ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
DOI: 10.15293/1813-4718.1901.01 УДК 374.1: 37.068
Буякова Кристина Игоревна
Аспирант кафедры управления образованием, Томский государственный университет, [email protected], ORCID 0000-0001-7877-408X, Томск
Малкова Ирина Юрьевна
Доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой управления образования, Томский государственный университет, [email protected], ORCID 0000-0003-2888-1578, Томск
ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МОЛОДЕЖИ В ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА БАЗЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Аннотация. В статье приводится актуальность добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи в России и мире. Добровольчество как общественно полезная деятельность, осуществляемая безвозмездно на основе свободного выбора в пользу третьих лиц, рассматривается в контексте неформального образования как ресурс для развития надпро-фессиональных компетенций волонтера.
Цель работы - обосновать актуальность разработки образовательных программ сопровождения обучающихся для развития надпрофессиональных компетенций, в частности их волонтерской деятельности в некоммерческих организациях.
Приводится сравнительная характеристика технологий педагогического сопровождения развития надпрофессиональных компетенций волонтеров в некоммерческих организациях в рамках программы «European Solidarity Corps» (ESC) и программы Национального исследовательского Томского государственного университета «Волонтерские практики». Рассматриваются группы надпрофессиональных компетенций, на развитие которых направлены программы «European Solidarity Corps» и «Волонтерские практики» ТГУ Исследование опирается на компетентностный подход и работы, рассматривающие волонтерскую деятельность в контексте ее образовательного потенциала. В заключение описываются трудности в организации педагогического сопровождения обучающихся на основе анализа результатов программы «Волонтерские практики» ТГУ Приводится практическая значимость для университета поддержки образовательных программ сопровождения добровольческой деятельности обучающихся в некоммерческих организациях местного сообщества.
Ключевые слова: молодежное добровольчество, молодежное волонтерство, надпрофес-сиональные компетенции, некоммерческая организация.
Введение в проблему. По данным всемирного индекса благотворительности (CAF World Giving Index) в 2018 г. тренд волонтерства сохраняется. Молодежь в мире (15-29 лет) поддерживает свой уровень вовлеченности в добровольческую деятельность с 2013 г., в отличие от других возрастных групп, где наблюдается
относительное снижение этого показателя (30-49 лет и 50+) [10].
Последние несколько десятилетий в мире, а также последние годы в России, происходит переосмысление роли и сущности феномена добровольчества (англ. уоШМеегг^ш). Современное мировое сообщество подразумевает под доброволь-
ческой деятельностью основу для построения гражданского общества, инструмент для наращивания его благосостояния, социального капитала и экономического роста.
По определению, добровольческая деятельность - это общественно полезная деятельность (индивидуальная или коллективная), осуществляемая людьми безвозмездно на основе доброй воли и свободного выбора в пользу третьих лиц или общества в целом. Согласно новой редакции ФЗ от 11.08.1995 (ред. от 05.02.2018) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ или оказания услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего1 Федерального закона [7]. В нашей статье мы будем использовать добровольчество и волонтер-ство как синонимичные понятия.
Ключевым принципом добровольчества, признанным глобальным сообществом [3; 11; 12], является положение о том, что пользу от добровольческой деятельности получают и люди, которым адресована помощь волонтеров, и сами волонтеры. Реальное добровольческое служение как общедоступная форма практики института социального служения способствует осознанию людьми того факта, что участие в жизни и делах общества приносит не только пользу нуждающимся в помощи, но и удовлетворение самому добровольцу, перспективу его личного совершенствования и самореализации. При организации волонтерской деятельности, согласно этому принципу, добровольчество для молодого человека становится эффективным способом построения социальных отноше-
1 Социальная поддержка и защита граждан, оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами и т. д. по списку.
ний, получения новых знаний и навыков и приносит чувство морального удовлетворения.
Организованная добровольческая деятельность как неформальная образовательная практика является важной частью образовательного процесса молодежи в рамках учебных учреждений разного уровня. В частности, в системе высшего образования она способствует формированию надпрофессиональных компетенций обучающихся, представляющих собой совокупность универсальных знаний, умений, личностных качеств, которые позволяют достигать положительных результатов как в профессиональной, так и в других сферах жизни. Этому находят подтверждение практики волонтерских объединений / центров / организаций, действующих в образовательных учреждениях в России, а также сама тенденция государственной поддержки волонтерских центров и организаций при учреждениях высшего образования, направленных на развитие, в том числе, профессиональных компетенций студентов, т. е. поддержка социально-профессионального волонтерства [1; 2; 5; 7].
