УДК 373.015.3 ББК 88.840
Д 13
Н.Н. Давидович
Аспирант кафедры педагогики Смоленского государственного университета; E-mail: [email protected]
ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ АССЕРТИВНОЙ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
(Рецензирована)
Аннотация. Представлен механизм формирования ассертивной модели поведения у старшеклассников с целью повышения уверенности старшеклассников в себе за счет умения аргументированно высказывать своё мнение с применением логики рассуждения и конструктивно разрешать конфликты. Рассмотрен вопрос о необходимости формирования навыков убедительной речи, и описан пример практического занятия формирования модели ассертивного поведения у старшеклассников, апробированного на базе Дискуссионного клуба, г. Смоленск, Россия. Показана связь ассертивного поведения с развитием коммуникативной компетентности.
Статья вносит вклад в изучение процесса формирования ассертивного поведения у старшеклассников, обогащает теорию и практику педагогической психологии. Разработанная технология позволяет достичь взаимопонимания между учениками и преподавателем, способствует созданию внутренней потребности ученика к изучаемому материалу, умению аргументированно и логически выстроить речь и сориентироваться в ситуации общения, принимая во внимание индивидуальность каждого и его позицию относительно обсуждаемой темы.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, старшеклассники, аргументация, игровая технология, ассертивность, ассертивное поведение.
N.N. Davidovich
Post-graduate student of Department of Pedagogy, Smolensk State University;
E-mail: [email protected]
EXPERIENCE IN FORMATION OF ASSERTIVE BEHAVIOR IN HIGH SCHOOL STUDENTS
Abstract. The paper presents a mechanism for the formation of an assertive behavior in high school students in order to increase their aquanimity through the ability to express their views in a well-argued manner, using the logic of argument and constructively resolve conflicts. The work discusses the necessity of developing skills of persuasive speech in high school and describes an example of practical classes forming a model of assertive behavior among high-school students, proven in the Discussion club, Smolensk, Russia. The author shows the relationship of assertive behavior with the development of communicative competence. The paper contributes to the study of the formation of assertive behavior among high school students, and enriches the theory and practice of educational psychology. The developed technology makes it possible to reach mutual understanding between students and teacher, to create the internal need of the pupil to study material, to form the ability of reasonable and logical speech building and to find way around
in the situation of communication, taking into account the individuality of each and position on the topic discussed.
Keywords: communicative competence, senior pupils, argumentation, game technology, assertive, assertive behavior.
Межкультурная коммуникация раскрывает новые возможности для формирования коммуникативной компетентности у старшеклассников. При организации учебного процесса необходимо создавать условия, в которых может осуществляться межкультурное общение, основанное на взаимопонимании, терпимости к чужой точке зрения и стремлении к продуктивному общению.
Формирующейся личности важно заложить основы уверенного поведения, научить ее отстаивать свое мнение, и при этом помнить, что оно есть и у остальных людей.
По применению знаний и умений в игровых технологиях в условиях реальных ситуаций и осуществлению эффективного общения с представителями различных культур можно судить о сформированности коммуникативной компетентности старшеклассника. Очевидно, что ассертивное поведение в межкультурной коммуникации не может возникнуть само по себе, ему необходимо целенаправленно учиться.
Сам термин «ассертивность» происходит от английского «assert» - настаивать на своем, отстаивать свои права. Понятие «ассертив-ность» может быть определено как способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом права других. Ассертивным называется прямое, открытое поведение, не имеющее целью причинить вред другим людям [1].
Формирование ассертивного поведения в старшем школьном возрасте необходимо, чтобы старшеклассник имел представление о своих личных желаниях и интересах, мог реализовать свой потенциал и свои способности, ориентируясь на собственный выбор и личные потребности в саморазвитии. Подрастающему
гражданину жизненно важно научиться противостоять давлению, активно выражать свою позицию в открытой дискуссии и уметь решать конфликты мирным путем, уметь защитить себя и отстоять свои интересы, избегая манипулирования и зависимости от мнения окружающих.
Ассертивность как показатель социальной успешности и коммуникативно компетентной личности активно формируется в старшем подростковом возрасте, когда старшеклассник наиболее близок к восприятию собственных переживаний и переживаний других людей. Именно в этом возрасте открывается огромная потребность в интеграции разных проявлений своего «Я», но для этой интеграции необходим другой человек - сила, дающая психологическую информацию для интегрирования Я [2].
