Научная статья на тему 'Волонтерская деятельность как форма самоорганизации молодежи: проблемы и подходы*'

Волонтерская деятельность как форма самоорганизации молодежи: проблемы и подходы* Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

1411
149
Поделиться
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / VOLUNTEER ACTIVITY / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / SELF-ORGANIZING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Уварова В.И., Федосеева М.А.

В последние годы в России отмечается рост популярности волонтерской деятельности, в которой просматривается потребность совершать гуманистически направленные действия в противовес цинизму и меркантильности как принципам организации социальных взаимодействий. В статье анализируются проблемы и подходы к рассмотрению волонтерской деятельности как формы позитивной самоорганизации молодежи.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Уварова В.И., Федосеева М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

VOLUNTEER ACTIVITY AS FORM OF YOUTH SELF-ORGANIZATION

Last years the growth of popularity of volunteers activity is marked in Russia. The need to make the humane directed actions in a counterbalance to cynicism and commercialism as principles of the organization of social interactions is looked through in it. In the article the problems and approaches to consideration of volunteers activity as to the form of positive self-organizing of youth in modern Russia are analyzed.

Текст научной работы на тему «Волонтерская деятельность как форма самоорганизации молодежи: проблемы и подходы*»

УДК 316.354.4 В.И. УВАРОВА

кандидат философских наук, руководитель НОЦ «Теоретическая и прикладная социология», Госуниверситет-УНПК E-mail :social_centr@mail.ru М.А. ФЕДОСЕЕВА

кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, НОЦ «Теоретическая и прикладная социология», Госуниверситет-УНПК E-mail: fedoseevama@mail.ru

UDС 316.354.4 V.l. UVAROVA

Candidate of Philosophy, Head of SEC "Theoretical and applied sociology", State University- ESPC E-mail: social_centr@mail.ru M.A. FEDOSEEVA

Candidate of Economy, Leading scientific employee of SEC "Theoretical and applied sociology", State University-

ESPC

E-mail: fedoseevama@mail.ru

ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА САМООРГАНИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ:

ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ*

VOLUNTEER ACTIVITY AS FORM OF YOUTH SELF-ORGANIZATION

В последние годы в России отмечается рост популярности волонтерской деятельности, в которой просматривается потребность совершать гуманистически направленные действия в противовес цинизму и меркантильности как принципам организации социальных взаимодействий. В статье анализируются проблемы и подходы к рассмотрению волонтерской деятельности как формы позитивной самоорганизации молодежи.

Ключевые слова: самоорганизация, волонтерская деятельность, молодежь.

Last years the growth ofpopularity of volunteers' activity is marked in Russia. The need to make the humane directed actions in a counterbalance to cynicism and commercialism as principles of the organization of social interactions is looked through in it. In the article the problems and approaches to consideration of volunteers' activity as to the form of positive self-organizing of youth in modern Russia are analyzed.

Keywords: self-organizing, volunteer activity, youth.

Самоорганизация как постоянный процесс внутреннего упорядочивания и совершенствования системы и ее социальных связей присутствует во всех сферах человеческого общества, существует на всех его уровнях, начиная с общества как целого и кончая первичными группами. Самоорганизация служит источником пробуждения инициативы людей, повышения их активности. Участвуя в процессах самоорганизации, индивид достигает определенных целей, главная из которых - самореализация.

Эффективность процесса самоорганизации граждан обусловлена как объективными, так и субъективными факторами. К объективным факторам следует отнести состояние гражданского общества и формирование правового государства, кризис гражданской и национальной идентичности, высокий уровень социальной дифференциации, ценностно-нормативный и идеологический кризис. В ряду субъективных факторов, оказывающих влияние на масштаб и характер самоорганизации, социальное самочувствие и настроение, мотивы и цели деятельности представителей различных социальных групп, социальная (и личностная) значимость предмета, на который направлена деятельность; уровень социаль-

ных ожиданий, ценностные ориентации личности.

Особую актуальность приобретает изучение процессов самоорганизации в современной молодежной среде, поскольку молодежь является наиболее динамичной общественной группой, находящейся в перманентном состоянии самосовершенствования и поиска своего «Я».