Теоретическое исследование. Надпро-фессиональные компетенции, формируемые в рамках добровольческой деятельности, такие как коммуникативные (общение на родном и иностранном языках, умение проявлять и понимать разные точки зрения и мнения и т. д.); социально-гражданские (умение проявлять толерантность, способность осознать социальную значимость своей будущей профессии); учебно-познавательные (способность к самообразовательной деятельности); информационные или цифровые (способность критически анализировать информацию, использовать цифровые технологии) и др., согласно компетентностному подходу в педагогике, позволяют обучающемуся сформировать целостное представление об окружающем его мире, спо-
собность учиться в течение всей жизни и самостоятельно решать проблемы, основываясь на своем социальном опыте. В литературе (В. И. Байденко, Э. Ф. Зеер, Г. И. Ибрагимов, А. В. Хуторской и др.) надпрофессиональные компетенции также называют метапредметными, ключевыми, базовыми, общекультурными или гибкими (soft skills). Большое количество определений компетенций и их видов в компетентностном подходе к образованию свидетельствует, как отмечается многими исследователями, о сложности их измерения и оценивания (В. И. Байденко, Л. Н Боголюбов, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Г. И. Ибрагимов, Б. Оскарссон, К. Скала, В. Хутмахер, А. В. Хуторский и др.).
Одним из самых распространенных среди молодежи типов добровольчества является волонтерская деятельность в некоммерческих организациях (НКО), где под НКО понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками [7]. Благодаря большому количеству разнообразных объектов деятельности НКО добровольцы при организации могут помогать оказывать очень широкий спектр социально значимых услуг.
Наиболее масштабным примером взаимодействия волонтеров и некоммерческих организаций является программа Европейского Корпуса Солидарности (англ. European Solidarity Corps, ESC), программа, более известная как «Европейская Волонтерская Служба» (англ. European Voluntary Service, EVS). Программа позволяет молодым людям от 17 до 30 лет получать практический опыт через долгосрочное участие в деятельности некоммерческой организации в качестве волонтера. Эта программа реализовывалась при Европейской комиссии и являлась частью «Erasmus+» - программы по обучению молодежи, направленной на личностное и профессиональное развитие молодых лю-
дей посредством неформального образования. Кроме этого, «Erasmus+» ставит перед собой задачи по развитию партнерских отношений между странами и популяризации толерантности и гражданской активности молодежи [9]. В настоящий момент ESC является отдельной самостоятельной программой.
Являясь программой неформального образования, в проектах «Европейского Корпуса Солидарности» педагогическое сопровождение волонтера занимает одну из ведущих ролей. Главный постулат программы - «обучение через деятельность», согласно разработанному Дж. Дьюи принципом «learning by DOI: 10.15293/1813-4718.1901.01ng», предполагающим построение обучения на активной основе, через целесообразную деятельность обучающегося.
Волонтерство в контексте программы понимается как социальное служение, которое поможет молодому человеку применить свои знания на практике, а также развить ряд компетенций через погружение в новую среду. Так, Европейской комиссией выделяются 8 групп надпрофессиональ-ных или ключевых компетенций обучения на протяжении всей жизни, необходимых для любой сферы деятельности человека. Эти компетенции отражены в специальном сертификате Youthpass, который заполняется молодым человеком на основе рефлексивной оценки своего опыта участия в проекте «Европейской волонтерской службы» [13]:
1) общение на родном языке;
2) общение на иностранном языке;
3) математические компетенции и базовые компетенции в науке и технологиях;
4) технологические компетенции;
5) способность к обучению;
6) социальные и гражданские компетенции;
7) инициативность и предприимчивость;
8) культурное сознание и самовыражение.
