УДК 008:316.6+7:316.6
ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ШКОЛА ВОЛОНТЕРОВ
© Елена Валентиновна ВЕЛИКАНОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, e-mail: bumerang-61@mail.ru
Рассмотрены образовательные технологии, используемые в волонтерской деятельности. Показано их применение в авторских волонтерских школах, в том числе в работе волонтерского движения «Бумеранг».
Ключевые слова: добровольческое движение; общество; молодежное общественное движение; школа волонтеров; образовательные технологии.
В последнее время в России заметно возрастает участие молодежи в добровольческой деятельности. Рост числа объединений и организаций, участвующих в социальном развитии общества в таких сферах, как образование, наука, культура, искусство, здравоохранение, охрана окружающей среды и т. п., успешно возрастает, и многие из них реализуют свои проекты, программы при поддержки грантов.
Особая поддержка оказывается развитию социальных служб на базе вузов и ссузов России, где участниками и инициаторами различных благотворительных и добровольческих программ и проектов становится молодежь - студенчество. Средние и высшие учебные заведения находятся в поиске инновационных методов и форм развития добровольческого движения, используя имеющийся опыт в воспитательной работе учебных заведений. Поэтому сегодняшняя работа студенческих добровольческих отрядов - использование имеющегося опыта «тимуровских» команд и скаутов, традиционных образовательных технологий воспитательной системы, современных инновационных методик профессионального обучения студента-во-лонтера как специалиста в общественной и социально-культурной жизни страны.
В то же время отметим, что люди оказывают помощь не только своими силами и знаниями, но и зачастую вносят посильные финансовые вложения. В связи с этим перед государством и обществом поднимается вопрос о подготовке грамотных специалистов, и альтернативой создавшейся ситуации может стать подготовленный грамотный волон-
тер как профессионал в различных областях знаний, непосредственно имеющий опыт добровольчества и желание добровольно жертвовать необходимые средства для тех, кто в этом нуждается. Многие теоретики и практики добровольческого движения отслеживают тот факт, что это надо воспитывать. Многосторонний интерес к волонтерским группам породил активизацию многих НКО, которые стали все более часто привлекать в свою деятельность волонтеров. Успешно появившиеся практики взаимосотруд-ничества дают положительные результаты -участие в акциях, мероприятиях, в программах благотворительности, организации и проведения школ, семинаров, «круглых столов» и конференций, слетов и форумов.
Единогласно теоретики и практики добровольческой / волонтерской деятельности отмечают, что в России пока отсутствует правовое регулирование благотворительной деятельности. В 2012 г. в Интернете был представлен проект закона о волонтерстве, который до сих пор активно обсуждается блогерами и всеми, кто связан с различными направлениями благотворительной деятельности. Следует сказать, что многие практики отмечают, что существуют различные государственные и окологосударственные структуры, имеющие желание выстроить единую систему учета и контроля за волонтерскими организациями. Волонтерские практики показывают, что в России существует Союз волонтерских организаций и движений, в состав которых могут входить движения и организации, фонды и организации, лидеры молодежных объединений.
Волонтерство по праву считают особым видом деятельности.
В волонтерской деятельности применяют разнообразные образовательные технологии. Перечислим основные волонтерские образовательные технологии:
1) информационно-коммуникационные технологии:
- информационно-коммуникационные технологии в сфере образования;
- профессиональное становление будущего специалиста в освоении информационно-образовательного пространства (чем выше уровень активности студента на всех этапах профессиональной подготовки, тем более высокая ступень профессионального развития им достигается);
- трансформация профессионального образования в самообразование, процесса актуализации - в самоактуализацию, развития - в саморазвитие;
2) дидактические технологии в потенциале информационно-образовательного пространства позволяют одновременно:
- достигнуть глубокой индивидуализации обучения за счет дифференциации:
- использовать средства и способы формирования индивидуальных образовательных пространств;
- способствовать коллективизации образовательного процесса на базе технологий проектного обучения с использованием современных технологий;
- ориентировать на развивающее обучение, предполагающее освоение слушателями четырех уровней освоения дисциплины: репродуктивный, алгоритмический, эвристический, исследовательский;
- использовать деятельностный, дидактический подход;
- использовать психологические основания, учитывающие своеобразие учебной деятельности в реальной и виртуальной образовательной среде;
3) корпоративное волонтерство позволяет одновременно:
- привлекать рядовых сотрудников компаний к благотворительным и волонтерским программам и проектам;
- преодолеть сложившиеся финансовые затруднения для воплощения компаниями социальных проектов.
Корпоративное волонтерство имеет три формы: адресные волонтерские проекты, конкурсы мини-грантов для волонтеров и / или НКО, помощь pro bono. Последнее наиболее ярко говорит о НКО, и благотворительные организации имеют возможность получения бесплатной профессиональной услуги высококвалифицированных специалистов.