Самоорганизацию следует рассматривать как одну из важнейших характеристик молодежного сознания и поведения. В широком значении данного понятия самоорганизация представляет собой процесс упорядочивания внутренних и внешних связей молодежи как особой социально-демографической группы, ее отдельных подструктур и личностей под влиянием изменений молодежной среды и социального окружения. «На процессы самоорганизации в молодежной среде, - отмечает В.М. Литвинович, - существенное влияние оказывают две группы факторов: имманентные особенности молодежи как социальной категории и внешние средовые условия» [6].

К специфическим чертам самоорганизации молодежи в первую очередь стоит отнести высокую интенсивность социальных контактов, обусловленную

* Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Проект № 14-13-57003.

© В.И. Уварова, М.А. Федосеева © V.I. Uvarova, M.A. Fedoseeva

инициативностью и мобильностью молодежи. Кроме того молодежь, как никакая другая социальная категория, активно использует современные информационные технологии, изменившие формат человеческого общения.

При этом изменяются и основания самоорганизации - ценностные ориентации и идеалы молодежи, обеспечивающие единство взглядов и действий индивидов. В результате появляется множество разнообразных молодежных объединений, способных удовлетворить любые интеграционные запросы молодежи.

Сложности трансформирующегося общества значительно повысили уровень средового риска молодежи. Состояние риска и неопределенности порождает индивидуализацию общества, влияющую на процесс самоорганизации. Однако в последние годы процесс «атомизации» [1], характерный для конца ХХ и начала ХХ1 века, начинает постепенно замещаться самоорганизацией молодежи, что свидетельствует о начале качественных изменений в ценностно-смысловых установках молодых людей и российского социума в целом.

Становление гражданского общества, основанного на самодеятельном, инициативном участии людей в общественной жизни и отделении частной жизни от политической, сопряжено с формированием у молодых людей личной ответственности за решение многих проблем социальной жизни.

Самоорганизация выполняет стабилизационно-конструктивную роль в обществе, способствует изменениям в образе жизни, укреплению различных социальных практик гражданского общества. Кроме того она выступает как средство апробации новых социальных технологий.

Самоорганизация населения может осуществляться в различных формах, основными из которых являются: членство в общественных организациях, политических партиях, спортивных секциях и клубах по интересам, волонтерство. Последнее превращается в одну из быстро развивающихся форм позитивной самоорганизации молодежи. Все больше внимания добровольческой деятельности в России уделяют СМИ, открываются благотворительные фонды, организуется волонтерское движение, все больше людей, в частности, молодежи, принимают в них участие.

Феномен добровольчества начинает восприниматься как перспективный концепт новой социальной парадигмы, идущей на смену «рыночному» сознанию и потребительской идеологии. Возникшая на определенном этапе развития страны гипертрофия материального фактора жизни разрушала духовность, делая альтруизм невостребованным и даже смешным. Однако долго так продолжаться не могло, и маятник качнулся в другую сторону. Потребность совершать полезные, гуманистически направленные действия по отношению к нуждающимся в помощи во многом обусловлена тем, что цинизм и меркантильность как принципы организации социальных взаимодействий в современном российском обществе создали такой перекос в общественном

сознании, который потребовал компенсации. Эта потребность и привела к популяризации волонтерства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Традиционно наиболее социально активной демографической группой является молодежь. Она представляет собой общественную силу, «которая может осуществить различные начинания, потому что она не воспринимает установленный порядок как нечто само собой разумеющееся и не обладает закрепленными законом интересами ни экономического, ни духовного характера» [8]. Молодежь все заметнее проявляет себя на поприще добровольческой деятельности. Это дает основание предполагать, что именно молодежь может стать основой крупномасштабного волонтерского движения.

Как общественное движение, волонтерство открывает новому поколению перспективу проявить свои социальные и культурные особенности. Эмпирические исследования показывают, что добровольческая активность всегда связана с позитивной социализацией современной молодежи. Добровольчество становится способом развития духовных и моральных качеств, выстраивания социальных отношений, приобретения новых навыков, нахождения друзей, развития лидерских качеств, ощущения своей полезности и многого другого. Участие молодого человека в волонтерской деятельности предполагает самовыражение и выработку его гражданской позиции. Молодежная волонтерская деятельность, с одной стороны, преобразует социум, с другой - позитивно воздействует на личность самого волонтера.

