Научная статья на тему 'Самореализация молодежи в волонтерском движении как приоритетном направлении социальной и молодежной политики'

Самореализация молодежи в волонтерском движении как приоритетном направлении социальной и молодежной политики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2667
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ВОЛОНТЕР / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / SELF-REALIZATION / YOUTH / VOLUNTEER / YOUTH POLICY / VOLUNTEER MOVEMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хакимова Нурия Равильевна, Синяткина Александра Сергеевна

С целью выявления особенностей самореализации личности волонтеров проведено сравнительное исследование с применением методов контент-анализа и опроса. По результатам показаны цели и мотивы участия в добровольческом движении, а также особенности, степень удовлетворенности и успешность самореализации волонтеров. Показаны статистически достоверные различия значимости терминальных и инструментальных ценностей, а также различия в субъективной оценке реализованности ценностей. Результаты применимы в работе общественных и молодежных организаций, в деятельности по профориентации молодежи, привлечению молодежи к добровольческой деятельности, развитию деятельности молодежных волонтерских организаций, а также в разработке учебных пособий и курсов для студентов образовательных программ, связанных с работой с молодежью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-REALIZATION OF YOUNG PEOPLE IN VOLUNTEER MOVEMENT AS A PRIORITY DIRECTION OF THE SOCIAL AND YOUTH POLICY

In order to identify the characteristics of personal fulfillment of volunteers, a comparative study using the methods of content analysis and survey was conducted. The results reveal the objectives and motives of participation in volunteering, and especially the level of satisfaction and personal fulfillment of volunteers. Statistically significant differences in terminal and instrumental values' significance were revealed, as well as differences in the subjective evaluation of implemented values. The results are applicable to the work of public and youth organizations, in the activities of vocational guidance of young people, in the attraction of young people for volunteering, in the development of youth volunteer organizations, as well as in the development of teaching materials and courses for students of educational programs related to the work with youth.

Текст научной работы на тему «Самореализация молодежи в волонтерском движении как приоритетном направлении социальной и молодежной политики»

УДК 159.923 + 316.61

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В ВОЛОНТЕРСКОМ ДВИЖЕНИИ КАК ПРИОРИТЕТНОМ НАПРАВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Н. Р. Хакимова, А. С. Синяткина

SELF-REALIZATION OF YOUNG PEOPLE IN VOLUNTEER MOVEMENT AS A PRIORITY DIRECTION OF THE SOCIAL AND YOUTH POLICY

N. R. Khakimova, A. S. Sinyatkina

С целью выявления особенностей самореализации личности волонтеров проведено сравнительное исследование с применением методов контент-анализа и опроса. По результатам показаны цели и мотивы участия в добровольческом движении, а также особенности, степень удовлетворенности и успешность самореализации волонтеров. Показаны статистически достоверные различия значимости терминальных и инструментальных ценностей, а также различия в субъективной оценке реализованности ценностей. Результаты применимы в работе общественных и молодежных организаций, в деятельности по профориентации молодежи, привлечению молодежи к добровольческой деятельности, развитию деятельности молодежных волонтерских организаций, а также в разработке учебных пособий и курсов для студентов образовательных программ, связанных с работой с молодежью.

In order to identify the characteristics of personal fulfillment of volunteers, a comparative study using the methods of content analysis and survey was conducted. The results reveal the objectives and motives of participation in volunteering, and especially the level of satisfaction and personal fulfillment of volunteers. Statistically significant differences in terminal and instrumental values' significance were revealed, as well as differences in the subjective evaluation of implemented values. The results are applicable to the work of public and youth organizations, in the activities of vocational guidance of young people, in the attraction of young people for volunteering, in the development of youth volunteer organizations, as well as in the development of teaching materials and courses for students of educational programs related to the work with youth.

Ключевые слова: самореализация, молодежь, волонтер, молодежная политика, волонтерское движение.

Keywords: self-realization, youth, volunteer, youth policy, volunteer movement.

