УДК 37.032(470.12) ББК 74.200.587(2Рос-4Вол)
© Розонтова Д.В., Кулакова А.Б.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ НОЦ ИСЭРТ РАН
РОЗОНТОВА ДАРЬЯ ВИТАЛЬЕВНА
инженер-исследователь отдела исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук E-mail: [email protected]
КУЛАКОВА АННА БОРИСОВНА
инженер-исследователь отдела исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук E-mail: [email protected]
Данная статья посвящена одной из важнейших проблем современности - развитию коммуникативных способностей школьников в образовательной среде. В ней обоснована актуальность рассматриваемой проблемы, а также значимость образовательной среды в формировании навыков общения.
Рассмотрены теоретические подходы к определению понятий «коммуникативные способности», «развивающая среда образовательного учреждения». Изложена структура развивающей среды. Показано, что развивающая среда образовательного учреждения включает в себя пространственно-семантический, содержательно-методический, коммуникационно-организационный компоненты, которые оказывают непосредственное влияние на развитие коммуникативных навыков обучающихся.
Научно-образовательный центр экономики и информационных технологий Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук осуществляет дополнительное школьное образование, которое представлено очным факультативом по экономике. В рамках деятельности данного факультатива группой психологопедагогического сопровождения реализуется система мероприятий, ориентированная на развитие коммуникативных способностей школьников.
С целью получения и оценки реальной картины изменений в личностной сфере обучающихся и выявления динамики формирования исследуемых склонностей в научно-образо-
вательном центре проводится двухразовое диагностическое исследование «Коммуникативные и организаторские склонности» в течение всего периода обучения: «на входе» (8 класс) и на «выходе» (11 класс). Подробно представлены результаты диагностики и динамика развития исследуемых качеств.
В статье сделан вывод о том, что в Научно-образовательном центре Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук выявлена положительная динамика в формировании практических навыков общения, что в целом подтверждает продуктивность развивающей среды научно-образовательного центра, которая является одним из факторов успешного формирования коммуникативных способностей.
Коммуникативные способности, развивающая среда образовательного учреждения, навыки общения, диагностика «Коммуникативные и организаторские склонности», науч-
но-образовательный центр.
В современных условиях развития общества возрастает роль активности человека, его умения выстраивать внешние коммуникации. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития коммуникативных способностей со школьного возраста, так как их высокий уровень, хотя и не гарантирует успеха в учебной, профессиональной, творческой и других видах деятельности, но создает для него определенную основу. Эта проблема также связана с современными требованиями к выпускникам общеобразовательных школ. В документах по модернизации образования отмечено, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а набор заявленных государством ключевых компетентностей, касающихся интеллектуальной, общественно-политической, коммуникативной, информационной и прочих сфер. В перечень ключевых компетентностей входят умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа, способность взаимодействовать и уживаться с другими людьми, готовность замечать проблемы и искать пути их решения и другие, основу которых, по сути, составляют коммуникативные способности [11, с. 55].
Изучению коммуникативных способностей посвящено множество работ зарубежных и отечественных исследователей. В них представлены различные аспекты проблемы. Наиболее исследованной является область изучения природы, форм проявления коммуникативных способностей и закономерностей их развития (A.B. Батаршев, А.М. Белобородов, Э.А. Голубева, И.А. Зимняя, Н.П. Фетискин, А.В. Хуторской и др.). Значение этих исследований огромно, особенно в разработке общетеоретических вопросов развития коммуникативных способностей [1, с. 67].
Вместе с тем можно констатировать, что сравнительно малоизученной является та сторона проблемы, которая посвящена исследованию развития коммуникативных способностей школьников в условиях среды учреждения образования. Практически отсутствуют исследования, направленные на выявление психоло-го-педагогических условий, эффективно влияющих на развитие коммуникативных способностей учащихся в процессе образования [4, с. 460].
Анализ теоретической литературы позволил сделать вывод, что коммуникативные способности представляют собой сложное психологическое образование, развивающееся на основе коммуникативных задатков, включающее такие струк-
турные компоненты, как когнитивный, самооценочный, эмоциональный, коммуникативно-деятельностный, которые находятся в тесной связи между собой и обеспечивают успешность осуществления коммуникативной деятельности [6, с. 299].
