Научная статья на тему 'Методологический аспект изучения феномена социально-коммуникативной компетентности студентов вуза'

Методологический аспект изучения феномена социально-коммуникативной компетентности студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТУДЕНТЫ ВУЗА / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ / КОМПЕТЕТНОСТИ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / SOCIAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE / UNIVERSITY STUDENTS / SOCIO-CULTURAL SPACE OF THE UNIVERSITY / THE FORMATION OF SOCIAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оринина Л.В., Кашуба И.В.

Статья посвящена анализу феномена социально-коммуникативной компетентности в структуре образовательного пространства вуза и применительно к социально-политическим изменениям, происходящим в обществе. Вопросы изучения социально-коммуникативной компетентности поднимаются авторами в аспекте компетентностного подхода: подробно рассмотрены ключевые компетенции, формируемые у студентов вуза в социокультурном пространстве университета наряду с социально-коммуникативной компетенцией. В статье подробно рассмотрены основные функции формирования социально-коммуникативной компетентности рефлексивно-оценочная, адаптационная, развивающая; а также принципы научности, интеграции, индивидуализации, системности, принцип личностно-ориентированного подхода, преемственности; описан компонентный состав анализируемой компетентности, включающий в себя когнитивный, рефлексивный, мотивационный и деятельностный компоненты. Авторы дают толкования ключевых понятий исследования: «социально-коммуникативная компетентность» и «формирование социально-коммуникативной компетентности студентов вуза». Социально-коммуникативная компетентность понимается как интегративное качество студентов, включающее в себя когнитивный (получение информации), рефлексивно-оценочный (осмысление полученной информации), мотивационный (изменение самосознания и формирование мотивов к ведущей деятельности) и деятельностный (набор определенных паттернов поведения) компоненты, а также опирающееся на способность студентов к эффективному овладению социально и коммуникативно значимыми навыками, необходимыми для успешной адаптации в межличностном пространстве вуза, повышения уровня коммуникативной культуры обучающихся и формирования их будущей профессиональной и социальной траектории. Процесс формирования социально-коммуникативной компетентности представлен как целенаправленная, интегративная и специально-организационная деятельность студентов вуза по овладению ими навыками эффективной коммуникации в условиях социального взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оринина Л.В., Кашуба И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOCIAL-COMMUNICATIVE COMPETENCE OF HIGHER EDUCATION STUDENTS

The article is devoted to the analysis of the phenomenon of social and communicative competence within the structure of university educational space and in relation to the socio-political changes taking place in the society. The article focuses on the issues of studying social-communicative competence in relation to the competence approach, the key competences formed alongside with the social-communicative one among university students in relation to the social and cultural space of the university are also under analysis. Also, the article describes in detail the main functions of social-communicative competence and its formation, such as reflexive and evaluative, adaptive, developing, and basic principles such as the principle of scientific and systematic character, integration, individualization, the principle of individually oriented approach and continuity. In addition, the article examines the component composition of social-communicative competence, which includes cognitive, reflective, motivational and activity components... The article is devoted to the analysis of the phenomenon of social and communicative competence within the structure of university educational space and in relation to the socio-political changes taking place in the society. The article focuses on the issues of studying social-communicative competence in relation to the competence approach, the key competences formed alongside with the social-communicative one among university students in relation to the social and cultural space of the university are also under analysis. Also, the article describes in detail the main functions of social-communicative competence and its formation, such as reflexive and evaluative, adaptive, developing, and basic principles such as the principle of scientific and systematic character, integration, individualization, the principle of individually oriented approach and continuity. In addition, the article examines the component composition of social-communicative competence, which includes cognitive, reflective, motivational and activity components. The authors also give definitions to the key concepts of the research "social-communicative competence" and "formation of social-communicative competence of university students". The social-communicative competence is understood as an integrative quality within a personality, which includes cognitive (receiving the information), reflexive-evaluative (comprehension of the information), motivational (change of self-consciousness and formation of motives leading to activity) and activity (set of certain behaviour patterns) components and assumes the students’ ability to master effectively socially and communicatively meaningful skills necessary for their successful adaptation in the interpersonal space within university and raising their communicative culture and the formation of future professional and social trajectory. The process of social-communicative competence formation is the process of purposeful, integrative and specially-organizational activity of the university students in mastering the skills of effective communication in conditions of social interaction. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Методологический аспект изучения феномена социально-коммуникативной компетентности студентов вуза»

