Научная статья на тему 'Формирование коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании'

Формирование коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1349
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) / ТРЕНИНГ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азарова Майя Борисовна

Цель исследования изучить специфику формирования коммуникативной компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) младшего школьного возраста в инклюзивном образовании. Методы. Тестирование, педагогическое наблюдение, формирующий эксперимент. Результат. Изучение коммуникативных навыков детей с ОВЗ продемонстрировало снижение уровня коммуникативной компетентности детей, поступающих в первый класс инклюзивной школы. В соответствии с выявленными в исследовании проблемами была разработана методика коррекционной работы, в основе которой выступает тренинг коммуникативных навыков у первоклассников с ОВЗ. Вывод. Анализ результатов контрольного эксперимента с использованием методов вариационной статистики позволил прийти к выводу об эффективности предложенной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Азарова Майя Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании»

Психологические науки / Psychological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 159.9

DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-3-11-15

Формирование коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья

в инклюзивном образовании

© 2018 Азарова М. Б.

Центр образовательных технологий «Методика», Нальчик, Россия; e-mail: brain1974@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель исследования - изучить специфику формирования коммуникативной компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) младшего школьного возраста в инклюзивном образовании. Методы. Тестирование, педагогическое наблюдение, формирующий эксперимент. Результат. Изучение коммуникативных навыков детей с ОВЗ продемонстрировало снижение уровня коммуникативной компетентности детей, поступающих в первый класс инклюзивной школы. В соответствии с выявленными в исследовании проблемами была разработана методика коррекционной работы, в основе которой выступает тренинг коммуникативных навыков у первоклассников с ОВЗ. Вывод. Анализ результатов контрольного эксперимента с использованием методов вариационной статистики позволил прийти к выводу об эффективности предложенной методики.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), тренинг коммуникативных навыков.

Формат цитирования: Азарова М. Б. Формирование коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 3. С. 11-15. DOI: 10.31161/1995-06592018-12-3-11-15_

Formation of the Communication Skills of the Children with Disabilities in Inclusive Education

© 20±8 Maya B. Azarova

Centre of Educational Technologies "Methodology", Nalchik, Russia; e-mail: brain1974@mail.ru

ABSTRACT. The aim of this research is to study the specifics of formation the communicative competence of children with disabilities of primary school age in inclusive education. Methods. Testing, pedagogical observation, formative experiment. Result. The study of the communicative skills of the children with disabilities shows a decrease in the level of communicative competence of children entering the first form of an inclusive school. In accordance with the problems identified in the study, it is developed a method of remedial work, which is based on the training of communication skills for first-graders with disabilities. Conclusion. Analysis of the results of the control experiment using the methods of variation statistics allows to conclude the effectiveness of the proposed methods.

Keywords: inclusive education, children with disabilities, communication skills training.

For citation: Azarova M. B. Formation of the Communication Skills of the Children with Disabilities in Inclusive Education. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. T. 12. No. 3. Pp. 11-15. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-3-11-15 (In Russian)

Введение

В современных российских условиях инклюзивное образование стало

реальностью для многих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Если ранее такие дети обучались в коррекционных образовательных учреждениях, то в связи с вступлением в силу 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» теперь большая часть таких детей обучается в общеобразовательных школах. Это привело к тому, что практические запросы учителей сформировали новый фокус научных исследований, сконцентрированный на анализе проблем обучения, воспитания, развития в условиях инклюзии и поиска путей их решения.

В исследованиях научной школы «Гуманизация общего и специального образования» Д. М. Маллаева [1-12] изучаются многие вопросы социализации и социальной адаптации детей с особыми образовательными

потребностями в специальном и инклюзивном образовании.

Проведенный теоретико-

методологический анализ и практический запрос учителей начальных классов инклюзивных школ позволил прийти к выводу, что одной из весьма актуальных проблем детей с ОВЗ является недостаточность развития

коммуникативной компетентности

первоклассников для успешной социализации в коллективе,

нуждающихся в своевременной коррекции коммуникативных навыков.

Цель нашего исследования -изучение коммуникативных навыков детей с ОВЗ, поступающих в первый класс инклюзивной школы, и разработка методики коррекционной работы.

В исследовании приняли учащиеся первых классов инклюзивных школ Кабардино-Балкарии как с нормальным психофизическим развитием (100 человек), так и с ОВЗ (28 человек).

Были использованы методы тестирования по батарее методик (социометрическая методика, тестовая беседа оценки психосоциальной зрелости по С. А. Банкову, методика «Изучение коммуникативных навыков детей» по М. В. Корепановой и Е. В.

Харламовой), стандартизированное педагогическое наблюдение,

констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

В констатирующем эксперименте приняли участие первоклассники с нормальным психофизическим

развитием и с ОВЗ.

