УДК 316.628
Перминова М.С.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ Г. ОРЕНБУРГА)
В современных условиях российское государство необходимо строить на основе такого общества, где люди будут проявлять социальную активность, иметь позитивные взгляды на жизнь, обладать значимыми духовными качествами. В качестве основы такого общества может стать молодежь, которая имеет все необходимые для этого личные качества. Однако, существует главная проблема, которая возникает перед многими социальными институтами - это как правильно воспитать и обучить молодое поколение, и как в дальнейшем вовлечь в общественно-полезную деятельность государства. Наиболее подходящим способом создать такие условия - это привлечь молодых людей к работе волонтера. Волонтерская деятельность позволяет развиваться личности духовно, получать знания, опыт, умения в направлениях и структурах, интересных самому молодому человеку. Следовательно, молодежь по своей инициативе сможет более эффективно пройти все стадии социализации при поддержке государства и общества.
В научной литературе имеется немало подходов к рассмотрению волонтерской деятельности. Отметим, что во многихопределенияхподчеркиваются три основных признакаволонтерства: нет принуждения в работе, нет материального вознаграждения, есть направленность на пользу людям, обществу и отдельному человеку. Однако, многие исследователи данного феномена отмечают, что индивид должен обладать высокой мотивацией к данному виду деятельности и рядом личностных качеств, что подтверждают результаты проведенного социологического исследования с участием автора.
Данное исследование позволило нам составить ряд рекомендаций для оптимизации работы волонтерских центров при высших учебных заведениях: усилить просветительскую работу о деятельности волонтерского центра; развивать программы молодежного добровольчества в системе образования; разработатьструктуру волонтерского центра; проводить комплекс мероприятий и тренингов для волонтеров с целью обучения различным навыкам, умениям; расширить финансирование волонтерского центра; разработать систему стимулирования волонтеров. Создав волонтерский центр в высшем учебном заведении, можно получить эффективный инструмент государственной политики в сфере социальной и молодежной политики, в сфере образования и занятости студентов.
Ключевые слова: молодежь, социальная активность, волонтерская деятельность, волонтер, мотивация волонтеров, волонтерские центры.
В современных условиях российское государство необходимо строить на основе такого общества, где граждане будут проявлять социальную активность, иметь позитивные взгляды на жизнь, обладать значимыми духовными качествами: милосердием, состраданием, отзывчивостью, чувствовать ответственность за судьбу совей страны, за ее духовное и культурное процветание. Такое обществосможет продемонстрировать необходимость социальной активности не только для государства, но и для самогоиндиви-да, который получит от общественной работы и удовлетворение,и возможность для реализации-собственного потенциала.
В качестве основытакого общества может стать молодежь, которая имеет все необходимые для этого личные качества[1]. Однако, существует главная проблема, которая возникает перед многими социальными институтами - это как правильно воспитать и обучить молодое поколение, и как в дальнейшем вовлечь в общественно-
полезную деятельность государства. Наиболее подходящим способом создать такие условия -это привлечь молодых людей к работе волонтера. Волонтерская деятельность позволяет развиваться личности духовно, получать знания, опыт, умения в направлениях и структурах, интересных самому молодому человеку. Следовательно, молодежь по своей инициативе сможет более эффективно пройти все стадии социализации при поддержке государства и общества.
Волонтерская деятельность в России существовала давно, но стала рассматриваться как способ создания устойчивого гражданского общества недавно. Для того чтобы внедрить волонтерскую деятельность среди молодежи большинство университетов в России начинают создавать волонтерские центры. Однако, как показывают результаты ряда социологических исследований, большинство студентов не вовлечены в деятельность данных организаций и даже порой не знают об их существовании.
Данная проблематика и определила необходимость проведения социологического исследования, направленного на изучение отношения студентов г. Оренбурга к волонтерской деятельности и выявлению мотив, способствующих привлечению их к работе волонтера1.
Прежде чем перейти к результатам социологического исследования, необходимо определиться с термином «волонтерство». Как в западной, так и отечественной научной литературе имеется немало подходов к рассмотрению данного феномена. В рамках нашего исследования нам ближе подход Киреевой Л.В., которая рассматривала ее как форму социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, а также способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан[2, с. 19]. Кроме того, следует отметить, что в определениях волонтер-ства подчеркиваются три основных признака: нет принуждения в работе, нет материального вознаграждения и направленность на пользу людям, обществу, отдельному человеку. Любая волонтерская деятельность представляет уникальную возможность для человека совместить удовлетворение своих личных потребностей с потребностями общества[3, с.216]. Возникает вопрос: Почему же так мало молодых людей вовлечены в ряды волонтеров? Почему волонтерская деятельность молодежи в европейских странах носит повседневный характер, в то время как в России - периодический характер?
