Научная статья на тему 'К вопросу оптимизации коммуникативного общения детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе ДОУ'

К вопросу оптимизации коммуникативного общения детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
991
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / КОММУНИКАТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОПТИМИЗАЦИЯ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / COMMUNICATIVE DIALOGUE / UPBRINGING AND EDUCATION PROCESS / OPTIMIZATION / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скитская Л. В., Щербаков Ю. И.

В статье описано влияние коммуникативного общения на развитее личности ребёнка, раскрыты проблемы оптимизации коммуникативного общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, обоснован опыт внедрения новых форм, методов работы в воспитательно-образовательном процессе дошкольных учреждений по оптимизации коммуникативного общения детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скитская Л. В., Щербаков Ю. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION THE OPTIMIZATION OF COMMUNICATION DIALOGUE PRESCHOOL CHILDREN IN THE EDUCATIONAL-LEARNING PROCESS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article describes the impact of communicative dialogue on the development of the child''s personality, disclosed an optimization problem communicative dialogue among preschool children in preschool educational institutions, grounded experience of the introduction of new forms and methods of work in educational and pre-school education process to optimize the communicative interaction of children.

Текст научной работы на тему «К вопросу оптимизации коммуникативного общения детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»

лять и анализировать документацию в области охраны окружающей среды и рационального природопользования (ПК-16).

В свете реализации Федеральных государственных образовательных стандартов особое значение приобретает тесное взаимодействие вуза и работодателя, которое осуществляется в первую очередь через систему прохождения бакалаврами производственных и учебных практик. Данные виды практик обеспечивают приобретение первого профессионального опыта и выступают в качестве «ведущего фактора, обеспечивающего эффективное формирование высокого уровня профессиональной компетентности будущих бакалавров» [3, с. 27].

Выше сказанное подчеркивает значимость формирования профессиональных компетенций в условиях учебных и производственных практик. Поэтому одной из ключевых задач в профессиональной подготовке бакалавров является: сопряжение компетенций, осваиваемых в рамках профессионального обучения и содержания практики; определение соответствия заданных компетенций видам профессиональной деятельности, выполняемых студентами во время практик; составление перечня профессиональных компетенций, которые будут приобретены или развиты студентами в процессе практики.

Задания на производственную практику составляются с учетом двух аспектов: профиля работы организации, куда направляется студент и обязательного индивидуального задания для каждого студента. Производственно-управленческие организации (отделы по охране окружающей среды на предприятиях; частные фирмы, оказывающие аудиторские экологические ус-

Библиографический список

луги) и система особо охраняемых природных территорий представляют наибольший интерес для прохождения производственной практики бакалаврами направления «Экология и природопользование». Выполнение индивидуального задания на практике предполагает сбор и первичную обработку производственного либо научного материала, который может быть положен в основу курсовых, выпускных квалификационных и научно-исследовательских работ, являющихся главным инструментом реальной проверки сформированных компетенций студента.

Выполнение исследовательских работ осуществляется по комплексному модулю, что способствует интеграционному взаимодействию как образовательных учебных дисциплин, так и вуза с работодателем, в процессе чего и формируются практи-ко-ориентированные компетенции.

Среди основных направлений совместной деятельности вуза и работодателей можно выделить: практическое обучение студентов на реальных рабочих местах; проведение представителями работодателей - специалистами - практиками - учебных занятий для студентов, мастер-классов, деловых игр, практикумов и т.д.; участие работодателей в итоговой государственной аттестации выпускников.

Таким образом, возникает необходимость проектирования компетентностно-ориентированных образовательных модулей, позволяющих на наш взгляд сформировать профессиональные компетенции у бакалавров направления подготовки «022000.62

- Экология и природопользование».

