Научная статья на тему 'Специфика организации волонтерства в молодежной среде'

Специфика организации волонтерства в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3814
431
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСТВО / МОЛОДЕЖЬ / ДОСУГ / VOLUNTEER / YOUTH / LEISURE TIME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьев Илья Николаевич

В статье рассматриваются истоки появления благотворительности в России, основные виды добровольческой деятельности, а также особенности организации волонтерской деятельности в молодежной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of volunteer activity arrangement in youth environment

The article considers the sources of charity in Russia, basic types of volunteer activity, as well as peculiarities of volunteer activity arrangement in the youth environment.

Текст научной работы на тему «Специфика организации волонтерства в молодежной среде»

Для разрешения данной проблемы можно применить программу развития психологических предпосылок лидерской одаренности. Целью этой программы является предоставление студентам психолого-педагогических средств, обеспечивающих возможности выявления и проявления ими собственной индивидуальности в различных областях. При этом имеются в виду не готовые средства, предлагаемые преподавателем и направленные на решение поставленных задач, а те средства, которые студент находит сам и которые позволяют ему полнее выразить собственный внутренний мир, отношение к чему бы то ни было вообще так, как он считает нужным в данный момент.

Таким образом, успешность формирования лидерских качеств учащейся молодежи может быть обеспечена при соблюдении определенных принципов: целостности системы целей, методов, средств, форм и условий формирования лидерских качеств; поэтапного формирования педагогической культуры лидерских качеств; мотивационного обеспечения формирования лидерских качеств; системного, личностно-деятельностного подходов в формировании лидерских качеств; единства системы педагогических воздействий и процесса саморазвития в формировании лидерских качеств; непрерывности профессионального образования.

Процесс формирования лидерских качеств учащейся молодежи основан на после-

довательном, качественно-преобразовательном переходе от теоретического освоения общеобразовательных, культурологических и педагогических знаний к формированию умений и навыков, профессионально-педагогических качеств, ценностных установок, к практической апробации социально-культурных и педагогических технологий, подготавливающих к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию в процессе самостоятельной профессиональной деятельности.

1. Современные технологии социально-культурной деятельности / под ред. Е.И. Григорьевой. Тамбов, 2004. С. 16.

2. Шевченко Т.Н. Социокультурное лидерство в системе формирования педагогической культуры будущего специалиста сферы досуга: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2008. С. 3.

Поступила в редакцию 14.09.2008 г.

Veryaskina I.A. Forming of leadership qualities of the studying young people as the basic component of their professional success. The article deals with different aspects of forming leadership qualities of the studying young people and professional success. Major attention is given to studying such questions as knowledge, skills and techniques which a future specialist in the sphere of culture and leisure possess.

Key words: leadership, qualities, professional success, sphere of culture and leisure.

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСТВА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ И.Н. Григорьев

В статье рассматриваются истоки появления благотворительности в России, основные виды добровольческой деятельности, а также особенности организации волонтерской деятельности в молодежной среде.

Ключевые слова: волонтерство, молодежь, досуг.

В последнее время все чаще мы слышим фактах добровольной и бескорыстной помо-

слово добровольчество или волонтерство. щи. В обществе всегда находились люди,

Волонтерство - это явление, которое имеет способные оказывать помощь нуждающимся.

давние традиции и было распространено на Мотивы людей, приобщающихся к волонтер-

Руси повсеместно. История развития челове- ству, очень различны. Одними движет

чества свидетельствует о многочисленных стремление исполнить свой долг христиани-

на, другие руководствуются собственными интересами и склонностями, третьи хотят быть членами команды, встречаться с людьми, получить опыт, который может пригодиться в дальнейшей жизни. Но чаще всего волонтерами движет стремление чувствовать себя нужным, полезным людям, заслужить уважение и поддержку окружающих.

Традиции милосердия складывались на Руси столетиями, составляя основы благотворительности, поднимающейся из глубины веков как стремление помочь «бедным, дряхлым, хворым, неимущим».

Развитие волонтерского движения в России имеет давнюю историю. Общественная благотворительность зародилась еще в домонгольский период, и наиболее важную роль в ее развитии сыграла церковь. В годы становления Московской Руси благотворительность не была повсеместной, а проявлялась в деятельности отдельных лиц. Сохранились факты того, что, например, князь Иоанн Данилович был прозван Калитой за мешок, который он носил с собой, раздавая из него милостыню, а князь Дмитрий Донской был настолько сострадателен к бедным и сирым, что кормил их из своих рук.

