- снижение уровней тревожности ситуативной и личностной;
- повышение уровня ассертивного поведения.
Таким образом, ассертивность является характеристикой определенного типа поведения - ассертивного, для которого характерны: расширение степени свободы и саморазвития на основе ответственности за выбор своих чувств, действий и отношений с собой и окружающими, независимость в суждениях, чувство собственного достоинства и значимости, ориентация на события реальной жизни, независимость ценностей и поведения от воздействия извне; способность самостоятельно формировать свое мнение о жизни; свобода выражения своих потенциалов, открытость; вера в себя и доверие другим.
Библиографический список
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М.: Просвещение, 1988. -398 с.
2. Бишоп С. Тренинг ассертивности. - СПб.: Питер, 2001. - 208 с.
3. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. - М.: Прогресс, 1990. - 192.
4. Грушин А.С. Тренинг уверенного поведения у детей-сирот - Кострома: Авантитул, 2013. - 83 с.
5. Захарова Ж.А. Основные подходы к воспитанию детей-сирот в условиях социокультурной среды детского дома // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасо-
ва. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2013. -№ 5. - С. 173-176.
6. Конькина Е.В. Современное положение российских кадетских корпусов // Модернизация образования: проблемы и перспективы: материалы региональной науч.-практ. конф. Оренбург, 2829 ноября 2002. Ч. 2. - Оренбург: ОГПУ, 2002. -С. 97-101.
7. Кривцова C.B., МухаматулинаЕ.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. - М.: Генезис, 1997. - 192 с.
8. Особенности социальной адаптации детей из детского дома. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/sociology/ 2c0b65625a3bd68a5d53b89521206c37_1.html (дата обращения: 10.02.2014).
9. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. - М.: Большая российская энциклопедия, 1999. - 672 с.
10. Ульрих P. P. Уверенность в себе / Рита и Роджер Ульрих. - М.: РГБ, 1999. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.sunhome.ru/psychology.
11. Федеральный закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ.
12. Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. - СПб. : Речь, 2006. -112 с.
УДК 159.9:316.6
Лемиш Вера Васильевна
кандидат психологических наук, доцент Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
О ПОЖИЛЫХ И СТАРЫХ ЛЮДЯХ
В статье представления о пожилых и старых людях рассматриваются как элемент геронтокультуры. Показано, что у сельских социальных работников образ пожилого человека более позитивен, чем у городских, однако образ старого человека в равной степени негативен. Представления сельских социальных работников лучше дифференцированы.
Ключевые слова: геронтокультура, образ пожилого человека, образ старого человека, социальная работа, городской менталитет, сельский менталитет.
Увеличение доли пожилых людей в возрастной структуре общества сделало актуальным вопрос о необходимости формирования культуры старения, или геронтокультуры как на микро-, так и на макросоциальном уровне. На макросоциальном уровне геронтокультура проявляется в социальной политике, в представлениях о том, как человек должен вести себя при старении, в образах старости [5; 6]. Представления о стареющих людях оказывают влияние на межпоколенные и межличностные отношения [1; 10],
в том числе и на взаимодействие специалистов помогающих профессий с пожилыми и старыми людьми [7]. Чаще других, практически ежедневно, с данной возрастной категорией людей имеют дело социальные работники.
Цель социальной работы с пожилыми людьми состоит в создании условий для их эффективной социально-психологической адаптации, в превращении пожилого человека из объекта (клиента) социальной работы в её субъекта. Это возможно лишь при опоре на ресурсы самих пожилых людей
(их мудрость, способность и желание учиться, делиться опытом и др.). Поэтому эффективность деятельности социальных работников напрямую зависит от тех представлений, установок, с которыми они вступают во взаимодействие со своими подопечными.
Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года в нашей стране 73,7% (105,3 млн. человек) составляют жители городов. Но велико и количество жителей сельской местности: 38,2 млн. человек [8]. Причем доля стареющих людей в селах постоянно увеличивается в связи с тем, что молодежь активно мигрирует в города.
Образ жизни в городе и селе существенно отличается, что способствует формированию специфического (городского или сельского) менталитета. Исследования показывают, что для горожан характерны утилитаризм, прагматизм, индивидуализм [4], «эмоциональная отчужденность», малая глубина межличностных отношений, «неулыбчи-вость», психическая напряженность и переутомление от массового общения и «транспортной усталости» [12, с. 38].
Часто ближайшие соседи не знакомы друг с другом, а друзья общаются преимущественно в Интернете. Иначе говоря, в городе «усваивается и оформляется противоречивая культура социальной общности, где каждый человек автономен и в то же время тесно связан с другими» [4].
