Научная статья на тему 'Развитие речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра средствами Pecs'

Развитие речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра средствами Pecs Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2023
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
расстройство аутистического спектра / речевая коммуникация / коммуникативные нарушения / коммуникативные способности / дошкольный возраст / autism spectrum disorder / speech communication / communication disorders / communication skills / preschool age

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мясагутова Алина Фаиловна, Валиуллина Гульнара Владимировна, Мухаметзянова Ф. Г.

В статье рассматривается актуальные проблемы развития речевой функции у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра. Указыва-ется анализ результатов исследования по изучению коммуникативной способности у детей с аутизмом. Проведенный констатирующий эксперимент позволил выявить особенности раз-вития речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с РАС. На первом этапе осу-ществлялся сбор анамнестических данных. Из беседы с родителями было выяснено, что у всех изучаемых детей в раннем детстве наблюдались некоторые особенности. После изучения анамнеза и получения общих сведений о ребенке было проведено диагностическое исследование особенностей развития речевой коммуникации детей с РАС с помощью методики А.В. Хау-стова «Оценка коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спек-тра». Эксперимент показал, что у детей с РАС имеются проблемы в коммуникативной сфе-ре. Анализ методики А.В. Хаустова «Оценка коммуникативных навыков у детей с расстрой-ствами аутистического спектра» показал, что испытуемые имеют трудности или затруд-нения в следующих навыках: просьбы; комментирования и описания; сообщение о своих эмо-циях и чувств; диалоговые навыки. Дети не проявляют инициативу в выражении просьб, своих эмоций и чувств, не делятся информацией с другими людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мясагутова Алина Фаиловна, Валиуллина Гульнара Владимировна, Мухаметзянова Ф. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF VERBAL COMMUNICATION IN PRESCHOOLERS WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER MEANS PECS

The article deals with topical problems of speech function development in preschool children with autism spectrum disorder. The analysis of the results of a study on the communication ability in children with autism is indicated. The conducting experiment allowed to reveal the features of the development of speech communication in children of preschool age with ASD. At the first stage, anamnestic data was collected. From a conversation with parents, it was found that all the children studied in early childhood had some peculiarities. After studying the history and obtaining general information about the child, a diagnostic study was conducted of the peculiarities of the development of speech communication of children with ASD using the method of A.V. Khaustov "Assessment of com-munication skills in children with autism spectrum disorders". The experiment showed that children with ASD have problems in the communicative sphere. Analysis methods A. V. Khaustova "Evaluation of communication skills in children with autism spectrum disorders" showed that the subjects have difficulties or difficulties in the following skills: requests; commenting and description; message about your emotions and feelings; conversational skills. Children do not take the initiative in express-ing requests, their emotions and feelings, they do not share information with other people.

Текст научной работы на тему «Развитие речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра средствами Pecs»

УДК 378

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА СРЕДСТВАМИ PECS

Мясагутова А.Ф., Валиуллина Г.В., Мухаметзянова Ф.Г.

alina.myasagutova@mail.ru

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

Аннотация. В статье рассматривается актуальные проблемы развития речевой функции у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра. Указывается анализ результатов исследования по изучению коммуникативной способности у детей с аутизмом. Проведенный констатирующий эксперимент позволил выявить особенности развития речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с РАС. На первом этапе осуществлялся сбор анамнестических данных. Из беседы с родителями было выяснено, что у всех изучаемых детей в раннем детстве наблюдались некоторые особенности. После изучения анамнеза и получения общих сведений о ребенке было проведено диагностическое исследование особенностей развития речевой коммуникации детей с РАС с помощью методики А.В. Хау-стова «Оценка коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра». Эксперимент показал, что у детей с РАС имеются проблемы в коммуникативной сфере. Анализ методики А.В. Хаустова «Оценка коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра» показал, что испытуемые имеют трудности или затруднения в следующих навыках: просьбы; комментирования и описания; сообщение о своих эмоциях и чувств; диалоговые навыки. Дети не проявляют инициативу в выражении просьб, своих эмоций и чувств, не делятся информацией с другими людьми.

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, речевая коммуникация, коммуникативные нарушения, коммуникативные способности, дошкольный возраст.

Благодарности. Работа выполнена в соответствии с Программой Правительства Российской Федерации по конкурентному росту Казанского федерального университета.

Введение. Актуальность проблемы определяется тем, что по данным Всероссийской детской диспансеризации (2005 г.) отмечается увеличение количества рождений детей при сочетающихся сенсорных, эмоционально-волевых нарушениях у 6% новорождённых. При обеспечении государственных гарантий доступности и равных возможностей для получения полноценного образования для каждого ребёнка, перед обществом в целом и системой образования, в частности, встаёт вопрос о взаимной адаптации ребёнка к требованиям социума и социума к индивидуальным возможностям ребёнка [1; 2]. В основе адаптации ребёнка к требованиям социума и микроколлектива образовательного учреждения лежит коммуникация [3].