Современное общество представляет множество возможностей для развития, проявления и совершенствования различных качеств личности, однако у молодых людей все же возникают сложности самоопределения и самореализации. В то же время большинство представителей молодежи как социальной группы стремится найти путь в жизни, реализовать потенциал, связать свою жизнь с чем-то интересным и важным. Довольно часто эти потребности могут быть удовлетворены при участии молодежи в волонтерском движении.

В целом идея волонтерства как социального служения связана с понятием "социум" и с людьми, разделяющими идеи добровольной и бескорыстной помощи. В ХХ в. в Европе добровольчество стало обретать широкое распространение и стало важной составляющей демократического общества. Волонтерство рассматривается как форма гражданского участия в общественно полезных делах, способ коллективного взаимодействия и эффективный механизм решения актуальных социально-педагогических проблем [14].

В России понятие волонтерства формируется в 90-е гг. вместе с зарождением некоммерческих, общественных и благотворительных организаций, составляющих третий сектор экономики [2]. Законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" дано определение: "Волонтеры - граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополуча-теля, в том числе в интересах благотворительной организации" [12].

Концепцией содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства

РФ от 30 июля 2009 г. № 1054-р, благотворительная деятельность некоммерческих организаций, бизнеса и физических лиц, а также добровольческая активность граждан определяются как важнейшие факторы социального развития общества в таких сферах, как образование, наука, культура, искусство, здравоохранение, охрана окружающей среды и ряде других [5]. Содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства) в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отнесены к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики [4].

Движение волонтеров ориентировано на молодежь, имеющую желание в чем-либо себя проявить, стать полезнее и значимее для себя лично и для общества в целом. Поэтому благотворительные организации часто организуются при высших и среднеспециальных учебных заведениях, студенты которых могут обрести опыт, необходимый для будущей профессиональной деятельности [3].

Основными сферами приложения добровольческой деятельности являются социальная сфера, образование, охрана окружающей среды, предотвращение преступности, правовая защита, досуг [1].

При изучении волонтерского движения можно выделить ряд противоречий: многообразный опыт добровольчества не находит достаточного теоретического анализа; на практике оно активно реализуется, но законодательно регламентировано незначительно; волон-терство объективно необходимо, но существует очень

низкий уровень информированности населения о волонтерской деятельности.

История развития добровольчества связана с появлением различных направлений, требующих помощи и поддержки волонтеров. Каждый может выбрать направление волонтерской деятельности, которое позволяет реализовать свои цели, найти себя, осознать свое место в обществе, понять, как именно каждый человек может реализовать свой потенциал, помогая людям.

Человек способен наиболее полно раскрывать свои способности, качества и преимущества в общественно значимой деятельности, особенно если побуждение к данному виду деятельности исходит из потребностей самого человека. В таком случае реализация способностей личности в общественно значимой деятельности становится ее самореализацией.

Близким к самореализации является понятие самоактуализация, которая в гуманистических теориях рассматривается как стремление к самовыражению и основная потребность человека [10].

К. Роджерс рассматривает стремление к самореализации как врожденное, направленное на становление личности, приобретение ее целостности. Согласно автору, самоактуализация - неотъемлемая часть любой жизни, жизнь и есть самореализация, то есть максимальное раскрытие и использование своих возможностей, реализация своего потенциала. Множество потребностей человека объединяется в одно стремление к становлению и усилению организма. Автор считает, что движение человека вперед возможно лишь при правильном восприятии и осмыслении человеком своих целей, выборов, своего поведения [9].

Также понятие самореализации дано в работах Э. Фромма. Автор рассматривает ориентацию человека на продуктивное использование способностей и качеств личности в мире. «Понимание человеческой души должно основываться на анализе человеческих потребностей, вырастающих из условий существования». Согласно Э. Фромму, необходимой для самореализации является «продуктивная самореализация» [13].

Таким образом, понятие "самореализация" подразумевает стремление к раскрытию себя, реализации своего потенциала, сознательное стремление к достижениям. Обобщая теоретические подходы, можно сделать вывод, что стремление к самореализации является следствием мотивации. Понятие «мотивация» тесно связано с областью самореализации человека. Ценности человека обычно остаются стабильными, в то время как его потребности изменяются в зависимости от обстоятельств. Поэтому потребности стимулируют мотивацию человека, заставляют его проявлять активность в достижении поставленных целей, движении вперед, деятельном развитии.

