Научная статья на тему 'Развитие волонтерского движения на территории Тамбовской области'

Развитие волонтерского движения на территории Тамбовской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1400
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ДЕТИ И МОЛОДЕЖЬ / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / ЛИДЕРСТВО / ВОЛОНТЕРСТВО / СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / РОССИЯ / CITIZEN'S ACTIVITY / VOLUNTEER MOVEMENT / CHILDREN AND YOUTH / SOCIETY / LEADERSHIP / VOLUNTEER SERVICES / SOCIAL ORDER / YOUTH POLICY / RUSSIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Великанова Елена Валентиновна

В статье рассматривается развитие добровольческого движения в Тамбовской области с позиции увеличения гражданской активности студенческой молодежи. Анализируется поддержка волонтерского движения на территории Тамбовской области. Основное внимание уделяется компонентам обучения волонтеров по проблемам, появляющимся при возникновении и создании общественных объединений, а также имеющимся инновационным технологиям по подготовке добровольцев, поддержке и развитию социальных служб на базе вузов и ссузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Великанова Елена Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF VOLUNTEER MOVEMENT IN TAMBOV REGION

The article scrutinizes development of volunteer movement in Tambov region from point of view of increasing of citizen's activity of student's youth. The support of volunteer movement in Tambov region is analyzed. The main attention is given to the components of volunteer education on problems appearing during development and creation of social unions and also on available innovation technologies at volunteer preparation, support and development of social services on the base of high and middle special education institutions.

Текст научной работы на тему «Развитие волонтерского движения на территории Тамбовской области»

УДК 008:316.6+7:316.6

РАЗВИТИЕ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

© Елена Валентиновна Великанова

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, методист центра по работе с общественными объединениями, e-mail: iscusstvo_tgy@mail.ru

В статье рассматривается развитие добровольческого движения в Тамбовской области с позиции увеличения гражданской активности студенческой молодежи. Анализируется поддержка волонтерского движения на территории Тамбовской области. Основное внимание уделяется компонентам обучения волонтеров по проблемам, появляющимся при возникновении и создании общественных объединений, а также имеющимся инновационным технологиям по подготовке добровольцев, поддержке и развитию социальных служб на базе вузов и ссузов.

Ключевые слова: добровольческое движение; дети и молодежь; гражданская активность; общество; лидерство; волонтерство; социальный заказ; молодежная политика; Россия.

Одной из важнейших задач в работе сферы молодежной политики является содействие в развитии институтов гражданского общества, где основополагающим направлением в современном мире представляется поддержка и развитие добровольчества как формы общественно-гражданских инициатив, направленных на позитивные изменения в социальной сфере страны. Отмечается, что добровольческая деятельность должна носить характер, отвечающий целям и потребностям местного сообщества, национальным интересам и принципам развития мирового сообщества, что подразумевает принцип социальной значимости.

В то же время добровольная деятельность не может служить источником дохода - это принцип безвозмездности, который идет параллельно с принципом законности. Воспитание лидера любым институтом гражданского общества является важным, поэтому и в добровольчестве это основополагающий принцип, связанный с воспитанием лидерских качеств.

Волонтер (доброволец) (франц. уо1оп1а1ге, от лат. уо1ийайш), - это человек, участвующий (абсолютно бесплатно) в различных социально-значимых кампаниях: распространении необходимой информации, подготовке и проведении общественных акций. Для многих молодых волонтеров добровольческая деятельность становится способом профессионального совершенствования, ступенькой к будущему карьерному росту.

Основная цель добровольческого отряда -увеличение гражданской активности, что в свою очередь является фундаментом построения гражданского общества. В учебном пособии «Основы социально-культурной деятельности» Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают следующие цели социальной работы, способствующие формированию современного гражданского общества:

- забота социального работника об увеличении самостоятельности своих подопечных, развитии у них способности контролировать свои действия и более эффективно решать возникающие проблемы;

9S

- поиски индивидуального и по-своему уникального подхода к каждому человеку и к каждой семье в современных условиях, подхода, направленного на удовлетворение их экономических, духовных, досуговых интересов и потребностей;

- создание условий, благоприятной досуговой среды, которая помогла бы каждому человеку - ребенку, подростку, взрослому, несмотря на ту или иную экстремальную ситуацию, жизненный кризис, душевный срыв, сохранить равновесие, чувство собственного достоинства, физические силы, познавательную и творческую активность [1].

