Научная статья на тему 'Иституционализация волонтерского движения в молодежной среде как социально-культурное явление'

Иституционализация волонтерского движения в молодежной среде как социально-культурное явление Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
644
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСТВО / ГУМАНИЗМ / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / МОЛОДЕЖЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Великанова Е. В.

В данной статье рассматриваются социокультурные факторы развития добровольческой деятельности молодежи с точки зрения ее влияния на образовательный процесс и формирование социальной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONALIZATION OF VOLUNTEER MOVEMENT AMONG THE YOUTH AS A SOCIO-CULTURAL PHENOMENON

This article explores the socio-cultural factors of development of youth voluntary activity in terms of its impact on the educational process and the formation of social responsibility.

Текст научной работы на тему «Иституционализация волонтерского движения в молодежной среде как социально-культурное явление»

Великанова Е.В.

кандидат педагогических наук ФГБОУ ВПО Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

г. Тамбов, Россия

ИСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В

МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ

ЯВЛЕНИЕ

Аннотация: В данной статье рассматриваются социокультурные факторы развития добровольческой деятельности молодежи с точки зрения ее влияния на образовательный процесс и формирование социальной ответственности.

Ключевые слова: волонтерство, гуманизм, добровольчество, молодежь, ответственность, культура.

Velikanova E.V.

candidate of pedagogical sciences FGBOU VPO Tambovsky state university of G.R. Derzhavin Tambov, Russia

INSTITUTIONALIZATION OF VOLUNTEER MOVEMENT AMONG THE YOUTH AS A SOCIO-CULTURAL PHENOMENON

Abstract: This article explores the socio-cultural factors of development of youth voluntary activity in terms of its impact on the educational process and the formation of social responsibility.

Keywords: volunteering, humanism, volunteerism, youth, responsibility, culture.

Мировое сообщество в XXI веке испытывает серьезное влияние процессов формирования постиндустриального общества, унификации и глобализации культуры, последствия которых уже нашли свое отражение не только в разных сферах человеческой деятельности, но и в социокультурной практике. Происходящие в мире глобальные тенденции модернизации различных сфер гражданского общества и происходящее восстановление

системы молодежной политики, проявляющиеся на федеральном и региональных уровнях, способствуют изменению социальной структуры общества, раскрепощая ее на гуманистическую подструктуру, имеющую характер взаимоотношений между субъектами.

В этих условиях особую значимость приобретает задача развития волонтерского движения. Сегодня волонтерство мы рассматриваем как реально существующую, относительно единую и самостоятельную взаимосвязь (социальную общность) людей как субъектов добровольческой деятельности, которая основана на принципах сочетания целерационального и ценностно-рационального типов деятельности, свободы от внешнего принуждения, возможности выбора варианта действия, альтруизма, деятельности за пределами семейных и дружественных отношений.

Волонтерская деятельность - общественная взаимопомощь и самопомощь, осуществляющая широкий круг действий при условии целесообразности и согласованности с нравственным законом, очевидностью принятия на себя ведения добрых услуг по собственной инициативе, по представительству как институту гражданского права по двум видам: добровольное (договорное) и обязательное (законное) или посредничеству, вызванному потребностями гражданского оборота.

Применяя институциональный подход к определению волонтерства, мы рассматриваем его как институт гражданского общества, базирующийся на принципах целостности, органической солидарности, сочетании объективного и субъективного и включающий в свою структуру: волонтерские общности различных организационных форм; волонтерские практики как социальное взаимодействие их национальных и интернациональных проявлений; социальные, экономические, политические и культурные ресурсы; легитимные нормы и правила волонтерской деятельности на основе общечеловеческих и гуманистических ценностей; традиции и образцы поведения добровольцев. Целью института волонтерства является содействие эффективной реализации социальной политики,

направленной на самые разные социальные группы общества, его сбалансированное социальное и экономическое развитие, а также укрепление солидарности внутри добровольческого движения.