Особые надежды возлагаются на студенческую молодежь. Так Л.Е. Сикорская считает, что «инициативным ядром» реализации волонтерских проектов, их обширной социальной базой может выступать студенчество. Современное понимание добровольческой деятельности, привлечение студентов к ней следует, на наш взгляд, рассматривать в рамках социальной и педагогической работы. В данном контексте понятие во-лонтерства как формы благотворительного служения во имя гуманистических идеалов органично связывается с деятельностью образовательно-воспитательных институтов» [10].

Молодежь по своей природе стремится изменить мир к лучшему и волонтерство - один из способов этого преобразования. Несмотря на то, что участие молодых людей в волонтерской деятельности все еще носит преимущественно мобилизованный характер, то есть инициируется «сверху» руководством учебных заведений, государственными структурами, общественными организациями, волонтерское движение набирает обороты, втягивая в свою орбиту все большее число добровольцев в полном смысле этого слова.

Волонтерство не следует рассматривать, как односторонне направленную помощь, ведь, помогая другим, человек помогает и себе. Как писал Гете: «тот, кто ничего не делает для других, ничего не делает для себя самого». Поэтому можно надеяться, что волонтерство окажется той действенной формой социализации молодежи, которая обеспечит противопоставление потреби-

тельской психологии и соответствующим ей моделям поведения.

Волонтерство является предметом изучения ученых в области социологии, педагогики, психологии. Среди зарубежных исследователей следует отметить таких авторов, как Э. Геллнер, З. Роуз, К.В. Эбнер, Р. Дюкарев, К.А. Фокс, О. Холмзи, П. Деккер, А. Ван ден Брук, К. Гаскин, Дж. Смит, Дж. Уилсон и др.

Первые обращения российских авторов к вопросам возникновения и развития волонтерских организаций относятся к середине 90-х годов ХХ века. Среди них можно отметить работы В. Щербиной, К. Флямер, В.Н. Якимца, К. Беляевой, С.У Алексеевой, А. Сангурова, В. Нечаева и др. Одним из первых исследований, посвященных составлению социального портрета российских добровольцев и выявлению отношения населения к добровольному труду, было исследование, проведенное в 1999 г. С.Б. Синецким.

В дальнейшем вопросы добровольчества получили развитие в исследованиях И.В. Мерсияновой, Л.И. Якобсона, Е.С. Азаровой, М.С. Яницкого, Л. А. Кудринской. Следует также упомянуть работы А.Б. Бархаева, И.Н. Григорьева, Л.П. Конвисарова, Т.А. Садчиковой, М.В. Шакуровой и др. Эти авторы рассматривали влияние волонтерской деятельности на развитие гражданской и социальной активности молодежи. Исследованию особенностей волонтерского движения среди студентов посвящены труды таких авторов, как Э.Д. Ахметгалеев, Е.В. Богданова, Л.В. Вандышева, Л. Е. Сикорская.

Несмотря на имеющийся задел, отечественные и зарубежные социологи до сих пор находятся в поиске адекватной методологии, инструментария для изучения добровольческой активности людей.

Понятия «волонтер», «волонтерство» происходят от французского volontair - добровольный, а оно в свою очередь от латинского voluntarius, voluntas - добрая воля и равнозначны таким славяноязычным понятиям, как «доброволец» и «добровольчество», понимаемым как добровольческая деятельность.

Добровольный труд в современных трактовках представляет собой целенаправленную деятельность, осуществляемую исполнителем (добровольцем) по собственному желанию на условиях, исключающих полную компенсацию со стороны заказчика или потребителя ее результатов.

Доброволец (волонтер) - лицо, по собственному желанию, добросовестно и целенаправленно осуществляющее какую-либо деятельность в интересах заказчика или потребителя, не требующее за эту деятельность полной (адекватной затраченным усилиям) денежной или материальной компенсации.

Но так было не всегда. Изначально сам термин «волонтер» имел смысл, противоположный современному. В средневековой Европе волонтерами называли людей, добровольно нанимавшихся на службу в армию на платной основе. Исключительно в военном контексте до недавнего времени воспринималось понятие «волонтер»

и в России, о чем свидетельствуют словари различных эпох. Так, в изданном более века назад энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона волонтер определяется как лицо, «добровольно поступающее на военную службу охотником или вольноопределяющимся» [12]. Во второй половине ХХ века Малая и Большая советские энциклопедии по-прежнему делали упор на военную составляющую понятия «волонтер»: «Человек, поступивший на военную службу по собственному желанию, доброволец» [7, 2].

