Научная статья на тему 'Представления городских и сельских социальных работников о пожилых и старых людях'

Представления городских и сельских социальных работников о пожилых и старых людях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
436
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРОНТОКУЛЬТУРА / ОБРАЗ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА / ОБРАЗ СТАРОГО ЧЕЛОВЕКА / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ГОРОДСКОЙ МЕНТАЛИТЕТ / СЕЛЬСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ / GERONTOLOGICAL CULTURE / IMAGE OF ELDERLY / IMAGE OF OLD PEOPLE / SOCIAL WORK / URBAN MENTALITY / RURAL MENTALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лемиш Вера Васильевна

В статье представления о пожилых и старых людях рассматриваются как элемент геронтокультуры. Показано, что у сельских социальных работников образ пожилого человека более позитивен, чем у городских, однако образ старого человека в равной степени негативен. Представления сельских социальных работников лучше дифференцированы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Urban and rural social workers’ imaging of elderly and old people

This paper considers imagination of elderly and old people as an element of the gerontoculture. The results show that the image of the senior person in the social workers of rural areas is more positive than that in the urban workers. However, the image of the old person is equally negative. The imagination of seniors in the rural social workers is more differentiated.

Текст научной работы на тему «Представления городских и сельских социальных работников о пожилых и старых людях»

- снижение уровней тревожности ситуативной и личностной;

- повышение уровня ассертивного поведения.

Таким образом, ассертивность является характеристикой определенного типа поведения - ассертивного, для которого характерны: расширение степени свободы и саморазвития на основе ответственности за выбор своих чувств, действий и отношений с собой и окружающими, независимость в суждениях, чувство собственного достоинства и значимости, ориентация на события реальной жизни, независимость ценностей и поведения от воздействия извне; способность самостоятельно формировать свое мнение о жизни; свобода выражения своих потенциалов, открытость; вера в себя и доверие другим.

Библиографический список

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М.: Просвещение, 1988. -398 с.

2. Бишоп С. Тренинг ассертивности. - СПб.: Питер, 2001. - 208 с.

3. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. - М.: Прогресс, 1990. - 192.

4. Грушин А.С. Тренинг уверенного поведения у детей-сирот - Кострома: Авантитул, 2013. - 83 с.

5. Захарова Ж.А. Основные подходы к воспитанию детей-сирот в условиях социокультурной среды детского дома // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасо-

ва. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2013. -№ 5. - С. 173-176.

6. Конькина Е.В. Современное положение российских кадетских корпусов // Модернизация образования: проблемы и перспективы: материалы региональной науч.-практ. конф. Оренбург, 2829 ноября 2002. Ч. 2. - Оренбург: ОГПУ, 2002. -С. 97-101.

7. Кривцова C.B., МухаматулинаЕ.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. - М.: Генезис, 1997. - 192 с.

8. Особенности социальной адаптации детей из детского дома. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/sociology/ 2c0b65625a3bd68a5d53b89521206c37_1.html (дата обращения: 10.02.2014).

9. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. - М.: Большая российская энциклопедия, 1999. - 672 с.

10. Ульрих P. P. Уверенность в себе / Рита и Роджер Ульрих. - М.: РГБ, 1999. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.sunhome.ru/psychology.

11. Федеральный закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ.

12. Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. - СПб. : Речь, 2006. -112 с.

УДК 159.9:316.6

Лемиш Вера Васильевна

кандидат психологических наук, доцент Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

verlem2004@yandex.ru

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

О ПОЖИЛЫХ И СТАРЫХ ЛЮДЯХ

В статье представления о пожилых и старых людях рассматриваются как элемент геронтокультуры. Показано, что у сельских социальных работников образ пожилого человека более позитивен, чем у городских, однако образ старого человека в равной степени негативен. Представления сельских социальных работников лучше дифференцированы.

Ключевые слова: геронтокультура, образ пожилого человека, образ старого человека, социальная работа, городской менталитет, сельский менталитет.

