Научная статья на тему 'Специфика процесса формирования коммуникативной компетентности студентов направления «Бизнес-информатика» на основе интеграции специальных дисциплин и дисциплины «Иностранный язык»'

Специфика процесса формирования коммуникативной компетентности студентов направления «Бизнес-информатика» на основе интеграции специальных дисциплин и дисциплины «Иностранный язык» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / "БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА" / "BUSINESS INFORMATICS" / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / ДИСЦИПЛИНЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / SPECIAL TRAINING DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шашорин Павел Александрович, Тарасюк Наталья Александровна

Статья посвящена рассмотрению специфики формирования коммуникативной компетентности будущих бакалавров направления «Бизнес-информатика». Авторы статьи рассматривают особенности формирования указанного вида компетентности и показывают ее место в системе профессиональной подготовки кадров указанной сферы. Коммуникативная компетентность будущих бакалавров направления подготовки «Бизнес-информатика» рассматривается как интегральная характеристика личности, которая формируется на основе интеграции дисциплин специального цикла и дисциплины «Иностранный язык» и включает в себя следующие составляющие: знания, умения и навыки, необходимые для осуществления эффективной коммуникации в процессе выполнения задач на иностранном языке; мотивация коммуникативной иноязычной деятельности; опыт профессиональной коммуникативной деятельности, необходимые для решения задач в сфере «Бизнес-информатика»; профессиональные и личностные качества, обеспечивающие успешность профессиональной коммуникации в сфере «Бизнес-информатика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шашорин Павел Александрович, Тарасюк Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF COMMUNICATIVE COMPETENCE FORMATION IN THE FIELD OF "BUSINESS INFORMATICS" BASED ON THE INTEGRATION OF PROFESSIONALLY ORIENTED DISCIPLINES AND THE DISCIPLINE "FOREIGN LANGUAGE"

The article deals with the consideration of the specifics of communicative competence formation of future bachelors in the field of "Business Informatics". The authors of the article consider the peculiarities of the formation of this type of competence and show its place in the system of professional training in the field of "Business Informatics". Communicative competence of bachelors is considered in this research as an integral characteristics of the personality, which is based on the integration of professionally oriented disciplines and the discipline "Foreign language" and includes the following components: knowledge, abilities and necessary skills for effective communication in the process of fulfilling communicate tasks; communicative foreign language activity motivation; experience of professional communication necessary for solving problems in the field of "Business Informatics"; professional and personal qualities that provide success in professional communication in the field of "Business Informatics".

Текст научной работы на тему «Специфика процесса формирования коммуникативной компетентности студентов направления «Бизнес-информатика» на основе интеграции специальных дисциплин и дисциплины «Иностранный язык»»

УДК 378.02:372.8 ББК 74.5

СПЕЦИФИКА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА» НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН И ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

П.А. Шашорин, Н.А. Тарасюк

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению специфики формирования коммуникативной компетентности будущих бакалавров направления «Бизнес-информатика». Авторы статьи рассматривают особенности формирования указанного вида компетентности и показывают ее место в системе профессиональной подготовки кадров указанной сферы. Коммуникативная компетентность будущих бакалавров направления подготовки «Бизнес-информатика» рассматривается как интегральная характеристика личности, которая формируется на основе интеграции дисциплин специального цикла и дисциплины «Иностранный язык» и включает в себя следующие составляющие: знания, умения и навыки, необходимые для осуществления эффективной коммуникации в процессе выполнения задач на иностранном языке; мотивация коммуникативной иноязычной деятельности; опыт профессиональной коммуникативной деятельности, необходимые для решения задач в сфере «Бизнес-информатика»; профессиональные и личностные качества, обеспечивающие успешность про- ЦД фессиональной коммуникации в сфере «Бизнес-информатика».

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, «Бизнес-информатика»», иностранный язык, дисциплины специальной подготовки.

