Научная статья на тему 'Технология воспитания ассертивного поведения у детей-сирот в условиях детского дома'

Технология воспитания ассертивного поведения у детей-сирот в условиях детского дома Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
735
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССЕРТИВНОСТЬ / АССЕРТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕТИ-СИРОТЫ / ASSERTIVENESS / ASSERTIVE BEHAVIOR / ORPHANS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Грушин Александр Сергеевич

В данной статье рассмотрены категории детей-сирот, последствия социального сиротства, проанализированы определения ассертивности, ассертивного поведения, ассертивной позиции и компонентов ассертивности, особенности воспитания ассертивного поведения у детей-сирот в условиях детского дома, проблемы формирования уверенности у детей данной категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of upbringing assertive behavior in orphaned children in terms of children''s home

This article describes the categories of orphans, the consequences of social orphanhood, analyzes definitions of assertiveness, assertive behavior, assertive position and components of assertiveness, especially upbringing assertive behavior in children-orphans in the orphanage conditions, the problem of instilling confidence in children of this category.

Текст научной работы на тему «Технология воспитания ассертивного поведения у детей-сирот в условиях детского дома»

Технология воспитания ассертивного поведения у детей-сирот в условиях детского дома

УДК 373

Грушин Александр Сергеевич

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

В данной статье рассмотрены категории детей-сирот, последствия социального сиротства, проанализированы определения ассертивности, ассертивного поведения, ассертивной позиции и компонентов ассертивности, особенности воспитания ассертивного поведения у детей-сирот в условиях детского дома, проблемы формирования уверенности у детей данной категории.

Ключевые слова: ассертивность, ассертивное поведение, дети-сироты.

Процессы реформирования российского общества, затронули все социальные . институты и, прежде всего, семью, которая в настоящее время характеризуется нестабильностью, сложностью в системе детско-роди-тельских отношений, социальным неблагополучием, ослаблением воспитательной функции, неадекватностью поло-ролевой социализации в ней, что привело к росту феномена «сиротство».

Сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие различных социальных факторов.

Сирота - человек, лишившийся единственного или обоих родителей в связи со смертью последних [11].

Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель [11].

К категории детей-сирот относятся:

- дети, у которых умерли или погибли родители;

- дети, оставшиеся без попечения родителей в связи с лишением их родительских прав, отобранные у родителей без лишения родительских прав;

- дети, чьи родители считаются без вести пропавшими или недееспособными, объявлены умершими;

- дети, родители которых отбывают наказание в местах лишения свободы и находятся под стражей на время следствия, разыскиваемые органами внутренних дел за уклонения от уплаты алиментов и отсутствие сведений об их местонахождении;

- дети, родители которых длительное время болеют и не имеют возможности выполнять свои родительские обязанности;

- дети, родители которых неизвестны;

- дети, от которых отказались родители;

- беспризорные дети.

Исследователи (О.А. Дорожкина, Ж.А. Захарова, И.И. Осипова, Г.В. Семья, В.Н. Ослон и другие), занимающиеся данной темой, указывают, что при значительных материальных затратах государства на содержание учреждения попечения таких детей, многие их выпускники плохо адаптируются к новым условиям, совершают противоправные действия, испытывают неудовлетворение от общения, окружения.

Неутешительна статистика выпускников, которые покидают учреждения государственного попе-

чения. В самостоятельной жизни, большинство из них плохо адаптируются к новым условиям. Многие из них оказываются не способными принять нормы и проблемы общества, страдают алкоголизмом и наркоманией, заканчивают жизнь самоубийством [4].

У выпускников детских домов возникает множество проблем. Одна из основных - успешно влиться в общество и самостоятельно выстроить собственную жизнь.

Как показывает анализ литературы, одним из последствий воспитания в учреждениях государственного попечения является неуверенное поведение ребенка-сироты.

Следовательно, важным вопросом для теории и практики преодоления и предупреждения неуверенности у детей-сирот является формирование навыков ассертивного поведения.

Под ассертивностью - мы понимаем способность и готовность ребенка свободно вступать в коммуникацию с разными людьми, ясно выражать свои мысли, чувства и требования, осознанно управлять своим поведением, неагрессивно регулировать отношения с окружающими.

Ассертивность как интегративное свойство личности, влияющее на социальную презентацию и успешность, активно формируется в подростковом возрасте, когда подросток наиболее близок к восприятию своих собственных переживаний и переживаний других людей. В подростковом возрасте существует огромная потребность, необходимость в интеграции разных проявлений своего Я, но для этой интеграции необходим другой человек - сила, дающая психологическую информацию для интегрирования Я [12].

