Научная статья на тему 'Содержание процесса формирования коммуникативной компетентности бакалавров направления подготовки «Бизнес-информатика» на основе интеграции дисциплин специальной подготовки и дисциплины «Иностранный язык» в условиях реализации ФГОС ВПО третьего поколения'

Содержание процесса формирования коммуникативной компетентности бакалавров направления подготовки «Бизнес-информатика» на основе интеграции дисциплин специальной подготовки и дисциплины «Иностранный язык» в условиях реализации ФГОС ВПО третьего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
содержание процесса формирования коммуникативной компетентности / «Бизнес-информатика» / иностранный язык / дисциплины специальной подготовки. / contents of communicative competence formation / foreign language / training disciplines / «Business Informatics».

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — П А. Шашорин

Статья посвящена рассмотрению содержания иноязычного общенияприменительно к обучению бакалавров направления подготовки «Бизнес-информатика», атакже исследованию проблем методики развития умений иноязычного общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — П А. Шашорин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT OF THE PROCESS OF COMMUNICATIVE COMPETENCE FORMATION OF BACHELORS IN THE SPHERE OF «BUSINESS INFORMATICS» ON THE BASIS OF TRAINING DISCIPLINES AND THE DISCIPLINE "FOREIGN LANGUAGE" INTEGRATION IN TERMS OF THE IMPLEMENTATION OF THE GEF OF HIGHER EDUCATION OF THE THIRD GENERATION

The article is devoted to consideration of the contents of "foreign language communication" of future bachelors in the sphere of «Business Informatics» (training number 080500.62) and research on methodology of foreign language communication skills development. The process of communicative competence formation of future bachelors in the sphere of «Business Informatics» is based on the interrelationship of professionally oriented disciplines and the discipline «Foreign language» thus contributing to the consistency and strengthening of the acquired knowledge by demonstrating its necessity in the professional activity.

Текст научной работы на тему «Содержание процесса формирования коммуникативной компетентности бакалавров направления подготовки «Бизнес-информатика» на основе интеграции дисциплин специальной подготовки и дисциплины «Иностранный язык» в условиях реализации ФГОС ВПО третьего поколения»

УДК 378.02:372.8

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА» НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ДИСЦИПЛИН СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВПО ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

© 2015 П. А. Шашорин

аспирант кафедры методики преподавания иностранных языков e-mail: shashorin.pavel@yandex. ru

Курский государственный университет

Статья посвящена рассмотрению содержания иноязычного общения применительно к обучению бакалавров направления подготовки «Бизнес-информатика», а также исследованию проблем методики развития умений иноязычного общения.

Ключевые слова: содержание процесса формирования коммуникативной компетентности, «Бизнес-информатика», иностранный язык, дисциплины специальной подготовки.

В концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011— 2015 годы подчеркивается необходимость подготовки кадров, владеющих высоким уровнем развития профессиональной компетентности. Важной составляющей профессиональной компетентности является коммуникативная компетенция, которая определяет успешность реализации профессионального взаимодействия.

На уровне учебного предмета содержание педагогического образования отражается в учебных программах дисциплин, определенных учебным планом педагогического вуза. В настоящее время это содержание достаточно четко обозначено в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования - своеобразном паспорте, определяющем научно обоснованное соотношение гуманитарного, социально-экономического, естественнонаучного математического и психолого-педагогического профессионального циклов подготовки [Мищенко 2012].

Одной из приоритетных сфер современного профессионального образования является подготовка бакалавров по направлению подготовки 080500.62 «Бизнесинформатика».

Данная сфера характеризуется своей профессиональной спецификой и требует высокого уровня сформированности коммуникативной компетентности,

обеспечивающей эффективное решение профессиональных задач в процессе взаимодействия с представителями не только отечественных, но и зарубежных компаний.

