УДК 374
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
© Павел Игоревич ЯКОВЛЕВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры социально-культурной деятельности,
e-mail: [email protected]
В статье рассматривается добровольческое движение как форма социализации и самореализации молодежи. Выделяются основные принципы волонтерского движения, анализируются ведущие функции воспитания социальной инициативности, обосновываются условия, необходимые для развития инициативы, активного творчества индивидуума в социально-культурной сфере, для самореализации человека.
Ключевые слова: молодежь; гражданское самосознание; добровольческие объединения; волонтеры; досуг.
Молодежный возраст - период важнейших событий в жизни человека. Именно в возрасте 17-27 лет происходит формирование мировоззрения, в основе которого лежит ценностно-мотивационная и нормативная структура, начало трудовой деятельности, создание семьи. Однако социализация личности молодого человека на современном этапе протекает в экстремальных условиях, детерминированных кардинальными изменениями политической, экономической, социальной, социокультурной подсистем России. Это проявляется в таких явлениях, как нестабильность и агрессивные тенденции в обществе, социально-правовая незащищенность, отсутствие целенаправленной и систематической досуговой деятельности, безработица, неудовлетворенность заработной платой. Вместе с тем досуг способен объединить и труд, и отдых. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах.
Досуговая деятельность, по определению В.Я. Суртаева, является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации социально-культурной среды, окружающей его. В досуговой деятельности, как правило, слитно присутствуют моменты преобразования, познания и оценки. К тому же досуговая деятельность является и важным фактором реализации ведущих принципов демократии: гласности,
свободы слова, раскрепощенного сознания. Здесь обеспечивается подлинный плюрализм и состязательность идей, возможность высказывать и отстаивать свою точку зрения.
В условиях свободного выбора форм проведения досуга, добровольности, социальной инициативы нельзя не учитывать общих психологических особенностей личности, проявляющихся в различных видах деятельности.
Социальная инициатива рассматривается как форма добровольной деятельности людей в интересах и на благо личности, общества и государства, направленная на конструирование новой социальной реальности.
В современной России получило активное развитие добровольческое молодежное движение, использующее волонтерскую деятельность в своей практике. Добровольчество является одной из удобных форм социализации и самореализации молодежи.
Среди основных принципов волонтерского движения можно выделить следующие:
- признание права на объединение за всеми категориями населения, независимо от их расовой принадлежности, вероисповедания, физических особенностей, социального и материального положения;
- уважение достоинства и культуры всех людей;
- оказание взаимной помощи, безвозмездных услуг лично, либо организованно в духе партнерства и братства;
- приобретение новых знаний и навыков, совершенствование способностей, сти-
мулирование инициативы и творчества людей с целью созидания;
- развитие чувства ответственности, поощрение семейной, коллективной и международной солидарности.
Исходя из этих принципов, волонтеры должны прилагать усилия для того, чтобы индивидуальное участие преобразовывалось в коллективное действие, направленное на активную поддержку своих объединений.
Обращаясь к проблематике формирования гражданской активности личности в процессе досуговой деятельности добровольческих объединений, мы придерживаемся позиции, согласно которой значимые качества личности формируются в процессе её активного участия в развивающей, творческой деятельности.
Добровольчество в России стало развиваться с 1894 г. Именно в этом году по предложению профессора В.И. Герье (члена Московской городской думы) были учреждены городские попечительства о бедных, которые собирали добровольные пожертвования и в которых работали волонтеры.
До середины 80-х гг. XX в. «добровольцами» называли людей, которые в военные годы, не дожидаясь мобилизационной повестки, шли защищать свою страну, как это было в Первую мировую войну и в Великую Отечественную. В советское время массы людей добровольцами ехали на Целину, на строительство БАМа и других великих строек. «Добровольчество» в России было связано с крупными всесоюзными мероприятиями и активно поддерживалось существовавшей идеологией того времени.
В настоящее время волонтерская деятельность - один из наиболее распространенных видов общественной активности населения. К добровольцам или волонтерам обычно относят людей, деятельно участвующих в работе, направленной на оказание помощи другим, и не получающих за это денежного вознаграждения. В американской научной литературе понятие «волонтерская деятельность» определяется как любая неоплачиваемая деятельность, приносящая благо как обществу в целом, так и отдельным людям в частности (но не членам семьи или близким друзьям волонтера.
По мнению Е.В. Акимовой, «волонтер-ство представляет собой процесс вовлечения
в неформальную общественную деятельность людей разного социального статуса и возраста, особое мировоззрение, основанное на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и общественным интересам [1].
Рассматривая ведущие функции воспитания социальной инициативности молодежи, С.В. Тетерский отметил, что ведущей функцией воспитания социальной инициативности детей и молодежи общественными институтами является интеграция, выражающаяся в обеспечении обществом в целом комплекса условий для совместной деятельности индивидов, направленной на удовлетворение потребностей личности (группы), упрочение и распространение ценностей, задач и норм функционирования свободного и равноправного общества [2].