1. Ниязова, А.А. Основные научные подходы, используемые в решении экологических проблем / А.А. Ниязова, Э.Ф. Садыкова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. -№ 1 [Э/р]. Р/д: www.science-education.ru/107-8234

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 022000 «Экология и природопользование» (квалификация (степень) “бакалавр”) [Э/р]. - Р/д: Ь|йр://минобрнауки.рф/документы/1874

3. Костыгина, В.В. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров-строителей в процессе учебно-производственных практик - автореф. дис. канд. пед. наук. - Пенза, 2010.

Bibliography

1. Niyazova, A.A. Osnovnihe nauchnihe podkhodih, ispoljzuemihe v reshenii ehkologicheskikh problem I A.A. Niyazova, Eh.F. Sadihkova II Sovremennihe problemih nauki i obrazovaniya. - 2013. -№ 1 [Eh?r]. RId: www.science-education.ruI107-8234

2. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart vihsshego professionaljnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 022000 «Ehkologiya i prirodopoljzovanie» (kvalifikaciya (stepenj) “bakalavr”) [Eh?r]. - R?d: http:IIminobrnauki.rfIdokumentihI1874

3. Kostihgina, V.V. Formirovanie professionaljnoyj kompetentnosti buduthikh inzhenerov-stroiteleyj v processe uchebno-proizvodstvennihkh praktik - avtoref. dis. kand. ped. nauk. - Penza, 2010.

Статья поступила в редакцию 09.09.13

УДК 373. 291

Skitskaya L.V., Shcherbakov Y.I. TO THE QUESTION THE OPTIMIZATION OF COMMUNICATION DIALOGUE PRESCHOOL CHILDREN IN THE EDUCATIONAL-LEARNING PROCESS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS. The article describes the impact of communicative dialogue on the development of the child's personality, disclosed an optimization problem communicative dialogue among preschool children in preschool educational institutions, grounded experience of the introduction of new forms and methods of work in educational and pre-school education process to optimize the communicative interaction of children.

Key words: children of preschool age, communicative dialogue, Upbringing and education process, optimization, preschool educational institution.

Л.В. Скитская, ст. преп. каф. дошкольной педагогики и специальных методик Приднестровского гос. университета г. Тирасполь, аспирант ФГБОУ ВПО МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва, E-mail: Skitskaja@mail.ru; Ю.И. Щербаков, д-р пед. наук, проф., зав. каф. педагогики и психологии ФГБОУ ВПО

Московского гос. гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, г. Москва, E-mail: drpmgopu@bk.ru

К ВОПРОСУ ОПТИМИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ

В статье описано влияние коммуникативного общения на развитее личности ребёнка, раскрыты проблемы оптимизации коммуникативного общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, обоснован опыт внедрения новых форм, методов работы в воспитательно-образовательном процессе дошкольных учреждений по оптимизации коммуникативного общения детей.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, коммуникативное общение, воспитательно-образовательный процесс, оптимизация, дошкольное образовательное учреждение.

Инновационные процессы в социально-экономической и политической жизни современного общества, как в Российской Федерации, так и в Приднестровской Молдавской республике поставили систему образования перед необходимостью пересмотра традиционных и поиску новых подходов к формированию личности дошкольников, их разностороннему развитию и социальной адаптации в современном обществе. С этих позиций актуализируется необходимость поиска эффективных путей оптимизации коммуникативного общения ребенка с другими людьми, расширения возможностей дошкольников активно и творчески участвовать в этом взаимодействии (Н.Ф. Голованова, М.В. Крулехт, Л.М. Кларина, А.В. Петровский и др.). Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями, что определяет практическую значимость формирования коммуникативного общения с самого раннего детства.