Однако на сегодняшний момент имеет место противоречие между потребностью в разработке теоретических и технологических аспектов процесса формирования коммуникативной компетентности студентов направления «Бизнесинформатика» и недостаточной освещенностью данного вопроса в теории и практике профессиональной подготовки, а именно: не разработаны основные теоретические положения формирования коммуникативной компетентности студентов направления

Шашорин П. А. Содержание процесса формирования коммуникативной компетенции

бакалавров направления подготовки «Бизнес-информатика» на основе интеграции дисциплин специальной подготовки и дисциплины «Иностранный язык»

в условиях реализации ФГОС ВПО третьего поколения

«Бизнес-информатика», не выявлены технология и условия, необходимые для эффективного формирования указанного вида компетентности в процессе реализации ФГОС ВПО нового поколения.

Недостаточная изученность указанных процессов формирования коммуникативной компетентности студентов направления «Бизнес-информатика» ведет к тому, что современные выпускники не всегда способны решать профессиональные задачи в процессе профессиональной коммуникации. Практика свидетельствует о том, что большинство выпускников данного направления подготовки обладают необходимым объемом специальных знаний, имеют достаточный уровень профессиональных навыков и умений по специальным дисциплинам, однако не всегда способны решать профессиональные задачи с различными субъектами профессиональной деятельности в силу несформированности коммуникативной компетентности. Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют об актуальности темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: теоретические и технологические аспекты формирования коммуникативной компетентности студентов направления «Бизнес-информатика».

Цель данной статьи - показать возможности формирования коммуникативной компетентности студентов направления подготовки «Бизнес-информатика» на основе интеграции специальных дисциплин и дисциплины «Иностранный язык».

«В Российской Федерации в направлении подготовки «Бизнес-информатика» реализуются основные образовательные программы высшего профессионального образования, освоение которых позволяет лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, получить квалификацию (степень) «бакалавр» [ФГОС 2010: 3].

Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки «Бизнес-информатика» включает:

- проектирование архитектуры предприятия;

- стратегическое планирование развития ИС и ИКТ управления предприятием;

- организацию процессов жизненного цикла ИС и ИКТ управления предприятием;

- аналитическую поддержку процессов принятия решений для управления предприятием.

Данная профессиональная сфера определяет и формирует профессиональные требования, которыми должны обладать выпускники направления подготовки «Бизнесинформатика» с квалификацией «бакалавр». К таким требованиям относят и владение иностранным языком, а точнее способностью осуществлять межкультурные контакты в профессиональных целях, что является неотъемлемым условием социальной адаптации, конкурентоспособности и важным показателем профессиональной культуры, а также необходимо при самосовершенствовании в постоянно меняющемся многоязычном и поликультурном мире, способствует мобильности и гибкости в решении задач производственного и научного плана.

Перечисленные требования отражены в цели учебного процесса и конкретизируется в следующих параметрах:

• образовательный аспект. Предполагает углубление и расширение общекультурных знаний о языках, страноведческих знаний о стране изучаемого языка, знакомство с историей страны, достижениями в разных сферах, традициями, обычаями, ценностными ориентирами представителей иноязычной культуры, а также формирование и обогащение собственной картины мира на основе реалий другой культуры;

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)

• воспитательный аспект. Реализуется в ходе формирования многоязычия и поликультурности в процессе развития вторичной языковой личности и становления таких личностных качеств, как толерантность, открытость, осознание и признание духовных и материальных ценностей других народов и культур в соотнесенности со своей культурой;

• развивающий аспект. Проявляется в процессе роста интеллектуального потенциала студентов, развития их креативности, способности не только получать, но и самостоятельно добывать знания и обогащать личный опыт в ходе выполнения комплексных заданий, предполагающих кооперативные или групповые формы деятельности, сопоставление и сравнение разных языков и культур [Кузнецова и соавт. 2004: 8].

Все вышеупомянутые требования в полной мере представлены в ФГОС ВПО в форме компетенций.

Компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Все компетенции связаны друг с другом и влияют друг на друга. Предоставляется необходимым рассмотреть понятия «общекультурная компетенция» и «профессиональная компетенция».

