Научная статья на тему 'Волонтерские организации учебных заведений как фактор формирования социально-культурного пространства'

Волонтерские организации учебных заведений как фактор формирования социально-культурного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
940
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / МОЛОДЕЖНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ / ЛИДЕРСТВО / ИНСТИТУТЫ / ГОСУДАРСТВО / ЗАКОН / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / YOUTH / ACTIVITY / VOLUNTARY MOVEMENT / CIVIL ACTIVITY / SOCIETY / YOUTH SOCIAL MOVEMENT / LEADERSHIP / INSTITUTES / THE STATE / THE LAW / THE STATE YOUTH POLICY / ORGANIZATION OF WELFARE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Великанова Елена Валентиновна

Рассматриваются возможности общественной активности молодежи, добровольческой деятельности, способствующей повышению социальной активности личности, воспитанию полноценного гражданина своей страны, а также затрагиваются исторические и современные подходы общественных движений в России и Тамбовском крае. Основное внимание уделяется рассмотрению ряда проблем, касающихся участия добровольческого движения молодежи в регулировании отношений государственных систем и молодежных движений, способствующих развитию добровольческих движений и приводящему к увеличению гражданской активности населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUNTARY ORGANIZATIONS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS FORMATION FACTOR OF SOCIO-CULTURAL SPACE

The possibilities of public activity of youth, the voluntary activity promoting increase of social activity of the person, education of the high-grade citizen of the country are considered, and also historical and modern approaches of social movements in Russia and the Tambov edge are mentioned. The main attention is given to consideration of some problems concerning participations of voluntary movement of youth in regulation of relations of the state systems and the youth movements promoting development of voluntary movements and leading increase of civil activity of the population.

Текст научной работы на тему «Волонтерские организации учебных заведений как фактор формирования социально-культурного пространства»

УДК 008:316.6+7:316.6

ВОЛОНТЕРСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

© Елена Валентиновна ВЕЛИКАНОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, e-mail: bumerang-61@mail.ru

Рассматриваются возможности общественной активности молодежи, добровольческой деятельности, способствующей повышению социальной активности личности, воспитанию полноценного гражданина своей страны, а также затрагиваются исторические и современные подходы общественных движений в России и Тамбовском крае. Основное внимание уделяется рассмотрению ряда проблем, касающихся участия добровольческого движения молодежи в регулировании отношений государственных систем и молодежных движений, способствующих развитию добровольческих движений и приводящему к увеличению гражданской активности населения.

Ключевые слова: молодежь; деятельность; добровольческое движение; гражданская активность; общество; молодежное общественное движение; лидерство; институты; государство; закон; государственная молодежная политика; организация социально-культурной деятельности.

Развитие волонтерского движения на современном этапе все более приобретает черты самоуправления, способствующего духовному совершенствованию личности и помогающего адаптации в обществе, преодолению кризисных ситуаций, приобретению профессиональных навыков.

Часто употребляемое в последнее время слово «волонтер» (означает «доброволец», «желающий»), произошло от французского уо1оМат и от латинского уоЫМапш. Истоком зарождения волонтерства считают ХУШ-Х1Х вв., когда массовой стала агита-

ция добровольного служения в армии как идеи социального служения «социуму».

Исследователи по-разному дают краткую характеристику истории волонтерского движения в России, отмечая, что она отличается от зарубежной. Исходя из этого, характеристику ситуации становления волонтерского движения в России можно разбить на несколько этапов.

1. Принятие на Руси христианства в 988 г. способствовало приходу верующих в монастыри, где они выполняли различную работу.

2. В монастырях при Ярославе Мудром открытие бесплатного «книжного учения» для малоимущих граждан (обучение грамоте и письму).

3. Создание в XIX в. земств - некоммерческих общественных организаций, которым принадлежало большинство начальных школ, где охотно преподавали волонтеры.

