Научная статья на тему 'Особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста'

Особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7409
601
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATIVE SKILLS / SENIOR PRESCHOOLER / JUNIOR PUPIL / COMMUNICATION BETWEEN CHILDREN / SOCIAL INTERCOURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краева Алевтина Анатольевна, Привалова Светлана Евгеньевна

В статье вскрываются особенности сформированности коммуникативных умений детей разного возраста старших дошкольников и младших школьников. Рассматриваются основные структурные компоненты коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста: 1) умение понимать эмоциональное состояние сверстников, взрослых и рассказывать о них; 2) умение понять настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению; 3) умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; спокойно отстаивать свое мнение; 4) умение взаимодействовать со сверстниками, соотносить свои желания, стремления с интересами других детей, принимать участие в коллективных делах и оказывать помощь; 5) умение детей не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях; с уважением относиться к окружающим. К коммуникативным умениям, необходимым для осуществления общения в младшем школьном возрасте, отнесли следующие: 1) умение вступить в контакт, обратиться к собеседнику; 2) умение выслушать собеседника; 3) умение понять и принять другое мнение, отличное от собственного; 4) умение ориентироваться в ситуации общения; 5) умение отбирать материал и оформлять его в речи. Дается краткое описание экспериментальной работы по изучению уровня сформированности коммуникативных умений как наиболее важной составляющей в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста. На основе анализа полученных данных авторы приходят к выводу о том, что и в старшем дошкольном, и в младшем школьном возрасте необходимо обращать внимание на развитие таких коммуникативных умений, как: способность понять и принять другое мнение, ориентироваться в ситуации общения, выслушать собеседника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Краева Алевтина Анатольевна, Привалова Светлана Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF COMMUNICATIVE SKILLS DEVELOPMENT OF SENIOR PRESCHOOLERS AND JUNIOR PUPILS

The article discloses the peculiarities of communicative skills formation of children of different age, namely senior preschoolers and junior pupils. The main structural components of communicative skills of senior preschoolerss are discussed: 1) the ability to comprehend the emotional state of peers and adults and describe it; 2) the ability to catch the emotional state of the partner with the help of verbal and non-verbal signs; 3) the ability to listen to the other person, respect their opinion and interests; to be quiet when defending one’s own view; 4) the ability to interact with the peers, to adjust one’s own wishes and desires with those of the peers, to take part in group projects and to help the others; 5) the ability to resist the quarrels, to react quietly to quarrels; respect to the others. The communicative skills of junior pupils include: 1) the ability to come in contact with other people and to ask a partner; 2) the ability to listen to the other; 3) the ability to understand and recognize views of the others which may be different from one’s own; 4) the ability to communicate easily; 5) the ability to choose the words and to use them properly in speech. The article contains a brief description of the experiment to assess the level of formation of communictive skills, which are one of the most important elements for successful communicative and social development of senior preschoolres and junior pupils. Based on the analysis of the results a conclusion is made that it is necessary to pay attention to development of such communicative skills of senior preschoolres and junior pupils as the ability to understand and recognize views of the others; the ability to communicate easily and the ability to listen to the partner.

Текст научной работы на тему «Особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста»

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 373.21:373.31:159.922.736.3

ББК Ю941.3-99+Ю941.4-99 ГРНТИ 14.23.09 Код ВАК: 13.00.02

Краева Алевтина Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 167; e-mail: [email protected].

Привалова Светлана Евгеньевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 167; e-mail: [email protected].

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: коммуникативные умения; старшие дошкольники; младшие школьники; общение детей; межличностное общение.

