Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетентности в период дошкольного детства'

Формирование коммуникативной компетентности в период дошкольного детства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4227
809
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / COMMUNICATION / COMMUNICATIVE ACTIVITY / COMMUNICATIVE COMPETENCE / COMMUNICATIVE SKILLS / PRE-SCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Привалова Светлана Евгеньевна

В статье раскрываются основные особенности коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Анализируются основные проблемы, связанные с формированием коммуникативной компетентности в период дошкольного детства. На необходимость специального обучения данной проблемы указывается в исследованиях Куницыной В. Н., Казариновой Н. В., Руденского Е. В., Чернецкой Л. В., Гавриш С. В., Лисиной М. И. и др. Раскрываются основные положения, связанные с такими понятиями как «общение», «коммуникативная деятельность», «коммуникативные умения», «коммуникативная компетентность». Отдельно рассматривается вопрос, характеризующий возрастные этапы становления общения дошкольника со сверстниками. Речь идет о том, что сверстник способствует развитию разных сторон личности ребенка: выражать себя, управлять другими людьми, вступать в разнообразные отношения. Анализируются основные структурные компоненты коммуникативных умений: 1) умения, связанные с восприятием; 2) умения по ориентации в ситуации общения; 3) умения, связанные с воспроизведением; 4) умения, связанные с участием в разговоре. В заключительной части статьи исследуются методы и приемы развития коммуникативных умений, способствующие формированию коммуникативной компетентности в период дошкольного детства. Данные материалы могут представлять интерес для педагогов дошкольных учреждений. На базе анализа автор приходит к выводу о том, коммуникативное развитие обеспечивается осуществлением образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих совместную деятельность взрослого и детей, а также самостоятельную деятельность дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Привалова Светлана Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN PRE-SCHOOL CHILDHOOD

The article describes the main peculiarities of communicative development of preschool children. The author analyses the key problems which are connected with the formation of communicative competence in preschool childhood. Many scholars, such as KunitsynaV.N., Kazarinova N.V., Rudenskiy E.V., Chernetskaya L.V., Gavrish S.V., Lisina M.I. and others have pointed out the need for a special study of this issue. The given paper describes the principal ideas connected with such notions as “communication”, “communicative activity”, “communicative skills” and “communicative competence”. The article also deals with age-related stages of development of communicative activity of a pre-school child with other children of the same age. The point is that peers interaction fosters different personal traits: it helps to learn to express oneself, lead other people, and enter into various kinds of relationships. The author analyses the basic structural components of communicative skills, such as 1) skills connected with perception; 2) skills of understanding communicative situation; 3) skills connected with reproduction; 4) conversation skills. At the end of the article, the author investigates the methods and techniques of communicative skills development, which can foster communicative competence in the period of preschool childhood. The material can be of interest to teachers of pre-school institutions. The author arrives at the conclusion that communicative development is effected by the education process carried out in two organizational models which include joint activity of an adult and children as well as independent activity of pre-school children.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетентности в период дошкольного детства»

УДК 81 '23-0532465.00/. 07»

ББК Ч410.241.3+Ш100.6 ГСНТИ 14.23.09 Код ВАК 13.00.02

Привалова Светлана Евгеньевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов 26, к. 408; e-mail: privalov.vasilii@mail.ru.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: общение; коммуникативная деятельность; коммуникативная компетенция; коммуникативные умения; дети дошкольного возраста.

АННОТАЦИЯ. В статье раскрываются основные особенности коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Анализируются основные проблемы, связанные с формированием коммуникативной компетентности в период дошкольного детства. На необходимость специального обучения данной проблемы указывается в исследованиях Куницыной В. Н., Казариновой Н. В., Руден-ского Е. В., Чернецкой Л. В., Гавриш С. В., Лисиной М. И. и др. Раскрываются основные положения, связанные с такими понятиями как «общение», «коммуникативная деятельность», «коммуникативные умения», «коммуникативная компетентность». Отдельно рассматривается вопрос, характеризующий возрастные этапы становления общения дошкольника со сверстниками. Речь идет о том, что сверстник способствует развитию разных сторон личности ребенка: выражать себя, управлять другими людьми, вступать в разнообразные отношения. Анализируются основные структурные компоненты коммуникативных умений: 1) умения, связанные с восприятием; 2) умения по ориентации в ситуации общения; 3) умения, связанные с воспроизведением; 4) умения, связанные с участием в разговоре. В заключительной части статьи исследуются методы и приемы развития коммуникативных умений, способствующие формированию коммуникативной компетентности в период дошкольного детства. Данные материалы могут представлять интерес для педагогов дошкольных учреждений. На базе анализа автор приходит к выводу о том, коммуникативное развитие обеспечивается осуществлением образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих совместную деятельность взрослого и детей, а также самостоятельную деятельность дошкольников.