Только в конце ХХ века удалось окончательно расстаться с узким представлением о волонтере исключительно как о лице, поступающем на военную службу, что было зафиксировано в изданных в это время словарях [9, 11, 3 и др.]

Будучи направлено на оказание помощи социально-незащищенным, нуждающимся лицам, волонтерство органично вписалось в систему благотворительной деятельности и продолжает позиционироваться в качестве одного из ее элементов. В настоящее время волонтерская деятельность осуществляется на основании Закона РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» № 135-Ф3 от 7 июля 1995 г. Различие заключается лишь в том, что для благотворительной деятельности необходимо наличие определенных финансовых возможностей, а добровольческий труд доступен практически каждому при наличии у него желания и свободного времени.

Волонтерская деятельность способствует возрождению в социальной среде нравственности и общечеловеческих ценностей, без которых государство обречено на гибель. В социальном плане можно выделить две основные цели, на которые направлено волонтерство. Первая из них - укрепление сплоченности и стабильности в обществе, вторая - оказание дополнительных услуг через социальные программы в тех случаях, когда эти услуги нерентабельны, но необходимы обществу.

Поле деятельности волонтеров очень широко и включает в себя:

V социальную помощь;

V культурную помощь;

V благоустройство территории;

V медицинскую помощь;

V помощь животным.

Огромный потенциал самоорганизации несет в себе развитие виртуальных способов межличностной коммуникации. Интернет служит средством мобилизации людей на волонтерскую деятельность, именно через него респонденты узнают, где, кому и в каких объемах требуется помощь. В социальных сетях появились сообщества волонтеров, которые обладают значительным человеческим ресурсом и способностью быстрой мобилизации добровольцев.

Как показывают многочисленные исследования, желающих принимать участие в волонтерстве в дальнейшем больше, чем тех, кто уже имеет такой опыт. Это говорит о популяризации такого вида времяпрепровождения и о постепенном превращении ока-

зания безвозмездной помощи в молодежный тренд (О.В. Крыштановская) [5].

В рамках настоящего исследования планируется рассмотрение волонтерской деятельности молодежи сквозь призму процесса позитивной самоорганизации.

Современная Россия переживает этап становления нового качества общественной системы, неотъемлемой частью которой должно стать развитое гражданское общество, базирующееся на принципах гуманизма, нравственности и толерантности. Волонтерская деятельность является одной из социальных практик гражданского общества. Во Всемирной декларации добровольчества, принятой на XVI Всемирной конференции добровольцев Международной ассоциации добровольческих усилий в Амстердаме в 2001 г., подчеркивается, что добровольчество - фундамент гражданского общества, оно привносит в жизнь потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости [4]. В Декларации также подчеркивается, что добровольчество является способом сохранения и укрепления человеческих ценностей, реализации прав и обязанностей граждан, личностного роста через осознание человеческого потенциала [4].

Волонтерская деятельность способствует расширению возможностей полноценного участия граждан в общественной жизни страны, укреплению демократических и духовно-нравственных ценностей в обществе. Волонтерство можно рассматривать как ключевой элемент системы, направленной на формирование у молодежи гражданской социальной ответственности и активности, как один из действенных способов развития гражданского общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, проблемная ситуация заключается в противоречии между необходимостью активной жизненной позиции молодого поколения, способствующей как ее позитивной социализации, так и построению развитого гражданского общества, и недостаточным уровнем самоорганизации молодежи во всех ее формах, в том числе в волонтерском движении. Выявленное противоречие позволяет определить проблему исследования, заключающуюся в необходимости научного осмысления и выявления внешних (социально-политических, правовых, экономических) и внутренних (мотивации, потребности, умений, навыков и т.п.) условий самоорганизации молодежи в регионе, анализа проявления самоорганизации в различных формах и видах волонтерской деятельности, а также представлений молодежи и экспертов о состоянии, проблемах и перспективах волонтерства на Орловщине. Это позволит определить наиболее эффективные пути и средства активизации процессов позитивной самоорганизации молодежи, способствующей ее вовлечению в добровольческую деятельность в целях содействия эффективному, конкурентоспособному и устойчивому социально-экономическому развитию региона.

