педагогические науки
Горбушова Светлана Михайловна К ВОПРОСУ О ГЕНЕЗИСЕ ВОЛОНТЕРСКОГО ...
УДК 37.01:17.022.1
К ВОПРОСУ О ГЕНЕЗИСЕ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ
© 2016
Горбушова Светлана Михайловна, аспирант
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина (620000, Россия, Екатеринбург, пр. Ленина, дом 51, e-mail: [email protected])
Аннотация. Цель данной статьи - исследовать ценностно-смысловые основы в генезисе волонтерского движения. Предложена авторская концепция периодизации волонтерства в России. Волонтерская деятельность способствует пониманию системы ценностей современного студента, выступает в качестве общественно-полезной формы активности. С национальными и культурными особенностями связано своеобразие волонтерства в нашей стране. Виды и формы волонтерской деятельности исторически изменялись. Они отражаются в феномене добровольной помощи и направлены на тех, кто в ней нуждается. Это целостно представлено как социально и личностно ценностная деятельность. Оно произошло от латинского voluntarius - добровольно и получило широкое международное распространение. Мы используем оба понятия (волонтер и доброволец) как синонимичные. Волонтерскую деятельность мы рассматриваем как добровольную помощь, осуществляемую на благо незащищенных слоев населения без расчета на вознаграждение. При этом исследуем ценностно-смысловые основы самоактуализации личности современных студентов. В настоящее время педагогика ориентирована на гуманизм и разрабатывает идеи полноценного развития личности обучающегося. Сюда же включается развитие ценностных ориентаций, которые осмысляются в нравственных ценностях.
Ключевые слова: волонтерское движение, волонтерская деятельность, личность студента, генезис волонтерского движения, ценностно-смысловые основы в волонтерском движении, волонтер, доброволец, самоактуализация.
THE QUESTION OF THE GENESIS OF THE VOLUNTEER MOVEMENT IN RUSSIA
© 2016
Gorbushova Svetlana Mikhailovna, post-graduate student
Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (620000, Russia, Ekaterinburg, Lenina str., 51, e-mail: [email protected])
Abstract. The purpose of this article is to explore value-semantic foundations in Genesis of the volunteer movement. The author's concept of periodization of volunteering in Russia. Volunteer work contributes to the understanding of the system of values of modern students, acts as a socially useful forms of activity. With national and cultural characteristics associated with the uniqueness of volunteerism in our country. The types and forms of volunteer activities have historically changed. They are reflected in the phenomenon of voluntary assistance and is aimed at those who need it. It is holistically presented as a socially and personally valuable activities. It comes from the Latin voluntarius - voluntary and received wide international distribution. We use both concepts (the volunteer and the volunteer) as synonymous. Volunteer activities we consider as voluntary assistance, undertaken for the benefit of vulnerable people without expectation of reward. While exploring value-semantic basis of self-actualization of the personality of modern students. Currently, the pedagogy is more oriented on humanism and develops the idea of full development of student's personality. This also includes the development of value orientations, which are understood in moral values.
Keywords: volunteerism, volunteer activities, personality of the students, the Genesis of the volunteer movement, axi-ological basics in volunteer, volunteer, volunteer, self-actualization.
Волонтерская деятельность как общественно-полезная форма активности способствует пониманию системы ценностей современного студента. Своеобразие волонтерства в нашей стране связано с национальными и культурными особенностями. Исторически количественные и качественные изменения видов и форм волонтерской социально и личностно ценностной деятельности целостно отражаются в феномене добровольной помощи тем, кто в ней нуждается.
В российском законодательстве различаются понятия «волонтер» и «доброволец». В настоящее время правовой статус волонтера определен в Федеральном законе от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», где используется термин «добровольцы» («физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности)» [1]. Однако в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» употребляется понятие «волонтеры», которое определяется следующим образом: «граждане Российской Федерации и иностранные граждане, участвующие на основании гражданско-правовых договоров в организации и (или) проведении физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий без предоставления указанным гражданам денежного вознаграждения за осуществляемую ими деятельность» [1]. Этот же термин используется в Федеральном законе от 1 декабря 2007 г. №2 310-Ф3 «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении из-
менений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1]. Понятие «волонтер» (от лат. voluntarius - добровольно) получило широкое международное распространение, и мы используем оба понятия как синонимичные, волонтерскую деятельность как добровольную помощь, осуществляемую на благо незащищенных слоев населения без расчета на вознаграждение. При этом исследуем ценностно-смысловые основы самоактуализации личности современных студентов.