АННОТАЦИЯ. В статье вскрываются особенности сформированности коммуникативных умений детей разного возраста - старших дошкольников и младших школьников. Рассматриваются основные структурные компоненты коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста: 1) умение понимать эмоциональное состояние сверстников, взрослых и рассказывать о них; 2) умение понять настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению; 3) умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; спокойно отстаивать свое мнение; 4) умение взаимодействовать со сверстниками, соотносить свои желания, стремления с интересами других детей, принимать участие в коллективных делах и оказывать помощь; 5) умение детей не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях; с уважением относиться к окружающим. К коммуникативным умениям, необходимым для осуществления общения в младшем школьном возрасте, отнесли следующие: 1) умение вступить в контакт, обратиться к собеседнику; 2) умение выслушать собеседника; 3) умение понять и принять другое мнение, отличное от собственного; 4) умение ориентироваться в ситуации общения; 5) умение отбирать материал и оформлять его в речи. Дается краткое описание экспериментальной работы по изучению уровня сформированности коммуникативных умений как наиболее важной составляющей в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста. На основе анализа полученных данных авторы приходят к выводу о том, что и в старшем дошкольном, и в младшем школьном возрасте необходимо обращать внимание на развитие таких коммуникативных умений, как: способность понять и принять другое мнение, ориентироваться в ситуации общения, выслушать собеседника.

Kraeva Alevtina Anatolievna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of the Russian Language and Methods of Teaching Russian in Primary School, Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Privalova Svetlana Evgenievna,

Candidate of Pedagogy, .Associate Professor, Department of the Russian Language and Methods of Teaching Russian in Primary School, Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

PECULIARITIES OF COMMUNICATIVE SKILLS DEVELOPMENT OF SENIOR PRESCHOOLERS AND JUNIOR PUPILS

KEYWORDS: communicative skills; senior preschooler; junior pupil; communication between children; social intercourse.

ABSTRACT. The article discloses the peculiarities of communicative skills formation of children of different age, namely senior preschoolers and junior pupils. The main structural components of communicative skills of senior preschoolerss are discussed: 1) the ability to comprehend the emotional state of peers and adults and describe it; 2) the ability to catch the emotional state of the partner with the help of verbal and non-verbal signs; 3) the ability to listen to the other person, respect their opinion and interests; to be quiet when defending one's own view; 4) the ability to interact with the peers, to adjust one's own wishes and desires with those of the peers, to take part in group projects and to help the others; 5) the ability to resist the quarrels, to react quietly to quarrels; respect to the others. The communicative skills of junior pupils include: 1) the ability to come in contact with other people and to ask a partner; 2) the ability to listen to the other; 3) the ability to understand and recognize views of the others which may be different from one's own; 4) the ability to communicate easily; 5) the ability to choose the words and to use them properly in speech. The article contains a brief description of the experiment to assess the level of formation of communictive skills, which are one of the most important elements for successful communicative and social development of senior preschoolres and junior pupils. Based on the analysis of the results a conclusion is made that it is necessary to pay attention to development of such communicative skills of senior preschoolres and junior pupils as the ability to understand and recognize views of the others; the ability to communicate easily and the ability to listen to the partner.

В педагогической деятельности одной из преемственных целей на ступенях дошкольного и начального образования выступает воспитание компетентной языковой личности детей дошкольного и младшего школьного возраста. По мнению Ю. Н. Караулова, языковая личность -это «совокупность способностей и характеристик человека, обуславливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов)» [7]. В перечень способностей включаются языковые умения (на уровне фонетики, лексики, грамматики), текстовые умения (на уровне овладения различными видами монологических высказываний), коммуникативные умения (на уровне овладения диалогической формой речи).

Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические и лингвистические учения, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений [3; 4]. В основе многочисленных исследований лежит концепция деятельности, разработанная А. А. Леонтьевым, В. В. Давыдовым, Д. Б. Элькониным и др. [14]. Основываясь на ней, М. И. Лисина, Т. А. Ладыженская и другие исследователи рассматривают общение как коммуникативную деятельность [9].

Коммуникативные умения являются необходимыми компонентами процесса общения, которые включают: средства общения (речь, мимика, пантомимика); вербальные и невербальные средства общения; внутренние мотивы человека (направленность на общение, желание участвовать в разговоре); умения аудирования и говорения (выражать свои чувства, эмоции, желания, задавать вопросы, аргументировать) [10; 12].