SPECIFIC FEATURES OF COMMUNICATIVE COMPETENCE FORMATION IN THE FIELD OF "BUSINESS INFORMATICS" BASED ON THE INTEGRATION OF PROFESSIONALLY ORIENTED DISCIPLINES AND THE DISCIPLINE "FOREIGN LANGUAGE"

P.A. Shashorin, N.A. Tarasyuk

Abstract. The article deals with the consideration of the specifics of communicative competence formation of future bachelors in the field of "Business Informatics". The authors of the article consider the peculiarities of the for-

mation of this type of competence and show its place in the system of professional training in the field of "Business Informatics". Communicative competence of bachelors is considered in this research as an integral characteristics of the personality, which is based on the integration of professionally oriented disciplines and the discipline "Foreign language" and includes the following components: knowledge, abilities and necessary skills for effective communication in the process of fulfilling communicate tasks; communicative foreign language activity motivation; experience of professional communication necessary for solving problems in the field of "Business Informatics"; professional and personal qualities that provide success in professional communication in the field of "Business Informatics".

Keywords: communicative competence, "Business Informatics", foreign language, special training disciplines.

В концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 гг. подчеркивается необходимость подготовки кадров, владеющих высоким уровнем развития профессиональной компетентности. Важной составляющей профессиональной компетентности является коммуникативная компетенция, которая определяет успешность реализации профессионального взаимодействия.

120 Одной из приоритетных сфер современного профессионального образования является подготовка бакалавров по направлению подготовки 080500.62 «Бизнес-информатика». Данная сфера характеризуется своей профессиональной спецификой и требует высокого уровня сформирован-ности коммуникативной компетентности, обеспечивающей эффективное решение профессиональных задач в процессе взаимодействия с представителями не только отечественных, но и зарубежных компаний. Однако на сегодняшний момент имеет место противоречие между потребностью в разработке теоретических и техноло-

гических аспектов процесса формирования коммуникативной компетентности студентов направления «Бизнес-информатика» и недостаточной освещенностью данного вопроса в теории и практике профессиональной подготовки, а именно: не разработаны основные теоретические положения формирования коммуникативной компетентности студентов направления «Бизнес-информатика», не выявлены технология и условия, необходимые для эффективного формирования указанного вида компетентности в процессе реализации ФГОС ВПО нового поколения.

Недостаточная изученность указанных процессов формирования коммуникативной компетентности студентов направления «Бизнес-информатика» ведет к тому, что современные выпускники не всегда способны решать профессиональные задачи в процессе профессиональной коммуникации. Практика свидетельствует о том, что большинство выпускников данного направления подготовки обладают необходимым объемом специальных знаний, имеют до-

статочный уровень профессиональных навыков и умений по специальным дисциплинам, однако не всегда способны решать профессиональные задачи с различными субъектами профессиональной деятельности, в силу несформированности коммуникативной компетентности. Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют об актуальности темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы теоретические и технологические аспекты формирования коммуникативной компетентности студентов направления «Бизнес-информатика».

Цель данной статьи — осветить специфику процесса формирования коммуникативной компетентности студентов направления «Бизнес-информатика» на основе интеграции специальных дисциплин и дисциплины «Иностранный язык».

Проблема формирования коммуникативной компетентности является одной из наиболее сложных, многоаспектных проблем в теории и методике профессионального образования. Различные аспекты формирования профессиональной компетенции кадров нашли отражение в исследованиях педагогов, методистов, психологов.

Педагогические аспекты формирования коммуникативной компетентности, как важнейшие составляющие профессиональной подготовки в процессе изучения различных дисциплин были освещены в исследованиях В.А. Сластенина, Е.С Полат, Н.А. Та-расюк, Д.Д. Дмитриевой, И.В. Ильиной, Ю.Ю. Солодовниковой, О.В. Шевченко, Г.Н. Тынник и других.

Психологические аспекты, связанные с особенностями формирования коммуникативной компетентности на-

шли отражение в трудах И.А. Зимней, Л.С. Подымовой, А.Н. Леонтьева и других.

Особенности реализации методических аспектов формирования компетентности описаны в исследованиях П.В. Сысоева, Е.Н. Солововой, В.П. Ку-зовлева, Н.Д. Гальсковой, А.В. Щепи-ловой, И.И. Халеевой и других.