Основной смысл деятельности добровольческих объединений состоит в создании условий, необходимых для развития инициативы, активного творчества индивидуума в социально-культурной сфере, для самореализации человека. Среди них мы выделяем следующие условия:
- педагогические условия осуществление поэтапного формирования инициативного поведения личности и включения ее в реальные социально значимые отношения, моделируемые в социально-культурной деятельности;
- содержательно-деятельностные усло-
вия организации социально-культурной деятельности добровольческой организации с опорой на личный жизненный опыт её участников и связь с современными технологиями социально-культурной деятельности (культуроохранные, культуротворческие,
рекреативно-оздоровительные, информационно-просветительные и др.);
- социально-психологические условия формирования социально-психологической ситуации, способствующей поддержке положительных и социально одобряемых инициатив участников добровольческой организации, и отрицание негативных, асоциальных действий в молодежной среде.
Основой развития личностного фактора является гражданская культура, которую можно определить как особое взаимодействие личности и общества на основе разделяемых гражданских знаний, норм, ценно-
стей, обеспечивающих ей реализацию потребностей функционирования и развития общества за счет активного участия в решении актуальных для него проблем.
Данное определение указывает на то, что гражданская культура - это
а) важный феномен культуры, т. к. включает совокупность знаний, умений и навыков, определяющих образцы общественной деятельности личности, передающиеся из поколения в поколение;
б) стремление личности к формированию правового государства и гражданского общества;
в) результат взаимодействия объективных и субъективных факторов, побуждающий личность к активному участию в решении актуальных для общества проблем.
Одним из наиболее важных показателей гражданской культуры выступает гражданское самосознание личности. Для нормального функционирования гражданского общества недостаточно только внешних условий, которые выражаются в виде установлений, правил, законов, но важно наличие субъектных предпосылок. Речь идет об особом качестве личности, которое позволяет человеку осознавать себя способным к участию в общественном процессе, самостоятельно находить меру и возможность своей гражданской самореализации - это качество нами понимается как гражданское самосознание.
Определяя его как базовое для ряда понятий, традиционных для современной педагогики социально-культурной сферы, мы считаем возможным признать, что, например, патриотизм является производным от понятия «гражданское самосознание». Поскольку только через осознание своей субъективности приходит понимание причастности к всеобщему, родовому.
Эту позицию разделяют авторы многочисленных работ по социологии, политологии, культурологии, педагогики, в которых рассмотрены различные аспекты функционирования современного гражданского общества в России. Так, например, по мнению
О.Н. Полухина, который анализирует причины, сдерживающие процесс развертывания гражданских сил общества, одним из главных ресурсов его развития является гражданственность личности [3].
Таким образом, добровольческие объединения - это один из наиболее распространенных видов общественной активности молодежи не только на Западе, но и в России.
В современной России волонтерские объединения появились в конце 80-х гг. XX в., что было связано с переменами в жизни общества, ориентацией на общечеловеческие ценности. Желание подростков и молодежи быть полноправными хозяевами своих организаций привело к тому, что практически на всей территории тогда еще СССР возникли детские и молодежные общественные организации различного профиля: ВакО «Союз»; «Хобби-центр»; Детская организация Эстонии ЭЛО; «ДИМСИ»; СПО-ФДО и мн. др.
Именно демократизация российского общества положила начало развитию детского и молодежного движения. Сейчас официально зарегистрированных детских и молодежных добровольческих объединений уже не одна сотня, и все они отличаются друг от друга различными формами и методами осуществления социально-педагогической деятельности. Среди них объединения военно-патриотической направленности, общественно-политические организации, объединения историко-краеведческие, социальные, культурно-досуговые и мн. др. Наибольшую известность получили волонтерские объединения социальной работы «Большие Братья / Большие Сестры». В России они апробируются в течение нескольких лет, и уже накоплен опыт, прежде всего в вопросах отбора и обучения волонтеров.
Благотворительная организация «Большие Братья / Большие Сестры», помогающая детям, действует в США с 1904 г., благодаря людям, переживающим за судьбы обездоленных детей, которым трудно жить без советов и помощи старших. Поддержку в рамках различных программ этой организации оказывают волонтеры, регулирующие и индивидуально один на один проводящие время с детьми и подростками.
В основе программы организации «Большие Братья / Большие Сестры» лежит идея: построить взаимоотношения с двумя участниками, один из которых старше другого. Заботливый, взрослый, умный друг объяснит одинокому или из неблагополучной семьи ребенку, что нельзя экспериментировать с наркотиками и спиртными напитками.
Он поможет справиться с психологическими стрессами, найти выход из кажущихся безвыходными положений.
