Научная статья на тему 'К вопросу о целесообразности популяризации волонтерской и добровольческой деятельности российской молодежи средствами массовой информации'

К вопросу о целесообразности популяризации волонтерской и добровольческой деятельности российской молодежи средствами массовой информации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1792
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСТВО / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ / ПРОПАГАНДА / VOLUNTEERING / VOLUNTARY ACTIVITY / VOLUNTEER ACTIVITY / MASS MEDIA / POPULARIZATION / PROPAGANDA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тарасенко Евгения Владимировна

Рассматривается проблема популяризации волонтерской и добровольческой деятельности российской молодежи современными средствами массовой информации. Недостаточное освещение в СМИ является одной из главных проблем, препятствующих эффективному развитию волонтерской и добровольческой деятельности в Российской Федерации. На основе анализа данных ряда опросов, посвященных волонтерской и добровольческой активности и отношения к ним представителей отечественной молодежи, установлено, что в нашей стране имеется достаточно значительная группа молодых людей, являющихся потенциально готовыми к осуществлению деятельности, направленной на оказание помощи нуждающимся в ней людям. Вместе с тем, это возможно при условии надлежащего информирования о рассматриваемой деятельности и активной работе с потенциальными волонтерами и добровольцами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON EXPEDIENCY OF POPULARIZATION OF VOLUNTEER ACTIVITIES OF THE RUSSIAN YOUTH BY MASS MEDIA

The article is devoted to popularization of volunteer activities of the Russian youth by mass media. The author highlights that lack of the information in mass media is one of the main factors preventing from effective development of volunteer activities in the Russian Federation. Having analyzed the social surveys of volunteer activities and the attitude of the native youth towards this problem the author draws a conclusion according to which in our country there are enough young people potentially ready to do something to lend a helping hand to the needy. It is possible if there is proper information of such kind of activities and active work with the potential volunteers.

Текст научной работы на тему «К вопросу о целесообразности популяризации волонтерской и добровольческой деятельности российской молодежи средствами массовой информации»

УДК 070-053.6(470+571) ББК 76.0(2Рос) Т 19

Тарасенко Е.В.

Старший преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью факультета журналистики Кубанского государственного университета, e-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСКОЙ И ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

(Рецензирована)

Аннотация:

Рассматривается проблема популяризации волонтерской и добровольческой деятельности российской молодежи современными средствами массовой информации. Недостаточное освещение в СМИ является одной из главных проблем, препятствующих эффективному развитию волонтерской и добровольческой деятельности в Российской Федерации. На основе анализа данных ряда опросов, посвященных волонтерской и добровольческой активности и отношения к ним представителей отечественной молодежи, установлено, что в нашей стране имеется достаточно значительная группа молодых людей, являющихся потенциально готовыми к осуществлению деятельности, направленной на оказание помощи нуждающимся в ней людям. Вместе с тем, это возможно при условии надлежащего информирования о рассматриваемой деятельности и активной работе с потенциальными волонтерами и добровольцами. Ключевые слова:

Волонтерство, добровольчество, волонтерская деятельность, добровольческая деятельность, средства массовой информации, популяризация, пропаганда.

Tarasenko E.V.

Senior Teacher of Department of Advertising and Public Relations of Faculty of Journalism, Kuban State University,

ON EXPEDIENCY OF POPULARIZATION OF VOLUNTEER ACTIVITIES OF THE RUSSIAN YOUTH BY MASS MEDIA

Abstract:

The article is devoted to popularization of volunteer activities of the Russian youth by mass media. The author highlights that lack of the information in mass media is one of the main factors preventing from effective development of volunteer activities in the Russian Federation. Having analyzed the social surveys of volunteer activities and the attitude of the native youth towards this problem the author draws a conclusion according to which in our country there are enough young people potentially ready to do something to lend a helping hand to the needy. It is possible

if there is proper information of such kind of activities and active work with the potential volunteers. Keywords:

Volunteering, voluntary activity, volunteer activity, mass media, popularization, propaganda.

Развитие волонтерской и добровольческой деятельности, в том числе молодежи, является актуальной задачей современного российского общества. Проблемы развития волон-терства и добровольчества в нашей стране получили новый виток актуальности в научной и общественной среде под воздействием проведения в России международных спортивных мероприятий, выступивших в роли своеобразных «катализаторов» развития волонтерской деятельности в различных регионах Российской Федерации: речь идет в первую очередь об Универсиаде в Казани в 2013 г., Олимпийских и Паралим-пийских Играх в Сочи 2014 г., Кубке Конфедераций 2017 г. и Чемпионате мира по футболу 2018 г., благодаря которым возникли уникальные возможности для реализации системного подхода в добровольческих программах молодежи.