Под добровольчеством мы понимаем совокупность общественных отношений, связанных с осуществлением физическими лицами добровольно в свободное от работы (учебы) время деятельности в интересах получателей помощи добровольца (волонтера). Важным этапом в развитии волонтерского движения является создание системы добровольческих центров как механизма привлечения добровольческих ресурсов для повышения устойчивости и эффективности работы социально ориентированных некоммерческих организаций и площадка общественно-государственного взаимодействия и партнерства для решения социально значимых проблем и повышения качества жизни общества.

Недостаточная разработанность системы превентивных мероприятий в законодательстве РФ, интегрирующих сегменты государственно-правового регулирования по развитию волонтерского движения, оптимизации функций социального и социально-культурного назначения общества, направленных на инициативность, самостоятельность личности, говорят о привлечении широкой общественности, представителей власти и бизнеса к решению данной проблемы. Особую значимость в данном аспекте приобретают общественные процессы, затрагивающие студенческую молодежь, так как данная категория, стоящая на пороге приобретения профессиональных навыков особо нуждается в представлении своего будущего, неразрывно связанного с обществом, государством и происходящими здесь и сейчас культурно — историческими традициями, способствующими духовно-нравственному становлению личности.

Анализ современного опыта развития волонтерского движения позволяет констатировать, что в последние годы в нашей стране разрабатываются и осуществляются федеральные, региональные, областные социальные программы по развитию добровольческого движения,

совершенствуется сложившаяся система, появляются и апробируются новые формы и методы благотворительной деятельности, организуются широкомасштабные благотворительные акции. С участием представителей органов законодательной, исполнительной власти, благотворительных неправительственных некоммерческих организаций проводятся комплексные мероприятия, а добровольность участия молодежи в социально-значимых мероприятиях и акциях позволяет им развивать в себе новые возможности самореализации, соорганизации в соответствии со своими способностями и приобретенными навыками общения, инициативности в коммуникации досуга, умения разрешения конфликтных ситуаций.

Современное понимание социально-культурной деятельности и трансформация функциональных его значений обуславливается эволюцией культурно-просветительной работы, подтверждающейся исследованиями многих ученых и подтверждающих факт социально-культурного творчества в организации работы с молодежью.

Исследовательский интерес к построению новой парадигмы социально-культурной деятельности, основанной на традиционных организационно-педагогических основах, междисциплинарной системы профессиональных знаний и внедрение инновационных методик в общественную практику, требует усилий ученых и специалистов, принадлежащих к разным областям науки и практики к рассмотрению институциализации волонтерского движения как социально-культурного процесса, который складывается в обществе в результате деятельности индивидуальных и коллективных социокультурных субъектов и, выражает формирование новых потребностей, ценностей и идеалов общества. В этом понятии имеется факт охвата сферы культуры молодежной среды как социокультурного явления, представляющей различные объединения и организации. И это закономерно, так как молодежь на протяжении всего исторического этапа всегда являлась основным подвижником новых идей и начинаний.

Рассматривая различные исследования многофункционального содержания духовной культуры человека, отмечаем, что исследователи единогласны, что она разнопланова и молодежная среда всегда была, будет объектом пристального наблюдения и возможности включения ее в гражданское общество. Анализируя деятельность молодёжных движений по различным литературным источникам, отмечаем, что исследователи отмечают два этапа: студенческое движение 1960-х в Европе по выдвижению грандиозных молодёжных революционных идей, оптимизма и надежды на лучшее будущее, изменения коренного плана развития общества с отменой его устоев и структур. Формой проявления против существующего строя являлся политический протест, чему способствовало леворадикальное движение во Франции (1968 г.), истоки которого были построены на идеях трех известных всему миру известных лидеров - Карла Генриха Маркса, немецкого философа, социолога, экономиста, писателя, поэта, политического журналиста и общественного деятеля; китайского государственного и политического деятеля XX века, главного теоретика китайского коммунизма Мау Цзэдуна; философа и социолога, представителя Франкфуртской школы Герберта Маркузе. В России в 80-90-е гг. мы уже наблюдаем назревающую перемену социально-культурной молодежной среды - зарождающуюся автономию , желание создать что-то новое, жить интересно и собственной, не навязываемой извне жизнью [2]. В 85 - 88-е гг. в педагогической практике вводится понятие системно-деятельностного подхода, который объединяет методы и формы исследований классиков отечественной науки Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконина и многих других. Современные представление оранжевой революции, в которые активно вовлекается молодежь Украины относят к тройственному союзу, в который входят политические силы или партии, Элитарии и Медиа.

