УДК 614.2:616-001.5: 331.582.2
В.И. АЙДАРОВ
Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан
Интегративная модель медико-психологопедагогического сопровождения социальной реабилитации инвалидов с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата
I Айдаров Владимир Ирекович
кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник, заведующий кабинетом ЛФК
420064, г. Казань, ул. Оренбургский Тракт, д. 138, тел.: (843) 261-42-68, e-mail: rkb_nauka@rambler.ru
Автором разработана интегративная модель медико-психолого-педагогического сопровождения социальной реабилитации инвалидов c заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата. Модель основана на совокупности психолого-педагогических методов формирования и обучения инвалида новому позитивному жизненному стереотипу, обеспечивающему его успешную социальную интеграцию в общество и улучшение качества жизни в целом.
Ключевые слова: инвалиды, социальная реабилитация, инновационные технологии, медико-психолого-педагогическое сопровождение.
V.I. AIDAROV
Republican Clinical Hospital of Ministry of Health Care of the Republic of Tatarstan
The integrative model of medical, psychological and pedagogical maintenance the social rehabilitation of disabled persons with diseases and injuries musculoskeletal system
The author developed an integrative model of medical-psychological-pedagogical maintenance the social rehabilitation of disabled persons with diseases and injuries musculoskeletal system. Model bases on the totality psychological and pedagogical methods formation and training invalid a new positive vital stereotype, which ensures the successful social integration in society and improve the quality of life in general.
Keywords: disabilities, social rehabilitation, innovative technology, medical, psychological and pedagogical maintenance.
Актуальность проблемы реабилитации обусловливается неуклонным ростом числа инвалидов в России и в мире, представляющим собой глобальный социальный процесс, своеобразную плату общества за технократический путь развития цивилизации. При сохраняющихся приростах числа инвалидов в год через 10-15 лет российское общество на четверть или более будет состоять из людей, имеющих те или иные ограничения жизнедеятельности, не позволяющие им полноценно участвовать в общественной, трудовой и культурной жизни общества.
По данным Международной организации инвалидов, в 2004 году в мире насчитывалось более 700 млн инвалидов, из них
15% составляли инвалиды травматологического профиля. В 2006 году в РФ насчитывались 1 млн 799 тыс. человек, впервые признанных инвалидами, что на 336,1 тыс. больше, чем в 2004 году. Уровень первичной инвалидности вследствие травм опорно-двигательного аппарата (ОДА) составил 6,7 на 10 тыс. взрослого населения [9].
В Российской Федерации в 2008 г. зарегистрировано 13 млн инвалидов, что составляет 10% населения. В РТ в 2007 г. показатель первичного выхода на инвалидность был равен 94,1 на 10 тысяч населения [6].
В структуре инвалидности вследствие травм, отравлений и других воздействий основную массу составляют инвалиды
Таблица 1.
Показатели качества жизни пациентов основной и контрольной групп (в баллах)
Показатели теста МОЭ ЭР-Эв КЖ в баллах
До курса реабилитации После курса реабилитации
Основная группа Контрольная группа Основная группа Контрольная группа
Общее состояние здоровья 31,12±2,2 31,12±2,2 45,54±2,4 Р<0,01 35±2,3 Р>0,05
Физическое функционирование 32,2±1,8 32,2±1,8 42,3±3,3 Р<0,001 34,51±1,1 Р<0,05
Влияние физического состояния на ролевое функционирование 12,48±1,2 12,48±1,2 31,7±2,3 Р<0,001 16,5±2,0 Р>0,05
Интенсивность боли 23,6±1,5 23,6±1,5 13,35±2,5 Р<0,001 21,37±2,9 Р<0,05
Психическое здоровье 38,45±2,3 38,45±2,3 53,36±3,2 Р<0,001 39,29±3,0 Р>0,05
Влияние эмоционального состояния на ролевое функционирование 23,65±0,8 23,65±0,8 51,4±1,9 Р<0,001 27,2±1,3 Р<0,05
Социальное функционирование 33,2±2,2 33,2±2,2 51,21±2,5 Р<0,05 38,14±3,1 Р>0,05
Жизненная активность 34,33±1,2 34,33±1,2 54,24±2,6 Р<0,001 39,0±2,0 Р<0,05
Р — разница достоверна по сравнению с показателями до начала реабилитации
с травмами опорно-двигательного аппарата (ОДА) — 56,7%. Уровень инвалидности при этом достигал 3,6 на 10000 населения. Из них больше всего инвалидов молодого возраста — 58,8%. Среди контингента инвалидов с травмами ОДА основную массу составили инвалиды III группы, их 45,5%, II группы — 43,2% и инвалидов I группы — 11,3% [6].
