ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 376.37 :373.25
ББК Ч457.091 ГСНТИ 14.29.05 Код ВАК 13.00.03
Тенкачева Татьяна Рашитовна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра логопедии и клиники дизонтогенеза, Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; email: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ,
ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: коммуникативное развитие; коммуникативные навыки; задержка речевого развития; дошкольники; дети с нарушениями речи; нарушения речи; дошкольная логопедия; развитие речи; дошкольные образовательные учреждения.
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена проблеме коммуникативного развития у дошкольников с задержкой речевого развития в контексте целевых ориентиров ФГОС ДО. Рассмотрены составляющие коммуникативного развития и коммуникации. Коммуникация рассмотрена как общение с целью передачи определенной информации таким образом, чтобы собеседник понял ее смысл, а коммуникативное развитие ребенка - как сложный процесс, в результате которого ребенок научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок познает не только другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. В рамках данной статьи представлены результаты исследования коммуникативной сферы детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития. Исследование проводилось по следующим параметрам: уровень развития коммуникативных навыков (стремление ребенка к контакту, эмоциональное состояние в процессе коммуникации, преимущественный вид контакта, умение вступать в процесс общения, привлечь внимание собеседника к себе, умение подбирать средства передачи информации и соотносить их с коммуникативной задачей, ориентироваться в коммуникативной ситуации, использовать приемы достижения понимания (уточнить, задать вопрос, повторить), выявление объема активного и пассивного словаря, определение уровня активного словарного запаса детей, выявление состояния грамматического строя речи. Установлено, что даже при наличии достаточного уровня сформированности речевых средств дошкольники с задержкой речевого развития испытывают трудности при применении этих средств в рамках коммуникации и нуждаются в дополнительной психолого-педагогической поддержке специалистов.
Tenkachova Tatiana Rashitovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Logopedics and Disontogenesis, Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
COMMUNICATIVE DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS WITH DEVELOPMENTAL SPEECH DELAY AT PRESCHOOL EDUCATIONAL ESTABLISHMENT
KEY WORDS: communicative development; communicative skills; developmental speech delay; preschooler; children with developmental speech delay; speech delay; preschool speech therapy; speech development; preschool educational establishments.
ABSTRACT. The paper discusses the problem of communicative development of preschoolers with developmental speech delay in the context of the goals of preschool educational establishment. The main components of communicative development and communication are described. Communication is a kind of interaction to exchange information; communicative development of a child is a complex mechanism, in the result of which the child learns to establish and keep contacts with the people and the world. Communication is the mediator for the development of consciousness and psycho. The ability to communicate in the positive way helps a child to feel well in the community; it is thanks to communication that the child learns not only the others but himself as well. In the frames of this article we give the results of the research of communicative sphere of preschoolers with developmental speech delay. The research included the following parametres: the level of communicative skills (the aspiration for communication, emotional state in communication, the type of contact, the ability to begin the conversation, to attract attention, to choose the means of information exchange and correlate them to the communicative goal, to feel confident in the communicative situation, to use some techniques to be understood (to clarify, to ask a question, to repeat), to reveal the scope of active and passive vocabulary, to determine the level of the active vocabulary and to determine the level of grammar knowledge. It is argued that even having a good level of communicative skills, preschoolers with developmental speech delay suffer difficulties in the use of these skills in communication process; they need psychological and pedagogical support of the specialists.
Коммуникативное развитие в период дошкольного детства направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества[14].
Согласно целевым ориентирам ФГОС ДО, на этапе завершения дошкольного образования ребенок:
• должен обладать чувством собственного достоинства;
• должен обладать установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе;
• может выражать свои мысли и желания;
• активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
• способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
• должен стараться разрешать конфликты.
Сформированность коммуникативных навыков помогает дошкольнику стать образованным, легко адаптироваться в социуме.
Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А. Н. Леонтьевым, В. В. Давыдовым, Д. Б. Элькониным, А. В. Запорожцем и др.
Одной из составляющих коммуникативного развития является общительность. Основываясь на этом, М. И. Лисина, А. Г. Рузская, Т. А. Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность. Именно развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необхо-
димым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением личностного развития. Коммуникабельные дети в меньшей степени подвержены социальному одиночеству, включены в игровую деятельность со сверстниками, часто занимают позицию лидеров в своей возрастной группе. И, наоборот, дети, имеющие ограниченный круг социального взаимодействия или низкое качество личностных контактов, сталкиваются с многочисленными психологическими трудностями.