Анализ результатов социологического исследования дает нам следующую картину. Большинство опрошенных студентов (59%) располагают достаточным количеством свободного времени в день. Но есть желание увеличить его количество, поскольку 52% студентов располагают только 1-2 часами свободного времени в сутки; 32% - 3-4 часами свободного времени; 14% студентов - 5-6 часами; а более 6 часов сво-
бодного времени лишь у 2% студентов. Однако, среди способов проведения свободного времени у студентов преобладают пассивные формы: сидят в Интернете 48% опрошенных студентов; общаются с друзьями 29%; занимаются домашними делами - 10%; ходят в кино - 7%; занимаются спортом - 3%; и только 3% студентов участвуют в волонтерской деятельности.
Одной из задач нашего исследования было выявление отличий в способах проведения свободного времени у студентов-волонтеров и обычных студентов. Те студенты, которые вовлечены в деятельность волонтерских центров и организаций, свое свободное время посвящают волонтерской деятельностью, в то время как обычные студенты не включают данный вид деятельности в свой досуг.
Как отмечают многие исследователи феномена волонтерства, индивид должен обладать высокой мотивацией к данному виду деятельности и рядом личностных качеств. По результатам исследования большинство студентов г.Оренбурга(59% опрошенных) считают, что волонтером может быть человек, который работает безвозмездно и стремиться внести свой вклад в реализацию социально значимых проектов; 21% респондентов считают, что волонтер готов безвозмездно помогать людям; 17% считают, что это человек, который взял на себя какую-то работу. Таким образом, в ответах прослеживается восприятие волонтеров как готовых работать безвозмездно, но при этом решая значимые социальные проблемы.
Такие ученые, как Е. С. Азарова, С. в. Те-терский, О. в. Решетников,С. в. Алещенок в качестве ведущих мотивов волонтерской деятельности называют солидарность, ответственность за проблемы в обществе, общественное признание, чувство социальной значимости, самовыражение и самоопределение, профессиональное ориентирование, приобретение полезных социальных и практических навыков, возможность общения и дружеского взаимодействия [4].
Социологическое исследование «Социальный портрет волонтера» было проведено совместно с ССИЛ ОГУ в период с апреля по июнь 2014 года методом анкетного опроса. Объектом исследования являлись студенты 1-2 курсов очной формы обучения Оренбургского государственного университета (ОГУ), Оренбургского государственного педагогического университета (ОГПУ), Оренбургского государственного аграрного университета (ОГАУ). Поскольку исследование носило разведывательный характер объем выборочной совокупности составил 100 респондентов. В качестве критериев отбора объекта исследования использовались такие характеристики как: вид учебного заведения, курс обучения, форма обучения. Единицы анализа отбирались методом квотно-стратифицированной выборки.
Перминова М.С.
К вопросу об организации волонтерской деятельности...
Для последующего описания социального портрета волонтера необходимо было выявить мнения студентов о мотивах молодежи, влияющие на вступление в волонтерские организации. Сравнивая ответы студентов-волонтеров и не волонтеров нами были выявлены следующие отличия (См. Рисунок 1). 33% волонтеров считают, что главным мотивом работы в волонтерской сфере - это «потребность помогать людям»; другие варианты данная группа респондентов не выбирала. Студенты не волонтеры выбирали такие мотивы, как «желание учиться чему-либо самому» (24% опрошенных); «общение с людьми» (20% опрошенных); «желание делиться своим опытом» (19% опрошенных). Таким образом, в основе волонтерской работымолодежи лежат, прежде всего, альтруистические мотивы. М.И. Бобнева в своей работе также подчеркивала большое влияниеданной группы мотивов на волонтерскуюдеятельность [5].
Ответы респондентов на вопрос о том, какую работу выполняет волонтер распределились следующим образом. Из всего предложенного списка было выбрано только два типа работ волонтера: «помощь социальным категориям граждан - старики, дети» (65% опрошенных) и «просветительские беседы, направленные на профилактику наркомании, СПИДа, подростковой преступности» (35% опрошенных). Такие варианты как посадка цветов, уборка территории организации, помощь животным, сбор денег на нужды организации не выбрал ни один человек. Это может свидетельствовать о низком уровне информированности студентов о широком спектре работ волонтеров. Тем не менее, 60% опрошенных студентов знают о волонтерском движении многое; 26% студентов слышали, но знают о нем не так много и лишь 14% студентов не слышали ничего о волонтерском движении.