Поэтому как в России, так и на Западе традиционная роль добровольческих отрядов заключается в том, чтобы агитировать и подбирать добровольцев и распределять их по общественным организациям, у которых есть потребность в добровольческой помощи, а также проводить обучение и давать консультации по вопросам их более эффективного вовлечения в работу.

Основополагающими задачами добровольчества можно считать следующие:

- помощь в решении социальных, экономических и экологических проблем;

- формирование более гуманного и справедливого общества посредством всемирного сотрудничества и др.

Добровольческая деятельность представляет собой мощную и строго скоординированную систему. Созданные организации должны работать очень организованно, соблюдая юридические и экономические права. Прежде чем такая организация возьмет на себя обязательства благотворительной деятельности, необходимо пройти курс обучения, необходимый для выполнения определенных функций. Поэтому любой добровольческий отряд должен научиться выполнять следующие функции:

- анализировать ситуацию по развитию добровольчества в городе;

- выявлять проблемы, решение которых требует участия добровольцев;

- проводить просветительскую деятельность;

- инициировать и создавать рекламу;

- проводить широкомасштабные акции для привлечения внимания к решению социально-значимых проблем;

- привлекать добровольцев из местного сообщества;

- организовывать обучение добровольцев;

- осуществлять обратную связь с организациями, работающими с добровольцами, и проводить оценку добровольческих программ;

- организовывать мероприятия, повышающие имидж добровольцев.

Психологами научно оценивается воспитательный эффект участия в добровольной (волонтерской) деятельности, который опирается на четыре компонента интенсивности субъективного отношения [2].

1) перцептивно-аффективный (эмоциональный);

2) когнитивный (познавательный);

3) практический;

4) поступочный.

В настоящее время из обобщающего опыта добровольческого движения в России выделяют следующие направления деятельности:

- педагогическое;

- социальное;

- экологическое;

- организационное;

- благотворительность;

- спортивное;

- творческое.

Большое внимание уделяется поддержке и развитию социальных служб на базе вузов и ссузов. Особо значимо развитие студенческих отрядов, имеющих различные виды деятельности - педагогические, строительные, поисковые и др. Хорошие результаты имеет волонтерское движение, активизирующее свою работу в начале XXI в. и осуществляющее свою деятельность при поддержке государственных и негосударственных организаций.

В связи с этим, своевременно Послание Федеральному Собранию Российской Федерации Д.А. Медведева, который отмечал, что «будут доработаны и приняты нормы, регулирующие благотворительную деятельность». Множество вопросов, которые являются актуальными на всем протяжении человечества, и сейчас имеют главные приоритеты в обществе - социальная реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказание юридической помощи и многое другое. В то же время

Д.А. Медведев подчеркивает, что содействие научно-техническому творчеству детей и молодежи, а также благотворительности и добровольчеству - все то, что необходимо современной молодежи России. Он считает, что это поможет поддержать общественные и инициативные группы молодежи, которые занимаются общественно полезной деятельностью, а также отмечает в своем послании, что недопустимо прикрываться любой деятельностью для неуплаты налогов. Д. А. Медведев подчеркнул, что правительство будет поддерживать тех, кто бескорыстно помогает другим людям, отметил, что рост гражданского самосознания, развитие институтов гражданского общества возможно только в развитой политической системе.

В настоящий момент в России во всех высших и средних учебных заведениях созданы и осуществляют свою деятельность добровольческие волонтерские отряды. Многие из них имеют собственные инновационные технологии подготовки добровольцев. Так, например, подобную работу возможно проводить ни трех уровнях:

1) личностный - определение индивидуальных особенностей и раскрытие потенциала участников движения;

2) коммуникативный - освоение техник межличностного взаимодействия, работы в команде, развитие навыков публичного выступления и др.;

3) проектный - обучение проектной деятельности и разработка социальнозначимых проектов волонтерского движения.