Адаптация ребёнка к требованиям социума и микроколлектива образовательного дошкольного учреждения заключается в развитии коммуникации и её базовых составляющих - коммуникативных способностей. Однако, большинство ученых, занимающихся исследованием феномена РАС, утверждают, что главным нарушением при данном диагнозе является недостаточное развитие навыков коммуникации. По ряду данных исследователей [4-6; 8] у данной группы детей наблюдаются такие нарушения как: отсутствие потребности и способности к общению, проявляющиеся в виде уклонения от контакта, отставании или отсутствии разговорной речи, неспособности поддержать диалог, непонимание своих и чужих переживаний, дисгармоничность когнитивного развития и другие специфические особенности.

Проблема развития коммуникации у дошкольников с РАС становится наиболее значимой не только в связи с необходимостью включения этой категории детей в сферу дошкольного и школьного образования, но и в связи с недостаточностью научно обоснованных психолого-педагогических условий для этого.

На научно-практическом уровне актуальность проблемы и темы исследования определяется обнаруженным несоответствием между параллельно идущими исследованиями в области фундаментальной психологической науки и практики. Так, в теоретических исследованиях рассматриваются вопросы развития коммуникативной сферы личности человека в целом, структура его коммуникативных способностей; в практических - уделяется внимание проблемам коммуникации (но не коммуникативных способностей), в основном, применительно к детям с нормальным психическим развитием или лёгкими формами дизонтогенеза [7].

В отношении же дошкольников с РАС теоретические и практические сведения об особенностях развития их коммуникативных способностей практически не обнаружены. Зарубежные авторы описывают диагностический инструментарий для изучения коммуникативных навыков данной категории детей (методики не переведены на русский язык и рассматриваются в работах М. Rutter [8], U. Frith [9], L. Wing [10]) , в отечественной специальной психологии имеется ряд научно-практических исследований, посвящённых развитию речи, бытовых навыков, организации познавательной и игровой деятельности дошкольников с РАС, а также по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом (О.С. Никольская [11], А.В. Хаустов [15]). В то же время, в научной и методической психолого-педагогической литературе обнаруживается дефицит исследований, посвящённых проблемам диагностики и создания условий для развития коммуникативных способностей дошкольников с РАС [7; 16].

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, позволили выделить ряд несоответствий между: развивающейся системой учреждений (как государственных, так и негосударственных) для оказания психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями и отсутствием необходимых форм государственной поддержки детям дошкольного возраста с РАС, а также их родителям; отсутствием научных данных о коммуникативных способностях дошкольников с РАС и педагогических формах работы, способствующих их развитию.

Обнаруженные несоответствия как теоретического, так и практического планов определили проблему исследования, которая заключается в теоретическом обосновании, разработке и внедрении в практику эффективных направлений коррекционной работы, способствующих развитию коммуникативных способностей у дошкольников с РАС.

Актуальность проблемы исследования, наличие несоответствий позволили сформулировать тему статьи: «Развития речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с дошкольников с расстройством аутистического спектра средствами PECS».

Методы. Основополагающим методами данного монографического исследования является теоретические и эмпирические. Теоретический метод: анализ психолого-педагогической литературы. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, эксперимент.

Результаты и обсуждение. По результатам анализа анамнестических данных, беседы и анкетирования родителей можно сделать вывод о том, что у детей с РАС имеются с детства особенности развития. Так, по словам родителей, имеет позднее развитие речи или ее полное отсутствие, игровая деятельность слабо выражена, контакты с другими людьми нарушены.

После изучения анамнеза и получения общих сведений о ребенке было проведено диагностическое исследование особенностей развития речевой коммуникации детей экспериментальной и контрольной групп с помощью методик: А.В. Хаустова «Оценка коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра»; «Диагностика коммуникативных способностей», автор Н.Е. Вераксы, 2009.

Эксперимент показал, что у детей как экспериментальной, так и контрольной группы имеются проблемы в коммуникативной сфере.

Так диалоговые навыки у детей контрольной группы находятся на среднем у 20% и низком - у 80% детей с РАС, высокий уровень выявлен не был. Сформированность навыков социального поведения на среднем уровне у 20%, а низкий уровень показали 80% испытуемых. Навык выражения эмоций, чувств и сообщения о них имеет следующую картину: высокий уровень не выявлен, средний находится на 20%, а низкий - 80%. Навык привлечения внимания и запроса информации сформирован на высоком и среднем уровне по 20%, а низкий имеют 60% испытуемых. Высокий уровень развития навыка комментирования и описания определено у 20% детей и 20% показали средний уровень, однако у 60% - он совершенство отсутствует. Навыки социальной ответной реакции сформированы таким образом: высокий - 20%, средний - 20%, низкий - 60%. Навык просьбы на высоком уровне представлено у 20, средний у 40, а 40% детей имеют низкий уровень сформированности данного навыка.

