имеют очень древние истоки. У молодёжи возросло критическое отношение к действительности, повысились критерии оценок и требований к преподавателям и взрослым. Жизненные планы, ценностные ориентации студентов, сделавших выбор профессии, отличаются резкой дифференциацией по интересам и на-
Библиографический список
мерениям, но совпадают главным образом с тем, что каждый хочет занять достойное место в жизни, иметь интересную работу, хорошо зарабатывать, иметь счастливую семью. Хорошей профессией называют ту, где можно реализовать свои способности и хорошо заработать.
1. Подласный И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учебное пособие для студентов вузов. Москва: Издательство ВЛАДОС -ПРЕСС, 2006.
2. Ломакина Т.Ю. Поисково-творческое самообразование преподавателя профессиональной школ. Москва: Academia, 2011.
3. Пионова Р.С. Педагогика высшей школы: учебное пособие. Минск, 2002.
4. Колокольникова З.У. Технология активных методов обучения в профессиональном образовании: учебное пособие. Красноярск, 2007.
5. Ситаров В.А. Дидактика: учебное пособие. Москва, 2002.
6. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Москва, 1991.
7. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х томах, Москва: Педагогика, 1979; Т. 1.
References
1. Podlasnyj I.P. Pedagogika: 100 voprosov- 100 otvetov: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. Moskva: Izdatel'stvo VLADOS - PRESS, 2006.
2. Lomakina T.Yu. Poiskovo-tvorcheskoe samoobrazovanie prepodavatelya professional'noj shkol. Moskva: Academia, 2011.
3. Pionova R.S. Pedagogika vysshejshkoly: uchebnoe posobie. Minsk, 2002.
4. Kolokol'nikova Z.U. Tehnologiya aktivnyh metodov obucheniya vprofessional'nom obrazovanii: uchebnoe posobie. Krasnoyarsk, 2007.
5. Sitarov V.A. Didaktika: uchebnoe posobie. Moskva, 2002.
6. Verbickij A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole: kontekstnyj podhod. Moskva, 1991.
7. Suhomlinskij V.A. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya: V 3-h tomah, Moskva: Pedagogika, 1979; T. 1.
Статья поступила в редакцию 18.04.17
УДК 373. 2
Skitskaya L.V., Candidate of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Transnistrian State University (Tiraspol, Transnistria),
E-mail: [email protected]
Shcherbakov Y.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Academy of Labor and Social Relations (Moscow. Russia),
E-mail: [email protected]
THE USE OF TRADITIONAL AND INNOVATIVE TECHNOLOGIES BY TEACHERS IN THE INTERACTION WITH PARENTS TO OPTIMIZE THE COMMUNICATION OF CHILDREN. The work deals with a problem of interaction of teachers of preschool educational institutions of Transnistria and parents in the process of optimizing the communication of children. The author focuses on the need to address the existing contradiction between the educational potential of the family and its use. The article analyzes the level of educational activity of parents in the family and the level of their own communication skills. The author suggests both conventional forms of interaction with parents, and innovative ones, which allow increasing the level of skills of parents in the process of communicating preschool children, both with peers and with adults.
Key words: teachers, parents, preschool children, communication, optimization, preschool educational institutions, conventional and innovative forms of interaction.
Л.В. Скитская, канд. пед. наук, доц. каф. дошкольной педагогики и специальных методик Приднестровского
государственного университета, г. Тирасполь, E-mail: [email protected]
Ю.И. Щербаков, д-р пед. наук, проф., ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений», г. Москва,
E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОМ ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ХОДЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ
В данной статье рассматривается проблема взаимодействия педагогов дошкольных образовательных учреждений Приднестровской Молдавской Республики и родителей в процессе оптимизации общения детей. Основное внимание в работе автор акцентирует на необходимости решения сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. В статье анализируется уровень воспитательной деятельности родителей в семье и уровень их собственных умений общения. Автором предложены как традиционные формы взаимодействия с родителями, так и инновационные, которые позволяют повысить уровень умений и навыков родителей в ходе организации процесса общения дошкольников, как со сверстниками, так и с взрослыми.
Ключевые слова: педагоги-практики, родители, дети дошкольного возраста, общение, оптимизация, дошкольное образовательное учреждение, традиционные и инновационные формы взаимодействия.
Для детей дошкольного возраста семья - первая и часто единственная среда, первый и наиболее действенный фактор, формирующий личность. В Законе «Об образовании» Приднестровской Молдавской Республики в качестве одной из форм образования является семейное образование [1]. И тот факт, что эмоциональный характер семейного воспитания определяет большую предрасположенность дошкольника к воздействию семьи, чем к другим институтам воспитания, подводит нас к необходимости всестороннего вовлечения родителей в процесс оптимизации общения детей.