В проведенном нами исследовании была поставлена цель изучения самореализации молодежи, участвующей в волонтерском движении. Исследование выполнено с применением методов: теоретического анализа научной литературы, качественного анализа информационных сайтов различных волонтерских организаций, действующих на территории РФ, контент-анализа сообщений (самоотчетов) волонтеров о результатах участия в волонтерском движении, опроса в форме анкетирования, опроса по методике М. Рокича, качественной и количественной обработки и интерпре-

тации полученных данных с применением метода оценки достоверности различий по Т-критерию Стью-дента, выполненного с помощью программы статистической обработки данных Статистика 5.5.

В качестве участников выступили молодые люди возрастной группы от 18 до 26 лет, имеющие опыт волонтерской деятельности. Для сравнения полученных результатов была сформирована контрольная группа, в которую вошли молодые люди от 18 до 26 лет, не имевшие опыта подобной деятельности.

Эмпирическое исследование проводилось в 4 этапа. На первом этапе нами было проанализировано наполнение сайтов таких молодежных волонтерских организаций, как "Российский Союз Молодежи", "Команда 2018", "Молодая Гвардия", а также социальной сети для волонтеров "Уо1Ше". Выявлено, что в деятельности по привлечению и мотивации молодежи эти организации делают акцент на возможности принадлежать к значимой общественной группе, чувстве сопричастности, приобретении опыта, полезных навыков и социальных связей, возможности самореализоваться, построить карьеру [11].

Далее в содержимом этих сайтов мы уделили внимание разделам с личными историями и осмыслением опыта волонтерства. Для обработки полученных данных применялся метод контент-анализа, позволяющий делать выводы о людях на основе анализа текста документа. Переменными были качественные характеристики свободного описания опыта участия и самореализации в волонтерской деятельности. Контент-анализ полученных описаний позволил выделить следующие категории:

- личный вклад в значимое дело, полезная деятельность ("Я рад, что внес свой вклад, что делал свое дело, и что вместе мы все, волонтеры, сделали лучшие Игры во всем мире!", "мы хотим сделать мир лучше", "Я сделала впервые в жизни что-то большое и полезное своими руками");

- исполнение мечты ("Волонтерство помогло мне исполнить свою мечту и связать свою жизнь с медициной");

- описание психологических (личностных) изменений ("это СОБЫТИЕ - одно из самых значимых для меня во всей моей недолгой жизни. Оно изменило меня. Если жизнь до Сочи, а есть - после, и это правда!", "Мне захотелось и дальше помогать людям, быть и дальше лучиком света, радовать людей", "Участие в проекте «Доброволец» стало для меня одним из самых больших открытий, открыло для меня целый мир и подарило чувство свободы, дало осознание того, что границ нет", "границы внутри людей мы сами можем преодолевать, помогая людям");

- указание на общественную значимость, важность для других людей ("Помогайте людям", "Я внесла вклад в общество");

- указание на реализацию способностей, ценности саморазвития ("Я смогла получить опыт работы в международной команде, увидела различия в культурах и восприятии мира");

- указание на возможность общения ("У меня появились друзья, с которыми я до сих пор общаюсь", "новые знакомства, пляж, песни под гитару", "Совместный быт до Игр");

- описание мотивов участия в волонтерском движении ("Волонтерство - это было такое стремление, внутренний порыв, я уверена, что большинство людей идет на это, исходя именно из своих внутренних целей, ради себя самого, хотя, да, конечно, мы хотим сделать мир лучше").

На втором этапе было проведено исследование мотивации молодежи к участию в волонтерском движении. Для этого была разработана анкета селективного типа и проведен анкетный опрос, основной целью которого было составление портрета современного российского молодого человека, причастного к добровольческой деятельности. Респонденты имели следующие качества: принадлежность к определенной возрастной категории, участие в деятельности какой-либо общественной организации. Опрос проводился дистанционно, опосредовано через сеть Internet.