4. Оказание монахинями московской Свято-Никольской обители помощи раненным во время Германско-французской войны (1870-1871 гг.), что способствовало созданию волонтерского движения - службы сестер милосердия (с 1879 г. «Российское общество Красного Креста»).

5. Волонтерское движение в советское время: комсомольские, пионерские и тимуровские отряды (подсобные работы в строительстве, на уборке урожая и в других областях; всевозможные общественные объединения охраны природы и памятников).

6. В 1980-е гг. добровольцы ехали поднимать целину, участвовали в строительстве БАМ (с одной стороны, массовый молодежный задор строительства БАМ, с другой -государство компенсировало зарплатой тяжелые условия жизни). Работы на субботниках, уборках урожая или шефской работы осуществлялись безвозмездно, но имели три особенности:

1) обязательность; 2) общественное принуждение; 3) добровольность. Закона о добровольческом труде в советской России не было.

7. В Российской Федерации в 1990-е гг. начал законодательно закрепляться институт добровольчества. «Содержание и форма волонтерского труда в современной России начинает формироваться одновременно с зарождением третьего сектора экономики (1990-е г.), который составляют некоммерческие, общественные и благотворительные организации» [1].

8. В Российской Федерации в 1995 г. добровольчество приобретает организованный характер. Принят федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

9. Появление первых некоммерческих организаций в Москве и Санкт-Петербурге, с 1997 г. добровольчество получает развитие в Вологодской области, Сибири, Нижнем Новгороде и других регионах Российской Федерации.

10. Провозглашение Организацией Объединенных Наций в 2001 г. Международного года добровольцев.

В настоящее время большую популяр -ность добровольчество приобретает среди подростков, молодежи, особенно в среде студенчества.

Заместитель Председателя Совета Федерации Ю.Л. Воробьев в своем интервью кратко охарактеризовал ситуацию становления волонтерского движения в России, отметив, что оно существуют давно. Так, «В ряде российских регионах при участии молодежи реализуются проекты «Малая Родина», «Добровольная помощь населению». Также в качестве альтернативы военной службе молодежь привлекается к общественно-полезной деятельности. Сама суть добровольческого движения направлена на вовлечение граждан в общественную жизнь страны, на искоренение безразличия и бездушия к своей истории и к судьбе каждого, на возрождение традиций благотворительности, которой Россия всегда была наделена как неотъемлемой частью и особенностью русского характера. Именно добровольчество дает возможность молодежи использовать и применять на деле опыт, наработанный поколениями» [2].

На сайте Управления по связям с общественностью Администрации Тамбовской области отмечается, что «одним из важнейших направлений в сфере молодежной политики является поддержка и развитие добровольчества на территории Тамбовской области. Большое внимание уделяется поддержке и развитию социальных служб на базе вузов и ссузов области. В настоящий момент во всех высших и средних учебных заведениях области созданы и осуществляют свою деятельность волонтерские отряды» [3].

Принято считать, что добровольческий отряд - это команда активистов, которая может быть создана во всех высших и средних учебных заведениях. «Добровольческий отряд - это команда от 3 до 30 человек активистов, созданная и работающая на базе общественной организации, молодежного центра, учреждения дополнительного образования, учебного заведения и т. п. (необходимо установленное место для сбора членов отряда). Возглавляет отряд лидер - активист, волонтер в возрасте от 15 лет (желательно старшеклассники или студенты старших курсов),

обладающий лидерскими качествами и организаторскими способностями, имеющий авторитет среди своих сверстников. Особое место в деятельности отряда занимает куратор. Кураторами могут быть молодые педагоги общеобразовательных учреждений, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, молодежных центров, домов творчества, психологов, специалистов по работе с молодежью, медицинских работников и т. п.» [4].

