Научная статья на тему 'Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросе формирования коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста'

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросе формирования коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1163
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ / КОММУНИКАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / PRESCHOOL AND FAMILY INTERACTION / COMMUNICATIVE READINESS / PRESCHOOL AGE CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евдокишина О. В.

В статье обосновывается важность взаимодействия ДОУ и семьи в вопросе формирования коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе на современном этапе модернизации системы образования. Анализируется и доказывается значимость формирования коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста, дается характеристика процесса общения и его влияния на коммуникацию дошкольника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евдокишина О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF PRESCHOOL EDUCATION AND A FAMILY IN THE FORMATION OF COMMUNICATIVE READINESS FOR PRESCHOOL CHILDREN

The article explains the importance of considering the interaction between a preschool and a family in shaping communicative readiness of preschool children for school at the present stage of modernization of the education system. The researcher analyzes and proves the importance of the issue of formation of communicative readiness of preschool children in general, and the characteristic of the communication process and its impact on communication of a preschool pupil in particular.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросе формирования коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста»

11. Фролов, С.В. Организация непрерывного профессионального образования в системе «колледж - вуз» с применением дистанционных образовательных технологий / С.В. Фролов, В.С. Фролов // ХХ научно-практическая конференция «Инновации в системе профессионального образования: непрерывное образование». - Озерск, 2014.

Bibliography

1. Federaljnihyj zakon ob obrazovanii v Rossiyjskoyj Federacii ot 29 dekabrya 2012 goda № 273-F3 Statjya 16, p. 1.

2. Ehljkonin, D.B. Razmihshleniya nad proektom // Kommunist. - 1984. - № 3.

3. Davihdov, V.V. Problemih razvivayuthego obucheniya: opiht teoreticheskogo i ehksperimentaljnogo psikhologicheskogo issledovaniya. -M., 1986.

4. Marks, K. Metod politicheskoyj ehkonomiki / K. Marks, F. Ehngeljs. Sochineniya. - T. 12.

5. Nayjn, A.Ya. Metodika i metodologiya nauchnogo issledovaniya. - Chelyabinsk, 1993.

6. Marks, K. Sochineniya / K. Marks, F. Ehngeljs. - T. 23.

7. Novoselov, S.A. Razvitie tekhnicheskogo tvorchestva v uchrezhdenii professionaljnogo obrazovaniya: sistemnihyj podkhod. - Ekaterinburg, 1997.

8. Zeer, Eh.F. Lichnostno-razvivayuthee professionaljnoe obrazovanie. - Ekaterinburg, 2006.

9. Podoljskiyj, A.I. Modelj pedagogicheskoyj sistemih razvivayuthego obucheniya. - Magnitogorsk, 1997.

10. Frolov, S.V. Organizaciya uchebnoyj deyateljnosti studentov s ispoljzovaniem distancionnihkh obrazovateljnihkh tekhnologiyj // XIX nauchno-praktich. konf. «Innovacii v sisteme professionaljnogo obrazovaniya: informacionno-obrazovateljnaya sreda». - Chelyabinsk, 2013.

11. Frolov, S.V. Organizaciya neprerihvnogo professionaljnogo obrazovaniya v sisteme «kolledzh - vuz» s primeneniem distancionnihkh obrazovateljnihkh tekhnologiyj / S.V. Frolov, V.S. Frolov // KhKh nauchno-prakticheskaya konferenciya «Innovacii v sisteme professionaljnogo obrazovaniya: neprerihvnoe obrazovanie». - Ozersk, 2014.

Статья поступила в редакцию 09.07.14

УДК 373

Evdokishina O.V. INTERACTION OF PRESCHOOL EDUCATION AND A FAMILY IN THE FORMATION OF COMMUNICATIVE READINESS FOR PRESCHOOL CHILDREN. The article explains the importance of considering the interaction between a preschool and a family in shaping communicative readiness of preschool children for school at the present stage of modernization of the education system. The researcher analyzes and proves the importance of the issue of formation of communicative readiness of preschool children in general, and the characteristic of the communication process and its impact on communication of a preschool pupil in particular.

Key words: preschool and family interaction; communicative readiness; preschool age children.

О.В. Евдокишина, канд. пед. наук, доц. каф. социальной педагогики и социальной работы Шадринского гос. педагогического института, г. Шадринск, Е-mail: [email protected]

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В ВОПРОСЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье обосновывается важность взаимодействия ДОУ и семьи в вопросе формирования коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе на современном этапе модернизации системы образования. Анализируется и доказывается значимость формирования коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста, дается характеристика процесса общения и его влияния на коммуникацию дошкольника.