В проведенном нами исследовании приняло участие в общей сложности 55 человек, 9 молодых людей и 46 девушек, средний возраст составил 20 лет. Такое соотношение девушек и юношей соответствует другим опубликованным данным исследований волонтерской деятельности, свидетельствующим о преобладании женщин в большинстве волонтерских организаций, что может быть связано с их альтруистичностью [8; 15].

Участники нашего исследования являются студентами или выпускниками различных учебных заведений РФ: Кемеровский государственный университет (Кем-ГУ), Российский Экономический университет им. Плеханова (РЭУ), Кемеровский государственный университет культуры и искусств (КемГУКИ), Томский политехнический университет (ТПУ), Томский государственный университет (ТГУ), Кубанский государственный университет (КубГУ), Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Сибирский государственный университет Путей Сообщений (СГУПС).

В основном молодые люди не задумываются о моральной стороне их волонтерской деятельности. Результаты исследования показали, что возможность помогать людям, бороться с наиболее острыми проблемами общества являются менее значимыми мотивами, чем возможность приобретения новых друзей, нового опыта и т. д. Это значит, что в основном молодежь более ориентирована на процесс их добровольческой деятельности, чем на результат, так как приоритетным для опрошенных нами молодых людей является мотив провождения времени с пользой.

На третьем этапе исследовались ценностные ориентации личности волонтеров по методике М. Рокича, основанной на приеме прямого ранжирования двух списков ценностей по 18 ценностей в каждом: терми-

Среди опрошенной молодежи волонтеров в возрасте от 18 до 20 лет оказалось 20 %, в возрасте от 21 года до 23 лет - 40 %, от 23 до 25 лет - 35 %, а волонтеров старше 25 лет - 5 %.

Большинство респондентов являются студентами различных высших учебных заведений (84 %), при этом 52 % студентов назвали учебу своим основным типом занятости, а 32 % опрошенных совмещают обучение и работу. Выпускниками высших учебных заведений являются 16 % опрошенных, из них 12 % работают в настоящее время, а 4 % временно не имеют работы. Данные о трудовом и учебном статусе волонтеров показывают, что в основном к самореализации через добровольческую деятельность стремятся студенты, не занятые трудовой деятельностью, что позволяет им наиболее активно участвовать в различных областях, требующих помощи добровольцев, широко реализуя свои способности, повышая уровень успешности самореализации.

Среди опрошенных 62 % уже были волонтерами в прошлом и считают этот опыт положительным. 19 % также имеют опыт волонтерской деятельности, однако считают его отрицательным. 14 % респондентов еще не были волонтерами.

Результаты опроса показали, что важными для волонтеров являются: потребность занять свободное время чем-то полезным, желание научиться чему-то новому, расширить круг общения, помочь нуждающимся людям. Это свидетельствует о том, что большая часть молодых людей, занимающихся волонтерской деятельностью, стремится как можно более полезно и осмысленно проводить свое свободное время, задумываясь также и о своей будущей профессиональной деятельности, навыки, знакомство и опыт для которой они могут приобрести, активно участвуя в деятельности своих молодежных общественных организаций.

нальных и инструментальных, отпечатанных на листах бумаги в алфавитном порядке. Для конкретизации критериев ранжирования используется методический прием, предложенный С. Р. Пантилеевым. Испытуемым предлагается учитывать не только значимость ценности, но и степень ее реализованности. Для этого после завершения ранжирования обоих списков испытуемым предлагается оценить в процентах степень реализован-ности каждой из ценностей в его жизни [7].