«Общекультурная компетенция - круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурнодосуговой сфере. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира» [Хуторский 2002].

А.К. Маркова под профессиональной компетентностью подразумевает «психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции, заключающиеся в результатах труда человека» [Маркова 1996: 25] .

В отношении иностранного языка принято применять термин «иноязычная коммуникативная компетенция», которая понимается как оптимальное

функционирование изучающего иностранный язык в типичном для него наборе ситуаций общения в общественной, профессиональной, образовательной и личной сферах общения.

Согласно И.Л. Бим, под «коммуникативной компетенцией, выступающей в качестве интегративной цели обучения иностранным языкам, понимается способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка в заданных стандартом (программой) пределах» [Бим, Вайсбурд 2003: 2].

Необходимость формирования иноязычной коммуникативной компетенции отмечается во многих нормативных документах, например таких, как «Стратегия модернизации содержания общего образования», материалы Совета Европы «Ключевые компетенции для Европы» и другие. В материалах Совета Европы по ключевым компетенциям умение общаться более чем на одном языке включено в список пяти компетенций, признанных наиболее важными для всех молодых европейцев. Особый акцент сделан на изучении иностранных языков в связи с необходимостью для всех европейцев овладеть (на родном и иностранных языках)

Шашорин П. А. Содержание процесса формирования коммуникативной компетенции

бакалавров направления подготовки «Бизнес-информатика» на основе интеграции дисциплин специальной подготовки и дисциплины «Иностранный язык»

в условиях реализации ФГОС ВПО третьего поколения

средствами устной и письменной коммуникации, что рассматривается в качестве условия профессиональной и социальной успешности человека.

В «Стратегии модернизации содержания общего образования» отмечается необходимость существенно повысить роль коммуникативных дисциплин в целом, а иностранный язык выделен как дисциплина, имеющая особую значимость для реализации данной цели, наряду с информационными технологиями и родным языком. Таким образом, иноязычная коммуникативная компетенция наряду с коммуникативной компетенцией на родном языке рассматривается в настоящее время в качестве одной из ключевых компетенций, на формирование которых должно быть направлено образование.

Конечная цель курса овладения иностранным языком бакалавров направления подготовки «Бизнес-информатика» заключается в формировании межкультурной коммуникативной профессиональной компетенции, которая представлена перечнем взаимосвязанных и взаимозависимых компетенций, представленных в формате умений.

Таким образом, дисциплина «Иностранный язык», которая входит в базовую (обязательную) часть цикла «Гуманитарный, социальный, экономический цикл», предусматривает, что бакалавр в процессе обучения должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:

- осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-12);

- имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

- владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);

- умеет позиционировать электронное предприятие на глобальном рынке, формировать потребительскую аудиторию и осуществлять взаимодействие с потребителями, организовывать продажи в среде Интернет (ПК-11).

Кроме того, в проектируемых результатах освоения учебных циклов ФГО ВПО к бакалаврам предъявлены следующие требования:

- уметь использовать знание иностранного языка в профессиональной деятельности и межличностном общении;

- владеть навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном и деловом общении на иностранном языке;

- владеть иностранным языком в объеме, необходимом для возможности получения информации из зарубежных источников.

Учитывая профессиональную деятельность бакалавров направления подготовки «Бизнес-информатика», необходимо отметить, что дисциплина

«Иностранный язык» находится во взаимосвязи с дисциплинами профессионального цикла: «Деловые коммуникации», «Электронный бизнес», «Рынки ИКТ и организация продаж», «Моделирование бизнес-процессов».

Наиболее очевидной является связь дисциплины «Иностранный язык» с дисциплиной «Деловые коммуникации». Бакалавру направления подготовки «Бизнесинформатика» для успешного осуществления профессиональной деятельности за рубежом или при вступлении в партнерские и деловые отношения с иностранными партнерами необходимо осуществлять общение на иностранном языке, что отражено в аннотации примерной программы дисциплины «Деловые коммуникации», согласно

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)

которой бакалавр должен использовать навыки делового общения языка в профессиональной деятельности и межличностном общении, знать особенности деловой коммуникации в различных национальных культурах, уметь вести переговоры, презентации, дискуссии, грамотно и профессионально вести телефонный разговор, деловую переписку, переговоры.