Коммуникативные способности позволяют успешно вступать в контакт с людьми, осуществлять коммуникативную деятельность; они определяют качественные и количественные характеристики обмена информацией, восприятия и понимания другого человека, выработки стратегии взаимодействия. Они способствуют психическому развитию школьников и влияют на общий уровень деятельности. На успешность формирования навыков коммуникации оказывают влияние разные факторы, среди которых индивидуально-возрастные, психологические особенности, а также среда, в которой протекает развитие человека.
В современной психолого-педагогиче-ской литературе нет однозначной трактовки термина «образовательная среда» в силу разных подходов к ее изучению. Обращаясь к истории, можно говорить о разных аспектах понимания образовательной среды. М.Я. Басов определяет ее как совокупность элементов, оказывающих жизненно значимые влияния на учащихся в процессе их образования [3, с. 6].
С широким и активным применением системного подхода в педагогике и психологии многие ученые стали рассматривать образовательную среду как системное явление, выполняющее определенные функции (В.А. Ясвин, Ю.С. Мануйнов). С функциональной точки зрения это объективная реальность, в которой пребывает ребенок, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие и «осредняет» личность [3, с. 9].
Согласно социально-психологическому подходу образовательная среда определяется как условие конструирования челове-
ком смыслов в процессе взаимодействия с окружающим миром (предметов, людей, событий, ценностей, норм) [3, с. 8].
Социально-педагогический подход трактует ее как многомерное явление, связанное в единое целое различными коммуникативными механизмами и оказывающее ситуативное влияние на развитие ценностных ориентаций личности, отношений и способов поведения, актуализирующихся в процессах освоения, потребления и распространения социокультурных ценностей.
На наш взгляд, образовательная среда - это ресурс воспитания и повышения качества образования, источник развития социального, личностного и профессионального опыта.
Понятие «развивающая среда образовательного учреждения» в последнее десятилетие разрабатывается отечественными и зарубежными учеными, такими как И.Н. Иорданский, С.А. Каменева, М.В. Крупенина, М.Я Басова и др. Развивающая среда по определению В.А. Яслина -это интегральная характеристика воздействия всего комплекса условий, в которых протекает жизнедеятельность учащихся, на их психологическое состояние, успешность учебной деятельности и личностное развитие [5, с. 101].
В данной статье мы под «развивающей средой в образовательном учреждении» понимаем совокупность социальных, культурных, а также специально организованных психолого-педагогических условий, в результате создания которых происходит развитие личности обучающихся [5, с. 102].
Развивающая среда образовательного учреждения включает в свою структуру следующие компоненты (табл. 1).
Вышеизложенные компоненты развивающей среды сформированы в Научно-образовательном центре экономики и информационных технологий
Таблица 1. Структура развивающей среды образовательного учреждения
Компонент Содержание
Пространственно- семантический - архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства (информационно-техническая база, дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений); - символическое пространство (различные символы - эмблема, традиции и др.).
Содержательно- методический - содержательная сфера (концепции обучения и воспитания, образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.); - формы и методы организации образования (формы организации занятий - уроки, дискуссии, конференции, экскурсии и т. д., исследовательские общества и другие).
Коммуникационно- организационный - особенности субъектов образовательной среды (распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности обучающихся и педагогов, их ценности, установки, стереотипы и т. п.); - коммуникационная сфера (стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среди субъектов образования, степень скученности и др.); - организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных групп и др.).
Источник: Бордовская, Н. В. Вызовы времени и новые модели развивающей образовательной среды // Человек и образование. - 2013. - № 2 (35). - С. 4-11.
Института социально-экономического развития территорий РАН (далее - НОЦ ИСЭРТ РАН).
НОЦ ИСЭРТ РАН представляет собой инновационную структуру, многоступенчатую систему подготовки высококвалифицированных кадров в области экономики и управления. Осуществляемое в нем дополнительное школьное образование представлено очным факультативом по экономике, который посещают 570 школьников [9, с. 99].