Жителям сельской местности свойственны открытость, дружественность, близость людей, верность культурным традициям, чувство коллективизма, нравственность [12; 4]. Они в меньшей степени склонны к манипуляциям в отношении других людей и проявлению цинизма. У них менее интенсивно выражена, по сравнению с городскими жителями, потребность в поиске новых контактов, но в большей степени выражена потребность в любви со стороны других людей (потребности быть любимым) [8].
Если спроецировать вышеописанные психологические особенности жителей города и села на межпоколенные взаимоотношения, то можно предположить, что в селе эти отношения более дружественные и образ старости более позитивен. Последний аспект эмпирически подтвержден в исследовании Ю.Б. Зайцевой: «У жителей города и села представления о «старых людях» различаются: у жителей села это представление более позитивно, чем у горожан, вне зависимости от возраста респондентов» [2, с. 38].
Вместе с тем, следует отметить, что в данном исследовании под старыми людьми имеются в виду люди старше 60 лет. Однако период поздней взрослости неоднороден. В нем выделяются, по крайней мере, три подпериода: пожилой, старческий возраст и долголетие. К сожалению, несмотря на явно возросший интерес психологии к проблемам ста-
рения, недифференцированный подход к периоду поздней взрослости является типичным, и, как правило, слова «пожилой» и «старый» в научных текстах используются как синонимы, что, безусловно, связано с объективным положением дел в современной психологии развития: недостаточной изученностью данного возрастного периода.
Целью нашего исследования было выявление содержания представлений о пожилых и старых людях у социальных работников, обслуживающих пожилых и инвалидов на дому в городе и селе. Наиболее адекватными методами исследования при постановке подобных задач являются психосемантические методы [3; 9]. При этом применяются либо стандартизированные шкалы (как правило, семантический дифференциал Ч. Осгуда), либо их разрабатывают сами исследователи. Первый тип шкал обладает универсальностью, однако, именно в силу этой универсальности, не «ухватывает» специфики описываемого объекта.
Наше исследование состояло из двух организационных этапов. Цель первого этапа - создание оценочных шкал. В основу был положен метод репертуарных решеток Келли. Для выявления конструктов использовался метод минимального контекста. Список элементов включал 16 позиций. (При выборе элементов мы опирались на список ролевых персон Келли [11].) Испытуемым предъявлялось 20 триад. Выборку составили 43 человека разного возраста.
Полученные данные легли в основу создания оценочных шкал. Сначала были выделены те характеристики, которые чаще всего использовались при сравнении предлагаемых триад. В самом обобщенном виде они были обозначены следующим образом: когнитивные, эмоциональные, регулятивные, коммуникативные и духовно-нравственные проявления. В каждой области было выделено по пять специфических шкал. Таким образом, в целом мы получили 25 оценочных шкал. Последовательность, уровень оценок и полярность шкал в созданной методике мы осуществили по аналогии с семантическим дифференциалом Ч. Осгуда.
Отобранные шкалы оценок прошли профессиональную экспертизу. В качестве экспертов выступили два доктора и два кандидата психологических наук, которые в своей научной деятельности активно используют различные психосемантические методы.
После соответствующей корректировки методики мы приступили ко второму этапу исследования, целью которого и было выявление содержания представлений о пожилых и старых людях у городских и сельских социальных работников.
Выборку составили 153 человека, которые работают в комплексных центрах социального обслуживания населения в отделениях обслуживания пожилых и инвалидов на дому в должности соци-
альных работников. Из них 74 женщины в возрасте от 26 до 64 лет, работающие в г. Исилькуле Омской области (население около 25 тыс.), и 79 женщин в возрасте от 24 до 65, работающие в селах.
Для выявления значимости различий оценок был использован t-критерий Стьюдента для независимых выборок. Статистическая обработка проводилась с использованием программы IBM SPSS Statistics 20.
Результаты сравнения оценок когнитивных проявлений пожилых людей городскими и сельскими социальными работниками представлены в таблице 1.
В представлениях как городских, так и сельских социальных работников о когнитивных особенностях пожилых людей обнаружена высокая степень сходства: пожилой человек достаточно умный и мудрый, но тяга к духовному не высока, низко оценена и современность взглядов на многие вещи, отсутствует желание чему-либо учиться. Несмотря на то, что все оценки сельских специалистов несколько выше, чем у городских, однако эти различия статистически не значимы.
Результаты сравнения оценок эмоциональных проявлений пожилых людей городскими и сельскими социальными работниками представлены в таблице 2.
В представлениях социальных работников пожилой человек уравновешенный, эмоциональный, с чувством юмора, сдержанный. Однако если сельские специалисты воспринимают пожилых, как относительно жизнерадостных, то городские - как склонных к депрессии. В целом эмоциональные особенности пожилых людей сельские социальные работники оценили выше, чем городские. Причем все различия, кроме оценок по шкале «Эмоциональный» статистически достоверны.