В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М. И. Лисиной, согласно которой «общение» и «коммуникативная деятельность» рассматриваются как синонимы. Авторами отмечается, что развитие общения дошкольников со сверстником, как и со взрослым, предстает как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности [9].
Согласно С. В. Борисневу, под коммуникацией следует понимать социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств [4].
Коммуникация (англ. communikate -сообщать, передавать) предполагает:
- осуществление передачи содержания социально-исторического опыта человечества,
- обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира,
- побуждение и убеждение собеседников действовать определенным образом, для достижения результата,
- передачу опыта различных видов деятельности и обеспечения их освоения [4].
Коммуникация - это общение с целью передачи определенной информации таким образом, чтобы собеседник понял ее смысл.
Коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. В этот момент происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими [1].
Коммуникативное развитие ребенка -это сложный процесс, в результате которого ребенок научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.
© Тенкачева Т. Р., 2017
Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок познает не только другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. В социальном развитии дошкольников среднего возраста ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.
Исследований, направленных на изучение и формирование коммуникации у детей, обучающихся инклюзивно, т. е. в коллективе нормально развивающихся сверстников, достаточно мало. Большинство таких исследований посвящено детям, имеющим выраженные нарушения развития (умственную отсталость, тяжелые нарушения речи и т. д.). При этом категория детей, имеющих задержку речевого развития, но не имеющих выраженных нарушений, достаточно обширна. Дети данной категории испытывают значительные трудности в достижении результатов, предъявляемых федеральными образовательными стандартами как дошкольного образования, так и начального общего образования. Степень задержки формирования языковых средств у данной категории детей может варьироваться от полного отсутствия голосовых реакций до достаточно развернутой речи с незначительными нарушениями фонетической и лексико-грамматической структур, но практически всегда данная категория детей испытывает огромные трудности в освоении социальных и коммуникативных навыков.
В психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях детской речи такие ученые, как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, А. М.Шахнарович, Н. С. Жукова, Т. Б. Фили-чева, доказывают, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей.
Т. А. Датешидзе следующим образом характеризует детей с диагнозом «задержка речевого развития». По мнению указанного автора, такие дети, как правило, имеют отягощенный неврологический статус. Внешне это выражается в особенностях поведения. Дети либо гипервозбудимы, расторможены, либо, наоборот, пассивны, инфантильны. Внимание таких детей непроизвольное, неустойчивое. Игровая дея-
тельность - на уровне нецеленаправленного манипулирования игрушками. Часто дети с патологией речи моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, тонкие движения пальцев, к двум годам отсутствует щипковый захват, дети не могут точно, координированно выполнить движения губами, языком после показа взрослыми.
Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок. Если на его дефекте не фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи нетактичными замечаниями, стараются всемерно его понять и облегчить тяжелое положение в обществе, реактивных наслоений в личности ребенка наблюдается меньше [5].
Дети с задержкой речевого развития в очень большой степени подвержены негативизму к речевому общению, трудностям адаптации в детском коллективе, дезадаптации [11].
Задержка речи - отставание речевого развития ребенка от возрастной нормы преимущественно на ранних этапах психической деятельности. Отставание от возрастной нормы формирования речи в раннем возрасте приводит к искаженному неправильному формированию речевой функции в будущем, одни нарушения тянут за собой другие более грубые расстройства.
В рамках данной статьи представлены результаты исследования коммуникативной сферы детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития.
Исследование проводилось по следующим параметрам:
- уровень развития коммуникативных навыков (стремление ребенка к контакту, эмоциональное состояние в процессе коммуникации, преимущественный вид контакта, умение вступать в процесс общения, привлечь внимание собеседника к себе, умение подбирать средства передачи информации и соотносить их с коммуникативной задачей, ориентироваться в коммуникативной ситуации, использовать приемы достижения понимания - уточнить, задать вопрос, повторить);
- объем активного и пассивного словаря;
- состояние грамматического строя речи.
Каждый параметр оценивался по трехбалльной шкале (от о до 2 баллов), в которой определенному числовому выражению
соответствует качественная характеристика его проявления. Ниже представлен подробный анализ полученных данных по каждому параметру.
Уровень развития коммуникативных навыков
Высокий уровень продемонстрировали 10 % детей: такие дети активно вступают в речевой контакт с любым доброжелательно настроенным взрослым, активно общаются короткими фразами со взрослыми и сверстниками, свободно рассказывают стихотворение и отвечают по картинке на вопросы.
