Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность как ценность старшеклассника'

Коммуникативная компетентность как ценность старшеклассника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1065
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / СТАРШЕКЛАССНИК / COMMUNICATION / COMMUNICATIVE COMPETENCE / COMMUNICATIVE VALUES / COMMUNICATION PROCESSES / HIGH SCHOOL STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давидович Наталья Николаевна

В статье представлен механизм формирования коммуникативной компетентности у старшеклассника, основанный на ценностных ориентациях личности (социальных, учебных, профессиональных). Рассмотрена содержательная область коммуникативной компетентности старшеклассника, включающая в себя ряд компетенций: компетенции интерактивной коммуникации («личностное знание», «межличностное знание»); коммуникативно-речевые компетенции («личностное понимание», «межличностное понимание»); компетенции перцептивной коммуникации («межличностное взаимодействие», «командное взаимодействие»). Содержательное наполнение понятия «коммуникативная компетентность» задает вектор процессу формирования данного качества у учащихся старших классов, раскрывает признаки и показатели коммуникативной компетентности, обогащает теорию и практику педагогической психологии. Проведенное исследование позволило сформировать поэтапный механизм усвоения коммуникативных действий: создание мотивации к проявлению компетенции; принятие ценностей коммуникации как ее цели; учет ресурсов и возможностей коммуникации; инициативное сотрудничество; коммуникативная рефлексия с целью формирования коммуникативной компетентности как качества личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давидович Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE COMPETENCE AS THE ASSET OF A HIGH SCHOOL STUDENT

The article presents the mechanism of forming communicative competence of the student, based on the value orientations of the individual (social, educational, professional) and considers substantive area of communicative competence of the student, which includes a number of competencies: competence of interactive communications („personal knowledge”, „interpersonal knowledge”); communicative and speech competence („understanding of personality”, „interpersonal understanding”); perceptual competence communication („interpersonal interaction”, „teamwork”). The substantive content of the concept „communicative competence” defines the vector for process of forming the given qualities in high school students, reveals the signs and indicators of communicative competence, enriches the theory and practice of educational psychology. The study has enabled the formation of a mechanism of gradual assimilation of communicative action: the creation of motivation to the manifestation of competence; the adoption of the values of communication as its goals; accounting for resources and communication opportunities; proactive collaboration; communicative reflection with the purpose of formation of communicative competence as a personal quality.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность как ценность старшеклассника»

1УДК 373.51 ББК 88.53

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ЦЕННОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКА

Н. Н. Давидович

Аннотация. В статье представлен механизм формирования коммуникативной компетентности у старшеклассника, основанный на ценностных ориентациях личности (социальных, учебных, профессиональных). Рассмотрена содержательная область коммуникативной компетентности старшеклассника, включающая в себя ряд компетенций: компетенции интерактивной коммуникации («личностное знание», «межличностное знание»); коммуникативно-речевые компетенции («личностное понимание», «межличностное понимание»); компетенции перцептивной коммуникации («межличностное взаимодействие», «командное взаимодействие»).

Содержательное наполнение понятия «коммуникативная компетентность» задает вектор процессу формирования данного качества у учащихся старших классов, раскрывает признаки и показатели коммуникативной компетентности, обогащает теорию и практику педагогической психологии.

Проведенное исследование позволило сформировать поэтапный механизм усвоения коммуникативных действий: создание мотивации к проявлению компетенции; принятие ценностей коммуникации как ее цели; учет ресурсов и возможностей коммуникации; инициативное сотрудничество; коммуникативная рефлексия с целью формирования коммуникативной компетентности как качества личности.

Ключевые слова: коммуникация, коммуникативная компетентность, коммуникационные ценности, коммуникационные процессы, старшеклассник.

COMMUNICATIVE COMPETENCE AS THE ASSET OF A HIGH SCHOOL STUDENT

N. N. Davidovich

Abstract. The article presents the mechanism of forming communicative competence of the student, based on the value orientations of the individual (social, educational, professional) and considers substantive area of communicative competence of the student, which includes a number of competencies: competence of interactive communications („personal knowledge", „interpersonal knowledge"); communicative and speech competence („understanding of personality", „interpersonal understanding"); perceptual competence communication („interpersonal interaction", „teamwork").