Увеличение доли пожилых людей в возрастной структуре общества сделало актуальным вопрос о необходимости формирования культуры старения, или геронтокультуры как на микро-, так и на макросоциальном уровне. На макросоциальном уровне геронтокультура проявляется в социальной политике, в представлениях о том, как человек должен вести себя при старении, в образах старости [5; 6]. Представления о стареющих людях оказывают влияние на межпоколенные и межличностные отношения [1; 10],

в том числе и на взаимодействие специалистов помогающих профессий с пожилыми и старыми людьми [7]. Чаще других, практически ежедневно, с данной возрастной категорией людей имеют дело социальные работники.

Цель социальной работы с пожилыми людьми состоит в создании условий для их эффективной социально-психологической адаптации, в превращении пожилого человека из объекта (клиента) социальной работы в её субъекта. Это возможно лишь при опоре на ресурсы самих пожилых людей

(их мудрость, способность и желание учиться, делиться опытом и др.). Поэтому эффективность деятельности социальных работников напрямую зависит от тех представлений, установок, с которыми они вступают во взаимодействие со своими подопечными.

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года в нашей стране 73,7% (105,3 млн. человек) составляют жители городов. Но велико и количество жителей сельской местности: 38,2 млн. человек [8]. Причем доля стареющих людей в селах постоянно увеличивается в связи с тем, что молодежь активно мигрирует в города.

Образ жизни в городе и селе существенно отличается, что способствует формированию специфического (городского или сельского) менталитета. Исследования показывают, что для горожан характерны утилитаризм, прагматизм, индивидуализм [4], «эмоциональная отчужденность», малая глубина межличностных отношений, «неулыбчи-вость», психическая напряженность и переутомление от массового общения и «транспортной усталости» [12, с. 38].

Часто ближайшие соседи не знакомы друг с другом, а друзья общаются преимущественно в Интернете. Иначе говоря, в городе «усваивается и оформляется противоречивая культура социальной общности, где каждый человек автономен и в то же время тесно связан с другими» [4].

Жителям сельской местности свойственны открытость, дружественность, близость людей, верность культурным традициям, чувство коллективизма, нравственность [12; 4]. Они в меньшей степени склонны к манипуляциям в отношении других людей и проявлению цинизма. У них менее интенсивно выражена, по сравнению с городскими жителями, потребность в поиске новых контактов, но в большей степени выражена потребность в любви со стороны других людей (потребности быть любимым) [8].

Если спроецировать вышеописанные психологические особенности жителей города и села на межпоколенные взаимоотношения, то можно предположить, что в селе эти отношения более дружественные и образ старости более позитивен. Последний аспект эмпирически подтвержден в исследовании Ю.Б. Зайцевой: «У жителей города и села представления о «старых людях» различаются: у жителей села это представление более позитивно, чем у горожан, вне зависимости от возраста респондентов» [2, с. 38].

Вместе с тем, следует отметить, что в данном исследовании под старыми людьми имеются в виду люди старше 60 лет. Однако период поздней взрослости неоднороден. В нем выделяются, по крайней мере, три подпериода: пожилой, старческий возраст и долголетие. К сожалению, несмотря на явно возросший интерес психологии к проблемам ста-

рения, недифференцированный подход к периоду поздней взрослости является типичным, и, как правило, слова «пожилой» и «старый» в научных текстах используются как синонимы, что, безусловно, связано с объективным положением дел в современной психологии развития: недостаточной изученностью данного возрастного периода.

Целью нашего исследования было выявление содержания представлений о пожилых и старых людях у социальных работников, обслуживающих пожилых и инвалидов на дому в городе и селе. Наиболее адекватными методами исследования при постановке подобных задач являются психосемантические методы [3; 9]. При этом применяются либо стандартизированные шкалы (как правило, семантический дифференциал Ч. Осгуда), либо их разрабатывают сами исследователи. Первый тип шкал обладает универсальностью, однако, именно в силу этой универсальности, не «ухватывает» специфики описываемого объекта.