Поэтому волонтерство - общественное явление добровольного участия в каком-либо деле «парапрофессионалов» (людей, не

имеющих подчас специальной подготовки), энтузиастов: в клубе - идеологов народной педагогики, неспециалистов, родителей, носителей «свободных профессий» (художников, экстрасенсов, валеологов и т. д.), студенчества и рабочей молодежи, представляющее собой лидерское участие в жизни клубных сообществ на добровольных и бескорыстных началах. Это общественная, культурная и гражданская инициатива, питающая «клубность» разнообразием дел, участия инициативными формами развлечений и досуга, проектными идеями, дружеской заботой.

Волонтерство естественно для клуба и является важным признаком, отличающим клуб и клубность от учреждений, в т. ч. образовательных. Именно волонтерское движение превращает клуб в уникальное социокультурное явление: если учреждения функционируют, то клубы, благодаря волонтерам, развиваются, будучи «ячейкой гражданского общества», где выращиваются образцы будущей социальности - форм общения, восприятия жизни, личностной самореализации и проективности» [3].

Подобная работа в Тамбовском государственном университете им. Г. Р. Державина существует давно. Многие из волонтерских отрядов и инициативных групп Державинского студенчества, поддерживаемые кура-торами-специалистами, оказывают посильную помощь, применяют свои профессиональные знания и умения в реализации добрых дел.

Примером может служить волонтерское движение студентов кафедры социальнокультурной деятельности, сервиса и туризма академии искусств, сервиса и рекламы ТГУ им. Г.Р. Державина с 2001 г. В 2002 г. волонтеры разработали положение об отряде «Бумеранг» и зарегистрировали его как базовый при Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина. Студенты выбрали два направления: здоровый образ жизни

(ЗОЖ) - волонтерская деятельность, и анимационная деятельность, включающая организацию праздников, игровых программ, лекций с элементами театрализации (в т. ч. и по ЗОЖ). Результат показал, что именно целенаправленная социально-полезная деятельность позволяющая самосовершенствоваться личности, укрепляет целеустремленность, решительность, инициативность и в то же время дает возможность реализовывать интеллектуальный и творческий потенциал студентов, изменяя в процессе ценностные ориентации в позиции ответственности и активности как неотъемлемой части своей жизни. Практика добровольческих отрядов и инициативных групп студенческой молодежи в вузе имеет несколько приоритетов становления: духовно-нравственные и культурно-образовательные ценности; профессиональное совершенствование, «активная жизненная позиция» [4]. В процессе своего ста-

новления волонтеры разработали следующие программы.

«Медико-социальные технологии в сфере культуры и досуга» - пропаганда здорового образа жизни (рациональное питание, физическая активность, профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения) в молодежной среде; формирование личности, способной реализовать себя в современном мире максимально эффективно и безопасно через обучающие семинары-тренинги; реализация знаний, полученных в учебном процессе, при организации медико-социальной работы с детьми и молодежью и проведение занятий рефлексией; внедрение в практику работы образовательных и культурно-досуговых учреждений современных технологий реабилитации и адаптации молодежи с болезнями поведения, а также разработка теоретических и практических рекомендаций по организации здорового образа жизни.

Студенты, обучаясь по данной программе, могут проводить работу по пропаганде ЗОЖ и профилактике вредных привычек.

«Здоровым быть - людям служить» -проведение профилактических акций и мероприятий по здоровому образу жизни.

«Я - лидер» - совершенствование личности по развитию лидерских качеств в соответствии с типологиями: лидер-организатор (играет основную роль в решении задач); лидер-инициатор (выдвигается на этапе выдвижения идей); лидер-эрудит; лидер - генератор эмоционального настроя; лидер-умелец (наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности, член коллектива).

«Твой выбор - в твоих руках» - деятельность студенческого клуба волонтеров-консультантов: по привлечению школьников и студентов в добровольчество, в деятельность некоммерческих и общественных организаций; по развитию молодежного движения, построения гражданского общества и укрепления российской государственности. Организация мастер-классов, семинаров-тренингов для созданных волонтерских отрядов среди студенчества и школьников города и области (выездные обучающие бригады из числа студентов-волонтеров и приглашенных специалистов).

«Милосердие и забота» - оказание дружеской помощи, такой как поддержка, общение и дружеские советы; сбор и распростра-

нение бывшей в пользовании одежды, обуви, игрушек для малообеспеченных семей; оказание помощи пожилым людям в дружеском общении и др.; участие в программе «Дети войны» по оказанию гуманитарной помощи школам г. Грозного.