The substantive content of the concept „communicative competence" defines the vector for process of forming the given qualities in high school students, reveals the signs and indicators of communicative competence, enriches the theory and practice of educational psychology.

The study has enabled the formation of a mechanism of gradual assimilation of communicative action: the creation of motivation to the manifestation of competence; the adoption of the values of communication as its goals; accounting for resources and communication opportunities; proactive collaboration; communicative reflection with the purpose of formation of communicative competence as a personal quality.

Keywords: communication, communicative competence, communicative values, communication processes, a high school student.

Обращая внимание на старший школьный возраст, можно отметить, как складывается общение в современной молодежной среде. В настоящих реалиях виртуальное общение вытесняет живое взаимодействие, сводит к минимуму тепло человеческого общения, погружая молодое поколение в мир гаджетов и социальных сетей. При этом старшекласснику необходимо быть социально адаптированным, успешным, социализированным, коммуникативно компетентным гражданином.

Компетентность старшего школьника в коммуникации, на наш взгляд, содержит в себе три ценностно-смысловые ориентации: социальную, учебную, профессиональную.

Социальная адаптация. Трудности в межличностной коммуникации старшеклассника сужают круг его друзей и круг деятельности, вызывают ощущения отчужденности, что может провоцировать асоциальные формы поведения. В то время как умение легко найти общий язык с окружающими способствует эмоциональному комфорту личности во взаимодействии и удовлетворенности жизненной перспективой. Социальная значимость коммуникации представляет собой развитие активного слушания, инициативы в дискуссии, умение презентовать проблемный вопрос, аргументировать свою точку зрения.

Учебная успешность. Неумение ученика грамотно преподносить свои знания существенно занижает отметку и снижает учебную мотивацию, что способно закрепить за устным творчеством штамп негативного переживания. С целью предотвращения подобного исхода подрастающей личности необходимо уметь публично выражать свое мнение, владеть словом, выстраивать предложения при ответе на вопрос учителя или презентации выполненной работы, владеть рядом умений: умение формулировать проблему, ставить вопрос и отвечать на него, структурировать получаемые знания, планировать учебную деятельность, качественно выстраивать и презентовать материал.

Профессиональное становление. Коммуникативная компетентность представляет собой ресурс эффективности и благополучия будущей взрослой жизни школьника. Умение находить язык с любым и каждым позволяет человеку не только с блеском пройти собеседова-

ние и устроиться на желаемую должность, но и наладить межличностные отношения в настоящий момент времени. Основными личными мотивами формирования коммуникативной компетентности выступает преодоление неуверенности и неверия в собственные силы, формирование вовлеченности в общее дело и умения работать в группе, формирование доверия к другим и к себе, повышение интереса к процессу коммуникации; определение пути к собственным достижениям.

Коммуникационными ценностями являются отношения согласия/разногласия, понимания/отчуждения, доверия/недоверия, симпатии/антипатии, экзистенции, толерантности, самоидентификации.

С. Л. Рубинштейн отмечает, что ценности «производны от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории, значимо для человека» [1, с. 369]. Собственно, общество и задает человеку систему ценностей, которые индивид исследует в процессе своего непрерывного развития и «обследования норм», подстраивает их под себя и присваивает как собственные стратегические жизненные постулаты. Только признаваемая человеком ценность явится для него ориентиром.

В. Ф. Сержантов обращает внимание на то, что «всякая ценность характеризуется двумя свойствами - значением и личностным смыслом» [2, с. 40]. Значение представляет собой комплекс общественно значимых идей, положений или функций предмета, принятых обществом, а личностный смысл выражается в ценностно-смысловых ориентирах личности.

Формированию коммуникативной компетентности следует уделять пристальное внимание, так как данный вид компетентности относится к группе ключевых компетентностей, имеющих особую значимость в жизни человека.

По мнению Г. К. Селевко, компетенция - это готовность субъекта эффективно организовать внутренние (знания, умения, навыки, способы деятельности, психологические особенности, ценности и т. д.) и внешние ресурсы (социальные и общественные связи) для постановки и достижения цели, а компетентность - качество, приобретенное через проживание ситуаций, рефлексию опыта [3, т. 2, с. 14].