В обществе стремительно развиваются новые информационные технологии, создающие специфическую коммуникативную среду (компьютерная сеть, телевизионные мосты и т.д.), возрастает роль диалога при решении задач международного значения и внутриполитического характера, интенсифицируются межнациональные контакты. В этом контексте общение и его значение для развития личности - важная проблема научных исследований. Общение как феномен изучалось представителями философии, социологии, психологии, физиологии и других наук (Б.Г. Ананьев, Э. Берн, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский,

В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, Й. Хейзинга). Общение у дошкольников исследовалось в работах Н.Г. Богуславской, Н.В. Волковой, Д.Б. Годовиковой, Н.В. Клюевой, Ю.В. Касаткиной, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской и других ученых. Проблему повышения эффективности педагогического процесса в ДОУ исследовали Т.И. Бабаева, А.Г. Гостев, РВ. Куликова, РА. Литвак, А.Я. Найн, Л.И. Новикова, У.В. Ульенкова и др. Изучением речевого аспекта коммуникации занимались И.С. Лопухина, Е.М. Мастюкова, Д.Э. Розенталь, Е.И. Тихеева, Т.А. Ткаченко, О.С. Ушакова и др.

Социально-психологическая готовность к эффективному коммуникативному общению человека с людьми в настоящее время является необходимым условием развития личности уже в период дошкольного детства. Именно на ранних этапах детского онтогенеза складываются базисные личностные качества и психологические особенности ребенка, имеющие первостепенное значение для его дальнейшего развития. Оптимизация коммуникативного общения является важнейшей составляющей личностной сферы и обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию ребенка в окружающем его мире. Умения вступать в контакты с другими людьми, устанавливать взаимоотношения с ними, регулировать свое поведение оказывают решающее влияние не только на позитивную совместную деятельность, но и на будущий социальный статус ребенка в современном обществе.

В связи с этим перед психолого-педагогической наукой и практикой встают вопросы теоретического обоснования и практического использования эффективных форм и методов воспитательно-образовательного воздействия и регулирования коммуникативной сферы детей в системе дошкольного обучения и воспитания. Все большее социальное значение приобретает проблема оптимизации коммуникативного общения детей с окружающими их людьми в сочетании с их гармоничным психическим и личностным развитием. Анализ научной литературы, посвященной изучению проблемы коммуникативного общения, его роли и влиянию на психическое и личностное развитие ребенка показывает, что данная проблема находится под пристальным вниманием ученых. Отдельные ее аспекты достаточно полно освещены в работах как отечественных, так и зарубежных психологов и педагогов.

Важные теоретико-методологические основы коммуникативного развития детей дошкольного возраста содержатся в фундаментальных трудах Б.Г. Ананьева, А. Валона, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, М.С. Кагана, Й. Леонгарта, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Ж. Пиаже, Л.С. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина). Проводились также исследования взаимодействия и взаимовлияния коммуникативного развития с различными сферами детского развития: интеллектуальной - Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов,

А.В. Петровский; эмоциональной - О.В. Гордеева, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, А.И. Сорокина; личностной - Г.В. Акопов, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С. Мухина; деятельностной, опосредованной межличностными отношениями - Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, М.С. Каган, Я.П. Коломинский, А.А. Леонтьев, Т.А. Репина, А.П. Усова.

Изменение отношения педагогов-практиков к дошкольному детству потребовало пересмотра содержания, форм и методов работы, создания педагогических технологий, отвечающих требованиям гуманизации образовательного процесса, личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком. Современные исследования в области дошкольной педагогики, раскрывающие особенности формирования и развития общения дошкольников, представлены: исследованиями И.И.Иванец, посвященными речевой коммуникации детей [1]; И.А. Кумовой, проводившей исследования, связанные с воспитанием основ коммуникативной культуры детей 6-го года жизни [2]; работами Л.Р Мунировой, С.В. Проняевой [3], Е.Г. Савиной, О.С. Степиной, О.А.Черенковой [4] и др., непосредственно изучавшими процесс формирования коммуникативных умений дошкольников. Они отмечали, что отсутствие элементарных коммуникативных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, не развивает дошкольника в социальном и личностном аспекте.