Назовем основные виды добровольческой деятельности:
- сбор и распространение информации среди молодежи;
- оказание помощи социально-незащищенным людям или организациям, занимающимся социально-значимой деятельностью;
- организация молодежных добровольческих акций помощи воспитанникам учреждений социальной защиты населения, хозяйственным службам и учреждениям города, уборка садов и парков, озеленение территорий, организация праздников и трудовых рейдов в детских домах, интернатах и домах престарелых, помощь в реставрации памятников и исторических объектов и другие гуманитарные акции.
Среди наиболее значимых качеств волонтера являются:
- психолого-педагогическая компетентность, определяемая как определенный уровень волонтерской деятельности, неотделимый от совокупности личностных свойств и психологических характеристик, накладывающих индивидуальный неповторимый отпечаток на волонтерскую деятельность;
- прочность усвоения таких ценностей, как гуманность, справедливость, самоопределение, конфиденциальность, антидискриминация, респектабельность, бескорыстие и честность;
- сознательное и разумное использование собственных личностных качеств и дифференцированное применение навыков общения;
- ответственность и самодисциплина;
- глубокая и искренняя заинтересованность в решении проблем подопечного и положительных результатах работы;
- наличие качеств личности, позволяющих располагать к себе разных людей, вызывать доверие, желание сотрудничать, помогать и в то же время не позволяющих собой манипулировать, подавлять себя как личность.
Нами было проведено социологическое исследование среди студентов Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Результаты опроса показали, что во-
лонтерская работа помогает в удовлетворении таких потребностей, как благотворительность, получение новых знаний, контакты с новыми людьми, реализация собственных возможностей, продвижение каких-то ценностей.
Добровольность, инициативность, универсальность - эти качества для волонтера оказались самыми значимыми. Именно они являются своеобразным связующим звеном между волонтерской деятельностью и обществом. Больше всего привлекает волонтеров в добровольческой деятельности, как отметили респонденты, возможность самореализации, личного и профессионального роста, а также возможность получения новых знаний и опыта.
Проведенное исследование свидетельствует, что факторами мотивации для волонтерской работы являются помощь нуждающимся людям, содействие становлению молодых граждан, формирование у них стремления к милосердию и состраданию, навыков лидерского поведения, развитию личностных качеств.
Каковы же основные качества членов досуговых добровольческих объединений?
Во-первых, волонтеры, как правило, вызывают беспрецедентный уровень доверия у клиентов любого рода в силу самой причины отсутствия платы за труд.
В-вторых, если человек не получает финансового вознаграждения за свою работу, значит он действительно свято верит в ее благородный характер, необходимость и пользу.
В-третьих, не являясь кадровыми работниками организации, они принципиально отличаются от сотрудников новым отношением к происходящему, более широким видением места и сути данного события в общей картине жизни.
В-четвертых, волонтеры приносят с собой сфокусированность внимания на одном объекте или клиенте, им не надо структурировать формально свою работу, распределять ее по другим сферам или другим клиентам, они приходят ради одного единственного дела и полностью отдаются ему.
В-пятых, они свободнее в критическом отношении к происходящему, чем сотрудники; они чаще склонны экспериментировать и подавать новые идеи, иногда входящие в
противоречие с официальными представлениями, такие идеи могут служить толчком к новым продуктивным подходам.
В-шестых, наконец, в силу того, что ценность волонтерского опыта становится все более очевидной для работодателей, свидетельство об участии в волонтерской работе может явиться существенным фактором при рассмотрении документов специалиста при его устройстве на работу.
Таким образом, волонтеры считают свою деятельность общественно важной, а успешная волонтерская деятельность включает овладение необходимыми умениями, а также формирует такие ценностные ориентации личности, как гуманизм, честность, порядочность, искренность, справедливость, милосердие, способствует формированию гражданской активности, а также развивает пси-
хологические свойства личности, черты характера: настойчивость, целеустремленность, самодисциплину, ответственность, смелость и мн. др.
1. Акимова Е.В. Педагогическое волонтерство в деятельности детско-молодежных объединений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2006.
2. Тетерский С.В. Воспитание социальной инициативности детей и молодежи: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тамбов, 2004.
3. Полухин О.Н. Становление гражданственности в России: социально-философский анализ. М., 2002.
Поступила в редакцию S.07.2011 г.
UDC 374
FORMATION OF CIVIL SELF-IDENTIFICATION OF YOUTH IN CONDITIONS OF LEISURE ACTIVITY OF VOLUNTARY UNIONS
Pavel Igorevich YAKOVLEV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
The article considers the voluntary movements as form of socialization and self-realization of youth. The main principles of voluntary movement are marked, the leading functions of education of social initiative are analyzed, the conditions needed for initiative development, active creative work of a person in socio-cultural sphere are explained for person’s selfrealization.
Key words: youth; civil awareness; voluntary movement; volunteers; leisure.