Ассертивность как проявление уверенности в себе может рассматриваться как личностная и как личностно-регулятивная черта. Эмпирический конструкт уверенности в себе В.Г. Ромека включает 3 компонента: когнитивная составляющая - вера в самоэффективность (Л. Бандура), эмоциональная составляющая - смелость/застенчивость, поведенческая составляющая - инициатива в социальных контактах [3].
Нам привычно выражение «права человека». Ассертивное поведение представляет собой практическую реализацию неких «психологических прав», о которых мы часто забываем. В частности, в любой момент своей жизни каждый абсолютно вправе изменить свое мнение, отказать кому-либо или сказать «я Вас не понимаю» и не испытывать угрызений совести по этому поводу. Люди с ассертивным поведением могут самостоятельно
добиваться своих целей. Они открыты, оптимистичны и гибки, наслаждаются жизнью и справляются с проблемами, предпочитают прямое и открытое общение. Они способны устанавливать близкие отношения и принимать себя и других такими, какими они в действительности являются, умеют слушать других людей и прислушиваются к критике. Ассертивные умения в действительности упрощают жизнь не только самой личности за счет повышения самооценки и чувства самоуважения, но и ее окружению - в обществе ассертивного человека снижается уровень беспокойства и повышается уровень доверия в межличностных отношениях [4].
Каждому воспитаннику следует усвоить, что он имеет право быть собой и при этом по-прежнему любить и уважать себя.
Целью данной статьи является описание опыта проведения практического занятия по формированию навыков ассертивного поведения у старшеклассников.
Предварительно среди учащихся старших классов нами была проведена диагностика коммуникативных умений Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха), при интерпретации результатов которой выяснилось, что зависимая позиция в общении оказалась преобладающим фактором в общении у 36% анкетируемых, агрессивность - у 34% и компетентность - у 30% учащихся старших классов, что может свидетельствовать о проявлении неуверенного поведения, при котором человек теряет внутреннюю свободу и действует в соответствии с ожиданиями партнеров по общению в ущерб своим желаниям.
Следовательно, важным вопросом для преодоления и предупреждения неуверенного поведения у старшеклассников является формирование навыков ассертивного поведения.
Осознанное наблюдение, осознанное слушание, понимание
своеобразия и тождественности, совместный диалог являются ассер-тивными навыками общения, поскольку обусловливают успешность взаимодействия и оказываются полезными для роста коммуникативной компетентности.
Исходя из этого, нами была смоделирована игровая технология формирования коммуникативной компетентности у старшеклассников на основе ассертивной модели поведения, направленная на практическое овладение коммуникативными техниками: непосредственное, честное и решительное высказывание своей точки зрения с уважением позиций, чувств и прав другого человека. Разработанная технология позволяет достичь взаимопонимания между учениками и преподавателем, способствует созданию внутренней потребности ученика к изучаемому материалу, умению аргументированно и логически выстроить речь и сориентироваться в ситуации общения.
Сформировав ассертивную модель поведения у старшеклассника, мы сможем избежать агрессивных и пассивных поведенческих реакций в коммуникации, что будет способствовать формированию высокого уровня коммуникативной компетентности.
Роль педагога-психолога в игровой технологии заключается в определении источника информации о коммуникативных техниках, которые наиболее полно отражают возрастные потребности и интересы воспитанников, умении управлять групповой динамикой, моделировать проблемные ситуации и подталкивать участников программы к поиску самостоятельного решения в процессе обучения, которые помогут сформировать коммуникативную компетентность у старшеклассников.
Целью ассертивного тренинга является повышение уверенности старшеклассников в себе за счет умения аргументированно высказывать своё мнение и конструктивно разрешать конфликты.
Тренинг ассертивного поведения для старшеклассников содержит две основополагающие задачи: 1. Познакомить обучаемых с техниками коммуникации, что требует индивидуального подхода к опыту межличностного взаимодействия каждого участника; 2. Перенести полученные знания в реальные жизненные ситуации, что достижимо, если обучаемый применяет коммуникативные техники так часто, что они становятся привычными, подсознательными действиями.
