УДК 37.02; 371
ПОТЕНЦИАЛ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ
© Илья Николаевич ГРИГОРЬЕВ
Московский государственный строительный университет, г. Москва, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры городского строительства, коммунального хозяйства и сервиса, e-mail: [email protected]
Рассматривается волонтерское движение как распространенный вид общественной активности молодежи. Отмечается, что добровольность, инициативность, универсальность - самые значимые качества волонтера, и именно они являются своеобразным связующим звеном между волонтерской деятельностью и обществом. Формулируется понятие гражданской активности, под которым понимается интегративное качество личности, которое необходимо для полноценного включения в общественную жизнь и социально-политические процессы для выполнения гражданского долга и гражданских обязательств, реализации всего спектра функций гражданского участия как на уровне государственных структур, так и в деятельности общественных объединений и организаций. Рассматривая понятия «гражданственность», «гражданская позиция», «волонтерская деятельность» и другие дается формулировка процесса формирования гражданской активности молодежи, которая представляет собой процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом. Раскрыто развитие волонтерского движения в России в исторической ретроспективе, а также обоснованы условия формирования гражданской активности молодежи в процессе волонтерской деятельности.
Ключевые слова: волонтерское движение; молодежь; гражданская активность.
Волонтерская деятельность - один из наиболее распространенных видов общественной активности молодежи не только на Западе, но и в России. К добровольцам или волонтерам обычно относят людей, деятельно участвующих в работе, направленной на оказание помощи другим, и не получающих за это денежного вознаграждения. Волонтерская работа помогает в удовлетворении таких потребностей, как благотворительность, получение новых знаний, контакты с новыми людьми, реализация собственных возможностей, продвижение каких-то ценностей.
Добровольность, инициативность, универсальность - самые значимые качества волонтера и именно они являются своеобразным связующим звеном между волонтерской деятельностью и обществом.
Воспитание гражданской активности стало приоритетным направлением государственной культурной и образовательной политики, о чем свидетельствуют принятые законодательные документы, среди которых необходимо отметить государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», в которой отмечается, что «необходимо создание условий для участия общественных (объединений) и творческих союзов в работе по патриотическому воспитанию; активизация участия учреждений культуры, общест-
венных организаций (объединений), представителей творческой интеллигенции в военно-шефской работе, направленной на приобщение военнослужащих к богатствам российской и мировой культуры; развитие активных форм общественного воспитательного воздействия на формирование патриотического сознания граждан Российской Федерации» [1].
В Федеральном законе «О добровольчестве (волонтерстве)», который вступил в силу с 1 января 2014 г., отмечается, что «добровольческая (волонтерская) деятельность -добровольная социально направленная, общественно полезная деятельность, осуществляемая путем выполнения работ, оказания услуг в формах и видах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат)» [2].
В ст. 4 этого документа определены цели и задачи добровольческой (волонтерской) деятельности: помимо оказания безвозмездной помощи людям, нуждающимся в ней, и безвозмездного участия в общественно значимых мероприятиях с согласия их организаторов отмечается формирование гражданской позиции, самоорганизации, чувства со-
циальной ответственности, солидарности, взаимопомощи и милосердия в обществе [2].
Однако анализ многочисленных источников позволил определить недостаточную разработанность такого аспекта проблемы организации социально-культурной деятельности, как формирование гражданской активности молодежи в процессе волонтерской деятельности.
С учетом теоретического и практического обоснования изучаемой проблемы нами был выявлен ряд противоречий между:
- актуализацией требований, которые предъявляются современной ситуацией к уровню сформированности гражданской активности молодежи и недостаточной разработанностью новых подходов к содержанию и педагогическим технологиям решения этой проблемы;
- информационно-просветительным, развивающим и социально-культурным потенциалом волонтерских объединений и недостаточным использованием этого потенциала в формировании гражданской активности молодежи;
- наличием отдельного несистематизированного практического опыта по формированию гражданской активности молодежи в условиях волонтерских объединений и отсутствием научных подходов к решению данной проблемы.