В волонтерских проектах программы
ESC действуют два основных субъекта,
отвечающих за педагогическое сопровождение волонтера. Во-первых, это Национальное агентство (НА) страны, в которой реализуется проект. Главными образовательными инструментами, за которые отвечает НА, являются тренинги для волонтеров. В период проекта каждый участник обязуется посетить два образовательных мероприятия: тренинг «по прибытию» (англ. on-arrival training) и тренинг «середины проекта» (англ. mid-term training). Тренинг «по прибытию» ставит перед собой цель познакомить волонтеров друг с другом, со страной и ее культурой, а самое главное - определиться с целями своего проекта. Следующий тренинг направлен на планирование инициативного проекта волонтера, который он может реализовать в рамках НКО. Целью этих тренингов является рефлексия волонтером формируемых компетенций из списка 8 групп ключевых компетенций программы.
Во-вторых, педагогическое сопровождение в течение проекта оказывает сама принимающая организация, в которой предстоит работать волонтеру. Главным субъектом педагогического сопровождения со стороны организации выступает тьютор, в задачу которого входит поддержка добровольца в вопросах, касающихся его деятельности в организации. Формами взаимодействия тьютора и волонтера могут выступать регулярные беседы, совместное ведение дневника, обсуждение совещаний сотрудников, благодаря которым волонтер может отрефлексировать полученный опыт, определить вектор деятельности в организации и необходимые для этого навыки и компетенции. Вместе с тьютором волонтер занимается заполнением YouthPass, формулированием и отражением приобретенных им компетенций. Педагогическое сопровождение, направленное на помощь волонтерам в рефлексии полученного ими практического опыта, является важной частью взаимодействия волонтера и организации в программе «Евро-
пейского Корпуса Солидарности».
Многие отечественные вузы, реализуя собственную социальную миссию или «третью роль» - участие в развитии местного сообщества, выстраивают взаимодействие с некоммерческими организациями своего региона. Реализация компетент-ностного подхода зависит от общей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается обучающийся [6, с. 14]. Осуществление волонтерской деятельности на базе НКО для студента-волонтера может стать не только значимым социальным, но и первым профессиональной опытом.
Одним из примеров является программа «Волонтерских практик» [2; 8], реализуемая центром социально-профессионального волонтерства при Томском государственном университете с 2016 г. Волонтерскую практику можно определить как вид системной добровольческой деятельности на базе некоммерческой организации, направленной на практическую подготовку студентов и призванную повысить социальную и гражданскую активность студентов на основе оказания безвозмездной помощи в реализации мероприятий, нацеленных на решение актуальных социальных проблем [8]. В свою очередь, волонтерские практики являются ресурсом для НКО: квалифицированная помощь заинтересованного волонтера, новые идеи оптимизации и развития деятельности организации, партнерские отношения с университетским сообществом.
Волонтерская практика является практическим этапом образовательного факультативного курса, посвященного изучению феномена добровольчества: студенты знакомятся с видами и историей волон-терства, методами организации волонтерской деятельности и некоммерческими организациями региона. По итогам курса студенты выбирают НКО для прохождения внеучебной практики. Педагогическое сопровождение студента в рамках волонтер-
ской деятельности направлено на развитие его надпрофессиональных навыков и осуществляется центром волонтерства вуза согласно следующим принципам:
- ориентация на личные и профессиональные интересы (выбор организации осуществляется студентом на основе его интересов и направления подготовки);
- включенность в практическую деятельность (студент погружается в деятельность организации и имеет консультационную поддержку со стороны вуза в процессе практики);
- целенаправленность (волонтерская практика направлена на развитие надпро-фессиональных навыков и последующую саморефлексию студента);
- добровольность (волонтерская практика отличается от учебной практики добровольным характером);
- долгосрочность (сроки волонтерской практики варьируются от двух - трех недель до двух - трех месяцев и зависят от возможностей студента).
По итогам прохождения волонтерской практики студент готовит аналитический отчет, включающий описание деятельности в организации, анализ личных успехов, достижений, дефицитов в работе и приобретенных / развитых надпрофессиональ-ных компетенций.
В ходе реализации программы волонтерских практик центром волонтерства ТГУ была выделена ключевая трудность,
заключающаяся в педагогическом обеспечении развития надпрофессиональных компетенций. С одной стороны, НКО заинтересованы в краткосрочной помощи волонтеров, а также в поддержании работы своей постоянной команды волонтеров, но с другой стороны, проявляет низкую степень готовности к включению волонтера в повседневную деятельность НКО и его организационному и педагогическому сопровождению. НКО также имеет дефицит человеческих ресурсов в обучении волонтеров и поддержании их мотивации к регулярной добровольческой деятельности в организации. В условиях этой специфики взаимодействия НКО с волонтерами ключевым посредником между ними может стать вуз как носитель ценностей волон-терства и субъект педагогического сопровождения обучающихся в процессе их волонтерской деятельности.