Для диагностики уровня сформирован-ности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста нами было проведено исследование, в ходе которого ставились задачи определения уровня развития коммуникативных умений у старших дошкольников в свободной игровой деятельности [11] и определения уровня развития коммуникативных умений у младших школьников в заданной учебной ситуации [8]. Для решения поставленных задач были разработаны специальные диагностические задания.

Изучение сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения города Екатеринбурга. В нем приняли участие 20 детей старшей группы детского сада. Средний возраст детей 5 лет 10 месяцев.

Особенности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста выявлялись нами с помощью показателей, рекомендованных О. В. Дыбиной [5; 12]:

1. Умение понимать эмоциональное состояние сверстников, взрослых; рассказывать о них проверялось с помощью задания «Отражение чувств». Детям предлагается рассмотреть сюжетные картинки, на которых изображены дети и взрослые в различных ситуациях.

2. Умение понять настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению проверялось с помощью задания «Зеркало настроений».

3. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; спокойно отстаивать свое мнение проверялось с помощью задания «Необитаемый остров». Дошкольникам предлагалась проблемная ситуация, в которой им необходимо было найти совместное решение. Например, отправляются на необитаемый остров.

4. Умение взаимодействовать со сверстниками, соотносить свои желания, стремления с интересами других детей, принимать участие в коллективных делах и оказывать помощь проверялось с помощью задания «Помощники». Педагог предлагает поиграть в игру «Как мы помогаем дома», выполнить различные поручения.

5. В ситуации «Не поделили игрушку» оценивалось умение детей не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях; с уважением относиться к окружающим. Примерные варианты конфликтных ситуаций: ситуация «Мелки». Двум детям предлагается закончить изображение на асфальте во время прогулки. В коробке с мелками находится новый мелок. Обычный мелок такого же цвета находится в этой же коробке.

6. С целью определить умение детей получать нужную информацию в общении, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками дошкольникам предлагалось задание «Интервью».

По результатам диагностики мы обнаружили, что три коммуникативных умения, а именно: 1) умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем; 2) умение понять настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению; 3) умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях сформированы у 3 детей (15%) на низком уровне; 11 детей (55%) имеют средний уровень и 6 детей (30%) высокий уровень сформированности этих коммуникативных умений.

© Краева А. А., Привалова С. Е., 2017

Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; спокойно отстаивать свое мнение сформировано у 3 детей (15%) на низком уровне; 10 детей (50%) имеют средний уровень и 7 детей (35%) - высокий уровень сформированности этого умения.

Умение взаимодействовать со сверстниками, соотносить свои желания, стремления с интересами других детей, принимать участие в коллективных делах и оказывать помощь сформировано у 3 детей (15%) на низком уровне; 14 детей (70%) имеют средний уровень и 3 детей (15%) высокий уровень сформированности этого умения.

Умение получать нужную информацию в общении, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками сформировано у 3 детей (15%) на низком уровне; 12 детей (60%) имеют средний уровень и 5 детей (25%) высокий уровень сформированности этого умения.

Результаты показали, что у большинства старших дошкольников, участвовавших в исследовании, коммуникативные умения сформированы на среднем уровне -у 50% детей (10 человек), у 35% детей (7 человек) отмечен высокий уровень сформи-рованности коммуникативных умений, у 15% детей (3 человека) - низкий.

Сравнение показателей среднего балла по каждому коммуникативному умению у старших дошкольников дает нам возможность определить, какие из шести коммуникативных умений у детей наиболее и наименее сформированы.

Наименее сформированными, вызывающими у детей трудности, являются следующие коммуникативные умения: способность взаимодействовать со сверстниками, соотносить свои желания, стремления с интересами других детей, принимать участие в коллективных делах и оказывать помощь (средний балл - 2,0) и получать нужную информацию в общении, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками (средний балл - 2,1).

