Научная статья на тему 'Воспитание гражданских качеств молодежи в волонтерском движении'

Воспитание гражданских качеств молодежи в волонтерском движении Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
576
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ / EDUCATION OF CIVIL QUALITIES / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / VOLUNTEERISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Арапов Максим Олегович

В статье рассматривается воспитание гражданских качеств молодежи в волонтерском движении. В основе волонтерского движения лежит добро, которое изначально заложено в человеке, его надо только стимулировать и развивать. При этом государственная власть должна развивать это направление в социальной сфере и обязательно его поощрять.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article education of civil qualities of youth in волонтерском movement is considered. In a basis volunteerism lies kindly which is initially put in the person, it should be stimulated and developed only. Thus the government should have a direct problem as development of this direction in social sphere and it is obligatory to encourage.

Текст научной работы на тему «Воспитание гражданских качеств молодежи в волонтерском движении»

альных, объективно новых, в той или иной мере общепризнанных формах деятельности - «талантливые» (5).

Исходя из этого, можно считать, что креативность в широком значении этого понятия, безусловно, определяет существенный аспект интеллектуальной одаренности и характеризует способность подростка создавать оригинальные интеллектуальные продукты с использованием инновационных способов интеллектуальной деятельности. Вместе с тем некоторые ученые

(Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин (см.: 1; 3)) выражают сомнения относительно того, что высокий уровень креативности в форме дивергентного мышления и высокие показатели количества идей и их оригинальность («редкость») могут претендовать на индикатор интеллектуальной одаренности.

Таким образом, мы опираемся на понятия креативности, которые характеризуют креативность в ее социально-психологическом значении как технологию и инструмент в общественной самоорганизации человека.

Примечания

1. Богоявленская, Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей / Д.Б. Богоявленская // Психологический журнал. - 1995. - № 5. - Т. 16. - С. 49-58.

2. Выготский, Л. С. Стенограмма лекции «Проблема обучения и развития», 15 мая 1933 г. / Л.С. Выготский // Семейный архив Л.С. Выготского.

3. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 1999.

4. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. - М., 2001.

5. Холл К. Психология личности / К. Холл, Г. Линдсей; Институт психотерапии.

- М., 2008. - 672 с.

6. Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования: монография / М.А. Холодная.

- М., 1990.

7. Цой, Л. Н. Организационный конфликт, менеджмент: 111 вопросов, 111 ответов / Л.Н. Цой. - М.: Книжный мир, 2007.

ОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ МОЛОДЕЖИ В ВОЛОНТЕРСКОМ ДВИЖЕНИИ

М. О. Арапов

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматривается воспитание гражданских качеств молодежи в волонтерском движении. В основе волонтерского движения лежит добро, которое изначально заложено в человеке, его надо только стимулировать и развивать. При этом государственная власть должна развивать это направление в социальной сфере и обязательно его поощрять.

Ключевые слова: воспитание гражданских качеств, молодежь, волонтерское движение. In article education of civil qualities of youth in волонтерском movement is considered. In a basis volunteerism lies kindly which is initially put in the person, it should be stimulated and developed only. Thus the government should have a direct problem as development of this direction in social sphere and it is obligatory to encourage.

Key words: education of civil qualities, youth, volunteerism.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (46) март-апрель 2012 95-99 95

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 2 (46) март-апрель ^

Любое гражданское общество не может существовать без людей с активной жизненной позицией, которая закладывается в юном возрасте. В последнее время все больше распространение получает волонтерское движение (добровольчество).

В основе волонтерского движения лежит добро, которое изначально заложено в человеке, его надо только стимулировать и развивать. При этом государственная власть должна развивать это направление в социальной сфере и обязательно его поощрять. Это могут быть публикации, размещение фото, но без пропаганды этого направления, волонтерство будет уделом тех людей, которые к этому изначально не равнодушны.