Созданием дополнительных условий для развития гармоничной личности школьника и поддержки педагогов в процессе обучения и воспитания детей занимается группа психолого-педагогическо-го сопровождения. Схема организации ее деятельности представлена на рисунке 1.
Основные принципы работы группы -непрерывность и открытость для участников образовательного процесса, что является залогом успешного прохождения обучения в учреждении.
К приоритетным задачам, определяющим направления деятельности специалистов психолого-педагогического сопровождения, относятся:
- содействие личностному и профессиональному становлению и развитию учащихся и педагогов НОЦ;
- определение психоэмоционального состояния, мотивационной сферы школь-
ников с помощью психологических диагностик и осуществление их коррекции на основании полученных результатов;
- развитие навыков эффективного общения, создание благоприятного психологического климата в учебных и рабочих коллективах;
- сопровождение участников образовательного процесса на различных этапах учебной и профессиональной деятельности [9, с. 103].
В рамках развития коммуникативных способностей учащихся НОЦ группой пси-холого-педагогического сопровождения проводится целенаправленная, системная работа, включающая в себя мероприятия, представленные в таблице 2.
Данный комплекс мероприятий способствует развитию потребности в коммуникативной деятельности. Это выражается в том, что учащиеся быстро находят друзей, стремятся расширить круг общения, проявляют инициативу, способны принимать решение в трудных, нестандартных ситуациях [7, с. 439].
Данные выводы подтверждают результаты диагностических исследований, которые проводятся с 2010/2011 уч. года группой психолого-педагогического сопровождения.
Целью диагностики является выявление у школьников НОЦ уровня развития коммуникативных способностей, являю-
Рис. 1. Организация психолого-педагогического сопровождения школьников и педагогов в НОЦ Таблица 2. Направления деятельности группы психолого-педагогического сопровождения
Направления работы Характеристика
1. Включение в научно-исследовательскую деятельность Знакомство школьников со сферой научной деятельности, вовлечение в научно-исследовательскую работу на ранних этапах обучения.
2. Развивающая работа Проведение тренинговых занятий, направленных на развитие коммуникативной и организаторской сфер в рамках курсов психологических дисциплин «Азбука общения», «Деловое общение».
3. Мероприятия, организуемые в НОЦ Привлечение учащихся к мероприятиям, формирующим у них коммуникативные и организаторские умения (Дискуссионный клуб, Олимпиада по экономике НОЦ ИСЭРТ РАН, конкурс научно-исследовательских работ, «Неделя Вологды», «Неделя психологии», «Неделя вежливости и хороших манер» в НОЦ и т. д.).
4. Методическая поддержка Использование на уроках активных методов обучения, которые строятся на практической направленности, игровом действии и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта учащихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств.
5. Экскурсионная деятельность Обеспечение знакомства и взаимодействия школьников с представителями других сообществ (экскурсии в организации и на предприятия экономической направленности).
6. Каникулярные смены Организация работы экономического факультатива в период школьных каникул.
Источник: Результаты диагностики «Коммуникативных и организаторских склонностей» в 2013/2014 уч. году.
щихся важным фактором для достижения успеха во многих профессиях типа «человек - человек». К 2014 году появилась возможность отследить динамику развития исследуемых качеств у учащихся НОЦ.
Для проведения исследования использовалась методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (далее - КОС) В.В. Синявского и Б.А. Федоришина, которая включает в себя 40 вопросов [10, с. 263].
Данная методика позволяет, учитывая индивидуальные и личностные особенности школьников, определить уровень выраженности исследуемых у них склонностей (в баллах).
Результатом исследования является распределение учащихся по уровням коммуникативных и организаторских склонностей, краткая характеристика которых представлена в таблице3 [8, с. 91].
На примере школьников одного класса рассмотрим динамику показателей по
шкале «коммуникативные склонности» за три года. Анализ результатов двух срезов, сделанных в 2010/2011 (8 класс: 18 чел.) и 2013/2014 (11 класс: 17 чел.) уч. гг., выявил положительную тенденцию в развитии коммуникативных способностей учащихся НОЦ (рис. 2). Так, в результате создания эффективной развивающей среды к 11 классу количество учащихся, находящихся на высшем и высоком уровнях, увеличилось почти в два раза и составило 65% (11 чел).
