Научная статья на тему 'Музыкотерапевтическая методология медико-психологического сопровождения обучения гиперактивных детей'

Музыкотерапевтическая методология медико-психологического сопровождения обучения гиперактивных детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
658
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ У ДЕТЕЙ (СДВГ) / МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / МУЗЫКОТЕРАПИЯ / ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER IN CHILDREN (ADHD) / MEDICAL PSYCHOLOGICAL SUPPORT / MUSIC THERAPY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Торопова Алла Владимировна, Фань Ин

В статье обсуждается проблема медико-психологического сопровождения обучения детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Цель проводимого авторами исследования заключается в поиске точек доступа к основным психологическим и двигательным проявлениям синдрома СДВГ у детей и способов нелекарственного воздействия на эти точки средствами музыки и музыкальной деятельности. Задачи исследования включают: поиск методологических оснований для музыкотерапевтического воздействия, отбор и тестирование в практике адекватных методов и приемов, музыкального материала и психолого-педагогических условий организации медико-психологического сопровождения обучения детей с синдромом СДВГ. Исследование может дать импульс к дальнейшим разработкам здоровьесберегательных технологий общего образования и программ сопровождения детей с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Торопова Алла Владимировна, Фань Ин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Music therapeutic methodology medical psychological support of training hyperactive children

The article discusses the problem of medical and psychological support training of children with attention deficit disorder with hyperactivity. The aim of the authors of the study is to find access points to major psychological and motor manifestations of ADHD symptoms in children and non-drug methods of influence on these points by means of music and musical activities. Research objectives include: Search of methodological grounds for music therapy exposure, selection and testing in practice adequate methods and techniques of musical material and psycho-pedagogical conditions of the organization of medical and psychological support training of children with ADHD syndrome. The study may give an impetus to the further development of helth-saving programs of general education and support for children with HIA.

Текст научной работы на тему «Музыкотерапевтическая методология медико-психологического сопровождения обучения гиперактивных детей»

2016, том 18 [8]

—--—

УДК 616-059;616-054-071.3;376.112.4

МУЗЫКОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

А.В. Торопова, Фань Ин

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» г. Москва, Россия

Аннотация. В статье обсуждается проблема медико-психологического сопровождения обучения детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Цель проводимого авторами исследования заключается в поиске точек доступа к основным психологическим и двигательным проявлениям синдрома СДВГ у детей и способов нелекарственного воздействия на эти точки средствами музыки и музыкальной деятельности. Задачи исследования включают: поиск методологических оснований для музыкотерапев-тического воздействия, отбор и тестирование в практике адекватных методов и приемов, музыкального материала и психолого-педагогических условий организации медико-психологического сопровождения обучения детей с синдромом СДВГ. Исследование может дать импульс к дальнейшим разработкам здоровьесберегательных технологий общего образования и программ сопровождения детей с ОВЗ.

Ключевые слова: синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ), медико-психологическое сопровождение, музыкотерапия.

В настоящее время с особой остротой встает задача осмысления имеющихся в арсенале современных систем образования и здравоохранения технологий сопровождения обучения детей, имеющих различные проблемы и ограничения.

В фокусе данного исследования находится «проблемный» ребенок с поставленным медицинским диагнозом синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и, как следствие, с особым профилем личности. Для медико-психологического сопровождения обучения детей с таким диагнозом важным целевым ориентиром является укрепление личностного потенциала ребенка

с СДВГ, который мог бы способствовать осуществлению образовательного процесса и улучшению показателей здоровья.

Проблема распространенности синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей становится все более значимой, по данным исследований количество гиперактивных детей в мире растёт. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью имеет сложную системную симптоматику проявлений. Основные признаки СДВГ: сниженное внимание (нарушение концентрации внимания) и чрезмерная двигательная активность, а также импульсивность, нетерпеливость и резкие скачки в смене деятельности. В обос-

—--—

~ 36 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

Торопова А.В., Фань Ин. Музыкотерапевтическая методология медико-психологического сопровождения...

-----

новациях нейропсихологии причиной гиперактивного поведения выступает дисбаланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Это нарушение нервно-психического баланса в организме ребенка приводит к чрезмерной нетерпеливости и эмоциональному стрессу, неудержимой двигательной гиперактивности, расторможенности и неспособности к сосредоточению внимания [1—5].

На уровне психологических трудностей обучения у детей с СДВГ можно наблюдать такие проявления как невнимательность, рассеянность, неорганизованность, неспособность слушать обращенную к нему речь, забывчивость, беспокойство, неусидчивость, хаотичные движения рук и ног, излишняя болтливость, излишняя двигательная активность, неспособность ждать, недостаточная целенаправленность, импульсивность поступков и повышенная возбудимость — то есть весь комплекс, называемый гиперактивностью. Перечисленные симптомы часто сочетаются с трудностями в приобретении учебных навыков: чтение, счет или письмо [1—5].