Поэтому на сегодняшний день в России «одним из основополагающих аспектов направления молодежной политики является интеграция молодого человека в общество, активное участие самих молодых людей в формировании и реализации этой политики, консолидация молодежи, развитие ее самоорганизации» (5, с. 6-7).

Эти направления молодежной политики реализуются, прежде всего, в деятельности таких институтов гражданского общества, как общественные молодежные и детские объединения и организации, занимающиеся волонтерским движением.

Молодежное волонтерское движение, являясь важным элементом всей системы молодежной политики, обеспечивает непосредственное участие молодых людей в оказании помощи окружающим и в решении собственных проблем, содействует их развитию, самореализации и социализации, включению в социально-экономическую жизнь общества.

Такие молодежные волонтерские движения представляют собой полигон для освоения навыков самоуправления, лидерства, реализации проектов молодежи. Как отмечает О.И. Иванов, «говоря о задачах молодежной политики, мы должны отдавать приоритет формированию у молодого поколения гражданственности... Гражданская позиция - это позиция общественная, позиция, выражающая интересы

всего общества, всей страны. Именно поэтому одним из главных направлений молодежной политики должно стать формирование гражданской компоненты потенциала молодого поколения. При реализации указанного направления у молодежи должны формироваться сознание единения с Россией, с ее интересами, способность к мышлению общенациональными категориями, готовность к участию в гражданских инициативах, тех коллективных действиях, целью которых является укрепление Российского государства, улучшение благосостояния российских граждан, развитие специфических для России форм культуры» (8, с. 197).

Формирование гражданственности -длительный процесс, и он происходит в разных социальных средах (в семье, системе образования, в профессиональной сфере, в дополнительном образовании на основе общения со средствами массовой коммуникации).

Отсюда государство объективно заинтересовано в том, чтобы все сферы работали на формирование, поддержание и развитие гражданственности молодого поколения. Всем известен опыт формирования гражданственности в США, где практически все социальные институты и организации солидарно содействуют развитию и поддержанию высокого уровня гражданственности.

Гражданственность - это не только свойство сознания, но и специфические формы индивидуального и коллективного поведения. Таким формами поведения необходимо учить, такие формы поведения необходимо развивать.

В то же время следует отметить, что в современной молодежной среде слабо развита культура ответственного гражданского поведения, самоорганизации, низка мотивация к участию волонтерского движения.

Волонтерское движение - это созидательная сила, способствующая построению более гуманного и справедливого общества посредством всеобщего сотрудничества. При этом волонтерство - это добровольность выполнения работы как отражение

личной позиции.

Волонтерское движение в соответствии с существующими в международной практике подходами можно определить следующим образом: эта форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан - добровольцев (2, с. 17).

В Российской Федерации понятие «добровольцы» определяется на основании Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (№ 135-Ф3 от 11.08. 1995 г.), согласно которому добровольцы - это «граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации».

В нашей стране существуют давние традиции социального служения и добровольческой деятельности. Добровольческая деятельность используется в так называемом третьем секторе (некоммерческих организациях, общественных объединениях и движениях, в образовательных учреждениях, учреждениях культуры) инициативными гражданами на местном уровне и в местных муниципальных сообществах.

Для дальнейшего развития добровольческой деятельности в Российской Федерации необходимо создать условия для ее поддержки, повышать эффективность и сохранять ее характер через волонтерское движение в современном его понимании (волонтеры в пер. с англ. Volunteer - доброволец). Таким образом, добровольчество и волонтерство по своей сути и значению -синонимические понятия.

Волонтерское, или добровольческое, движение представляет собой свободные союзы людей, объединенных каким-либо специальным интересом, отраженным в программе волонтерского движения (7, с. 74).

Волонтерская (добровольческая) деятельность - это форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан (добровольцев).