Наиболее сформированным оказалось такое коммуникативное умение, как способность выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; спокойно отстаивать свое мнение (средний балл - 2,2).

На недостаточно высоком уровне сформированы у старших дошкольников умение понимать эмоциональное состояние сверстников, взрослых; рассказывать о них; умение понять настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению; умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях (средний балл - 2,15).

Таким образом, результаты исследова-

ния показали, что уровень сформированно-сти коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в большинстве случаев средний. Среди детей были такие, которым часто требовалась помощь взрослого, были и такие, которые отказывались от помощи взрослого. Основные трудности дети испытывали тогда, когда им нужно было продемонстрировать умения получать нужную информацию в общении, вести простой диалог и при этом соотносить свои желания с интересами других детей, принимать участие в коллективных делах (высказывать свою точку зрения, договариваться, объяснять, аргументировать, уступать и т.д.), принимать и оказывать помощь; умения понимать эмоциональное состояние и настроение сверстника, взрослого по его вербальному и невербальному поведению; умения не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Диагностика сформированности коммуникативных умений младших школьников проводилась на базе образовательной школы города Екатеринбурга во 2 классе. В диагностике принимали участие 20 учащихся. В изучении уровня сформированно-сти коммуникативных умений младших школьников мы делали акцент на рассмотрении только одного направления - изучение устной речи учащихся на уроках русского языка. В связи с этим цель диагностики -выявить уровень сформированности коммуникативных умений, обеспечив общение в устной форме.

Поскольку характер общения в младшем школьном возрасте становится обусловленным заданной учебной ситуацией [6], перечень коммуникативных умений дошкольников был расширен. К коммуникативным умениям, необходимым для осуществления общения в младшем школьном возрасте, мы отнесли следующие: 1) умение вступить в контакт, обратиться к собеседнику; 2) умение выслушать собеседника; 3) умение понять и принять другое мнение, отличное от собственного; 4) умение ориентироваться в ситуации общения; 5) умение отбирать материал и оформлять его в речи [2].

Для выявления уровня сформирован-ности выделенных коммуникативных умений обучающимся предлагались специальные диагностические задания:

1. «Расскажи что-нибудь интересное маме, учительнице, другу (подруге). Подумай, что ты им скажешь и как. Почему ты рассказал именно об этом?». Выполнение данного задания позволяет определить, насколько обучающиеся владеют умением ориентироваться в ситуации общения, а также умением отбирать материал и оформлять его в речи.

2. «Представь, что ты не знаешь, каким правилом надо воспользоваться при выполнении упражнения по русскому языку. Попроси помочь одноклассника, учителя? Как ты думаешь, тебе помогут? Почему?». Данное диагностическое задание выявляет уровень сформированности таких коммуникативных умений, как умения ориентироваться в ситуации общения, умения вступать в контакт и обратиться с собеседнику, умения отбирать материал и оформлять его в речи.

3. «Послушай, какой разговор произошел между двумя малышами.

- А почему снегиря снегирем называют, как ты думаешь?

- Потому что на снегу сидит.

- Не улетает никуда, не боится снега?

- Да.

Подумайте, правы ли дети, объясняя значение слова. Объясни им, в чем они были правы (не правы)». Анализируя представленный диалог двух малышей, обучающимся необходимо использовать все выделенные нами коммуникативные умения -умение обратиться к собеседнику, умение выслушать, понять другое мнение, умение ориентироваться в ситуации общения, умение отбирать материал и оформлять его в речи.

При оценивании уровня сформирован-ности коммуникативных умений мы использовали следующие методы: наблюдение (умение вступать в контакт, обратиться к собеседнику), беседа и специальные диагностические пробы (умение выслушать, умение понять и принять другое мнение, умение ориентироваться в ситуации общения, умение отбирать материал и оформлять его в речи).