В исследовании приняли участие 50 человек, из которых 28 человек имели опыт волонтерской деятельности и 22 человека без подобного опыта привлекались в качестве контрольной группы для сравнения результатов. По результатам, приведенным в таблице 2, мы видим, что у имеющих опыт волонтерской деятельности

Таблица 1

Мотивы участия в добровольческой деятельности

Мотив Кол-во, чел. Доля, в %

Желание получить новый и интересный опыт 22 41

Желание бороться с определенной проблемой 4 7

Желание найти новых друзей и знакомых 20 37

Желание помогать людям 6 11

Желание проводить свободное время с пользой 37 67

Желание отплатить людям добром за добро 2 3

Возможность получить хорошую работу в будущем 3 5

в список предпочитаемых терминальных ценностей вошли: счастливая семейная жизнь, любовь, здоровье, наличие хороших и верных друзей, развитие, уверенность в себе. Предпочитаемыми инструментальными

Предпочитаемые 1

ценностями волонтеров являются: жизнерадостность, воспитанность, образованность, чуткость, ответственность, аккуратность.

Таблица 2

шости волонтеров

Ранг Терминальные ценности Ср. гр. ранг Р-ть, (%) Инструментальные ценности Ср. гр. ранг Р-ть, (%)

1 Счастливая семейная жизнь 5,3 67 Жизнерадостность 5,75 70

2 Любовь 5,4 68 Воспитанность 5,96 75

3 Здоровье 6,1 68 Образованность 6,14 68

4 Наличие хороших и верных друзей 7,6 63 Чуткость 6,82 68

5 Развитие 7,8 62 Ответственность 7,25 52

6 Уверенность в себе 8,0 65 Аккуратность, чистоплотность 7,42 63

Средняя групповая реализованность Тр 65,8 Ср. гр. реализованность Ир 66,3

Предпочитаемые ценности контрольной группы Таблица 3

Ранг Терминальные ценности Ср. гр. ранг Р-ть (%) Инструментальные ценности Ср. гр. ранг Р-ть (%)

1 Здоровье 3,3 65 Воспитанность 5,9 69

2 Любовь 5,0 55 Ответственность 6,2 62

3 Интересная работа 7,1 49 Чуткость 6,3 72

4 Материально обеспеченная жизнь 7,6 50 Образованность 6,4 64

5 Наличие хороших и верных друзей 8,2 54 Жизнерадостность 6,8 55

6 Познание 9,5 44 Независимость 8,3 48

Ср. гр. реализованность Тр 52,8 Ср. гр. реализованность Ир 61,7

В таблице 3 приведены предпочитаемые ценности контрольной группы (молодежи без опыта волонтерской деятельности). Анализируя полученные результаты, мы видим, что для них наиболее важными терминальными ценностями являются здоровье, любовь, интересная работа, материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей и познание. Предпочитаемыми инструментальными ценностями являются воспитанность, ответственность, чуткость, образованность, жизнерадостность, независимость.

При анализе данных, приведенных в таблице 2 и таблице 3, были выявлены расхождения в значимости терминальных и инструментальных ценностей в исследуемых группах. Так, в группе имеющих опыт волонтерской деятельности, интересная работа не вошла в список предпочитаемых терминальных ценностей, что, по нашему мнению, может быть связано с наличием интересной и значимой деятельности (добровольчества) вне работы. Также среди предпочитаемых ценностей данной группы присутствуют развитие и уверенность в себе, процент реализованности данных ценностей в группе достаточно высок (выше среднего), что свидетельствует о положительном влиянии добровольческой деятельности на реализацию предпочитаемых терминальных ценностей. Отсутствие материально обеспеченной жизни в списке предпочитаемых терминальных ценностей может быть обусловлено тем, что волонтерская деятельность не подразумевает материального вознаграждения за труд, что дает возможность

молодым людям по-другому оценить нематериальные параметры.

Среди предпочитаемых терминальных ценностей контрольной группы, помимо интересной работы, присутствует ценность материально обеспеченной жизни, что свидетельствует о большей ориентированности на традиционные ценности, прагматичности членов данной группы по сравнению с группой имеющих волонтерский опыт, однако процент реализованности данных ценностей в контрольной группе находится на среднем уровне, что может быть интерпретировано как более гипотетический, планируемый характер предпочтений, в то время как общий уровень реализованности терминальных ценностей в группе молодых людей, имеющих опыт добровольческой деятельности выше, чем в контрольной группе, что позволяет нам сделать вывод о том, что добровольческая деятельность влияет на реализацию предпочитаемых ценностей, что подтверждает гипотезу исследования.

