УДК 378. 1
ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ СТУДЕНТОВ: ИСТОКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Шарыпин Андрей Викторович, начальник отдела социальной и воспитательной работы, аспирант Оренбургский государственный педагогический университет г. Оренбург, Россия andskorpion@yandex.ru
В статье рассматриваются предпосылки волонтерского движения, его роль в жизни государства и общества. Выявлены особенности добровольчества в Российской Федерации. Особое внимание автор уделил организации волонтерства в контексте деятельности студенческого самоуправления. Волонтерская деятельность рассматривается как средство нравственного и профессионального воспитания студентов и как основа для гуманизации отношений в обществе.
Ключевые слова: волонтер; волонтерство; студенческое самоуправление; добровольческие организации; благотворительность; социализация молодежи.
STUDENTS VOLUNTARY ACTIVITIES: SOURCES AND MODERNITY
Sharypin Andrej, Chief of Department of social and educational activities, aspirant Orenburg state pedagogical university, Orenburg, Russia andskorpion@yandex.ru
In article the preconditions of voluntary activities, its role in life of the state and society are considered. The features of voluntary in Russian Federation are revealed. The special attention the author has given to voluntary activities creation in a context of student's self-management activity. Voluntary activity is considered as a means of moral and professional education of the students and as a basis for humanization of the attitudes in society.
Keywords: voluntary activities; student's self-management; voluntary organizations; charity; sociability of youth.
В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни - утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждением от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры. Процесс трансформации общества приводит к обострению социальных проблем. В этих условиях важным фактором помощи незащищенным слоям и группам населения становится благотворительность. Многие предприниматели, организации и отдельные граждане считают своим долгом оказывать помощь инвалидам, пенсионерам, детям-сиротам и другим категориям населения, нуждающимся в социальной защите, причем не только в виде финансовых вкладов, но и личным участием в качестве волонтеров.
Слово «волонтёр» произошло от французского volontaire, которое в свою очередь восходит к латинскому voluntarius, и в дословном переводе означает «доброволец», «желающий». Такое развитие понятия «волонтёрство» связано с деятельностью христианских организаций конца XIX столетия.
Первичное значение слова „волонтер" - тот, кто добровольно предоставляет себя для определенной цели или деятельности. В современном употреблении волонтерство также относится к существующей социальной практике, которая предполагает, что человек выполняет социальную или благотворительную работу во внерабочее время и без финансового вознаграждения. Возможно поощрение такой деятельности, но, как правило, оно носит моральный или психологический характер.
В XVIII-XIX веках волонтёрами, как в России, так и в других странах, назывались люди, добровольно поступавшие на военную службу. Так, энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, изданный в России более века назад, определял волонтера как лицо, «добровольно поступающее на военную службу охотником или вольноопределяющимся» [12, 83]. Статус охотника или вольноопределяющегося был определен в российском законодательстве для поступавших на военную службу, исходя из их возрастного и образовательного ценза. Первое издание Большой советской энциклопедии в статье «Добровольцы» также подчеркивало военный аспект термина: «Добровольцы — лица, добровольно поступающие на военную службу» [2, 794-795].
Справочные издания, появившиеся в России в последние полтора десятилетия, демонстрируют некоторые перемены в подходах к понятиям «волонтер» и «волонтерство». Прежняя трактовка термина «волонтер» просто как лица, поступающего на военную службу, была признана устаревшей [6, 207]. Наше современное «цивилизованное» общество берёт начало в индустриализирующихся империях второй половины XIX века, и волонтёрство как феномен социальной организации, социального механизма тоже появляется именно тогда. Если раньше добровольчеству правители просто покровительствовали, а проходило оно через общины, церковные структуры и деятельность отдельных подвижников, то в эпоху индустриальных империй государство начинает уделять волонтёрству всё более пристальное внимание. Именно предоставление через государственные или частные каналы административного и финансового ресурса обеспечивало добровольчеству системный характер и позволяло выполнять определённые социальные функции. И в ХХ столетии слово «волонтерство» в массовом восприятии приобрело совершенно новое значение. Волонтерство является важным аспектом корпоративной социальной ответственности, и многие компании выделяют специальное время, чтобы их сотрудники могли работать в качестве волонтеров с организациями местных сообществ.