Изучение данного аспекта проблемы позволило нам сформулировать понятие гражданской активности, под которым мы понимаем интегративное качество личности, которое необходимо для полноценного включения в общественную жизнь и социально-политические процессы для выполнения гражданского долга и гражданских обязательств, реализации всего спектра функций гражданского участия как на уровне государственных структур, так и в деятельности общественных объединений и организаций [3]. Сущность процесса формирования гражданской активности молодежи определяется тем, что этот процесс является частью общего развития личности и в целом соответствует общим закономерностям социализации.
Учитывая то, что гражданственность -это нравственная характеристика личности, оценивающая отношения человека к обществу, гражданское воспитание трактуется как воспитание правовой культуры и законопос-лушания, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, по-
стоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу.
Для выражения поведенческой стороны понятия «гражданственность» используется термин «гражданская позиция» - это общественно-личностное образование, основанное на научном мировоззрении человека и приобретенном социально-правовом опыте, выражающемся в социально-значимой направленности отношений личности к обществу, к своей деятельности, к другим людям и к себе самому.
Понятие гражданственности включает в себя:
- понимание своих прав и свобод, а также умение использовать их на практике в рамках уважения прав и свобод других граждан;
- личную ответственность за свой выбор и свое поведение, осознание необходимых обязательств перед обществом и государством;
- способность вести позитивный диалог с властью, другими гражданами и гражданскими объединениями.
Определение сущности понятия «гражданская активность» связано с последовательным анализом не только понятия «гражданственность», но и функций гражданственности.
Формирование гражданской активности молодежи представляет собой процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом, в связи с чем необходимо осознание каждым человеком себя как полноправной личности, осознание своих прав и обязанностей.
Как нельзя лучше к решению проблемы формирования гражданской активности молодежи можно отнести волонтерские организации, которые вовлекают в неформальную общественную деятельность людей разного социального статуса и возраста.
Американские исследователи ставят в один ряд такие термины, как «волонтерская деятельность», «общинная служба» (англ. "community service" или лат. "probono publico"), «филантропическая деятельность» (philantropical activity), «благотворительная работа» (charitable work). По отношению к студенческим организациям, занимающимся оказанием социальной помощи общине (community), наиболее часто в научной литературе США употребляются термины «волонтерская деятельность» и «общинная
служба», таким образом делается акцент на таких аспектах данной деятельности, как добровольность участия и взаимодействие с общиной.
В данной связи хотелось бы подчеркнуть, что волонтерство - это особый взгляд на жизнь, целое мировоззрение, впитавшее в себя все самое достойное из созданного в мировом педагогическом пространстве за много столетий. Добровольная помощь, оказываемая человеком или группой людей обществу в целом или отдельным людям, основана на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследует целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста. Она может принимать различные формы: от традиционных видов взаимопомощи до совместных усилий тысяч людей.
Волонтерство - это явление, которое имеет давние традиции. История развития человечества свидетельствует о многочисленных фактах добровольной и бескорыстной помощи. В обществе всегда находились люди, способные оказывать помощь нуждающимся. Мотивы людей, приобщающихся к волонтерству, очень различны. Одними движет стремление исполнить свой долг христианина, другие руководствуются собственными интересами и склонностями, третьи хотят быть членами команды, встречаться с людьми, получить опыт, который может пригодиться в дальнейшей жизни. Но чаще всего волонтерами движет стремление чувствовать себя нужным, полезным людям, заслужить уважение и поддержку окружающих.
Традиции милосердия складывались на Руси столетиями, составляя основы благотворительности, поднимающегося из глубины веков стремления помочь «бедным, дряхлым, хворым, неимущим».
Развитие волонтерского движения в России имеет давнюю историю. Общественная благотворительность зародилась еще в домонгольский период, и наиболее важную роль в ее развитии сыграла церковь. В годы становления Московской Руси благотворительность проявлялась в деятельности отдельных лиц. Сохранились факты того, что, например, князь Иоанн Данилович был прозван Калитой за мешок, который он носил с собой, раздавая из него милостыню, а князь Дмитрий Донской был настолько сострадателен к бедным и сирым, что кормил их из своих рук.