В нашем исследовании мы придерживаемся положения, что развитие ассертивного поведения как проявления коммуникативной компетентности постулируется на трех компонентах: расширение коммуникативных знаний: когнитивный уровень - научиться думать, принимать новую информацию; выработка потребности в позитивных контактах: эмоционально-волевой уровень - научиться чувствовать; повышение умения влиять на иное мнение: поведенческий уровень - научиться взаимодействовать в ситуациях межличностного общения.
Принятая нами и приспособленная для решения задач по развитию ассертивности модель изменения поведения состоит из трех этапов: проблемно-ориентировочного, обучающего, игрового. Проблемно-ориентировочный этап программы направлен на создание позитивного настроя участников к получению знаний при помощи коммуникативного упражнения, которое явилось мотиватором к приобретению нового опыта воспитанниками и стремлению «быть успешным» партнером взаимодействия. Коммуникативный опыт воспитанников обогащается на обучающем этапе при помощи объяснения преподавателем коммуникативной техники, которую воспитанник может применять в реальных условиях. Отработка коммуникативной техники происходит на игровом этапе в ходе общей дискуссии в игре «Мафия».
Игровая ситуация, являясь учебной и в этом смысле условной, игровой, для обучаемого выступает как вполне реальная ситуация, в которой надо действовать со всей ответственностью за результат действия, что привлекает воспитанника к живому, заинтересованному участию в коммуникативной деятельности. Чувство ответственности здесь особое: не только перед самим собой, но и перед партнерами по группе, так как успешность действия каждого -это залог успеха деятельности всей группы, в которой старший подросток показывает собственный образец поведения.
Тренинг ассертивного поведения. Целью первого занятия тренинга явилось знакомство его участников, создание и поддержание положительно заряженного климата внутри группы, а также первичное формирование представлений о коммуникации и необходимых навыков межкультурного взаимодействия [1].
В качестве ключевых положений тренинга ассертивности были выделены следующие права человека: судить о своем поведении, мыслях и эмоциях, нести ответственность за последствия их проявления; устанавливать разнообразные контакты с окружающими людьми; выдвигать требования, критиковать поведение и взгляды других; открыто обращать внимание на себя, на собственные цели и интересы; не давать никаких объяснений и обоснований, оправдывающих его поведение; решать, отвечает ли он и в какой мере за проблемы других людей; менять свое мнение и взгляды на основе анализа ситуации, рефлексии своего поведения; совершать ошибки и отвечать за них; сказать: «Я не знаю»; не зависеть от доброй воли других людей; сказать: «Я тебя не понимаю»; сказать: «Меня это не интересует» [5].
Каждое упражнение, применяемое в тренинге, включало обсуждение на самопознание и самоанализ участников: «насколько мое поведение совпадает с тем, как меня
воспринимает собеседник?», «что я могу изменить в своем поведении, чтобы собеседник лучше меня понимал?».
Основными формами работы выступили ролевые (демонстрирующие) игры и групповая дискуссия. Ролевые игры позволяют участникам прожить определённую ситуацию, а групповая дискуссия даёт возможность разобраться с моделями поведения, которые участники демонстрировали по ходу выполнения упражнения. Акцент делался на выявление конструктивных и неконструктивных стратегий поведения участников.
Упражнение «Мой герой» позволило создать положительный настрой на групповую работу, выявить наличный опыт навыков убеждения у участников и умение найти аргументы в пользу своей позиции. Каждый из участников мысленно выбрал для себя героя, с которым он хотел бы встретиться в реальной жизни, и продумал аргументы в пользу его значимости. Затем группа делилась на пары, и уже в паре каждый участник отстаивал важность своего персонажа, стремясь убедить коллегу выбрать именно своего героя, такой же процесс выбора происходил с дальнейшим объединением в четверки. В итоге объединялась вся группа и выбирала одного персонажа, с которым должны были согласиться встретиться все участники.
При выполнении упражнения «Мой герой» старшеклассники пытались осмыслить особенности собственного внутреннего мира: «почему я выбрал именно этого героя?», «чем мне нравится этот герой?», не упуская из внимания и внутренний мир другого, рассуждая над вопросами: «как участнику удалось доказать значимость своего персонажа?», «какие приемы убеждения были использованы для продвижения своей точки зрения?», «какое поведение оказалось эффективным, а какое нет?», «почему я уступил в своем мнении?». Как отметили
сами участники, прийти к общему решению помогло умение выслушать собеседника; умение задать правильный вопрос; подстроиться под собеседника; привести значимые доказательства и наглядные примеры.