Однако, современная практика дошкольного обучения и воспитания свидетельствует, что оптимизация коммуникативного общения, хотя и совершается в организованных условиях дошкольных учреждений, тем не менее, носит стихийный, нерегулируемый и не целевой характер его усвоения (А.Г. Арушано-ва, О.В. Гаврилушкина, Н.А. Короткова, В.Т. Кудрявцев,

С.В. Маланов, Н.Я. Михайленко и др.). Отсутствие типовой, базовой программы по коммуникативному развитию дошкольников обедняет деятельность педагогов по реализации коммуникативных задач. Внедрение же разнообразных развивающих обучающих технологий, как правило, не изменяет психологических и педагогических основ дошкольного образовательного процесса, напротив, отмечается его формализация [5].

Характеризуя состояние изученности проблемы применительно к дошкольному возрасту в Приднестровской Молдавской республике, приходится констатировать, что в психологопедагогической литературе многие аспекты оптимизации коммуникативного общения остаются мало разработанными. Недостаточно раскрыты как содержание коммуникативного общения, так и его критерии и показатели; не определена последовательность включения дошкольников в процесс его оптимизации и не намечены формы работы в данном направлении. Практическая деятельность ряда дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) в Приднестровье показывает, что старшие дошкольники испытывают большие трудности в коммуникативном общении: не всегда могут наладить контакт со сверстниками, не умеют понять и выслушать другого, не контролируют свое поведение и т.п., что свидетельствует о низком уровне коммуникативного общения. Анализ имеющихся исследований позволил выделить ряд противоречий между:

- признанием значимости коммуникативного общения в воспитании личности ребенка как субъекта коммуникативной деятельности и недостаточным уровнем исследования данной проблемы в научно-педагогической теории и практике дошкольного образования;

- необходимостью использования разнообразных форм и методов педагогической работы, методического инструментария по оптимизации данного общения и неготовностью специалистов к решению этого вопроса в соответствии с требованиями государственного стандарта дошкольного образования.

Проблема коммуникативного общения дошкольника со взрослым имеет два аспекта. Первый связан с развитием самого коммуникативного общения на протяжении дошкольного детства. Второй - с влиянием коммуникативного общения на развитие личности ребенка.

Формирование коммуникативного общения у дошкольников на разных возрастных этапах протекает в соответствии с психо-лого-педагогическими особенностями каждого возраста. Коммуникативное общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от коммуникативного общения со взрослыми. Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии

коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. Вторая яркая черта коммуникативного общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Третья специфическая особенность коммуникативного общения детей заключается в их нестандартности и нерег-ламентированности. Еще одна особенность коммуникативного общения сверстников - преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера.

Основными проблемами в коммуникативном общении детей являются: трудности вступления в контакт, связанные с детским эгоцентризмом; неумение сопереживать, т.е. неспособность к эмпатии; несформированность положительной установки на другого человек; неадекватная самооценка; повышенная эмоционально-личностная зависимость от партнеров по общению; недостаток коммуникационных знаний; неумение прогнозировать, планировать, осуществлять самоконтроль коммуникативного общения, перестраивать коммуникативную программу в зависимости от той или иной ситуации; неразвитость вербальных и невербальных, просодических и экстралингвистических навыков; затруднения в построении диалога; отсутствие опыта самоанализа и самонаблюдения; сложности в самовыражении и самоизменении. Разработка комплекса психолого-педагогичес-кого содержания, форм, методов и приемов, построенных на основе органичного единства игры, речи и творчества (трехзнаковой системы) и используемых в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, по нашему мнению, будет способствовать оптимизации коммуникативного общения дошкольников.