Сложившееся представление о деятельностных основах существующего добровольческого движения в учебных заведениях основано, в основном, на полноценной социальной и культурно-досуговой деятельности, т. е. оно держится на энтузиазме, инициативе и активности учащийся молодежи. Теоретики и практики отмечают, что в целостной структуре образовательного процесса существуют два самостоятельных процесса - обучение и воспитание. Процесс обучения (преподавание и учение) формирует знания, умения, навыки, развитие многогранных способностей личности, а процесс воспитания формирует определенную систему освоения норм и правил через специально организованную деятельность.

Практика показывает, что на современном этапе во многих учебных заведениях воспитательная работа стала восприниматься как волонтерская деятельность. Однако традиции воспитательной работы - основа гражданского становления личности, где добровольчество / волонтерство является звеном целой системы. Однако традиция существования воспитательной системы не должна звучать как волонтерская деятельность. Воспитательная система складывалась веками и имеет свои традиции, методики организации. Авторы конспекта лекций «Теория и методика воспитания» Л.Н. Седова, Н.П. Толсто-луцких отмечают: «... данный термин был введен в науку русским просветителем середины XVIII в. И.И. Бецким, деятельность которого была направлена на то, чтобы путем воспитания создать «новую породу людей». Соотношение понятий «воспитание как общественное явление» и «воспитание как педагогическое явление» заключается в следующем: воспитание как педагогическое явление (воспитательный процесс) выступает составной частью (педагогическим компо-

нентом) воспитания как общественного явления (социализации), охватывая сферу, называемую контролируемой социализацией» [5]. Следовательно, к сфере контролируемой социализации относится деятельность добровольческих / волонтерских организаций и объединений, представляющих собой воспитание как общественное явление. В тоже время теми же авторами подтверждается тот факт, что «. воспитание как общественное явление - это объективно существующий и реализуемый в соответствии с конкретноисторическими условиями способ подготовки подрастающего поколения к полноценной жизнедеятельности в обществе. На современном этапе воспитание как общественное явление чаще всего рассматривают как синоним понятия «социализация», под которой понимают интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организацию), как усвоение субъектом элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности» [5].

В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шия-нов в учебном пособии «Педагогика», изданном в 2007 г. отмечают, что понятие социализации сложилось в структурно-функциональном направлении Т. Парсонса и Р. Мертона (американские социологи), и их представление о ней раскрывается с позиции адаптации. «. Понятие адаптации, являясь одним их центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Это понятие было экстраполировано в обществознание и стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является адапти-рованность личности к различным социальным ситуациям, микро- и макрогруппам. С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам» [9].

Добровольческая / волонтерская деятельность отмечается своей мобильностью, быстрым реагированием и в то же время формированием своих традиций, используя исторические корни зарождения и практи-

кующийся опыт как в России, так и за рубежом. Имеющая постоянные команды волонтерская организация вовлекает добровольцев в социально-культурную, значимую деятельность, из которых впоследствии создаются новые группы, существующие сами по себе или в дальнейшем объединяющиеся в официально зарегистрированные общественные организации или автономные добровольческие группы.

Появление большого количества новых самодеятельных организаций - добровольческих/волонтерских отрядов, привносит новую волну инновационного становления демократичного общества. Отмечается, что порождение самоорганизации добровольческого / волонтерского сообщества непроизвольно увеличивает контроль и управление различными государственными структурами за волонтерами, что неприемлемо к данной работе. Это внутреннее движение самоуправления, его ядро - внутренняя энергия личностей к самоорганизации, которую надо только поддерживать. Практический опыт показывает, что создание Союза волонтерских организаций и движений, координационных добровольческих советов должно объединять фонды и организации, в которых имеются опытные лидеры-практики данного направления. Так, исследователь Л.А. Акимова правильно отмечает, что «появление новых самодеятельных организаций, действующих как совокупный субъект самоуправления -яркое свидетельство процесса демократизации, идущего снизу» [10, с. 66].