Проанализировав выполнение обучающимися предложенных заданий, мы видим, что каждое из выделенных коммуникативных умений в той или иной степени развито у детей данной диагностической группы. Лучше всего развито умение вступать в контакт (3,5 балла). Это можно объяснить тем, что формированию данного умения уделяется больше всего внимания. Педагог и родитель при обучении детей устному диалогу прежде всего обращают внимание на то, как и что надо сказать в начале общения, то есть учат, как надо вступать в общение со взрослым и со сверстником. Остальные четыре коммуникативные умения развиты на примерно одинаковом уровне, чуть выше 3 баллов. Но и среди них можно установить градацию. Лучше всего в данной подгруппе развиты умения выслушать (3,25 баллов) и умение отбирать материал и оформлять его в речи (3,35 баллов). Это также объясняется тем, что традиционно в дошкольном образова-

нии и в первом классе данным умениям уделяется повышенное внимание. Умение понять и принять другое мнение находится на среднем уровне (3,15 баллов) в данной подгруппе. Немного хуже развито умение ориентироваться в общении. Это можно объяснить тем, что у детей данного возраста еще мало контактов с разными социальными группами людей.

По результатам диагностики мы видим, что 2 обучающихся из 20 находятся на высоком уровне коммуникативных умений, что соответствует 10%, 8 обучающихся находятся на уровне выше среднего, что соответствует 40%, 6 обучающихся находятся на среднем уровне, что соответствует 30%, 2 обучающихся находятся на уровне ниже среднего, что соответствует 10% и столько же обучающихся находятся на низком уровне коммуникативных умений, что также соответствует 10 %.

Таким образом, из 20 детей лишь 2 (Марина И., Ксюша С.) действительно находятся на высоком уровне коммуникативных умений. Они способны свободно начинать общение, самостоятельно, без напоминания со стороны педагога открыто сообщают собеседнику о коммуникативной цели. Легко определяют характер коммуникативной ситуации, умеют планировать свое высказывание и отбирать для него материал, интересный партнеру по общению. Так, при выполнении первого задания «Расскажи что-нибудь интересное» Ксюша С. сказала: «Моя мама очень любит рисовать. Я хотела бы ей рассказать, какие красивые листочки я видела, когда шла утром в школу. На школьном дворе было очень много листвы, и вся она была разная. Пусть мама представит эту красоту, и ей точно захочется ее нарисовать. А чтобы маме было легче, я после школы соберу для нее большой букет осенних листьев». Второе диагностическое задание «Попроси друга, учителя о помощи» девочка выполнила достаточно легко, творчески подойдя к заданной ситуации: «Светлана Сергеевна, помогите мне, пожалуйста. Выполняя упражнение, я столкнулась с трудностями. Я знаю, что в данном слове есть опасное место - гласный стоит не под ударением, поэтому здесь можно ошибиться в написании. Правило написания безударной гласной в корне слова к слову «платье» применить нельзя, поскольку безударная гласная находится не в корне. Подскажите, пожалуйста, как мне проверить написание безударной гласной в данном слове? Каким правилом надо воспользоваться?». Анализируя диалог двух малышей, Ксюша С. отметила, что ребята были не совсем правы: «Малыши, наверное, увидели яркую птичку с красной грудкой и им

захотелось узнать, почему эту птичку называют снегирем. Они правильно предположили, что слово "снегирь" произошло от слова "снег". Но я думаю, что снегиря назвали так не из-за того, что он сидит на снегу, а потому, что люди замечали этих птиц только тогда, когда на улице было холодно и выпадало много снега. Снегиря можно встретить только зимой. Я бы так и сказала малышам и пообещала принести им книжку о снегирях».