Под уровнями сформированности коммуникативного общения мы понимаем степень развития и реализации ребенком его личностных коммуникативных качеств, возможностей и способностей в процессе осуществления данного общения. Диагностика уровней сформированности коммуникативного общения детей осуществлялась методами беседы, рисуночных тестов, наблюдения за детьми, проблемных ситуаций. Изучены содержание и технологии, которые используют педагоги и родители для оптимизации коммуникативного общения детей старшего дошкольного возраста. Результаты диагностики показали, что у детей есть потребность и стремление к коммуникативному общению. Однако у старших дошкольников выявлены частые случаи деструктивного коммуникативного общения, проявляющиеся в агрессивности и конфликтности, неумении выстраивать и вести диалог, отсутствии умений выслушать и понять собеседника или донести информацию другим. Обнаружено, что в широкой педагогической практике уровень компетенции в данной сфере у воспитателей, у родителей крайне низкий. Это позволило установить зависимость уровня сформированности коммуникативного общения у детей старшего дошкольного возраста и коммуникативной компетентностью воспитателей и родителей в организации и руководстве коммуникативным общением детей. Полученные данные экспериментального исследования убедили нас в необходимости поиска содержания, форм и методов педагогической работы, оптимизирующей коммуникативное общение старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Содержание оптимизации коммуникативного общения у старших дошкольников представлено в авторской парциальной программе «Четыре шага», которая реализовывалась в специально организованных, совместных и самостоятельных видах деятельности. Концептуальными основами содержания программы выступили: комплексный, деятельностный, культуросообразный, индивидуальный, природосообразный и интегрированный подходы. В ходе реализации программы решались следующие задачи: оптимизировать у старших дошкольников умения чувствовать и понимать другого человека, потребность в коммуникативном общении на основе стремления к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми снижать у них уровень вербальной агрессии; повысить самооценку каждого ребенка, уверенность в себе; снизить уровень тревожности; способствовать развитию творческих способностей, воображения, а также индивидуальному самовыражению детей старшего дошкольного возраста в коммуникативном общении; развить навыки конструктивного коммуникативного общения.

В содержании авторской программы включены и раскрыты разнообразные формы, методы и приемы педагогической рабо-

ты со старшими дошкольниками, позволяющие преодолевать коммуникативные трудности детей старшего дошкольного возраста, тем самым оптимизируя их коммуникативное общение.

Структура программы представлена четырьмя разделами: первый раздел «Наши эмоции и мимика»; второй раздел «Я понимаю и принимаю тебя»; третий раздел «Я говорю, ты говоришь»; четвертый раздел «Наше коммуникативное общение -наше самоизменение».

Программа реализовывалась в основных формах педагогической работы со старшими дошкольниками: коллективных, групповых и индивидуальных занятиях, а также специально организованных интегрированных видах деятельности, (диалоговоигровых, познавательно-игровых, невербально-поисково-игровых), где применялся комплекс методов: анализ игровых проблемных ситуаций, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, чтение, обсуждение и драматизация литературных произведений, доступных ребенку старшего дошкольного возраста, которые обеспечивали ему активность и самостоятельность в способах оптимизации своего коммуникативного общения.

Диалогово-игровая деятельность была представлена беседами-диалогами с литературными героями как речевая деятельность, способствующая коррекции коммуникативного общения старших дошкольников. Игра как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника обусловливает оптимизацию и совершенствование управления поведением на основе ориентировочной деятельности (Д.Б. Эльконин). Игровая ситуация создает пространство по оптимизации коммуникативного общения. В нем окружающая реальность предстает как взаимосвязь причины и следствия, внешнего и внутреннего, части и целого и т.д. Выполнение роли проявляет способность переносить те знания, которые получены в специально организованных видах деятельности в игру, где приобретается опыт проявления коммуникативного общения. Значение игры заключается в том, что именно в ней ребенок воспроизводит, имитирует, апробирует отношения, воспринятые из реальности [6].

При реализации программы в играх осуществляется переход эмоционально-положительного настроя в целостное отношение не только к сказочным героям, но и к партнерам по коммуникативному общению. В диалогах с другими персонажами сказки и природными объектами развивались способности ребенка выслушивать различные мнения, высказывать свое собственное, используя вербальные и невербальные средства адекватно ситуации коммуникативного общения. В процессе диалогов дети выражали свое отношение к поступкам героев сказок и событиям. Диалоги позволили детям прийти к согласию по поводу различных способов выражения своего отношения друг к другу и предмету диалога.

