Научная статья на тему 'Волонтерская деятельность как историко-педагогический феномен'

Волонтерская деятельность как историко-педагогический феномен Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4709
632
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ИСТОРИЯ ВОЛОНТЕРСТВА / VOLUNTEER ACTIVITIES / VOLUNTEERING / YOUTH POLICY / HISTORY OF VOLUNTEERISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тарасова Н. В.

Рассматривается содержание понятий «волонтерство», «волонтер», история становления и развития волонтерской деятельности как в странах Европы и Америке, так и в России. Раскрывается потенциал волонтерства как эффективного механизма решения актуальных социально-педагогических проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUNTEER ACTIVITY AS A HISTORICAL-PEDAGOGICAL PHENOMENON

The content of the concepts of «volunteering», «volunteer» are examined, as well as the history of the formation and development of volunteer activities both in Europe and America and Russia. The potential of volunteerism as an effective mechanism for addressing the urgent social and educational problems is revealed.

Текст научной работы на тему «Волонтерская деятельность как историко-педагогический феномен»

УДК 3 7.013.42

ББК Ч466.2 ГСНТИ 14.09.35 Код ВАК 13.00.01

Н. В. Тарасова

Курск

ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: волонтерская деятельность; добровольчество; молодежная политика; история волонтерства.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается содержание понятий «волонтерство», «волонтер», история становления и развития волонтерской деятельности как в странах Европы и Америке, так и в России. Раскрывается потенциал волонтерства как эффективного механизма решения актуальных социальнопедагогических проблем.

N. V. Tarasova

Kursk

VOLUNTEER ACTIVITY AS A HISTORICAL-PEDAGOGICAL PHENOMENON

KEY WORDS: volunteer activities; volunteering, youth policy, history of volunteerism.

ABSTRACT. The content of the concepts of «volunteering», «volunteer» are examined, as well as the history of the formation and development of volunteer activities both in Europe and America and Russia. The potential of volunteerism as an effective mechanism for addressing the urgent social and educational problems is revealed.

В настоящее время в обществе происходят кардинальные перемены в социальной, экономической, политической, духовной сферах. В большей степени, конечно же, эти изменения затрагивают формирование и развитие личности молодого поколения, которое является чутким индикатором общественных трансформаций, и определяют в целом потенциал развития общества. Многих ученых, общественных деятелей волнует вопрос о том, будет ли современное поколение выступать тем потенциалом динамичного развития своей страны, стремящимся работать на ее благо, вкладывать свой ум, талант, способности в дело ее процветания. «Современная Россия находится на переходе к становлению нового качества общественной системы, определяемого функционированием и взаимодействием таких подсистем, как правовое государство, рыночная экономика и гражданское общество...» [13. С. 32]. Гражданское общество прежде всего должно базироваться на принципах гуманизма, ценностях толерантности и нравственности. Добровольческая деятельность на благо общества всегда рассматривалась как неотъемлемая составляющая проявления гражданского самосознания личности. Во Всеобщей декларации добровольчества, принятой на XVI Всемирной конференции добровольцев Международной ассоциации добровольческих усилий в Амстердаме в январе 2001 г., объявленного Годом добровольцев, отмечается, что добровольчество — фундамент гражданского общества, оно привносит в жизнь потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости. В Декларации подчеркивается, что добровольчество — способ сохранения и укрепления человече-

ских ценностей, реализации прав и обязанностей граждан, личностного роста через осознание человеческого потенциала [4].

Декларация написана в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. и Международной конвенцией о правах ребенка 1989 г. и исходит из принципа, что «каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию» [5].

Сегодня термин «волонтерство» рассматривается как форма гражданского участия в общественно полезных делах, способ коллективного взаимодействия и представляет собой эффективный механизм решения актуальных социально-педагогических проблем. Опыт иностранных государств показывает, что хорошо организованная работа волонтеров способна быть полезной не только конкретным людям, нуждающимся в помощи, но и всему государству в целом, принося немалые средства в казну страны. Волонтерское движение — неотъемлемая часть общественной жизни в Европе и Америке, в нашей стране оно находится в процессе бурного развития.

Волонтерская деятельность в настоящее время может выступить той действенной формой социализации молодежи, которая обеспечит противопоставление потребительской психологии и соответствующим ей моделям поведения. Для разработки траектории построения и развития дальнейшей государственной молодежной политики следует обратиться к изучению опыта, связанного с организацией и функционированием добровольческой деятельности.