В настоящее время педагогика ориентирована на гуманизм и разрабатывает идеи полноценного развития личности обучающегося. Цели и методы, соответствующие ей, определяют технологию взаимодействия индивидуальностей. Сюда же включается развитие ценностных ориентаций, которые осмысляются в нравственных ценностях, к которым относятся добро, свобода, смысл жизни, красота, истина, справедливость и ответственность. Что касается понятия «ценность», то в разные периоды его смысл был разным.
Что касается исследования генезиса волонтерского движения в нашей стране, то, как историко-педагогиче-ский феномен, он исследован Н. В. Тарасовой (2012 г.), выделившей семь его этапов в России, в основу которых положены значимые исторические события [2].
Проведенный нами анализ названных Н. В. Тарасовой этапов волонтерства позволяет говорить о таких критериях, как активность населения и нарастание поддержки этой деятельности; движение, представленное в традициях народов; зависимость деятельности от исторических, социальных, культурных, политических и экономических факторов; соответствие этого вида деятельности русскому менталитету и русскому национальному
Горбушова Светлана Михайловна педагогические
К ВОПРОСУ О ГЕНЕЗИСЕ ВОЛОНТЕРСКОГО ... науки
характеру (доброму, отзывчивому, сочувствующему).
Социологическое исследование В. М. Певной оценивает волонтерское движение в России как специфический социокультурный контекст, формирующий традиции российского добровольчества. Автором, вслед за Л. А. Кудринской (2006 г.), выделено четыре основных этапа. Заметим, что названный автор в периодизации генезиса добровольчества придерживается начала периодичности, предложенной Л. А. Кудринской, - с момента возникновения добровольческого труда - XIX в. [3]. В качестве критериев выделения основных этапов нам представляется значимыми особенности включенности волонтерства в общественную жизнь населения в контексте изменений социальной системы, экономического и политического развития российского общества в разные исторические периоды.
И тем не менее, на наш взгляд, представленные периодизации, отражающие в большей мере исторические события государственного или общественного уровня, не актуализируют вопросы ценностей и смыслов участия в волонтерском движении.
Отличие нашего подхода состоит в выявлении ценностно-смысловых основ в волонтерском движении. Проблема ценностей неоднозначно понимается в науке и практике, отражает давние традиции в философии. Понятие «ценность» введено Г. Лотце [4]. Поскольку каждое поколение привносит свои приоритеты в понимание ценностей, постольку это значимо для развития личности, является смысложизненным. В нашем исследовании мы их связываем с удовлетворением потребности социального субъекта, интегрируемого в социальную систему через освоение культуры. Приобщение к ценностям происходит при приобретении жизненного опыта, связанного с развитием логико-рационального мышления и переживаниями личности. Участие студентов в волонтерском движении мы связываем с процессом самоактуализации студентов. Она может протекать спонтанно, но в случае реализации благоприятных условий есть возможность стимулирования, поддержки и сопровождения для развития рефлексии в ценностно-смысловом оценивании себя как бескорыстного участника движения. Поэтому идея самоактуализации личности студентов в волонтерском движении на современном этапе существенно отличается от предшествующих этапов. Это отличие отражается в сущности и структуре ценностно-смысловой сферы личности участников. Согласно Д. А. Леонтьеву, российской культуре и сознанию человека в ней всегда был характерен «поиск смысла», который является «главной ценностной ориентацией» [5]. Понятие смысла, находясь во взаимосвязи и «на пересечении деятельности, сознания и личности» [5], соотносится с субъективно-объективной и интерсубъективной реальностью.
Для понимания особенностей ценностно-смысловых основ участия современных студентов в волонтерском движении необходимо провести сравнительный анализ различных этапов генезиса волонтерского движения, которым характерны различные ценности и смыслы участия.
