Научная статья на тему 'Волонтерская деятельность как средство формирования профессионально значимых компетенций студентов вуза'

Волонтерская деятельность как средство формирования профессионально значимых компетенций студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3980
451
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ ВУЗА / МОТИВЫ / МОТИВАЦИЯ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / VOLUNTEERING / UNIVERSITY STUDENTS / MOTIVES / MOTIVATION OF VOLUNTEER ACTIVITIES / PROFESSIONALLY RELEVANT COMPETENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рассохина Ирина Юрьевна, Аршинова Елена Владимировна, Билан Марина Анатольевна

Статья посвящена изучению влияния волонтерской деятельности на формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций студентов вуза гуманитарных направлений. Описаны результаты исследования мотивации волонтерской деятельности студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Рассохина Ирина Юрьевна, Аршинова Елена Владимировна, Билан Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUNTEER ACTIVITIES AS MEANS OF STUDENTS'' PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION

The article is devoted to studying the impact of volunteer work on the formation of humanities majors’ cultural and professional competence. The results of students’ volunteering activities motivation study are also presented.

Текст научной работы на тему «Волонтерская деятельность как средство формирования профессионально значимых компетенций студентов вуза»

сийской Федерации № 655 от 12.10.2016 г. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc;base=EXP;n=680435#0 (дата обращения: 27.04.2017)

17. Разгонов В. Л. Ценностные ориентиры профессионального воспитания курсантов в учебно-воспитательном процессе военного вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2016. 24 с.

18. Колесниченко К. Ю. Армия и политика: теория и практика прикладного политического анализа : моногр. Владивосток : Изд-во Дальневосточного ун-та, 2014. 141 с.

19. Родачин В. М. Армия и политическая власть //Военная мысль. 1993. № 5. С. 12-19.

20. Тихонов В. А. Философско-методологические основания анализа исторического опыта : дис. ... д-ра философ. наук : 09.00.01, 09.00.11. Самара, 2007. 264 с.

УДК/UDC 378.183 И. Ю. Рассохина, Е. В. Аршинова, М. А. Билан

I. Rassokhina, Y. Arshinova, M. Bilan

ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

СТУДЕНТОВ ВУЗА

VOLUNTEER ACTIVITIES AS MEANS OF STUDENTS' PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION

Статья посвящена изучению влияния волонтерской деятельности на формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций студентов вуза гуманитарных направлений. Описаны результаты исследования мотивации волонтерской деятельности студенческой молодежи.

The article is devoted to studying the impact of volunteer work on the formation of humanities majors' cultural and professional competence. The results of students' volunteering activities motivation study are also presented.

Ключевые слова: волонтерская деятельность, студенты вуза, мотивы, мотивация волонтерской деятельности, профессионально значимые компетенции.

Keywords: volunteering, university students, motives, motivation of volunteer activities, professionally relevant competence.

В настоящее время высшее образование переходит на уровневую систему и компетент-ностно-ориентированный подход, который направлен на формирование практико-ориен-тированного обучения. Ключевыми образовательными компетенциями в высшем профессиональном образовании являются компетенции, обращенные к личностному развитию студента, что позволяет создать условия для развития более зрелой, автономной, способной к быстрой адаптации к профессиональной де-

ятельности, конкурентоспособной,творческой, осмысленной и продуктивной личности студента, будущего профессионала. Кроме того, современному специалисту предъявляются требования готовности действовать в нестандартных ситуациях и нести социальную и этическую ответственность за принятые решения.

Идеология формирующегося гражданского общества дает возможность каждому гражданину нести солидарную ответственность за все процессы, касающиеся социальной сферы, принимать посильное участие в решении вопросов местного сообщества. Институт гражданского общества актуализирует волонтерскую (добровольческую) деятельность для поддержания ценности социальной солидарности. Сегодня добровольчество оформляется в важный самостоятельный социальный институт гражданского общества, активно развиваются формы и направления этой деятельности.

В современных условиях развития высшего образования именно к студенческой молодежи предъявляются особые требования активного включения в волонтерскую деятельность. Участие в добровольческой деятельности для студента становится важным условием формирования необходимых общекультурных компетенций (для студентов гуманитарных направлений — общепрофессиональных компетенций), освоения социальной практики, нара-

батывания социальных и деловых связей, углубления коммуникативных навыков, расширения знаний о социальной среде.