Результаты сравнения оценок регулятивных проявлений пожилых людей городскими и сельскими социальными работниками представлены в таблице 3.
Пожилой человек, с точки зрения социальных работников, достаточно настойчивый, целеустремленный, решительный, но инициативность низкая, и достаточно быстро устающий. Все оценки сельских специалистов выше, чем городских. Однако статистически значимые различия выявлены только по одной шкале: «Быстро устающий».
Результаты сравнения оценок коммуникативных проявлений пожилых людей городскими и сельскими социальными работниками представлены в таблице 4.
Все оценки коммуникативных проявлений пожилого человека лежат в положительной плоскости: (в порядке убывания оценок) достаточно интересный собеседник, общительный, миролюбивый, приходит на помощь другим, считается с чужим мнением. Социальные работники, работаю-
щие в селе, более позитивно оценивают пожилых людей: их оценки выше, чем оценки городских специалистов. Однако статистически достоверные различия выявлены только по двум шкалам: «Интересный собеседник» и «Миролюбивый». Хотя различия по другим шкалам достаточно близки к критическому значению, что может быть интерпретировано как наличие тенденции.
Результаты сравнения оценок духовно-нравственных проявлений пожилых людей городскими и сельскими социальными работниками представлены в таблице 5.
Пожалуй, наибольшая противоречивость в представлениях городских и сельских социальных работников проявилась при оценке духовно-нравственных проявлений пожилого человека. Как и во всех предыдущих случаях оценки сельских специалистов более позитивны. Но при этом все средние оценки у сельских социальных работников лежат в положительной плоскости, а у городских - три из пяти - в отрицательной. Обе профессиональные группы оценили пожилого человека как достаточно доброго и стремящегося к полноценной жизни. Но, если сельские специалисты считают, что пожилым людям свойственна активная жизненная позиция, склонность брать ответственность на себя и оценивают пожилых людей как добившихся в жизни того, чего они хотели, то городские социальные работники воспринимают пожилых людей как не реализовавшихся (многое в жизни не успел сделать), склонных винить других в своих проблемах, плывущих по течению. Различия статистически значимы по 4 шкалам из 5. Исключение составляет шкала «Добился в жизни того, чего хотел / Многое в жизни не успел сделать».
Если при сравнении образов пожилого человека у городских и сельских социальных работников были выявлены существенные различия, то сравнение представлений о старом человеке показало, что эти образы практически не отличаются. Статистически значимые различия выявлены только по двум шкалам. Городские, по сравнению с сельскими - более высоко оценивают мудрость старого человека = 2,309 при р < 0,05), а сельские социальные работники более высоко оценивают его доброту (: = -2,468 при р < 0,05). Если учесть, что в целом оценки психологических особенностей старых людей ниже, чем аналогичные оценки пожилых (более чем в половине случаев они лежат в отрицательной плоскости), то становится ясно, что именно образ старого человека наиболее стереоти-пизирован, и именно он в значительно большей степени нагружен негативными значениями.
Полученные результаты побудили нас провести дополнительный анализ степени дифференциро-ванности образов пожилого и старого человека внутри двух исследуемых выборок. Для этого было проведено сравнение средних с помощью Ькрите-
Таблица 1
Оценки когнитивных проявлений пожилых людей городскими и сельскими социальными работниками
№ Шкалы Город Село ^критерий Стьюдента Уровень значимости
1 умный 2,00 2,19 -0,937 р > 0,05
2 отсутствует желание чему-либо учиться -0,32 -0,01 -0,997 р > 0,05
3 мудрый 1,07 1,33 -0,785 р > 0,05
4 тяга к духовному 0,16 0,68 -10535 р > 0,05
5 современный взгляд на многие вещи 0,12 0,38 -0,781 р > 0,05
Таблица 2
Оценки эмоциональных проявлений пожилых людей городскими и сельскими социальными работниками
№ Шкалы Город Село ^критерий Стьюдента Уровень значимости
1 Эмоциональный 1,18 1,13 0,146 р > 0,05
2 Жизнерадостный / Склонный к депрессии -0,43 0,68 -3,274 р < 0,001
3 Сдержанный 0,08 1,18 -3,352 р < 0,001
4 Уравновешенный 1,16 2,09 -4,368 р < 0,001
5 С чувством юмора 0,64 1,35 -2,350 р < 0,05
Таблица 3
Оценки регулятивных проявлений пожилых людей городскими и сельскими социальными работниками
№ Шкалы Город Село ^критерий Стьюдента Уровень значимости