Нами выделено пять этапов развития волонтерства в России. Критериями нашего анализа являются количественные и качественные изменения, которые свидетельствуют об особенностях каждого этапа. Эти изменения определяют критерии нашего исследования. К количественным изменениям мы относим: частоту применения смысловых понятий, значимых для каждого исторического этапа в аспекте развития ценностного отношения субъекта к другому; частоту встречаемости исторических фактов частных и общественных актов милосердия и сострадания; преобладание традиционной практической формы помощи; частоту изменений на уровне закона; масштаб развития разного рода благотворительных учреждений и форм помощи (развитие общественного призрения, развитие волонтерского дви-102
жения).
К качественным изменениям каждого этапа мы относим преобладающие ценности и смыслы участия в добровольчестве нашей страны, в том числе в волонтерском движении.
Исторические количественные и качественные изменения целостно отражаются в добровольчестве России, в том числе волонтерского движения, в каждом из его этапов охарактеризуем их подробно.
I этап - имплицитный (VI в. - до принятия христианства в X в.). Это период помощи и взаимопомощи внутриродового характера, передавалась из поколения в поколение и носила характер «коллективного бессознательного» (Г. Юнг). Например, обряд кормления нищих во время погребения [6]. Помощь в хозяйстве носила простейший характер - родственная или соседская взаимовыручка, которая заключалась в кормлении, одевании и приюте неимущих членов своей общины - детей, стариков и одиноких женщин [7, 8]. Несмотря на то, что добровольчества и волонтерского движения в образовании («народной педагогике» [9]) не было, так зарождается социальный институт сиротства, закладывается смысл ценности как благое для общества. Этот опыт способствовал сохранению и развитию для дальнейшего поколения ценностного поведения детей и взрослых, эмоционального осмысления помощи другому.
II этап - эксплицитный (X в. - 1796 г.). В этот период помощь осознавалась через понятие «благотворительность». Некоторые считают его периодом, когда «слагалась национальная идеология» [10].
Христианские идеи закрепились в аксиологических мотивах, отразившихся и сохранившихся в пословицах: «в рай входят святой милостыней»; «нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается». Церковь как институт социального воспитания поощряла добровольческий труд ориентировала на духовно-нравственные ценности, в числе которых сострадание, доброта как нравственные качества, направленные на благо другого, и служение ближнему, например, монахи. Отсюда и соответствующий знаниевый аспект в соответствующих учреждениях. В образовании (педагогические идеи в русле «философских», «религиозно-философских произведений» [9]) осознавались идеи православия, которые были представлены в традиционной воспитательно-образовательной парадигме (Повесть временных лет, Поучение Владимира Мономаха, Домострой) [11]. П. Ф. Каптерев отмечал, что в этот период педагогическое народное самосознание [12] было не намерено получать всеобщее образование.
Часть религиозных основ понимаются нами как проявление альтруистического поведения. Так, В. С. Соловьев понимает его как поведение, направленное на достижение общей пользы в практической деятельности - стать полезным и счастливым самому и другим, то есть в нравственном значении [13]. Люди жили в соответствии с ними и совершали добрые дела, сознательно или бессознательно заботясь о других. С точки зрения ценностно-смыслового подхода, это ценности альтруизма, любви к себе и другим.
III этап - рефлексивный (1796 г. - начало XX в.). В образовании, в частности, в педагогических взглядах и теориях «в рамках философско-педагогических учений» [9] появляются проблемы смысла существования человека и в этой связи смысл бытия в целом, его ценностных аспектов (Н. А. Бердяев, М. С. Каган). В этой сфере в этот период возрастает роль государства, что дало ориентированность на заимствование западного обучения [14], в частности, демократических идей в педагогике. О связи нравственности и свободы также писал философ Н. А. Бердяев. Согласно В. П. Зинченко, смысл объединяет определенные действия в деятельность, которая имеет внешний и внутренний план выражения. Для педагогического исследования особый интерес представляет внутренний план выражения, проявляющийся в
педагогические науки
Горбушова Светлана Михайловна К ВОПРОСУ О ГЕНЕЗИСЕ ВОЛОНТЕРСКОГО ...
духовной сфере. Это связано с тем, что добровольная помощь другим, сострадание к другим являются проявлением нравственной стороной жизни, связанной со свободой выбора.
