70.
12. Brydney, J.L. Fostering volunteer programs in public sector / J.L. Brydney. - San Francisco: Jossy-Bass Publishers, 1990. - 277 c.
13. Eberly, D.J. National Youth Service in the 20th and 21st centuries / D.J. Eberly. - New York, 2005. - 356 c.
14. Qi Zhou. On Volunteer Spirit and Thought of "Universal Love" by Mo-tse // Asian Social Science. - 2011. - Vol. 7, No. 9.
15. Voluntary work. Research paper made by Saxion Hogeschool Enschede and Saxion Ho-geschool. - Ijselland, 2000. - 328 p.
Кибальник Алена Вячеславовна, старший преподаватель кафедры социальной педагогики и психологии, Иркутский государственный университет, г. Иркутск, [email protected].
Поступила в редакцию 1 декабря 2015 г.
DOI: 10.14529/ped160110
VOLUNTEER ACTIVITY AND ITS ROLE IN PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF FUTURE SOCIAL EDUCATORS
A.V. Kibal'nik, [email protected]
Irkutsk State University, Irkutsk, Russian Federation
The formation of modern youth takes place in very difficult conditions of old values destruction and of new social relation forming. Being the most promising part of any society, young people are extremely sensitive and experience many social changes and their consequences. The article discusses the possibility of volunteer activity for the students of Social Pedagogy in the education process. The essence of volunteering is revealed, the current state of volunteerism
in Russia is characterized. The main subject of the research is the role of volunteer activity in personal and professional development of future social educators. Based on the literature analysis, the characteristics of volunteering as a social and pedagogical phenomenon that has beneficial effects on social and professional formation of the student's personality are identified. The author presents the main areas and professionally significant results of cooperation between the Centre of Young People's Social Initiatives called "Voluntary choice!" and its main social partners. The validity and reliability of the results are ensured by the optimal choice of methodological basis, by relying on the main propositions and achievements of Pedagogy, Psychology, Philosophy, Sociology, and by integral approach to the studied problem. The results can be used in the academic staff activities as well as for public organizations and associations.
Keywords: volunteer activity; social partnership; social educator; professional competences of a social educator; the youth; social partner; university's social and cultural environment.
1. Ancharskaya V.A. [Does Modern Russia Have a Need of Young Specialists?]. High School Herald, 2001, no. 5, pp. 35-37. (in Russ.)
2. Ahmetgaleev E.D. [Participating in Volunteer Movement as a Condition for Social and Professional Forming of a Student at University]. Kazan Pedagogical Journal, 2009, no. 3, pp. 27-34. (in Russ.)
3. Bogdanova E.V. [Training Future Social Pedagogues for Volunteer Activity]. Ideas and Ideals, 2010, no. 1 (3), pp. 27-36. (in Russ.)
4. Derevtsova E.N. [The Stages of Forming Pedagogical College Students' Preparedness for Implementing Partnership Relations]. Siberian Pedagogical Journal, 2009, pp. 190-198. (in Russ.)
5. Kibal'nik A.V. [Volunteer Activity as a Means of Training Future Social Pedagogues for Social Partnership]. In the World of Scientific Discoveries, 2013, no. 11.8 (47), pp. 257-265. (in Russ.)
6. Nikitina L.E., Teterskiy S.V. Programmy DIMSI [CYSI Programs]. Moscow, Academia Publ., 2000, 86 p.
7. Oshehina O.V. [Volunteer Activity as a Technique of Educating Student Youth]. SOCIS, 2007, no. 5, pp. 57-64. (in Russ.)
8. Reshetnikov O.V. Organizatsiya dobrovol'cheskoy deyatel'nosti [The Organizing of Volunteer Activity]. Moscow, Fond Sodeystviya Obrazovaniyu XXI Veka Publ., 2005. 112 p.
9. Slabzhanin N.U. Mozaika Rossiyskogo dobrovol'chestva: fakty, resursy, mneniya [The Mosaic of Russian Volunteer Activity: Facts, Resources, Opinions]. Rostov-on-Don, Starye Russkie Publ., 2003.191 p.
10. Novitskiy P.I. Sostoyanie i problemy volonterskogo dvizheniya v sfere adaptivnoy fizicheskoy kul'tury [The State and Problems of Volunteer Movement in the Sphere of Adaptive Physical Training]. Vitebsk, 2006, pp. 22.
11. Fedosova I.V., Kibal'nik A.V. [Student Youth Mastering Constructive Strategies of Overcoming Difficult Life Situations by Being Involved in Volunteer Activity]. European Social Science Journal, 2013, no. 6 (34), pp. 60-70. (in Russ.)
12. Brydney J.L. Fostering Volunteer Programs in Public Sector. San Francisco, Jossy-Bass Publ., 1990. 277 p.
13. Eberly D.J. National Youth Service in the 20th and 21st Centuries. New York, 2005. 356 p.
14. Qi Zhou. On Volunteer Spirit and Thought of "Universal Love" by Mo-tse. Asian Social Science, 2011, vol. 7, no. 9. DOI: 10.5539/ass.v7n9p184
15. Voluntary Work. Research Paper Made by Saxion Hogeschool Enschede and Saxion Hogeschool. Ijselland, 2000. 328 p.
References
Received 1 December 2015
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Кибальник, А.В. Волонтерская деятельность и ее роль в личностно-профессиональном развитии будущих социальных педагогов / А.В. Кибальник // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». -2016. - Т. 8, № 1. - С. 74-79. БО!: 10.14529/реа160110
Kibal'nik A.V. Volunteer Activity and Its Role in Personal and Professional Development of Future Social Educators. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2016, vol. 8, no. 1, pp. 74-79. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped160110