Научная статья на тему 'Проблема становления коммуникативной компетентности в зеркале современности'

Проблема становления коммуникативной компетентности в зеркале современности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1037
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давидович Наталья Николаевна

В статье прослеживается возвращение к истокам формирования понятия «коммуникативная компетентность» через анализ философской, психологической и педагогической литературы. Общелитературный анализ позволяет представить коммуникативную компетентность как феномен, содержащий в себе коммуникативные знания, умения, личностное отношение к ситуации общения и умение рефлексировать. При этом центральное значение в формировании компетентности в общении имеет регулярная включённость субъекта в коммуникативную деятельность, благодаря которой личность способна развивать и совершенствовать собственные коммуникативные навыки. Выявленная склонность современной личности к позиции приспособления и пассивности в решении деловых вопросов приводит к снижению богатого спектра человеческих взаимоотношений. В связи с этим автор приходит к выводу о необходимости создания реального воспитательного пространства для развития коммуникативной компетентности как качества личности и устойчивости системы общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE FORMATIONIN THE MIRROR OF CONTEMPORANEITY

The article returns to the sources of the concept "communicative competence" formation through the analysis of philosophy, psychological and pedagogical literature. The analysis of all sources allows the author to explain communicative competence as a phenomenon containing communicative knowledge, skills, personal attitude to the communication situation and the ability to reflect. At the same time, the central importance for forming communication competence has the regular involvement of the subject into communication activities, through which the person is able to develop and improve his own communication skills. Modern person’s inclination to the position of adaptation and passivity in doing business leads to a decrease in the rich spectrum of people’s relationships. In this regard, the author concludes that it is necessary to create a real educational space for the development of communicative competence as the individual’s quality and the society system stability.

Текст научной работы на тему «Проблема становления коммуникативной компетентности в зеркале современности»

УДК 37.013.42

DOI: 10.18384/2310-7219-2018-4-94-102

ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ЗЕРКАЛЕ СОВРЕМЕННОСТИ

Давидович НН.

Смоленский государственный университет

214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д. 4, Российская Федерация

Аннотация. В статье прослеживается возвращение к истокам формирования понятия «коммуникативная компетентность» через анализ философской, психологической и педагогической литературы. Общелитературный анализ позволяет представить коммуникативную компетентность как феномен, содержащий в себе коммуникативные знания, умения, личностное отношение к ситуации общения и умение рефлексировать. При этом центральное значение в формировании компетентности в общении имеет регулярная включённость субъекта в коммуникативную деятельность, благодаря которой личность способна развивать и совершенствовать собственные коммуникативные навыки. Выявленная склонность современной личности к позиции приспособления и пассивности в решении деловых вопросов приводит к снижению богатого спектра человеческих взаимоотношений. В связи с этим автор приходит к выводу о необходимости создания реального воспитательного пространства для развития коммуникативной компетентности как качества личности и устойчивости системы общества.

Ключевые слова: общение, коммуникация, взаимодействие, коммуникативная компетентность, личность.

THE PROBLEM OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE FORMATION IN THE MIRROR OF CONTEMPORANEITY

N. Davidovich

Smolensk State University

4, Przheval'skogo ul, Smolensk, 214000 Russian Federation

Abstract. The article returns to the sources of the concept "communicative competence" formation through the analysis of philosophy, psychological and pedagogical literature. The analysis of all sources allows the author to explain communicative competence as a phenomenon containing communicative knowledge, skills, personal attitude to the communication situation and the ability to reflect. At the same time, the central importance for forming communication competence has the regular involvement of the subject into communication activities, through which the person is able to develop and improve his own communication skills. Modern person's inclination to the position of adaptation and passivity in doing business leads to a decrease in the rich spectrum of people's relationships. In this regard, the author concludes that it is necessary to create a real educational space for the development of communicative competence as the individual's quality and the society system stability.

Key words: intercourse, communication, interaction, communicative competence, personality.

© CC BY Давидович Н.Н., 2018.