УДК 378:37.035

Л. В. Оринина (Магнитогорск, Россия) И. В. Кашуба (Магнитогорск, Россия)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. Статья посвящена анализу феномена социально-коммуникативной компетентности в структуре образовательного пространства вуза и применительно к социально-политическим изменениям, происходящим в обществе. Вопросы изучения социально-коммуникативной компетентности поднимаются авторами в аспекте компетентностного подхода: подробно рассмотрены ключевые компетенции, формируемые у студентов вуза в социокультурном пространстве университета наряду с социально-коммуникативной компетенцией. В статье подробно рассмотрены основные функции формирования социально-коммуникативной компетентности -рефлексивно-оценочная, адаптационная, развивающая; а также принципы научности, интеграции, индивидуализации, системности, принцип личностно-ориентированного подхода, преемственности; описан компонентный состав анализируемой компетентности, включающий в себя когнитивный, рефлексивный, мотивационный и деятельностный компоненты. Авторы дают толкования ключевых понятий исследования: «социально-коммуникативная компетентность» и «формирование социально-коммуникативной компетентности студентов вуза». Социально-коммуникативная компетентность понимается как интегративное качество студентов, включающее в себя когнитивный (получение информации), рефлексивно-оценочный (осмысление полученной информации), мотивационный (изменение самосознания и формирование мотивов к ведущей деятельности) и деятельностный (набор определенных паттернов поведения) компоненты, а также опирающееся на способность студентов к эффективному овладению социально и коммуникативно значимыми навыками, необходимыми для успешной адаптации в межличностном пространстве вуза, повышения уровня коммуникативной культуры обучающихся и формирования их будущей профессиональной и социальной траектории. Процесс формирования социально-коммуникативной компетентности представлен как целенаправленная, интегративная и специально-организационная деятельность студентов вуза по овладению ими навыками эффективной коммуникации в условиях социального взаимодействия.

Ключевые слова: социально-коммуникативная компетентность, студенты вуза, социокультурное пространство вуза, формирование социально-коммуникативная, компететности, ключевые компетенции, образовательный стандарт.

Современное общество диктует свои требования к выпускникам российских вузов, что определяется некоторыми тенденциями времени. Во-первых, студент вуза должен проявлять социальную активность, помогающую ему адекватно выбирать свою образовательную и профессиональную траекторию. Во-вторых, студент должен уметь грамотно коммуницировать в межличностном и профессиональном контекстах, что позволяет ему более целостно и осознанно подходить к выбору своего жизненного сценария. В-третьих, студент должен быть социально гибким, адаптивно и быстро реагируя на все изменения, происходящие в социальной сфере [1, с. 2249].

Все это свидетельствует о том, что проблема формирования у студентов социально-коммуникативной компетентности как соединения вышеописанных структурных элементов является актуальной. Само понятие социально-коммуникативной компетентности является интегра-тивным и носит междисциплинарный характер, что делает его предметом изучения таких отраслей научного знания, как психология, педагогика, социология, коммуникативистика, бизнес-проектирование и многих других.

В самом общем варианте под социально-коммуникативной компетентностью мы будем понимать интегративное качество личности, включающее в себе когнитивный (получение информации), рефлексивно-оценочный (осмысление полученной информации), мотивационный (изменение самосознания и формирование мотивов к ведущей деятельности) и деятельностный (набор определенных паттернов поведения) компоненты; предполагающее способность этой личности к эффективному овладению социально и коммуникативно значимыми навыками, необходимыми

для ее успешной адаптации в межличностном пространстве вуза, повышения уровня коммуникативной культуры и формирования будущей профессиональной и социальной траектории данной личности [5, с. 125].

