Научная статья на тему 'Особенности коммуникативной компетентности старшеклассников'

Особенности коммуникативной компетентности старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
479
59
Поделиться
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / HIGH SCHOOL STUDENTS / INTERPERSONAL COMMUNICATION / GENDER DIFFERENCES

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Комлик Любовь Юрьевна, Колосова Ирина Геннадьевна

Рассмотрена проблема коммуникативной компетентности старшеклассников в современной школе, раскрыты понятие и содержание коммуникативной компетентности, обобщены психологические особенности юношей и девушек старшего школьного возраста. Представлены гендерные различия в межличностной коммуникации. Экспериментально доказано, что большинство современных старшеклассников являются андрогинами, это свидетельствует об отсутствии чисто мужских и женских качеств личности. Было установлено, что независимо от гендерного типа личности старшие школьники обладают средним уровнем развития коммуникативной компетентности, в частности развития коммуникативных умений и навыков, знаний культурных норм и ограничений в общении.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Комлик Любовь Юрьевна, Колосова Ирина Геннадьевна,

FEATURES OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF HIGH SCHOOL STUDENT

The article deals with the communicative competence of senior pupils in a modern school, the concept and content of communicative competence, generalized psychological features of boys and girls of senior school age are revealed. Researchers recognize that communication with peers is of great importance for older students. Relations with comrades are in the main position in the life of boys and girls, in many respects determine all other aspects of their behavior and activities. Communicative competence has a special significance in human life. This affects the progress, the process of adaptation in the team and society. This also affects the emotional well-being of the individual, which can be seen as a condition for the effectiveness of implementing measures and the effectiveness of resource use in the future. Gender differences in interpersonal communication were revealed. The influence of gender roles on the formation and development of communicative competence is proposed. Experimentally proved that most modern students are not androgynous, this means the absence of purely masculine and feminine qualities. It turned out that regardless of gender type of personality, high school students have an average level of development of communicative competence, in particular: development of communication skills, knowledge of cultural norms.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Особенности коммуникативной компетентности старшеклассников»

УДК 37.015.3

00! 10.23951/1609-624Х-2018-3-45-49

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Л. Ю. Комлик, И. Г. Колосова

Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина, Елец

Рассмотрена проблема коммуникативной компетентности старшеклассников в современной школе, раскрыты понятие и содержание коммуникативной компетентности, обобщены психологические особенности юношей и девушек старшего школьного возраста. Представлены гендерные различия в межличностной коммуникации.

Экспериментально доказано, что большинство современных старшеклассников являются андрогинами, это свидетельствует об отсутствии чисто мужских и женских качеств личности. Было установлено, что независимо от гендерного типа личности старшие школьники обладают средним уровнем развития коммуникативной компетентности, в частности развития коммуникативных умений и навыков, знаний культурных норм и ограничений в общении.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, старшеклассники, межличностная коммуникация, гендерные особенности.

Современное общество требует от человека наличия высокого уровня развития социальной компетентности. Высокий темп жизни, мобильность социальных условий, необходимость самостоятельно определять траектории своего личностного и профессионального развития, повышающаяся индивидуализация социальных связей предъявляют особые требования к наличию и уровню развития у человека коммуникативной компетентности, которая является одним из условий успешной социализации в юношеском возрасте. Современные юноши и девушки на этапе дотрудовой социализации, которая проходит в старших классах школы, должны овладеть коммуникативными умениями и навыками, обеспечивающими ориентацию в коммуникативных средствах, необходимых для учета национальных, сословных, профессиональных особенностей собеседника или группы людей, способствовать качественному и эффективному контакту в различных социальных ситуациях взаимодействия. Наличие коммуникативной компетентности проявляется в сформированности коммуникативной толерантности, готовности к межличностному взаимодействию, самокритичности и самоконтролю в общении и др. Не случайно в качестве одной из задач социализации в школе в рамках новых ФГОС сформулирована задача развития коммуникативной компетентности.

Наличие коммуникативной компетентности особенно актуально в период ранней юности, так как в старшем школьном возрасте решение основных жизненных задач данного этапа - формирование жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни - напрямую связано с разнообразными социальными контактами.

В отечественной психологии проблеме изучения коммуникативной компетентности посвящены работы таких отечественных психологов, как И. Р. Алтунина, А. А. Бодалев, С. Л. Браченко, В. В. Девятко, Ю. Н. Емельянова, Ю. М. Жукова, Б. Г. Ананьев, В. А. Кан-Калик, В. Н. Куницына, А. А. Леонтьев, А. В. Мудрик, Л. А. Петровская, Е. В. Сидоренко и др. [1-3].