В отечественной науке вопросами возникновения и развития волонтерских организаций, влиянием добровольческой деятельности на развитие гражданской и социальной активности молодежи, особенностей волонтерского движения среди студентов, мотивацией волонтерской деятельности занимались многие отечественные ученые. Среди них можно отметить работы В. Щербиной, К. Флямер, В. Н. Якимца, К. Беляевой, С. У. Алексеевой, А. Сангурова, В. Нечаевой, И. В. Мерсияновой, Л. И. Якобсона, Е. С. Азаровой, М. С. Яницкого, Л. А. Кудринской, А. Б. Бархаевой, И. Н. Григорьевой, Л. П. Конвисаровой, Т. А. Садчиковой, М. В. Шакуровой, Е. В. Богдановой, Л. В. Вандышевой, Л. Е. Сикорской и др.

Принято рассматривать понятие «доброволец», или «волонтер», как «гражданин, который в свободное от работы или учебы время занимается социально направленной и общественно полезной деятельностью, не нарушая норм законодательства Российской Федерации, не получая денежного или материального вознаграждения» [15]. Волонтеры — люди с активной гражданской позицией, готовые пожертвовать своим личным временем и силами на благо обществу или конкретному индивиду. Общий признак, который объединяет всех этих людей, — добровольность (денежное вознаграждение не является основным мотивом работы).

Волонтерство — деятельность, позволяющая преодолевать маргинальность, восстанавливать и укреплять социальные связи, социализировать проблемных индивидов общества и отдельные социальные группы. Таким образом, добровольческая (волонтерская) деятельность выступает одним из значимых социальных институтов в современной России. Новое понимание понятия «доброволец» появилось относительно недавно в федеральном законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995). Согласно этому закону, добровольцами являются граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации [16].

В отечественной литературе сложилось представление, что волонтерство — это про-социальная деятельность, которая характеризуется как добровольное выполнение обязанностей по оказанию безвозмездной социаль-

ной помощи, услуг людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Добровольцы — это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не принуждению со стороны. Они могут действовать неформально и работать бесплатно как в государственных, так и частных организациях медицинской, образовательной сферы, социального обеспечения или являться членами добровольческих организаций. Волонтеры в современном понимании — это члены общественного объединения социальной направленности [3].

В Общей декларации волонтеров сказано, что «волонтерство — это добровольный выбор индивида, выражающий его личностные взгляды и позицию; подразумевает активное участие индивида в общественной жизни; содействует улучшению качества жизни, углублению солидарности между людьми; предопределяет реализацию основных человеческих нужд на пути построения более справедливого общества; содействует более сбалансированному экономическому и социальному развитию общества» [Цит по: 9].

В большинстве случаев волонтеры — это представители молодежи, наиболее социально активной демографической группы, обладающей собственной специфической культурой. Большинство добровольцев воспринимают волонтерство как способ преобразования общества с позиции идеи социальной справедливости.

С 2008 года в ряде органов власти субъектов Российской Федерации принимаются концепции, направленные на поддержку и развитие добровольчества. В Кузбассе принят закон Кемеровской области от 30.11.2000 № 98-ОЗ «Об общих принципах осуществления государственной молодежной политики в Кемеровской области» (изм. 11.03.2014), в котором отдельной статьей регламентируется добровольческая (волонтерская) деятельность [5, ст. 20-1 ].

С учетом существенной роли молодежи в добровольчестве необходимо заметить, что именно она выполняет инновационную функцию в развитии общества, отражающую способность к воспроизводству новых социокультурных ценностей, норм, традиций и правил [14]. Молодое поколение как особая социальная группа обладает высоким уровнем мобильности, интеллектуальной активностью и здоровьем, что выгодно выделяет ее среди остальных групп добровольчества. С точки зрения современного подхода молодежное добровольчество определяется как «деятель-

ность молодежи по предметному решению общественных проблем, осуществляемая без принуждения и оказывающая социализирующее влияние на субъект такой деятельности». Участниками добровольчества становятся лица от 16 до 21 года, либо старше — 2135 лет [2].