В своем развитии термины «волонтер» и «волонтерство» проходили определенные

стадии развития и понимания. Так, М. Фас-мер в «Этимологическом словаре русского языка» отмечает, что слово «волонтер» произошло от французского volontaire, которое, в свою очередь, произошло от латинского voluntarius; прочие формы, вероятно, из англ. volunteer, и рассматривает волонтера как солдата-добровольца. Старинными формами термина «волонтер», отмечает Фасмер, являются такие, как волентир (Шафиров), волунтер (Петр I) [20. С. 31].

В «Полном словаре иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке» М. Попова волонтер — «идущий по охоте на военную службу, добровольно вызывающийся в дело против неприятеля» [15. С. 49].

В «Объяснении 25 000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык со значением их корней» волонтер «от французского volontaire, от латинского voluntarius, добровольный, служащий в военной службе без жалованья» [14. С. 33].

В «Словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка», волонтер «от французского volontaire, от латинского voluntarius — добровольный. Доброволец, лицо, поступившее в военную службу добровольно и служащее без жалованья; вообще вольнослужащий, доброволец» [21. С. 35].

В «Иллюстрированном толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля волонтер — «повольщина, доброволец, вольнослужащий; причисленный на своем иждивении и по своей воле, в военное время, к войску, но не вступивший в службу» [7. С. 101].

В словаре Т. Ф. Ефремовой волонтер — «1. Тот, кто поступил на военную службу по собственному желанию, доброволец; 2. пе-рен. Тот, кто добровольно принимает участие в каком-л. деле» [8. С. 107].

В «Энциклопедическом словаре» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона термин «волонтер» определяется как лицо, «добровольно поступающее на военную службу охотником или вольноопределяющимся» [22. С. 83].

Таким образом, изначально термины «волонтер» и «волонтерство» рассматривались исключительно в военном контексте. В дальнейшем произошли перемены в рассмотрении данных понятий. В «Толковом словаре современного русского языка...» волонтер — это тот, «кто добровольно участвует в каком-либо деле (обычно новом, трудном, опасном для жизни)» [19. С. 151].

В «Большом юридическом словаре» термин «волонтер» является синонимом слова доброволец. Добровольцы, в свою очередь, это — «1) в международном праве

лица, добровольно вступающие в действующую армию одной из воюющих стран. <...>; 2) по определению ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” от 7 июля 1995 г. “граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации”» [3. С. 535].

В «Социологическом энциклопедическом англо-русском словаре» С. А. Кравченко при переводе слово «волонтер» трактуется как «1) доброволец; волонтер; человек, добровольно согласившийся стать испытуемым; 2) человек, безвозмездно выполняющий работу» [11. С. 26].

В «Русском синонимическом словаре» К. С. Горбачевича «волонтер — доброволец, охотник, любитель». Доброволец, в свою очередь, «человек, добровольно вступивший в действующую армию; тот, кто добровольно взял на себя какую-нибудь работу» [6. С. 29].

В «Словаре русских синонимов и сходных по смыслу выражений» Н. Абрамова волонтер — это любитель [1. С. 56].

В «Большом толковом словаре официальных терминов.» добровольческая деятельность (волонтерство) — это «добровольная, безвозмездная, социально значимая деятельность физических лиц — добровольцев, реализуемая от лица и/или по поручительству негосударственной некоммерческой организации» [2. С. 211].

Волонтерство можно назвать альтруизмом (нравственный принцип, предписывающий сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага) [17] .

Применительно к нашему историкопедагогическому исследованию под волонтерской деятельностью следует понимать добровольную, социально значимую деятельность людей независимо от возраста, расы, пола и вероисповедания в мероприятиях, направленных на решение социальных, культурных, экономических, экологических проблем в обществе, не связанных с извлечением прибыли. Важнейшими пси-холого-педагогическими характеристиками волонтерства являются вовлеченность, сознательность, ответственность. В волонтерской деятельности происходит реализация тех характеристик личности, которые часто остаются нераскрытыми в нашей повседневной жизни.