Хорошо организованная работа студенческих добровольческих отрядов, действуя на основе самостоятельно составленного плана работы с учетом инициации участия в основных традиционных культурно-досуговых мероприятиях учебного заведения, не замещает воспитательную работу учебного заведения, а вносит новые идеи и инновационные методики самоуправления. Общеизвестно, что составляющей воспитательной работы в вузе является специально организуемая педагогическая деятельность в свободное от учебы время, где формирование определенных качеств личности происходит в процессе регулирования отношений педагога при определенной цели и поставленных им задач запланированного мероприятия. В дан-

ном процессе предусматривается и регулирование отношений социальных институтов.

Волонтерская деятельность дополняет воспитательный процесс содержательным самоуправляющим блоком инициативности и инновационности, зачастую создавая положительный имидж и действуя при образовательном учреждении, вносит большую роль в профориентационную работу. Скорее всего, это полноценное самоуправляющее «социально-культурное партнерство», которое созвучно недавно появившемуся понятию «социальное партнерство». «Термин «социальное партнерство» является новым для сегодняшней России. Его смысл состоит в налаживании конструктивного взаимодействия между тремя силами, действующими на общественной арене, - государственными

структурами, коммерческими предприятиями и общественными организациями. Представители каждого сектора обычно по-разному осознают собственную ответственность и социальные проблемы, имеют разные возможности, ресурсы для помощи и, наконец, разные представления о самой природе социальных проблем. Органы государственной власти и местного самоуправления являются сторонами социального партнерства» [8,

с. 51]. Предлагаемый нами термин «социально-культурное партнерство» - это взаимодействие общественных организаций, добровольческих / волонтерских объединений с социальными институтами в различных сферах жизнедеятельности человечества с позиции партнерских отношений с обществом и исполнительной властью для выработки и реализации совместных социально-культурных инициатив в рациональном использовании свободного времени.

Можно смело утверждать, что добровольческие / волонтерские отряды в учебных заведениях выступают в качестве равноправного с государством субъекта социальной и культурно-досуговой работы, т. к. социально-творческая деятельность в условиях инициативности участников направлена на полезные, значимые дела. «Наиболее высокого уровня развития социально-творческая деятельность достигает в условиях инициативных объединений, для которых поддержка народных инициатив и организация населения на общественно-полезные дела составляет основную цель и содержание работы. Воз-

никновение их закономерно связано с ростом творческой активности масс, демократизацией общественной жизни в перестроечный и постперестроечный периоды. Основная особенность этих объединений состоит в том, что они возникают не столько для внутригрупповой работы, сколько для активного воздействия на социальное окружение» [9].

Мы согласны с исследователями в том, что инициативные группы и объединения в образовании имеют такие функции, как «. образовательные (реализуются через передачу знаний, умений и навыков, системы культурных ценностей), воспитывающие (заключаются в формировании системы ценностных ориентаций и отношений в процессе воспитания и обучения), развивающие (представляют собой развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств личности, логических приемов, операций, суждений, умозаключений; познавательной активности, интересов, способностей), социализирующие (проявляются в приобретении опыта совместной деятельности, овладении системой общественных отношений и социально приемлемого поведения)»

[10], включая организаторскую деятельность, реализующую такие функциональные позиции, как «целеполагание, планирование, координация, анализ эффективности и т. п., что можно отнести к регуляторской позиции» [5], т. к. они совпадают с досуговой деятельностью и в вузе всегда имеет место курирование данных процессов опытным педагогом или опытным лидером.

В теории и методике воспитательной работы Л. Н. Седова, Н. П. Толстолуцких выделяют три группы функций.

«Первая группа функций воспитательной работы связана с непосредственным воздействием педагога на ученика и включает: а) изучение индивидуальных особенностей его развития, окружения, интересов; б) программирование воспитательных воздействий; в) реализацию комплекса методов и форм индивидуальной работы с учеником; г) анализ эффективности воспитательных воздействий.

Вторая группа функций связана с созданием воспитывающей среды и включает:

а) сплочение коллектива и формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;

б) вовлечение учащихся в разнообразные ви-

ды общественно полезной деятельности;

в) развитие детского самоуправления.