В последнее время в России отмечается тенденция открытия волонтерских центров при высших учебных заведениях. г.Оренбург в данном случае не является исключением. Вот лишь некоторые центры при учебных заведениях города: волонтерский центр «Волонтерское движение» ОГПУ, волонтерский отряд «Лестница» иотряд «Все свои»ресурсного центра для детей с ограниченными возможностями здоровья при
ГБОУ СПО «Педагогический колледж им. Н.К. Калугина», Координационный центр добровольческого движения «Волонтер ОГУ» [6].
Нам было интересно, насколько же студенты разных вузов города осведомлены о волонтерских центрах в их университетах. Отметим, что степень информированности респондентов в ОГУ и ОГАУ выше, чем в ОГПУ. Распределение ответов студентов отмечено на Рисунке 2.
Несмотря на то, что волонтерский центр в ОГАУ существует с 2007 года, а волонтерский центр ОГУ был открыт только в 2012 году, уровень информированности студентов о существовании волонтерского центра в ОГАУ ниже, чем в ОГУ(54% и 62% соответственно). Кроме того, студенты ОГАУ по сравнению со студентами другихвузов чаще высказывали мнение о том, что в их вузе нет подобного центра.Следо-вательно, уровень информированности студентов ОГУ выше, чем у студентов других вузов. Однако все же необходимо усилить просветительскую работу о деятельности КЦДД «Волонтер ОГУ», так как каждый четвертый студент не знает о существовании данного центра.
Желаниеучиться самому
24
Наличие желания делиться своим опытом
Общение с людьми | ^ Потребность помогать людям -^
19 ■ 20
] 33
Личные интересы
□ Не волонтер С Волонтер
Рисунок 1. Мотивация студентов при вступлении в волонтерские организации, в %
Рисунок 2.Уровень информированности студентов о наличии волонтерских центров, в %.
Помимо центров, организованных при учебных заведениях, существует еще много различных организаций, связанных с волонтерским движением. Нами был предложен список волонтерских организаций различного уровня: международные, всероссийские, областные и городские. Результаты показали следующее. На первом месте по узнаваемости стоит Общественная неправительственная и некоммерческая экологическая организация «Гринпис». Ее выбрало 26% респондентов. На втором месте стоит поисково-спасательный отряд «Оренспас» - 16% респондентов. На третьем месте Благотворительный Фонд «Будь человеком!» - 12%; на четвертом месте Благотворительный Фонд «Сохраняя Жизнь» - 11%. Таким образом, большинство студентов выбрали организации, которые работают либо на местном уровне, либо на международном уровне. Это можно объяснить тем, что об организациях, которые работают в нашей области, часто говорят в СМИ. Если говорить о такой организации как «Гринпис», то она самая известная организация из всех.
Рассматривая отношение студентов к волонтерской деятельности, отметим, что в большинстве случаев молодежь положительно относиться к волонтерской деятельности (72% опрошенных) и большинство студентов готовы принять активное участие в данной работе (73% опрошенных). Наши данные подтверждают результаты многих социологических исследований, проведенных в разных регионах страны [7], в частности в г. Ярославле в 2012 г. [8].
Несмотря на положительное отношение к волонтерской деятельности, лишь немногие становятся волонтерами. Для выявления причин, данный вопрос мы рассмотрели через призму участия/не участия студентов в волонтерской деятельности. Так, студенты-волонтеры на первый план выдвигают такую причину как равнодушие к проблемам общества - 60% респондентов; на втором месте - отсутствие информации об организациях, которые занимаются волонтерской деятельностью (30% опрошенных); на третьем месте - нехватка опыта (6% опрошенных). Ответы студентов не волонтеров выглядят следующим образом. 70% респондентов выбрали в качестве причины, препятствующей участию в волонтер-
ской деятельности, «равнодушие к проблемам общества»;14% респондентов выбрали ответ «отсутствие информации об организации, которые занимаются волонтерской деятельностью», и 2% респондентов предпочли ответ «нехватка опыта». Остальные ответы набрали менее 1%. Таким образом, одной из главных причин, препятствующей проявлению активности среди молодежи в социальном плане является безразличие к социальным проблемам общества.