Однако сегодня еще не рассмотрены возможности формирования коммуникативной компетентности будущих бакалавров направления «Бизнес-информатика» на основе интеграции специальных дисциплин и дисциплины «Иностранный язык». Реализация данного процесса на основе интеграции специальных дисциплин и дисциплины иностранный язык позволяет не только успешно готовить к реализации эффективной коммуникации в профессиональной сфере, но и способствует комплексному формированию общекультурных и профессиональных компетенций кадров направления подготовки «Бизнес-информатика». Рассмотрим, как данный процесс осуществляется в условиях реализации ФГОС ВПО третьего поколения. 121

Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки «Бизнес-информатика» включает:

• проектирование архитектуры предприятия;

• стратегическое планирование развития информационных систем и информационных и коммуникационных технологий управления предприятием;

• организацию процессов жизненного цикла информационных систем и информационных и коммуникационных технологий управления предприятием;

122

• аналитическую поддержку процессов принятия решений для управления предприятием [1, с. 3].

Данная профессиональная сфера определяет и формирует профессиональные требования, которыми должны обладать выпускники направления подготовки «Бизнес-информатика» с квалификацией «бакалавр». К таким требованиям относят и владение иностранным языком, а точнее, способностью осуществлять межкультурные контакты в профессиональных целях, что является неотъемлемым условием социальной адаптации, конкурентоспособности и важным показателем профессиональной культуры; а также является необходимым при самосовершенствовании в постоянно меняющемся многоязычном и поликультурном мире, способствует мобильности и гибкости в решении задач производственного и научного плана.

В процессе профессиональной подготовки осуществляется формирование различных видов компетенций не только на занятиях по специальным дисциплинам, но и по дисциплине иностранный язык. В ходе изучения дисциплины иностранный язык будущими бакалаврами направления подготовки «Бизнес-информатика» реализуется решение задач в различных аспектах на занятиях по иностранному языку.

Образовательный аспект предполагает углубление и расширение общекультурных знаний о языках, страноведческих знаний о стране изучаемого языка, знакомство с историей страны, достижениями в разных сферах, традициями, обычаями, ценностными ориентирами представителей иноязычной культуры, а

также формирование и обогащение собственной картины мира на основе реалий другой культуры.

Воспитательный аспект реализуется в ходе формирования многоязычия и поликультурности в процессе развития вторичной языковой личности и становления таких личностных качеств, как толерантность, открытость, осознание и признание духовных и материальных ценностей других народов и культур в соотнесенности со своей культурой.

Развивающий аспект проявляется в процессе роста интеллектуального потенциала студентов, развития их креативности, способности не только получать, но и самостоятельно добывать знания и обогащать личный опыт в ходе выполнения комплексных заданий, предполагающих кооперативные или групповые формы деятельности, сопоставление и сравнение разных языков и культур [2, с. 8].

Все вышеупомянутые требования в полной мере представлены в ФГОС ВПО в форме компетенций.

Компетенция — способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Все компетенции связаны друг с другом и влияют друг на друга. Представляется необходимым рассмотреть понятия «общекультурная компетенция» и «профессиональная компетенция».

«Общекультурная компетенция — круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это — особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравствен-

ные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культур -но-досуговой сфере. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира» [3].

А.К. Маркова под профессиональной компетентностью подразумевает «психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции, заключающиеся в результатах труда человека» [4, с. 25].

В отношении иностранного языка принято применять термин «иноязычная коммуникативная компетенция», которая понимается как оптимальное функционирование изучающего иностранный язык в типичном для него наборе ситуаций общения в общественной, профессиональной, образовательной и личной сферах общения.

Согласно И.Л. Бим, под «коммуникативной компетенцией, выступающей в качестве интегративной цели обучения иностранным языкам, понимается способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка в заданных стандартом (программой) пределах» [5, с. 2].

Необходимость формирования иноязычной коммуникативной компетенции отмечается во многих нормативных документах, например, та-

ких как «Стратегия модернизации содержания общего образования», материалах Совета Европы «Ключевые компетенции для Европы» и других.

В материалах Совета Европы по ключевым компетенциям умение общаться более чем на одном языке включено в список пяти компетенций, признанных наиболее важными для всех молодых европейцев. В материалах Совета Европы сделан особый акцент на изучении иностранных языков в связи с необходимостью для всех европейцев овладеть (на родном и иностранных языках) средствами устной и письменной коммуникации, что рассматривается в качестве условия профессиональной и социальной успешности человека.