Группа ученых делает выводы о бесполезности знаний, умений и навыков в образовательном процессе без реализации их в действительность.

Поэтому активность студенческой молодежи обусловлена исторически -быть в центре ярких и бурных событий во все эпохи человечества. Студенческая самодеятельность к самореализации свойственна всему добровольческому движению и имеет общие закономерные черты, поэтому общепринятым считается в коммуникативном сообществе молодежи игровая, учебная и трудовая деятельность как основа педагогического процесса. Поэтому и мы видим активное использование современными молодежными организациями использование подобных действий при проведении слетов, мастер-классов, что является ключевым блоком в педагогике. Примером исторических фактов активности добровольческого молодежного движения могут служить студенческие отряды по освоению целины - БАМа, которое государство поддерживало достойной зарплатой в компенсацию трудных условий жизни. Следует подчеркнуть, что в эти годы особо деятельным была организация субботников, отрядов дружин, шефской деятельности, оказание помощи в уборке урожая, были связаны с обязательностью и принуждением в сферах производства, образования. Однако, добровольческий труд в эти годы не имел законодательных прав[1].

В ряде исследования исторических и современных работ упоминаются социокультурные факторы развития добровольческой деятельности молодежи, имеющие различные причинно-следственные интерпретации создания условий для деятельности молодежных общественных объединений и некоммерческих организаций. Этому подтверждению становятся объединенные культурно-спортивные комплексы, появляются первые молодежные центры. Так, изучая слагаемые успеха волонтерского движения, исследователи по разному отмечают суть появления данного явления. Еще в 1997 году авторы А.И. Лучанкин и А.А. Сняцкий трактовали активность молодежи с позиции социально-клубной работы, которая безусловно имеет в настоящее время место, но очаги их деятельности не так велики по разным причинам. "Именно волонтерское движение превращает клуб в уникальное социокультурное явление: если учреждения функционируют, то клубы,

благодаря волонтерам, развиваются, будучи «ячейкой гражданского общества», где выращиваются образцы будущей социальности - форм общения, восприятия жизни, личностной самореализации и проективности» [3, с. 325].

Анализ существующих практик клубного волонтерства, на основании проделанного исследования, говорит о понимании сути активности масс художественно-творческого направления - самодеятельности и любительства свойственного данному этапу. На наш взгляд, опыт наблюдения и исследований подтверждает тот факт, что клубное объединение, или клуб по интересам, имеющие происхождение в культурно-досуговых учреждениях -это форма совместного удовлетворения социальных и культурных потребностей (групп, близких по интересам; участие в кружках, студиях, клубах), при создании условий для духовного общения и побуждения к самодеятельному творчеству, где могут самоорганизоваться множество различных любительских объединений. В данном случае волонтерское движение если имело место, то в незначительной степени организации. Поддерживая ценные подходы ученого Р. Соколова, исследователи А.И. Лучанкин и А.А. Сняцкий о понимании необходимости общественного движения, рассматривают это с позиции клубного дела как многосоставности "педагогики" и профессиональной практики, отмечая: "Общественно-педагогическое движение - это и культурное наследие России, о чем говорит автор в цитируемой нами книге. Оно значимо и для развития образовательных практик, педагогики, и для становления структур гражданского общества, общественности. Акцент на неинституциональном содержании воспитательных практик, их общественно-профессиональной природе, актуализации традиций семейной, народной "педагогик" как практик воспитания и передачи культурных образцов - важнейшая и сильная сторона позиции Р. Соколова"[3, с. 34-35].