Исследователи сходны во мнении, что коммуникативная компетентность имеет особую значимость в жизни человека. Она влияет на учебную успеваемость, от нее во многом зависит процесс адаптации в коллективе и обществе. Также она влияет на эмоциональное благополучие индивида, что может рассматриваться как условие эффективности выполнения действий в настоящий момент и являться ресурсом эффективности в будущем [4-6].

Сущность коммуникативной компетентности можно представить как способность и готовность вступать в различного рода контакты для решения коммуникативных задач. Для этого важно хорошо владеть речью, это важнейший способ коммуникации. Каждую секунду времени люди вступают в контакт друг с другом совершенно различными способами, выражая свои слова и эмоции определенным образом в различных группах и ситуациях. Так как человек - единица социума, общение и взаимодействие с другими людьми всегда имеет определенную форму и определенные правила. Человек должен знать нормы этикета, правила поведения в обществе и правила общения в той или иной группе людей. Общение при кажущейся простоте является сложным видом человеческих отношений. Оно включает в себя взаимоотношения разного рода, как и любая деятельность, имеет свой порядок действий и является последовательным. Для того чтобы быть успешным в общении,

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2018. 3 (192)

необходимо иметь коммуникативную компетенцию.

В старшем школьном возрасте общение является одним из основных факторов социализации. Старшеклассники всячески желают показать свою индивидуальность и непохожесть на других, для этого они прибегают к изменению своего внешнего вида, меняют формы общения, выставляют напоказ определенные особенности своего характера и т. д. Старший школьный возраст является переломным моментом в жизни юношей и девушек, несет в себе изменения в мотивационной и волевой сфере, сфере отношений к себе и окружающим. Ведущим видом деятельности по-прежнему остается учебная, но в ней появляется профессиональная направленность, что и определяет дальнейшую жизнь школьника [6, 7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главной отличительной чертой старшего школьного возраста является окончание стадии полового созревания, тот момент, когда организм полностью физиологически готов к продолжению рода. В силу происходящих психофизиологических изменений к одной из проблем межличностной коммуникации можно отнести гендерный аспект, а конкретно - гендерную принадлежность. Ни для кого не секрет, что мужчины и женщины строят общение по-разному, а значит, и коммуникативные процессы представителей различных ген-дерных типов также должны различаться в зависимости от того, к какому тендерному типу принадлежит личность.

Противоположные характеристики мужчин и женщин, такие как рациональность, сдержанность первых и эмоциональность, открытость последних продиктованы скорее всего не биологической принадлежностью, а гендерной.

Гендер - это социальный пол личности, формирующийся в процессе ее воспитания и взросления под действием окружающей среды. Выделяются маскулинный, феминный и андрогинный типы личности. Из них андрогинный тип является более универсальным и позволяет человеку лучше приспосабливаться к меняющейся окружающей среде, быть более стрессоустойчивым.

Проблеме изучения гендерных особенностей личности в науке посвящены работы С. Бем, О. А. Ворониной, Е. И. Горошко, О. Есперсена, С. Кесслера, А. В. Кирилиной, И. С. Клециной, У Маккенна, Ф. Маутнера, Э. Сепира, Р. Столлера и др. [8, 9].

У многих молодых людей именно отсутствие хорошо развитых коммуникативных и интерактивных умений и навыков вызывает настоящую панику при необходимости самому публично выступить, ответить на экзамене, обратиться к аудитории с речью, сделать самопрезентацию, быть руководителем дискуссии. Овладение коммуникатив-

ной компетентностью создает молодому человеку условия для успеха и карьеры, позволяет стать конкурентоспособной личностью [10].

Коммуникативная компетентность влияет на успешность учебной деятельности; от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации старшеклассника; коммуникативная компетентность старших школьников может рассматриваться в процессе образования как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни. От правильно выбранных методов формирования коммуникативной компетентности будет зависеть развитие различных сторон жизни старшеклассника.

Цель исследования - изучить особенности коммуникативной компетентности у современных старшеклассников.

На основе анализа психолого-педагогической литературы были определены наиболее важные компоненты коммуникативной компетентности, а именно самоконтроль в общении; общительность; коммуникативная толерантность. В соответствии с этим сформулированы задачи исследования: выявить гендерные особенности старшеклассников; изучить особенности самоконтроля в общении; оценить уровень общительности старшеклассников; рассмотреть особенности коммуникативной толерантности старших школьников. Для реализации задач исследования были использованы следующие методики: «Полоролевой опросник» С. Бем; «Оценка самоконтроля в общении» М. Снайдера; «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховско-го; «Диагностика коммуникативной толерантности» В. В. Бойко. Данный комплекс методик был выбран с целью определения гендерного типа личности и коммуникативных особенностей: уровня коммуникабельности, наличия коммуникативного контроля и уровня коммуникативной толерантности.