В США и странах Запада волонтерство успело набрать размах и популярность всемирного масштаба. Волонтерское движение на сегодняшний день воспринимается как

важный элемент развития демократии, посредством которого граждане берут на себя ответственность за сообщество. Волонтерство активно внедряется в систему образования, и создаются различные возможности как для участия молодежи в данном виде деятельности, так и для подготовки педагогических кадров, отвечающих за координацию волонтерского движения.

Волонтерство как социальное явление — это древняя традиция многих цивилизаций и народов, отразившаяся в мысли о том, что в любом обществе есть люди, которые нуждаются в помощи, и люди, которые готовы помочь. В то же время в каждой отдельной стране масштабы добровольческой деятельности, уровень ее развития и поддержки зависят от исторических, социальных, культурных, политических и экономических факторов.

В России волонтерская деятельность в настоящее время активно развивается. Волонтерство, как никакой другой вид человеческой деятельности, соответствует русскому менталитету и русскому национальному характеру: доброму, отзывчивому, сочувствующему.

Нами выделены следующие этапы развития волонтерского движения в России.

1 этап (до 988 г.) — благотворительность в Древней Руси.

Благотворительность носила простейший характер родственной или соседской взаимовыручки и заключалась главным образом в кормлении, одевании и приюте наименее защищенных членов своей общины — стариков, одиноких женщин, детей.

2 этап (988—1551 гг.) — благотворительность с принятием христианства ( «нищелюбие» ).

Народ относился к нищим как к людям, которым присуща определенная святость, с которыми надо делиться своим достоянием.

В. О. Ключевский пишет: «Человеколюбие у наших предков было то же, что нищелюбие, и любить ближнего значило прежде всего — накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице.». «Древняя Русь, — продолжает он, — понимала и ценила только личную, непосредственную благотворительность, милостыню, подаваемую из рук в руки, притом “отай”, тайком не только от стороннего глаза, но и от собственной “шуйцы”» [10. С. 208]. «В рай входят святой милостыней», «Нищий богатым питается, а богатый нищего молитвою спасается» — так говорили в старину.

При княжении Владимира Святославича, именуемого в народе Крестителем, как пишут летописи, было велено всякому нищему и убогому приходить на княжий двор,

«брать кушанье и питье, и деньги из казны», а дряхлым и больным посылал телеги, груженные хлебом, мясом, рыбой, «овощем разным», медом в бочках и квасом. При нем были построены первые богадельни, больницы и странноприимные дома. В 996 г. он издает устав, по которому поручает призрение надзору патриарха и подчиненных ему церковных структур. На содержание монастырей, церквей и организуемых при них благотворительных учреждений этот же устав определяет «десятину», десятую часть княжеских доходов. Традицию благотворительности продолжили последующие русские князья — Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Александр Невский.

В годы монгольского нашествия благотворительные функции берет на себя русская православная церковь, так как в первый период своего господства на Руси татарские ханы уважительно относились к духовенству и освобождали церковь и монастыри от поборов. Церковь внушала людям мысль о том, что помогать нуждающимся — дело богоугодное, подавала пример такого отношения во времена стихийных бедствий, войн, голода. При монастырях возникают богадельни, бесплатные больницы и детские приюты. Однако благотворительность в форме подаяния милостыни способствовала развитию нищенского промысла и бродяжничества.

3 этап (1551—1649 гг.) — сотрудничество светских и церковных властей в благотворительной деятельности.

На Стоглавом соборе, который состоялся в 1551 г., царь Иван Васильевич Грозный издал указ, по которому в каждом городе должны быть построены богадельни для мужчин и женщин и больницы. Собор, отметивший чрезмерный рост нищенства и тунеядства, высказался за упорядоченность помощи нуждающимся, т. е. за организованное призрение. Средства на эти цели должны поступать от частных лиц, а контроль за их расходованием отдавался в руки духовенства и целовальников (так назывались тогда должностные лица) . В России начался переход к системе общественного призрения с дифференцированным подходом к разным группам населения, нуждающегося в помощи. Ведомство благотворительных учреждений взяло под свою опеку все воспитательные дома, а также почти все образовательные учреждения для детей [9].

4 этап (1649—1750 гг.) — борьба с нищенством за счет развития государственной благотворительности.

В царствование Алексея Михайловича, в 1649 г., было принято «Соборное уложение», где в свод гражданских законов («Кормчую книгу») вошли статьи об обще-

ственном призрении. Создаются специальные приказы, занимающиеся призрением бедных, начинает функционировать приказ, касающийся строительства богаделен.