Приблизительно такая же картина была выявлена у детей экспериментальной группы. Диалоговые навыки находятся на среднем у 20% и низком -у 80% детей с РАС, высокий уровень выявлен не был. Сформированность навыков социального поведения: высокий уровень не выявлен, средний уровень - 40%, а низкий показали 60% испытуемых. Навык выражения эмоций, чувств и сообщения о них представлен следующим образом: высокий уровень не выявлен, средний находится на 20%, а низкий - 80%. Навык привлечения внимания и запроса информации сформирован на высоком и среднем уровне по 20%, а низкий имеют 60% испытуемых. Высокий уровень развития навыка комментирования и описания определено у 20% детей и 20% показали средний уровень, однако у 60% - он совершенство отсутствует. Навыки социальной ответной реакции сформированы таким образом: высокий - 20%, средний - 20%, низкий - 60%. Навык просьбы на высоком уровне представлено у 20%, средний у 20%, а 60% детей имеют низкий уровень сформиро-ванности данного навыка.

Выводы. Таким образом, в обеих группах детей с высоким уровнем выявлено не было. В контрольной группе средний уровень показали 40% детей, и низкий уровень имеют 60%. В экспериментальной группе высокий уровень также выявлен не был. У 20% детей выявлен средний уровень, а у 80% - низкий.

Анализ данной методики показал, что испытуемые имеют трудности или затруднения в следующих навыках: просьбы; комментирования и описания; сообщение о своих эмоциях и чувств; диалоговые навыки.

Заключение. Анализ данной методики А.В. Хаустова «Оценка коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра» показал, что испытуемые имеют трудности или затруднения в следующих навыках: просьбы; комментирования и описания; сообщение о своих эмоциях и чувств; диалоговые навыки. Дети не проявляют инициативу в выражении просьб, своих эмоций и чувств, не делятся информацией с другими людьми.

РАС - это специфическое нарушение нервной системы, выражающее в особенностях поведения и нарушении коммуникации. Многими учеными предприняты попытки выделить группы детей с РАС и приблизительно описать их специфические особенности, так как аутизм не встречается в чистом виде, а значит, нельзя однозначно сказать, что ребенок относится к той или иной группе. Однако, нарушение развития речевой коммуникации является основной чертой детей с аутизмом и требует усиленной работы со стороны специалистов [17].

По мнению зарубежных авторов, таких как: Poleg Shani, Golubchi Pavel, Offen Daniel, Weizman A., расстройство аутистического спектра характеризуется постоянным дефицитом в социальной коммуникации, ограниченными и повторяющимися моделями поведения, интересами или действиями и часто интеллектуальными нарушениями. РАС имеет ряд распространенных сопутствующих заболеваний, таких как расстройства сна, синдром дефицита внимания, гиперактивность и эпилепсия [17; 18].

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития речевой коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра показал, что в настоящее время данному вопросу уделяется пристальное внимание как со стороны отечественных, так и зарубежных ученых. Ими изучена специфика психологического развития детей с РАС, которая выражена в трех ключевых сферах поведения: социальные отношения; вербальные и невербальные коммуникации; виды интересов и деятельности, выраженные в навязчивых, повторяющихся или стереотипных формах поведения [19].

По мнению отечественных и зарубежных ученых (О.С. Никольская [11], L. Kanner [12], A. Bondy [6], V. Cumine [13], L.A. Frost [14], U. Frith [9], M. Talbott [20], T. Shapiro [21]), одним из ведущих нарушений, которое препятствует успешности процесса социализации-индивидуализации детей с РАС, выступает низкий уровень развития коммуникативных навыков.

Развитие речи у детей с РАС является одной из главных задач в развитии коммуникации, что в свою очередь будет способствовать социализации ребенка. Для решения данной проблемы учеными изучались структура коммуникации, мотивы побуждения к коммуникации, этапы развития коммуникативных способностей. Также рассматривались возможности замены речи на другие методы коммуникации с другими людьми. Однако, следует учитывать, что для развития успешной коммуникации с ребёнком с РАС важно не только понять, какова его личная коммуникация, а важно понять, зачем он прибегает к коммуникации [22].

По утверждению большинства исследователей, одна из ключевых проблем детей, которым поставлен диагноз детский аутизм или расстройство аутистического спектра - общение с окружающими. Они не в состоянии выразить свои желания и потребности. Поэтому так важно научить их взаимодействию с другими людьми для дальнейшей адаптации в социуме. Решая данную задачу, ученые разрабатывают и внедряют в практику программы

развития альтернативной коммуникации. Среди таких программ получила большую известность американская система PECS, которая доказала свою эффективность в работе с аутичными детьми.