Университет заинтересован, с одной стороны, в развитии надпрофессиональ-ных компетенций студентов, участвуя в неформальном образовании обучающихся, и, с другой стороны, в партнерских отношениях с некоммерческим сектором местного сообщества, реализуя свою социальную, «третью» миссию, в связи с чем актуальным остается проблема организации педагогического сопровождения обучающихся для развития надпрофессиональных компетенций, в частности их волонтерской деятельности в некоммерческих организациях.
Библиографический список
1. Волонтерская организация «Здоровые университеты» [Электронный ресурс]. -URL: http://www.ssmu.ru/ru/soc_rabota/student/ volontery/ (дата обращения: 07.10.2018).
2. Волонтерские практики центра социально-профессионального волонтерства ТГУ «UNIVOL» [Электронный ресурс]. - URL: http://univol.tsu.ru/practices/ (дата обращения: 07.10.2018).
3. Добровольцы Организации Объединенных Наций. Стратегическая рамочная програм-
ма ДООН на 2018-2021 годы [Электронный ресурс] // Организация объединенных наций. -URL: http://undocs.org/ru/DP/2018/6 (дата обращения: 09.09.2018).
4. Единая социально-профессиональная компетентность выпускника университета: понятие, подходы к формированию и оценке: раздаточный материал для проведения занятий / сост. И. А. Зимняя. - М.: МИСИС, 2008. - 24 с.
5. Лучшие волонтерские практики Томского государственного университета [Элек-
тронный ресурс] / авт.-сост. Е. Г. Сырямкина, Т. Б. Румянцева, К. И. Угольникова и др.; дизайн У. И. Гилева; ред. Е. В. Лукина; вступ. ст. Э. В. Галажинского. - Томск: [б. и.], 2016. -URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/ Repository/vtls:000554515 (дата обращения: 09.09.2018).
6. Малкова И. Ю., Абакумова Н. Н. Компе-тентностный подход в образовании: организация и диагностика. - Томск: ТГУ, 2007. - 368 с.
7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства): Фе-дер. закон от 05.02.2018 №№ 15-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/7do cbody=&firstDoc= 1 &lastDoc=1 &nd= 102460002 (дата обращения: 15.05.2018).
8. Омарова А. М. Инновации в образовании: внедрение системы социальных практик в учебный процесс вуза // Инноватика - 2015: сборник материалов XI Международной школы-конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, 21-23 мая 2015 г. - Томск: ТГУ, 2015. - С. 572-577.
9. About Erasmus + // European Commission
[Электронный ресурс]. - 2018. - URL: http:// ec.europa.eu/programmes/erasmus-plus/about_en (дата обращения: 12.06.2018).
10. CAF World giving index 2017 [Электронный ресурс]. - P. 24-26. - URL: https:// www.cafonline.org/about-us/publications/2017-publications/caf-world-giving-index-2017 (дата обращения: 02.06.2018).
11. Programming volunteerism for development: Guidance Note [Электронный ресурс]. - 2009. - URL: http://www.undp.org/ content/dam/samoa/docs/Guidance_Note_on_ volunteerism_for_development.pdf (дата обращения: 17.09.2018).
12. The Universal Declaration on Volunteering [Электронный ресурс]. - URL: https://www. iave.org/iavewp/wp-content/uploads/2015/10/ universal-delcaration-on-volunteering.pdf (дата обращения: 27.09.2018).
13. Youthpass Guide [Электронный ресурс] // European Commission. - 2017. - URL: https://www.youthpass.eu/downloads/13-62-64/ Youthpass%20Guide%2018-10-2011.pdf (дата обращения: 22.04.2018).