Privalova Svetlana Evgen'evna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Russian and Methods of Teaching Russian in Primary School, I n-stitute of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.

FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN PRE-SCHOOL CHILDHOOD

KEY WORDS: communication, communicative activity, communicative competence, communicative skills, pre-school children.

ABSTRACT. The article describes the main peculiarities of communicative development of preschool children. The author analyses the key problems which are connected with the formation of communicative competence in preschool childhood. Many scholars, such as KunitsynaV.N., Kazarinova N.V., Rudenskiy E.V., Chernetskaya L.V., Gavrish S.V., Lisina M.I. and others have pointed out the need for a special study of this issue. The given paper describes the principal ideas connected with such notions as "communication", "communicative activity", "communicative skills" and "communicative competence". The article also deals with age-related stages of development of communicative activity of a pre-school child with other children of the same age. The point is that peers interaction fosters different personal traits: it helps to learn to express oneself, lead other people, and enter into various kinds of relationships. The author analyses the basic structural components of communicative skills, such as 1) skills connected with perception; 2) skills of understanding communicative situation; 3) skills connected with reproduction; 4) conversation skills. At the end of the article, the author investigates the methods and techniques of communicative skills development, which can foster communicative competence in the period of preschool childhood. The material can be of interest to teachers of pre-school institutions. The author arrives at the conclusion that communicative development is effected by the education process carried out in two organizational models which include joint activity of an adult and children as well as independent activity of pre-school children.

Язык - это важнейшее средство общения между людьми, средство выражения своих мыслей, чувств и стремлений, средство формирования мыслей. В соответствии с данным утверждением в «Главном положении об образовательном учреждении для детей дошкольного возраста» основой воспитания и обучения детей признается развитие познавательных и ре© Привалова С. Е., 2015

чевых способностей, формирование интереса к родному языку как важнейшему средству речевого общения.

В связи с развитием теории воспитательного процесса ощущается необходимость в изучении вопросов формирования коммуникативной компетентности, в том числе и на ступени дошкольного образования. Актуальность данного вопроса опреде-

ляется той огромной ролью, которую играет общение в развитии и формировании личности ребенка

Практика показывает, что воспитатели и учителя начальных классов все чаще выражают озабоченность увеличением числа дошкольников с трудностями в обучении, отмечают низкий уровень их коммуникативного и познавательного развития, недостаточную произвольность поведения, эмоциональную неуравновешенность, сложность в налаживании отношений со сверстниками и со взрослыми, слабо развитую речь и т. д. При этом имеются в виду дети с сохранным интеллектом, нормальными потенциальными возможностями.

В старшем дошкольном возрасте социальное окружение ребенка расширяется и не ограничивается семьей. Для ребенка актуальным становится взаимодействие не только с близкими ему людей, но и с другими детьми, сверстниками. И по мере взросления дошкольника все важнее для него становятся конфликты и контакты со сверстниками. Практически в каждой группе детского сада можно заметить сложные межличностные отношения детей. Дошкольники ссорятся, дружат, мирятся, ревнуют, делают друг другу различные «пакости», или же наоборот, помогают друг другу. Все эти отношения сильно переживаются ребенком и содержат в себе массу разнообразных эмоций [7, с.174].

Разнообразие эмоций, конфликтность значительно выше в отношениях между детьми, чем в отношениях детей с взрослыми. Воспитатели и родители не подозревают о богатстве отношений и чувств, переживаемых детьми, и, конечно же, не обращают внимание на детские ссоры, обиды, дружбу [7, с. 216].

Общение, взаимодействие, отношения со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. От стиля общения, от того, какое положение занимает дошкольник среди сверстников зависит, степень спокойствия ребенка, удовлетворения, в какой-то мере ребенок даже усваивает нормы отношений со сверстниками. Такой первый опыт способствует формированию дальнейшего отношения человека к себе и к другим, и такой опыт не всегда может оказаться положительным. При общении с другими детьми у дошкольников старшего дошкольного возраста очень быстро складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники. При активном общении ребенок тратит много энергии на чувства, связанные с успехом идентификации и страданиями отчуждения.

К 6-7 годам у дошкольников существенно меняется отношение к сверстникам. В это время дети способны к внеситуативному общению, складывается устойчивый образ сверстника, поэтому возникает привязанность, дружба. Формируется субъективное отношение к другим детям, т. е. умение видеть похожую себе личность. Они рассказывают друг другу о том, что они видели, где были, рассказывают о своих планах и желаниях, оценивают поступки других детей. В этом возрасте дети уже могут просто общаться между собой, не играя и используя при этом какие-либо игрушки [6, с. 71].