Монографическое исследование состояния речевой коммуникации было проведено на базе МАДОУ «Детский сад № 332 комбинированного вида» с 6 октября по 2 ноября 2018 года. Экспериментом было охвачено 10 детей с РАС (5-6 лет). Дети были распределены на две группы на контрольную и экспериментальную группу по 5 человек в каждой.

Констатирующий эксперимент проводился в два этапа.

1 этап - сбор анамнестических данных. Этот этап включал в себя изучение медицинской документации, беседу и анкетирование родителей (приложение 1). Целью явилось составление индивидуальной карты развития и выявление особенностей отношения родителей к дефекту ребенка.

2 этап - диагностическое исследование детей с РАС. Этот этап включал в себя проведение с каждым ребенком диагностических методик с целью выявления уровня развития коммуникативных навыков у детей с РАС.

Для диагностического исследования были подобраны следующие методики

1) методика А.В. Хаустова [15] «Оценка коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра» (приложение 2), адаптированный вариант методики «Оценка социальных и коммуникативных навыков у детей с аутизмом»;

«Диагностика коммуникативных способностей», автор Н.Е. Вераксы.

На первом этапе осуществлялся сбор анамнестических данных. Анамнестические данные изучались из медицинской карты детей. В каждой стоял диагноз - расстройство аутистического спектра.

Из беседы с родителями было выяснено, что у всех изучаемых детей в раннем детстве наблюдались некоторые особенности. При рождении почти у всех матерей дети закричали сразу после рождения. У шести детей отсутствовал «комплекс оживления» на первом году жизни, у одного ребенка «комплекс оживления» был в 3 месяца, а у двух в 4-5 месяцев. Восемь детей из десяти не реагировали на перемены в обстановке, у других это вызывало реакцию крайнего возбуждения. Один ребенок до 4 лет легко привыкал к изменениям в обстановке, легко адаптировался к ним, не проявлял сильного возбуждения. Одни дети спокойно шли на руки к чужим людям, отвечали им улыбкой, не проявляли особого беспокойства, а другие наоборот проявлял беспокойство при появлении чужих людей. Также было отмечено, что один ребенок к чужим на руки не шел, но сейчас реагирует спокойно, не замечает их.

Анализ анкеты для родителей показал, что у 70% детей имеется специфические особенности поведения, проявляющиеся в избирательности в еде, одежде, организации быта. У 80% испытуемых имеются двигательные стереотипии, навязчивость и агрессивное поведение. Двигательные стереотипии проявлялись в виде машущих движений пальцев, однообразных поворотов головы, хлопков в ладоши, раскачиваний, кружений вокруг своей оси, качаний головы и закатывание глаз. У 20% было отмечено, что кроме двигательных стереотипий возникает навязчивость и агрессивные проявления, если присутствует ограничение в чем-либо или заставляют что-то сделать.

Ответы родителей показали, что у 80% детей игра носит бессюжетный характер, т.е. представляет собой различные манипуляции с предметами (разбрасывают, строят, выставляют в ряд и т.д.). 20% детей любят рисовать, но рисунок представляет собой односложный силуэт (линии, фигуры и др.).

29

2019, том 3, „

Педагогические науки

50% - любят собирать пазлы, смотреть книжки. 50% детей предпочитают играть в одиночку.

Родители отметили в анкете, что речевое развитие происходило у детей с задержкой. На данный момент выявлено, что у 40% детей речь вообще отсутствует, а у других наблюдается недостаточность коммуникативной функции речи.

Таким образом, по результатам анализа анамнестических данных, беседы и анкетирования родителей можно сделать вывод о том, что у детей с РАС имеются с детства особенности развития. Так, по словам родителем, имеет позднее развитие речи или ее полное отсутствие, игровая деятельность слабо выражена, контакты с другими людьми нарушены.

Анализ результатов по методике «Оценка коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра» в контрольной и экспериментальной группах представлен на рис. 1.