Однако, несмотря на эти успехи, в области волонтерской и добровольческой деятельности в настоящее время остаются нерешенными множество проблем; совершенно очевидно, что «импульса» в виде указанных соревнований недостаточно для успешного развития волонтерства в России: необходимо радикальным образом изменить восприятие волонтерской деятельности в сознании различных категорий населения российского общества.

Результаты специальных исследований и статистические данные свидетельствуют о том, что популярность волонтерской деятельности в нашей стране в настоящее время все еще значительно уступает аналогичным показателям в западноевропейских государствах. Это, с точки зрения Е. Шапки, во многом обусловлено тем обстоятельствам, что в странах Европы функционирование

волонтерских центров осуществляется на основе детально разработанной коммуникационной политики. В этих странах, в частности, существует как идеологическое, так финансовое обеспечение различных форм благотворительности и волонтерской деятельности. В результате, в Англии, к примеру, добровольной помощью занимаются 24% молодежи, в Германии - 23%, а во Франции - 19%. Волонтером, к примеру, является каждый третий немец, которые тратит на работу в различных добровольческих ассоциациях, а также проектах и группах взаимопомощи в среднем более пятнадцати часов в месяц. Уровень развития добровольческого и волонтерского движения в России пока еще существенно ниже, чем в западноевропейских государствах: здесь в волонтерскую деятельность вовлечено не более 10% населения, значительную часть из которых предсказуемо составляет молодежь, преимущественно молодежь студенческая, что объясняется наличием у студентов достаточно большого количества свободного времени, а также высокой социальной мобильностью представителей данной социально-демографической группы [1].

Необходимо отметить, что еще в 2009 г. в России была принята так называемая Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в РФ, в рамках которой была отмечена необходимость «активизации потенциала благотворительности и добровольчества как ресурса развития общества, способствующего формированию и распространению инновационной практики социальной деятельности». В качестве основных задач содействия развитию благотворительной и добровольческой

деятельности в Концепции выделяется, в том числе, обеспечение роста поддержки в обществе и расширение участия граждан в благотворительности и добровольческом движении, а также повышение уровня доверия населения к благотворительным организациям.

В соответствии с Концепцией развития благотворительной деятельности она нуждается в соответствующей информационной политике, выступающей в качестве необходимого средства активизации потенциала благотворительности и добровольчества. В рамках данного направления предусматривается целенаправленное распространение в СМИ материалов о благотворительной и добровольческой деятельности, соответствующих организациях и отдельных добровольцах. Средства массовой информации, также призваны в соответствии с данной Концепцией содействовать формированию понимания общественной значимости и престижности благотворительности и добровольчества. Что касается непосредственных задач информационного освещения благотворительной деятельности, то в их число входит широкое распространение информации о формах участия граждан в благотворительной и добровольческой деятельности, преимуществах организованной благотворительности, а также формирование положительного образа благотворительных организаций [2].

Отметим, что о необходимости популяризации такой деятельности российской молодежи средствами массовой информации свидетельствуют и результаты опросов, посвященных отношению различных групп населения российского общества и, в том числе, молодежи к добровольческому и волонтерскому движению. Так, материалы эмпирического исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и посвященного теме мотивации

участия волонтеров, показывают, что основными мотивами участия граждан в волонтерской деятельности являются интересный досуг (48%), полезность данного вида активности (37%), возможность реализации собственных инициатив (32%), а также приобретение необходимых знаний и навыков (31%). Абсолютное большинство граждан (77%), принявших участие в данном опросе ВЦИОМ, отметили, что они получили за свою волонтерскую деятельность определенные поощрения материального или нематериального характера (речь идет о различных благодарностях, сувенирах и т.д.). В то же время интересно, что такого рода поощрения, различные материальные стимулы не выступают для подавляющей части волонтеров и добровольцев в качестве основных мотивов участия в рассматриваемой деятельности: 91% участников данного движения отметили, что продолжали бы заниматься волонтерской деятельностью даже при отсутствии указанных поощрений. Однако, с точки зрения большинства волонтеров, наличие эффективных мер поддержки, в том числе поддержки информационной, позволило бы увеличить степень вовлеченности различных групп населения в волонтерскую и добровольческую деятельность: такой точки зрения придерживаются две трети (66%) волонтеров [3].