Ключевые слова: взаимодействие ДОУ и семьи, коммуникативная готовность, дети старшего дошкольного возраста.

Дошкольное детство - это уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей и педагогов. Отношение государства к семье и к семейному воспитанию менялось на разных этапах общественного развития. Сегодня изменилось не только отношение государства к семье, но и сама семья стала другой. Впервые в Законе «Об образовании» (ст. 18) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Сменились акценты, главной стала семья, хотя вопросы педагогического просвещения по-прежнему актуальны. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

В соответствии с Законом «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям

приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании.

Для дошкольного учреждения актуальной сегодня является проблема дальнейшего углубления имеющихся представлений о семье в свете современных подходов, расширения представлений о содержании, формах и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней. Этой проблеме посвящены работы ряда авторов: Т.Н. Дороновой, О.И. Давыдовой, Е.С. Евдокимовой, О.Л. Зверевой и др.

Как отмечают ученые, одним из компонентов образовательной среды ДОУ является взаимодействие участников педагогического процесса [1]. Учитывая специфику дошкольного детства, необходимо помнить, что уровень развития и образования ребенка во многом зависит не только от личностных и профессио-

нальных качеств педагога, но и от педагогической компетентности родителей. Поэтому одним из важнейших факторов в вопросах воспитания и обучения дошкольников является взаимодействие между педагогами и родителями.

На протяжении многих лет система отечественного образования стояла на позициях приоритетности общественного воспитания над семейным. Именно поэтому вопросами образования и развития детей, посещающих детские сады, занимались дошкольные образовательные учреждения. И основной задачей воспитателей в работе с родителями было лишь их педагогическое просвещение. После принятия новой Концепции дошкольного воспитания возникла необходимость создания условий для взаимодействия с ними на основе сотрудничества.

Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Приоритетными направлениями в деятельности педагогического коллектива ДОУ служат:

• повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей;

• приобщение родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;

• повышение воспитательных умений и педагогической культуры родителей.

Одно из основных условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, успешного обучения в школе — своевременное и полноценное формирование коммуникативной готовности старших дошкольников. Как показывает практика, для полноценного речевого развития дошкольников, необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласовано.

Как отмечают Е.Ю. Тагаева, Л.А. Савицкая, для достижения единой цели взаимодействие предполагает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь [2]. Участвовать в коммуникативном развитии семьи начинают с момента прихода ребёнка в детский сад. Основные цели взаимодействия педагогов и родителей по вопросам коммуникативного развития дошкольников - это объединение усилий взрослых для обеспечения успешного речевого развития каждого ребенка, выделение приоритетных линий этого развития, показ наиболее эффективных методов и приемов работы речевого воспитания, раскрытие возможности переноса полученных педагогических знаний в условия семейного воспитания, формирование у родителей желания и умения общаться с детьми, руководить детской деятельностью.

Все это обостряется той проблемой, что в настоящее время большие затруднения у старших дошкольников вызывает именно их готовность строить взаимоотношения с новыми для них людьми на ступени начальной школы, то есть речь идет о недостаточной коммуникативной готовности дошкольников к обучению в школе.

Коммуникативная готовность к школе воспитанников дошкольного образовательного учреждения, как отмечают О.А. Зотова и Н.Ю. Матвеева - это сложная междисциплинарная проблема, которой посвящен целый ряд психолого-педагогических исследований, изучающих коммуникативную культуру, коммуникативные способности, готовность к школе воспитанников ДОУ, проблемы межличностных отношений, конфликты в образовательной среде, психологию и педагогику общения и человеческих взаимоотношений [1].

А.В. Вялых в своем исследовании коммуникативную готовность к школе воспитанников дошкольного образовательного учреждения понимает как готовность воспитанников к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленную ситуацией школьного обучения, включающую в себя все компоненты структуры общения и сфор-мированность всех элементов процесса общения, контроль своего поведения на основе элементарного анализа обратной связи и степени восприятия партнеров, достаточные для успешного освоения школьной программы [3].