Особую актуальность приобретают вопросы педагогического просвещения и непосредственно формы его организации, стиль общения, способы передачи и усвоение родителями необходимой информации. Повышение педагогической культуры родителей, по мнению О.Л. Зверевой и Т.В. Кротовой, решает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием [2, с. 3].
Содержание работы педагога с родителями включает в себя все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей дошкольников. Для обсуждения с родителя-
ми не существует второстепенных тем, не имеющих значения, ведь родителям необходимы знания об особенностях развития ребёнка, задачах и методах воспитания и обучения, организации предметно-развивающей среды, подготовке к школе и др.
О.Л. Зверева, Т.В. Кротова справедливо отмечают, что «всем родителям нужны педагогические знания, с рождением ребёнка они вынуждены овладеть профессией воспитателя. Педагоги детских садов - профессионалы, они готовы помочь в воспитании детей. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады и лекции» [2, с. 7].
Наши специальные наблюдения реальной практики работы многих дошкольных учреждений Приднестровья показывают, что определенная часть дошкольников (а их не так уж мало) в разной степени испытывает трудности в овладении общением. Это обнаруживается при внимательном изучении системы взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в быту, партнерской ролевой игре, в ситуациях нерегламентированного общения. Трудности вхождения в детское сообщество, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера приводят к обеднению опыта общения ребёнка, оказывают отрицательное влияние на характер и содержание ролевых игр, межличностных отношений, определяют его невысокий социальный статус в группе сверстников.
Нередко приходится наблюдать сложные отношения ребёнка-дошкольника со сверстниками, что выражается в повышенной конфликтности, неумении договариваться о совместном деле или игре и т.д. Родителей тревожит, что их сын или дочь, несмотря на стремление играть вместе с другими детьми с трудом налаживает дружеские и игровые отношения с ними, ссорится, вынужден (а иногда предпочитает) играть в одиночестве или с близкими взрослыми. Обычно причину этого они видят в особенностях характера ребёнка, хотя на самом деле чаще всего она кроется в несформированности навыков общения. А возникновение на этой основе характерологических особенностей носит не причинный, а скорее следственный характер. По нашему мнению, каждый конкретный случай нужно тщательно анализировать, чтобы выяснить подлинную причину возникших сложностей в общении ребёнка. Например, это может быть связано с тем, что восприятие сверстника у ребёнка не достигло возрастной нормы. К пяти годам при нормальном развитии дети воспринимают сверстника не только в качестве объекта взаимодействия. У них уже складывается система предпочтений, возникают общие деловые и игровые интересы. А если ребёнок того же возраста предпочитает одиночные игры, не испытывая при этом потребности в партнерстве, то, возможно, это свидетельство его социальной инфантильности. Причиной этому могут служить и определённые ограничения в овладении средствами общения (как неречевыми, к которым относятся мимические и жестовые, так и речевыми). Во всех случаях следует избегать поспешных выводов. Они должны быть результатом внимательного наблюдения за детьми со стороны воспитателей и психологов, а в случае необходимости, и других специалистов [3].
Благодаря тесному сотрудничеству педагогического коллектива дошкольного учреждения и родителей создаются условия для обогащения предметно-развивающей и поддерживающей воспитательной среды в дошкольном учреждении и семье. Это позволяет оказывать помощь детям как параллельно образовательному процессу, так и в его контексте за счет активного привлечения внимания к коммуникативному развитию ребёнка близких ему взрослых и их равноправного партнерства в воспитательно-образовательном процессе.
В дошкольных образовательных учреждения Приднестровской Молдавской Республики используются разнообразные формы работы с родителями воспитанников - это и информационно-ознакомительные и практические, вследствие чего происходит включение участников воспитательно-образовательного процесса в решение его непосредственных задач. Большое значение в выборе той или иной формы работы имеют степень педагогической компетентности воспитателей и родителей и их заинтересованность в результатах работы. О.А. Степанова подчеркивает, что эффективность работы с родителями определяется не столько умелым отбором её содержания и форм, сколько психологическим настроем, возникающим у них в процессе постоянных контактов с воспитателями [4].
С целью оценки уровня воспитательной деятельности родителей в семье и уровня собственных умений общения нами было проведено анкетирование родителей, в ходе которого им было предложено три анкеты. Первая анкета раскрывала интересы
ребёнка и давала общие сведения о семье. Вторая анкета была направлена на выявление уровня коммуникативных умений родителей. Третья анкета раскрывала особенности общения родителей с детьми.