1 Целеустремленный 0,74 1,22 -1.490 р > 0,05
2 Инициативный 0,00 0,30 -0.953 р > 0,05
3 Настойчивый 1,18 1,63 -1.738 р > 0,05
4 Быстро устающий -1,30 -0,62 -2.019 р < 0,05
5 Решительный 0,76 0,92 -0.548 р > 0,05
Таблица 4
Оценки коммуникативных проявлений пожилых людей городскими и сельскими социальными работниками
№ Шкалы Город Село ^критерий Стьюдента Уровень значимости
1 Всегда приходит на помощь другим 0,46 1,04 -1,656 р > 0,05
2 Интересный собеседник 1,45 1,99 -1,992 р < 0,05
3 Миролюбивый 0,32 1,29 -3,220 р < 0,01
4 Считается с чужим мнением 0,22 0,76 -1,576 р > 0,05
5 Общительный 1,22 1,77 -1,849 р > 0,05
Таблица 5
Оценки духовно-нравственных проявлений пожилых людей городскими и сельскими социальными работниками
№ Шкалы Город Село ^критерий Стьюдента Уровень значимости
1 Активная жизненная позиция / Плывет по течению -0,54 0,66 -3,323 р < 0,001
2 Берет ответственность на себя / Винит других в своих проблемах -0,31 0,52 -2,521 р < 0,05
3 Стремится к полноценной жизни 0,68 1,44 -2,694 р < 0,01
4 Добился в жизни того, чего хотел / Многое в жизни не успел сделать -0,11 0,23 -0,947 р > 0,05
5 Добрый 1,58 2,06 -2,170 р < 0,05
рия Стьюдента для парных выборок. В результате было выявлено, что сельские социальные работники лучше дифференцируют образ пожилого и старого человека (22 статистически значимых критерия), нежели городские (14 статистически значимых критерия). Очевидно, что более тесные, эмоциональные, дружественные межличностные отношения, характерные для сельских жителей, способствуют дифференциации образов пожилого и старого человека у социальных работников, однако не избавляют от негативной стереотипизации образа старого человека.
Таким образом, в целом сельские социальные работники более позитивно, чем городские оценивают пожилых людей. Наиболее яркие различия установлены в оценке эмоциональных и духовно-нравственных проявлений. Различия не выявлены только в оценке когнитивных проявлений. Образ старого человека у городских и сельских социальных работников практически не отличается, причем в нем преобладают негативные характеристики. Сельские социальные работники лучше дифференцируют психологические особенности пожилых и старых людей.
Библиографический список
1. Бочаров В.В. Антропология возраста: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2001. - 196 с.
2. Зайцева Ю.Б. Особенности представления о старых людях в различных социально-демографических группах // Психология зрелости и старения. - 2007. - № 4 (40). - С. 12-39.
3. Еремеев Б.А. Уровни категоризации при понимании человека человеком и при психологическом изучении понимания // Мир психологии. -2001. - № 3 (27). - С. 93-103.
4. Касаткина С.С. Особенности менталитета жителей городов России на переломе эпох // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2013. - № 7. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.online-science.rU/m/
products/philosophy_sciense/gid850/pg0/ (дата обращения: 19.02.2014).
5. Лемиш В.В. Геронтокультура как социально-психологический феномен // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: Психолого-педагогические науки. - 2012. - № 148. - С. 34-44.
6. Лемиш В.В. Феномен геронтокультуры: проблемы исследования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Психолого-педагогические науки. - 2006. - № 6 (14). - С. 18-37.
7. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости. - М.: Академия, 2002. - 288 с.
8. Никитенко И.С. Социально-психологические особенности отношений к Другому жителей малого города и сельского поселения, обусловленные территориально-пространственными факторами среды // Гуманитарные научные исследования. -2013. - № 11. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://human.snauka.ru/2013/11/3926 (дата обращения: 19.02.2014).
9. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. -СПб.: Питер, 2005. - 480 с.
10. Смирнова Т.В. Пожилые люди: стереотипный образ и социальная дистанция // СоцИс. -2008. - № 8. - С. 49-55.
11. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методиками / пер. с англ. / общ. ред. и предисл. Ю.М. Забродина и В.И. Похиль-ко. - М.: Прогресс, 1987. - 236 с.
12. Фризен М.А., Козлова А.Б. Особенности представлений о времени людей, проживающих в городе и селе // Вестник. КРАНЦ. Гуманитарные науки. - 2008. - №2. - С. 37-62. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ artide/n^sobennosti-predstavleniy-o-vremeni-lyudey-prozhivayuschih-v-gorode-i-sele (дата обращения: 19.02.2014).