Существенно изменяются отношения между старшими дошкольниками. К шести годам возникает привязанность, дружба и эмоциональная вовлеченность ребенка в переживания и деятельность сверстников. Часто дети внимательно эмоционально включены в деятельность сверстников и внимательно следят за ними. Так же очень часто дошкольники при нарушении правил стараются помочь другому, подсказать верный ход. Если в 4-5 лет дети, подражая взрослым, осуждают действия сверстников, то в 6 лет, наоборот, стараются защищать товарища или поддерживать его. При этом конкурентность и соревновательность в общении детей сохраняется. Все это свидетельствует о том, что мысли и действия старших дошкольников направлены не только на положительную оценку взрослого и не только на подчеркивание собственных преимуществ, но и непосредственно на другого ребенка, на то, чтобы ему было лучше.

Однако, вместе с тем, у старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только промахи и успехи, но и его настроение, желания, предпочтения. Дети этого возраста уже не только рассказываются о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что интересно ему, что нравится, что видел, где был. Через такие простые вопросы начинает зарождаться бескорыстное, личностное отношение к другим людям. К 6 годам у ребенка появляется желание помочь другим детям, уступить в чем-то или подарить что-либо. Конкурентность, злорадство и зависть проявляются уже не так остро, чем в пятилетнем возрасте. Дети уже способны сопереживать и успехам и неудачам других. Так, дети радуются за товарища, если его хвалят и расстраиваются, пытаются помочь, если что-то не получается. Это свидетельствует о том, что для ребенка ровесник - это не только средство самоутверждения и сравнения себя с ним. На первый план выходит интерес к другим детям как к самоценной личности, интересной и важной независимо

от ее достижений и предметов, которыми она обладает [6, с. 206].

К концу старшего дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности. Дети начинают объединяться в небольшие группы (до 3 человек), оказывая предпочтение своим друзьям. Возникают конфликты с выбором товарища для дружбы. Если отсутствует взаимность в таких отношениях, ребенок начинает серьезно переживать по этому поводу. В это время ребенку необходимо рассказать о своих бедах, обидах. Очень важна поддержка взрослых, их сочувствие, помощь, которая поможет пережить эти переживания, найти друзей. Дети 6-7 лет очень часто ссорятся, но и быстро и легко мирятся, забывают обиды [12, с. 195]. Однако не у всех детей развиваются отношения с товарищами в такой последовательности, существуют индивидуальные различия в отношениях разных детей, которые чаще всего определяют его самочувствие, положение в группе сверстников, особенности становления личности. Также в этом возрасте дети становятся доброжелательнее к другим, стараются помогать друг другу [8, с. 93].

Дошкольник в этом возрасте эмоционально вовлечен в деятельность и переживания сверстников. Они стремятся поделиться впечатлениями, мыслями, привлечь внимание сверстников с помощью предметов, которыми обладают. Дети все чаще специально что-то делают для сверстников, чтобы в чем-либо помочь им. Они и сами понимают это и могут объяснить свои поступки.

В старшем дошкольном возрасте отношение к сверстникам становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. Они больше всего заботятся о своих друзьях, предпочитают играть с ними, сидеть рядом за столом, гулять на прогулке и т. п. Дети много рассказывают о себе, о том, что им нравится или не нравится. Дошкольники могут делиться со сверстниками своими знаниями, личным опытом, «планами на будущее» («а знаешь, кем я буду, когда вырасту») [12, с. 261].

В последнее время достижения человека в сфере отношений с другими людьми все чаще отражаются в понятии «коммуникативной компетентности». В психолого -педагогической литературе имеется ряд исследований, посвященных анализу данной проблемы (Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Руденский Е. В., Чернецкая Л. В. и др.).

По мнению В. Н. Куницыной, Н. В. Ка-зариновой и др., коммуникативная компетентность - это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных

норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету [4].

Руденский Е. В. описывает коммуникативную компетентность из способностей:

1) давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;

2) социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

3) осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации [9].

Чернецкая Л. В. включает в данное понятие следующие компоненты:

1) эмоциональный - включающий эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию;

2) когнитивный - связанный с познанием другого человека. Включает в себя способность встать на точку зрения другого, предвидеть его поведение, эффективно решать различные проблемы;

3) поведенческий - отражающий способность к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении и др. [14, с. 21].