Коммуникация как акт и процесс передачи информации представляет собой главный социальный механизм. Процесс развития сферы коммуникации и её роль в жизнедеятельности человека является бесспорным достижением современной цивилизации: мобильность, информационная доступность отражает прогрессивное развитие общественного строя, упрощает жизнь современного человека. В то же время современная тенденция мобильности общения приводит к определённым потерям в системе полноценного человеческого взаимодействия. Наибольший регресс в коммуникацию привносят виртуальные технологии, обворовывая личность в насыщенной полноте подлинного общения, которое жизненно необходимо коммуникативно компетентной личности [1].

Доминирующее виртуальное общение постиндустриального общества не содержит социального контроля, нравственности как формы общественного сознания; коллективные ценности теряют свою силу и актуальность, а углублённое и продолжительное нахождение человека в глобальной сети неотвратимо влечёт за собой снижение толерантности в общении [6].

Безнаказанность в социальных сетях стимулирует вседозволенность в интернет-общении, что приводит к снижению нормативного поведения в повседневной жизни. Виртуальное взаимодействие представляет собой платформу к самоорганизации «вымышленной жизни», к появлению си-мулякров (от лат. simulare - притворяться) - искусственных, фальшивых образов реальности, которые в той или иной степени воздействуют на умы и сердца окружающих, поднима-

ют хаос и превращают человека в медийный конструкт социального взаимодействия. В такой трансформации акцент развития личности смещается на внешнюю оболочку, оставляя за рамками внутреннее содержание [17].

Становление коммуникативной компетентности личности начинается ещё в школьном возрасте, что оставляет особый отпечаток на дальнейшем формировании человека. Современный образовательный процесс в большей степени характеризуется как традиционно-репродуктивный, общение между преподавателем и студентами - субъект-объектное [9]. Такое взаимодействие ставит воспитанника в позицию пассивного слушателя, не проявляющего должной активности, что в результате формирует пассивную личность, не умеющую высказать собственное мнение, отстоять свою позицию, продуктивно взаимодействовать. Более того, изучение массового школьного опыта показало, что учителя не готовы к использованию интерактивных форм и методов обучения с целью формирования коммуникативной компетентности, и это мешает полноценному становлению компетентности в общении формирующейся личности [5].

В связи с этим проблема коммуникативной компетентности как задача воспитания представляет собой систематический процесс взаимодействия педагогов и воспитанников в ситуации целенаправленных педагогических условий, требует более тщательного рассмотрения теоретической стороны вопроса и вместе с тем обращает на себя внимание с позиции прикладного характера, имеющего практическое применение в жизни.

Коммуникативная компетентность, её формирование является объектом педагогической науки. Однако в современных условиях невозможно представить ни одного педагогического исследования, не использующего достижений философии, психологии, социологии и ряда иных дисциплин. При этом предметная область понятия «коммуникативная компетентность» имеет определённое значение в каждой конкретной науке.

Кроме того, обращая внимание на анализ философской, психологической и педагогической литературы, можно отметить, что понятие «коммуникативная компетентность» используется для представления разнообразных сторон деятельности субъекта в рамках одной науки. Выявить научное определение понятия «коммуникативная компетентность», которое точно бы охарактеризовало его содержание и структуру, сложно. Следовательно, для описания этого понятия необходимо обратиться к историческому экскурсу слов «коммуникация», «компетентность».

Рассматривая психологические концепции Г.М. Андреевой, А.А. Бодале-ва, Ю.М. Жукова, Ю.Н. Емельянова, Л.А. Петровской, можно отметить, что понятие «коммуникативная компетентность» является тождественным понятиям «общение», «коммуникация», интерпретируется как «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми». Коммуникативная компетентность представляет собой систему внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия [2; 4; 7; 8; 16].

Коммуникативная компетентность представляет собой систему знаний и умений, обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека. Как отмечают исследователи, эффективное общение включает в себя внешний (поведенческий) и внутренний (личностно-смысловой) уровни, притом основополагающую роль играет внутренний (личностно-смысловой) уровень, который представляет собой содержание взаимодействия, в то время как внешний (поведенческий) уровень является формой этого содержания.