При проведении формирующего этапа исследования были сформированы 1 контрольная и 5 экспериментальных групп, составленных из выборки учащихся первого класса с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития).

В контрольной группе формирующий эксперимент не проводился. После проведения методики коррекционной работы в экспериментальной группе был проведен контрольный эксперимент, позволивший в сравнительном исследовании оценить эффективность предлагаемой методики.

Результаты исследования и обсуждение

Результаты социометрического

исследования позволили прийти к выводу, что первоклассники с нормальным психофизическим

развитием чаще оказываются «предпочитаемыми» (8 %) и

«принятыми» (42 %) в коллективе сверстников в инклюзивной школе, нежели дети с ОВЗ.

Практически ни один ребенок с ОВЗ не получил максимального количества выборов (не оказался

«предпочитаемым») и только 10,7 % детей оказываются «принятыми» в детском коллективе. При этом все дети, которые были «приняты», были ранее знакомы со своими одноклассниками, имели опыт дошкольного общения.

Большая часть учащихся с особыми образовательными потребностями

оказывается в группе «непринятых» и «изолированных» - 89,3 % всей выборки детей с ОВЗ.

Регистрируется низкий коэффициент взаимности выборов между детьми с нормальным психофизическим

развитием и детьми с ОВЗ.

В то же время уровень благополучия взаимоотношений в инклюзивных классах характеризуется как средний. Возможно - благодаря деятельности учителей начальных классов по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ.

Вторым направлением

констатирующего эксперимента стала оценка психосоциальной зрелости первоклассников, принимавших участие в исследовании (с помощью тестовой беседы по С. А. Банкову), позволившая прийти к выводу о том, что если в выборке здоровых детей низкий уровень социальной зрелости отмечается в 30 % случаев, то у детей с ОВЗ он регистрируется значительно чаще -78,6 %, что свидетельствует о том, что они нуждаются в специальной коррекционно-развивающей работе.

Исследование по методике «Изучение коммуникативных навыков детей» (М. В. Корепанова, Е. В. Харламова) в сравнительном исследовании с нормально развивающимися

сверстниками продемонстрировало низкий уровень коммуникативной компетентности детей с особыми образовательными потребностями

(82,1 %).

В соответствии с выявленными в исследовании проблемами была разработана методика коррекционной работы, в основу которой лег тренинг коммуникативных навыков.

Целью методики стала коррекция коммуникативных навыков у

первоклассников в условиях

инклюзивного класса.

Методика включала в себя следующие направления работы:

1. Формирование в коллективе инклюзивного первого класса благоприятного социально-психологического климата.

2. Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в общении со сверстниками с нормальным психофизическим развитием в условиях тренинга.

3. Формирование у учителей начальных классов первичных представлений о структуре основного

дефекта детей с особыми образовательными потребностями и специфике их социализации в условиях инклюзивного класса.

Тренинг проводился в инклюзивных экспериментальных группах. Было составлено пять экспериментальных групп, состоящих на 80 % из детей с нормальным психофизическим

развитием и на 20 % из детей с задержкой психического развития (то есть в каждой группе было два ребенка с ОВЗ).

В последующем, в контрольной группе и в экспериментальных группах была проведена повторная оценка уровня развития коммуникативных навыков детей с ОВЗ в сравнении со здоровыми сверстниками.

Результаты контрольного

эксперимента с использованием методов вариационной статистики (критерия Манна-Уитни) свидетельствуют о значимости позитивных изменений, произошедших в экспериментальных группах по сравнению с контрольной.

При этом рост уровня коммуникативной компетентности

отмечается как в выборке детей с нормальным психофизическим

развитием, так и у детей с ОВЗ.

Заключение

Результаты констатирующего,

формирующего и контрольного экспериментов позволили прийти к следующим выводам:

1. У детей с ограниченными возможностями здоровья, поступающих в первые классы инклюзивных школ, отмечаются низкий уровень психосоциальной зрелости, снижение уровня развития коммуникативных навыков и низкий индекс социального благополучия в коллективе первоклассников.

2. Первоклассники с особыми образовательными потребностями нуждаются в формировании коммуникативных навыков в условиях специально организованного психолого-педагогического воздействия.

3. Основными направлениями такого воздействия выступают: формирование благоприятного социально-психологического климата в классе,

развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ в общении со сверстниками с нормальным психофизическим развитием в условиях тренинга, повышение компетентности учителей начальных классов о специфике социализации детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного класса.

1. Бажукова О. А. Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2013. № 4. С. 6-11.

2. Бажукова О. А. Психологическая практика помощи детям с интеллектуальными нарушениями в системах специального и инклюзивного образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. Т. 10. № 4. С. 5-9.