На основании закона Кемеровской области от 30.11.2000 № 98-ОЗ [5] одним из приоритетных направлений молодежной политики в регионе является формирование в молодежной среде ценностных ориентаций, направленных на добровольческую (волонтерскую) деятельность. Цели добровольческой (волонтерской) деятельности, согласно данному закону: оказание добровольцами (волонтерами) безвозмездной помощи людям, нуждающимся в ней; безвозмездное участие в общественно значимых мероприятиях с согласия их организаторов; развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого труда молодежи; формирование гражданской позиции, самоорганизации, чувства социальной ответственности, солидарности, взаимопомощи и милосердия в обществе. Также одной из эффективных форм работы с молодежью являются молодежные общественные объединения (движения, проекты), изначально направленные на решение отдельных социальных задач и проблем молодежи и общества в целом, конкретных социальных проектов в пользу молодежи. Создание общественных молодежных благотворительных, волонтерских организаций является важным фактором повышения эффективности социального воспитания современной молодежи в российском обществе [4]. Выделяются два типа организаций, занимающихся проблемами молодежи: общественные организации, способствующие реализации потенциала молодежи и ее поддержке, и собственно молодежные объединения.

В числе основных и наиболее крупных общественных организаций, занимающихся общественной деятельностью в области работы с молодежью, и собственно молодежных объединений в городе Кемерово и Кемеровской области можно отметить: Кемеровское региональное отделение Всероссийской общественной организации «Молодая гвардия Единой России», Кузбасский центр «Инициатива», Федерация профсоюзных организаций Кузбасса и, в частности. ее молодежный совет, Молодежный парламент Кузбасса, «Союз Молодежи Кузбасса» — Кемеровская региональная общественная организация Общероссийской обще-

ственной организации «Российский Союз Молодежи», Братство православных следопытов, общественное молодежное объединение «Отражение» и др. [6].

Современное студенчество стремится активно выступать в качестве организатора крупных добровольческих проектов, тем самым демонстрируя высокий уровень гражданской позиции. Студенты по достоинству оценили результаты волонтерской деятельности для организации — субъекта волонтерской деятельности: она экономит бюджет за счет безвозмездной помощи, привносит инновационные идеи, улучшает психологический климат коллектива, повышает привлекательность учреждения в глазах населения, косвенно привлекает к участию в добровольческом движении.

В Кемеровской области существуют давние традиции волонтерского движения. Уже зарегистрировано более 200 добровольческих (волонтерских) организаций. Однако на практике их оказывается намного больше, так как многие отряды, дружины, объединения и группы осуществляют свою деятельность неофициально, не регистрируя и не оформляя организацию юридически. Кроме того, невозможно регистрировать несистемную волонтерскую активность, которая возникает реактивно на актуальные социальные ситуации и часто требует включения большого количества волонтеров. Эпизодическое добровольчество также является важным социальным явлением как для личности участника, так и для социума.

Важным компонентом воспитания гражданской позиции молодежи является пример сверстников: молодежные лидеры способны легче вовлечь менее активных в просоциаль-ную деятельность, разработать адекватные возрасту и интересам формы совместной деятельности, вести диалог на одном языке.

В последнее десятилетие наблюдается заметная динамика добровольческой активности среди молодежи Кузбасса, увеличилось число организаций, участвующих в коалиционных добровольческих мероприятиях. Одним из ярких примеров является Всероссийская акция в Кузбассе «Весенняя неделя добра», участниками которой стали более 218 тысяч добровольцев, общая сумма привлеченных и собранных средств составила около 2,5 млн рублей (по итогам 2016 года) [7].

Бойцы студенческих отрядов, волонтеры, сотрудники предприятий и кузбассовцы с активной гражданской позицией оказали адресную помощь 3486 ветеранам войны и труда,

навели порядок на улицах и в парках, ухаживали за захоронениями фронтовиков и обелисками воинской славы, собрали более 193 тысяч вещей и игрушек для детей, лишенных родительской заботы, сдали 276 литров крови, высадили больше 12 тысяч деревьев, провели 5 666 уроков добра.

С 2010 года проходит областной конкурс «Доброволец года». Организаторами конкурса выступают департамент молодежной политики и спорта Кемеровской области, Кемеровская региональная общественная организация Общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи», «Союз молодежи Кузбасса» и Кемеровская региональная общественная организация Кузбасский центр «Инициатива» при поддержке департамента образования и науки Кемеровской области [7].