А. Маслоу [13], Г. Олпорт [15] и другие представители гуманистической психологии рассматривают коммуникативную компетентность как важнейшую качественную характеристику личности, способствующую успешному процессу её социализации. Обладая признаками коммуникативно компетентной личности, человек способен реализовать собственную потребность в принадлежности и любви, в социальном признании и уважении, без чего не возможна самореализация человека. С точки зрения исследователей, коммуникативная компетентность представляет собой внутреннюю систему ценностей личности, её личностно-смысловых образований, которые ведут за собой весь процесс жизненной стратегии человека, его возможностей и перспектив в личной жизни, собственном росте и развитии, способствуют воспроизведению ситуации и её творческого изменения. Центральное положение в коммуникативной компетентности, согласно исследованиям в области психологии, занимает личностный подход, в котором коммуникативные знания и уме-

ния используются в качестве системы внутренних средств регуляции коммуникации с целью успешной социализации личности.

Педагогические исследования обогащают сущностные характеристики исследуемого понятия. В отечественной педагогике (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской) коммуникативная компетентность представляет собой цель и результат процесса профессиональной подготовки, овладения знаниями в определённой области и способность обмена ими во взаимодействии, обеспечивающая субъекту успешное общение [10]. Коммуникативная компетентность - это компетентность, которая наряду с устным, письменным общением, монологом, диалогом, порождением и восприятием текста позволяет решать коммуникативные задачи, реализовать знания на практике и подготавливает к общению в разных коммуникативных ситуациях, отмечает И.А. Зимняя [11].

Современные исследователи в области педагогики (В.Ю. Асад-чих, Л.Н. Булыгина, С.Ю. Курилова, С.В. Чернов, А.Н. Мосина, Т.Л. Худякова) рассматривают коммуникативную компетентность как интегратив-ное качество личности, в котором находит проявление совокупность лингвистического, психологического и социального компонентов, являющаяся результатом рефлексивного диалогического взаимодействия обучающихся и педагогов в условиях личностно развивающей образовательной среды, ориентированной на реализацию эффективных моделей межличностного и межколлективного общения, построение индивидуальных программ личностного развития на основе прин-

ципов гуманистической культуры и нравственности [3; 12; 14; 20].

Коммуникативная компетентность выражается в единстве ценностных, содержательных (перцептивные, интерактивные и коммуникативно-речевые компетенции) и структурных (когнитивный, функционально-деятельност-ный и рефлексивно-оценочный) компонентов, которые проявляются в способности личности выбирать ориентиры, способы, средства и желаемые результаты в коммуникации, создавать собственный коммуникативный продукт с учётом ресурсов коммуникации и личных возможностей и коммуникативно рефлектировать.

Общелитературный анализ показал, что коммуникативная компетентность включает в себя коммуникативные знания и умения, личностное отношение к ситуации общения, умение рефлексировать, но не ограничивается только ими. Основополагающее значение в формировании компетентности в общении имеет систематичная включённость субъекта в коммуникативную деятельность, благодаря которой личность способна развивать и совершенствовать собственные личностные качества.

C середины 80-х гг. XX в. переворот в рассмотрении коммуникации совершает Ю. Хабермас в работе «Моральное сознание и коммуникативное действие», называя способность определённым образом выстраивать диалогическое взаимодействие коммуникативной компетенцией. При этом в процессе (взаимной) интерпретации должна происходить выработка таких определений ситуации, которые могли бы привести к согласию (consensus) [18]. Ю. Хабермас разрабатывает по-

нятие коммуникативной компетентности в рамках теории коммуникативного действия, считая человека компетентным тогда, когда его действие адекватно соотносится с тремя жизненными мирами: предметным (событиями, происходящими в объективном мире), социальным (с межличностными взаимодействиями, регулируемыми нормами) и личностным (с собственными переживаниями). С точки зрения Ю. Хабермаса, основным показателем демократичности общества является коммуникативный обмен, а любая выдвигаемая кем-либо социальная норма должна подвергаться аргументативному дискурсу. В результате такого взаимодействия говорящие достигают взаимопонимания и приходят к согласию.