Основой реабилитации пациентов и инвалидов с заболеваниями и травмами ОДА является комплексный подход, предусматривающий в конечном итоге не только физическое, но и психологическое здоровье пациентов. На основе анализа результатов исследований [3, 5, 6, 8, 9] и многолетнего клинического опыта мы пришли к выводу, что необходима индивидуальная медико-психолого-социальная реабилитация этой сложной категории пациентов [9]. Система медико-психолого-педагогического сопровождения (МППС) реабилитации пациентов и инвалидов с заболеваниями и травмами ОДА, состоящая из взаимосвязанных и взаимообусловленных личностно-ориентированных направлений, способна оказать действенную помощь инвалидам в медицинской, социально-психологической, профессиональной адаптации и социализации.
Комплекс психолого-педагогических средств и методов усиливает у инвалидов мотивацию к выздоровлению, формирует новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими и включает в себя не только приспособительный, но и развивающий аспекты. Педагогический смысл сопровождения состоит в усилении позитивных факторов развития и нейтрализации негативных, что позволяет соотносить сопровождение с внешними преобразованиями, благоприятными для поддержки, подкрепления внутреннего потенциала субъекта развития. Реализации медико-психологопедагогического сопровождения социальной реабилитации инвалидов (стационар хирургического профиля, реабилитационный центр) проведена нами у 300 инвалидов.
Исследования проводились в научно-исследовательском центре Татарстана «Восстановительная травматология и орто-
педия» (в настоящее время — Травмоцентр ГАУЗ «РКБ МЗ РТ») и Академии государственного и муниципального управления при президенте РТ (АГМУ при президенте РТ), г. Казань.
Поскольку одним из ведущих принципов реабилитации является комплексность воздействий, то выделяют следующие аспекты этих мероприятий (Роговой М. А. 1982): медицинский, физический, психолого-педагогический, профессиональный, экономический, социальный.
В последние годы в реабилитацию введено понятие «качество жизни, связанное со здоровьем» — категория, с помощью которой характеризуются существенные обстоятельства жизни населения, определяющие степень достоинства и свободы личности каждого человека [3]. В медицинской практике изучение качества жизни используется в различных целях: для оценки эффективности методов современной клинической медицины и различных реабилитационных технологий, оценки тяжести больного и определения прогноза заболевания, эффективности лечения [7].
В современном обществе постепенно происходит переход от чисто медицинского подхода к вопросам реабилитации к социальной модели. В рамках социальной модели реабилитация рассматривается не только как восстановление трудоспособности, но и как восстановление всех социальных способностей индивида. Особенно актуальны идеи индивидуализации и медико-психолого-педагогического сопровождения реабилитации. Родоначальником отечественной теории психологопедагогической поддержки и педагогического сопровождения является О.С. Газман [2]. Он дал первое определение понятию «педагогическая поддержка» как деятельности, направленной на оказание превентивной помощи людям в решении их индивидуальных проблем. В психолого-педагогическом аспекте сопровождение рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора [7]. Психолого-педагогическое сопровождение — тип психолого-
Рисунок 1.
Модель медико-психолого-педагогического сопровождения реабилитации пациентов и инвалидов с заболеваниями и травмами ОДА
Цель: Создание благоприятных психолого-педагогических условий и мотивации к выздоровлению для формирования и обучения инвалида новому позитивному жизненному стереотипу с целью возвращения его в общество и успешной адаптации.
І I
Методологические основы:
— биоцентрический подход;
— персоноцентрический подход;
— социоцентрический подход; полипарадигмальный подход;
— синергетический подход;
— духовно-нравственный подход.
Принципы: природосообразности, субъектности, индиви-
педагогической деятельности, которая состоит в превентивном научении инвалида самостоятельно планировать свой жизненный путь и индивидуальный социальный маршрут, организовывать жизнедеятельность, разрешать проблемные ситуации, а также в перманентной готовности адекватно реагировать на ситуации эмоционального и физического дискомфорта.
Главная цель психолого-педагогического сопровождения — создать социально-психолого-педагогические условия, в которых каждый человек мог бы стать субъектом своего развития и жизнедеятельности.
Известна концепция жизнестойкости С. Мадди (1998). По его мнению, жизнестойкость как внутренний ресурс имеет структуру установок и навыков, позволяющих превращать стрессовые ситуации в новые возможности развития. Жизнестойкость человека (его интегральная характеристика) позволяет сопротивляться негативным влияниям физического состояния, эффективно преодолевать жизненные трудности, трансформируя их в ситуации активной жизнедеятельности.