К сожалению, не все понимают, насколько важно поддерживать вовлечение молодежи в благотворительный процесс. Проведенный опрос позволил подтвердить рассмотрение некоторыми исследователями нескольких позиций (форм) участия волонтерства в деятельности общественных организаций: нефинансовая материальная поддержка и личное участие добровольцев / волонтеров;
4) социальные и социально-культурные технологии:
- устройство молодежного самоуправления;
- фандрайзинг;
- PR -технологии и др.
Вышеперечисленные позиции отмечают,
что образовательные блоки по кураторству, организации школы студенческого актива, своевременной информации и культурномассовой работы позволяют поддерживать и активизировать волонтерский молодежный потенциал. Ведь важнейшей идеей технологий является гарантированность результата, а своеобразным модулем может стать следующая позиция: цель - средства - правила их использования - результат как ядро любой технологии в образовании.
Примером может послужить рассмотрение технологии авторских (инновационных) школ, построенных на оригинальных (авторских) идеях, которые, как правило, понятны из их названия. Это школа адаптирующей педагогики (Е. Ямбург, Б. Бройде), школа самоопределения (А. Тубельский), «Русская школа» (И. Гончаров, Л. Погодина), школа-парк (М. Балабан), агрошкола (А. Католиков) и мн. др. Рассмотрим некоторые из них.
Школа-парк - образовательная система, автором которой является известный российский педагог Милослав Александрович Балабан (1927-2005). Ее экспериментальная апробация проведена двумя федеральными экспериментальными площадками: на базе московской «Школы самоопределения»
(1995-2007; А.Н. Тубельский, О.М. Леонтьева, Т.С. Шагова) и на базе екатеринбургских школ № 95 и 19 (1993-2003; А.М. Гольдин).
Образовательная система «Школа-парк» основана на модели знания-органа, в которой развитие знания происходит в ходе сложного взаимодействия индивида с культурной, информационной и предметной средой. Содержанием образования является совокупность способов деятельности индивида, приводящих к развитию его знания-органа (усложнению предметностей этой деятельности, т. е. индивидуальной картины мира и наружной сферы деятельности).
Примером может служить и стратегия деятельности волонтерского движения «Бумеранг» ТГУ им. Г.Р. Державина, которая помимо использования традиционных социально-культурных технологий при решении социально-значимых проблем ориентируется на инновационные методы развития добровольчества и самоуправления в вузе. Так, в июне 2012 г. в рамках проекта «Развитие деятельности волонтерского движения «Бумеранг» направления «Профессиональная адаптация обучающихся и повышение их профессиональных компетенций» была инициирована Первая областная школа волонтеров на университетской базе отдыха «Молодежный». Целью данного мероприятия было объединение усилий волонтерского движения, направленного на интеграцию деятельности учреждений культуры и образования, правоохранительных органов, общественных организаций по формированию организационных основ воспитательной системы добровольческого движения в вузе.
Интерес к работе данного мероприятия проявили добровольцы-волонтеры из числа студенческой молодежи ЦФО, научные работники и преподаватели вузов, руководите-
ли волонтерских отрядов вузов, ссузов, СОШ, аспиранты, школьники. Приняли участие в работе школы Центр добровольчества (г. Липецк), гости из г. Щадринска, г. Сургута, г. Москвы, Ямало-Ненецкого автономного округа, г. Екатеринбурга, г. Белгорода и др. Значимым в работе школы волонтеров было и то, что она привлекла в свою деятельность студентов из Китая, Туниса, Камеруна, Марокко, Намибии.
Традиционные мастер-классы, тренинги, ярмарки идей, деловые игры и проведение конференции и «круглого стола» - далеко не весь блок познавательных и обучающих блоков на мероприятии. Фрироуп - новое молодежное направление, которое смело развивается во всех городах России, привлек интерес волонтеров. Это спортивное направление доступно всему населению - детям от 3 лет, подросткам, молодежи, родителям - и может проводиться во дворах микрорайонов, в лесу, на отдыхе, и, главное, практически малозатратно. Но самое главное - то, что школа смогла научить, как правильно создать командный социальный проект, в который можно вовлечь друзей, партнеров (НКО, бизнес), спонсоров.
Таким образом, добровольческие образовательные технологии многогранны и имеют как традиционные, так и инновационные формы и методы применения. Именно данные позиции могут выработать свой неповторимый, индивидуальный почерк в работе с молодежью, ориентированный на решение важнейшей педагогической задачи -формирование целостной, гармонично-развитой и социально-зрелой личности с активной гражданской позицией.
Поступила в редакцию 30.10.2012 г.
UDC 008:316.6+7:316.6
VOLUNTEER EDUCATIONAL TECHNOLOGIES: SCHOOL OF VOLUNTEERS
Elena Valentinovna VELIKANOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Socio-cultural Activity Department, e-mail: bumerang-61@mail.ru
The educational technologies used in volunteer activity are considered. Their application in author’s volunteer schools as in work of volunteer movement “Bumerang” is shown.
Key words: volunteer movement; community; youth public movement; school of volunteers; educational technologies.