Волонтерство сегодня - это бескорыстная и добровольная деятельность на благо других, выходящая за рамки дружественных и семейных отношений. Это показатель, который, возможно, наиболее точно отображает уровень гражданской активности и установку на общественную деятельность.
Волонтерство - это возможность поделиться своими знаниями и опытом или полностью отвлечься от работы и развивать свои интересы. Каждый должен, однако, найти подходящее ему занятие, которое приносит ему подлинное удовлетворение. Волонтерство не может быть принудительным, выполняться с неохотой,
тогда оно тратит свой смысл. Волонтером может быть каждый - независимо от возраста (исключением могут быть воспитательные учреждения; совершеннолетие часто требуется также для работы волонтерами в больницах), образования, материального статуса и т.п. В толковом словаре современного русского языка волонтер — это тот, «кто добровольно участвует в каком-либо деле (обычно новом, трудном, опасном для жизни)» [8, 151]. Волонтеры — это люди, делающие что-либо по собственной воле, по согласию, а не по принуждению [7, 45-47], они могут действовать как в государственных, так и в частных организациях медицинской и образовательной сфер или сферы социального обеспечения либо являться членами добровольческих организаций.
Волонтерство становится одним из важных направлений деятельности в студенческом самоуправлении и деятельности молодежных объединений. Оно преследует благотворительные цели и направлено на реализацию духовных потребностей молодежи, а не на получение материального поощрения. Самыми популярными среди волонтеров являются проекты Всемирного фонда дикой природы, Гринпис, Всемирного общества красного креста.[4]. Участвуют в этих проектах не только студенты, но и люди всех возрастов. Волонтерство они воспринимают не просто как общественно-полезную работу, но и как возможность выучить язык, приобрести новых друзей, посетить другие страны или даже континенты.
В России волонтерское движение вновь стало зарождаться в конце 80-х годов, хотя следует признать, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников. Однако современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы. Волонтерские организации в России в большинстве своем ориентированы на молодежь, не обремененную многочисленными семейными и трудовыми обязательствами, поэтому благотворительные организации чаще всего организуются при ВУЗах. Нередко их деятельность совпадает с основным вектором обучения студентов, и будущие педагоги, врачи и социальные работники бескорыстно применяют полученные знания на практике.
Законодательно волонтерство в России начало оформляться лишь с середины 90-х годов, однако процесс правового и экономического регулирования этого вида деятельности еще не завершен. Законодательство о благотворительной деятельности состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Принятый в 1995 году Федеральный закон «Об общественных объединениях», закрепил возможность создания благотворительного сектора и дал понятие общественного объединения - «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения» [10]. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995г. устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного
самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в Российской Федерации [9]. В Законе дается понятие благотворительная деятельность - «добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки».
Согласно Федеральному Закону Российской Федерации №276 от 30 декабря 2006 года (в первой редакции принят 11 августа 1995 года) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «добровольцы» - граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации». В отличие от американского законодательства, закрепляющего предоставление добровольцам разнообразных скидок на продукцию организации, получение бесплатных образовательных и культурных услуг, российское законодательство этого не допускает (согласно ст. 5 Закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" труд добровольца безвозмезден). В результате многие российские организации для привлечения волонтеров вынуждены отходить на практике от действующего законодательства, предоставляя им привилегии. Кроме того, на развитие отечественного волонтерства отрицательно влияет то, что эта деятельность не засчитывается в трудовой стаж [11]. В этой связи актуальны разработки механизмов стимулирования добровольного труда и контроля за ним, а также совершенствование законодательства.