Понимание сущности коммуникативной деятельности как составляющей готовности к школьному обучению представлено в работах Г.Г. Кравцова и Е.Е. Кравцовой, которые считают, что основными сторонами личностной готовности детей к школьному обучению являются произвольность в общении со взрослыми и сверстниками, адекватно сформированное отношение к самому себе [4]. В качестве предпосылок овладения учебой

деятельностью авторы выделяют «новые формы общения» ребёнка со взрослыми и сверстниками, влияющие на учебную деятельность: произвольно-конкретное общение детей со взрослыми, которое характеризуется ориентацией ребёнка на целостный контекст ситуаций и подчинением своего поведения этому контексту, что является необходимым условием принятия учебных задач будущими школьниками; произвольно-кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, характеризующееся тем, что ребёнок учится полноценно сотрудничать с партнёром, помогать и содействовать ему, находясь с ним на равных, содержательно сопряжённых позициях. Эта форма общения создаёт предпосылки овладения учебными действиями, общими способами решения учебных задач. Отличительные особенности этих форм общения составляют две их характеристики: первая - внеситуативность, позволяющая не руководствоваться сиюминутными желаниями, а подчиняться определённым нормам и правилам, вторая - это произвольность.

Проведя анализ исследований, мы понимаем под коммуникативной готовностью смысловой аспект социального взаимодействия, предполагающий формирование у ребенка умения воспринимать и обмениваться информацией, устанавливать и поддерживать контакты со взрослыми и сверстниками, способствующие его социальной общности, становлению ребенка как языковой личности и переходу к новой социальной позиции школьника (О.В. Евдокишина, Г.М. Киселева).

Способность ребенка к коммуникации является одним из критериев эффективности учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Коммуникация выступает как форма открытого действия при воспитании детей дошкольного возраста, поэтому успешность плодотворного взаимодействия ребенка и взрослого будет зависеть от того, насколько хорошо развита коммуникативная деятельность дошкольника.

В современной ситуации одной из основных трудностей является неумение дошкольника устанавливать взаимоотношения как со сверстниками, так и со взрослыми, то есть речь идет о несформированности коммуникативной готовности дошкольника к обучению в школе.

Таким образом, коммуникативная деятельность выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей, что доказывают исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконина и др.

М.И. Лисина отмечает, что общение для ребенка - это «активные действия», с помощью которых он стремится передать другим и получить от них определенную информацию, установить с окружающими необходимые ему эмоционально окрашенные отношения и согласовывать свои действия, удовлетворять свои материальные и духовные потребности [5]. Она выделяет в сфере общения со взрослыми экспрессивно-мимические, предметно-действенные и речевые средства, появляющиеся последовательно, со значительными интервалами. В контактах со сверстниками ребенок использует те же три категории и к началу оформления общения, т.е. к трем годам он практически уже владеет ими. Автором отмечено, что у младших дошкольников ведущее положение занимают выразительные и практические операции, однако к старшему дошкольному возрасту речь выступает на передний план и занимает положение ведущей коммуникативной операции.

М.И. Лисина, А.Г. Рузская выделяют последовательно сменяющие друг друга формы общения детей со сверстниками -эмоционально-практическую, ситуативно-деловую, внеситуативно-деловую, каждая из которых характеризуется определенными параметрами (содержанием потребности в общении, ведущим мотивом, основными средствами общения) [5; 6]. Форма общения характеризует изменения содержательной стороны коммуникативной деятельности дошкольников, обусловленные развитием жизнедеятельности ребенка. Возрастает отделен-ность общения от других типов взаимодействия дошкольника с детьми, направленность его активности только на сверстника как субъекта, внеситуативность общения, чувствительность к воздействиям ровесника, гибкость в контактах с ним и значимость общения с равным партнером среди других видов взаимодействия с ним.

В процессе формирования коммуникативной готовности к школе рекомендуется применять активные игровые, коррек-

ционные и развивающие технологии. Необходимым условием успешной работы ДОУ в этом направлении является алгоритм формирования коммуникативной готовности к школе воспитанников ДОУ, представленный Е.В. Степановым [7]. Он предполагает:

1) анализ коммуникативной готовности каждого ребенка на основе анкет и вопросников для педагогов;

2) составление плана групповой и индивидуальной работы с детьми на основе диагностики и анализа;

3) составление плана индивидуальной коррекционной работы с дошкольниками группы риска с учетом состояния здоровья; отбор методик, соответствующих типу межличностных отношений субъектов воспитательно-образовательной среды ДОУ;

4) контроль эффективности спланированных мероприятий на основе вопросника и педагогических наблюдений, охватывающий все компоненты структуры коммуникативной готовности;

Библиографический список

5) итоговый контроль эффективности работы на основе диагностики, анализа и наблюдений взаимоотношений субъектов воспитательно-образовательной среды ДОУ;

6) сбор статистической информации.