Несмотря на растущую волонтерскую активность, актуальным остается вовлечение молодых людей в добровольчество. Психологи формируют социально-психологический профиль человека, готового к волонтерской деятельности. Для расширения базы участников вузы создают различные структуры, курирующие и организующие волонтерскую деятельность по различным направлениям. Методы вовлечения разнообразны: информирование, агитация, личный пример, формирование положительного образа волонтера, группы по интересам и т. д. Помимо прямого обращения к студенческой молодежи, используются и средства массовой информации, социальные сети.

Одним из наиболее изученных компонентов волонтерской деятельности принято считать мотивацию. Ю. Н. Качалова при изучении мотивации к добровольческой деятельности указывает на особое значение смысла. Схема моти-вационного отношения представлена в виде цепочки «потребность — мотив — цель — смысл». Исследователь обращает внимание на то, что за целью следует смысл. С учетом классификации жизненных смыслов Т. Н. Березиной можно предположить, что в основе добровольческой деятельности преимущественно лежат идеальные смыслы: жизнь ради познания, ради творчества и самосовершенствования, ради большой социальной группы [8].

Волонтерская деятельность детерминирована несколькими ведущими мотивами. Эти мотивы не однозначны и разноплановы. Раскрывая особенности мотивации волонтерской деятельности, О. В. Решетников подчеркивает, что ведущие мотивы добровольческой деятельности должны иметь социально значимый

позитивный характер, быть широко распространены среди добровольцев, отвечать общечеловеческим ценностям, сохранять индивидуальные различия добровольцев, способствовать развитию добровольческой деятельности, реализации ее целей и задач [13].

Анализ мотивов волонтерской деятельности показывает, что мотивы напрямую связаны с направлением добровольчества. У волонтеров, работающих в политических партиях и общественно-политических движениях, ведущей выступает социально-политическая мотивация, так как доброволец ощущает себя активным субъектом исторического действия. Участники социальных проектов руководствуются религиозными или светскими гуманными ценностями (помочь ближнему, сделать доброе дело, реализовать нормы референтной группы и др.) и имеют традиционно-ценностную мотивацию. Волонтеры, которые через добровольческую деятельность ищут возможность получить новые связи, информацию, опыт, знания, имеют мотивацию социально-экономической адаптации [10].

В исследовании С. В. Михайловой выявлены возрастные различия мотивов добровольцев. Установлено, что у молодежи преобладает мотивация, связанная с желанием попробовать себя в будущей профессии, искать полезные связи и контакты; у людей среднего возраста на первый план выходит потребность в самореализации, а старшего возраста — проявление сострадания, милосердия и заботы [12].

Е. С. Азарова делит мотивы волонтерской деятельности по поставленным целям: компенсаторные мотивы (решение собственных проблем, ожидание ответной помощи, улучшение собственного самочувствия, преодоление чувства одиночества), идеалистические мотивы (желание способствовать изменениям в обществе, быть социально полезным, помогать нуждающимся, отвечать на добро добром, бороться с определенной проблемой, улучшать благополучие другой личности, а также моральный долг и сочувствие), мотивы выгоды (получение полезных связей, проба себя на пути к карьере, приобретение дополнительных знаний, умений и навыков, расширение опыта, общественное признание), мотивы личностного роста (желание самореализации, самосовершенствования, развития самосознания), мотивы расширения социальных контактов (потребность в контакте с другими людьми, желание просто общаться, интересное время-

препровождение, мотив аффиляции) [1].

Определенную роль в становлении волонтерской деятельности индивида играет ценностно-нормативная система личности, которая выступает ориентиром при выборе способа действий, проверяет и отбирает идеалы, выстраивает цели, содержит способы их достижения [11].

В ходе исследования М. С. Яницким было выявлено, что лидирующие позиции в волонтерских группах и движениях занимают личности, обладающие определенными психологическими характеристиками, такими как уверенность в себе, духовная свобода, развитие и самосовершенствование, жизнерадостность и чувство юмора, широта знаний и взглядов. Ценности материальной обеспеченности и общественного признания не являются значимыми и отвергаются волонтерами. Также к таким ценностям можно отнести исполнительность и дисциплинированность, аккуратность и т. п. [17].