Третья группа функций направлена на упорядочение влияния субъектов, взаимодействующих в ходе воспитательного процесса и охватывающих: а) координацию деятельности семьи и школы; б) взаимодействие с педагогическим коллективом; в) коррекцию воздействия средств массовой коммуникации; г) нейтрализацию негативных воздействий социума; д) взаимодействие с другими образовательными учреждениями.» [5].

Однозначно правильным считаем, что в воспитательной системе образовательных учреждений без куратора или человека, осуществляющего эту деятельность невозможно сохранить опыт и преемственность, т. к. обучение в образовательных учреждениях кратковременно, а основное место любой воспитательной системы - организаторская деятельность. «Организаторская деятельность -практическая деятельность по созданию связей, взаимодействия между субъектами деятельности, а также управление ее процессом»

[11].

Исследователь Л.Б. Ительсон в своей лекции по современным проблемам психологии обучения (Владимир, 1972) отмечает, что «под деятельностью понимают внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознаваемой целью. Каков бы ни был уровень осознанности деятельности, осознавание цели всегда остается ее необходимым признаком. В тех случаях, когда этот признак отсутствует, нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение. Организаторская деятельность, будучи отнесенной к отдельному человеку, есть не что иное, как система взаимосвязанных действий (технологий), направленных на объединение групп людей для достижения общей цели. Как один из специфических видов человеческой деятельности, своим объектом она всегда имеет группу людей, а следовательно, выражает отношения «человек - группа людей», «организатор -группа организуемых». Люди, их психология, их практическая деятельность - основной и специфический объект организатора -субъекта организаторской деятельности» [12, с. 136].

Социокультурные мероприятия, в которых принимают участие или организуют студенты-волонтеры, направлены на разностороннее включение личности добровольца / волонтера в сферу общественных инициатив и традиционно содержат: удовлетворение эмоционально-нравственного состояния; восполнение культурно-досуговых потребностей; физических особенностей посредством трудотерапии; возможность самореализации профессиональных навыков и преодоление внутренних сомнений о своих возможностях.

В формировании социально-культурного пространства учебного заведения играет фактор различных организационных форм взаимодействия добровольческих объединений и общественных организаций с социальными институтами в сфере образования, досуга, просвещения, спорта, туризма, искусства. В этом поле деятельности присутствует досуговая, профессиональная и регулятор-ская позиция. Регуляторская позиция досуга позволяет осуществлять планирование, контроль, учет, прогнозирование, мониторинг процессов деятельности как внутри объединения, так и за его пределами, рассматривая отношения с обществом и исполнительной властью как партнерские, помогающие предотвращать негативные тенденции как внутри коллектива, так и за его пределами. Профессиональная позиция позволяет приобретать навыки мастерства в профессии, расширяя функционал возможности в практическом применении своих знаний.

В педагогическом словаре авторов Г. М. Коджаспировой и А. Ю. Коджаспирова определяются понятия молодежной организации: «Организация детская (молодежная) -особый вид общественного объединения, обладающий следующими признаками: наличие ценностной идеи (цели), на осуществление которой направлена совместная деятельность детей и взрослых; добровольное вступление в организацию и свободный выход из нее; фиксированное членство; организационная самостоятельность, самоуправление, совместное социальное творчество; четко выраженная структура, определяющая положение каждого члена организации; установленные для всех нормы, правила, а также гарантированные права совместной деятельности (право выбора видов, форм и способов осу-

ществления деятельности); преобладание в ее составе несовершеннолетних граждан; наличие устава, программы, положения» [10].

В отношении досуговой позиции мы считаем, что она представляет ярко выраженную социальную составляющую, сущность гуманной социализации, позволяющую активизировать внутренний потенциал личности, отмеченный Г. Олпортом, А. Маслоу, К. Роджерсом и другими как «как процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как самостановя-щаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания» [6].