В подростковом периоде у детей складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования; это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений; становление «Я», обретение новой социальной позиции. Вместе с тем, это потеря детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта [12].

Поскольку психофизическое, умственное, социальное, эмоциональное развитие связаны с изменениями, происходящими в личности подростка,

© Грушин А.С., 2014

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

153

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

они во многом определяют все дальнейшие особенности взросления и поведения подростка, наиболее остро это проявляется у детей-сирот [5].

К компонентам ассертивности следует отнести адекватную оценку ситуации, целесообразное варьирование способов действия и продуктивное преобразование проблемных ситуаций (гибкость мышления); прогнозирование саморазвития и самодвижения, определение своего Я в окружающем мире на основе осознания смыслов и ценностей своей жизни (смыс-ложизненные ориентации) (В.А. Шамиева).

Ассертивное поведение позволяет детям высказываться четко и однозначно, поступать нравственно, действовать убедительно, избегать манипулирования окружающими, разбираться в себе и в других, уметь настоять на своем. Можно сказать, что ассертивность - это адекватная оценка обстановки и своего поведения, это путь к самореализации, путь саморазвития.

В сфере межличностных отношений ассертив-ное поведение предполагает отказ от опоры на чужие мнения и оценки, культивирование спонтанного поведения в соответствии со своими собственными настроениями, побуждениями и интересами.

Под ассертивным поведением мы понимаем развитие у человека самооценки, эмоциональной сферы, достижение успеха в деятельности, удовлетворенности в самоутверждении в себе и своих действиях.

Как отмечает Т.В. Левкова, ассертивная позиция подростка выступает как эффективный способ разрешения конфликтных ситуаций в системе «Специалист-воспитанник». Такая позиция освобождает от авторитарности и развивает чувство ответственности в педагогическом общении. Ассертив-ное поведение детей-сирот предполагает также развитие уверенности и позитивной установки [7].

Дети, растущие вне семьи более других подвержены формированию неуверенного или агрессивного поведения среди сверстников. Особенно часто агрессивное поведение подростков проявляется вне семьи, в закрытых коллективах (детских домах, учреждениях интернатного типа и др.), где ребенок зачастую сам пытается занять определенную линию поведения. В ситуациях давления со стороны группы ребенок либо подчиняется, даже не высказывая собственное мнение, либо отвечает подобными же манипуляциями и агрессией. Учитывая важность для детей-сирот быть принятым в среде сверстников, выработка навыков ассертив-ного поведения очень важна. Специалисты детских домов на занятиях или специальных тренингах вырабатывают у детей навыки уверенного отказа в безопасных ситуациях [3].

Чаще всего неуверенность проявляется, как некоммуникабельность, застенчивость, тихость, забитость. Гиперактивность и гипоактивность - формы часто неадекватных защитных механизмов социально неуверенных детей. Это имеет огромное

значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм уверенного поведения, следования положительным образцам - способность открыто выражать позитивные и негативные чувства [3].

Главное в работе специалистов и воспитателей детских-домов - направлять деятельность детей, регулировать их межличностные отношения. Общение обладает ценностью лишь тогда, когда вызывает потребность взаимного обмена мыслями, способствует проявлению внимания и сочувствия к людям [1].

Поскольку у детей-сирот недостаточно опыта эффективного взаимодействия, то соответственно, у них нет уверенности в собственной эффективности. Это ведет к негативным психическим состояниям, таким как внутренняя конфликтность, фрустрация, иногда депрессивное состояние. С другой стороны это неуверенность на поведенческом уровне выражается как непоследовательные, противоречивые действия и поступки, иногда социально небезопасные, поэтому столь актуально формирование у детей-сирот уверенности в себе, ассертивности.

Для воспитанников детских домов особенно важным является моделирование условий, в которых возможно формирование навыков уверенности в себе. Оптимальные условия для этого создает психологический тренинг.

Тренинг уверенности увеличивает число возможных способов поведения человека. Они могут заключаться в отходе от знакомых, стереотипных паттернов и в поиске альтернативных, более эффективных способов взаимодействия [4].

Эффективность социально-психологического тренинга, направленного на развитие у подростков коммуникативных навыков и коррекцию межличностных отношений в группе сверстников способствует повышению уровня ассертивности детей, повышению их социальной адаптации. Так, на базе Ченцовского детского дома Красносельского района Костромской области, для детей-сирот проводился «Тренинг уверенного поведения», направленный на формирование у детей-сирот оптимального и конструктивного способа взаимодействия с разными людьми.