Возникновение и эффективность любой деятельности во многом зависят от индивидуальных особенностей человека. Вместе с тем и сами индивидуальные особенности человека подвержены влиянию того вида деятельности, которым он занимается. В результате образуются сложные переплетения врожденного и приобретенного, составляющие индивидуальность человека.

Результаты исследований по рассматриваемой проблеме таких авторов, как Е. П. Ильин, Ю. Н. Качалова, Н. П. Куникина, А. Н. Перцов-ский, Н. В. Черепанова, позволяют выделить ряд личностных характеристик добровольцев: «Предрасположенность к сопереживанию человеку, нуждающемуся в помощи; внутренний локус контроля, сострадательность, заботливость, чувство долга, ответственность, толерантность, творческие способности, направленность на общение с людьми, личностную зрелость, стрессоустойчивость, высокий уровень социально-психологической и аутопсихо-логической компетентности» [Цит. по: 11].

Совокупность описанных характеристик добровольцев позволяет сделать вывод о том, что волонтерская деятельность лежит в основе формирования высоконравственных ценностей: добро, социальная гражданская ответственность, сопереживание, здоровый образ жизни, активная гражданская позиция, гражданская идентичность, сопричастность к проблемам других и окружающего мира в целом. Студенческая волонтерская деятельность позволяет соз-

дать платформу для формирования профессионально важных качеств и приобрести необходимые знания, умения, навыки, направленные на профессиональное и личностное развитие и самореализацию студентов — будущих профессионалов. Мы считаем, что особо значимо развитие волонтерского движения на базе высших образовательных учреждениях.

Особый интерес представляют мотивация молодых людей, принимающих участие в добровольчестве, и инструменты вовлечения молодых людей, не являющихся волонтерами. В Кузбассе накоплен богатый опыт волонтерского движения, но характерные для всей страны ограничения ментальности в отношении противоречивого отношения к волонтер-ству и демотивации личного участия молодежи стимулируют поиск новых проектных идей и подходов для преодоления негативных стереотипов и активного вовлечения молодежи в добровольческую деятельность.

Для изучения мнения современной молодежи об участии в добровольческой деятельности в апреле 2016 года был проведен анкетный опрос на базе социально-психологического института Кемеровского государственного университета совместно с кафедрой социальной психологии и психосоциальных технологий. Всего в исследовании приняли участие 224 человека (78 % девушек и 22 % юношей) из разных городов Кемеровской области в возрасте от 18 до 25 лет. В числе респондентов были опрошены как студенты-волонтеры — (106 человек — 47 %), так и студенческая молодежь, не принимающая участия в добровольчестве (118 человек — 53 %).

Респонденты (действующие волонтеры — 100 %, неволонтеры — 99 %) оценивают волонтерскую деятельность как значимую и востребованную обществом, и соглашаются, что молодежь должна играть лидирующую роль.

Относительно уровня развития добровольческого движения в Кузбассе мнения опрошенной молодежи заметно различаются в группах волонтеров и неволонтеров. Обнаружен низкий уровень информированности респондентов, не включенных в добровольчество, о действии волонтерских программ и проектов (9,3 %), тогда как у волонтеров уровень информированности — 41,5 %. Вариант «совсем не распространено» выбрали 11 % неволонтеров и 5,7 % молодежи, состоящей в волонтерском движении. Действующие волонтеры, в силу того, что включены в процесс, обладают большей осведомленностью и знают о суще-

ствующих волонтерских организациях, происходящих мероприятиях, акциях. Поэтому часть опрошенных считает, что волонтерская деятельность в Кузбассе набирает популярность (возможно, они знакомы с опытом работы других регионов), а другие респонденты-волонтеры считают, что эта деятельность уже широко распространена. В то время как респонденты-неволонтеры склонны считать, что во-лонтерство в Кузбассе набирает популярность и находится в стадии становления.

На вопрос «Кого, по Вашему мнению, можно назвать волонтером?» ответы опрошенной студенческой молодежи по обеим группам распределись так: «Любого человека, которому не безразлична жизнь других людей и который делает что-то, чтобы изменить сложившуюся ситуацию» — 67 %, «Человека, периодически безвозмездно участвующего в проведении каких-либо акций, мероприятий» — 18 %, «Героического человека, готового безвозмездно помогать людям» — 14 %. Два человека ответили: «Все подходит». Ответ «Богатого человека, занимающегося благотворительностью» не выбрал ни один респондент.