80% 80% S0% Control group

1 2 3 4 5 6 7

□ high □ average □ low

80% 60% 40% 20% 0%

80% 80% Experimental group

60% 60% 60% 60% 60%

20% 0%,

40%

0%

20%

20%

20%0

20%20%

1

J3

□ high □ average □ low

2

6

7

Рис. 1 Summary of indicators of the formation of communicative skills in children 5-6 years of age with ASD according to the method "Assessment of communication skills in children with autism spectrum disorders" at the ascertaining stage of the experiment (%) Note: 1 - conversational skills; 2 - social skills; 3 - skills of expression of emotions, feelings and communication about them; 4 - skills to attract attention and request information; 5 - naming, commenting and description skills; 6 -- social response skills; 7 - skills requests

Из рис. 1 видно, что по каждому показателю определены высокий, средний и низкий уровни сформированности коммуникативных навыков в каждой группе. Так, диалоговые навыки у детей контрольной группы находятся на среднем у 20% и низком - у 80% детей с РАС, высокий уровень выявлен не был. Сформированность навыков социального поведения на среднем уровне у 20%, а низкий уровень показали 80% испытуемых. Навык выражения эмоций, чувств и сообщения о них имеет следующую картину: высокий уровень не выявлен, средний находится на 20%, а низкий - 80%. Навык привлечения внимания и запроса информации сформирован на высоком и сред-

нем уровне по 20%, а низкий имеют 60% испытуемых. Высокий уровень развития навыка комментирования и описания определено у 20% детей и 20% показали средний уровень, однако у 60% - он совершенство отсутствует. Навыки социальной ответной реакции сформированы таким образом: высокий - 20%, средний - 20%, низкий - 60%. Навык просьбы на высоком уровне представлено у 20%, средний у 40%, а 40% детей имеют низкий уровень сформированности данного навыка.

Приблизительно такая же картина была выявлена у детей экспериментальной группы. Диалоговые навыки находятся на среднем у 20% и низком -у 80% детей с РАС, высокий уровень выявлен не был. Сформированность навыков социального поведения: высокий уровень не выявлен, средний уровень - 40%, а низкий показали 60% испытуемых. Навык выражения эмоций, чувств и сообщения о них представлен следующим образом: высокий уровень не выявлен, средний находится на 20%, а низкий - 80%. Навык привлечения внимания и запроса информации сформирован на высоком и среднем уровне по 20%, а низкий имеют 60% испытуемых. Высокий уровень развития навыка комментирования и описания определено у 20% детей и 20% показали средний уровень, однако у 60% - он совершенство отсутствует. Навыки социальной ответной реакции сформированы таким образом: высокий - 20%, средний - 20%, низкий - 60%. Навык просьбы на высоком уровне представлено у 20%, средний у 20%, а 60% детей имеют низкий уровень сформиро-ванности данного навыка.

После обобщения количественных данных был проведен и качественный анализ показателей. Так, навык сформированности диалоговой речи у детей с РАС показал, что детей, показавших высокий уровень, выявлено не было. Дети со средним уровнем также могут поддержать диалог самостоятельно или с помощью взрослого, но при этом отвечают одним-двумя словами. Диалог имеет краткую форму, т.е. является не долгим. Испытуемые, оказавшиеся на низком уровне, либо у них не развита речь, либо они не проявляют инициативы вступать в контакт с другими людьми.

Детей со сформированностью навыка социального поведения на высоком уровне выявлено не было. Детям с РАС, оказавшимся на среднем уровне, требовалась помощь или подсказка взрослого. У испытуемых с низким уровнем данный навык не сформирован вообще. Они не умеют просить, делиться, помогать другим.

Навык выражения эмоций, чувств и сообщения о них имеет следующую картину: детей с высоким уровнем не было выявлено. Дети со средним уровнем выражали свои эмоции и чувства различными способами (махали от радости руками; кричали от недовольства, проявляли злость путем укусов, щипаний, запаха рук и др.), но не выражали их с помощью речевых сообщений. При низком уровне дети не проявляют своих эмоций в достаточной степени или слабо выражено.

Дети, имеющие высокий уровень сформированности навыка привлечения внимания и запроса информации, используют для привлечения внимания свои способы, например, руку взрослого, слово «дай», жесты. Однако, для детей со средним уровнем необходимо подсказка или помощь взрослого. Дети с низким уровнем не умеют привлекать внимание взрослого и сверстников для получения желаемого.

Дети, имеющие высокий и средний уровень развития навыка комментирования и описания, могли словом или простой фразой прокомментировать

31

событие или описать предмет. Но некоторым из них необходима была помощь взрослого. Дети комментируют редко и только сильно заинтересовавшие их события, затрудняются в употреблении личных местоимений. Дети с низким уровнем не комментируют никакие события, даже самые простые для понимания, не могут назвать героев сказок и мультфильмов и т.д.

Навыки социальной ответной реакции сформированы у большинства детей с РАС. У детей с высоким уровнем проявляются ответные реакции в виде как речевых словосочетаний (не хочу, не буду, уйди и т.д.), так и жесто-выми движениями (отодвигает руку, уходит, начинает плакать или кричать и т.д.). Эти действия настойчивы и ярко выражены. Дети, показавшие средний уровень, в основном используют жестовую речь или используют нежелательное поведение. Остальные испытуемые - низкий уровень - никак не реагируют на предложенный нежелательный предмет. Могут либо нехотя взять, либо просто уйти.