«Веселый и находчивый» - обучение игровым технологиям, развитие творческого мышления, разработка и реализация тематических сценариев.

«Эколог и Я» - привлечение внимания населения к проблеме «Чистый город» для создания на различных государственных уровнях единой системы контроля качества окружающей среды и оценки последствий для здоровья населения; разработка и реализация технико-технологических и природоохранительных программ, направленных на минимизацию риска для здоровья населения, связанного с приоритетными антропогенными факторами окружающей среды; создание социально-экономических, физических условий поддержки здоровой окружающей среды и коррекции неблагоприятных изменений здоровья, вызванных действием антропогенных факторов.

В настоящее время в ТГУ им. Г.Р. Державина создан Центр по работе с общественными объединениями, целью которого является поддержка молодежных студенческих инициатив. Действуют подотряды волонтерского движения «Бумеранг», имеющие профессиональную теоретическую и практическую подготовку: «Реаниматор», «Аниматор», «Азарт», «Патриот» - академии культуры и искусств, «Солнечный город» - института естествознания экологической направленности, «Спорт без границ» - института физической культуры и спорта, «Развитие» - академии социальных и образовательных технологий, «Рассвет» - института права, педагогический отряд «Максимум», «Меридиан» и др. Их история - реализация множества добрых дел и проектов в г. Тамбове и области.

Так, например, волонтерский подотряд «Спорт без границ» существует с 2002 г. при Оздоровительно-коррекционном центре института физической культуры и спорта Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Он систематически участвует в проведении коррекционно-оздоровительных мероприятий с людьми, имеющи-

ми проблемы в состоянии здоровья. Результатом добровольческого движения студен-тов-волонтеров являются комплексные методики коррекции психосоматического статуса и развития детей с проблемами интеллектуального развития.

В Институте права весной 2009 г. был создан отряд «Рассвет» из студентов 2, 3 и 4 курсов под руководством Ююкиной Марины Валентиновны. Отряд создан в рамках трехстороннего соглашения «О сотрудничестве в сфере профилактики наркомании» между Управлением УФСНК по Тамбовской области, ТГУ им. Г.Р. Державина и Институтом права ТГУ им. Г. Р. Державина в сентябре 2009 г. и с 2010 г. стал структурным подотрядом волонтерского отряда «Бумеранг» Центра по работе с общественными объединениями вуза. С 2010 г. под руководством Веры Анатольевны Шуняевой активизировал свою работу подотряд «Фемида» института права волонтерского отряда «Бумеранг» ТГУ им. Г.Р. Державина. Студенты-волонтеры, как и подотряд «Рассвет», на протяжении многих лет оказывают правовую и консультационную помощь среди населения, принимают активное участие в мероприятиях общественной организации «Содружество молодых юристов». Можно привести множество подобных примеров.

Анализируя выступления специалистов молодежной политики и информационные материалы прессы, отмечаем, что основную работу по реализации государственной молодежной политики будут нести регионы, в помощь которым сверху будут выделены субсидии. Субсидии будут предоставляться на конкурсной основе. Предполагается, что регионы, в свою очередь, также будут действовать на основе грантов и конкурсов, привлекая к реализации молодежных проектов общественные организации и движения.

К сожалению, в некоторых регионах, в т. ч. и Тамбовском, ликвидирован областной комитет по делам молодежи. «Что касается комитета, то мы приняли решение о его ликвидации, когда поняли, что эффективность работы комитета по делам молодежи не соответствует требованиям сегодняшнего дня», - сказал вице-губернатор Владимир Алексеевич Черкасов в интервью Е. Писареву («РГ»). В настоящее время в новой структуре администрации области можно найти

отдел молодежных программ в составе управления по связям с общественностью администрации области, комитета по молодежной политике нет.

Отмечается, что катализаторами активности должны стать конкурсы, социальные заказы, работа по грантам, поэтому тамбовская областная исполнительная власть в продвижении молодежной политики делает ставку на организации. В то же время, ответственность за реализацию государственной молодежной политики лежит исключительно на органах местного самоуправления, что прописано в Федеральном законе № 101-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»).