Екатерина Великая, а затем императрица Мария Федоровна заявили себя в качестве благотворителей и основали многочисленные благотворительные заведения, которые заложили фундамент российской системы социального призрения, а патронирование благотворительных заведений стало основным общественным занятием дам из придворного круга и жен государственных деятелей того времени.
Екатерина II первой ввела в практику модель «просвещенной» благотворительности, направленной на масштабные социальные изменения, искоренение социальных язв и улучшение общества. Одним из примеров такой деятельности стал Смольный институт, призванный воспитывать девушек - носительниц идей просвещения.
Благотворительность, добровольчество не было уделом только людей из высшего света. История донесла до нас много обычаев взаимопомощи, бескорыстной поддержки ближнего простыми людьми. Это и совместное строительство нового дома, и сборы пожертвований добровольцами на строительство школ, больниц и храмов. Благотворительность в целом относилась к немногим сферам легальной гражданской активности, т. к. до 1905 г. в Российской империи не существовало органов представительной власти и избирательного права, профессиональные союзы и партии были запрещены, а различные общества и ассоциации вызывали подозрение. К тому же благотворительность служила милосердию и в то же время выражала гражданскую позицию демократической интеллигенции.
В России первое официальное упоминание о волонтерской деятельности относится к 1894 г. Именно в этом году по предложению профессора В.И. Герье (члена Московской городской думы) были учреждены городские попечительства о бедных, которые собирали добровольные пожертвования, и в которых работали волонтеры.
До середины 80-х гг. XX в. «добровольцами называли людей, которые в военные годы, не дожидаясь мобилизационной повестки, шли защищать свою страну, как это было в Первую мировую войну и в Великую Отечественную». В советское время массы людей добровольцами ехали на целину, на строительство БАМа и других великих строек. «Добровольчество» в России было связано с крупными всесоюзными мероприятиями
и активно поддерживалось существовавшей идеологией того времени.
В настоящее время волонтерская деятельность - один из наиболее распространенных видов общественной активности населения, которая опирается в своем развитии не только на мировой опыт, но и на отечественные традиции добровольчества и благотворительности. При этом решаются задачи оказания комплексной помощи и поддержки нуждающимся людям, прежде всего в изменении базовых ценностей и ориентиров, помогающих становлению и самосовершенствованию личности, позволяющих человеку вести здоровую, продуктивную и насыщенную жизнь.
Так, в исследовании, проведенном Е.В. Великановой, отмечается, что «наиболее популярным среди молодежи оказалось представление о добровольческой деятельности в гуманитарном прочтении с социальным инвестированием, когда приоритетом деятельности выступает работа по оказанию помощи различным общественным субъектам (человеку, группе, организации), а также помощь на безвозмездной основе в организованной или неорганизованной форме» [4, с. 153].
По нашему мнению, специфика формирования гражданской активности у молодежи в процессе волонтерской деятельности заключается в социальном и гражданском сотворчестве, при котором деятельность молодежи направлена на создание условий для осмысления и действия по решению проблем, связанных с защитой гражданских прав, осознанием гражданского долга и ответственности, приоритет общечеловеческих ценностей; формирование навыков активного гражданского действия, социального и политического участия; развитие творческого, самостоятельного мышления, формирования умений и навыков оказания помощи другим людям.