Дети, которые имеют высокий уровень сформированности навыков просьбы, умеют просить высказывать и выражать невербальными способами просьбы о еде, предмете, выполнении действия, используя упрощенные фразы «еще», «хочу» и т.д. Просьбы в основном связаны с тем, что находится в данный момент в поле зрения ребенка. Дети со средним уровнем, не так часто прибегают к просьбе. Однако, они почти всегда используют просьбу в отношении еды и повторения понравившегося действия. Дети, оказавшиеся на низком уровне, не используют просьбы ни в какой форме, стараются что-то взять или сделать самостоятельно.

Обобщив полученные результаты, нами был выявлен общий уровень сформированности коммуникативных навыков у детей с РАС в возрасте 5-6 лет по данной методике. Результаты представлены на рис. 2.

80% 60% 40% 20% 0%

0%

0% high

80%

60%

40%

20%

average

low

□ control group

Рис. 2. Summary of the overall level of communication skills in children with ASD at the age of 5-6 years in both groups according to the method "Assessment of communication skills in children with autism spectrum disorders" at the ascertaining stage of the experiment (%)

Таким образом, из рис. 2 мы видим, что в обеих группах детей с высоким уровнем выявлено не было. В контрольной группе средний уровень показали 40% детей, и низкий уровень имеют 60%. В экспериментальной группе высокий уровень также выявлен не был. У 20% детей выявлен средний уровень, а у 80% - низкий.

Анализ данной методики показал, что испытуемые имеют трудности или затруднения в следующих навыках: просьбы; комментирования и описания; сообщение о своих эмоциях и чувств; диалоговые навыки.

Результаты по методике «Диагностики коммуникативных способно-стей»представлены в приложении 5 и показал следующую картину развития коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра.

Результаты по заданиям первого раздела, направленные на понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия, представлены на рис. 3.

Tasks of the first section

80%80%

80% 60% 40% 20% 0%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20% 20% OB

□ contro l

group

1 point 2 point 3 point not fulfilled the

task

Рис. 3. The results of the tasks of the first section (%)

Как видно из рис. 3, в контрольной группе 3 и два балла не набрал ни один ребенок. 20% детей набрали один балл. Не выполнили задание 80% испытуемых. В экспериментальной группе также никто из детей не набрал два или три балла. Один балл набрали лишь 20% детей, а не выполнили задание 80% испытуемых.

Такие результаты означает, что дети не распознают ситуации взаимодействия и не вычленяют задачи, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях. В большинстве дети отказались выполнять задание по различным причинам: они не смотрели картинки, начинали разбрасывать их, некоторые даже падали на пол и кричали.

Обобщенные результаты заданий второго раздела, направленные на понимание ребенком состояния сверстника, представлены на рис. 4.

80% 60% 40% 20% 0%

80% 60°%

20%0% 20%

0%

0% 0% 0%

□ control group

1 point 2 point 3 point not

fulfilled the task

Рис. 4. The results of the assignment of the second section (%)

Как видно из рис. 4, в контрольной группе никто из испытуемых не набрал 3 балла. 20% детей набрали 2 и 1 баллы. Не выполнили задание - 60% детей. В экспериментальной группе никто не набрал 3 и 2 балла, однако 1 балл набрали 20% испытуемых. Не выполнили задание - 80% детей.

Дети, набравшие 2 балла, не всегда понимают состояния сверстников, что иногда может привести к трудностям в общении с другими детьми. Они отвечали бездумно, не понимая задания, и не стремились его выполнить. Де-

2019, том 3, „

^ ^ Педагогические науки

ти, получившие 1 балл, смогли распознать только одну ситуацию, что говорит о непонимании состояния других детей. Большинство детей не смогли выполнить задание в силу поведенческих нарушений. Некоторые из них не понимали поставленную перед ними задачу, инструкцию.

Полученные данные по результатам выполнения заданий третьего раздела, направленные на выявление уровня развития представления ребенка о способах выражения своего отношения к взрослому, представлены на рис. 5.

80% 80%

80% 60% 40% 20% 0%

20% 20%

0%

0%

0% 0%

01

□ control group

1 point

2 point

3 балла

not fulfilled the task

Рис. 5. The results of the assignment of the third section (%)

Анализ данных, представленных на рис. 5., показал, что в контрольной группе никто из детей не набрал 3 и 2 балла. 1 балл набрали - 20% детей, а не выполнили задание 80% испытуемых. В экспериментальной группе наблюдается аналогичная картина.

Дети, имеющие 1 балл, не имеют представлений о различных способах выражения, кроме как привычными для них способами. Большая часть детей не выполнили задание, так как не могли понять задание, не узнавали ситуацию, изображенную на картинке. Некоторые из них начинали кричать или бросаться карточками.