В настоящий момент в философии признаётся, что становление и развитие коммуникативной компетентности - процесс длительный, который не ограничен ни временными рамками, ни формами общего или профессионального образования. Компетентность - признак социально зрелой, сформированной личности.

Современная личность в процессе взаимодействия отличается рефлексивностью, т. е. осмысление сообщений между участниками общения происходит в фокусе жизненных ориентиров личности, что способствует повышению эффективного взаимодействия, стимулируя нахождение новых решений различных коммуникативных задач [19]. При этом нельзя не отметить того факта, что рефлексивность коммуникации трансформирует исходную информацию, искажает её. Усиленная интерпретация сообщений собеседника в соответствии с личными пережи-

ваниями, мыслями, доминирующими взглядами способна затмить истинную суть передаваемых слов. Как правило, люди видят то, что хотят видеть, слышат то, что хотят слышать, верят в то, во что хотят верить и отказываются верить в то, что им не нравится. Такая формальная рефлексия ситуации ведёт к выбору несодержательных вариантов поведения, препятствует полноценной интеграции личности в обществе.

Ориентация на соперничество, отсутствие ориентации на сотрудничество, снижение роста морального сознания, вероятно, связанно с поиском человека себя в ожесточенной борьбе за призвание, за право называться личностью, что и отражает суть коммуникативной деятельности современной личности.

В то же время актуальная ситуация межличностного взаимодействия характеризуется снижением деловых отношений и общественных связей с позиции коммуникативной компетентности индивида с преобладающей коммуникативной стратегией приспособления, с доминированием социальной пассивности, внешним смирением в ситуации недовольства под лозунгом оправдания: «Что от меня зависит?».

В настоящий момент в науке особенно актуальна проблема формирования и развития коммуникативной компетентности в старшей школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием успешного личностного развития подрастающего поколения. Компетентность в общении выражается в разрешении межличностных проблем за счёт достижения большей определённости в понимании ситуации и спо-

собствует достижению целей с оптимальным расходованием ресурсов.

Для формирования здоровой системы функционирования социума формирующейся личности, от которой зависит устойчивость всей системы в будущем, необходимо реальное пространство, где она может полноценно общаться и расти как личность. К такому пространству мы относим дискуссионный клуб, в котором участники обогащаются знаниями вербального и невербального общения, навыками аргументации и умением отстоять свою точку зрения, могут преодолеть свои личностные проблемы (например, замкнутость, отчуждённость, непризнание ближайшим окружением), а также

удовлетворить свои социокультурные потребности (потребность в развитии профессионального общения, потребность в раскрытии своего потенциала, своих творческих и интеллектуальных возможностях, потребность в расширении социальных контактов, новых знакомств и живого общения, потребность в разнообразной организации досуга, новых увлечениях).

Таким образом, достижение состояния социального порядка возможно через совместное реальное действие, обеспечивающее воспитание коммуникативной компетентности как качества личности.

Статья поступила в редакцию 01.03.2018

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова В.А. Виртуальная реальность как пространство симулякров [Электронный ресурс] // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. №1-1. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/virtualnaya-realnost-kak-prostranstvo-simulyakrov (дата обращения: 27.08.2018).

2. Андреева Г.М., Яноушек Я. Взаимосвязь общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности: сборник статей. М., 1987. С. 208-218.

3. Асадчих В.Ю. Управление процессом формирования коммуникативной компетентности старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2009. 121 с.

4. Бодалев А.А. Психология общения. М., Воронеж, 1996. 188 с.

5. Давидович Н.Н., Чмелева Е.В. Готовность педагогов к использованию интерактивных методов формирования коммуникативной компетентности у старшеклассников в современной школьной практике // Стратегия и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования. 2017. C. 209-215.