Познавательно-игровая деятельность была представлена дидактическими играми, играми-конкурсами, играми-инсценировками. В специально организованных видах деятельности дети узнавали правило коммуникативного общения, которое гласит, что различные ситуации требуют проявления определённых способов выражения отношения к партнерам по общению. В нашем экспериментальном исследовании старшим дошкольникам была предложена калейдоскопичность реализации тех или иных способов коммуникативного общения: изменение ситуации вызывало изменение способа коммуникативного общения при его общей позитивной модальности.

Невербально-поисково-игровая деятельность реализовывалась в проблемных ситуациях, в ходе которых демонстрировались определенные качества, а также достижения в регуляции своего коммуникативного общения. Детям предлагалось разрешить проблемы, имеющие индивидуально-личностный, социокультурный или коммуникативный характер. Выбор проблемной ситуации в качестве метода оптимизации коммуникативного общения обусловлен пониманием ее как условия возникновения отношения на основе ситуативно возникающей познавательной потребности. Осознание какого-либо противоречия в процессе деятельности (например, невозможности выполнить теоретическое или практическое задание с помощью ранее усвоенных способов коммуникативного общения) приводило к появлению потребности в изменении своей коммуникативной программы для разрешения возникшего противоречия. Начальным звеном разрешения возникшего противоречия являлся вопрос педагога о причинах возникшей трудности, о том, какие чувства

вызвало затруднение, способствовали ли они разрешению проблемы и т.п. Отвечая на эти вопросы, ребенок приходил к продуктивному пониманию необходимости изменения своей коммуникативной программы в данной ситуации и выбору других способов налаживания коммуникативного общения.

В ходе опытно-экспериментальной работы достойное место было уделено системе взаимодействия субъектов воспитательного процесса (педагоги, родители и члены семьи) на основе развития у них высокого уровня компетентности и интеграции их личностно-ориентированной, развивающей, диалоговой и проблемно-поисковой деятельности, способствующей эффективному становлению и проявлению коммуникативного общения детей.

В воспитательно-образовательной деятельности при проведении эксперимента внимание педагога было обращено на создание специальных условий для детей с различным уровнем сформированности коммуникативного общения. Для детей, отличающихся деструктивным коммуникативным общением, использовались диалоги, тренинги, ролевые игры, психотерапевтические методы. С теми детьми, которых характеризовало адаптивное коммуникативное общение, проводились знаковосимволические игры, методы акцентирования категорий и другие коммуникативно-диалоговые методы. Для детей, отличающихся конструктивным коммуникативным общением, использовались проблемные ситуации, стимулирующие приобретение опыта позитивного поведения в различных ситуациях.

Работа со взрослыми (родителями и членами семьи) включала их подготовку к собственному общению с детьми с целью оптимизации у детей коммуникативного общения: анкетирование взрослых и беседа с ними на констатирующем этапе; родительские собрания, консультации, проведение круглых столов -на формирующем этапе. После завершения работы проводилось итоговое собрание родителей и воспитателей, где подводились итоги результатов работы с детьми, давались рекомендации по совершенствованию внутрисемейного и педагогического коммуникативного общения.

Контрольное диагностическое исследование позволило выявить качественные изменения, произошедшие в уровнях коммуникативного общения детей старшего дошкольного возраста - от деструктивного до конструктивного. В результате проведенной опытно-экспериментальной работы установлено, что процесс оптимизации коммуникативного общения старших дошкольников будет эффективным при следующих условиях:

- коммуникативное общение рассматривается как интегративное образование личности ребенка, обуславливающее его коммуникативный потенциал; как процесс взаимодействие субъектов, обладающих сходной системой кодификации и декодификации информации, приводящий к качественным преобразованиям структуры коммуникативной деятельности в ходе установления личностных отношений и познания другого человека, позволяющий достичь наиболее высокого уровня сочувствия, соучастия, сопереживания и взаимопонимания между партнерами с помощью осознанного, рационально оформленного речевого обмена информацией и непосредственного эмоционального контакта между людьми;