Прежде чем говорить о функциях и принципах формирования социально-коммуникативной компетентности, остановимся на определении понятия «компетентность», а также на классификации основных видов компетенций.

По мнению А. В. Хуторского, компетентность - это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [7, с. 22].

А. В. Хуторской выделил несколько видов компетенций, реализуемых в структуре образовательных учреждений. К ним относится ценностно-смысловая компетенция - компетенция, связанная с ценностными представлениями и установками студента и влияющая как на индивидуальную образовательную траекторию ученика, так и на программу его жизнедеятельности в целом. Далее называется общекультурная компетенция, способствующая выявлению круга вопросов, в которых студент должен быть хорошо осведомлен, и определяющая его кругозор, эрудицию и общий культурный уровень. Компетенция, связанная со способностью студента к овладению учебным материалом в рамках образовательного пространства университета, получила название учебно-познавательной. И наконец, информационная компетенция, которая предполагает формирование умения студентов самостоятельно с помощью реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, продумывать и задавать вопросы [7, с. 25].

Необходимо раскрыть ключевое для данной статьи понятие коммуникативной компетенции, которое включает знание необходимых языков, умение оперировать этими знаниями, механизмы овладения ими в процессе коммуникативной деятельности, а также способы определения того, насколько рискованными являются планируемые взаимодействия субъектов данной деятельности с окружающими или удаленными людьми и событиями [2, с. 113].

Понятие «коммуникативная компетенция» сопряжено с не менее значимым для настоящего исследования понятием социальной компетенции, т. е. способности студентов к овладению социально-значимыми навыками, проявляющимися в процессе межличностной и профессиональной коммуникации, как то: социальная гибкость, адаптивность, социальная мобильность и ответственность [7, с. 35]. Частным случаем социальной компетенции является социально-трудовая компетенция, предполагающая владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности.

Компетенция личностного самосовершенствования связана с поиском собственной личностной и профессиональной траектории студента вуза, со его стремлением к овладению новыми знаниями в структуре образовательной и личностной парадигмы [8, с. 140].

Перед преподавателем стоит задача - посредством изучения каждого учебного предмета формировать не отвлеченные «ЗУНы», а ключевые и предметные компетенции, характеризующие готовность студентов к их дальнейшему развитию.

Рассмотрев классификацию компетенций, обратимся непосредственно к характеристике социально-коммуникативной компетентности. С этой целью подробно раскроем функции данного феномена, подходы к его изучению и принципы формирования.

Ведущим в процессе формирования социально-коммуникативной компетентности студентов следует признать компетентностный подход, главными характеристиками которого являются:

- способность к овладению ключевыми универсальными, общепрофессиональными, общекультурными компетенциями;

- способность ориентироваться в образовательных и профессиональных траекториях;

- социальная и профессиональная мобильность студента;

- развитие у студентов вуза профессиональных квалификаций, способных обеспечить

фундамент для развития дальнейшей профессиональной и социальной траектории личности;

- совершенствование коммуникативных навыков студентов в условиях социокультурного образовательного пространства вуза;

- развитие социальной и коммуникативной культуры личности студента, его способности к эффективному социальному взаимодействию [3, с. 38].

Обратимся к рассмотрению ключевых функций социально-коммуникативной компетентности студентов вуза (см. таблицу).

Таблица

Характеристика функций социально-культурной компетентности

Название функции Содержание

Познавательная Направлена на накопление студентами знаний социального и коммуникативного характера путем изучения литературы, обмена опытом, освоения информации с применением различных средств обучения.

Информационно-коммуникативная Расширяет границы компетенций студентов, связанных со способностью учащихся пользоваться языком социально-коммуникативного общения, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания при изложении материала, пользоваться различными методами изложения.

Адаптационная Способствует снижению у студентов стрессовых состояний, реализации процесса гибкой адаптации на основе использования новых элементов в своей социально-коммуникативной деятельности.

Социально-культурная Формирует личность студентов, закладывая базовые культурные ценности, которые способствуют регулированию поведения их личности.

Развивающая Направлена на становление процесса развития студентов, восприятия «другого», на способность эффективно вступать в межличностные отношения и общаться в целях эффективного взаимопонимания.