Полученные данные по выполнению заданий четвертого раздела, направленные на определение уровня развития представлений ребенка о способах выражения своего отношения к сверстнику, представлены на рис. 6.

100%

100% 80% ■

80%

60% 40% 20% □ control group

20% fn0% 0% 0% 0% 0% I ■ ■ the experimental group

0% -1-

s/ у /

Рис. 6. The results of the assignment of the fourth section (%)

Результаты показали следующее: в контрольной группе 3 и 3 балла не набрал ни один ребенок, 1 балл выявлен у 20%, а не выполнили задние 80% испытуемых. В экспериментальной группе 3, 2, 1 балла не набрал ни один ребенок. Не выполнили задание все 100% детей.

Дети, которые набрали лишь 1 балл, не разбираются в ситуациях общения. Им трудно ориентироваться в нормах поведения. Большое количество

2019, том 3,

Казанский вестник молодых ученых ^ ^

детей не справились с заданием: одни отмечали не верную ситуацию, другие отказывались, выполнять задание или не понимали инструкцию.

Обобщив полученные данные по четырем разделам данной методики, был определен общий уровень развития коммуникативных способностей. Результаты представлены на рис. 7.

80% 60% 40% 20°% 0°%

80% 80% ^-7~

20% 20%

0% 0%

high

average

low

□ control group ■ the experimental group

Рис. 7. The level of development of communication skills (%)

Так, исходя из данных рис. 7. мы видим, что в контрольной группе высокий уровень выявлен не был, средний у 20%, а низкий составил тоже 80%. В экспериментальной группе высокий уровень у детей не выявлен, у 20% детей средний уровень развития коммуникативных способностей, а низкий уровень представлен 80% испытуемых.

Дети, имеющие средний уровень развития коммуникативных навыков могут не всегда понимают поставленные перед ними задачи взрослым, понимают частично эмоции сверстников, плохо представляют нормы взаимодействия с другими людьми. Большая часть детей имеют низкий уровень развития коммуникативных способностей из-за своих специфических черт личности. Они плохо понимают ситуацию, вычленяют поставленные перед ними задачи, не понимают инструкцию.

Таким образом, эксперимент показал, что у детей как экспериментальной, так и контрольной группы имеются проблемы в коммуникативной сфере.

Анализ данной методики А.В. Хаустова «Оценка коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра» показал, что испытуемые имеют трудности или затруднения в следующих навыках: просьбы; комментирования и описания; сообщение о своих эмоциях и чувств; диалоговые навыки. Дети не проявляют инициативу в выражении просьб, своих эмоций и чувств, не делятся информацией с другими людьми.

В ходе обследования по методике «Диагностики коммуникативных способностей» было отмечено, что дети не всегда понимают состояния сверстников, что иногда может привести к трудностям в общении с другими детьми, дети не распознают ситуации взаимодействия, и они не имеют четких представлений о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации.

Литература

1. Khairatdinov R.R., Safin R.S., Korchagin E.A., Mukhametzyanova F.G., Fakhrutdinova A.V., Nikishina S.R. The Content of Educational Programs in Technical Universities: Quality of Applying the Modern Professional Standards (2019). International Journal of Instruction, 12(1), January 2019. Vol.12, No.1 рр 357-370.

2. Khairutdinov R.R, Antropova T.G, Golland O.N, Mukhametzyanova F.G., Yarullina A.S, Karimova L..K. Comparative perspectives on innovative development of russian economy: Influence of sustainable factors?//Journal of Entrepreneurship Education. 2018. Vol. 21, Is. 3.

3. Виноградова К.Н. Речь и коммуникация при расстройствах аутистического спектра / К.Н. Виноградова // Аутизм и нарушения развития. 2015. № 2(47). С. 17- 28.

4. Листунова О.Г. Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного учреждения // Молодой ученый. 2016. № 24. С. 471-475.

5. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 536 с.

6. Bondy A. The unusual suspects myths and misconceptions associated with PECS Andy Bondy Pyramid Educational Consultants, Inc / A. Bondy // The Psychological Record. 2012 62. P. 789-816

7. Бессмертная Ю.В. Особенности развития коммуникативных способностей дошкольников с расстройствами аутистического спектра: автореф. дис... канд. психол. наук / Ю.В. Бессмертная. Екатеринбург: УГПУ, 2008. 23с.

8. Rutter M. Autism and pervasive developmental disorders: concepts and diagnostic issues / M. Rutter, E. Schopler // Journal of autism and developmental disorders. 1987. Vol. 17. Рp. 159-186.