Объект исследования - волонтерская деятельность как форма самоорганизации молодежи.

Предмет исследования - механизмы прояв-

ления самоорганизации молодежи в волонтерской деятельности.

Основная цель исследования - определение путей и средств активизации процессов позитивной самоорганизации молодежи, способствующей ее вовлечению в добровольческую деятельность в целях содействия эффективному, конкурентоспособному и устойчивому социально-экономическому развитию региона.

Говоря более конкретно, необходимо проанализировать деятельность волонтеров и волонтерских организаций г. Орла, оценить основные мотивы и формы самоорганизации молодежи, определить наиболее востребованные направления волонтерства в регионе, выявить сложности, тормозящие развитие добровольческого движения.

Исследуя реально складывающуюся ситуацию в регионе, достижения и проблемы действующих волонтерских организаций и актуальные характеристики социального портрета волонтеров, их мотивацию и поведение, мы получим информацию, достаточную для разработки эмпирической модели волонтерства как формы самоорганизации, способствующей вовлечению молодежи в добровольческую деятельность, и разработки рекомендаций, направленных на развитие волонтерского движения в студенческой молодежной среде и Орловском регионе в целом.

Основные задачи исследования

- социологическое измерение самоорганизации студенческой молодежи региона;

- определение отношения молодежи к волонтерской деятельности и степени вовлеченности в нее;

- выявление мотивов и потенциальной готовности студенческой молодежи к волонтерской работе;

- определение приоритетных сфер волонтерской деятельности в молодежной среде и причин, препятствующих участию в ней молодежи;

- оценка внутренних и внешних условий осуществления волонтерской деятельности в регионе, сильных и слабых сторон волонтерского сектора, а также социальных сегментов, требующих внимания и поддержки;

- сравнительный анализ потребностей региона в реализации различных направлений волонтерской работы для решения актуальных социальных проблем с реализуемыми направлениями волонтерской деятельности для оптимизации последней.

Методика эмпирического исследования

Исходя из проведенного анализа ситуации с волонтерским движением в Орловской области и определения основных понятий исследования, авторы предлагают следующую принципиальную схему проведения исследования и анализа (см. рисунок 1).

Волонтерство как форма самоорганизации граждан, направленная на оказание дополнительных услуг через социальные программы, возникает и развивается в тех случаях, когда эти услуги нерентабельны, но необходимы обществу. Этим обусловлена необходи-

мость изучения так называемого проблемного поля Орловщины, позволяющего выявить сферы, в которых участие добровольцев может быть востребованным и продуктивным.

Рис. 1. Принципиальная схема проведения исследования и анализа.

Процесс самоорганизации молодежи региона должен рассматриваться во всей совокупности внешних и внутренних условий. Внешними условиями проявления самоорганизации граждан выступают: общественная потребность, правовое поле, информационное обеспечение, наличие соответствующих организаций и пр.

Внутренние условия самоорганизации мы рассматриваем, в первую очередь, как наличие у молодежи соответствующей мотивации, способностей, знаний, умений, свободного времени для проявления активности.

Внутренние и внешние условия формируют различные виды самоорганизации граждан. Поскольку самоорганизация рассматривается нами в двух ракурсах: как умение организовать себя (собственную активность, свое свободное время и пр.) и как умение организовать других (увлечь своей идеей и организовать совместную

деятельность), выделяются индивидуальный и групповой виды самоорганизации, выступающие как две последовательные ступени.

Основанием для следующей разновидности самоорганизации является ее направленность на негативную или позитивную активность. Под негативной самоорганизацией понимается объединение индивидов для совместного распития алкогольных напитков, приема наркотиков, объединение в преступные группировки и т.п. К формам позитивной самоорганизации относится членство в общественных организациях, политических партиях, спортивных секциях и клубах, волонтерство и пр.

Следует отметить, что некоторые формы, такие как компании друзей, объединения по интересам, флэшмо-бы и т. п., могут выступать в качестве как позитивной, так и негативной самоорганизации в зависимости от преследуемых участниками целей.