В 1682 г. царь Федор Алексеевич строго предписывает собрать в Москве всех нищих, выделить из них действительно нетрудоспособных и поместить в богадельни и госпитали или «раздать» по монастырям, а «здоровым лентяям дать работу».

При Петре I происходит перестройка всех областей жизни общества. Искоренение нищенства началось с публикации указа от 30 ноября 1691 г. «О забирании нищих, притворяющихся увечными, и о наказании их». «Ленивых прошаков», лукавцев велено было бить батогами и кнутом, водворять к месту жительства, а вновь возвращавшихся к нищенскому промыслу ссылать в дальние сибирские города на каторжные работы. «Вразумляющее принуждение» к труду выглядело как насильственное определение здоровых нищих мужчин для работы в «смирительные дома», а женщин — в «шпингаузы», т. е. в прядильные дома.

Появляется государственная политика защиты детей и сирот. В 1710 г. митрополит Иов открыл при Знаменской церкви богадельню на 40 мест и два странноприимных дома, в которых убогие и нищие находили не только ночлег и пищу, но и получали элементарную медицинскую помощь.

31 января 1712 г. был обнародован указ «Об учреждении во всех губерниях госпиталей», в котором, в частности, писалось: «По всем губерниям учинить госпитали для самых увечных, таких, которые ни чем работать не могут, ни стеречь также, и зело престарелых; также прокормление младенцам, которые не от законных жен рождены. по примеру новгородского архиерея» [18.

С. 147—158]. Основным источником финансирования всех этих учреждений при Петре были частные пожертвования: царь для примера сам отдавал на эти цели до трети своего жалованья. Петр пытается возложить заботу о нуждающихся на государственные светские структуры: в городах — на губернские и городские магистраты, в деревнях — на помещиков, в свободных землях — на старост или сотских.

Большой вклад в развитие системы государственной благотворительности в России внесла Екатерина II. Законодательный акт «Учреждения для управления губерний Российской империи», принятый 7 ноября 1775 г., направлен на создание в каждой губернии приказов общественного призрения — системы государственной помощи, осуществлявшей всю социальную политику в стране. Приказы открывали и брали под контроль народные школы, заведения для умали-

шенных и неизлечимых больных, госпитали, больницы, богадельни, сиротские и смирительные дома. Для учреждений, подконтрольных приказам, была разработана своя система источников финансирования: они получали как государственные средства, так и деньги от благотворителей.

Продолжая борьбу с профессиональным нищенством и бродяжничеством, Екатерина II законодательными актами несколько уменьшила суровость репрессивных мер, применявшихся в петровское время. К нищим стали относиться более гуманно и дифференцированно, на них начинают смотреть не только как на злостных ленивцев, но и как на несчастных жертв неблагоприятных условий существования. Вместо телесных наказаний вводится система принудительного труда и трудового призрения нищих. В 1775 г. появились первые работные дома, находящиеся в ведении полиции, для праздношатающихся или занимающихся нищенским промыслом. Для исцеления же порочных людей открываются смирительные дома с тяжким полутю-ремным режимом. Помещаемые в них «буйные ленивцы» и лица «непотребного и невоздержанного жития» были постоянно заняты работой, кроме времени на сон и еду. Ленивых предписывалось принуждать, а непослушных наказывать розгами (не более трех ударов за один проступок) или сажать на хлеб и воду на три дня либо в тюрьму на неделю.

Возникает сеть воспитательных домов для детей-сирот и незаконнорожденных («зазорных») младенцев. Первый такой воспитательный дом с госпиталем для бедных рожениц был открыт в 1764 г. в Москве как государственное учреждение. Строили этот дом на частные пожертвования (сама Екатерина II выделила из своих средств 100 тысяч рублей и обязалась ежегодно жертвовать еще по 50, а цесаревич Павел — по 20 тысяч). Через шесть лет такой же дом открыли и в Петербурге. В воспитательные дома принимали подкидышей, детей, рожденных вне брака, а также «законных детей, оставляемых родителями по бедности». Здесь дети росли и получали элементарное общее образование, а с 14—15-ти лет воспитанников отдавали в обучение ремеслам в мастерские, организованные при самом доме, или же городским ремесленникам.