По мнению опрошенной молодежи, наиболее активно участвуют в волонтерской деятельности студенты вузов (59 %) и школьники (31 %), незначительное количество выборов набрали остальные категории: обучающиеся профессиональных образовательных организаций — 4 %, работающая молодежь — 3 %, люди среднего возраста — 2 %, пенсионеры — 1 %.

Студенчество действительно занимает лидирующую позицию в добровольческой деятельности, поскольку данная группа относится к совершеннолетним, отличается более высокой социальной активностью, мотивацией, автономностью и мобильностью. Кроме того, вузы имеют достаточно большой опыт добровольческой деятельности, сформированную инфраструктуру, налаженные коммуникативные сети, высокую степень информированности о добровольческой деятельности, социальных акциях и организациях в регионе.

Преимущественно волонтеры после однократного участия в волонтерской деятельности склонны продолжать участие в добровольчестве. Почти половина опрошенных добровольцев (43,4 %) имеют многолетний опыт работы (1-2 года — 24, 5 %), менее года — 11,3 %, участвовали в добровольческом движении по наличию свободного времени или по настроению, а не на постоянной основе — 1,9 %.

Степень участия в волонтерской деятель-

ности опрошенных волонтеров разная: «В каждой акции/проекте, о которых я узнаю» — 32,1 %; «Как только появляется свободное время» — 491 %; «Несколько раз в год» — 1,9 %; «Участвовал (а) в нескольких акциях/проектах» — 17%.

Опрошенная молодежь в целом позитивно рассматривает перспективы своего участия в добровольчестве. На вопрос, планируют ли респонденты в будущем безвозмездно работать в каком-либо общественном объединении, организации, инициативной группе как волонтеры, ответы неволонтеров и волонтеров распределились следующим образом: «Безусловно допускаю» — 22,9 % и 56,6 % соответственно; «Скорее допускаю» — 60,2 % и 37,7 % соответственно; «Скорее не допускаю» — 16,9 % и 5,7 %. Действующие волонтеры демонстрируют более высокую готовность к добровольчеству в будущем, чем неволонтеры, что говорит о положительном опыте добровольчества. Вариант ответа «Безусловно исключаю» не выбрал ни один опрашиваемый.

Если говорить о пользе, которую приносит добровольцам их деятельность, более половины респондентов-волонтеров выбрали варианты: «Моральное, душевное удовлетворение» — 58,5 % и «Самовоспитание, саморазвитие, самореализация» — 56,6 %. Самый низкий рейтинг получил ответ «Личная выгода, материальная выгода» — 3,8 %.

В исследовании мотивов участия в добровольческом движении тройку лидеров составили варианты: «Сопереживание, сострадание к детям, инвалидам, людям, которые находятся в беде» — 69,8 %; «Содействие социальному, политическому, культурному, экономическому развитию общества» — 54,7 % и «Освоение новых знаний, умений, навыков» — 321 %. Нижние позиции в рейтинге заняли ответы: «Прохождение студенческой практики» — 3,8 % и «Удовлетворение личных амбиций» — 5,7 %. Лидирующими ответами неволонтеров оказались: «Сопереживание, сострадание к детям, инвалидам, людям, которые находятся в беде» — 77,1 %; «Содействие социальному, политическому, культурному, экономическому развитию общества» — 45,8 %. Кроме того, для данной группы респондентов характерен мотив «Стремление передать опыт преодоления критической ситуации тем, кто в этом нуждается» — 22,9 %.

На вопрос, что может мотивировать человека стать волонтером, доминантными мотивами обе группы респондентов назвали: «Же-

лание изменить людей в лучшую сторону, потребность помогать людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию», «Желание участвовать в жизни своего города/региона/страны» и «Возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками, организация свободного времени».

Отношение общественности к активистам неоднократно менялось. На смену «заорга-низованности» пионерской и комсомольской организации, когда социальная активность крайне поощрялась, пришла пассивная реакция, где такая активность не только не поддерживалась, но даже высмеивалась сверстниками. Такую «моду» в молодежной среде довольно трудно было переломить. Наш опрос показал, что положительная динамика отношения к активистам прослеживается во всех группах респондентов.