К уровню выше среднего относится больше всего детей от общего числа (8 человек). Но анализируя выполнение ими предложенных заданий, можно заметить, что некоторые из них не всегда верно отбирают информацию, которая будет интересна собеседнику. Галя А. предположила: «Маме я расскажу о том, какую интересную книгу мы читали на уроке литературного чтения, потому что она тоже любит читать. Учительнице я расскажу о своем коте. А подруге Насте о том, что в выходные мы пойдем в зоопарк. Приглашу Настю пойти с нами». На вопрос: «Как ты думаешь, учительнице будет интересно слушать о твоем коте?» Галя ответила, что «скорее всего, интересно, потому что про кошек интересно всем слушать». Алеша Б. при выполнении заданий не всегда выслушивал вопросы до конца, пытался сразу на них отвечать. Но его ответы были полными, подробными и обоснованными.

На среднем уровне коммуникативных умений мы видим 6 обучающихся. Их общение со сверстниками и взрослыми не всегда происходит самостоятельно. Таким детям требуется помощь педагога. Так, например, Артем З. не сразу вступил в общение, ему для выполнения диагностических заданий понадобилось больше времени, чем детям высокого уровня и уровня выше среднего. Артему было трудно представить предложенные ситуации, для этого понадобились дополнительные уточняющие детали. При выполнении заданий Артем использует шаблонные конструкции «Помогите мне, пожалуйста» и при этом не указывает, в чем именно ему необходима помощь, не называет собеседника. В этой же группе детей оказываются те, кому сложно ориентироваться в общении. Костя Р. при выполнении задания «Расскажи что-нибудь маме, учителю, другу» ответил, что он всем расскажет о своем роботе, потому что мама его купила, учитель труда любит технику, а другу все нравится».

Обучающиеся, относящиеся к уровню ниже среднего (Витя Н., Антон С.), с трудом выслушивают собеседника, не могут сдержать проявления своих чувств. В общении требуется большая помощь педагога в определении коммуникативной цели диалога и показ учителем речевого образца поведения. Так, при выполнении задания «Диалог двух малышей» Антон С. сказал: «Малыши не могут понять, почему снегирь так называется. Они его не видели. А я видел. Я вчера гулял со своей собакой. А собака убежала». Но, выполняя второе задание, Антон попросил помощи друга, используя стереотипные вербальные выражения и конструкции: «Помоги мне, пожалуйста, я не могу выполнить задание».

В группу с низким уровнем коммуникативных умений относятся также 2 обучающихся (Лиза С., Никита П.). Выполняя предложенные задания, дети с трудом могли сформулировать речевую фразу - просьбу, рассуждение, повествование. Лиза С. совсем не смогла рассказать о чем-нибудь интересном. На наводящие вопросы: «Что любит твоя мама? Чем занимается твоя мама? О чем вы с мамой разговариваете чаще всего?» девочка отвечала односложно: «Смотреть телевизор», «Работает», «О школе». На просьбу: «Представь, что я - твоя мама. Мы встретились вечером после работы. О чем интересном ты можешь рассказать маме?» Лиза С. ответила: «Не знаю». Никита П. при выполнении заданий много молчал, ответы были: «Ни о чем не расскажу». При выполнении второго задания Никита уточнил, что он не будет никого просить о помощи, потому что нельзя этого делать.

Исходя из анализа полученных данных, можно сделать вывод, что и в старшем дошкольном возрасте, и в младшем школьном возрасте необходимо обращать внимание на развитие таких коммуникативных умений, как способность понять и принять другое мнение, ориентироваться в ситуации общения, выслушать собеседника. При этом педагог должен создавать ситуации, приближенные к жизненным, и показывать способы и возможности применения коммуникативных умений в реальном общении - у старших дошкольников через включение детей в игровую и жизненную ситуации, а у младших школьников через включение обучающихся в учебную деятельность, организованную в групповой форме.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 5. - С. 51-61.

2. Блохина Е. А. Преемственность в развитии коммуникативных умений старших дошкольников и младших школьников // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 2. - С. 67-70.

3. Бодалев А. А. Психология общения : учеб.-метод. пособие. - М. : МОДЭК, МПСИ, 2007. - 320 с.

4. Бориснев С. В. Социология коммуникации : учеб. пособие для вузов. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 273 с.