Появились в екатерининскую эпоху и так называемые сиротские дома, т. е. учебные заведения для детей неимущих родителей — купцов, чиновников, канцелярских служащих, мещан и цеховых, — которые «по бедности своей не имели средств устроить детей в какие-либо училища». Появляются первые всесословные больницы для

бедных: Павловская (1764) и Екатерининская с богадельней при ней (1776) . В учреждениях, подчиненных приказам общественного призрения, нуждающихся лечили, как правило, бесплатно. В 1779 г. в Петербурге, в 1785 г. в Москве, а в 1786 г. в Новгороде открылись дома для душевнобольных. С целью предупреждения появления новых нищих среди бедного населения по распоряжению Екатерины открываются кредиты и ссудные кассы для испытывающих нужду, а также ремесленные и другие школы, где выходцы из разорившихся семей могли бы получить достойную профессию, чтобы потом самостоятельно зарабатывать на жизнь.

Было организовано «Открытое общественное призрение», занимавшееся пенсиями, пособиями, кормовыми деньгами, обеспечением профессией и пр. Оно действовало «вне закрытых благотворительных заведений», т. е. гошпиталей, богаделен, инвалидных домов и т. д. Императрица также возлагала на сельские и городские общины и приходы обязанность «прокармливать своих бедных, не допуская их до нищеты». Возникла система регулярных благотворительных взносов, направленных на строительство благотворительных учреждений, на организацию общественных и частных мест для помощи нуждающимся.

5 этап (1750—1917 гг.) — благотворительность — форма социального служения, принципы и формы которой определяются Церковью и членами императорской семьи.

Создаются сиротские дома при храмах. Ведомство благотворительных учреждений взяло под свою опеку все воспитательные дома, а также почти все образовательные учреждения для детей. 16 мая 1802 г. император Александр I учредил «Благодетельное общество», которое, согласно своему уставу, должно было «не только раздавать милостыню, но доставлять бедным и другие вспоможения и особенно стараться выводить из состояния нищеты тех, кои трудами своими и промышленностью себя пропитывать могут» [16]. В августе 1814 г. общество было преобразовано в «Императорское человеколюбивое общество», просуществовавшее более 100 лет. Из юбилейного издания, посвященного 100-летию Общества (1902): «Высочайший Его Императорского Величества Государя Императора Александра Павловича рескрипт, данный в 16-й день мая 1802 года на имя Камергера Ви-товтова. Обыкновенное подаяние нищим, умножая только число оных, не упокоит старца, отягощенного летами, не возвратит здоровья юноше, увядающему на заре дней своих, не избавит от смерти или порока младенца, долженствующего быть подпо-

рою отечества. Нередко также наглый тунеядец похищает от руки благодетельной то, что назначено было отцу семейства, томящемуся на одре смерти и отчаяния. Из сего следует, что расстроенным быть наружным и весьма часто обманчивым видом нищеты и убожества не есть еще благодеяние. Надлежит искать несчастных в самом жилище их — в сей обители плача и страдания. Ласковым обращением, спасательными советами, словом, всеми нравственными и физическими способами стараться облегчить судьбу их; вот в чем состоит истинное благодеяние!» [16]. Его филиалы были открыты в большинстве крупных городов России. Активно функционирует гражданское добровольческое движение сестер милосердия. В 1909 г. в России зародилось скаутское движение (первым скаутом был цесаревич Алексей) , которое привлекало к волонтерской деятельности молодежь.

6 этап (1917—1990 гг.) — развитие идей добровольчества в советский период.

Все годы советской власти благотворительности как явления в своем первостепенном значении не существовало. В «Большой советской энциклопедии» благотворительность характеризовалась как «помощь, лицемерно оказываемая представителями господствующих классов». Однако следует отметить, что образ комсомоль-ца-добровольца присутствует во всех значимых событиях советского периода истории России; внутри советских общественных организаций для молодого человека открываются возможности для общественно полезной, социально значимой, добровольческой деятельности.

7 этап (1990 г. — настоящее время) — добровольческая деятельность как форма социальной взаимопомощи признается государством, совершенствуется политика самого государства.