В тексте «Стратегии модернизации содержания общего образования» отмечается необходимость существенно повысить роль коммуникативных дисциплин в целом, а иностранный язык выделен как дисциплина, имеющая особую значимость для реализации данной цели, наряду с информационными технологиями и родным языком. Таким образом, иноязычная '23 коммуникативная компетенция наряду с коммуникативной компетенцией на родном языке рассматривается в настоящее время в качестве одной из ключевых компетенций, на формирование которых должно быть направлено образование [6, с. 2-7].

Таким образом, дисциплина «Иностранный язык», которая входит в базовую (обязательную) часть цикла «Гуманитарный, социальный, экономический цикл», предусматривает, что бакалавр в процессе обучения должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:

124

• «осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-12);

• имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

• владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);

• позиционирует электронное предприятие на глобальном рынке; формировать потребительскую аудиторию и осуществлять взаимодействие с потребителями, организовывает продажи в среде Интернет (ПК-11)».

Кроме того, в проектируемых результатах освоения учебных циклов ФГОС ВПО к бакалаврам предъявлены следующие требования:

• «уметь использовать знание иностранного языка в профессиональной деятельности и межличностном общении;

• владеть навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном и деловом общении на иностранном языке;

• владеть иностранным языком в объеме, необходимом для возможности получения информации из зарубежных источников».

Учитывая профессиональную деятельность бакалавров направления подготовки «Бизнес-информатика», необходимо отметить, что дисциплина «Иностранный язык» находится во взаимосвязи с дисциплинами профессионального цикла, а именно такими, как «Деловые коммуникации», «Электронный бизнес», «Рынки ИКТ

и организация продаж», «Моделирование бизнес-процессов».

Наиболее очевидной является связь дисциплины «Иностранный язык» с дисциплиной «Деловые коммуникации». Бакалавру направления подготовки «Бизнес-информатика» для успешного осуществления профессиональной деятельности за рубежом или при вступлении в партнерские и деловые отношения с иностранными партнерами необходимо осуществлять общение на иностранном языке, что отражено в аннотации примерной программы дисциплины «Деловые коммуникации», согласно которой бакалавр должен использовать навыки делового общения в профессиональной деятельности и межличностном взаимодействии, знать особенности деловой коммуникации в различных национальных культурах, уметь вести переговоры, презентации, дискуссии, грамотно и профессионально вести телефонный разговор, деловую переписку, переговоры.

Необходимо также отметить связь дисциплины «Иностранный язык» с еще одной дисциплиной профессионального цикла «Электронный бизнес». Как известно, большинство информации компьютерной сети в мировом масштабе записано на английском языке, поэтому для расширения клиентской базы и рынка предоставляемых услуг, таких, как организация продвижения бизнес-сайта в Интернете, организация взаимодействия различных видов компаний электронного бизнеса, разработка эффективной рекламы и брендов товаров и услуг в электронной среде, подготовка документов для участия в международных элек-

тронных аукционах и торгах, организация работы на мировом рынке мобильных товаров и услуг бакалавр должен уметь использовать знание иностранного языка в профессиональной деятельности и межличностном общении.

Дисциплина «Иностранный язык» также находится во взаимосвязи с дисциплиной «Рынки ИКТ и организация продаж», согласно которой бакалавр должен знать тенденции становления и развития информационного бизнеса в мире, структуру международного и российского рынка информационных услуг и продуктов, уметь проводить сравнительную оценку конкурентоспособности информационных продуктов и услуг, осуществлять моделирование деятельности фирмы на мировом рынке информационных услуг и продуктов.

У бакалавра данного направления подготовки, освоившего дисциплину «Рынки ИКТ и организация продаж» должна быть сформирована следующая компетенция — позиционировать электронное предприятие на глобальном рынке; формировать потребительскую аудиторию и осуществлять взаимодействие с потребителями, организовывать продажи в среде Интернет. Осуществление вышеописанных профессиональных навыков является невозможным без знания иностранного языка.

Еще одной дисциплиной профессионального цикла, которая связана с дисциплиной «Иностранный язык», является «Моделирование бизнес-процессов». Для успешного овладения данной дисциплиной бакалавру необходимо знакомство с пакетом Microsoft Visio — современной средой моделирования и визуализации его

результатов, а также с другими средами визуального моделирования, такими, например, как Business Studio. В результате изучения дисциплины студент должен знать сложившуюся в отечественной и зарубежной практике терминологию.