5. Дыбина О. В. и др. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2013. - 64 с.

6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. - М., 2011. - 152 с.

7. Караулов Ю. Н. Научная школа «языковая личность» // Гуманитарные исследования. - 2004. -№ 3. - С. 14-23.

8. Краева А. А. Особенности формирования учебного диалога у детей шести-семи лет в образовательном процессе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 8 (62): в 2-х ч. -Ч. 1. - С. 186-188.

9. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб. : Питер, 2009. - 320 с.

10. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации : учеб. пособие. - М. : Рефл-бук, 2001. - 656 с.

11. Привалова С. Е. Формирование коммуникативной компететности в период дошкольного детства // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 8. - С. 213-217.

12. Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие / под ред. О. В. Дыбиной и др. - Тольятти : ТГУ, 2009. - 114 с.

13. Хузеева Г. Р. Становление коммуникативной компетентности дошкольника согласно ФГОС ДО / / Воспитатель. - 2015. - № 2 - С. 46.

14. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М. : Педагогика, 1989. - 554 с.

15. Justice L. Communication Sciences and Disorders: An Introduction. - Pearson : Merrill Prentice Hall, 2006. - 580 c.

REFERENCES

1. Arushanova A. Organizatsiya dialogicheskogo obshcheniya doshkol'nikov so sverstnikami // Doshkol'noe vospitanie. - 2001. - № 5. - S. 51-61.

2. Blokhina E. A. Preemstvennost' v razvitii kommunikativnykh umeniy starshikh doshkol'nikov i mladshikh shkol'nikov // Nachal'naya shkola plyus Do i Posle. - 2012. - № 2. - S. 67-70.

3. Bodalev A. A. Psikhologiya obshcheniya : ucheb.-metod. posobie. - M. : MODEK, MPSI, 2007. - 320 s.

4. Borisnev S. V. Sotsiologiya kommunikatsii : ucheb. posobie dlya vuzov. — M. : YuNITI-DANA, 2003. - 273 s.

5. Dybina O. V. i dr. Pedagogicheskaya diagnostika kompetentnostey doshkol'nikov. Dlya raboty s det'mi 57 let. - M. : Mozaika-Sintez, 2013. - 64 s.

6. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye deystviya v nachal'noy shkole: ot deystviya k mysli / pod red. A. G. Asmolova. - M., 2011. - 152 s.

7. Karaulov Yu. N. Nauchnaya shkola «yazykovaya lichnost'» // Gumanitarnye issledovaniya. - 2004. -№ 3. - S. 14-23.

8. Kraeva A. A. Osobennosti formirovaniya uchebnogo dialoga u detey shesti-semi let v obrazovatel'nom protsesse / / Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. - 2016. - № 8 (62): v 2-kh ch. - Ch. 1. - S. 186-188.

9. Lisina M. I. Formirovanie lichnosti rebenka v obshchenii. - SPb. : Piter, 2009. - 320 s.

10. Pocheptsov G. G. Teoriya kommunikatsii : ucheb. posobie. - M. : Refl-buk, 2001. - 656 s.

11. Privalova S. E. Formirovanie kommunikativnoy kompetetnosti v period doshkol'nogo detstva // Peda-gogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2015. - № 8. - S. 213-217.

12. Formirovanie klyuchevykh kompetentnostey u detey doshkol'nogo vozrasta : ucheb.-metod. posobie / pod red. O. V. Dybinoy i dr. - Tol'yatti : TGU, 2009. - 114 s.

13. Khuzeeva G. R. Stanovlenie kommunikativnoy kompetentnosti doshkol'nika soglasno FGOS DO // Vospitatel'. - 2015. - № 2 - S. 46.

14. El'konin D. B. Izbrannye psikhologicheskie trudy. - M. : Pedagogika, 1989. - 554 s.

15. Justice L. Communication Sciences and Disorders: An Introduction. - Pearson : Merrill Prentice Hall, 2006. - 580 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.