А. В. Хуторской определяет термин «компетенция» как нечто отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. В свою очередь основным признаком компетентности является систематичная трансформация, связанная с изменениями к прогрессу индивида в развивающемся обществе и представляет собой более глубокую дефиницию в овладении того или иного навыка. Компетентность выступает как уже состоявшееся качество личности, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность, по определению А. В. Хуторского, это совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере [4].

Проблема формирования и развития коммуникативной компетентности особенно актуальна в старшей школе, поскольку отвечает возрастным задачам старшего школьного возраста и является условием успешного личностного развития школьников. Компетентность в общении выражается в разрешении межличностных проблем за счет достижения большей определенности в понимании ситуации и способствует достижению целей с оптимальным расходованием ресурсов.

Опираясь на исследования А. М. Абрамова, В. П. Дронова, В. В. Козлова, А. М. Кондакова, Н. Д. Никандрова и др., мы выделяем ряд компетенций, обязательных для формирования коммуникативной компетентности старших школьников [5]: компетенции интерактивной коммуникации, позволяющие усваивать коммуникативные навыки («личностное понимание», «межличностное понимание»); коммуникативно-речевые компетенции, позволяющие осознано передавать информацию, интерпретировать ее и анализировать («личностное знание», «межличностное знание»); компетенции перцептивной коммуникации, позволяющие ученику овладеть коммуникацией в действии («межличностное взаимодействие», «командное взаимодействие»).

Процедура присвоения обучающимися коммуникативных компетенций состоит из поэтапных, поуровневых действий, среди которых разработчики ФГОС ООО (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.) называют «общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией»; «способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия»; «организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками»; «следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества»; «речевые действия как средства регуляции собственной деятельности» [6, с. 57-59].

Для того чтобы выстраивать содержание ключевых компетенций в дидактике и методиках, необходима специальная технология их конструирования.

В нашем исследовании мы отдаем предпочтение технологии формирования ключевых компетенций А. В. Хуторского. Формирование коммуникативной компетентности построено на основе компетентностного содержания образования. Компетентностный подход представляет собой получение знаний, ориентированных на пригодность их в будущем с непрерывной мотивацией на получение образования.

В основу формирования коммуникативной компетентности положен деятельностный подход, обеспечивающий непрерывную творческую активность каждого старшеклассника. Согласно данному подходу в самостоятельной творческой деятельности каждого ученика надо идти от внешних практических материальных действий к действиям внутренним, теоретическим, идеальным, отмечает П. Я. Гальперин.

Относительно понятий «компетенция» и «компетентность» мы придерживаемся их разграничения, вслед за А. В. Хуторским разделяем положение о том, что компетентность представляет собой более общее понятие и может состоять из совокупности отдельных компетенций. Чтобы формирование коммуникативной компетентности было результативным, более успешным, необходимо создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика и учитывать компетенции, входящие в структуру коммуникативной компетентности старше-

классника, выразив компетенции через признаки коммуникативной компетентности.

1. Личностное знание.

Предполагает способность к самопознанию: умение выявить собственные коммуникативные возможности; объективно оценить свои сильные и слабые стороны.

2. Межличностное знание.

Включает в себя знание о межличностных ситуациях: знание о процессе общения, знание о личностных характеристики партнера: умение оценить стиль, позицию и дистанцию общения с собеседником; понимание намерений собеседника и прогнозирование последствий коммуникативной ситуации; понимание невербальной коммуникации и вербальной экспрессии.

3. Внутриличностное понимание.

Понимание и управление своими эмоциями: осознание собственных эмоций и причин их возникновения; способность к вербальному описанию своих эмоций; умение вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные.

4. Межличностное понимание.

Понимание и управление чужими эмоциями: понимание эмоционального состояния человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и (или) интуитивно; умение сопереживать и сострадать, воспринимать оттенки настроения собеседника и действовать в соответствии с ними.

5. Межличностное взаимодействие.