Эмпирическими индикаторами самоорганизации молодежи выступят:

- потенциальная готовность к самоорганизующим действиям;

- уровень самоорганизации;

- формы самоорганизации;

- проблемы и сдерживающие факторы самоорганизации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дальнейший анализ предполагает переход к рассмотрению позитивной самоорганизации молодежи в форме волонтерской деятельности. Для этого необходимо выбрать такие эмпирические индикаторы, как:

- отношение к волонтерству как социальному явлению;

- степень вовлеченности в волонтерскую деятельность;

- мотивация участия в волонтерской работе;

- формы и направления волонтерской деятельности;

- барьеры на пути расширения волонтерской деятельности.

При этом следует помнить о влиянии внешних и внутренних условий, способствующих или препятствующих не только самоорганизации молодежи, но и ее вовлечению в волонтерскую деятельность.

Обозначенный комплекс эмпирических индикаторов позволит построить эмпирическую модель волонтерской деятельности как формы самоорганизации молодежи.

Сопоставление форм и направлений волонтерской деятельности, имеющих место на Орловщине, с реальной потребностью и возможностями ее развития позволит разработать рекомендации дальнейшего расширения и оптимизации волонтерского движения в регионе.

Библиографический список

1. Бабинцев В.П., Реутов Е.В. Самоорганизация и «атомизация» молодежи как актуальные формы социокультурной рефлексии // Социологические исследования. 2010. № 1. С. 109 - 115.

2. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1971. Т.5. С. 327.

3. Большой толковый словарь официальных терминов: более 8000 терминов. Сост. Ю.И. Фединский. М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2004. С. 2113.

4. Всеобщая декларация добровольчества. URL: http://www.social.jaba.ru/facture/declaration/

5. Выпуск программы «Ежедневник». URL: http://www.silver.ru/air/programmes/ezhednevnik/list/51358/

6. Литвинович В.М. Современная молодежь: проблема самоорганизации. C. 381.

7. Малая советская энциклопедия. 3-е изд. М.: Большая советская энциклопедия, 1959. Т.2. С. 571.

8. Маннгейм К. Диагноз нашего времени. М., 1992. С. 443.

9. Новый энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 2000. С. 207.

10. Сикорская Л.Е. Толерантность в представлениях молодых российских и немецких волонтеров социальной работы // Социологические исследования. 2007. № 9. С. 55.

11. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / ИЛИ РАН; под ред.Г.Н. Скляревской. М.: Астрель: АСТ, 2001. С. 151.

12. Энциклопедический словарь / издатели Ф.А. Брокгауз (Лейпциг), И.А. Ефрон. СПб., 1892. Т.13. С. 83.

References

1. Babintsev V.P., Reutov E.V. Self-organizing and «atomization» of youth as forms of sociocultural reflections // Sociological researches urgent. 2010. № 1. Pp. 109 - 115.

2. Great Soviet encyclopedia. 3-d edition. М.: Soviet encyclopedia, 1971. V.5. P. 327.

3. The Big explanatory dictionary of official terms: more than 8000 terms / composer U.I. Fedinskij. - М.: Astrel: AST: Transitbook, 2004. P. 2113.

4. The General declaration of volunteering. URL:http://www.social.jaba.ru/facture/declaration/_

5. Release of the program «Bulletin» http://www.silver.ru/air/programmes/ezhednevnik/list/51358/

6. Litvinovich V.M. Modern youth: a problem of self-organizing. P. 381.

7. Small Soviet encyclopedia - 3-d edition М.: Greater Soviet encyclopedia, 1959. V.2. P. 571.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Manngeim K. Diagnoz of our time. M., 1992. P. 443.

9. New encyclopaedic dictionary. М.: Great Russian encyclopedia, 2000. P. 207.

10. SikorskajaL.E. Tolerance in representations of young Russian and German volunteers of social works // Sociological researches. 2007. № 9. P. 55.

11. Explanatory dictionary of modern Russian. Language changes of the end of XX century / ILI Russian Academy of Science; under edition G.N. Skljarevskoj. М.: Astrel: AST, 2001. P. 151.

12. Encyclopaedic dictionary / publishers F.A. Brockhaus (Leipzig), I.A. Efron. SPb., 1892. V.13. P.83.