С точки зрения сопредседателя Ассоциации волонтерских центров России А. Метелева, именно недостаточное освещение в средствах массовой информации является одной из главных проблем, препятствующих эффективному развитию волонтерской и добровольческой деятельности в стране. С одной стороны, отмечает А. Метелев, волонтерство и добровольческая активность все чаще становятся одной из значимых форм самореализации для многих людей. А с другой стороны, в массовом сознании населения российского общества по-прежнему сохраняются

различные стереотипы, связанные с бесплатным трудом (речь идет о том, что многие люди нередко просто не видят смысла в такого рода деятельности, не осознают степени ее важности и значимости для общества, не понимают, почему данная деятельность не является оплачиваемой).

Для популяризации данной деятельности в нашей стране по поручению Президента Российской Федерации был создан портал о деятельности волонтеров под названием «Добровольцы России», где на данный момент зарегистрированы уже десятки тысяч человек. В то же время данный портал и другие подобные ресурсы пока еще остаются неизвестными широкой общественности. Как справедливо утверждает А. Метелев, в случае освещения различными средствами массовой информации «историй волонтеров с этого сайта», данное движение приобрело бы более широкую известность и популярность в современном российском обществе [4]. Как показывают результаты вышеуказанного опроса ВЦИОМ, подобного рода поддержка, к которой можно отнести и публикации в СМИ, могла бы способствовать более широкому вовлечению россиян в рассматриваемую деятельность [3].

Результаты эмпирических исследований, посвященных отношению к волонтерской и добровольческой деятельности непосредственно молодежи и, в частности, молодежи студенческой, показывают, что труд добровольцев и волонтеров в настоящее время еще не рассматривается молодыми людьми в качестве «нормы повседневной жизни» [5]. Как отмечает Е.А. Коган, осуществившая опрос студентов московских вузов с целью выявления их отношения к волонтерству как социальному явлению, волонтерство пока «не перетекает за рамки узкого круга людей», вовлеченных в данную деятельность (в ней, в соответствии с данными Е.А. Коган, задействована лишь незначительная часть молодежи). По

мнению данного автора, основная проблема современного российского волонтерского и добровольческого движения заключается в его недостаточной систематизированности, а также в отсутствии механизмов привлечения к добровольческой деятельности [6: 145]. В реальной действительности многие молодые люди просто элементарно не осведомлены о деятельности волонтерских и добровольческих организаций. Помимо этого, значительная часть молодежи проявляет неготовность к выполнению тех или иных практических действий, направленных на помощь нуждающимся в ней лицам. Достаточно распространенной в массовом сознании является точка зрения, согласно которой оказать помощь, тем, кто в ней нуждается, можно исключительно денежными средствами, которыми располагают преимущественно представители высокообеспеченных слоев населения (так называемые богатые). В то же время на практике люди зачастую испытывают потребность в так называемой «человеческой помощи».

Справедливости ради необходимо отметить, что в течение последних лет в России происходит рост популярности волонтерской деятельности, что проявляется, в том числе, и в увеличении числа публикаций в средствах массовой информации, посвященных данной тематике. Однако этих публикаций в настоящее время явно недостаточно, свидетельством чего выступает реально низкий уровень информированности большинства представителей российской молодежи о деятельности объединений волонтерской и добровольческой направленности. Так, в соответствии с данными опроса, проведенного Е.А. Коган, многие представители отечественной молодежи не осведомлены о работе волонтерских и добровольческих организаций: о деятельности последних хорошо известно 39% опрошенных молодых людей, еще 38% что-то слышали о наличии таких организаций, но не знают о том,

чем конкретно они занимаются, а 6% и вовсе не известно о существовании каких-либо объединений волонтерской направленности. Как следует из приведенных эмпирических данных, 44% молодых респондентов не осведомлены о различных аспектах, связанных с деятельностью волонтерских и добровольческих организаций [6: 147].

Можно предположить, что определенная часть из них могла быть вовлечена в рассматриваемую деятельность в случае надлежащего информирования и популяризации во-лонтерства в различных средствах массовой информации. Выше уже отмечалось, что к числу основных препятствий, мешающих эффективному развитию в современной России добровольческой и волонтерской деятельности, относится так называемый коммуникационный барьер. В отличие от западноевропейских государств, в нашей стране быть волонтером или добровольцем в настоящее время еще не считается престижным, что проявляется в фактическом отсутствии положительного образа лица, вовлеченного в деятельность соответствующей направленности. Вследствие доминирования в массовом сознании населения России определенных социальных стереотипов волонтерская и добровольческая деятельность пока еще развивается недостаточно эффективно, не получая одобрения в глазах значительной части граждан.