Подводя итог отметим, что большая часть студентов положительно относятся к волонтерской деятельности и готовы участвовать в волонтерских организациях. Кроме того, каждый второй студент ОГУ, ОГАУ, ОГПУ знает о деятельности волонтерских центрах и высказывает мнение о необходимости развивать волонтерскую деятельность в университете. Следовательно, волонтерские центры в вузах должны более эффективно работать со студентами первых и вторых курсов обучения по привлечению их в ряды волонтеров.
Результаты проведенного социологического исследования позволили нам составить ряд рекомендаций для оптимизации работы волонтерских центров при высших учебных заведениях:
Усиление просветительской работы о деятельности волонтерского центра. Данное направление деятельности может включать: организация и проведение Дня открытых дверей;создание серии буклетов, видеороликов о программах волонтерского центра; регулярное освещение мероприятий, проводимых центром в СМИ и сети Интернет.
Развитие программ молодежного добровольчества в системе образования. Это предусматривает внесение в научно-исследовательские работы студентов тем, связанных с волонтерской деятельностью, использование методик гражданского образования и внеклассного воспитания.
Разработка структуры волонтерского цен-тра.Данное направление деятельности включает работу по разработке должностных инструкций для волонтеров; усиление связей с другими волонтерскими центрами города.
Проведение комплекса мероприятий и тренингов для студентов, направленных на обучение волонтеров различным навыками умениям
Перминова М.С.
К вопросу об организации волонтерской деятельности..
в узконаправленной деятельности (в экологии, юриспруденции, медицине, психологии).
Расширение финансирования волонтерского центра, позволяющие обеспечивать покрытие необходимых расходов на затраты, связанные с организацией и функционированием системы поддержки и развития добровольческих инициатив.
Создание системы стимулирования волонтеров, которая включает в себя мероприятия награждения лучших волонтеров грамотами, благодарственными письмами; возможность зачесть волонтерство в качестве практики или стажировки;заведение волонтерской книжки с указанием сроков деятельности участия в волонтерском центре; рекомендательные письма
будущему работодателю с описанием реализованных волонтером проектов.
Развитие волонтерского центра в высшем учебном заведении потребует разработки и реализации правовых, образовательных, организационных, экономических мер, принятия соответствующих решений, предусматривающих государственную поддержку в развитие инфраструктуры центра, использование ресурсов всех заинтересованных организаций. Создав волонтерский центр в высшем учебном заведении, можно получить эффективный инструмент государственной политики в сфере социальной и молодежной политики, в сфере образования и занятости студентов.
28.02.2015
Список литературы:
1. Андреева, Ю. В., Костерина, И. в. «Нам нужна правда, а не обязанности»: гражданская активность российской молодежи // Журнал исследований социальной политики. - 2006. - Т.4 - №3 - С. 404-408.
2. Киреева, Л. в. Феномен современного добровольчества // Вестник ПСТГУ - 2011. - №21. - С.19.
3. Насиновская, Е. Е Вопросы мотивации личности с позиции деятельностного подхода // Психология в вузе. - 2003. - № 1-2. - С. 216.
4. Азарова, Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. / Азарова Елена Станиславовна. - Хабаровск, 2008. - С. 167; Тетерский, С. В., Решетников О. в. Социальное служение (участие молодежи общественно полезной деятельности). - Н. Новгород: Педагогические технологии,- 2009. - С. 68.
5. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М.: Наука, 1978. - С. 157.
6. Волонтеры Оренбуржья[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dobro56.ru/users/824 (дата обращения 25.02.2015).
7. Комплексное исследование вклада образовательных учреждений в развитие добровольческих инициатив обучающихся[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edu-vol.ru/news/(дата обращения 24.02.2015).
8. Итоги областного социологического исследования «Отношение молодежи региона к участию в добровольческой деятельности»[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.yaomic.yaroslavl.ru/downloads/Otnoshenie_molodezhi_k_ uchastiyou_v_dobrovolnoi_deyatelnosti.doc(дата обращения 24.02.2015).
9. Волонтеры и активисты: помощь детям[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://soc.fom.ru/obshchestvo/11146 (дата обращения 24.02.2015).
10. Певная М.В. Волонтерство как социальная проблема [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://ecsocman.hse.ru/data/20 14/05/05/1251339415/12Pevnaya.pdf (дата обращения 24.02.2015).
Сведения об авторе:
Перминова Мария Сергеевна, старший преподаватель кафедры философии науки и социологии Оренбургского государственного университета, кандидат социологических наук
460018, г Оренбург, пр-т. Победы, 13, ауд. 20814, тел. (3532) 37-25-85, e-mail: [email protected]