Поступила в редакцию 18.12.2018
Buyakova Kristina Igorevna
PhDstudentofTomskState University, [email protected], ORCID0000-0001-7877-408X, Tomsk
Malkova Irina Yurievna
Dr. Sci. (Pedag.), Head of Department of Management of Education Tomsk State University, [email protected], ORCID 0000-0003-2888-1578, Tomsk
OPPORTUNITIES AND PROBLEMS OF KEY COMPETENCES DEVELOPMENT OF YOUTH IN VOLUNTERS ACTIVITIES AT NON-PROFIT ORGANISATION
Abstract. In the article the relevance of youth volunteering in Russia and in the world is provided. Volunteering is socially beneficial activity carried out free of charge on the basis of free choice in favor of third parties. Volunteer activities as a type of non-formal education and a resource for the development of key competencies of a volunteer was discussed. The aim of the study is to justify a relevance of the educational programs supporting students and their key competences developing, particular volunteering activities in non-profit organizations, was substantiated in the article.
Pedagogical support technologies of the volunteers key competencies development in non-profit organizations comparative description in "European Solidarity Corps (ESC)" and the National Research Tomsk State University "Volunteer Practices" programs terms were given.
The groups of key competencies in "European Solidarity Corps" and "Volunteer Practices" of TSU programs were considered. The study is based on the competence approach and papers that considers volunteering in the context of its educational potential. The conclusion the difficulties in organization of pedagogical support for students based on the "Volunteer Practices program of the TSU" results analysis were described. The practical significance of educational programs for the volunteering activities support of students in the local community non-profit organizations for the university were given.
Keywords: youth volunteerism, youth, key competences, non-profit organization.
References
1. Volunteer organization "Healthy Universities". Siberian State Medical University [online]. Available at: http://www.ssmu.ru/ru/soc_rabota/stu-dent/volontery/ (accessed: 07.10.2018). (In Russ.)
2. Volunteer practices of the center of social and professional volunteering at TSU "UNIVOL". [online]. Available at: http://univol.tsu.ru/practic-es/ (accessed: 07.10. 2018). (In Russ.)
3. United Nations Volunteers UNV Strategic Framework, 2018-2021. United Nations. [online]. Available at: http://undocs.org/ru/DP/2018Z6 (accessed: 09.09.2018). (In Russ.)
4. Zimnyaya, I. A., 2008. The uniform social and professional competence of the graduate: the concept, approaches to the formation and evaluation. Moscow: MISIS Publ., p 24. (In Russ.)
5. Syryamkina, E. G., Rumyantseva, T. B., Ugolnikova, K. I. and others., 2016. Best volunteer practices of Tomsk State University. Tomsk: [b. i.] Publ. [online]. Available at: http://vital.lib.tsu.ru/ vital/access/manager/Repository/vtls:000554515 (accessed: 09.09.2018). (In Russ.)
6. Malkova, I. Yu., Abakumova, N. N., 2007. Competence approach in education: organization and diagnostics. Tomsk: Tomsk State University Publ., 368 p. (In Russ.)
7. About changes to certain legislative acts of the Russian Federation on volunteering issues. RF Federal Law dated 05 February 2018, No 15-FZ. [online]. Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?-docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102460002
(accessed: 15.05.2018). (In Russ.)
8. Omarova, A. M., 2015. The innovations in education: the introduction of social practices system into the university's educational process. In-novation-2015: Proc. of Xl-th International school conference of students, graduate students and young scientists. Tomsk: Tomsk State University Publ., pp. 572-577. (In Russ.)
9. About Erasmus +, 2018. European Commission [online]. Available at: http://ec.europa. eu/programmes/erasmus-plus/about_en (accessed: 12.06.2018). (In Eng.)
10. CAF World giving index 2017, pp. 24-26. [online]. Available at: https://www.cafonline.org/ about-us/publications/2017-publications/caf-world-giving-index-2017 (accessed: 02.06.2018). (In Eng.)
11. Programming volunteerism for development: Guidance Note, 2009. [online]. Available at: http://www.undp.org/content/dam/samoa/docs/ Guidance_Note_on_volunteerism_for_develop-ment.pdf (accessed: 17.09.2018). (In Eng.)
12. The Universal Declaration on Volunteering. [online]. Available at: https://www.iave. org/iavewp/wp-content/uploads/2015/10/univer-sal-delcaration-on-volunteering.pdf (accessed: 27.09.2018). (In Eng.)
13. Youthpass Guide, 2017. European Commission. [online]. Available at: https://www. youthpass.eu/downloads/13-62-64/Youthpass%20 Guide%2018-10-2011.pdf (accessed: 22.04.2018). (In Eng.)
Submitted 18.12.2018