Следует отметить, что для поддержки и развития волонтерского движения на территории Тамбовской области с 2004 г. проводился областной смотр-конкурс проектов ученических активов и молодежных общественных объединений учреждений начального и среднего профессионального образования «Молодежная инициатива», который направлен на развитие и совершенствование работ ученических активов и молодежных общественных объединений. Учреждения начального и среднего профессионального образования области принимают активное участие в реализации комплексной программы Российского Союза Молодежи «Арт-Профи Форум», что позволяет в комплексе решать проблемы воспитания и образования молодежи, создавать условия для самореализации молодых людей. С 2005 г. управление образования и науки области проводят фестивали волонтерских и поисковых отрядов учреждений начального и среднего профессионального образования «По зову сердца». Фестиваль призван поддерживать добровольческие инициативы обучающихся и студентов, а также формировать активную жизненную позицию молодежи учреждений начального и среднего профессионального образования.

Реализация социального заказа администрации области с 2007 г. удачно практикуется. Так, отметим перечень номинаций, которые непосредственно были направлены на

развитие волонтерского движения на территории Тамбовской области:

- «Обеспечение методической поддержки общественных объединений (некоммерческих организаций) Тамбовской области, участвующих в разработке и реализации социально-значимых проектов»;

- «Организация и проведение «Областной школы молодого лидера»;

- «Развитие и поддержка добровольческих инициатив через деятельность областного центра добровольчества».

В 2008 г. АнО «МИР» организовали и провели работу «круглых столов», в которых принимали участие лидеры многих общественных объединений, в т. ч. и волонтерского движения Державинского вуза. Рассматривались вопросы добровольчества: «Проблемы добровольческой деятельности», «Государственная поддержка добровольчества», «Социальное партнерство: власть, бизнес, общество», участвовало 60 человек. Проведены

4 обучающих семинара (14 часов), в которых приняло участие 45 участников, из них: представители 2-х молодежных общественных организаций, представителей студенческого самоуправления 4-х вузов области,

5 волонтерских отрядов области. С целью привлечения молодежи области к добровольческой деятельности были разработаны презентационные материалы (слайд-шоу, презентация, буклет) и проведены демонстрации презентационного материалов студентам вузов и ссузов области. Общее количество участников - 400 человек. Проведен был конкурс на соискание мини-грантов по реализации социальных проектов «Молодежные добровольческие проекты» (в конкурсе участвовало 37 проектов, 20 проектов отобрано конкурсной комиссией, поддержано - 6). Количество участников поддержанных проектов - более 300 человек. Была разработана и реализована комплексная программа профилактики асоциального поведения и образа жизни среди молодежи.

В рамках данной программы были проведены тренинги, где были обучены 30 волонтеров, студенты ТГУ им. Г.Р. Державина. В программе участвовали 15 подростков коррекционных групп. По итогам программ были выпущены сборники с методическими рекомендациями «Организация работы по профилактике аддиктивного поведения среди

подростков и молодежи» и «Подготовка волонтеров к профилактике аддиктивного поведения детей и молодежи.

Социальный заказ администрации Тамбовской области реализует автономная некоммерческая организация «Молодежный Информационный Ресурс». Так, 9 октября 2009 г. состоялось первое заседание конкурсной комиссии по определению победителей конкурса мини-грантов по реализации социальных проектов «Добровольческие молодежные проекты». Основные требования, которые предъявлялись к проектам - проект должен быть направлен на поддержку добровольческой деятельности молодежи в военно-патриотическом направлении в одном из указанных пунктов: 1) уход за военно-мемориальными объектами на территории области; 2) организация адресной помощи ветеранам ВОВ; 3) осуществление мероприятий направленных на привлечение молодежи к военно-патриотической деятельности.

По итогам заседания конкурсной комиссии было решено поддержать 7 проектов. В 2009 г. на территории области реализовались следующие проекты:

- международный проект «Объект внимания» совместно с общественной молодежной организацией «Молодежные инициативы», который включает в себя следующие направления: «Мы за толерантность», «Остановите СПИД», «Армия и молодежь», «Развитие благотворительности в России»;

- «Безграничные возможности» (организация игровой развивающей среды для де-тей-инвалидов);

- «Память Победы» (организация ухода за воинскими захоронениями);

- «Чистый город» (благоустройство

дворовых территорий);

- «Молодежь за здоровый образ жизни»;

- «Праздник в подарок» (организация праздников, тематических вечеров для воспитанников детских домов и интернатных учреждений);

- «Танцы на колясках» (обучение танцам людей с ограниченными физическими возможностями);

- «Никто не забыт» (оказание адресной помощи ветеранам ВОВ);

- «Дорогами Данко» (оказание правовой помощи молодым инвалидам);

- акция «Не бывает чужих ветеранов» (в учреждениях начального и среднего профессионального образования).