Ценностно-ориентированная Направлена на формирование у студентов ценностных ориентаций, реализуемых в рамках их социально-коммуникативной деятельности.

Функции социально-коммуникативной компетентности студентов закладывают принципы ее формирования. И. Ф. Харламов под принципом понимает «общую совокупность методического инструментария», способствующую отработке какого-либо качества на технологическом уровне [6, с. 25]. Можно назвать несколько принципов, помогающих выстраивать процесс формирования анализируемой компетентности.

Принцип преемственности основан на том, что формирование социально-коммуникативной компетентности основывается на перенимании и осмыслении социально-культурного, коммуникативного и профессионального опыта студента.

Принцип индивидуализации позволяет глубже изучить творческие и познавательные особенности каждого студента.

Принцип научности предполагает, что процесс формирования социально-коммуникативной компетентности происходит на научных основаниях и применительно к образовательному пространству университета.

Принцип лично-ориентированного подхода предполагает, что обучение должно быть доступным и осуществляться на достаточном уровне с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого студента.

Принцип интеграции указывает на системный характер социально-коммуникативной компетентности студентов вуза и его междисциплинарную направленность применительно к образовательному пространству университета [4, с. 75].

Мы рассмотрели феноменологическую составляющую понятия «социально-коммуникативная компетентность студентов вуза», его сущность, структуру, функции и особенности применительно к образовательному пространству вуза, и пришли к выводу, что процесс формирования социально-коммуникативной компетентности - это процесс целенаправленной, интегративной и специально-организованной деятельности студентов вуза по овладению навыками эффективной коммуникации в условиях социального взаимодействия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вербицкая Н. О., Оринина Л. В. Анализ понятия «экономический патриотизм» в современной России: системно-феноменологический подход // Фундаментальные исследования. № 11 (Ч.10). 2014. С.2248-2252.

2. Кашуба И. В. К вопросу изучения коммуникативная компетентности студентов вуза // Современные концепции развития науки : сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. 20 августа 2016 года. Ч. 2. Уфа : Аэтерна, 2016. С. 112-114.

3. Клинова М. В. Новый «экономический патриотизм» в Европе: хорошо забытое старое? // Мировая экономика и международные отношения, 2008, № 4, С. 32-41.

4. Оринина Л. В., Световец М. С. Экономическая активность учащейся молодежи как фактор повышения её адаптивности к меняющимся социально-экономическим условиям // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 3. С. 73-78.

5. Оринина Л. В. Перспективы формирования экономического патриотизма у студентов технического университета в условиях новых профессиональных стандартов // Современные концепции развития науки: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. 20 августа 2016 года. Ч. 2. Уфа: Аэтерна, 2016. С. 124-125.

6. Харламов И. Ф. Педагогика. М.: Гардарики. 2003. С. 21-27.

7. Хуторской А. В. Методологические подходы к проектированию 12-летней школы // На пути к 12-летней школе: сб. науч. трудов; под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М. : ИОСО РАО, 2000. С. 22-37.

8. Хуторской А. В., Киселев А. Ф. Образовательные технологии в 12-летней школе // На пути к 12-летней школе : сб. науч. трудов; под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М. : ИОСО РАО, 2000. С.139-142.