На занятиях воспитанники не только играют и развлекаются, а, в первую очередь учатся отстаивать свою точку зрения, принимать групповое решение и находить компромисс в решении коммуникативных задач, быть активными и предприимчивыми.
В процессе обучения старшеклассников использовались различные методы обучения. Основополагающее значение при формировании коммуникативных качеств личности имели интерактивные формы обучения, включающие метод мозгового штурма, перегруппировки и прочей активизации учеников. При этом также был применен традиционный метод мини-лекции, позволяющий в краткой, сублимированной форме преподнести воспитанникам знания, коммуникативную технику, либо осветить теоретические аспекты того или иного психологического феномена (вербальная экспрессия, невербальное взаимодействие, аргументация и т. п).
В формате мини-лекции нами была разработана коммуникативная техника «ЛЕСЕНКА РЕЧИ», которая позволяет понять, как выстраивать рассуждение, чтобы отстоять свою точку зрения и быть убедительным в своей речи. Лесенка речи - это четкая структурированная линия рассуждения, которая строится из четырех частей:
♦ Позиция (утверждение). Выражает основную мысль, которую требуется доказать, и отвечает на вопрос: «Что я хочу доказать?» («я полагаю, что...»; «я согласен с... », «я не согласен с...»).
♦ Объяснение (доказательства). Факты, отвечающие на вопрос: «Чем я докажу свою мысль?» (потому что.», «так как...»).
♦ Примеры (иллюстрация доказательства). «Я могу доказать сказанное несколькими примерами», «В качестве доказательства сказанного приведу несколько примеров»
♦ Следствие (вывод). «Таким образом...», «Подводя итог...», «Поэтому...», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что.».
Формулируя следствие, необходимо эмоционально призвать к действию, выразив желаемые действия со стороны собеседника.
Участники отработали полученную технику в словесно-ролевой игре «Мафия». Игра является живой площадкой для отработки коммуникативных техник, в которой старший подросток показывает собственный образец поведения, учится управлять действиями партнера, контролировать свои и чужие эмоции, проявлять толерантность к иной точке зрения, слушать партнера, договариваться, приводить аргументированные доводы и отстаивать свою позицию. Игровое взаимодействие побуждает участников к планированию своей деятельности, проявлению организаторских способностей, развивает проактивность старшеклассника, приучает к ответственности и инициативности, стремлению к сотрудничеству, совместной деятельности.
Главная цель игры - убедить присутствующих в собственной невиновности и непричастности к происходящим событиям в «городе». Представленная техника применяется для убедительности речи с иллюстрацией применения данной техники в игре.
«Позиция» - это тезис, требующий доказательства, который следует начинать с использования Я - высказываний: «Я хочу...», «Я не хочу...», «Мне не нравится...», «Я считаю.», «Я раздражаюсь, когда.», «Я расстроен тем, что...» и т.п.
При переходе к объяснению (аргументам) и примерам используются вводные конструкции: в этом можно легко убедиться, если.; это объясняется следующим. и др.
«Следствие» как заключительная часть рассуждения выражается побудительным эмоциональным предложением - призывом. Вывод может быть связан с доказательствами посредством слов поэтому; вот почему; следовательно; значит; итак; таким образом; сделаем вывод; подведём итог; из всего сказанного следует... и др.
После разбора коммуникативной техники участникам тренинга предстояло путем логического мышления, наблюдения за эмоциональными реакциями игроков, управления своими собственными эмоциями убедительно доказать свою непричастность к мафиозной группировке в игре «Мафия». С целью определения эмоционального состояния игрока в начале игры была задана определенная тема, на которую каждому участнику было предложено минуту порассуждать, предоставляя в это время другим участникам возможность понаблюдать за эмоциональными проявлениями говорящего: волнуется он, раздражен или спокоен. Участники в ситуации реального взаимодействия применяли коммуникативную технику, аргументированно отстаивали свою точку зрения и терпеливо выслушивали чужую.