Все перечисленное вместе и в различных вариациях создает особый личностный профиль таких детей, вызывающий зачастую отчаяние у родителей и педагогов, не видящих способов помочь своему ребенку в приручении собственной природы и адаптации к процессу обучения в школе.

Для того чтобы работать с таким ребенком учителям и воспитателям необходимо учитывать все эти нервно-психические особенности и учить ребенка взаимодействовать с миром, школой, учителями и сверстниками, справляясь с собственным личностным профилем.

Двигательная и вербальная гиперактивность означает избыток ненаправленной энергии, выделяемой организмом на внешнюю активность. Низкий контроль за своими импульсами говорит о нарушениях процесса осознания своих внутренних реакций и перехода от внутреннего импульса к собственно

действиям. Дефицит внимания и рассеянность могут указывать либо на чрезмерную ментальную активность без торможения фоновых стимулов или самостимуляцию сенсорного голода. Нарушения координации говорят о том же: о неспособности ребенка прослеживать действие в его развитии, от импульса и исполнения самого действия и его коррекции в процессе. Что касается сенсорного голода и эмоциональных сложностей, то оба признака являются как причиной, так и следствием данного синдрома: эмоциональный стресс и жажда сенсорной информации лишь усугубляют ситуацию и зацикливают ее.

Чаще всего дети этого типа возбудимы или внутренне напряжены. Как показывает практика наблюдений, эти дети бедны эмоциональными ощущениями, у них скудный эмоциональный отклик на музыкальные, художественные произведения, так же не глубоки эмоциональные проявления по отношению к другим людям. По этой причине очень важно приобщать ребенка с СДВГ к музыкально-творческой деятельности, которая может наполнять его постоянный сенсорный и двигательный голод, а также будет насыщать его эмоциональную потребность [6].

Именно на этот процесс переключения между внешним внутренним должна быть нацелена терапия, а мишенями воздействия и опорными пунктами терапии могут быть те же основные характеристики, выявляющие синдром: нарушения координации и гиперактивность, импульсивность, сенсорный голод, эмоциональная возбудимость, невнимательность и рассеянность.

В медико-психологической сопровождающей работе школы необходимы скоординированные усилия медиков, психологов, педагогов и родителей гиперактивных детей.

Учитель музыки или музыкальный психолог (музыкотерапевт) также способен оказывать значимое влияние на коррекцию поведения ребенка с СДВГ в процессе обучения через многоуровневое воздействие специаль-

~ 37 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

но подобранной музыки и учебной музыкальной деятельности.

Музыка обладает исцеляющей силой — об этом писали во все времена. Музыкальная терапия в смысле поддержания в человеке правильных состояний существовала с глубокой древности. Известны специальные приемы исцеления музыкой в культуре древней Индии, Китая, Греции, Армении. Звук и ритм — вот основные составляющие, становящиеся инструментами нелекарственного лечения. В.М. Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызывать или ослаблять возбуждение [7].

Отталкиваясь от идеи воздействия музыки на баланс процессов возбуждения и торможения, который нарушен у детей с СДВГ, мы можем изучить подходы к музыкотерапии с позиции разнонаправленного действия музыки исходя из факторов этих воздействий. Такими факторами могут быть:

1) сама музыка (как язык звукового интонирования передает чувственный образ и эмоциональный смысл только через выражение двух основных жизненных процессов и их сочетаний — напряжения и расслабления [8]);

2) специально организованная музыкальная деятельность (музыкальное исполнение даже самых простых фраз требует непрерывного выдоха с голосом при пении и ритмического упорядочивания хаотичных движений, выражающих музыкальный метроритм, при исполнении на любом инструменте, все это в потоке основных двух энергий — тонизирующей и расслабляющей [9];

3) этнический фактор восприятия музыки различной культурной традиции или, в медицинском аспекте, антропологическая вариативность силы и направления воздействия музыкальных стимулов. Существуют определенные характеристики, по которым музыка Запада, например, отличается от музыки Востока. Сравнив музыкальную традицию Запада и Китая можно увидеть, что западная музыка

стремится к выражению динамического развития, это музыка процесса, движения и изменения во времени, в то время как китайская — скорее, музыка состояния как пребывания в каком-либо их них вне времени [10].

Сочетание в музыкотерапии музыки западной (европейской и российской) и китайской традиций стали основой для нашего пилотажного исследования в работе с гиперактивными детьми с выраженным дефицитом внимания и напряженностью.