Екатерина Великая, а затем императрица Мария Федоровна заявили себя в качестве благотворителей и основали многочисленные благотворительные заведения, которые заложили фундамент российской системы социального призрения, а патронирование благотворительных заведений стало основным общественным занятием дам из придворного круга и жен государственных деятелей того времени.

Екатерина II первой ввела в практику модель «просвещенной» благотворительности, направленной на масштабные социальные изменения, искоренение социальных язв и улучшение общества. Одним из примеров такой деятельности стал Смольный институт, призванный воспитывать девушек - носительниц идей просвещения.

Благотворительность, добровольчество не было уделом только людей из высшего света. История донесла до нас много обычаев самопомощи, бескорыстной поддержки

ближнего простыми людьми. Это и совместное строительство нового дома, и сборы пожертвований добровольцами на строительство школ, больниц и храмов. Благотворитель-

ность в целом относилась к немногим сферам легальной гражданской активности, т. к. до 1905 г. в Российской империи не существовало органов представительной власти и избирательного права, профессиональные союзы и партии были запрещены, а различные общества и ассоциации вызывали подозрение. К тому же благотворительность служила милосердию и в то же время выражала гражданскую позицию демократической интеллигенции [1].

В России первое официальное упоминание о волонтерской деятельности относится к 1894 г. Именно в этом году по предложению профессора В.И. Герье (члена Московской городской думы) были учреждены городские попечительства о бедных, которые собирали добровольные пожертвования и в которых работали волонтеры.

До середины 80-х гг. XX в. добровольцами называли людей, которые в военные годы, не дожидаясь мобилизационной повестки, шли защищать свою страну, как это было в Первую мировую войну и в Великую Отечественную. В советское время массы людей добровольцами ехали на Целину, на строительство БАМа и других великих строек. «Добровольчество» в СССР было связано с крупными всесоюзными мероприятиями и активно поддерживалось существовавшей идеологией того времени.

В настоящее время волонтерская деятельность - один из наиболее распространенных видов общественной активности населения и уже это слово не вызывает вопросов о том, что это такое и чем волонтеры занимаются.

«Волонтерство - общественное явление добровольного участия в каком-либо деле «парапрофессионалов» (людей, не имеющих подчас специальной подготовки), энтузиастов: в клубе - идеологов народной педагогики, неспециалистов, родителей, носителей «свободных профессий» (художников, экстрасенсов, валеологов и т. д.), студенчества и рабочей молодежи, представляющее собой лидерсое участие в жизни клубных сообществ на добровольных и бескорыстных началах» - отмечает Е.В. Великанова [2].

По мнению Е.В. Акимовой, «волонтерство представляет собой процесс вовлечения в неформальную общественную деятельность людей разного социального статуса и

возраста, особое мировоззрение, основанное на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и общественным интересам» [3].

В американской научной литературе понятие «волонтерская деятельность» определяется как «любая неоплачиваемая деятельность, приносящая благо как обществу в целом, так и отдельным людям в частности (но не членам семьи или близким друзьям волонтера)». Американские исследователи ставят в один ряд такие термины, как «волонтерская деятельность», общинная служба» (англ. community service или лат. pro bono publico), «филантропическая деятельность» (philantropical activity), «благотворительная работа» (charitable work). По отношению к студенческим организациям, занимающимся оказанием социальной помощи общине (community), наиболее часто в научной литературе США употребляются термины «волонтерская деятельность» и «общинная служба», таким образом делается акцент на таких аспектах данной деятельности, как добровольность участия и взаимодействие с общиной [4].

В данной связи хотелось бы подчеркнуть, что волонтерство - это особый взгляд на жизнь, целое мировоззрение, впитавшее в себя все самое достойное из созданного в мировом педагогическом пространстве за много столетий. Добровольная помощь, оказываемая человеком или группой людей обществу в целом или отдельным людям, основана на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследует целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста. Она может принимать различные формы: от традиционных видов взаимопомощи до совместных усилий тысяч людей.