Этот факт свидетельствует о том, что большинство школьников к выпускному классу быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, принимают самостоятельные решения.
К 2013/2014 уч. году у учащихся выпускного класса наблюдается преобладание высшего уровня развития коммуникативных склонностей, что позволяет
Таблица 3. Характеристика уровней коммуникативных и организаторских склонностей
Уровень КОС Балл Характеристика уровней КОС
Очень низкий 1 - 4 Сфера коммуникативных и организаторских способностей неразвита; испытуемые стремятся избегать контактов, мало общаются даже в узком кругу, испытывают дискомфорт в ситуации вынужденного взаимодействия с малознакомыми людьми; в организаторской деятельности не проявляют инициативы, скованны, часто им сложно принимать решения самостоятельно.
Низкий 5 - 8 Испытуемые не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой; в новой компании или коллективе чувствуют себя скованно; испытывают трудности в установлении контактов с людьми; не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды; редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.
Средний 9 - 12 Испытуемые стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое мнение, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью; требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности.
Высокий 13 - 16 Потребность в коммуникативной и организаторской деятельности сформирована в достаточной мере; испытуемые не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.
Высший 17 - 20 Потребность в коммуникативной и организаторской деятельности сформирована полностью; испытуемые быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, принимают самостоятельные решения; отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений; любят организовывать игры, различные мероприятия, настойчивы и одержимы в деятельности.
Источник: Авторская методика В.В. Синявского и Б.А. Федоришина «Коммуникативные и организаторские склонности» [10] .
Высший
Высокий
Средний
Низкий
34
24
Очень низкий
41
■ 2010/2011 уч. г. (8 класс) ■ 2013/2014 уч. г. (11 класс)
Рис. 2. Динамика показателей по шкале «Коммуникативные склонности» в период 2010/11 - 2013/14 уч. гг., % от количества опрошенных
прогнозировать успешное их становление в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.
С целью повышения качества исследования коммуникативных склонностей учащихся в НОЦ ИСЭРТ РАН с 2014/2015 уч. года планируется ежегодное проведение диагностики с 7 по 11 классы, что позволит отслеживать индивидуальную динамику показателей каждого испытуемого, а также своевременно вносить коррективы в содержание деятельности пси-
холого-педагогического сопровождения по развитию изучаемых склонностей.
На основе анализа личностных показателей уровня коммуникативных склонностей учащихся все испытуемые распределятся на три группы: сильную, среднюю, слабую. Содержание программы, направленной на развитие коммуникативных способностей школьников разных групп, представлено в таблице 4.
Результатом осуществления работы с учащимися сильной группы станет закре-
Таблица 4. Содержание программы развития коммуникативных способностей школьников НОЦ
Группа Направления деятельности
Сильная 1. Организация групповой работы с элементами тренинга по практической отработке коммуникативных и организаторских навыков «Я - лидер», «Саморазвитие: как достичь новых результатов». 2. Разработка дополнения к методике по выявлению школьников, наиболее заинтересованных в участии в конкурсах и олимпиадах. 3. Привлечение обучающихся к организации и проведению культурно-массовых мероприятий (тематические недели, каникулярные смены, дискуссионные клубы и т. д.). 4. Организация встреч с родителями (в рамках организационных собраний) с целью их привлечения к участию в программе развития детей. 5. Консультирование педагогов НОЦ при организации образовательного процесса.
Средняя 1. Организация групповой работы с элементами тренинга по практической отработке и развитию коммуникативных и организаторских навыков. 2. Индивидуальная работа в форме консультаций по решению коммуникативных трудностей. 3. Организация встреч с родителями с целью их привлечения к участию в программе развития детей. 4. Консультирование педагогов НОЦ при организации образовательного процесса.
Слабая 1. Организация групповой работы с элементами тренинга по практической отработке и развитию коммуникативных и организаторских навыков. 2. Индивидуальная работа в форме консультаций по решению коммуникативных трудностей. 3. Индивидуальная работа с родителями по решению коммуникативных трудностей их детей. 4. Обеспечение знакомства и взаимодействия школьников с представителями других сообществ (экскурсии в организации и на предприятия экономической направленности). 5. Консультирование педагогов НОЦ при организации образовательного процесса.