В практике поощрений волонтеров имеется значимая награда студентки Ольги Макаровой ТФ ГОУ ВПО «Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина» в г. Тамбове, которая отмечена Президентской премией в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (приказ Министерства образования РФ от 6 апреля 2006 г. № 325).

Таким образом, для успешного развития добровольческих практик в России необходима соответствующая нормативно-правовая база, создающая определенные социальные гарантии волонтерам. Это позволит регулировать механизм взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления с общественными организациями и добровольческим движением. Для этого важно:

- разработать систему добровольческих стандартов, этических кодексов и механизмов саморегулирования добровольческих организаций;

- проводить исследования по изучению участия государственных и муниципальных служащих в добровольческом движении;

- проводить конкурсы молодежных социальных проектов, способствующие формированию позитивного имиджа волонтерского движения в России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В связи с этим, надо подходить с научной позиции к организации учебы руководителей и лидеров волонтерских организаций по управлению и планированию деятельности организаций, налаживанию эффективного взаимодействия с органами государственной власти, представителями бизнес-сообщества, общественными объединениями и некоммерческими фондами, другими институтами гражданского общества. Необходимо действие по:

- разработке системы информационнометодического обеспечения добровольческого движения в регионе;

- созданию «Банка лучших волонтерских программ»;

- разработке и апробации моделей организации волонтерского движения, ориентированных на различные категории подростков и молодежи и сферы деятельности добровольцев; механизмов поддержки и сти-

мулирования участников волонтерской деятельности;

- разработке системы морального и материального поощрения активных участников волонтерского движения в органах государственной власти и местного самоуправления, в образовательных учреждениях различного уровня, общественных организациях и др.

Обмен опытом лидеров и участников волонтерского движения показал, что примером поддержки участия в волонтерском движении по Российской Федерации могут быть: похвала, доска почета на видном месте, вручение грамоты, благодарственное письмо на место работы, учебы или родителям; личная благодарность от известного человека, присвоение очередного звания, должности; знак отличия или фирменная нашивка, означающая повышение; представительство на конференции, выставке; материальное вознаграждение; наем на работу по результатам деятельности в волонтерском движении, допуск до ресурсов (компьютер, интернет, принтер, ксерокс); поручение ответственных работ; публичное признание заслуг с привлечением прессы или ТВ, друзей или вручение чего-либо при большом стечении народа.

Поэтому активизация добровольческого студенческого движения - формирование позитивного имиджа социальных волонтерских проектов, ресурса личностного и профессионального развития молодежи.

1. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995. С. 6.

2. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.

3. Лучанкин А.И., Сняцкий А.А. Социальноклубная работа с молодежью: проблемы и подходы. Екатеринбург, 1997.

4. Шварев Е.В., Ряднова С.А., Гененко О.Н. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности студенческой молодежи // Добровольчество в XXI веке: проблемы и перспективы: материалы заочной Всероссийской научно-практической конференции. Тамбов, 2010.

5. Толстых А.А. Привлечение молодежи к общественной и политической работе. Орел, 2006.

Поступила в редакцию 19.10.2010 г.

UDC 008:316.6+7:316.6

DEVELOPMENT OF VOLUNTEER MOVEMENT IN TAMBOV REGION

Elena Valentinovna Velikanova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Candidate of Education, Associate Professor of Social and Cultural Activity Department, Resource Specialist of Work with Public Unions Center, e-mail: iscusstvo_tgy@mail.ru

The article scrutinizes development of volunteer movement in Tambov region from point of view of increasing of citizen’s activity of student’s youth. The support of volunteer movement in Tambov region is analyzed. The main attention is given to the components of volunteer education on problems appearing during development and creation of social unions and also on available innovation technologies at volunteer preparation, support and development of social services on the base of high and middle special education institutions.

Key words: volunteer movement; children and youth; citizen’s activity; society; leadership; volunteer services; social order; youth policy; Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.