Эксперимент проводился среди школьников 10-11-х классов МБОУ СШ № 1, 10, 12, 24, г. Ельца Липецкой области. Общее количество тестируемых составило 140 человек в возрасте 1618 лет.

Результаты диагностики показали, что:

1. По методике «Полоролевой опросник» С. Бем: 4,3 % испытуемых являются маскулинными - это значит, что у них преобладают мужские черты личности; 11,4 % - феминными, т. е. с преобладанием женских черт личности и 84,3 % -андрогинными, т. е. имеют сочетание традиционно женских и традиционно мужских психологических качеств личности.

2. По методике «Оценка самоконтроля в общении»: 22,85 % тестируемых имеют высокий уровень самоконтроля в общении; 61,42 % старше-

классников обладают средним уровнем самоконтроля и 15,7 % - низким.

3. По методике «Диагностика коммуникативной толерантности»: высоким уровнем коммуникативной толерантности обладают 27,14 % тестируемых, средним - 70 %, низким - 2,85 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. По методике «Диагностика уровня общительности»: 1,42 % испытуемых неразговорчивы и замкнуты; 10 % - общительны, но настороженны; 11,4 % - общительны, но необязательны в выполнении сказанного; 41,2 % - разговорчивы иногда не в меру; 34,28 % - имеют нормальную коммуникабельность. Также авторы привели полученные результаты к общему виду и выяснили, что высоким уровнем общительности обладают 12,5 % испытуемых, средним - 85,71 %, низким - 1,42 %.

5. Общий уровень коммуникативной компетентности старшеклассников - средний. Данный уровень коммуникативной компетентности говорит о нормальной терпимости человека к партнеру по общению, о знании норм и правил в общении.

6. По данным, полученным в ходе расчета ^-критерия Манна - Уитни, выявлено, что различий в коммуникативной компетентности среди юношей и девушек не наблюдается.

7. По данным, полученным в ходе расчета критерия значимости Пирсона, выявлено, что общительность и самоконтроль в общении не имеют тесной связи. Это означает, что очень общительный человек может иметь высокий уровень самоконтроля в общении, а необщительный, напротив, может не уметь сдерживать себя.

Таким образом, было выявлено, что 84,3 % старшеклассников представленной выборки имеют андрогинный тип, т. е. сочетают традиционно женские и традиционно мужские психологические черты личности. Большинство старшеклассников представленной выборки обладают умением менять свое поведение в зависимости от ситуации, юноши и девушки легко адаптируются в новой социальной обстановке, устойчивы к непродолжительным стрессам.

Полученные данные не дали возможности провести сравнительный анализ особенностей коммуникативной компетентности среди всех гендерных типов личности. Поэтому было принято решение провести анализ различий коммуникативной компетентности среди юношей и девушек.

По данным, полученным в ходе проведения анализа, различий в коммуникативной компетентности юношей и девушек не выявлено. Обнаружено, что у большинства старшеклассников (61 %) средний уровень самоконтроля в общении, они очень общительны, спонтанны в самовыражении, иногда не в меру, достаточно искренни, подвластны воле чувств, не всегда способны удержать про-

явление эмоций, не любят непрогнозируемых ситуаций, мнение социального окружения часто определяет поведение.

Современные старшеклассники (85 %) демонстрируют средний уровень общительности, они разговорчивы, любопытны, любят быть в центре внимания, могут высказывать свое мнение по разным вопросам, пасуют при столкновении с жизненными трудностями, экстравагантные выходки партнеров по взаимодействию раздражают.

Большая часть старшеклассников - 70 % - также обладают средним уровнем коммуникативной толерантности. Это означает, что старшеклассники имеют достаточную терпимость к мнению окружающих и их поведению. Не умеют скрывать неприязнь к партнеру по взаимодействию, сдерживать недовольство им. Не склонны менять и подстраивать партнеров под себя. Легко адаптируются в общении с новыми людьми и в новой социальной обстановке. В ситуации заинтересованности партнером по общению, нацеленности на получение выгоды от взаимодействия с ним могут на некоторые негативные личностные проявления не обращать внимания.