Результаты воспитания ассертивного поведения отслеживались при помощи таких методик, как: «Ассертивность личности в условиях сотрудничества учащихся с педагогом» (В.Г. Казанская); тест на ассертивность; опросник «Адаптивность» (МЛО - АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина; методика диагностики и показателей форм агрессии и враждебных реакций А. Басса и А. Дарки; Фрейбургская анкета агрессивности; тест склонности к риску К. Левитина; «Диагностика степени уверенности в себе» (Н.Н. Обозов) и другие. Они свидетельствуют о позитивной динамике. Так, по завершении тренинга в группе были отмечены следующие результаты:

154

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

Представления городских и сельских социальных работников о пожилых и старых людях

- снижение уровней тревожности ситуативной и личностной;

- повышение уровня ассертивного поведения.

Таким образом, ассертивность является характеристикой определенного типа поведения - ассертивного, для которого характерны: расширение степени свободы и саморазвития на основе ответственности за выбор своих чувств, действий и отношений с собой и окружающими, независимость в суждениях, чувство собственного достоинства и значимости, ориентация на события реальной жизни, независимость ценностей и поведения от воздействия извне; способность самостоятельно формировать свое мнение о жизни; свобода выражения своих потенциалов, открытость; вера в себя и доверие другим.

Библиографический список

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М.: Просвещение, 1988. -398 с.

2. Бишоп С. Тренинг ассертивности. - СПб.: Питер, 2001. - 208 с.

3. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. - М.: Прогресс, 1990. - 192.

4. Грушин А.С. Тренинг уверенного поведения у детей-сирот - Кострома: Авантитул, 2013. - 83 с.

5. Захарова Ж.А. Основные подходы к воспитанию детей-сирот в условиях социокультурной среды детского дома // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасо-

ва. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2013. -№ 5. - С. 173-176.

6. Конькина Е.В. Современное положение российских кадетских корпусов // Модернизация образования: проблемы и перспективы: материалы региональной науч.-практ. конф. Оренбург, 2829 ноября 2002. Ч. 2. - Оренбург: ОГПУ, 2002. -С. 97-101.

7. Кривцова C.B., МухаматулинаЕ.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. - М.: Генезис, 1997. - 192 с.

8. Особенности социальной адаптации детей из детского дома. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/sociology/ 2c0b65625a3bd68a5d53b89521206c37_1.html (дата обращения: 10.02.2014).

9. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. - М.: Большая российская энциклопедия, 1999. - 672 с.

10. Ульрих P. P. Уверенность в себе / Рита и Роджер Ульрих. - М.: РГБ, 1999. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.sunhome.ru/psychology.

11. Федеральный закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ.

12. Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. - СПб. : Речь, 2006. -112 с.

УДК 159.9:316.6

Лемиш Вера Васильевна

кандидат психологических наук, доцент Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

[email protected]

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

О ПОЖИЛЫХ И СТАРЫХ ЛЮДЯХ

В статье представления о пожилых и старых людях рассматриваются как элемент геронтокультуры. Показано, что у сельских социальных работников образ пожилого человека более позитивен, чем у городских, однако образ старого человека в равной степени негативен. Представления сельских социальных работников лучше дифференцированы.

Ключевые слова: геронтокультура, образ пожилого человека, образ старого человека, социальная работа, городской менталитет, сельский менталитет.

Увеличение доли пожилых людей в возрастной структуре общества сделало актуальным вопрос о необходимости формирования культуры старения, или геронтокультуры как на микро-, так и на макросоциальном уровне. На макросоциальном уровне геронтокультура проявляется в социальной политике, в представлениях о том, как человек должен вести себя при старении, в образах старости [5; 6]. Представления о стареющих людях оказывают влияние на межпоколенные и межличностные отношения [1; 10],

в том числе и на взаимодействие специалистов помогающих профессий с пожилыми и старыми людьми [7]. Чаще других, практически ежедневно, с данной возрастной категорией людей имеют дело социальные работники.

Цель социальной работы с пожилыми людьми состоит в создании условий для их эффективной социально-психологической адаптации, в превращении пожилого человека из объекта (клиента) социальной работы в её субъекта. Это возможно лишь при опоре на ресурсы самих пожилых людей

© Лемиш В.В., 2014

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

155

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.