Таким образом, согласно разработанной нами модели, «медико-психолого-педагогическое сопровождение реабилитации инвалидов» — это инновационная здоровьесберегающая технология, основанная на совокупности психотерапевтических, психолого-педагогических методов формирования и обучения инвалида новому, позитивному жизненному стереотипу, обеспечивающая его успешную социальную интеграцию в общество и улучшение качества жизни в целом.
Технология МППС реабилитации инвалидов
включает интегративные методы:
— методы АРТ-терапии: изотворчество, или изотворение, имаготерапия, мелотерапия или музыкотерапия, библиотерапия, ландшафтотерапия, терапия цветовыми гаммами природы;
— метод авторского здоровьеформирующего тренинга «Адаптивная методика — универсальные технологии» психотерапевтического, психолого-педагогического (коррекционнообучающего) и психофизического направления, как модель целостного подхода к человеческому организму и модель диалектического подхода к пониманию состояния здоровья и болезни. Совокупность методов психотерапевтической коррекции, педагогического взаимодействия и воспитания у реципиента самоорганизации, самосовершенствования, самоконтроля с базовыми соматосенсорными упражнениями, имеет целевую установку повышения нервно-психической устойчивости и вырабатывания у пациента мотивации и получения необходимых навыков и умений к выздоровлению;
— психологическая коррекция. Применяется при нарушении эмоционально-волевой сферы, невротических реакциях, что наиболее часто имеет место после травм и заболеваний ОДА. Методы: консультирование, беседа, убеждение, обучение методу самовнушения;
— психотерапевтическое воздействие. Применяется при патологических психологических изменениях личности, психопатоподобных состояниях, осуществляется как в индивидуальной форме, так и в форме групповых занятий. Методы: консультирование, рациональная и педагогическая психотерапия, аутогенная тренировка, внушение и т.д.
На основании анализа и практического опыта [1, 4, 9] нами разработана модель МППС реабилитации пациентов и инвалидов перенесших заболевания и травмы ОДА (рис. 1).
Исследование проводилось в 2 группах — основной (120), получавшей медико-психолого-педагогическое сопровождение, и контрольной (180), получавшей общепринятый комплекс реабилитации.
дуальности, самоорганизации, социализации.
После проведенного курса реабилитации отмечалось значительное улучшение качества жизни основной группы по показателю «Психологический компонент здоровья» по шкалам: психическое здоровье, ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием, социальное функционирование, жизненная активность. Также существенно улучшился результат основной группы по показателю «Физический компонент здоровья» по шкалам: физическое функционирование, ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием, интенсивность боли, общее состояние здоровья.
Разработанные рекомендации по МППС социальной реабилитации инвалидов с заболеваниями и травмами ОДА для повышения реабилитационного потенциала и улучшения качества жизни инвалидов являются эффективными и могут быть использованы в лечебных учреждениях при проведении реабилитационных мероприятий
ЛИТЕРАТУРА
1. Большой психологический словарь / под. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. — 3-е изд., доп. и перераб. — СПб: прайм-Еврознак, 2006. — С. 469.
2. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей / О.С. Газман // Народное образование, 1998. — № 6. — С. 108-118.
3. Гурылева М.Э. Русский медицинский журнал // М.Э. Гурылева, 2006. — Т. 14,, № 10. — С. 761-763.
4. Кукушкина Т.Н, Докиш Ю.М., Чистякова Н.А. Руководство по реабилитации больных, частично утративших работоспособность. — М., 1989.
5. Лежепекова Л.Н., Якубов Б.А. Психогигиена и психопрофилактика в работе практического врача. — Л., 1982. — С. 5-9; 49-64.
6. Лечебная физическая культура и спортивная медицина в современной системе охраны здоровья и трудоспособности населения / Сборник статей и тезисов о научных исследованиях и практических методических разработках, посвященный 60летнему юбилею Республиканского центра медицинской профилактики Министерства здраавоохранения РТ. — Казань, 2008. — 218 с.
7. Новые ценности образования. Антропологический, деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. Журнал (№ 5/24) / Н.Б. Крылова. — М. НИИ школьных технологий, 2005. — 183 с.
8. Психотерапевтическая энциклопедия / под общей редакцией Б.Д. Карвасарского. — СПб: Питер Ком, 1999. — 752 с.
9. Хайбуллина С.З., Айдаров В.И. Методы психологопедагогического сопровождения реабилитации инвалидов, перенесших ТЭТС. — Казанский педагогический журнал, № 11. — Казань: Магариф, 2008. — С. 51.