6. Дмитриев К.Г. Взаимосвязь между показателем коммуникативной толерантности и уровнем интернет-зависимости [Электронный ресурс] // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2013. № 28 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-mezhdu-pokaza-telem-kommunikativnoy-tolerantnosti-i-urovnem-internet-zavisimosti (дата обращения: 27.08.2018).

7. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: автореф. дис. ... докт. психол. наук. Л., 1991. 36 с.

8. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении: практическое пособие. М., 1991. 96 с.

9. Захарова С.Н. Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе [Электронный ресурс] // Молодой ученый: [сайт]. 2017. № 3 (137). URL: https://moluch.ru/archive/137/38212 (дата обращения: 03.09.2018).

10. Зеер Э.Ф., Павлова Ф.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учебное пособие. М., 2005. 216 с.

11. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 2. С. 7-14.

12. Курилова С.Ю. Формирование коммуникативной компетентности старшеклассников в учебной проектной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ. 2011. 114 с.

13. Маслоу А. Мотивация и личность / пер. с англ. 3-е изд. СПб., 2008. 352 с.

14. Мосина А.Н., Худякова Т.Л. Психолого-педагогические аспекты формирования коммуникативной компетентности старшеклассников // Педагогическое образование в России. 2013. № 1. С. 175-179.

15. Олпорт Г. Становление личности: избранные труды. М., 2002. 462 с.

16. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989. 216 с.

17. Сиразетдинова М.Ф. Симулякр как средство манипуляции сознанием [Электронный ресурс] // Молодой ученый: [сайт]. 2015. № 2. URL: https://moluch.ru/archive/82/14902 (дата обращения: 03.09.2018)

18. Хабермас Ю. Отношения к миру и рациональные аспекты действия в четырех социологических понятиях действия / пер. с нем. Т. Тягуновой // Социологическое обозрение. 2008. Т. 7. № 1. С. 3-25.

19. Чанкова Е.В. Рефлексивность коммуникативной компетентности личности в современном постиндустриальном обществе // Теория и практика общественного развития. 2015. № 3. С. 13-15.

20. Чернов С.В. Социально-экономические игры как средство формирования коммуникативной компетентности старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. 224 с.

REFERENCES

1. Abramova V.A. [Virtual reality as a space of simulacra]. In: Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl' [Historical and socio-educational thought], 2017, no. 1-1]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-realnost-kak-prostranstvo-simulyakrov (accessed: 27.08.2018).

2. Andreeva G.M., Yanoushek Ya. [The relationship of communication and activities]. In: Ob-shchenie i optimizatsiya sovmestnoi deyatel'nosti [Communication and optimization of joint activities]. Moscow, 1987, pp. 208-218.

3. Asadchikh V.Yu. Upravlenie protsessom formirovaniya kommunikativnoi kompetentnosti starsheklassnikov: dis. ... kand. ped. nauk [Management of process of senior pupils' communicative competence formation: PhD thesis in Pedagogic sciences]. Kursk, 2009. 121 p.

4. Bodalev A.A. Psikhologiya obshcheniya [Psychology of communication]. Moscow, Voronezh, 1996. 188 p.

5. Davidovich N.N., Chmeleva E.V. [The willingness of teachers to use interactive methods of senior pupils' communicative competence formation in modern school practice]. In: Strate-giya i taktika podgotovki sovremennogo pedagoga v usloviyakh dialogovogo prostranstva obra-zovaniya [Strategy and tactics of training the modern teacher in the conditions of interactive educational space], 2017, pp. 209-215.

6. Dmitriev K.G. [The relationship between indicators of communicative tolerance and the level of the Internet addiction]. In: Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumani-tarnogo universiteta. Seriya 4: Pedagogika. Psikhologiya [Bulletin of Orthodox St. Tikhon Humanitarian University. Series 4: Teaching. Psychology], 2013, no. 28 (1), pp. 99-102].

V^iooy

Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-mezhdu-pokazatelem-kommu-nikativnoy-tolerantnosti-i-urovnem-internet-zavisimosti (accessed: 27.08.2018).