Необходимо также отметить связь дисциплины «Иностранный язык» с еще одной дисциплиной профессионального цикла - «Электронный бизнес». Как известно, большинство информации компьютерной сети в мировом масштабе записано на английском языке, поэтому для расширения клиентской базы и рынка предоставляемых услуг, таких как организация продвижения бизнес-сайта в Интернете, организация взаимодействия различных видов компаний электронного бизнеса, разработка эффективной рекламы и брендов товаров и услуг в электронной среде, подготовка документов для участия в международных электронных аукционах и торгах, организация работы на мировом рынке мобильных товаров и услуг, бакалавр должен уметь использовать знание иностранного языка в профессиональной деятельности и межличностном общении.

Дисциплина «Иностранный язык» находится во взаимосвязи с дисциплиной «Рынки ИКТ и организация продаж», согласно которой бакалавр должен знать тенденции становления и развития информационного бизнеса в мире, структуру международного и российского рынка информационных услуг и продуктов, уметь проводить сравнительную оценку конкурентоспособности информационных продуктов и услуг, осуществлять моделирование деятельности фирмы на мировом рынке информационных услуг и продуктов.

У бакалавра данного направления подготовки, освоившего дисциплину «Рынки ИКТ и организация продаж», должна быть сформирована следующая компетенция: позиционировать электронное предприятие на глобальном рынке; формировать потребительскую аудиторию и осуществлять взаимодействие с потребителями, организовывать продажи в среде Интернет. Осуществление вышеописанных профессиональных навыков является невозможным без знания иностранного языка.

Еще одна дисциплина профессионального цикла, которая связана с дисциплиной «Иностранный язык», - «Моделирование бизнес-процессов». Для успешного овладения данной дисциплиной бакалавру необходимо знакомство с пакетом Microsoft Visio - современной средой моделирования и визуализации его результатов, а также с другими средами визуального моделирования, такими, например, как Business Studio. В результате изучения дисциплины студент должен знать сложившуюся в отечественной и зарубежной практике терминологию.

Описанная выше взаимосвязанность дисциплин профессионального цикла и дисциплины «Иностранный язык» способствует системности и прочности приобретаемых знаний путем демонстрации их необходимости в профессиональной деятельности, а также повышает мотивацию бакалавров направления подготовки «Бизнес-информатика» к изучению иностранного языка.

Библиографический список

Бим И.Л., Вайсбурд М.Л. Рекомендации по организации профильной подготовке школьников с ориентацией на филологический профиль (иностранные языки) // Иностранные языки в школе. 2003. №6.

Шашорин П. А. Содержание процесса формирования коммуникативной компетенции

бакалавров направления подготовки «Бизнес-информатика» на основе интеграции дисциплин специальной подготовки и дисциплины «Иностранный язык»

в условиях реализации ФГОС ВПО третьего поколения

Кузнецова С.А., Мусницкая Е.В., Павлова К.Г. Примерная программа дисциплины «Иностранный язык» федерального компонента цикла ОГСЭ в ГОС ВПО второго поколения. М.: МГЛУ, 2004.

Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный

гуманитарный фонд «Знание», 1996.

Мищенко Л.И. Проектирование содержания педагогического образования в условиях реализации фгос нового поколения // Ученые записки Курского государственного университета: электронный научный журнал. 2012. №4 (24) [Сайт]. URL: http://www.scientific-notes.ru/pdf/027-019.pdf (дата обращения: 20.02.15)

Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. 23 апреля. URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения: 20.02.15)

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки БИЗНЕС-

ИНФОРМАТИКА с квалификацией (степенью) «бакалавр». Курск, 2010.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.