L. V. Orinina (Magnitogorsk, Russia), I. V. Kashuba (Magnitogorsk, Russia)

FORMATION OF SOCIAL-COMMUNICATIVE COMPETENCE OF HIGHER EDUCATION

STUDENTS

Abstract. The article is devoted to the analysis of the phenomenon of social and communicative competence within the structure of university educational space and in relation to the socio-political changes taking place in the society. The article focuses on the issues of studying social-communicative competence in relation to the competence approach, the key competences formed alongside with the social-communicative one among university students in relation to the social and cultural space of the university are also under analysis. Also, the article describes in detail the main functions of social-communicative competence and its formation, such as reflexive and evaluative, adaptive, developing, and basic principles such as the principle of scientific and systematic character, integration, individualization, the principle of individually oriented approach and continuity. In addition, the article examines the component composition of social-communicative competence, which includes cognitive, reflective, motivational and activity components. The authors also give definitions to the key concepts of the research - "social-communicative competence" and "formation of social-communicative competence of university students". The social-communicative competence is understood as an integrative quality within a personality, which includes cognitive (receiving the information), reflexive-evaluative (comprehension of the information), motivational (change of self-consciousness and formation of motives leading to activity) and activity (set of certain behaviour patterns) components and assumes the students' ability to master effectively socially and communicatively meaningful skills necessary for their successful adaptation in the interpersonal space within university and raising their communicative culture and the formation of future professional and social trajectory. The process of social-communicative competence formation is the process of purposeful, integrative and specially-organizational

activity of the university students in mastering the skills of effective communication in conditions of social interaction.

Keywords: social and communicative competence, university students, the socio-cultural space of the university, the formation of social and communicative competence.

REFERENCES

1. Verbitskaya N. O., Orinina L. V. Analiz ponyatiya «ekonomicheskii patriotizm» v sovremennoi Rossii: sistemno-fenomenologicheskii podkhod, Fundamental'nye issledovaniya [Basic research], no 11 (Ch.10), 2014, pp. 2248-2252.

2. Kashuba I. V. K voprosu izucheniya kommunikativnaya kompetentnosti studentov vuza, Sov-remennye kontseptsii razvitiya nauki : sb. statei Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 20 avgusta 2016 goda. Ch. 2, Ufa, Aeterna, 2016, pp. 112-114.

3. Klinova M. V. Novyi «ekonomicheskii patriotizm» v Evrope: khorosho zabytoe staroe?, Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya [World Economy and International Relations], 2008, no 4, pp. 32-41.

4. Orinina L. V., Svetovets M. S. Ekonomicheskaya aktivnost' uchashcheisya molodezhi kak faktor povysheniya ee adaptivnosti k menyayushchimsya sotsial'no-ekonomicheskim usloviyam, Vestnik Chelya-binskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University], 2016, no 3, pp. 73-78.

5. Orinina L. V. Perspektivy formirovaniya ekonomicheskogo patriotizma u studentov tekhnicheskogo universiteta v usloviyakh novykh professional'nykh standartov, Sovremennye kontseptsii razvitiya nauki: sb. statei Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 20 avgusta 2016 goda. Ch. 2, Ufa, Aeterna, 2016, pp. 124-125.

6. Kharlamov I. F. Pedagogika, M.: Gardariki. 2003. S. 21-27.

7. Khutorskoi A. V. Metodologicheskie podkhody k proektirovaniyu 12-letnei shkoly, Na puti k 12-letnei shkole: sb. nauch. trudov; pod red. Yu. I. Dika, A. V. Khutorskogo. Moscow, IOSO RAO, 2000, pp. 22-37.

8. Khutorskoi A. V., Kiselev A. F. Obrazovatel'nye tekhnologii v 12-letnei shkole, Na puti k 12-letnei shkole : sb. nauch. trudov; pod red. Yu. I. Dika, A. V. Khutorskogo, Moscow, IOSO RAO, 2000, pp. 139142.

Оринина Л. В., Кашуба И. В. Методологический аспект изучения феномена социально-коммуникативной компетентности студентов вуза // Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. Т. 2. № 3. С. 11-15.

Orinina L., Kashuba I. Formation of Social-Communicative Competence of Higher Education Students, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2018, vol. 2, no 3, pp.11-15.

Сведения об авторах

Оринина Лариса Владимировна - доцент, кандидат педагогических наук, доцен кафедры педагогики Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск, Россия; orinina_larisa@mail.ru

Кашуба Инесса Валерьевна - доцент, кандидат педагогических наук, доцен кафедры педагогики Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Россия; ikashuba@mail.ru

Authors:

Larisa V. Orinina, PhD in Pedagogy, associate professor at the Department of Pedagogy, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University, orinina larisa@mail.ru

Inessa V. Kashuba, PhD in Pedagogy, associate professor at the Department of Pedagogy, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University, orinina_larisa@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.