Несмотря на то, что в двух исследуемых группах были выявлены различия в предпочтении ценностей молодых людей, инструментальные ценности (средства достижения поставленных целей) имеют большее сходство, как в ранжировании, так и в реализованно-сти. Например, молодые люди в обеих группах среди предпочитаемых инструментальных ценностей выделили воспитанность, образованность, ответственность, жизнерадостность и чуткость, при этом процент реали-зованности вышеперечисленных ценностей находится на одинаково высоком уровне (выше среднего) в обеих

группах. Полученные данные могут свидетельствовать о том, что современная молодежь, вне зависимости от характера своей деятельности, стремится к достижению целей одинаковыми путями и способами.

Для проверки достоверности различий, выявленных между участниками двух групп, применялся ^критерий Стьюдента. Статистический анализ показал, что наибольшее число различий между группами испытуемых было выявлено именно по показателям реа-лизованности ценностей, прежде всего терминальных. В таблице 4 представлены значимые результаты оценки достоверности различий при р < 0,05.

Из таблицы 4 мы видим, что среднее значение реа-лизованности ценностей значительно выше в группе респондентов-волонтеров, чем в контрольной группе, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

Показатели реализованности инструментальных ценностей имеют меньшие различия в группах. Только 2 ценности, указанные в таблице 5, имеют различия в реализованности в исследуемых группах.

По рангам значимости ценностей также различия выявлены только в двух ценностях. Контрольная группа более ценит здоровье и терпимость, чем группа волонтеров.

Таблица 4

Достоверные различия субъективных оценок реализованности терминальных ценностей исследуемых групп

Ценности Ср. гр. показатель волонтеров Ср. гр. показатель КГ 1-критерий Р < 0, 05

Активная деятельная жизнь 56,4 43,6 2,7 0,01

Жизненная мудрость 52,5 42,7 2,1 0,04

Интересная работа 62,1 49,1 2,7 0,01

Красота природы и искусства 48,2 29,5 4,6 0,00003

Любовь 68,9 55,5 2,2 0,03

Материально обеспеченная жизнь 62,1 49,5 2,3 0,02

Познание 55,4 43,6 2,2 0,03

Развитие 62,1 46,4 3,4 0,001

Свобода 56,8 40,5 3,2 0,002

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Счастливая семейная жизнь 67,1 51,4 3,1 0,004

Счастье других 36,8 25,4 2,3 0,03

Среднее значение реализованности 57,1 43,3

Достоверные различия субъективных оценок реализованности инструментальных ценностей исследуемых групп

Таблица 5

Ценности Ср. гр. показатель волонтеров Ср. гр. показатель КГ 1-критерий Р < 0, 05

Аккуратность, чистоплотность 63,2 47,7 3,5 0,001

Жизнерадостность 70,0 55,5 2,8 0,007

Таблица 6

Достоверные различия рангов значимости ценностей исследуемых групп

Ценности Ср. гр. показатель волонтеров Ср. гр. показатель КГ 1-критерий Р < 0, 05

ТЦ Здоровье 6,14 3,3 2,5 0,02

ИЦ Терпимость 11,8 8,6 2,3 0,025

Исходя из приведенных данных, полученных в результате нашего исследования, мы видим, что наиболее выраженные различия между группами существуют именно в субъективной оценке реализованности ценностей. В ранжированности инструментальных и терминальных ценностей различия существуют лишь в двух ценностях, указанных в таблице 6. Можно предположить, что данные результаты обусловлены схожими ценностями для данной возрастной группы. Однако между группой молодых людей, имеющих опыт добровольческой деятельности и контрольной группой, существуют заметные расхождения в субъективной оценке реализованности ценностей, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что у молодых людей, имеющих опыт добровольческой деятельности, и

молодых людей без подобного опыта, существуют различия в самореализации.