Следовательно, формирование социально-активной личности ребенка предполагает развитие речевого общения в диалектическом единстве двух его сторон: речевой деятельности и речевого поведения. Иными словами, задача педагога сводится к формированию у ребенка коммуникативной компетентности, которая охватывает не только знания языковой системы и владение языковым материалом (речью), но и соблюдением социальных норм речевого общения, правил речевого поведения. Таким образом, коммуникативная компетенция предполагает знание социокультурных норм и стереотипов речевого общения. Сюда входят знание приемов диалогизации речи: умение употреблять обращение в различных формах, умение искренне выразить свою оценку того или иного факта или события, обычно вызывающего отклик, ответное сопереживание; умение прогнозировать эмотивные реакции собеседников, знание средств интимизации общения.

Решение данных задач чрезвычайно значимо в период дошкольного детства, т. к. дети дошкольного возраста не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта со взрослым и сверстниками. В то же время

именно дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными умениями в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста - актуальная задача в ДОУ.

На основе теории речевой деятельности можно выделить коммуникативные умения, наиболее значимые для детей дошкольного возраста:

1. Умения, связанные с восприятием: умение дослушать и выслушать; умение учитывать эмоциональное состояние партнера.

Для реализации данных умений педагог может сообщить, что словами можно обозначить все, что нас окружает. Все слова, встречаясь в предложении, помогают нам выразить свои мысли, чувства. Например, делимся впечатлениями после праздника; стараемся убедить друг друга во время игры; после выходного дня рассказываем друг другу разные истории. Использовать прием разыгрывание речевых ситуаций с опорой на следующие критерии:

- значимость этих ситуаций для детей;

- опора на жизненный опыт детей старшего дошкольного возраста;

- частотность (содержание ситуаций должно быть предельно ясным и конкретным, что соответствует возрастным и психическим особенностям детей старшего дошкольного возраста; ситуации могут затрагивать все стороны социальной жизни ребенка, начиная от его личного окружения: мама, папа, бабушка - до тех моментов, когда ему приходится общаться с разными людьми: дети в детском саду, воспитатель, врач, гости и т. д.

2. Умения по ориентации в ситуации общения: умение учитывать особенности собеседника, умение учитывать ситуацию общения.

Настроение собеседника можно понять без слов, а помочь в общении могут руки, ноги, поза человека, лицо, глаза и т. д. Выражение лица человека называют мимикой, а жестами чаще всего называют движения рук и туловища. Воспитатель предлагает игру «Угадай, что я ем», шепотом называет каждому ребенку продукт или блюдо, дошкольник должен показать жестами и мимикой (банан, который заранее надо очистить и показать вкус; бутерброд, который надо предварительно намазать маслом и т. д.).

3. Умения, связанные с воспроизведением: учет в собственной речи эмоционального состояния партнера, умение согласо-

вывать действия, мнения с потребностями партнеров и корректировать их.

На данном этапе педагог вместе с детьми может обсудить, что особенного в людях, с которыми нам приятного и нравится общаться, что они для этого делают (вежливые и добрые слова, умение понять человека, улыбка, ласковый голос и т. д.).

На материале художественных произведений педагог обращает внимание детей, что часто герои сказок, рассказов ссорятся из-за того, что не умеют спокойно разрешать трудные ситуации.

Последовательность в ознакомлении с ними такова: первоначально для обсуждения предлагаются художественные произведения, в которых представлены два типа речевого поведения, позитивный и негативный; в процессе сопоставления типов речевого поведения дети видят, что позитивное, правильное речевое поведение вознаграждено, а при использовании негативного типа речевого поведения вознаграждение эмоционального комфорта, успеха нет. Примерами таких произведения являются «Морозко» (очень важно дослушать и выслушать партнера, а также видеть, что чувствует партнер), З. Мошковская «Обида» и Р. Сеф «Совет» (всегда ли мы правы в споре, как можно избежать споров, как найти способы выхода из конфликтов), Л. Е. Устинов «Говорливый медведь» (каждый раз, когда мы говорим сами, мы лишаем себя возможности послушать кого-нибудь другого) [11, 15].

Для реализации обеспечения сотрудничества педагогов и семьи воспитатели могут просить родителей перечитывать дома произведения, с которыми дети знакомились на занятиях, акцентировать внимание детей на поведении героев и на том, чему их должны их научить.

4. Умения, связанные с участием в разговоре: умение поддерживать беседу как со взрослыми, так и с детьми, умение отбирать материал, интересный для собеседника.

Старшим дошкольникам можно дать задание придумать разговор между кошкой и мышкой, цаплей и лягушкой, хозяином и домашним животным (предположить, о чем они могут думать и говорить). На первых этапах требуется помощь педагога, т. к. первые диалоги сложно придумывать детям дошкольного возраста.