Наше исследование состояло из двух организационных этапов. Цель первого этапа - создание оценочных шкал. В основу был положен метод репертуарных решеток Келли. Для выявления конструктов использовался метод минимального контекста. Список элементов включал 16 позиций. (При выборе элементов мы опирались на список ролевых персон Келли [11].) Испытуемым предъявлялось 20 триад. Выборку составили 43 человека разного возраста.

Полученные данные легли в основу создания оценочных шкал. Сначала были выделены те характеристики, которые чаще всего использовались при сравнении предлагаемых триад. В самом обобщенном виде они были обозначены следующим образом: когнитивные, эмоциональные, регулятивные, коммуникативные и духовно-нравственные проявления. В каждой области было выделено по пять специфических шкал. Таким образом, в целом мы получили 25 оценочных шкал. Последовательность, уровень оценок и полярность шкал в созданной методике мы осуществили по аналогии с семантическим дифференциалом Ч. Осгуда.

Отобранные шкалы оценок прошли профессиональную экспертизу. В качестве экспертов выступили два доктора и два кандидата психологических наук, которые в своей научной деятельности активно используют различные психосемантические методы.

После соответствующей корректировки методики мы приступили ко второму этапу исследования, целью которого и было выявление содержания представлений о пожилых и старых людях у городских и сельских социальных работников.

Выборку составили 153 человека, которые работают в комплексных центрах социального обслуживания населения в отделениях обслуживания пожилых и инвалидов на дому в должности соци-

альных работников. Из них 74 женщины в возрасте от 26 до 64 лет, работающие в г. Исилькуле Омской области (население около 25 тыс.), и 79 женщин в возрасте от 24 до 65, работающие в селах.

Для выявления значимости различий оценок был использован t-критерий Стьюдента для независимых выборок. Статистическая обработка проводилась с использованием программы IBM SPSS Statistics 20.

Результаты сравнения оценок когнитивных проявлений пожилых людей городскими и сельскими социальными работниками представлены в таблице 1.

В представлениях как городских, так и сельских социальных работников о когнитивных особенностях пожилых людей обнаружена высокая степень сходства: пожилой человек достаточно умный и мудрый, но тяга к духовному не высока, низко оценена и современность взглядов на многие вещи, отсутствует желание чему-либо учиться. Несмотря на то, что все оценки сельских специалистов несколько выше, чем у городских, однако эти различия статистически не значимы.

Результаты сравнения оценок эмоциональных проявлений пожилых людей городскими и сельскими социальными работниками представлены в таблице 2.

В представлениях социальных работников пожилой человек уравновешенный, эмоциональный, с чувством юмора, сдержанный. Однако если сельские специалисты воспринимают пожилых, как относительно жизнерадостных, то городские - как склонных к депрессии. В целом эмоциональные особенности пожилых людей сельские социальные работники оценили выше, чем городские. Причем все различия, кроме оценок по шкале «Эмоциональный» статистически достоверны.

Результаты сравнения оценок регулятивных проявлений пожилых людей городскими и сельскими социальными работниками представлены в таблице 3.

Пожилой человек, с точки зрения социальных работников, достаточно настойчивый, целеустремленный, решительный, но инициативность низкая, и достаточно быстро устающий. Все оценки сельских специалистов выше, чем городских. Однако статистически значимые различия выявлены только по одной шкале: «Быстро устающий».

Результаты сравнения оценок коммуникативных проявлений пожилых людей городскими и сельскими социальными работниками представлены в таблице 4.

Все оценки коммуникативных проявлений пожилого человека лежат в положительной плоскости: (в порядке убывания оценок) достаточно интересный собеседник, общительный, миролюбивый, приходит на помощь другим, считается с чужим мнением. Социальные работники, работаю-

щие в селе, более позитивно оценивают пожилых людей: их оценки выше, чем оценки городских специалистов. Однако статистически достоверные различия выявлены только по двум шкалам: «Интересный собеседник» и «Миролюбивый». Хотя различия по другим шкалам достаточно близки к критическому значению, что может быть интерпретировано как наличие тенденции.