Наибольшую популярность получили направления волонтерской деятельности: экологические отряды, помощь бездомным животным и поисковые отряды, занимающиеся восстановлением истории Великой Отечественной войны. В числе «своих» вариантов чаще указывали «мероприятия спортивной направленности» и «благотворительные фонды», более половины респондентов хотели бы участвовать в общественно полезной деятельности, связанной с развитием досуга молодежи, в том числе и для младшего возраста, например в качестве вожатых в детском лагере. Большинство опрошенных волонтеров начинали свою добровольческую деятельность в различных группах, органах школьного/студенческого самоуправления и органах территориального общественного самоуправления, оказывали помощь в работе по обустройству территории школы или других образовательных учреждений.

К препятствиям волонтерской деятельности респонденты отнесли: «недостаточную информированность об организациях, которые поддерживают волонтерскую деятельность», «равнодушие к проблемам общества» и «отсутствие единой интегративной площадки в городе/регионе, которая бы обеспечивала взаимодействие разных добровольческих сил». В альтернативном варианте «другое» респонденты указали на негативную реакцию общества, неумение работать в коллективе, отсутствие свободного времени и собственную лень.

Кроме того, мы попросили молодых людей написать, от каких организаций/отрядов они работают в качестве волонтеров. Наиболее встре-

чающимися стали Российский Красный Крест, «Молодая гвардия Единой России», «Поколение V», волонтерское объединение старшеклассников «Звезда», Городской студенческий педагогический отряд «Фрегат», Первичная организация студентов КузГТУ, «Российские студенческие отряды», Кемеровский центр молодежных инициатив и Городской штаб волонтеров г. Кемерово. В числе последних волонтерских акций, в которых респонденты принимали участие, почти все указали «Весеннюю неделю добра», «Рождество для всех и каждого», Всемирный день профилактики ВИЧ и DOgNATION по сбору средств для приюта бездомных животных.

Наиболее значимым для респондентов опытом участия в волонтерской деятельности стали: участие в концерте по сбору средств для лечения больного ребенка, организация мастер-классов для детей; и благотворительной акции «Письмо и посылка солдату России», помощь в реконструкции ледокола «Ангара» в г. Иркутск и строительство детских площадок. Не остались в стороне и такие благотворительные мероприятия, как помощь бездомным животным, сбор вещей для малоимущих и участие в Весенней неделе добра.

Подводя итоги, можно резюмировать, что добровольческая деятельность выполняет ряд функций в обществе: организаторскую (спортивную, досуговую), профилактическую, социально-бытовую, социально-медицинскую и другие. Вовлечение молодежи в волонтерскую деятельность способствует развитию у молодых людей необходимых качеств для дальнейшего профессионального ориентирования, роста личностного потенциала. Мотивом вступления в добровольческую организацию может служить как гуманная идея помощи нуждающимся людям, так и праксиологическая — приобретение полезных социальных и практических навыков, таких как коммуникативные и лидерские, а также возможности общения с интересными людьми. Добровольчество дает чувство команды, сопричастности, осознание значимости личного вклада в общее дело. Работая в коллективе единомышленников, молодой человек получает признание общества, осознает нужность своего труда. Таким образом, к ведущим мотивам можно отнести: желание изменить людей в лучшую сторону, потребность помогать людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию; желание участвовать в жизни своего города/региона/страны; возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками, организация свободного вре-

мени. Более половины респондентов (72,3 %) отметили, что главной причиной неучастия молодежи в добровольчестве является недостаточная информированность об организациях, которые поддерживают волонтерскую деятельность. Респонденты неоднократно подчеркивали, что доступ к необходимой информации — обязательное условие их эффективной работы в качестве волонтеров. Различия между ответами респондентов наблюдались по вопросу развития добровольчества в Кузбассе. Почти половина волонтеров отметили, что волонтерская деятельность имеет широкое распространение, что в 4 раза превосходит разницу между этим же мнением молодежи, не участвующей в добровольчестве. Волонтеры, в силу того что включены в процесс и обладают большей осведомленностью, знают о существующих волонтерских организациях, происходящих мероприятиях, акциях. Поэтому часть опрошенных считает, что волонтерская деятельность в Кузбассе набирает популярность (возможно, они знакомы с опытом работы других регионов), а часть респондентов-волонтеров считает, что она уже имеет широкое распространение, в то время как неволонтеры склонны считать, что волон-терство набирает популярность и находится в стадии становления. Более половины респондентов допускают для себя возможность участвовать в общественно полезной деятельности, причем преимущественно в досуговой.