Мы согласны с авторами В. В. Поповым и Ф.Х. Поповой, которые рассматривают досуг независимо от общественного строя и отмечают, что для государства он (досуг) решает многие собственные идеологические, политические, нравственно-эстетические и воспитательные задачи [13]. Следовательно, мы считаем, что студенческая добровольческая / волонтерская организация учебного заведения - структурная часть воспитательной системы, относимая к сфере контролируемой социализации и действующая на основании Положения об отряде или имеющая Устав и членство участников, основанная на приоритетах самоуправления, самовоспитания, активности и инициативности, включающая инновационные творческие проектные технологии при условии «социально-культурного партнерства» для привлечения государственных и спонсорских средств на реализацию социально-значимых дел.

Любая сознательная созидающая социальная и социально-культурная деятельность содержит в себе результаты воспитательного взаимодействия положительных качеств личности на преодоление отрицательных, самосовершенствуясь посредством социализации и целенаправленного включения в самостоятельном волеизъявлении требовательности к себе. Поэтому формирование необходимых основных качеств личности, таких как привычки, взгляды, поступки, могут корректироваться в процессе организационной

деятельности, создающей условия для социально-культурного пространства.

Таким образом, добровольческие / волонтерские организации образовательных учреждений - это движущая самоуправляющаяся сила, обладающая регуляторской позицией досуга, способной создавать социально-культурное пространство для самореализации познания личности своего «Я», адекватной самооценки и волевых усилий с целью изменения определенных черт своего «Я», кроме заложенных с рождения. В свою очередь, формирование социально-культурного пространства позволяет сознательно испытывать участниками (субъектами) добровольческих / волонтерских организаций, групп, объединений, радость успеха: в достижения цели; работе над собой; оказании помощи ближнему и, в первую очередь себе; от разнообразных стимулов воспитания к эффективности стимулирования самовоспитания и др.

1. URL: http://www.ktoeslineya.ru/volonter/history/

2. иКЬ: http://www.pnp.ru/newspaper/20120720/

9532.html.

3. иКЬ: http://publ.tambov.gov.ru/_mol_dobrovol chestvo.

4. иКЬ: kostroma.ruy.ru/docs/2671.doc.

5. Седова Л.Н., Толстолуцких Н.П. Теория и методика воспитания: конспект лекций (іЬ2). иКЬ: http://lib.rus.ec/b/204201/read.

6. иКЬ: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/

Pedagog/slast/20.php.

7. АкимоваЛ.А. Социология досуга. М., 2003.

8. Шинелева Л.Г. Общественные неправительственные организации и власть. М., 2002.

9. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии / под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1996.

10. иКЬ: http://slovo.yaxy.ru/87.html.

11. иКЬ: http://www.c-cafe.ru/words/227/22629.php.

12. Стрельцов Ю.А. Социальная педагогика. М., 1998.

13. Попов В.В., Попова Ф.Х. Культурно-досуговая деятельность: опыт системного исследования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. М., 2005. № 1 (9). С. 41-46.

Поступила в редакцию 3.10.2012 г.

UDC 008:316.6+7:316.6

VOLUNTARY ORGANIZATIONS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS FORMATION FACTOR OF SOCIOCULTURAL SPACE

Elena Valentinovna VELIKANOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Socio-Cultural Activity Department, e-mail: bumerang-61@mail.ru

The possibilities of public activity of youth, the voluntary activity promoting increase of social activity of the person, education of the high-grade citizen of the country are considered, and also historical and modern approaches of social movements in Russia and the Tambov edge are mentioned. The main attention is given to consideration of some problems concerning participations of voluntary movement of youth in regulation of relations of the state systems and the youth movements promoting development of voluntary movements and leading increase of civil activity of the population.

Key words: youth; activity; voluntary movement; civil activity; society; youth social movement; leadership; institutes; the state; the law; the state youth policy; organization of welfare activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.