В этот период своеобразный путь развития добровольчества - создание Петром I системы государственного призрения [15], что проявилось в жизни церкви и, как следствие, в масштабном развитии разного рода благотворительных учреждений и форм помощи. С изданием в 1864 г. земского положения были закрыты приказы общественного призрения и вместо них открыты земские учреждения [16]. Развитие общественного призрения - благотворительных обществ и союзов - происходило особенно активно при императрице Марии Федоровне, жене Павла I. К 1902 г. в России функционировало 11 040 благотворительных учреждений.
Особенностью этого этапа является существование разных форм помощи. Продолжала быть личная, частная помощь, в большей степени проявляющаяся в сфере земско-приходских устройств и общественного призрения, стала развиваться земско-приходская и государственная помощь. Так осознается направленность на ценности труда, связанные с благом общества и альтруизмом. С позиции ценностно-смыслового подхода, это время, когда был социальный и личностный (например, император Петр I, Екатерина Великая, императрица Мария Федоровна, Александр I) смысл, определяемый также христианским сознанием.
IV этап - идеологический советский (1917 г. - 1990 г.). Преобладание системы социального воспитания, когда наиболее распространенной была идеология труда на благо общества, и его массовое распространение. В этот период помощь осознавалась через понятие «добровольный труд». Образовательно-воспитательная парадигма характеризуется сохранением и передачей молодому поколению культурного наследия и ценностей, способствующих сохранению социального порядка, направленного на государственном уровне на отделение от церкви. В частности, для высшего образования было характерно обучение, переходящее от теоретического знания к практическому, без учета личностного смысла и соблюдение норм на уровне государства. В образовании происходит развитие педагогики «как самостоятельной научной дисциплины» [9]. В связи с этим уместно вспомнить известных педагогов, помогающих детям, -А. С. Макаренко, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий.
Это период, когда благотворительных обществ и общественных организаций стало намного меньше, особенно это относится к церковно-монастырским формам призрения и многим формам социальной поддержки. Безжалостно критиковала и «буржуазная филантропия» [17], которая, по мнению большевиков, маскировала «эксплуататорскую сущность» российского предпринимательства. Состояние общественных и частных благотворительных организаций было в короткие сроки национализировано, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами.
В то же время, несмотря на официальный запрет на благотворительные действия, общество нуждалось в них. Добровольческая помощь осуществлялась посредством коллективного труда на благо общества, например, сбор макулатуры и металлолома, движение школьников-тимуровцев, пионерское движение, помощь пенсионерам, работа на целине. Новым в добровольческом движении в советское время стала идеологическая доминанта и ориентация на подрастающее поколение «общественников» с активной жизненной позицией. Общественное призрение было заменено социальным обеспечением и страхованием. После военных событий на помощь пришли те, кто готов был помочь - женщины-общественницы, колхозы, совхозы, комсомольцы [18].
Коммунистический труд благодаря идеологии В. И. Ленина был без расчета на вознаграждение. Ценность
труда на благо общества приобретает «род обязанности» перед государством [18]. Особенность данного этапа -развитие идеологии, которая стимулировалась на государственном уровне, и массовое участие в добровольном труде. Смысл этой ценности определяется посредством социалистически идеологизированного сознания. С точки зрения ценностно-смыслового подхода, для нас представляются важными ценности личности на благо общества в трудный период для него, альтруистическое поведение.
V этап - институциональный российский (XX в. -по настоящее время). Это период распада Советского Союза и становления волонтерского движения как социального института. В стране, в частности в вузе, появляется гуманистическая модель воспитания [9]. В основе которого - развитие, саморазвитие, самореализация, творчество ученика. В этой связи, Л. С. Выготский переосмысляет развитие через меру помощи другому. Оно проявляются в двух зонах развития - актуального (знания, умения и навыки, которыми человек овладел и может пользоваться самостоятельно) и ближайшего (знания, умения и навыки, которыми ребенок может пользоваться с помощью взрослых). Христианские ценности вновь появляются в сфере образования. Л. Н. Коган указывал на особенность взаимодействия личности с религией в условиях социума. Так появляется понимание о свободе, ограниченной культурой.