Таким образом, анализируя проблему развития добровольчества в перестроечный период, многие исследователи едины во мнении о российских

добровольцах, которые в этот период начинают свою деятельность только в некоммерческих организациях как возможность привлечения финансовых ресурсов, пропаганды деятельности, организации мероприятий и т.д. Деятельность таких организаций строилась и по настоящее время ведется на определенных программах по оказанию социальной и другой помощи населению, охране природы, донорству, защите прав инвалидов, беженцев и т.д.

Данная позиция существует и по настоящее время, однако десятилетний опыт развития добровольчества от поиска путей до основ формирования и развития, говорит о новой волне подъема в данной области. Большую роль в этом сыграло взаимодействие трех секторов: бизнес -государство - общественность. Безусловно, имеется несколько причин возникновения активности этого блока. Так, отсутствие единой концепции воспитания молодежи - актуальность сегодняшнего дня. Перечислим наиболее значимые: снижение ценности института семьи и брака, низкая степень готовности подростков к взрослой жизни, рост вредных привычек среди молодежи и увеличение числа больных детей, недостаточная популяризация необходимых знаний об основах здорового образа жизни.

Подводя итог, при рассмотрении вопроса институциализации волонтерского движения в молодежной среде как социально-культурного явления, следует обратить внимание на то, что развитие добровольчества имеет основы социальных связей в аспекте взаимодействия людей в структуре общественной и научной жизнедеятельности человека. В общественной структуре потребности, интересы и ценностные ориентации молодежи закономерно перерастают в социальные институты, что позволяет государственным структурам, обществу в целом и каждому гражданину в отдельности объединить усилия по взаимодействию и реализации знаний и навыков студенчества при развитии интегративного компонента профессиональной подготовки в условиях институциализации волонтерского движения в молодежной среде.

Поэтому, институциализация, при рассмотрении истоков ее оформления как научного явления - вид коллективной деятельности, который может институционализировать - различные социально-культурные, экономические, социальные, политические, художественные и т.п. концепции. При этом, институциализация определяется на данном этапе как социально-культурное явление, процесс которой складывается в результате коллективного сообщества индивидуалов (студентов-добровольцев) и волонтерских объединений - студенческих групп, отрядов и организаций (студентов-волонтеров), деятельность которых направлена на формирование новых духовных потребностей, ценностей и идеалов общества с элементами особого вида социально-культурной анимации, учитывающей различные концепции (социальные, экономические, художественные, творческие, и др.). Данный процесс институциализации способен к продвижению идеи становления волонтерского движения в молодежной среде как социально-культурного явления, при условии решения следующих задач:

- популяризировать идеи социальной ответственности и гражданского участия среди молодежи;

- активизировать творческий потенциал студенчества в период свободного времяпрепровождения молодежи;

- способствовать приобретению молодыми людьми навыков профессиональной, трудовой и управленческой деятельности через популяризацию общественных практик в студенческой среде;

- поддерживать волонтерские объединения образовательных учреждений на всех уровнях государственной и общественной сферы;

- популяризировать существующие практики институциализации волонтерского движения в молодежной среде.

Список литературы

1. Алексеева О.П. Кто помогает детям? О работе благотворительных организаций. М. CAF, Российское представительство. 1994., с. 136. - С.23

2. Бабосов, Е.М. Общая социология: Учебное пособие. - Минск: НТООО «ТетраСисемс», 2002. - 640 с. -[с. 444-445].

3. Лучанкин А.И., Сняцкий А.А. Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы. - 3 - е изд. исправлен. и дополнен. -Екатеринбург: УрО РАН, ИнКОТ,1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.