Отметим, что образовательные организации высшего образования активно принимают участие в создании волонтерских отрядов различной направленности: от трудовой до военно-патриотической. Волонтерская деятельность для студенческой молодежи является ключевым фактором гражданско-патри-отического воспитания и социализации, гражданской самоактуализации, получения практического трудового опыта, расширения коммуникативных навыков и социальных связей, формирования необходимых общекультурных и общепрофессиональных компетенций, направленных на развитие личности будущего профессионала. В данной публикации мы не претендуем на полноту обзора проблемы, которая, по нашему мнению, требует дальнейшего тщательного, глубокого и детального исследования.

Формирование гражданского общества является важным национальным и международным приоритетом современности. Развитие гражданского общества в России означает смену парадигм взаимоотношений между властью и обществом, гражданами и их орга-

низациями и, как следствие, формирование иных основ их взаимодействия, что предполагает становление новых институтов, правового поля и соответствующего им типа личности гражданина.

1. Азарова Е. С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности: автореф. дис. ... канд. псих. наук. Хабаровск, 2008. С. 28-36.

2. Аллен К. Добровольцы - важнейший ресурс России. Мозаика российского добровольчества. Факты, ресурсы, мнения. Ростов н/Д. : Старые русские, 2003. 156 с.

3. Воронцова А. В. Развитие волонтерства в молодежной среде // Отечественный журнал социальной работы. 2012. № 1. С. 113-121.

4. Гуслякова Л. Г. Формы и технологии социальной работы : науч.-метод. пособие. Барнаул : Изд-во НП «АзБука», 2005. 247 с.

5. Об общих принципах осуществления государственной молодежной политики в Кемеровской области [Электронный ресурс] : закон Кемеровской области от 30.11.2000 г. № 98-ОЗ (ред. от 11.03.2014 г.). URL: http://docs.cntd.ru/document/990301434.

6. Инновационные подходы в социальной работе с молодежью: кемеровский опыт [Электронный ресурс]// Официальный сайт Администрации г. Кемерово. URL: www.kemerovo.ru/?page=479.

7. Итоги Весенней Недели Добра-2016 в Кемеровской области [Электронный ресурс] // Общественная палата Кемеровской области. URL: http://www.opko42.ru/ index.php/vesennyaya-nedelya-dobra.

8. Качалова Ю. Н. Перспективы третьего сектора в России с позиции психологии личности [Электронный ресурс]. URL: http://www.bestreferat.ru/referat-2385.html.

9. Киреева Л. В. Феномен современного добровольчества //Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2011. № 21.

10. Кудринская Л. А. Мотивация добровольческого труда: теоретические подходы в социологии // Гражданское общество в России: опыт участия женских НПО : сб. материалов. М., 2004. С. 71-77.

11. Куникина Н. П. Теоретические и эмпирические аспекты изучения профессионально значимых личностных качеств у волонтеров [Электронный ресурс]. URL: http:// www.club.ncstu.ru.

12. Михайлова С. В. Десять советов по работе с добровольцами руководителю общественной организации [Электронный ресурс]. URL: http://www.sam.fizteh.ru/ people/10sovetovNK0.

1 3. Решетников О. В. Организация добровольческой деятельности [Электронный ресурс]. URL: http://www. parus-ekb.ru/win/download/77/.

14. Сорокин О. В. Инновационный потенциал российской молодежи как фактор модернизации российского общества //Социология в системе научного управления : материалы IV Всерос. социол. конгресса. М. : ИС РАН, 2012. С. 2098-2099.

1 5. Съезд волонтеров города Москвы [Электронный ресурс] //Ресурс добровольчества в России. URL: http:// www.volonter.me.

1 6. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях [Электронный ресурс] : федер. закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ (ред. от 05.05.2014 г.). URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req= doc;base=LAW;n=162618.

17. Яницкий М. С. Ценностное измерение массового сознания. Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2012. 237 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.