В ходе анализа общего уровня коммуникативной компетентности выявлено, что современные старшеклассники имеют средний уровень общей коммуникативной компетентности. Люди, обладающие данным уровнем коммуникативной компетентности, достаточно общительны, в незнакомой обстановке часто чувствуют себя спокойно и свободно, отстаивают свою точку зрения, бывают чрезмерно эмоциональны. Мнение социального окружения достаточно важно, что положительно сказывается на межличностных отношениях. Однако эмоциональность может привести и к напряжению при продолжительном межличностном взаимодействии, что может неблагоприятно сказаться на последующих отношениях между людьми. Экстравагантные выходки партнеров по взаимодействию раздражают. Ради получения выгоды готовы терпеть негативные личностные проявления партнера по взаимодействию. Для старшеклассников важно, чтобы их понимали и принимали такими, какие они есть, считались с их мнением и проявляли заинтересованность в общении и взаимодействии с ними.

Полученные данные позволяют утверждать, что современные старшеклассники не имеют четкого тендерного типа, проявляют андрогинные черты. Подобный результат не позволяет связать гендер-ные различия с коммуникативной компетентностью. Коммуникативная компетентность выражена на среднем уровне, это проявляется, в частности, средним уровнем коммуникативности, самоконтроля в общении и толерантности.

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2018. 3 (192)

Список литературы

1. Давыдов В. В., Запорожец А. В. Психологический словарь. М.: Педагогика, 2013. 148 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Качалов Н. А. Информационно-коммуникативная компетентность субъектов образовательного процесса высшей школы // Вестн. Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 6 (108). С. 10-13. URL: http://vestnik.tspu.edu.ru/archive. html ?year=2011&issue=6&article_id=2911 (дата обращения: 18.05.2017).

3. Князева Е. Н. Коммуникативная сложность // Вестн. Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 5 (133). С. 110-118. URL: http://vestnik.tspu.edu.ru/archive.html?year=2013&issue=5&article_id=4147 (дата обращения: 18.05.2017).

4. Замалетдинов Ф. Р. Реализация организационно-педагогических условий формирования коммуникативной компетенции старшеклассников в условиях социального партнерства // Филология и культура. Рhilоlоgy and сШШге. 2012. № 3 (29). С. 259-262. URL: http://philology-and-culture.kpfu.ru /?q=system%2Ffiles%2F52_2.pdf (дата обращения: 18.05.2017).

5. Лазарева Л. В. Развитие коммуникативной компетентности у студентов - будущих менеджеров в условиях экономического вуза // Вестн. Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 12 (102). С. 154-159. URL: http://vestnik.tspu.edu. ru/archive.html ?year=2010&issue=12&article_id=2748 (дата обращения: 20.05.2017).

6. Баранчиков А. С. Психологические особенности учеников старшего школьного возраста // Информация как двигатель научного прогресса: сборник статей Международной научно-практической конференции (15 апреля 2017 г., г. Екатеринбург). В 3 ч. Ч. 3. Уфа: АЭТЕРНА, 2017. С. 142-144. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_28970980_30246102.pdf (дата обращения: 20.05.2017).

7. Психосоциальное развитие. URL: http://www.e-reading.club/chapter.php/1038867/62/Molchanova_-_Psihologiya_razvitiya_i_vozrastnaya_ psihologiya._Uchebnoe_posobie.html (дата обращения: 20.10.2017).

8. Шухова Н. А. Гендерная психология // Учебник для вузов. URL: http: //lib2.znate.ru/docs/index-300002.html (дата обращения: 18.05.2017).

9. Клецина И.С. Гендерная психология: учебник. URL: http://bookscafe.net/read/uchebnik-gendernaya_psihologiya-155972.htmlWp1 (дата обращения: 18.05.2017).

10. Коммуникативная компетентность. URL: http://psyera.ru/kommunikativnaya-kompetentnost-1690.htm (дата обращения: 23.11.2016).

Комлик Любовь Юрьевна, кандидат психологических наук, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина (ул. Коммунаров, 28, Елец, Россия, 399770). E-mail: lkomlik@yandex.ru

Колосова Ирина Геннадьевна, кандидат психологических наук, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина (ул. Коммунаров, 28, Елец, Россия, 399770). E-mail: tais_i@mail.ru

Материал поступил в редакцию 10.07.2017.

DOI 10.23951/1609-624X-2018-3-45-49

FEATURES OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF HIGH SCHOOL STUDENT

L. Yu. Komlik, I. G. Kolosova

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Yelets State University named after Ivan Bunin, Yelets, Russian Federation

The article deals with the communicative competence of senior pupils in a modern school, the concept and content of communicative competence, generalized psychological features of boys and girls of senior school age are revealed. Researchers recognize that communication with peers is of great importance for older students. Relations with comrades are in the main position in the life of boys and girls, in many respects determine all other aspects of their behavior and activities. Communicative competence has a special significance in human life. This affects the progress, the process of adaptation in the team and society. This also affects the emotional well-being of the individual, which can be seen as a condition for the effectiveness of implementing measures and the effectiveness of resource use in the future. Gender differences in interpersonal communication were revealed. The influence of gender roles on the formation and development of communicative competence is proposed.