Средний уровень развития коммуникативных навыков продемонстрировали 30 % участников: они вступают в речевой контакт неуверенно, только при дополнительной стимуляции, на вопросы отвечают коротким предложением в 1-2 слова по наводящим вопросам педагога, при рассказе стихотворения необходима направляющая помощь.
Низкий уровень продемонстрировали 60 %: дети не вступают в контакт даже при помощи взрослого, не рассказывают стихотворение даже с помощью взрослого либо договаривают только последнюю фразу.
Наибольшие трудности участники испытывали при поддержании коммуникации без зрительного контакта, подборе средств передачи информации в рамках конкретной коммуникативной задачи, применении приемов достижения понимания.
Словарный запас
Высокий уровень показали 23 % участников исследования: дети самостоятельно называют и различают предметы, называют глаголы, обозначающие трудовые действия, с опорой на картинку.
Средний уровень - 35 % дошкольников: дети называют существительные и глаголы с направляющей помощью взрослого; прилагательные называют, но путают, необходима направляющая помощь.
Низкий уровень - 42 % детей: они называют части тела, но не переносят на себя, называют существительные в облегченном виде, цвета различают, но не называют, недоступна величина предмета.
Наибольшие трудности у участников исследования вызвали задания на подбор признаков, качеств и действий к названию предметов, сравнение и называние предме-
тов по размеру, цвету и величине, согласование существительных и прилагательных в роде, числе, падеже с ориентацией на окончание (пушистая кошка, пушистый котик), составление предложения разных типов.
Грамматический строй речи
Высокий уровень - 10 % участников исследования: дети правильно произносят слова из 1-3 слогов со стечением согласных и закрытыми слогами, адекватно употребляют предлоги, различают и употребляют мужской и женский род существительных по картинке.
Средний уровень - 29 % детей: в структуре слова имеются проблемы в слоговой структуре (дети в словах из 2-3 закрытых слогов не пропускают и не переставляют слоги, но при этом звуки могут пропускать (автобус - атобус); в активной речи адекватно употребляют предлоги, но иногда возможно искажение («на» - «а»), неустойчив предлог «над».
Низкий уровень - 61 % дошкольников: дети произносят односложные слова без стечения согласных, в словах из двух открытых слогов допускают перестановки слогов, не употребляют предлоги и с трудом их понимают, единственное и множественное число различают с помощью взрослого с опорой на картинки.
Средние показатели по группе составили: 14 % участников исследования продемонстрировали высокий уровень; 31 % -средний уровень; низкий уровень - 55 %.
Анализ представленных выше данных позволил нам сформулировать вывод о том, что группа детей с задержкой речевого развития достаточно неоднородна. Большинство участников исследования продемонстрировали достаточный уровень сформи-рованности словаря (23 % - высокий и 35 % - средний), при этом достаточный уровень сформированности коммуникативных
навыков и грамматического строя речи показали всего 40 % и 39 % соответственно. Все это свидетельствует о том, что даже при наличии достаточного уровня сформиро-ванности речевых средств дошкольники с задержкой речевого развития испытывают трудности при их применении в рамках коммуникации и нуждаются в дополнительной психолого-педагогической поддержке специалистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. - 2001. - №5.- С. 51-61.
2. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. - М. : Большая Рос. энцикл., 2003. -528 с.
3. Бодалев А. А. Психология общения : учеб.-метод. пособие. - М : МОДЭК, МПСИ, 2007. - 320 с.
4. Бориснев С. В. Социология коммуникации : учеб. пособие для вузов. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
5. Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. - СПб. : Речь, 2004. - 128 с.
6. Казанцева Е. В. Коррекционно-педагогическая технология формирования речевой коммуникации у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью : дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 20l0. -l89 с.
7. Коробкова О. Ф. Содержание понятий «коммуникативная компетенция», «коммуникативные навыки» и «речевые навыки» в современной нормативной документации и научной литературе // Спец. образование. - (Изучение, обучение и воспитание детей с нарушениями развития). - 2010. - № 3.
8. Кусова M. Л., Тенкачева Т. Р. Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования // Инновации в образовании: поиски и решения : сб. мат-лов II междунар. науч.-практ. конф. / Национальная академия образования им. И. Алтынсарина ; Уральский государственный педагогический университет. - 2015. - С. 660-662.
9. Лисина M. И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб. : Питер, 2009. - 320 с.
10. Mамардашвили M. К. Очерк современной философии. - СПб. : Азбука, 20l2. - 608 c.
11. Покровская Ю. А. Дефиниция «задержка речевого развития» в современной логопедии / / Специальная педагогика и специальная психология : сб. науч. ст. участников V междунар. теоретико-методол. семинара (8-9 апр. 20l3 г., ИСОиКР ГБОУ ВПО MTOX) : в 2-х томах. Т. l. Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии. - M. : ЛОГОMАГ, 20l3. -С. 211-218.
12. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации : учебное пособие. - M. : Рефл-бук, 200l. - 656 с.
13. Тенкачева Т. Р. Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями развития в условиях инклюзивного обучения // Инновационные условия развития науки и образования в межкультурном взаимодействии : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. / АГУ - Сухум, 20l5. - 239 с.
14. Хузеева Г. Р. Становление коммуникативной компетентности дошкольника согласно ФГОС ДО // Воспитатель. - 2015. - № 2 - С. 46.
15. Justice L. Communication Sciences and Disorders: An Introduction. - Pearson : Merrill Prentice Hall, 2006. - 580 c.
REFERENCES
1. Arushanova A. Organizatsiya dialogicheskogo obshcheniya doshkol'nikov so sverstnikami // Doshko-l'noe vospitanie. - 2001. - №5.- S. 51-61.
2. Bim-Bad B. M. Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy slovar'. - M. : Bol'shaya Ros. entsikl., 2003. - 528 s.
3. Bodalev A. A. Psikhologiya obshcheniya : ucheb.-metod. posobie. - M : MODEK, MPSI, 2007. - 320 s.
4. Borisnev S. V. Sotsiologiya kommunikatsii : ucheb. posobie dlya vuzov. — M. : YuNITI-DANA, 2003.
5. Dateshidze T. A. Sistema korrektsionnoy raboty s det'mi rannego vozrasta s zaderzhkoy rechevogo razvitiya. - SPb. : Rech', 2004. - 128 s.
6. Kazantseva E. V. Korrektsionno-pedagogicheskaya tekhnologiya formirovaniya rechevoy kommunikatsii u detey s umerennoy i tyazheloy umstvennoy otstalost'yu : dis. ... kand. ped. nauk. - Ekaterinburg, 2010. - 189 s.
7. Korobkova O. F. Soderzhanie ponyatiy «kommunikativnaya kompetentsiya», «kommunikativnye na-vyki» i «rechevye navyki» v sovremennoy normativnoy dokumentatsii i nauchnoy literature // Spets. obrazovanie. - (Izuchenie, obuchenie i vospitanie detey s narusheniyami razvitiya). - 2010. - № 3.
8. Kusova M. L., Tenkacheva T. R. Formirovanie grammaticheskogo stroya rechi u detey starshego dosh-kol'nogo vozrasta v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya // Innovatsii v obrazovanii: poiski i resheniya : sb. mat-lov II mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / Natsional'naya akademiya obrazovaniya im. I. Altynsarina ; Ural'skiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet. - 2015. - S. 660-662.
9. Lisina M. I. Formirovanie lichnosti rebenka v obshchenii. - SPb. : Piter, 2009. - 320 s.
10. Mamardashvili M. K. Ocherk sovremennoy filosofii. - SPb. : Azbuka, 2012. - 608 c.
11. Pokrovskaya Yu. A. Definitsiya «zaderzhka rechevogo razvitiya» v sovremennoy logopedii // Spetsi-al'naya pedagogika i spetsial'naya psikhologiya : sb. nauch. st. uchastnikov V mezhdunar. teoretiko-metodol. seminara (8-9 apr. 2013 g., ISOiKR GBOU VPO MGPU) : v 2-kh tomakh. T. 1. Spetsial'naya pedagogika i spetsial'naya psikhologiya: sovremennye problemy teorii, istorii, metodologii. - M. : LOGOMAG, 2013. -S. 211-218.
12. Pocheptsov G. G. Teoriya kommunikatsii : uchebnoe posobie. - M. : Refl-buk, 2001. - 656 s.
13. Tenkacheva T. R. Formirovanie kommunikativnykh navykov u doshkol'nikov s narusheniyami razvitiya v usloviyakh inklyuzivnogo obucheniya // Innovatsionnye usloviya razvitiya nauki i obrazovaniya v mezhkul'turnom vzaimodeystvii : mat-ly mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / AGU - Sukhum, 2015. - 239 s.
14. Khuzeeva G. R. Stanovlenie kommunikativnoy kompetentnosti doshkol'nika soglasno FGOS DO // Vospitatel'. - 2015. - № 2 - S. 46.
15. Justice L. Communication Sciences and Disorders: An Introduction. - Pearson : Merrill Prentice Hall, 2006. - 580 c.
Статью рекомендует д-р филол. наук, проф. М. Л. Кусова.