Подразумевает умение выстраивать и поддерживать дружеские, взаимно доброжелательные и теплые отношения и контакты с людьми: умение вступать в конструктивный диалог и продуктивно вести его; выступать с устным сообщением; полно и развернуто выражать мысль; уметь отстоять свою позицию.

6. Командное взаимодействие.

Представляет собой стремление к сотрудничеству и взаимопомощи: владение способами совместного планирования предстоящего дела; умение искать и находить содержательные компромиссы; проявлять инициативу при взаимодействии; руководить процессом группового обсуждения.

Обозначив важность каждого признака в структуре коммуникативной компетентности,

обозначим этапы формирования коммуникативной компетентности:

1) формирование структуры коммуникативной компетентности (компоненты) [7];

2) определение содержания конкретных компетенций, входящих в коммуникативную компетентность (замеряемые параметры);

3) выявление критериев оценки уровня их достижения (методы диагностики);

4) оценка уровня владения конкретными компетенциями.

Проведенное исследование позволило сформировать поэтапный механизм усвоения коммуникативных действий:

1) создание мотивации к проявлению компетенции;

2) принятие ценностей коммуникации как ее цели;

3) учет ресурсов и возможностей коммуникации;

4) инициативное сотрудничество;

5) коммуникативная рефлексия. Формирование коммуникативной компетентности происходит в ходе принятия личностной, социальной и учебной значимости коммуникации как ценностно-смысловой ориентации старшеклассника посредством социального научения. Формирование данного качества происходит в процессе усвоения и приобщения индивида к социальному опыту, традиционным образцам поведения, нормам, способам жизнедеятельности народа. В результате этого процесса определенные формы поведения и жизненные цели становятся предпочтительными для индивида в данной социокультурной среде, наделяются им смыслом и приобретают для него непосредственную ценность.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - 2-е изд. - М., 1976. - 416 с.

2. Сержантов В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия. - Л.: ЛГУ, 1990. - 360 с.

3. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 2. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.

4. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. - 12 дек. -

URL: http://eidos.ru/journal/2005/1212.htm (дата обращения: 01.11.2017).

5. Булыгина Л. Н. О формировании коммуникативной компетентности подростков в школьном обучении: из опыта работы // Образование и наука. - 2013. - № 3. - С. 26-37.

6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [др.]; под ред. А. Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

7. Давидович Н. Н. Определение коммуникативной компетентности старшеклассника // Аксиологические проблемы педагогики. -2016. - № 7. - С. 69-77.

REFERENCES

1. Rubinstein S. L. Problemy obshchey psikholo-gii. Moscow, 1976. 416 p.

2. Serzhantov V. F. Chelovek, ego priroda i smysl bytiya. Leningrad: LGU, 1990. 360 p.

3. Selevko G. K. Entsiklopediya obrazovatelnykh tekhnologiy: in 2 vol. Vol. 2. Moscow: NII shkolnykh tekhnologiy, 2006. 816 p.

4. Khutorskoy A. V. Tekhnologiya proektirovani-ya klyuchevykh i predmetnykh kompetentsiy. Internet-zhurnal "Eydos". 2005, 12 Dec. Available at: http://eidos.ru/journal/2005/1212.htm (accessed: 01.11.2017).

5. Bulygina L. N. O formirovanii kommunika-tivnoy kompetentnosti podrostkov v shkolnom obuchenii: iz opyta raboty. Obrazovanie i nau-ka. 2013, No. 3, pp. 26-37.

6. Asmolov A. G., Burmenskaya G. V., Volodar-skaya I. A. Formirovanie universalnykh ucheb-nykh deystviy v osnovnoy shkole: ot deystviya k mysli: posobie dlya uchitelya. Moscow: Pros-veshchenie, 2011.

7. Davidovich N. N. Opredelenie kommunikativ-noy kompetentnosti starsheklassnika. Aksio-logicheskie problemy pedagogiki. 2016, No. 7, pp.69-77.

Давидович Наталья Николаевна, аспирант кафедры педагогики Смоленского государственного университета

e-mail: [email protected]

Davidovich Natalia N., post-graduate student, Pedagogy Department, Smolensk state University e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.