Experimentally proved that most modern students are not androgynous, this means the absence of purely masculine and feminine qualities. It turned out that regardless of gender type of personality, high school students have an average level of development of communicative competence, in particular: development of communication skills, knowledge of cultural norms.

Key words: communicative competence, high school students, interpersonal communication, gender differences.

References

1. Davydov V. V., Zaporozhets A.V. Psikhologicheskiyslovar'[Psychological dictionary]. Moscow, Pedagogika Publ., 2013. 148 p. (in Russian).

2. Kachalov N. A. Informatsionno-kommunikativnaya kompetentnost' sub»yektov obrazovatel'nogo protsessa vysshey shkoly [Informational and communicative competence of students at high institution]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulle-

tin, 2011, vol. 6 (108), pp. 10-13 (in Russian). URL: http://vestnik.tspu.edu.ru/archive.html? Year = 2011 & issue = 6 &article_id = 2911 (accessed 18 May 2017).

3. Knyazeva E. N. Kommunikativnaya slozhnost' [Communicative complexity]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univer-siteta - TSPU Bulletin, 2013, vol. 5 (133), pp. 110-118 (in Russian). URL: http://vestnik.tspu.edu.ru/archive.html?year=2013&issue=5&article_ id=4147 (accessed 18 May 2017).

4. Zamaletdinov F. R. Realizatsiya organizatsionno-pedagogicheskikh usloviy formirovaniya kommunikativnoy kompetentsi starsheklassnikov v usloviyakh sotsial'nogo partnerstva [Realization of organizational and pedagogical conditions for the formation of the communicative competence of senior pupils in conditions of social partnership]. Filologiya i kul'tura - Philology and Culture, 2012, no. 3 (29), pp. 259-262 (in Russian). URL: http://philology-and-culture.kpfu.ru /?q=system%2Ffiles%2F52_2.pdf (accessed 18 May 2017).

5. Lazareva L. V. Razvitiye kommunikativnoy kompetentnosti u studentov - budushchikh menedzherov v usloviyakh ekonomicheskogo vuza [The development of future managers' communicative competence at the stage of economic high school training]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2010, vol. 12 (102), pp. 154-159 (in Russian). URL: http://vestnik.tspu.edu.ru/archive. html? Year = 2010 & issue = 12 &article_id = 2748 (accessed 20 May 2017).

6. Baranchikov A. S. Psikhologicheskiye osobennosti uchenikov starshego shkol'nogo vozrasta [Psychological features of pupils of the senior school age]. Informatsiya kak dvigatel'nauchnogo progressa: sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (15 aprelya 2017 g., g. Yekaterinburg). V 3kh ch. Ch. 3 [Information as the engine of scientific progress: the collection of articles of the International scientific and practical conference (April 15, 2017, Yekaterinburg). In 3 parts. Part 3]. Ufa, AETERNA Publ., 2017. Pp. 142-144 (in Russian). URL: https:// library.ru/download/elibrary_28970980_30246102.pdf (accessed 20 May 2017).

7. Psikhosotsial'noye razvitiye [Psychosocial development] (in Russian). URL: http://www.e-reading.club/chapter.php/ 1038867/62 / Molchanova_-_ Psihologiya_razvitiya_i_vozrastnaya_psihologiya. _Uchebnoe _posobie. html (accessed 20 October 2017).

8. Shukhova N. A. Gendernaya psikhologiya: uchebnik dlya vuzov [Gender psycholog: textbook for higher educational institutions] (in Russian). URL: http: //lib2.znate.ru/docs/index-300002.html (accessed 18 May 2017).

9. Kletsina I. S. Gendernaya psikhologiya: uchebnik [Gender psychology: textbook] (in Russian). URL: http://bookscafe.net/read/uchebnik-gender-naya_psihologiya-155972.html#p1 (accessed 18 May 2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Kommunikativnaya kompetentnost' [Communicative competence] [Electronic resource] (in Russian). URL: http://psyera.ru/kommunikativnaya-kompetentnost-1690.htm (accessed 23 November 2016).

Komlik L. Yu., Yelets State University named after Ivan Bunin (ul. Kommunarov, 28, Yelets, Russian Federation, 399770).

E-mail: lkomlik@yandex.ru

Kolosova I G., Yelets State University named after Ivan Bunin (ul. Kommunarov, 28, Yelets, Russian Federation, 399770).

E-mail: tais_i@mail.ru