С 90-х гг. ХХ в. в российской педагогике актуализируется аксиологическая проблематика. В это же время совершенствуется нормативно-правовая база волонтер-ства. В 1995 г. - закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Всемирная Декларации Добровольчества» (2001 г., Амстердам), государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, которая определяет стратегическую цель в государственной молодежной политике - «создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного социально ориентированного развития страны» [20]. Реализацию государственной политики планируется осуществлять по следующим направлениям: «вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи; формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи; гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи» [20]. Изменения общественной системы, происходящие в настоящее время, сформировали необходимость принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу. Это приводит к постепенному утверждению в общественном сознании новой системы ценностных ориентиров. Молодежь, в том числе студенты, уже не связанные с ценностями предыдущего периода, не в полной мере восприняли и ценности свободного демократического общества, категории мира и жизни человека (В. Франкл). Социальные и личностные смыслы образуются, прежде всего, при развитии этих ценностей и через самоактуализацию человека. В нашем исследовании это участие студента во внеучебной деятельности - волонтерском движении как потенциальной возможности реализоваться в нем.
Особенность современного этапа участия студентов - общественная направленность с привлечением государства. Например, участие в волонтерской деятельности позволяет добавить баллы при поступлении в вуз, что определенным образом влияет на ценностно-смысловые основы участников. Это организованная форма волонтерства. Генезис феномена волонтерского движения дополним данными проведенного тестирования сту-
Горбушова Светлана Михайловна педагогические
К ВОПРОСУ О ГЕНЕЗИСЕ ВОЛОНТЕРСКОГО ... науки
дентов, участвующих в Волонтерском центре УрФУ.
В рамках разработанной нами Программе «Я -Волонтер» (2015 - 2016 гг.) проводилось тестирование на базе материала М. Рокича «Ценностные ориентации». Были выявлены представления о ценностных ориента-циях у студентов волонтерского центра УрФУ. В рамках которого было протестировано 80 студентов (ВШЭМ, ИЕН, ИСПН, ФТИ) в период с ноября 2015 г. по январь 2016 г.
Респондентам предлагалось распределить стимуль-ный материал по мере убывания их личностной значимости - 18 терминальных и 18 инструментальных ценностей. Достоинством этого списка ценностей является наиболее обобщенный, универсальный список ценностей личности, а также его продуктивность в связи с тем, что в основе инструментальных ценностей лежит мотивационно-целевой компонент. Понимание ценностей раскрывает механизм возможностей формирования ценностных ориентаций. Исследование включало в себя опрос студентов в возрасте от 17 до 25 лет (с первого курса по пятый), участвующих в волонтерской деятельности УрФУ в 2013, 2014, 2015 гг.
Характеристики, по которым происходил отбор испытуемых: волонтеры УрФУ, студенты, возраст от 17 до 25 лет (Э. Эриксон). Была применена выборка доступных случаев. Количество исследуемых - 80 студентов-волонтеров. Исследование в рамках диссертации осуществляется с использованием методов интервью, анкетирования, тестирования и эксперимента. Для нас представляют интерес результаты тестирования, проведенного среди студентов-волонтеров первого, второго, третьего, четвертого и пятого курсов.
На основании определения «ценностно-смысловой подход», анализа генезиса проблемы преемственности отечественной традиции и современных добровольческих инициатив в нашей стране, а также теоретико-методологическом исследовании структуры ценностных ориентаций были выделены ценности волонтерского движения по методике М. Рокича. К ним относятся: активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, свобода, счастье других, уверенность в себе, исполнительность, ответственность, самоконтроль, терпимость, эффективность в делах, чуткость. Эти ценности были распределены по шкалам, характеризующим ценности добровольчества, структурированно представленные ценностями активной позиции (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, эффективность в делах и интересная работа), ценностями альтруистической направленности, ценностями принятия других.
Диагностика представлений студентов экспериментальной группы и контрольной о ценностях волонтерского движения выявила, что терминальные и инструментальные ценности отражают наличие у них добровольческой мотивации ценностных ориентаций. При этом разделение на шкалы позволило определить преобладание: активной позиции - активная деятельная жизнь (7,1 %), эффективность в делах (8,4 %) и интересная работа (9,2 %); ценности альтруистической направленности - терпимость (9,6 %); ценности принятия других - широта взглядов (7,6 %).