Безусловно, что данный алгоритм будет продуктивным только лишь при тесном и содержательном взаимодействии ДОУ и семьи, чем слаженнее будет выполняться данная работа, тем лучше мы получим результат.

Из выше сказанного можно констатировать, что необходимо вырабатывать формы взаимодействия детского сада с семьёй, то есть способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов и форм взаимодействия ДОУ с семьёй - установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

1. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И Мусиенко. - М., 2001.

2. Тагаева, Е.Ю. Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского сада и семьи // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. - М., 2013.

3. Вялых, А.В. Формирование коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе: дис. ... канд. пед. наук. -М., 2005.

4. Кравцов, Г.Г. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. - М., 1987.

5. Лисина, М.И. Общение с взрослыми у детей первых 7 лет жизни // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. -М., 2005.

6. Рузская, А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками / Психология дошкольника: хрестоматия. - М., 2000.

7. Степанов, Е.В. Коммуникативная готовность дошкольника к учебной деятельности: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2003.

Bibliography

1. Doshkoljnoe uchrezhdenie i semjya - edinoe prostranstvo detskogo razvitiya: Metodicheskoe rukovodstvo dlya rabotnikov doshkoljnihkh obrazovateljnihkh uchrezhdeniyj / T.N. Doronova, E.V. Solovjeva, A.E. Zhichkina, S.I Musienko. - M., 2001.

2. Tagaeva, E.Yu. Rechevoe razvitie doshkoljnikov: vzaimodeyjstvie detskogo sada i semji // Pedagogicheskoe masterstvo: materialih III mezhdunar. nauch. konf. - M., 2013.

3. Vyalihkh, A.V. Formirovanie kommunikativnoyj gotovnosti starshikh doshkoljnikov k obucheniyu v shkole: dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2005.

4. Kravcov, G.G. Shestiletniyj rebenok: psikhologicheskaya gotovnostj k shkole / G.G. Kravcov, E.E. Kravcova. - M., 1987.

5. Lisina, M.I. Obthenie s vzroslihmi u deteyj pervihkh 7 let zhizni // Khrestomatiya po detskoyj psikhologii: ot mladenca do podrostka. - M., 2005.

6. Ruzskaya, A.G. Razvitie obtheniya rebenka so vzroslihmi i sverstnikami / Psikhologiya doshkoljnika: khrestomatiya. - M., 2000.

7. Stepanov, E.V. Kommunikativnaya gotovnostj doshkoljnika k uchebnoyj deyateljnosti: dis. ... kand. psikhol. nauk. - M., 2003.

Статья поступила в редакцию 25.06.14

УДК 355.231+398.8

Kashina N.I. PEDAGOGICAL POTENTIAL OF ART CULTURE OF THE COSSACKS IN ACQUISITION OF CHILDREN AND YOUTH OF TRADITIONAL VALUES. In the work the pedagogical potential of musical culture of the Cossacks in development of the youth's traditional values, as the Cossacks are the carrier of the most significant traditional national values representing an embodiment of universal values. The author's opinion is that the musical culture of the Cossacks is a cumulative base of the ethnocultural environment and a learning tool of an ethnic picture of the world of the Cossacks.

Key words: art culture, traditional values, Cossacks, Cossack education.

Н.И. Кашина, канд. пед. наук, доц. каф. музыкального образования, докторант Уральского

гос. педагогического университета, г. Екатеринбург, E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ КАЗАЧЕСТВА В ОСВОЕНИИ ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

В статье выявляется педагогический потенциал художественной (в том числе музыкальной) культуры казачества в освоении детьми и молодежью традиционных ценностей, так как именно казачество является носителем наиболее значимых традиционных народных ценностей, представляющих собой воплощение ценностей общечеловеческих, а его музыкальная культура - это кумулятивная база этнокультурной среды и средство познания этнической картины мира казачества.

Ключевые слова: художественная культура, традиционные ценности, казачество, казачье образование.

Социокультурные преобразования, происходящие сегодня в мировом сообществе, характеризуются переоценкой современным человеком ценностей и изменением их иерархической системы. Особую остроту приобретает проблема преемственности между поколениями и состояния ценностного сознания молодежи, нуждающейся в ценностно-смысловых ориентирах, духов-

но-нравственных идеалах, культурных образцах и нормах. Традиционные ценности и выстроенные на их основе ментальные программы подрастающего поколения, становление которого осуществляется сегодня в условиях экономической и культурной глобализации, поликультурного пространства, оказывают значительное влияние на успех дальнейшего социального раз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.