Понятие добровольной помощи включает в себя действия, предпринимаемые на местном, общенациональном и международном уровнях. Добровольцы играли и продолжают играть значительную роль в развитии прогресса и повышении общего уровня благосостояния индустриально развитых и развивающихся стран как в рамках национальных программ, так и программ ООН по оказанию гуманитарной помощи, технического содействия, соблюдению прав человека, демократизации общества и укреплению мира. На идеях добровольной помощи основана дея-

тельность многих неправительственных организаций, профессиональных ассоциаций, профсоюзов и других гражданских объединений. Вовлеченность в добровольчество не имеет религиозных, расовых, возрастных и даже политических границ. Многочисленные транснациональные платформы и сети добровольческих некоммерческих организаций привлекают в свои проекты и программы свыше сотни миллионов людей ежегодно.

Добровольность, инициативность, универсальность - самые значимые качества волонтера, и именно они являются своеобразным связующим звеном между волонтерской деятельностью и обществом.

Хорошими волонтерами могут стать люди с разными интересами и достоинствами, характером и возможностями, однако существует несколько основных качеств, без которых нельзя обойтись. Такими наиболее важными качествами волонтера являются свойства личности, которые позволяют с наибольшим эффектом и результативностью решать основные задачи социально-педагогического характера. Среди них наиболее значимыми являются следующие: психологопедагогическая компетентность, определяемая как определенный уровень волонтерской деятельности, неотделимый от совокупности личностных свойств и психологических характеристик, накладывающих индивидуальный неповторимый отпечаток на волонтерскую деятельность; прочность усвоения таких ценностей, как гуманность, справедливость, самоопределение, конфиденциальность, толерантность, респектабельность, бескорыстие и честность; сознательное и разумное использование собственных личностных качеств и дифференцированное применение навыков общения; ответственность и самодисциплина; глубокая и искренняя заинтересованность в решении проблем подопечного и положительных результатах работы; наличие качеств личности, позволяющих располагать к себе разных людей, вызывать доверие, желание сотрудничать, помогать и в то же время не позволяющих собой манипулировать, подавлять себя как личность.

На наш взгляд, именно добровольческие организации способны активизировать творческую активность молодежи, т. к. волонтерская работа помогает в удовлетворении таких потребностей, как благотворительность, по-

лучение новых знаний, контакты с новыми людьми, реализация собственных возможностей, продвижение каких-то ценностей.

Назовем основные виды добровольческой деятельности: сбор и распространение информации среди молодежи; оказание помощи социально-незащищенным людям или организациям, занимающимися социальнозначимой деятельностью; организация молодежных добровольческих акций помощи воспитанникам учреждений социальной защиты населения, хозяйственным службам и учреждениям города, уборка садов и парков, озеленение территорий, организация праздников и трудовых рейдов в детских домах, интернатах и домах престарелых, помощь в реставрации памятников и исторических объектов и другие гуманитарные акции.

Кто же может стать волонтером? Ответ на этот вопрос однозначен: им может быть любой человек, будь школьник или пенсионер, главное что необходимо - это желание посвятить свое свободное время, умения и знания добровольному труду для блага общества не зависимо от сферы деятельности. При этом важно отметить, что волонтерство - это неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо других.

Сегодня в странах Запада (особенно США) участие в добровольческих организациях очень престижно и популярно. Существуют даже специальные организации, целью деятельности которых является привлечение новых граждан в ряды добровольцев. Эти организации оповещают о готовящихся разнообразных акциях (посадка деревьев, устройство детских площадок, чтение детям, работа по улаживанию конфликтов между соседями, помощь в устройстве выставок и т. д.)

Особенно активно развивается добровольческая деятельность в университетских сообществах. Студенты являются очень мобильной и действенной группой волонтеров. Специальная работа ведется по привлечению студентов в добровольчество, в деятельность некоммерческих и общественных организаций. Этим специально занимается студенческий клуб волонтеров-консультантов. Помогают волонтерскому движению и профессора университетов.

Опыт организации волонтерской деятельности существует и во многих российских городах, а также в учебных заведениях.

С 2002 г. зародилась идея волонтерского движения у студентов кафедры социальнокультурной деятельности института искусств Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина. Был создан волонтерский отряд «Бумеранг» с двумя подотрядами «Аниматор» и «Реаниматор». Студенты выбрали для себя два направления: пропаганда здорового образа жизни в подростковомолодежной среде и анимационная деятельность. Эта деятельность включает в себя организацию диспутов, круглых столов, акций различного уровня по профилактике наркозависимости, проведение праздников, игровых программ, лекций с элементами театрализации и многое другое.