Социальное служение - это социально значимая деятельность. Она направлена на решение действительно острых проблем социальной действительности и не должна подменять собой уже существующие профессиональные, государственные и иные институты решения социальных проблем. Задача социального служения - вовлечь в решение социальных проблем как можно более широкое количество участников, привлечь их к решению тех задач, которые находятся вне поля деятельности профессиональных и государственных учреждений.

О.В. Решетников определяет социальное служение как вид социального поведения личности, которое строиться на альтруизме, сострадании, социальной ответственности и выражается в регулярной, системной социально значимой, бескорыстной и добровольной помощи другим людям в форме благотворительной или добровольческой деятельности (4, с. 51).

Активные, инициативные, неравнодушные к социальным проблемам волонтеры работают в таких профилактических программах, как:

• посадка цветов, кустов и деревьев, благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;

• помощь таким социальным категориям граждан, как престарелые, беспризорные дети, молодежь и студенты, бездомные, люди с ограниченными возможностями (инвалиды), мигранты, беженцы, бывшие заключенные и другие;

• помощь животным, добровольная помощь зоопаркам и заповедникам;

• просветительские беседы, направленные на профилактику наркомании, СПИДа, подростковой преступности;

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 2 (46) март-апрель ^

• благотворительные концерты и театральные выступления;

• экологические марши, уборка мусора и загрязнений;

• пропаганда здорового образа жизни.

Неправильно считать, что волонтерская работа предполагает только отдачу сил, времени, душевной теплоты и ничего не дает взамен. Действительно, волонтеры работают бесплатно, но это компенсируется тем моральным удовлетворением, которое они испытывают от своей работы. Волонтерская работа позволяет открыть и развить в себе новые способности, которым до этого, возможно, негде было проявиться: навыки общения, разрешения конфликтов, проведения групповых занятий.

Волонтерская деятельность базируется на таких базовых принципах, как добровольность: волонтером можно стать только по желанию; независимость: возможность принимать собственные решения; единство: много идей - одна цель; универсальность: равные возможности каждого; неординарность: полёт фантазии не ограничен; заинтересованность: волонтерство - это работа, за которую не нужно платить, потому, что в ней самой содержится вознаграждение (6, с. 8).

Все вышесказанное по волонтерской деятельности требует от специалистов по социально-культурной работе умений осуществлять не только основные виды деятельности, но и дополнительные, результативность которых обусловлена гражданской позицией и стремлением активизировать личностные ресурсы подрастающего поколения.

Тем самым воспитание гражданской активности является приоритетным направлением государственной культурной и образовательной политики, о чем свидетельствуют принятые законодательные документы. Среди них необходимо отметить государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

Важнейшими средствами патриотического воспитания данная программа определяет создание условий для участия об-

щественных (объединений) и творческих союзов в работе по патриотическому воспитанию; активизацию участия учреждений культуры, общественных организаций (объединений), представителей творческой интеллигенции в военно-шефской работе, направленной на приобщение военнослужащих к богатствам российской и мировой культуры; развитие активных форм общественного воспитательного воздействия на формирование патриотического сознания граждан Российской Федерации.

В условиях свободного выбора форм проведения досуга, добровольности, социальной инициативы нельзя не учитывать общих психологических особенностей личности, проявляющихся в различных видах деятельности. Социальная инициатива рассматривается как форма добровольной деятельности людей в интересах и на благо личности, общества и государства, направленная на конструирование новой социальной реальности в процессе социально-культурной деятельности.

Добровольческие движения называют также организациями третьего сектора, в отличие от организаций, принадлежащих государственному и коммерческому секторам. Организации третьего сектора сочетают в себе три признака - независимость от государства, добровольность и неприбыльный характер деятельности.

В настоящее время волонтерское движение - один из наиболее распространенных видов общественной активности населения, которая опирается в своем развитии не только на мировой опыт, но и на отечественные традиции добровольчества и благотворительности. При этом решаются задачи «оказания комплексной помощи и поддержки нуждающимся людям, прежде всего, в изменении базовых ценностей и ориентиров, помогающих становлению и самосовершенствованию личности, позволяющих человеку вести здоровую, продуктивную и насыщенную жизнь» (1, с. 69).