Интересно, что результаты исследования, проведенного Е.А. Коган, свидетельствуют о наличии большого потенциала развития волонтерской деятельности представителей российской молодежи: так, несмотря на то, что абсолютное большинство молодых людей (83%) никогда не занимались какой-либо волонтерской или добровольческой деятельностью, почти половина из них (45%) заявили о своем желании стать волонтерами. С учетом приведенных данных можно утверждать. что в

нашей стране имеется значительная группа молодежи, являющаяся потенциально готовой к осуществлению деятельности, направленной на оказание помощи нуждающимся в ней людям. Это возможно при условии надлежащего информирования о рассматриваемой деятельности и активной работе с потенциальными волонтерами и добровольцами [6: 147-148].

Результаты региональных исследований в целом коррелируют с аналогичными данными, полученными в ходе проведения опросов представителей студенческой молодежи. Так, в соответствии с материалами эмпирического исследования добровольческого и волонтерского движения в Тульской области, молодежь в целом демонстрирует положительное отношение к добровольчеству и волонтерству. Две трети опрошенных молодых людей (65%) считают важным осуществление деятельности общественно-полезной направленности на добровольной основе. Необходимо отметить, что восприятие рассматриваемой деятельности имеет определенную тендерную специфику, проявляющуюся в более позитивном отношении к добровольческой и волонтерской деятельности девушек по сравнению с юношами: среди первых, в частности, доля положительно оценивающих волонтеров и добровольцев составляет 71%, а среди вторых - 60%. Шестая часть респондентов, приблизительно 14%, характеризуется достаточно равнодушным отношением к добровольческой и волонтерской деятельности (равнодушных юношей здесь опять же оказалось больше равнодушных девушек: 18,5% и 8,5% соответственно). Негативное отношение к данной деятельности продемонстрировало достаточно небольшое число респондентов (5%), еще 7% молодых людей отметили, что они относятся к волонтерству и добровольчеству с подозрением [7: 257].

Анализ приведенных эмпирических данных показывает

необходимость учета при осуществлении деятельности, связанной с развитием и популяризацией добровольческой и волонтерской активности, тендерного и возрастного факторов, свидетельствует о целесообразности применения различных средств и способов привлечения данной категории граждан к деятельности волонтерского характера. В ряду

этих средств основополагающее значение имеет информационная работа, направленная на популяризацию волонтерского труда в среде современной российской молодежи: именно устранение информационных пробелов, выступает в качестве неотъемлемого условия привлечения молодых россиян к волонтерскому и добровольческому движению.

Примечания:

1. Шапка Е. Волонтерство сегодня: модный тренд или полноценная работа? URL: www.cogita.ru

2. О Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в РФ: распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2009 г. № 1054-р. URL: www.base.garant.ru

3. Что вдохновляет волонтеров? Пресс-выпуск ВЦИОМ. 1.09.2017 г. URL: www.wciom.ru

4. Эксперты: для развития волонтерства в РФ необходимо внимание СМИ и поддержка бизнеса. URL: www.tass.ru

5. См.: Касьянов В.В. Молодёжь в России XXI века: особенности и проблемы самореализации. Краснодар, 2016.

6. Коган Е.А. Отношение студенческой молодежи к волонтерской деятельности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. 2014. № 4 (36).

7. Сычева А.В. Добровольческое движение в молодежной среде: состояние и перспективы // Известия Тульского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. 2014. Вып. 1.

References:

1. Shapka E. Volunteering today: a fashion trend or a full-fledged work? [Electronic resource]. Access mode: www.cogita.ru

2. On the Concept of Assistance to the Development of Charitable Activities and Volunteering in the Russian Federation: Order of the Government of the Russian Federation dated by July 30, 2009 No. 1054-p ". [Electronic resource]. Access Mode: www.base.garant.ru

3. What inspires volunteers? Press release of VTslOM. 1.09.2017. [Electronic resource]. Access mode: www.wciom.ru

4. Experts: the development of volunteering in the Russian Federation requires attention of mass media and business support. [Electronic resource]. Access mode: www.tass.ru

5. See: Kasyanov V.V. Young people in Russia of the XXI century: features and problems of self-realization. Krasnodar, 2016.

6. Kogan E.A. Attitude of student youth to volunteering // Bulletin of Nizhny Novgorod University of N.I. Lobachevsky. Ser. Social Sciences. - 2014. - No. 4 (36).

7. Sycheva A.V. Volunteer movement in the youth environment: condition and prospects // News of Tula State University. Ser. The Humanities. - 2014. - Iss. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.