Источник: Результаты диагностики «Коммуникативных и организаторских склонностей» в 2013/2014 уч. году.
пление и совершенствование коммуникативных способностей, соответственно, с ребятами среднего звена - переход на более высокий уровень развития исследуемых качеств. Дифференцированный подход к школьникам слабой группы обеспечит формирование потребности в общении, инициативы, самостоятельности в принятии решений и переход на более высокие уровни развития КОС.
Подводя итог, следует отметить, что развивающая среда, созданная в научно-образовательном центре, является дополнительным продуктивным инструментом в формировании коммуникативных способностей учащихся, что в свою очередь является основанием успешной учебной, профессиональной, творческой и других видов деятельности школьника.
ЛИТЕРАТУРА
1. Батаршев, А. В. Диагностика способности к общению [Текст] / А. В. Батаршев. - СПб. : Питер, 2006. - 176 с.
2. Белобородов, А. М. Развитие коммуникативных способностей подростков в процессе тренингового воздействия [Текст] / А. М. Белобородов // Научный диалог. - 2013. - № 9 (21) : Психология. Педагогика. - С. 6-20.
3. Бордовская, Н. В. Вызовы времени и новые модели развивающей образовательной среды [Текст] / Н. В. Бордовская // Человек и образование. - 2013. - № 2 (35). - С. 4-11.
4. Голубева, Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность [Текст] / Э. А. Голубева. - Дубна : Феникс, 2005. - 512 с.
5. Егорихина, С. Ю. Формирование коммуникативной сферы молодых ученых [Текст] / С. Ю. Егорихина, В. И. Попова // Проблемы развития территории. - 2012. - № 3 (59). - С. 99-107.
6. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] : учебник для вузов / И. А. Зимняя. - 2-е изд., испр. и перераб. - М. : Логос, 2002. - 384 с.
7. Королева, И. А. Деятельность методической и психологической групп в организации и сопровождении школьников в образовательном процессе (из опыта НОЦ ИСЭРТ РАН) [Текст] / И. А. Королева // Молодой ученый. - 2012. - № 5. - С. 435-444.
8. Королева, И. А. Развитие коммуникативных навыков у школьников [Текст] / И. А. Королева // Проблемы развития территории. - 2012. - № 6 (62). - С. 86-92.
9. Кулакова, А. Б. Адаптационный период школьников в учебном процессе Научно-образовательного центра ИСЭРТ РАН [Текст] / А. Б. Кулакова, И. А. Королева / Проблемы развития территории. -20 14. - № 1 (69). - С. 98-105.
10. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] /
Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М., 2002. - C. 263-265.
11. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 5. - С. 55-61.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Розонтова Дарья Витальевна - инженер-исследователь отдела исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социальноэкономического развития территорий Российской академии наук. Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: [email protected]. Тел.: (8172) 59-78-10.
Кулакова Анна Борисовна - инженер-исследователь отдела исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: [email protected]. Тел.: (8172) 59-78-10.
© Rozontova D.V., Kulakova A.B.
FORMATION OF COMMUNICATION SKILLS IN STUDENTS UNDER THE CONDITIONS OF THE DEVELOPMENTAL ENVIRONMENT OF REC ISEDT RAS
This article focuses on one of the major problems of our time - the development of communicative skills in students in educational environment. The article substantiates the relevance of the issue and the importance of educational environment in the formation of communication skills.
The authors consider theoretical approaches to the definition of "communication skills", "developmental environment of an educational institution". They define a framework of developmental environment and show that developmental environment of an educational institution includes a spatial-semantic, conceptual and methodological, communication and organizational components that have a direct impact on the development of communication skills in students.
The Research-and-Educational Center for Economics and Information Technology at the Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences carries out extracurricular education, which is represented by a full-time elective course in economics. In the framework of this elective course the group for psycho-pedagogical support implements a set of activities aimed to develop communicative abilities in schoolchildren.
The Research-and-Educational Center carries out a diagnostic study "Communication and organization aptitudes" during the whole education period: "at the input" (8grade) and "at the output" (11 grade). The purpose is to reveal and assess the changes in the formation of the studied aptitudes. The article presents in detail the results of the diagnostics and dynamics of the studied qualities.