Эпоха 90-х гг., когда под вывеской благотворительности подчас творились неблаговидные дела, негативно сказалась на восприятии обществом самой идеи благотворительности. Но и тогда было сделано много хорошего. С середины 90-х гг. появились российские благотворительные структуры, специализирующиеся в разных сферах: поддержка научных, учебных программ, помощь детским домам, больницам, предоставление средств на дорогостоящее лечение. Это, например, благотворительные фонды Владимира Потанина, Олега Дерипаски, Дмитрия Зимина и др. Сейчас происходит объединение различных фондов, способных оказывать более масштабную помощь. Это одна из общемировых тенденций последних 10—15 лет [12. С. 4—10]. Создаются различные фонды и благотворитель-

ные организации: Фонд культуры, Детский фонд, Фонд милосердия и здоровья. Происходит появление общественных молодежных и подростковых объединений различной направленности. Принят федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Обобщая полученный опыт благотворительной деятельности в России, отметим, что в Российской империи всегда существовали традиции поддержки образования, науки, искусства, связанные с религиозными тенденциями, с особенностями российского менталитета. Возрождение благотворительных традиций России наметилось в конце прошлого столетия. Последние исторические события показывают, что идет активное возрождение волонтерской деятельности.

Основными психолого-педагогически-ми характеристиками, присущими волонтерству, являются:

- отношение к вознаграждению (главный критерий волонтерства — отсутствие материального вознаграждения);

- добрая воля (волонтерская деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны);

- приносимая польза (стремление внести свой вклад в реализацию социально значимых проектов);

- организационная структура (волонтерство может быть организованным или неорганизованным, осуществляться индивидуально или в группе, в общественных или частных организациях);

- степень участия (волонтерская деятельность может осуществляться с различной степенью участия — от полного вовлечения до эпизодического).

Мы выделяем несколько видов волонтерской деятельности:

- взаимопомощь с целью оказания поддержки другим членам своей же социальной группы;

- благотворительность, или служба на благо других;

- участие и самоуправление; роль отдельных лиц в процессе управления — от представительства в совещательных органах правительства до участия в местных проектах развития;

- просвещение или пропаганда каких-либо вопросов, касающихся определенных групп общества.

Кроме волонтерства, существуют и другие формы социальной активности людей, такие, например, как:

- миссионерство — одна из форм деятельности религиозных и просветительских организаций, имеющая целью обращение неверующих или представи-

телей иных религий (миссионеры так же, как и волонтеры, работают бесплатно, но их цель — не материальная, а духовная помощь людям);

- донорство — добровольное предоставление части крови, а также других тканей или органов для лечебных целей;

- благотворительность — оказание безвозмездной помощи тем, кто в этом нуждается (может иметь коллективные формы — фонды, организации — и быть в виде индивидуальных пожертвований; основной чертой благотворительности является свободный и непринужденный выбор формы, времени и места, а также содержания помощи);

- альтруизм — бескорыстная направленность поведения и деятельность человека, ставящая интересы другого человека или общее благо выше личных интересов. Как правило, используется для обозначения способности приносить свою выгоду в жертву ради общего блага;

- меценатство — покровительство искусству, наукам, собирание больших библиотек, коллекций, создание художественных галерей, театров и т. д., т. е. всего того, что входит в широкое понятие культуры (в отличие от волонтерства помощь меценатов и благотворителей заключается не в предоставлении своих услуг и труда, а в оказании материальной поддержки).

Волонтерская деятельность с педагогической точки зрения обладает значительным психолого-педагогическим потенциалом, который прежде всего проявляется в реализации воспитательной, образовательной и развивающей функций.

Волонтерство связано с самообразованием молодежи, возможностью получения ранней профессиональной ориентации, способом самоопределения, утверждения себя как личности, возможностью проверки и развития способностей и деловых качеств, процессом накопления жизненного и делового опыта.

Волонтерская деятельность влияет на нравственное становление молодежи, обеспечивает реализацию потребности в социально активном поведении и оказании помощи другому человеку, способствует познавательному и эмоциональному развитию, совершенствует такие стороны личности, как отзывчивость, сочувствие и сопереживание. Волонтерство формирует готовность к самостоятельному принятию решений, развивает лидерские качества и созидательную активность молодежи, восприимчивость к проблемам другого человека и общества в целом, предоставляет воз-

можность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал, является способом сохранения и укрепления человеческих ценностей, реализации прав и обязанностей граждан, личностного роста через осознание человеческого потенциала.