В целом по группам студентов ценности распределились таким образом: экспериментальная группа - 1) активная деятельная жизнь (7,1), 2) широта взглядов (7,6), 3) терпимость (9,6); контрольная группа - 1) активная деятельная жизнь (8,4), 2) широта взглядов (9,4), 3) терпимость (9,7). Анализ проведенного тестирования показал, что у экспериментальной и контрольной групп ценности находятся практически в равной степени по месту значимости.
Полученные нами результаты исследований подтверждают необходимость и значимость организованной волонтерской деятельности в вузах России, что сделает более сильной российскую государственность и позволит реализовать ценностные представления сту-104
дентов как способ достойной для личности и общества самоактуализации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Информационно-правовой портал «Гарант». -[Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.garant. ru/ (22.01.2014).
2. Тарасова Н.В. Волонтерская деятельность как историко-педагогический феномен // Педагогическое образование в России. 2012. № 4. C. 46-52.
3. Певная М. В. К вопросу о периодизации истории развития волонтерства в России // М. В. Певная // Урал индустриальный. Бакунинские чтения: Индустриальная модернизация Урала в XVIII-XXI вв. XII Всероссийская научная конференция, посвященная 90-летию Заслуженного деятеля науки России, доктора исторических наук, профессора Александра Васильевича Бакунина. Материалы. Екатеринбург, 4-5 декабря 2014 г.: в 2-х т. Екатеринбург: УрФУ, 2014. Т. 1. С. 569-571.
4. Лотце Г. Микрокозмъ : мысли о естественной и бытовой истории человечества. Кн. 4. Человекъ. Кн. 5. Духъ. Кн. 6. Ходъ мира / Лотце Р. Г. М.: Типография Грачева и К°, 1866. 563 с.
5. Леонтьев Д. А. Психология смысла : природа, структура и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. 487 с. С. 4.
6. Благотворительность в России. СПб: Типография Н. Л. Ныркина, б.г. Т. 1. 744 с. С. 96.
7. Лукьянов Л. П. Восточные славяне: разве это мы? Эволюция: VI - X века / Л. П. Лукьянов. М.: Крафт + Москва, 2004. 224 с. С. 44.
8. Ключевский В. О. Добрые люди Древней Руси // Портал «Русское Воскресение». - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.voskres.ru/idea/Klyutschevski. htm
9. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. 2-е изд. М.: Айрис-пресс, 2007. 256 с. С. 16.
10. Зеньковский В. В. История русской философии. Т. 1, ч. 1 / В. В. Зеньковский. Л.: Эго, 1991. 222 с. С. 47.
11. Поучение Владимира Мономаха / Русская литература XI-XVIII вв. / Редкол.: Г. Беленький, П. Николаев, А. Овчаренко и др.; Сост., вступ. Статья, примеч., М.: Художественная литература, 1988. 493 с. С. 52.
12. Каптерев П. Ф. История русской педагогики / П.Ф. Каптерев. - 2-е изд., пересмотр., доп. Петроград: Тип. В. Безобразова и К°, 1915. 768 с. С. 7.
13. Соловьев В.С. Собрание сочинений Владимира Сергеевича Соловьева : в 10-х т. / В.С. Соловьев ; под ред. С.М. Соловьев, Э.Л. Радлов. - 2-е изд. СПб: Книгоиздательское Товарищество "Просвещение", 1911. Т. 2. 1873-1880 гг. 428 с. С. 21.
14. Современные проблемы истории образования и педагогической науки / Под ред. чл.-кор. РАО З. И. Равкина. Т.1. М., 1994. С. 107.
15. Титов В. А. Социальная педагогика : конспект лекций. Приор-издат, 2003. 162 с.
16. Благотворительность в России. СПб: Типография Н. Л. Ныркина, б.г. Т. 1. 744 с. С. 136.
17. Воронин С. В. Теории «филантропии» / С. В. Воронин. М.: Мысль, 1981. 158, [2] с.
18. Благотворительность на Урале. Екатеринбург: СВ-96, 2001. 256 с. С. 138-139.
19. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. 2-е изд. М.: Айрис-пресс, 2007. 256 с. С. 19.
20. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. С. 29.