Статистический анализ показал, что наибольшее число различий между группами испытуемых было выявлено именно по показателям реализованности ценностей, прежде всего терминальных. Среднее значение реализованности ценностей значительно выше в группе респондентов-волонтеров, чем в контрольной группе, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

Исходя из приведенных данных, полученных в результате исследования, наиболее выраженные различия между группами существуют именно в субъективной оценке реализованности ценностей. В ранжированно-сти инструментальных и терминальных ценностей различия существуют лишь в двух ценностях, указанных в

таблице 6. Можно предположить, что данные результаты обусловлены схожими ценностями для данной возрастной группы. Однако между группой имеющих опыт добровольческой деятельности и контрольной группой существуют заметные расхождения в субъективной оценке реализованности ценностей, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу о различиях в самореализации. Судя по полученным данным, молодые люди, участвующие в волонтерском движении, ставят иные цели в своей жизни, чем контрольная группа участников, а также более полно реализует предпочитаемые цели.

Практическая значимость работы состоит в широком круге возможностей применения полученной в ходе исследования информации. Данные о самореализации молодежи в волонтерском движении могут быть использованы в работе различных общественных организаций, занимающихся работой с молодежью, в деятельности по профессиональной ориентации молодежи, для привлечения молодежи к добровольческой деятельности, развития и расширения деятельности молодежных волонтерских организаций, а также в разработке учебных пособий и курсов для студентов образовательных программ, связанных с работой с молодежью.

Литература

1. Азарова Е. С., Яницкий М. С. Психологические детерминанты добровольческой деятельности // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 306. С. 120 - 125.

2. Из истории волонтерства // Кто если не я: сайт. 2010. Режим доступа: http://ktoeslineya.ru/volonter/history

3. Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы. Режим доступа: http://www.isovet.ru/obshestvo/-otnosheniya/volonterstvo-v-rossii.html

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р). Режим доступа: http://base.garant.ru/194365/

5. Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации (одобрена Распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2009 г. № 1054-р). Режим доступа: http://base.-garant.ru/6726429

6. Коростылева Л. А. Самореализация личности в профессиональной сфере: генезис затруднений // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 5 / под ред. Г. С. Никифорова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2001. С. 90.

7. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992.

8. Мерсиянова И. В. Факторы вовлеченности россиян в добровольческую деятельность // Гражданское общество в России и за рубежом. 2011. № 2. С. 39 - 45.

9. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс; Универ-сум, 1994.

10. Серый А. В., Яницкий М. С. Формирование ценностно-смысловых ориентаций самоактуализирующейся личности как актуальная задача профессионального обучения // Вопросы общей и дифференциальной психологии: сборник научных трудов. Вып. 3. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999.

11. Синяткина А. С., Хакимова Н. Р. Особенности построения и функционирования социальных сетей молодежных волонтерских организаций // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 12-2(40). С. 29 - 34. Режим доступа: http ://human.snauka.ru/2014/12/8791

12. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008).

13. Фромм Э. Душа человека. М.: АСТ - ЛТД, 1998. 664 с.

14. Шекова Е. Добровольческие трудовые отношения: основные определения // Человек и труд. 2003. № 4. С. 37 - 38.

15. Шорохов К. Ю. Роль добровольчества в образовательном и профессиональном становлении молодежи (на примере регионального отделения Красного Креста) // Социология науки и технологий. 2014. Т. 5. № 4. С. 126 - 135.

16. Volunteer Life. Режим доступа: http://www.vollife.com

Информация об авторах:

Хакимова Нурия Равильевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития КемГУ, [email protected].

Nuriya R. Khakimova - Candidate of Psychology, Associate Professor; Assistant Professor at the Department of General Psychology and Psychology of Development, Kemerovo State University.

Синяткина Александра Сергеевна - магистрант Высшей школы экономики, Санкт-Петербург, [email protected].

Alexandra S. Sinyatkina - Master's Degree student at the School of Economics and Managment, St. Petersburg Higher School of Economics.

(Научный руководитель: Браун Ольга Артуровна - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и психосоциальных технологий КемГУ, [email protected].

Academic advisor: Olga A. Braun - Candidate of Psychology, Associate Professor, Assistant Professor at the Department of Social Psychology and Psycho-Social Technologies, Kemerovo State University).

Статья поступила в редколлегию 13.01.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.