Результаты сравнения оценок духовно-нравственных проявлений пожилых людей городскими и сельскими социальными работниками представлены в таблице 5.

Пожалуй, наибольшая противоречивость в представлениях городских и сельских социальных работников проявилась при оценке духовно-нравственных проявлений пожилого человека. Как и во всех предыдущих случаях оценки сельских специалистов более позитивны. Но при этом все средние оценки у сельских социальных работников лежат в положительной плоскости, а у городских - три из пяти - в отрицательной. Обе профессиональные группы оценили пожилого человека как достаточно доброго и стремящегося к полноценной жизни. Но, если сельские специалисты считают, что пожилым людям свойственна активная жизненная позиция, склонность брать ответственность на себя и оценивают пожилых людей как добившихся в жизни того, чего они хотели, то городские социальные работники воспринимают пожилых людей как не реализовавшихся (многое в жизни не успел сделать), склонных винить других в своих проблемах, плывущих по течению. Различия статистически значимы по 4 шкалам из 5. Исключение составляет шкала «Добился в жизни того, чего хотел / Многое в жизни не успел сделать».

Если при сравнении образов пожилого человека у городских и сельских социальных работников были выявлены существенные различия, то сравнение представлений о старом человеке показало, что эти образы практически не отличаются. Статистически значимые различия выявлены только по двум шкалам. Городские, по сравнению с сельскими - более высоко оценивают мудрость старого человека = 2,309 при р < 0,05), а сельские социальные работники более высоко оценивают его доброту (: = -2,468 при р < 0,05). Если учесть, что в целом оценки психологических особенностей старых людей ниже, чем аналогичные оценки пожилых (более чем в половине случаев они лежат в отрицательной плоскости), то становится ясно, что именно образ старого человека наиболее стереоти-пизирован, и именно он в значительно большей степени нагружен негативными значениями.

Полученные результаты побудили нас провести дополнительный анализ степени дифференциро-ванности образов пожилого и старого человека внутри двух исследуемых выборок. Для этого было проведено сравнение средних с помощью Ькрите-

Таблица 1

Оценки когнитивных проявлений пожилых людей городскими и сельскими социальными работниками

№ Шкалы Город Село ^критерий Стьюдента Уровень значимости

1 умный 2,00 2,19 -0,937 р > 0,05

2 отсутствует желание чему-либо учиться -0,32 -0,01 -0,997 р > 0,05

3 мудрый 1,07 1,33 -0,785 р > 0,05

4 тяга к духовному 0,16 0,68 -10535 р > 0,05

5 современный взгляд на многие вещи 0,12 0,38 -0,781 р > 0,05

Таблица 2

Оценки эмоциональных проявлений пожилых людей городскими и сельскими социальными работниками

№ Шкалы Город Село ^критерий Стьюдента Уровень значимости

1 Эмоциональный 1,18 1,13 0,146 р > 0,05

2 Жизнерадостный / Склонный к депрессии -0,43 0,68 -3,274 р < 0,001

3 Сдержанный 0,08 1,18 -3,352 р < 0,001

4 Уравновешенный 1,16 2,09 -4,368 р < 0,001

5 С чувством юмора 0,64 1,35 -2,350 р < 0,05

Таблица 3

Оценки регулятивных проявлений пожилых людей городскими и сельскими социальными работниками

№ Шкалы Город Село ^критерий Стьюдента Уровень значимости

1 Целеустремленный 0,74 1,22 -1.490 р > 0,05

2 Инициативный 0,00 0,30 -0.953 р > 0,05

3 Настойчивый 1,18 1,63 -1.738 р > 0,05

4 Быстро устающий -1,30 -0,62 -2.019 р < 0,05

5 Решительный 0,76 0,92 -0.548 р > 0,05

Таблица 4

Оценки коммуникативных проявлений пожилых людей городскими и сельскими социальными работниками