7. Emel'yanov Yu.N. Teoriya formirovaniya i praktika sovershenstvovaniya kommunikativnoi kompetentnosti: avtoref. dis. ... dok. psikhol. nauk [The theory of the formation and perfection of communicative competence: abstract of D. thesis in Psychological sciences]. Leningrad, 1991. 36 p.

8. Zhukov Yu.M., Petrovskaya L.A., Rastyannikov P.V. Diagnostika i razvitie kompetentnosti v obsh-chenii [Diagnostics and development of competence in communication]. Moscow, 1991. 96 p.

9. Zakharova S.N. [The formation of communicative competence as a condition of professional training of students in pedagogical higher education]. In: Molodoi uchenyi [A young scientist], 2017, no. 3 (137). Available at: https://moluch.ru/archive/137/38212 (accessed: 03.09.2018).

10. Zeer E.F., Pavlova F.M., Symanyuk E.E. Modernizatsiya professional'no go obrazovaniya: kompetentnostnyi podkhod [Modernization of professional education: competence-based approach]. Moscow, 2005. 216 p.

11. Zimnyaya I.A. [Key competences - new paradigm of education result]. In: Eksperiment i innovatsii vshkole [Experiment and innovation at school], 2009, no. 2, pp. 7-14.

12. Kurilova S.Yu. Formirovanie kommunikativnoi kompetentnosti starsheklassnikov v uchebnoi proektnoi deyatel'nosti: dis. ... kand. ped. nauk [Formation of senior pupils' communicative competence in learning the project activity: PhD thesis in Pedagogic sciences]. Vladikavkaz, 2011. 114 p.

13. Maslou A. Motivatsiya i lichnost' [Motivation and personality]. St. Petersburg, 2008. 352 p.

14. Mosina A.N., Khudyakova T.L. [Psycho-pedagogical aspects of formation of communicative competence of senior pupils]. In: Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2013, no. 1, pp. 175-179.

15. Olport G. Stanovlenie lichnosti [The formation of personality]. Moscow, 2002. 462 p.

16. Petrovskaya L.A. Kompetentnost' v obshchenii. Sotsial'no-psikhologicheskii trening [Competence in communication. Socio-psychological training]. Moscow, 1989. 216 p.

17. Sirazetdinova M.F. [Simulacrum as a means of manipulation of consciousness]. In: Molodoi uchenyi [A young scientist], 2015, no. 2. Available at: https://moluch.ru/archive/82/14902 (accessed: 03.09.2018).

18. Khabermas Yu. Otnosheniya k miru i ratsional'nye aspekty deistviya v chetyrekh sotsio-logicheskikh ponyatiyakh deistviya. [Relationship to the world and the rational aspects of actions in four sociological concepts of action (Russ tr.: T. Tagunova] In: Sotsiologicheskoe obozrenie [Sociological review], 2008, vol. 7, no. 1, pp. 3-25).

19. Chankova E.V. [The reflexivity of communicative competence of the individual in modern post-industrial society]. In: Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2015, no. 3, pp. 13-15.

20. Chernov S.V. Sotsial'no-ekonomicheskie igry kak sredstvo formirovaniya kommunikativnoi kompetentnosti starsheklassnikov: dis.... kand. ped. nauk [Socio-economic games as a means of senior pupils' communicative competence formation: PhD thesis in Pedagogic sciences]. Moscow, 2008. 224 p.

Давидович Наталья Николаевна - аспирант кафедры педагогики Смоленского государственного университета; e-mail: [email protected]

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Natalia N. Davidovich - post-graduate student of the department of pedagogy, Smolensk State University;

e-mail: [email protected]

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Давидович Н.Н. Проблема становления коммуникативной компетентности в зеркале современности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 4. С. 94-102. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-4-94-102

FOR CITATION

Davidovich N.N. The Problem of the Communicative Competence Formation in the Mirror of Contemporaneity. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2018, no. 4, рр. 94-102.

DOI: 10.18384/2310-7219-2018-4-94-102

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.