Поскольку российское волонтерство как социальное явление возникло в своем современном виде чуть более десяти лет назад, что и было закреплено в федераль-

ном законодательстве, можно констатировать появление нового объекта социально-педагогического исследования - волонтерское движение.

Вместе с тем в настоящее время решение задач гражданского воспитания и развитие волонтерского движения как одной из активных форм социализации и самореализации молодежи осложняется наличием ряда противоречий между:

• актуализацией требований, которые предъявляются современной ситуацией к уровню сформированности гражданской активности молодежи и недостаточной разработанностью новых подходов к содержанию и педагогическим технологиям решения этой проблемы;

• информационно-просветительным, развивающим и социально-культурным потенциалом волонтерских объединений и недостаточным использованием этого потенциала в формировании гражданской активности молодежи;

• наличием отдельного несистематизированного практического опыта по формированию гражданской активности молодежи в условиях волонтерских движений и отсутствием научных подходов к решению

данной проблемы.

Вообще, в отечественной науке понятие «гражданственность» определяется как нравственная характеристика личности, оценивающая отношения человека к обществу, гражданское воспитание трактуется как воспитание правовой культуры и зако-нопослушания, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу.

Для выражения поведенческой стороны понятия «гражданственность» чаще всего используется термин «гражданская позиция» - это общественно-личностное образование, основанное на научном мировоззрении человека и приобретенном социально-правовом опыте, выражающееся в социально значимой направленности отношений личности к обществу, к своей деятельности, к другим людям и к себе самому.

Анализ существующих противоречий общественной активности учащейся молодежи позволяет нам выделить причинно-следственные связи для поиска средств решения этой проблемы (3, с. 58).

Примечания

1. Богданова, Е. В. Волонтерство. Социокинетика: Лидерство в детском движении: время и ценности / Е. В. Богданова. - М., 2004.

2. Ершова, Н. Н. Добровольчество - школа гражданского становления молодежи: учебно-методическое пособие / Н.Н. Ершова, М.Н. Бородатая; Федеральное агентство по образованию, Вятский гос. гуманитарный ун-т. - Киров, 2009.

3. Молодежная политика: состояние и перспективы инновационного развития в условиях экономической нестабильности : [материалы симпозиума, проведенного в Курском государственном медицинском университете 26 мая 2009 года] / под ред. В.А. Лазаренко, А.И. Конопли, Н.С. Степашова. - Курск, 2009.

4. Решетников, О. В. Психология социального служения и его роль в современном гражданском обществе / О.В. Решетников // Добровольчество как фактор формирования гуманистической направленности личности молодого человека в современном обществе: [научно-метод. сб. материалов участников Междунар. конф., 28-29 ноября] / под общ. ред. В.А. Ситарова; [ред.-сост. Л.Е. Сикорская]. - М., 2008.

5. Сборник статей аналитических материалов Межрегиональной научно-практической конференции «Опыт и перспективы вовлечения населения в добровольческую деятельность НКО социальной сферы и пропаганды здорового образа жизни» (СПб., 15-16 октября 2009) / под ред. В.А. Лукьянова и С.Р. Михайловой. - СПб., 2009.

6. Шапиро, Б. Ю. Все в твоих руках / Б. Ю. Шапиро, Е. Б. Царапкина. - М., 2005.

7. Шапиро, Б. Ю. Подготовка волонтеров для работы по профилактике ВИЧ-инфекции среди молодежи / Б. Ю. Шапиро, Е. Б. Царапкина. - М., 2005.

8. Ювенология ювенальная политика в XXI веке: опыт комплексного междисциплинарного исследования : монография / под ред. Е.Г. Слуцкого. - СПб., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.