- определена структура диагностических компонентов, критериев, показателей и уровней сформированности коммуникативного общения;

- внедрена педагогическая технология по оптимизации коммуникативного общения старших дошкольников, представленная:

• авторской парциальной программой «Четыре шага», обеспечивающей преодоление коммуникативных трудностей ребенка на основе оптимизации у него выявленных критериев коммуникативного общения (личностного, содержательного, операционального, рефлексивного), внедрения игровых, диалоговых и практических действий, которые обогащают индивидуальный коммуникативный опыт, дающий возможность ребенку правильно взаимодействовать с окружающими его людьми в различных ситуациях и опирается на индивидуально-личностные и субъект-субъектные ориентации воспитания с цель приобретения навыков конструктивного коммуникативного общения;

• интегративной системой эффективного взаимодействия субъектов воспитательного процесса (педагогов, родителей и членов семьи) на основе развитие у них высокого уровня компетентности и их личностно-ориентированной, развивающей, диалоговой и проблемно-поисковой деятельности, способствующей становлению и проявлению коммуникативного общения детей.

Проведенное исследование дает основание считать, что разработанная педагогическая технология является эффективной при оптимизации коммуникативного общения детей дошкольного возраста. Вместе с тем выявился круг проблем перспективных исследований: роль родительской позиции в оптимизации конструктивного/деструктивного коммуникативного общения ребенка; подготовка педагогов, способных корректировать и оптимизировать коммуникативное общение детей и др.

Библиографический список

1. Иванец, И.И. Педагогические условия развития речевых коммуникаций старших дошкольников: дис. ... канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 1997.

2. Кумова, И.А. Воспитание основ коммуникативной культуры детей 6-го года жизни: дис. ... канд. пед. наук. -Ростов-на-Дону, 2004.

3. Проняева, С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1999.

4. Черенкова, О.А. Формирование коммуникативных умений детей 4-5 лет в игровой деятельности. - Пенза, 2008.

5. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М., 1999.

6. Бычкова, С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. - М., 2003.

Bibliography

1. Ivanec, I.I. Pedagogicheskie usloviya razvitiya rechevihkh kommunikaciyj starshikh doshkoljnikov: dis. ... kand. ped. nauk. - Rostov-na-Donu, 1997.

2. Kumova, I.A. Vospitanie osnov kommunikativnoyj kuljturih deteyj 6-go goda zhizni: dis. ... kand. ped. nauk. -Rostov-na-Donu, 2004.

3. Pronyaeva, S.V. Formirovanie kommunikativnihkh umeniyj u deteyj doshkoljnogo vozrasta: dis. ... kand. ped. nauk. - Ekaterinburg, 1999.

4. Cherenkova, O.A. Formirovanie kommunikativnihkh umeniyj deteyj 4-5 let v igrovoyj deyateljnosti. - Penza, 2008.

5. Arushanova, A.G. Rechj i rechevoe obthenie deteyj: Kniga dlya vospitateleyj detskogo sada. - M., 1999.

6. Bihchkova, S.S. Formirovanie umeniya obtheniya so sverstnikami u starshikh doshkoljnikov: metodicheskie rekomendacii dlya vospitateleyj i metodistov doshkoljnihkh obrazovateljnihkh uchrezhdeniyj. - M., 2003.

Статья поступила в редакцию 09.09.13

УДК 159 Fursova D. V. EMOTIONAL INTELLIGENCE AS A CONDITION OF EDUCATIONAL SUCCESS OF STUDENTS-PSYCHOLOGISTS. In the article are presented theoretical and empirical bases of influences of emotional intelligence as a students-psychologist's professional important characteristic on its educational success.

Key words: emotional intelligence, educational success, students-psychologists.

Д.В. Фурсова, аспирант ГБОУ ВПО «Ставропольский гос. медицинский университет», г. Будённовск, E-mail: 1psiholog@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.