Этот вид деятельности не только обладает обширным воспитательным потенциалом, развивая в учащихся такие социально важные качества, как инициативность, ответственность, дисциплинированность, активность, неравнодушие, отзывчивость и эмпатия, но и служит социализации личности. Волонтерство помогает развивать социальные компетенции личности, активизирует личностный рост, межличностное общение и взаимодействие, самоопределение его участников. Кроме того, нельзя забывать, что именно волонтерство способствует интеграции молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь самого общества.

Волонтерская деятельность создает условия для реализации потребности и готов-

ности молодежи добровольно участвовать в решении социальных проблем общества, быть активными субъектами процессов социального развития; способствует повышению социальной активности и инициативы молодежи, расширению возможностей полноценного участия граждан в общественной жизни страны, формированию новых перспективных форм занятости; укреплению демократических и духовнонравственных ценностей в обществе.

В настоящее время ширится понимание того, например, что добровольчество является ключевым фактором, который объединяет различные социальные группы в большинстве обществ, способствует развитию толерантности.

Другими словами, волонтерство, по нашему мнению, следует рассматривать как ключевой элемент системы, направленной на формирование гражданской социальной ответственности и активности у молодежи, как один из действенных способов развития самого гражданского общества.

з.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

l2.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21. 22.

ЛИТЕРАТУРА

АБРАМОВ Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. 7-е изд., стереотип. М. : Русские словари, l999.

БОЛЬШОЙ толковый словарь официальных терминов: более 8 ООО терминов / сост. Ю. И. Федин-ский. М. : Астрель : АСТ : Транзиткнига, 2ОО4.

БОЛЬШОЙ юридический словарь / под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. М. : ИН-ФРА, l999.

ВСЕОБЩАЯ декларация добровольчества. URL: http://www.social.jaba.m/facture/declaration/ (дата обращения О9.О1.2О12).

ВСЕОБЩАЯ декларация прав человека. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/

declarations/declhr.shtml (дата обращения 12.О1.2О12).

ГОРБАЧЕВИЧ К. С. Русский синонимический словарь. СПб., 199б.

ДАЛЬ В. И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка. М. : Белый город, 2ООб. ЕФРЕМОВА Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный : в 2 т. М. : Русский язык, 2ООО.

ИСТОРИЯ меценатства в России. URL: http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./ll204/75077/4l9267/ 44з8О5/44з855 (дата обращения 1з.О1.2О12).

КЛЮЧЕВСКИЙ В. О. История государства Российского. М., l994.

КРАВЧЕНКО С. А. Социологический энциклопедический аигло-русский словарь. Более 15 ООО словарных статей. М. : РУССО, 2ОО2.

КРЫЛОВ А., БАРКОВЕЦ О. Благотворительность ие игра, а серьезиая работа.» / / Российская благотворительность в зеркале СМИ. 2ООб. № 5.

КУДРИНСКАЯ Л. А. Добровольческий труд : опыт теоретической реконструкции. М. : Изд-во Московского ун-та, 2ООб.

МИХЕЛЬСОН А. Д. Объяснение 25 ООО иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, со значением их корней. М., 18б5.

ПОПОВ М. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. [Б. м.], 19О7. Проф. Вальтер Манус о традициях российского движения милосердия. URL: http:

//husisapail.narod.ru/vmanus2.htm (дата обращения 1б.О1.2О12).

СЛОВАРЬ «Кругосвет», диск. 2ОО4 .

СОКОЛОВ А. Р. Российская благотворительность в XVIII—XIX вв. (к вопросу о периодизации и понятийном аппарате) // Отечественная история. 2ООз. №б.

ТОЛКОВЫЙ словарь современного русского языка. Языковые изменения коица XX столетия / ИЛИ РАН ; под ред. Г. Н. Скляревской. М. : Астрель : АСТ, 2ОО1.

ФАСМЕР М. Этимологический словарь русского языка : в 4 т. : пер. с нем. 2-е изд., стереотип. М. : Прогресс, 198б. Т. 2.

ЧУДИНОВ А. Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. [Б. м.], 191О. ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ словарь / издатели Ф. А. Брокгауз (Лейпциг), И. А. Ефрон. СПб., 1892. Т. із.

l.

2

4

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. С. И. Беленцов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.