Научная статья на тему 'Особенности социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста 3 - 4 лет'

Особенности социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста 3 - 4 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4200
381
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / КОММУНИКАЦИЯ / ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATION / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Колпакова Анастасия Николаевна

В статье раскрываются особенности социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста. Рассматривается проблема социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста. Дана характеристика понятия социально-коммуникативного развития. Описаны формы социально-коммуникативного развития. Рассматриваются сферы общения социально-коммуникативного развития. Рассматриваются понятия социализация, коммуникация, выделена основная цель социально-коммуникативного развития. Дана характеристика форм общения детей младшего дошкольного возраста. Рассматриваются средства общения младших дошкольников. Рассматривается основное условие развития взаимодействия с другими людьми. Рассматривается процесс социально-коммуникативного развития в игре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Колпакова Анастасия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста 3 - 4 лет»

международных соревнованиях. За последние два года достижения стрелков из лука существенно возросли не только по техническим результатам, но и занятым местам. Впервые за последнюю четверть века спортсменка России стала чемпионкой мира в классическом луке, также есть значительные сдвиги в командных соревнованиях: серебро Олимпийских Игр 2016 года, золото Чемпионата Европы 2016 года, золото Кубка мира 2017 года.

Список литературы / References

1. Петряев А.В. Современный подход в научно-методическом обеспечении подготовки спортсменов в циклических видах спорта / А.В. Петряев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2006. № 22. С. 51-57.

2. Фомиченко Т.Г. Современные подходы к совершенствованию системы научно-методического обеспечения подготовки спортивных сборных команд России / Т.Г. Фомиченко., М.П. Шестаков, А.Г. Абалян // Вестник спортивной науки, 2010. № 5. С. 3-6.

3. ФНЦ ВНИИФК научно-методическое обеспечение. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vniifk.ru/nauchno-metodicheskoe_obespechenie.php/ (дата обращения: 27.04.2018).

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 - 4 ЛЕТ Зотова И.В.1, Колпакова А.Н.2 Email: Zotova17126@scientifictext.ru

'Зотова Ирина Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент; 2Колпакова Анастасия Николаевна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация: в статье раскрываются особенности социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста. Рассматривается проблема социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста. Дана характеристика понятия социально-коммуникативного развития. Описаны формы социально-коммуникативного развития. Рассматриваются сферы общения социально-коммуникативного развития. Рассматриваются понятия социализация, коммуникация, выделена основная цель социально-коммуникативного развития. Дана характеристика форм общения детей младшего дошкольного возраста. Рассматриваются средства общения младших дошкольников. Рассматривается основное условие развития взаимодействия с другими людьми. Рассматривается процесс социально-коммуникативного развития в игре.

Ключевые слова: социализация, коммуникация, развитие, общение, дети дошкольного возраста.

PECULIARITIES OF THE OF FORMATION PROCESS OF THE COGNITIVE ACTIVITY IN CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE 3 - 4 YEARS Zotova I.V.1, Kolpakova A.N.2

'Zotova Irina Vasikvna - PhD in Pedagogy, Associate Professor; 2Kolpakova Anastasia Nikolaevna - Student, THE DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY CRIMEAN ENGINEERING-PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SIMFEROPOL

Abstract: the article reveals the peculiarities of social and communicative development of children of preschool age. The problem of social and personal development of a preschool child is considered. The characteristic of the concept of social and communicative development is given. The forms of social and communicative development are described. The spheres of social and communicative development are considered. The concepts of socialization, communication are considered, the main purpose of social and communicative development is allocated. The characteristic of forms of

communication of children of younger preschool age is given. Means of communication of younger preschoolers are considered. The basic condition of development of interaction with other people is considered. The process of social and communicative development in the game is considered. Keywords: socialization, communication, development, communication, preschool children.

УДК 372.22

Важные личностные качества ребенка формируются в дошкольном детстве, при взаимодействии его с окружающим миром, поэтому ФГОС дошкольного образования включает отдельный раздел социально-коммуникативное развитие. Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в связи с условиями прогрессирования социального окружения ребенка.

Социализация - это процесс усвоения традиций общества, среды, культуры, формирование его ценностей и навыков общения.

Коммуникация - это умение обмениваться необходимой информацией в процессе диалога; готовность выразить и отстаивать собственную точку зрения при уважении к позиции других людей; умение использовать эти навыки в процессе коммуникации для решения разных задач.

В ФГОС определенно, что социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление независимости и способности регулировать собственные действия; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, развития уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и обществу детей и взрослых, вырабатывание положительных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Теоретические и методологические основы изучения коммуникативного развития детей дошкольного возраста содержатся в исследованиях А.Н. Леонтьева, C.JI. Рубинштейна, М.С. Кагана, Д.Б. Эльконина, А. Валлона, Ж. Пиаже, И. Лингарта и др.