The article makes a conclusion that the Research-and-Educational Center for Economics and Information Technology at the Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences has a positive dynamics in the development of practical communication skills, which generally confirms the productivity of developmental environment at the Research-and-Educational Center, which is one of the factors in the successful formation of communication skills.
Communication skills, developmental environment of an educational institution, social skills, diagnostics "Communication and organization aptitudes", research-and-educational center.
REFERENCES
1. Batarshev A. V. Diagnostika sposobnosti k obshcheniyu [Diagnostics of Communication Ability]. Saint Petersburg: Piter, 2006. 176 p.
2. Beloborodov A. M. Razvitie kommunikativnykh sposobnostei podrostkov v protsesse treningovogo vozdeist-viya [Development of Communicative Abilities in Adolescents in the Process of Training Influence]. Nauchnyi dialog [Scientific Dialogue], 2013, no. 9 (21): Psychology. Pedagogy, pp. 6-20.
3. Bordovskaya N. V. Vyzovy vremeni i novye modeli razvivayushchei obrazovatel’noi sredy [Challenges of the Time and New Models of Developing Educational Environment]. Chelovek i obrazovanie [Man and Education],
2013, no. 2 (35), pp. 4-11.
4. Golubeva E. A. Sposobnosti. Lichnost’. Individual’nost’ [Abilities. Personality. Individuality]. Dubna: Feniks, 2o05. 512 p.
5. Egorikhina S. Yu., Popova V. I. Formirovanie kommunikativnoi sfery molodykh uchenykh [The Competency Building Approach in the Formation of Young Scientists’ Communicative Sphere]. Problemy razvitiya territorii [Problems of Development of Territories], 2012, no. 3 (59), pp. 99-107.
6. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskaya psikhologiya: uchebnik dlya vuzov [Pedagogical Psychology: Textbook]. 2nd edition, revised and corrected. Moscow: Logos, 2002. 384 p.
7. Koroleva I. A. Deyatel’nost’ metodicheskoi i psikhologicheskoi grupp v organizatsii i soprovozhdenii shkol’nikov v obrazovatel’nom protsesse (iz opyta NOTs ISERT RAN) [The Activity of the Methodological and Psychological groups in the Organization and Support of schoolchildren in the Educational Process (from Experience of REC ISEDT RAS)]. Molodoi uchenyi [Young Scientist], 2012, no. 5, pp. 435-444.
8. Koroleva, I. A. Razvitie kommunikativnykh navykov u shkol’nikov [Development of Schoolchildren’s Communicative Skills]. Problemy razvitiya territorii [Problems of Development of Territories], 2012, no 6 (62), pp. 86-92.
9. Kulakova A. B., Koroleva I. A. Adaptatsionnyi period shkol’nikov v uchebnom protsesse Nauchno-obrazovatel’nogo tsentra ISERT RAN [Adaptation Period of Schoolchildren in Educational Process at the RAS Research and Education Centre]. Problemy razvitiya territorii [Problems of Development of Territories],
2014, no. 1 (69), pp. 98-105.
10. Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuilov G. M. Sotsial’no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp [Socio-Psychological Diagnostics of the Development of Personality and Small Groups]. Moscow, 2002. Pp. 263-265.
11. Khutorskoi A. V. Klyuchevye kompetentsii. Tekhnologiya konstruirovaniya [The Core Competencies. A Technology of Designing]. Narodnoe obrazovanie [Public Education], 2003, no. 5, pp. 55-61.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Rozontova Darya Vitalyevna - Research Engineer at the Department for the Studies of the Influence of Integration Processes in Science and Education on Territorial Development. Federal State-Financed Scientific Institution the Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences. 56A, Gorky Street, 160014, Russia. E-mail: [email protected]. Phone: +7(8172) 59-78-10.
Kulakova Anna Borisovna - Research Engineer at the Department for the Studies of the Influence of Integration Processes in Science and Education on Territorial Development. Federal State-Financed Scientific Institution the Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences. 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russia. E-mail: [email protected]. Phone: +7(8172) 59-78-10.