В игре «Мафия» данная техника нашла свое применение следующим образом: «Я подозреваю, что игрок № 5 является мафией (тезис), в этом можно легко убедиться, если обратить внимание на нелогичные ходы, которые совершал игрок: номинировал игрока № 5, а голосовал против игрока № 2 (аргумент). Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что игрок № 5 может являться мафией, поэтому призываю проголосовать против игрока № 5 (вывод).
По завершении словесно-ролевой игры с использованием коммуникативной техники старшие подростки пришли к следующим выводам: «Командное взаимодействие позволяет победить и прийти к результату
быстрее»; «игрок №°6 на протяжении всей игры придерживался «лесенки речи», и ему удалось одержать победу»; «фразы: «Я не мафия, хотя.», «мне кажется, игрок.», «может быть.», «я склоняюсь.», не способствуют воздействию на партнера, воспринимаются как сомнительные и неубедительные доводы».
Заключительный этап игровой технологии представил собой рефлексию участников о пройденном материале. Каждый воспитанник обосновал, как можно было иначе поступить в игре, что было сделано правильно и какие были допущены ошибки. Озвучил, что нового каждый открыл для себя и как эти знания сможет применить в жизни. Каждый участник тренинга самостоятельно сравнил полученные результаты, проанализировал их, проконсультировался с педагогом, а также получил рекомендации и сформировал дальнейшую траекторию личностного развития.
По окончании занятия участники озвучили следующие выводы: «Логика аргументации позволяет выстроить последовательность мыслей и не путаться в выражениях.»; «Когда у тебя есть точное понимание того, что и для чего ты будешь говорить, пропадает внутренняя напряженность и страх, что до тебя дойдёт очередь, а ты не сможешь ничего сказать.»; «Эмоциональность в аргументации оказывает большое влияние на принятие решения. Сухие факты - это, конечно, сильное оружие, но если оно не подкреплено эмоциями, то на таких фактах не заостряется внимание, пропадает интерес к таким высказываниям.».
По ходу внедрения игровой технологии было проведено сравнение изменений по показателям методики коммуникативных умений у учащихся. В сравнении с первым исследованием преобладание агрессивности в общении снизилось с 34% до 25%, преобладание зависимости в общении также снизилось с 36% до 25%. За счет этого увеличился процент старшеклассников с преобладанием компетентности в общении (с 30% до 50%).
Благодаря таким результатам, можно сделать вывод о том, что предложенная игровая технология способствовала снижению проявления агрессивности и зависимости в общении и повысила уровень компетентности в общении учащихся старших классов.
Таким образом, реализация системы развития ассертивного поведения учащихся старших классов общеобразовательной школы привела к позитивному изменению личностных черт, детерминирующих ассертивность. Предложенная игровая технология дает возможность смоделировать общение и помогает старшеклассникам повысить самооценку, научиться думать, чувствовать и взаимодействовать, принимая во внимание индивидуальность другого, его темперамент; учитывать разные точки зрения и формировать навыки конструктивного взаимодействия, увеличивает шансы на успешность процесса социализации. Участники на собственном опыте убедились, что четкая структура речи позволяет сделать высказывания убедительными и формирует чувство уверенности в своих словах и поступках.
Примечания:
1. Мещерякова И.А. Ассертивность // Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2007. 31 с.
2. Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. СПб.: Речь, 2006. 112 с.
3. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб.: Речь, 2007. 175 с.
4. Humpreys T. Aile, terk etmemiz gereken sevgili. Эstanbul: Yeni 3izgi. 2008.
5. Смит М.Дж. Тренинг уверенности в себе. М.: Речь, 2006. 141 с.
References:
1. Meshcheryakova I.A. Assertiveness // Big Psychological Dictionary / comp. and general ed. by B. Meshcheryakov, V. Zinchenko. SPb.: PRIME-EURO-ZNAK, 2007. P. 31.
2. Shurukht S.M. Adolescence: development of creativity, self-awareness, emotions, communication, and responsibility. SPb.: 2006. P. 112.
3. Romek V.G. Training of confidence in interpersonal relations. SPb.: It, 2007. P. 175.
4. Humpreys T. Aile, terk etmemiz gereken sevgili. Эstanbul: Yeni 3izgi. 2008.
5. Smith M. J. The training of self-confidence. M., 2006. P. 141.