Проблема коммуникативного развития дошкольников, ее содержание, структура, разработана в концепции генезиса общения М. И. Лисиной и ее учениками-последователями -Л.Н. Галигузовой, Д.Б. Годовиковой, Т.А. Репиной, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой, Р.Б. Стеркиной и др.

Также проблеме развития социально-коммуникативных навыков дошкольников посвещены работы М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, Т.А. Репиной, ученые рассматривают понятия «общение» и «коммуникативная деятельность» как слова синонимы. В их концепции изложена основная идея: развитие общения дошкольников, с взрослыми и сверстниками, рассматривается в качестве процесса качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности [1].

М.И. Лисина считала, что младший дошкольный возраст — это время возникновения внеситуативно-познавательной формы общения при совместной познавательной деятельности с взрослым. Повышенная любознательность ребенка в данном возрасте побуждает его задавать более сложные вопросы. Давая четкие, доступные для его понимания ответы взрослый выступает как эрудит, повышая его информационное поле, стимулирует его речевую активность. Такое взаимоотношение носит ситуативно-теоретический «характер», потому что обсуждаются разные проблемные ситуации. Организованное общение с детьми обогащает их социально-коммуникативное развитие.

М.И. Лисина говорила о таких сферах общения: сфера общения со взрослым, где ребенок нуждается в признании его взрослым, изучая детали жизни взрослых людей, с помощью которых у него складываются представления о жизнедеятельности людей. Ребенок сосредотачивается на социальном окружении, а не на мире предметов. В данном возрасте у ребенка возрастает потребность не только в доброжелательном внимании, но и во взаимном понимании и сопереживании. Жесты, позы и мимика, усвоенные детьми ранее, при общении с взрослым используются ими для установки контактов.

Исследователи аргументировали, что при развитии игры дети вначале отображают внешний аспект деятельности взрослых, который они прорабатывают путем обыгрывания (Д.Б. Эльконин, 1978; М.И. Лисина, 1978). Используя предметы-заместители, возникает возможность осваивать новые способы действия с предметами человеческой деятельности, благодаря чему они удовлетворяют свою любознательность [2].

В дошкольном детстве ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, в результате чего создаются его мнения о себе и личных возможностях навыках и умениях общения. Согласно

взглядам ученых (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) общение - это качество основных условий развития ребенка, главный фактор формирования его личности, и основной вид человеческой деятельности. Существенно обозначить, что коммуникация, которая имеется во всех видах детской деятельности и оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом [3].

Развитие социально-коммуникативных навыков ребенка младшего дошкольного возраста -это развитие способности успешного общения и эффективного взаимодействия ребенка с окружающими. Основанное на особенностях личности дошкольника, таких как желание вступить во взаимодействие, способность слышать и сопереживать собеседнику способность поставить себя на место другого, считаться с интересами и замыслами сверстников [4].

Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста имеет важное значение, ребенок с самого рождения погружается в процесс его познания и изучения на различных уровнях (физическом, интеллектуальном, психическом, эмоциональном и речевом) [5].

Социально-коммуникативное развитие детей младшего возраста является одним из значительных аспектов его полноценного развития. Познавательная активность детей проявляется в способности включаться в ситуацию, выполняя действия на высоком уровне активности с начала задачи [6].

Ситуативно-деловая форма общения - складывается примерно к четырем годам и длится до старшего дошкольного возраста. В это время ребенок уделяет меньше интереса взрослому, то есть более заманчивым партнером для общения становится сверстник. Общение в игре реализуется в игровых взаимоотношениях, на уровне реальных отношений, какие находятся вне сюжета (дети договариваются и распределяют игровые роли, обсуждают условия игры, оценивают и контролируют действия других) [7].

Таким образом, под социально-коммуникативным развитием мы понимаем процесс активной, позитивной социализации ребенка, в данном процессе он обучается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром, что позволит ему стать всесторонне развитой личностью и полноценным членном данного социального общества. Такое развитие в младшем дошкольном возрасте проходит в близком общении с взрослым, который может ответить на вопросы, интересующие ребенка.

Список литературы / References

1. Меджидова Э.С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема // Молодой ученый, 2016. № 6. С. 799-803. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/110/27082/ (дата обращения: 17.05.2018).

2. Лисина М.И. Общение ребенка со взрослыми как деятельность / Ред. сост. М.И. Лисина. М., 1974. 31 с.

3. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей психологии /А.А. Леонтьев.: Избр. псих. труды. Л. Воронеж, 2001. 113 с.

4. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н.Ф. Голованова. СПб.: Речь, 2004. 100 с.

5. Зотова И.В. Особенности развития социально-коммуникативной компетентности у дошкольников / И.В. Зотова, О.Г. Фирюлина // Проблемы современной науки и образования. Иваново: «Проблемы науки», 2017. № 18 (100). С. 78-83.

6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 2001. 235 с.

7. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова/. М.: Академия, 2013. 26 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.