Волонтерская деятельность приобретает особую актуальность в социальной и образовательной сфере, предполагающая активное включение широких слоев общества и в первую очередь, молодежи, которая вопреки утверждениям взрослых о её бездуховности, чёрствости и безответственности обладают большим потенциалом. Волонтерское движение молодежи в современных условиях российского общества является одной из форм добровольной некоммерческой общественной работы, прежде всего студентов, как наиболее инициативной и творческой социальной группы. Рассматривая организацию волонтерской работы со студентами, мы отталкиваемся от принципа, что студент может заниматься тем, к чему имеет большую склонность. Это такие сферы как окружающая среда (животные, организация отдыха, помощь при катастрофах, уборка территории), здоровье (донорство, престарелые люди, инвалиды, помощь при госпиталях), воспитание/образование (общественная школа, внешкольная программа, колледж, образование взрослых), адвокатство (регистрация избирателей, помощь при выборах, деятельность, связанная с судебной, криминальной системой, гласность), бездомные и голодающие (обеспечение и организация питания, сбор продовольствия, работа в приютах), семьи и дети (критические ситуации), кампус (украшение, гласность), помощь персоналу, фандрайзинг, обучение компьютерным технологиям и т. д. Молодые волонтеры участвуют в работе с группами риска, престарелыми, больными и сиротами. Особенно важна деятельность молодых волонтеров со своими сверстниками. Так, при чтении лекций в центре планирования семьи по проблемам алкоголизма, наркомании и СПИДа молодые волонтеры делятся со своими сверстниками опытом преодоления собственных вредных привычек или членов своих семей, друзей, что оказывает большое влияние на молодежную ау-
диторию. Таким образом, волонтерское движение постепенно набирает силу и становится массовым [3].
Возможности организации волонтерской деятельности в вузах также достаточно обширны. Они включают в себя как деятельность на территории университетов, так и в городах расположения университетов. В рамках университетов осуществляются волонтерские программы, помогающие студентам безболезненно влиться в студенческую жизнь, способствующие пропаганде здорового образа жизни, мира на земле, проекты, поддерживающие женщин и т. п. Волонтерские проекты разнообразны. Это марши и митинги против насилия, занятия с детьми в школах, сбор консервированных продуктов для голодающих, изготовление игрушек и поделок для детских больниц, посадка деревьев и цветов на территории города, уход за животными, работа в приютах для бездомных, в домах для престарелых, помощь различным медицинским общественным организациям. Вовлечению студентов в волонтерскую деятельность способствует и определенная образовательная методика «обучения служению» (service-learning), которая используется преподавателями различных дисциплин [1]. Надо отметить, что эта методика становится все более и более популярной. Суть ее состоит в том, что образовательный процесс сочетается с практикой в течение всего периода изучения предмета. Студенты с самого начала семестра отправляются на предприятие или в организацию вместе с преподавателем, их задача состоит в том, чтобы выяснить, какие знания для успешной деятельности в той или иной сфере им необходимы. Затем они возвращаются в аудиторию и изучают предмет. Считается, что студенты становятся более мотивированными в получении знаний.
В современной социокультурной ситуации в образовательной системе возрастает необходимость внедрения в учебно-воспитательный процесс инновационных форм работы со студенческой средой, повышающих как мировоззренческие установки, так и способствующих личностному и профессиональному становлению будущих специалистов [5].
Благотворительная деятельность помогает студентам понять важность служения обществу, развивает чувство гражданской ответственности, воспитывает потребность помогать другим, создает условия для рефлексии и анализа индивидуальной идентичности, ценностных ориентаций и этики. Волонтерская деятельность рассматривается как один из реальных путей нравственного развития молодежи, воспитания гуманизма. На университетском уровне волонтерская деятельность определяется как ценностно-значимая и жизнеспособная альтернатива другим видам внеаудиторной деятельности студентов. Участие в добровольчестве молодых людей особенно важно. Этот факт постепенно начинает осознаваться не только членами благотворительного сообщества, но и педагогами вузов, а также представителями СМИ.
Необходимость и актуальность создания волонтерского движения в Оренбургском государственном педагогическом университете обусловлена тем, что в связи с возросшими требованиями к гуманизации и демократизации системы образования наиболее эффективным и целесообразным средством приобретения профессионального опыта по педагогическим специальностям и воспитания у студентов гуманности, морально-нравственных ценностей является волонтерство, как инновационный воспитательный метод учащейся молодежи. Участниками и
органами управления подготовкой и реализацией волонтерского движения ОГПУ являются студенты различных факультетов и курсов.