Музыкотерапевтическое воздействие выполняло следующие функции в медико-психологическом сопровождении детей:

♦ успокоение повышенной возбужденности ребенка через музыкально-двигательную отработку напряженности и постепенное торможение в замедляющемся музыкальном потоке;

♦ удержание и расширение объема и времени внимания при исполнении музыкальных фраз на выдохе;

♦ осознанное управление движениями и речью через музыкальную ритмизацию.

Методы и приемы включали: музыкально-пластическое соинтонирование музыке детьми, певческие приемы и активное пространственное движение под музыку.

Пилотажное исследование было ограничено по выборке и времени проводимых музыкально-терапевтических воздействий, в силу чего не может дать достаточный материал для статистического анализа, но наблюдение и качественный анализ достигаемого эффекта в работе с детьми позволяет сделать вывод о перспективности продолжения данного исследования и обоснованности выдвинутых методологических установок и экспериментальных гипотез.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. М., 2001.

~ 38 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

Торопова А.В., Фань Ин. Музыкотерапевтическая методология медико-психологического сопровождения...

-----

2. Заваденко Н.Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Школьный психолог. 2000. № 4. С. 2—6.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л. А. Как помочь «особому» ребенку. СПб., 1998.

4. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. М.,

1997.

5. Кипхард Э.И. Гиперактивность как проблема психомоторного развития // Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития. М., 2004. С. 47—64.

6. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. СПб., 2007.

7. Бехтерев В.М. Вопросы, связанные с лечебным и гигиеническим значением музыки // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. 1916. № 1—3. С. 105— 124.

8. Торопова А.В. Интонирующая природа психики. М., 2013.

9. Торопова А.В. Опыт музыканта в психологической реабилитации детей с психосоматическим профилем личности. М., 2012.

10. Симакова И.Н., Торопова А.В. Психофизиологические корреляты восприятия музыки разных культурных традиций российскими и китайскими студентами // Теоретическая и экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 3. С. 6—16.

MUSIC THERAPEUTIC METHODOLOGY MEDICAL PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF TRAINING HYPERACTIVE CHILDREN

A. V. Toropova, Fan Ying

Moscow State Pedagogical University Moscow, Russia

Annotation. The article discusses the problem of medical and psychological support training of children with attention deficit disorder with hyperactivity. The aim of the authors of the study is to find access points to major psychological and motor manifestations of ADHD symptoms in children and non-drug methods of influence on these points by means of music and musical activities. Research objectives include: Search of methodological grounds for music therapy exposure, selection and testing in practice adequate methods and techniques of musical material and psycho-pedagogical conditions of the organization of medical and psychological support training of children with ADHD syndrome. The study may give an impetus to the further development of helth-saving programs of general education and support for children with HIA.

Key words: Attention Deficit Hyperactivity Disorder in children (ADHD), medical psychological support, music therapy.

REFERENCE

1. Brjazgunov I.P., Kasatikova E.V. Neposed-livyj rebjonok ili vsjo o giperaktivnyh detjah. Moscow, 2001.

2. Zavadenko N.N. Diagnoz i differencial'nyj diagnoz sindroma deficita vnimanija s giperaktivno-st'ju u detej. Shkol'nyjpsiholog, 2000, no. 4, pp. 2—6.

3. Zinkevich-Evstigneeva T.D., Nisnevich L.A. Kak pomoch' "osobomu" rebenku. St.Petersburg, 1998.

4. Kosheleva A.D., Alekseeva L.S. Diagnostika i korrekcija giperaktivnosti rebenka. Moscow, 1997.

5. Kiphard Je.J. Giperaktivnost' kak problema psihomotornogo razvitija. Giperaktivnye deti: korrek-

~ 39 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

cija psihomotornogo razvitija. Moscow, 2004. P. 47—64.

6. Monina G.B., Ljutova-Roberts E.K., Chut-ko L.S. Giperaktivnye deti: psihologo-pedagogiche-skaja pomoshh'. St.Petersburg, 2007.

7. Behterev V.M. Voprosy, svjazannye s le-chebnym i gigienicheskim znacheniem muzyki. Obozrenie psihiatrii, nevrologii i jeksperimental'noj psihologii, 1916. no. 1—3, pp. 105—124.

8. Toropova A.V. Intonirujushhaja priroda psihiki. Moscow, 2013.

9. Toropova A.V. Opyt muzykanta v psiholo-gicheskoj reabilitacii detej s psihosomaticheskim profilem lichnosti. Moscow, 2012.

10. Simakova I.N., Toropova A.V. Psihofiziolo-gicheskie korreljaty vosprijatija muzyki raznyh kul'-turnyh tradicij rossijskimi i kitajskimi studentami. Teoreticheskaja i jeksperimental'naja psihologija, 2015, vol. 8, no. 3, pp. 6—16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.