№ Шкалы Город Село ^критерий Стьюдента Уровень значимости

1 Всегда приходит на помощь другим 0,46 1,04 -1,656 р > 0,05

2 Интересный собеседник 1,45 1,99 -1,992 р < 0,05

3 Миролюбивый 0,32 1,29 -3,220 р < 0,01

4 Считается с чужим мнением 0,22 0,76 -1,576 р > 0,05

5 Общительный 1,22 1,77 -1,849 р > 0,05

Таблица 5

Оценки духовно-нравственных проявлений пожилых людей городскими и сельскими социальными работниками

№ Шкалы Город Село ^критерий Стьюдента Уровень значимости

1 Активная жизненная позиция / Плывет по течению -0,54 0,66 -3,323 р < 0,001

2 Берет ответственность на себя / Винит других в своих проблемах -0,31 0,52 -2,521 р < 0,05

3 Стремится к полноценной жизни 0,68 1,44 -2,694 р < 0,01

4 Добился в жизни того, чего хотел / Многое в жизни не успел сделать -0,11 0,23 -0,947 р > 0,05

5 Добрый 1,58 2,06 -2,170 р < 0,05

рия Стьюдента для парных выборок. В результате было выявлено, что сельские социальные работники лучше дифференцируют образ пожилого и старого человека (22 статистически значимых критерия), нежели городские (14 статистически значимых критерия). Очевидно, что более тесные, эмоциональные, дружественные межличностные отношения, характерные для сельских жителей, способствуют дифференциации образов пожилого и старого человека у социальных работников, однако не избавляют от негативной стереотипизации образа старого человека.

Таким образом, в целом сельские социальные работники более позитивно, чем городские оценивают пожилых людей. Наиболее яркие различия установлены в оценке эмоциональных и духовно-нравственных проявлений. Различия не выявлены только в оценке когнитивных проявлений. Образ старого человека у городских и сельских социальных работников практически не отличается, причем в нем преобладают негативные характеристики. Сельские социальные работники лучше дифференцируют психологические особенности пожилых и старых людей.

Библиографический список

1. Бочаров В.В. Антропология возраста: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2001. - 196 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Зайцева Ю.Б. Особенности представления о старых людях в различных социально-демографических группах // Психология зрелости и старения. - 2007. - № 4 (40). - С. 12-39.

3. Еремеев Б.А. Уровни категоризации при понимании человека человеком и при психологическом изучении понимания // Мир психологии. -2001. - № 3 (27). - С. 93-103.

4. Касаткина С.С. Особенности менталитета жителей городов России на переломе эпох // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2013. - № 7. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.online-science.rU/m/

products/philosophy_sciense/gid850/pg0/ (дата обращения: 19.02.2014).

5. Лемиш В.В. Геронтокультура как социально-психологический феномен // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: Психолого-педагогические науки. - 2012. - № 148. - С. 34-44.

6. Лемиш В.В. Феномен геронтокультуры: проблемы исследования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Психолого-педагогические науки. - 2006. - № 6 (14). - С. 18-37.

7. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости. - М.: Академия, 2002. - 288 с.

8. Никитенко И.С. Социально-психологические особенности отношений к Другому жителей малого города и сельского поселения, обусловленные территориально-пространственными факторами среды // Гуманитарные научные исследования. -2013. - № 11. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://human.snauka.ru/2013/11/3926 (дата обращения: 19.02.2014).

9. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. -СПб.: Питер, 2005. - 480 с.

10. Смирнова Т.В. Пожилые люди: стереотипный образ и социальная дистанция // СоцИс. -2008. - № 8. - С. 49-55.

11. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методиками / пер. с англ. / общ. ред. и предисл. Ю.М. Забродина и В.И. Похиль-ко. - М.: Прогресс, 1987. - 236 с.

12. Фризен М.А., Козлова А.Б. Особенности представлений о времени людей, проживающих в городе и селе // Вестник. КРАНЦ. Гуманитарные науки. - 2008. - №2. - С. 37-62. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ artide/n^sobennosti-predstavleniy-o-vremeni-lyudey-prozhivayuschih-v-gorode-i-sele (дата обращения: 19.02.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.