3. Зайнулабидов Б. М., Омарова П. О. Добровольчество как фактор воспитания старшеклассников // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-15. С. 3365-3369.

4. Маллаев Д. М., Магомедов Г. А. Адаптивная физическая культура в системе специального и инклюзивного образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. 2015. № 3. С. 31-36.

5. Маллаев Д. М., Омарова П. О. Гендерная тифлопсихология детей дошкольного и младшего школьного возраста. Санкт-Петербург: Речь, 2013. 128 с.

6. Маллаев Д. М., Омарова П. О. Методика педагогической поддержки процесса социализации младших школьников с задержкой психического развития // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2007. № 1. С. 28-

1. Bazhukova O. A. Problems and prospects of development of inclusive education. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2013. No. 4. Pp. 6-11.

2. Bazhukova O. A. Psychological practice of helping children with intellectual disabilities in the systems of special and inclusive education. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical

4. Проведение коррекционно-

развивающей работы, основой которой является тренинг коммуникативных навыков в инклюзивных группах, является фактором повышения коммуникативной компетентности детей с особыми образовательными потребностями в первом классе общеобразовательной школы.

7. Магомедова С. Ш., Омарова П. О. Модель профилактики наркомании в общеобразовательной школе // Фундаментальные исследования. 2014. № 1110. С. 2258-2262.

8. Омарова П. О. Новый проект Дагестанского государственного педагогического университета и Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2008. № 3. С. 114-116.

9. Омарова П. О. Перспективы развития общего и профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья // Материалы Юбилейной научной сессии профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов ДГПУ, посвященной 70-летию Победы в ВОВ. 2015. С. 172-174.

10. Омарова П. О. Социализация детей с нарушениями интеллекта // Педагогическое образование и наука. 2009. № 10. С. 29-34.

11. Омарова П. О., Гасанова З. З. Использование проективной методики "Дерево" в диагностике дефицитарной социальной ситуации развития // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 7. С. 247-254.

12. Омарова П. О., Османова Г. А. Классификация стойкой школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2010. № 4. С. 60-68.

University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2016. Vol. 10. No. 4. Pp. 5-9.

3. Zaynulabidov B. M., Omarova P. O. Volunteering as a factor in the education of high school students. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental researches]. 2015. No. 2-15. Pp. 3365-3369.

4. Mallaev D. M., Magomedov G. A. Adaptive physical culture in the system of special and inclusive education. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal.

Литература

37.

References

Psychological and Pedagogical Sciences]. 2015. No. 3. Pp. 31-36.

5. Mallaev D. M., Omarova P. O. Gendernaya tiflopsihologiya detej doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta [Gender typhlopedagogy children of preschool and younger school age]. Saint Petersburg, Rech Publ.,2013. 128 p.

6. Mallaev D. M., Omarova P. O. Methods of pedagogical support of the process of socialization of primary school children with mental retardation. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2007. No. 1. Pp. 28-37.

7. Magomedova S. Sh., Omarova P. O. Model of drug addiction prevention in secondary school. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental researches]. 2014. No. 11-10. Pp. 2258-2262.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Omarova P. O. The new project of the Dagestan state pedagogical University and the UN Children's Fund (UNICEF). Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2008. No. 3. Pp. 114-116.

9. Omarova P. O. Prospects of development of General and professional education of persons with disabilities. Materialy YUbilejnoj nauchnoj sessii professorsko-prepodavatel'skogo sostava, aspirantov i studentov DGPU, posvyashchennoj 70-letiyu Pobedy v VOV [Proceedings of Materials of the Anniversary scientific session of the faculty, postgraduates and students of DSPU, dedicated to the 70th anniversary of The victory in the second world war. 2015. Pp. 172-174.

10. Omarova P.O. Socialization of children with intellectual disabilities. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical Education and Science]. 2009. No. 10. Pp. 29-34.

11. Omarova P. O., Gasanova Z. Z. Ispol'zovanie proektivnoj metodiki "Derevo" v diagnostike deficitarnoj social'noj situacii razvitiya. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian pedagogical journal]. 2009. No. 7. Pp. 247-254.

12. Omarova P. O., Osmanova G. A. Classification of persistent school maladjustment in primary school age. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2010. No. 4. Pp. 6068.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Азарова Майя Борисовна, директор, центр образовательных технологий «Методика», Нальчик, Россия; e-mail: brain1974@mail.ru Принята в печать 14.08.2018 г.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliations

Maya B. Azarova, director, Centre of Educational Technologies "Methodology", Nalchik, Russia; e-mail: brain1974@mail.ru

Received 14.08.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.