9. Frith U. Autism: explaining the enigma / U. Frith. Oxford, UK: Blackwell, 1989. 204 p.

10. Wing L. The autistic spectrum / L. Wing. London: Constable, 1996. 578 p.

11. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. 1995. № 2. С. 8-18.

12. Kanner L. Autistic disturbances of affective contact [Electronic resource] // Nervous Child. 1943. Vol. 2, Iss. 3. P. 217—250. URL: http://neurodiversity.com/library_kanner_ 1943.pdf.

13. Cumine V. Autism in the Early Years: A practical Guide / V. Cumine, J. Dunlor, S. Gill. N.Y.: Rout ledge, 2010. 120 p.

14. Frost L.A. An introduction to PECS: The Picture Exchange Communication System / L.A. Frost, A. Bondy Newark, DE: Pyramid Educational Consultants, 1998. 158p.

15. Хаустов, А.В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра: учеб.- метод.пособие / А.В. Хаустов. Москва: ЦПМССДиП., 2010. 88 с

16. Poleg Shani, Golubchi Pavel, Offen Daniel, Weizman A., Cannabidiol as a suggested candidate for treatment of autism spectrum disorder(Review) // Progress in Neuro-Psychopharmacology and Biological Psychiatry. 2019. № 89. P. 90-96.

17. Metcalfe Dale, McKenzie Karen, McCarty Kristofor, Pollet Thomas., Emotion recognition from body movement and gesture in children with Autism Spectrum Disorder is improved by situational cues // University of Northumbria, Department of Psychology. 2019. № 86. P. 1-10.

18. Yavuz Melis, Selfuk Bilge, Korkmaz Ban§., Social competence in children with autism // International Journal of Developmental Disabilities. 2019. № 1. P. 10-19.

19. Khowaja Kamran, Salim Siti Salwah., Serious Game for Children with Autism to Learn Vocabulary: An Experimental Evaluation // International Journal of Human-Computer Interaction. 2019. № 2. P. 1-26.

20. Talbott Meagan, Young Gregory, Munson Jeffrey, Estes Annette Mercer, Vismara Laurie, Rogers Sally. The Developmental Sequence and Relations Between Gesture and Spoken Language in Toddlers With Autism Spectrum Disorder // Child Development. 2019. № 51. P. 120-136.

21. Shapiro T.G. Ginsberg. The Speech of a Schizophrenic Child From Two to Six [Electronic resource] // American Journal of Psychiatry. 1972. Vol. 128, Iss. 11. P. 1408-1414.

22. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения: монография. Москва: Педагогика, 1986. 136 с.

THE DEVELOPMENT OF VERBAL COMMUNICATION IN PRESCHOOLERS WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER MEANS PECS

A. Myasagutova, G. Valiullina, F. Mukhametzyanova

alina.myasagutova@mail.ru

Kazan Federal University, Kazan, Russia

Abstract. The article deals with topical problems of speech function development in preschool children with autism spectrum disorder. The analysis of the results of a study on the communication ability in children with autism is indicated. The conducting experiment allowed to reveal the features of the development of speech communication in children of preschool age with ASD. At the first stage, anamnestic data was collected. From a conversation with parents, it was found that all the children studied in early childhood had some peculiarities. After studying the history and obtaining general in-

formation about the child, a diagnostic study was conducted of the peculiarities of the development of speech communication of children with ASD using the method ofA. V. Khaustov "Assessment of communication skills in children with autism spectrum disorders". The experiment showed that children with ASD have problems in the communicative sphere. Analysis methods A. V. Khaustova "Evaluation of communication skills in children with autism spectrum disorders" showed that the subjects have difficulties or difficulties in the following skills: requests; commenting and description; message about your emotions and feelings; conversational skills. Children do not take the initiative in expressing requests, their emotions and feelings, they do not share information with other people.

Keywords: autism spectrum disorder, speech communication, communication disorders, communication skills, preschool age.

Acknowledgements. The work is performed according to the Russian Government Program of Competitive Growth of Kazan Federal University.

Сведения об авторах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мясагутова Алина Фаиловна, студент ИМО КФУ, г. Казань, Россия. alina.myasagutova@mail.ru

Валиуллина Гульнара Владимировна,

канд. пед. наук, старший преподаватель, кафедра дефектологии и клинической психологии КФУ, г. Казань, Россия.

Мухаметзянова Ф.Г., доктор педагогических наук, профессор, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия. florans955@mail.ru

Authors of the publication

Alina Myasagutova, student, Kazan Federal University, Kazan, Russia.

alina.myasagutova@mail.ru

Gulnara Valiullina, Cand. Sci. (Ped.), Senior Lecturer, Department of Defectology and Clinical Psychology, Kazan Federal University, Kazan, Russia.

F. Mukhametzyanova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Kazan Federal University, Kazan, Russia. florans955@mail.ru

Дата поступления 26.04.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.