Данное направление обеспечивается осуществлением образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих совместную деятельность взрослого и детей, а также самостоятельную деятельность дошкольников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белкина В. Н. Взаимодействие детей дошкольного возраста со сверстниками: психологический и педагогический аспекты : монография. Ярославль : ЯГПУ, 2010.

2. Гавриш С. В. Проблемы коммуникативного поведения у дошкольников // журнал «Ребенок в детском саду». 2003. №1. С. 8-35.

3. Гаврилушкина О. П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада. 2003, №2. С. 23-48.

4. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб : Питер, 2005.

5. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей психологии // А. А. Леонтьев.: Избр. псих. труды. Л., Воронеж, 2001.

6. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении // М. И. Лисина; 2-е изд., перераб. и доп. СПб. : Питер, 2009.

7. Межличностные отношения от рождения до семи лет / под ред. Е. О. Смирновой. М. : Ин-т практ. психол.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.

8. Поливанова К. Н. Развитие общения дошкольников со сверстниками. М. : Педагогика, 1989.

9. Руденский Е. В. Социальная психология : курс лекций. СПб : Питер, 2000.

10. Приказ Минобрнауки России Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / / Минюст России. 14.11.2013. N 30384.

11. Пеньковская Л. А., соавт. Жуковская Р. И., Пеньявская Л. А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: пособие для восп. дет. сада. М., 1981.

12. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2000.

13. Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста. URL: zakon.edu.ru.

14. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. Ростов н/Д. : Феникс, 2005.

15- Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет. Пособие для воспитателей детского сада и родителей / сост. Н. П. Ильчук и др.1-е издание. М. : АСТ, 1997.

LITERATURE

1. Belkina V. N. Vzaimodeystvie detey doshkol'nogo vozrasta so sverstnikami: psikhologicheskiy i pedagogicheskiy aspekty : monografiya. Yaroslavl' : YaGPU, 2010.

2. Gavrish S. V. Problemy kommunikativnogo povedeniya u doshkol'nikov // zhurnal «Rebenok v detskom sadu». 2003. №1. S. 8-35.

3. Gavrilushkina O. P. Rabota po razvitiyu kommunikativnogo povedeniya doshkol'nikov v uslovi-yakh detskogo sada. 2003, №2. S. 23-48.

4. Kunitsyna V. N., Kazarinova N. V., Pogol'sha V. M. Mezhlichnostnoe obshchenie. SPb : Piter, 2005.

5. Leont'ev A. A. Yazyk i rechevaya deyatel'nost' v obshchey psikhologii // A. A. Leont'ev.: Izbr. psikh. trudy. L., Voronezh, 2001.

6. Lisina M. I. Formirovanie lichnosti rebenka v obshchenii // M. I. Lisina; 2-e izd., pererab. i dop. SPb. : Piter, 2009.

7. Mezhlichnostnye otnosheniya ot rozhdeniya do semi let / pod red. E. O. Smirnovoy. M. : In-t prakt. psikhol.; Voronezh: NPO «MODEK», 2000.

8. Polivanova K. N. Razvitie obshcheniya doshkol'nikov so sverstnikami. M. : Pedagogika, 1989.

9. Rudenskiy E. V. Sotsial'naya psikhologiya : kurs lektsiy. SPb : Piter, 2000.

10. Prikaz Minobrnauki Rossii Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya // Minyust Rossii. 14.11.2013. N 30384.

11. Pen'kovskaya L. A., soavt. Zhukovskaya R. I., Pen'yavskaya L. A. Khrestomatiya dlya detey starshego doshkol'nogo vozrasta: posobie dlya vosp. det. sada. M., 1981.

12. Smirnova E. O. Osobennosti obshcheniya s doshkol'nikami : ucheb. posobie dlya stud. sred. ped. ucheb. zavedeniy. M. : Akademiya, 2000.

13. Tipovoe polozhenie ob obrazovatel'nom uchrezhdenii dlya detey doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta. URL: zakon.edu.ru.

14. Chernetskaya L. V. Razvitie kommunikativnykh sposobnostey u doshkol'nikov: prakticheskoe rukovodstvo dlya pedagogov i psikhologov doshkol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniy. Rostov n/D. : Feniks, 2005.

15. Khrestomatiya dlya doshkol'nikov 5-7 let. Posobie dlya vospitateley detskogo sada i roditeley / sost. N. P. Il'chuk i dr.1-e izdanie. M. : AST, 1997.

Статью рекомендует д-р филол. наук, профессор М. Л. Кусова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.