Как записано в уставе волонтерского отряда «Бумеранг», его деятельность направлена на организацию научно-исследовательской и практической работы посредством просветительских программ профилактического характера в интересах детей, подростков и молодежи, особенно «групп риска». В связи с этим участие в реабилитационной терапии подразумевает определение двух основных профилей отряда: научно-образовательный и культурно-воспитательный. Именно просветительская деятельность отряда позволила под руководством доцента кафедры Е.В. Великановой провести не один десяток различных мероприятий в многочисленных школьных, студенческих группах г. Тамбова и области.

Изучение проблемы развития волонтерского движения в России и за рубежом позволило нам прийти к выводу, что добровольчество (волонтерство) - будь оно индивидуальное или групповое - является способом сохранения человеческих ценностей, проявления заботы и помощи нуждающимся. Именно через волонтерские организации люди реализуют свои права и ответственность членов общества, одновременно с процессом познания нового, совершенствования своей жизни, раскрытия своего полного человеческого потенциала. Сами же волонтеры считают свою деятельность общественно важной, а успешная волонтерская деятельность включает овладение необходимыми умениями, а также формирует такие ценностные ориентации личности, как гуманизм; честность; порядочность; искренность; справедливость; милосердие, а так же развивает пси-

хологические свойства личности, черты характера: настойчивость; целеустремленность; самодисциплина; ответственность; смелость и многое другое.

Таким образом, добровольческие организации способны реализовать основные педагогические идеи многовекового опыта воспитания в русском социуме, которые предполагают: совместную жизнедеятель-

ность взрослых и детей; воспитание личностных качеств (ответственность, воля); духовную самоотдачу, служение людям, милосердие; толерантность как естественное состояние; возвышение духовных потребностей в творчестве; изучение и приобщение к обычаям, обрядам и традициям; уважение к героическому и историческому прошлому своего края; любовь к родному краю, Родине, Отчизне.

1. Общественная и частная благотворительность в России: сб. ст. СПб., 1912. С. 48.

2. Великанова Е.В. Возможности волонтерского движения в социализации личности подростков и молодежи // Совершенствование подготовки кадров сферы культуры: традиции и новации. М., 2004. С. 97.

3. Акимова Е.В. Педагогическое волонтерство в деятельности детско-молодежных объединений: дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2006. С. 95.

4. Атаянц Ж.Г. Клубные объединения высшей школы как фактор социализации студентов (на опыте университетов США): дис. ... канд. пед. наук. М., 1994. С. 39.

Поступила в редакцию 27.08.2008 г.

Grigoryev I.N. Specificity of volunteer activity arrangement in youth environment. The article considers the sources of charity in Russia, basic types of volunteer activity, as well as peculiarities of volunteer activity arrangement in the youth environment.

Key words: volunteer, youth, leisure time.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ С.В. Шанкина

Подобно всем социальным институтам, непрерывное образование на протяжении всей истории человеческой цивилизации находилось в процессе постоянных преобразований, которые затрагивали все его основные компоненты - содержание, методики, систему организации и др. Каждая из основных сфер социального пространства - экономика, политика, право и т. д. - в большей или меньшей степени очевидности оказывают воздействие на образовательные процессы системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев.

Ключевые слова: социокультурная среда системы непрерывного образования, целеориентированная стратегия системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев, социально-экономическая политика Российского образования.

Непрерывное образование во все времена занимало одну из центральных позиций в образовании и жизни общества. Как результат и процесс усвоения систематизированных знаний, умений и навыков оно обеспечивает передачу от поколения к поколению знаний и всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно-исторического познания, отраженного в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также ов-

ладение различными навыками и умениями на протяжении всей жизни. Непрерывное образование - это не только необходимое условие подготовки к профессиональной деятельности, но и важнейшее средство приобщения человека к культуре, овладения ею; непрерывное образование - это фундамент развития культуры, важнейший механизм трансляции культурных ценностей в обществе. В современную эпоху нового века и нового тысячелетия, проблемы непрерывного об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.