Принципиальная организационная схема волонтерского движения в нашем университете не определена строгими рамками разграничения полномочий. Главной стратегической целью волонтерского движения является объединение усилий учащейся молодежи и общественности в решении проблем гуманизации студенческой среды и оказании всесторонней социально-психологической помощи и поддержки нуждающихся категорий граждан.
Самая распространенная деятельность волонтеров студенческого самоуправления в университете - это помощь детям, оставшимся без попечения родителей. А это и разовые акции по сбору новогодних подарков и одноразовых подгузников для малышей, и длительное регулярное сопровождение воспитанников детских домов, и организация анимационных программ. Наших волонтеров ждут в детских садах и школах, в приютах, и центрах временного содержания трудных подростков.
Из основных направлений деятельности вытекают задачи волонтерского движения, которые реализуются в полном объеме:
- оказание специальной коррекционной, социально-психологической, помощи детям с особыми потребностями, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, поддержка детей и подростков, попавшим в трудные жизненные ситуации;
- организация досуга детей с ограниченными возможностями здоровья, с целью социально-психологической реабилитации;
- участие и организация мероприятий содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни и профилактики наркотической и алкогольной зависимости среди молодежи;
- содействие сохранению национальной культуры, воспитание толерантности у детей различных социальных категорий, укрепление мира, дружбы и согласия между народами, предотвращение социальных, национальных, религиозных конфликтов;
- создание комфортной социокультурной и экологической среды проживания и пребывания на территории области, охрана окружающей природной среды региона и защита животных;
- развитие и укрепление волонтерского движения в регионе, сотрудничество с другими добровольческими объединениями Оренбургского края и страны в целом, участие в совместных акциях и конференциях по актуальным проблемам, обмен опытом. Обращение к проблеме социального воспитания учащейся молодежи и выделение ее в число актуальнейших направлений современной педагогической мысли явилось результатом осознания кризисных явлений в российском обществе, которые обострили социальную проблематику, в частности, создание равных стартовых возможностей получения молодежью профессионального образования, активизация социальной активности, актуализация ее готовности к преобразованию общественных процессов, адаптации во всех сферах жизни. Все это требует новых подходов к решению проблем социализации и социально-профессионального становления подрастающего поколения, обновления теоретических взглядов и практических действий по социальному воспитанию молодежи в образовательных учреждениях.
Развитие молодежного добровольчества создает почву для гуманизации отношений в обществе, изменения устаревших, препятствующих развитию стереотипов в отношениях между подростками и взрослыми, условия для развития партнерских ответственных отношений.
Литература
1. Айнутдинова И.Н. Студенческое волонтерское движение в колледжах как социально-педагогический феномен профессиональной школы США // Социально-педагогическая деятельность: проблемы и перспективы. Материалы III-й научно-практической конференции / Отв. ред. М.Н. Акимова. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2004. -С. 151-155.
2. Большая советская энциклопедия / Государственный институт «Советская энциклопедия» ; гл. ред. О.Ю. Шмидт. - М.: ОГИЗ РСФСР, 1935. - Т. 22.
3. Волонтерство в сощально-педагопчнш дiяльностi//Науковi записки, 2002р. - №1,2
4. Голованова Т.П., Гапон Ю.А. Волонтерство в сощальнш робота як феномен цивЫзованого суспшьства з,1996.
5. Лызлова В. А. Волонтерство как направление в студенческом самоуправлении / В. А. Лызлова. - С.274-278. - 2009.
6. Новый энциклопедический словарь. - М.: Большая российская энциклопедия, 2000.
7. Словарь-справочник по социальной работе / под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 2000.
8. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / ИЛИ РАН; под ред. Г.Н. Скляревской. - М.: Астрель: АСТ, 2001.
9. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г. № 135-Ф3 (ред. от 30.12.2008г.) - Законы Российской Федерации - М: Омега-Л - 2008.
10. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995г. № 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008г.) - Законы Российской Федерации - М: Омега-Л -2008.
11. Шекова Е. Добровольческие трудовые отношения: основные определения // Человек и труд, 2003. №4 - С. 6-7.
12. Энциклопедический словарь / издатели Ф.А. Брокгауз (Лейпциг), И.А. Ефрон. - СПб., 1892. - Т. 13.