Таким образом, формирование гражданской активности молодежи в условиях волонтерской деятельности осуществляется на основе целостного педагогического воздействия на когнитивно-познавательную, моти-вационно-ориентационную, поведенческую, творческо-деятельностную сферу современного молодого человека, и для эффективного осуществления педагогической деятельности по формированию гражданской активности
молодежи необходимо соблюдение определенных социально-культурных условий:
- реализация важнейших педагогических принципов: признание права на объединение за всеми категориями населения, независимо от их расовой принадлежности, вероисповедания, физических особенностей, социального и материального положения; уважение достоинства и культуры всех людей; оказание взаимной помощи, безвозмездных услуг лично либо организованно в духе партнерства и братства; приобретение новых знаний и навыков, совершенствование способностей, стимулирование инициативы и творчества людей с целью созидания; развитие чувства ответственности, поощрение семейной, коллективной и международной солидарности;
- учет возрастных и личностных особенности молодежи: мотивационной сферы личности волонтера, особенностей уровня притязаний, деятельности, поэтапное формирование гражданской активности молодежи через систему знаний, умений, навыков на основе сочетания различных форм волонтерской деятельности;
- методическое обеспечение, в частности педагогической программой и методическими рекомендациями по формированию гражданской активности молодежи в процессе волонтерской деятельности;
- наличие подготовленных руководителей педагогического процесса (лидера, общественного деятеля), способных развивать навыки активного гражданского действия, социального и политического участия, творческое, самостоятельное мышление, формирование умений и навыков;
- активное включение их в различные виды социально-культурной деятельности.
Именно реализация выявленных условий позволит проводить эффективную работу с молодежью по вовлечению их в продуктивную деятельность на благо общества.
1. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.: постановление Правительства РФ от 5.10.2010 г. № 795. Государственная программа. URL: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml 20345 (дата обращения: 3.08.2014).
2. Проект ФЗ о добровольчестве (волонтерстве). URL: http://www.oprf.ru/discussions/1389/ newsitem/20345 (дата обращения: 3.08.2014).
3. Григорьев И.Н. Специфика организации во-лонтерства в молодежной среде // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 12 (68). С. 100-104.
4. Великанова Е.В. Условия эффективной ин-ституционализации добровольческого молодежного движения // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 9 (125). С. 151-159.
1. Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiyskoy Federatsii na 2011-2015 gg.: postanovlenie Pra-vitel'stva RF ot 5.10.2010 g. № 795. Gosu-darstvennaya programma. URL: http:// arc-
hives.ru/programs/patriot_2015.shtml20345 (data obrashcheniya: 3.08.2014).
2. Proekt FZ o dobrovol'chestve (volonterstve). URL : http ://www. oprf. ru/discussions/1389/new sitem/20345 (data obrashcheniya: 3.08.2014).
3. Grigor'ev I.N. Spetsifika organizatsii volon-terstva v molodezhnoy srede // Vestnik Tam-bovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2008. Vyp. 12 (68). S. 100-104.
4. Velikanova E.V. Usloviya effektivnoy institutsionalizatsii dobrovol'cheskogo molodezhnogo dvizheniya // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2013. Vyp. 9 (125). S. 151-159.
Поступила в редакцию 30.08.2014 г.
UDC 37.02; 371
POTENTIAL OF VOLUNTEERISM IN EDUCATION OF YOUTH CIVIC ENGAGEMENT
Ilya Nikolayevich GRIGORIEV, Moscow State University of Civil Engineering, Moscow, Russian Federation, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Urban Construction, Public Utilities and Services Department, e-mail: [email protected]
The volunteer movement as common form of social activity of young people is considered. It is noted that the voluntary, initiative, flexibility - the most important qualities a volunteer and that they are a kind of link between the volunteer and the community. The concept of civic engagement is formulated, which refers to the integrative quality of the person, which is necessary for full inclusion in community life and socio-political processes, to perform their civic duty and civic commitments, the entire spectrum of functions of civic participation, both at the level of state institutions, and in the activities of public associations and organizations. The notion of "citizenship", "citizenship", "volunteering" and others is considered. Formulation of the process of formation of civic engagement of young people, which is a process of learning the rules and regulations generally, accepted relationship between the individual and society is given. The development of the volunteer movement in Russia in the historical perspective, as well as the conditions of formation of justified civic engagement of young people in volunteering is disclosed.
Key words: volunteerism; youth; civil engagement.