Описанная выше взаимосвязанность дисциплин профессионального цикла и дисциплины иностранный язык способствует системности и прочности приобретаемых знаний путем демонстрации их необходимости в профессиональной деятельности, а также повышает мотивацию бакалавров направления подготовки «Бизнес-информатика» к изучению иностранного языка.

Иноязычная коммуникативная компетенция, которая является важнейшей составляющей коммуникативной компетентности должна формироваться только на основе интеграции специальных дисциплин и дисциплины «Иностранный язык». Использование интегративных связей способствует формированию профессиональной компетентности будущих бакалавров направления под- 125 готовки «Бизнес-информатика» в целом и, формированию коммуникативной компетентности в частности.

Коммуникативная компетентность будущих бакалавров направления подготовки «Бизнес-информатика» рассматривается в данном исследовании как интегральная характеристика личности, которая формируется на основе интеграции дисциплин специального цикла и дисциплины «Иностранный язык» и включает в себя следующие составляющие: знания, умения и навыки, необходимые для осуществления эффективной коммуникации в процессе выполне-

ния задач на иностранном языке; мотивация коммуникативной иноязычной деятельности; опыт профессиональной коммуникативной деятельности, необходимые для решения задач в сфере «Бизнес-информатика»; профессиональные и личностные качества, обеспечивающие успешность профессиональной коммуникации в сфере «Бизнес-информатика».

5. Бим, И.Л. Рекомендации по организации профильной подготовке школьников с ориентацией на филологический профиль (иностранные языки) [Текст] / И.Л. Бим, М.Л. Вайсбурд // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 6.

6. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка [Текст]. - Страсбург-Москва: Департамент современных языков МГЛУ, 2003.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА с квалификацией (степенью) «бакалавр» [Текст]. - Курск, 2010.

2. Кузнецова, С.А. Примерная программа дисциплины «Иностранный язык» федерального компонента цикла ОГСЭ в ГОС ВПО второго поколения [Текст] / С.А. Кузнецова, Е.В. Мусницкая, К.Г. Павлова. - М.: МГЛУ, 2004.

3. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля.

inn - URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423. ' htm (дата обращения: 4.06.2014).

4. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.

REFERENCES

1. Bim I.L., Rekomendacii po organizacii pro-filnoj podgotovke shkonikov s orientaciej na filologicheskij profil (inostrannye jazyki), Inostrannye jazyki v shkole, 2003, No. 6.

2. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart vysshego professionalnogo obra-zovaniya po napravleniju podgotovki BI-ZNES-INFORMATIKA s kvalifikaciey (ste-penju) "bakalavr", Kursk, 2010.

3. Hutorskoy A.V., Kljuchevye kompetencii i obrazovatel'nye standarty, Internet-zhurnal "Eidos", 2002, 23 aprelja [Electronic Resource], available at: http://eidos.ru/jour-nal/2002/0423.htm. (accessed: 4.06.2014).

4. Kuznecova S.A., Musnickaja E.V., Pavlova K.G., Primernaja programma discipliny "Inostrannyj jazyk" federalnogo komponen-ta cikla OGSE v GOS VPO vtorogo pokole-nija, Moscow, 2004.

5. Markova A.K., Psihologija professionaliz-ma, Moscow, 1996.

6. Obshheevropejskie kompetencii vladenija in-ostrannym jazykom: Izuchenie, prepoda-vanie, otsenka, Strasburg-Moscow, 2003.

Шашорин Павел Александрович, аспирант, кафедра методики преподавания иностранных языков, Курский государственный университет, shashorin.pavel@yandex.ru

Shashorin P.A., Post-graduate Student, Methods of Teaching Foreign Languages Department, Kursk State University, shashorin.pavel@yandex.ru

Тарасюк Наталья Александровна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра методики преподавания иностранных языков, Курский государственный университет, N_A_Tarasuk@ mail.ru

Tarasyuk N.A., ScD in Pedagogy, Professor, Methods of Teaching Foreign Languages Department, Kursk State University, N_A_Tarasuk@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.