В результате анализа данных анкетирования было определено, что 30,1 % родителей понимают необходимость формирования умений общения у детей, соблюдают этику общения с ребёнком и нормы общения между собой в присутствии ребёнка. Тем не менее, результаты опроса показали достаточно низкий уровень представлений большинства родителей (49,2 %) о необходимости оптимизации общения дошкольников в семье. У родителей интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребёнку уже требуется психологическая помощь, т.к. ребёнок либо замыкается в себе, либо становится агрессивным, «выпадая» из коллектива сверстников.
На вопрос «Как часто вы делаете замечания ребёнку, если он допускает ошибки в общении?» - лишь 12 % родителей ответили, что «всегда», т. к. считают это необходимым; 38,3 % родителей отметили, что «иногда», лишь когда возникают какие-либо конфликтные ситуации, т.к. считают, что ребёнок должен самостоятельно научиться правильно общаться; 49,7% родителей не смогли ответить на этот вопрос, т. к. не обращают внимания на ошибки ребёнка в общении, считая это не достаточно важным.
Особое внимание мы обратили на ответы родителей на вопрос «Что мешает вашему полноценному общению с ребёнком?». Так, 4 % родителей, ответили, что отсутствие свободного времени; 10 % родителей отметили, что для них важна карьера, поэтому свободного времени для общения с ребёнком нет; 6 %- работа; 11 % - младшие дети, 31 % - семейные трудности. Большинство родителей считают, что доминирующая позиция в общении с ребёнком позволяет им воспитывать его правильно, не допуская непослушания с его стороны, а так же даёт возможность контролировать его действия. Они уверены, что таким образом учат ребёнка навыкам общения, мотивируют тем, что ребёнок видит пример общения взрослого с ребёнком и будет уважительно относиться к старшим, соблюдая субординацию. Слабо развитые навыки общения детей, неадекватные реакции ребёнка в процессе общения со сверстниками, неумение контролировать свои эмоции они относят к основным причинам недостаточного внимания воспитателя к каждому ребёнку в процессе воспитания и обучения в дошкольном учреждении.
Настораживает недостаточный уровень знаний у родителей (29,9 %) видов деятельности, какие выполняет ребёнок успешнее других- придумывание совместных игр; рассказывание сказок, историй; рисование; лепка; пение. Практически у 59 % опрошенных семей отсутствует литература, раскрывающая способы воспитания нравственных качеств ребёнка. На вопрос: «Каким литературным героям стремится подражать ребёнок?» родители ответили следующим образом: 52 %- затруднились дать ответ; 32 % ответили, что определенного героя нет. Родители подчеркнули, что дома не созданы условия для оптимизации у детей общения. Анализ ответов родителей позволил сделать вывод о том, что они оказывают не достаточное внимание оптимизации общения детей, в основном считают это не столь важным, полностью полагаются в этом вопросе на дошкольное учреждение.
Проведённый анализ экспериментального исследования подвёл нас к необходимости проведения дополнительной работы с использованием различных форм взаимодействия с родителями по повышению их коммуникативной компетентности. Общение родителей и детей - это не только их взаимодействие, но и доверительность непрекращающегося диалога между ними. Чтобы такой диалог состоялся, необходимы совместные дела, планы, цели, общность устремлений и мировоззрения. Здесь неоценимое влияние и помощь могут оказать семейные традиции, их бережное сохранение, передача из поколения в поколение, создание собственных семейных традиций при активном участии в них детей как равноправных партнёров старших членов семьи.
В процессе взаимодействия с родителями нами использовались как традиционные формы, так и инновационные. Среди традиционных можно выделить следующие: конференции, общие и групповые родительские собрания, консультации и др. В ходе их проведения раскрывались методы и приемы, которые могут быть использованы в семье для оптимизации общения у детей. Знакомили родителей с личностно-ориентированной моделью взаимодействия взрослых с детьми (стили общения по методу Э. Берна); подбирали игры, способствующие оптимизации у детей общения со сверстниками; изучали правила, раскрывающие
особенности поведения родителей по отношению к собственным детям в процессе общения.
Разнообразные инновационные формы, такие как:
1. Семейный клуб «Школа родителей». Программа семейного клуба включает психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам организации общения ребёнка в ходе, например, проведения семейных традиций (дни рождения, прогулки на природу, чтение книг, просмотр телепередач, занятие спортом, посещение концертов, музеев, выставок и др.); национальных традиций, например «Мэрцишор» в Молдове, «Масленица» в России, «Ивана Купала» в Украине, «Мартеница» в Болгарии и т. д. Также обобщение и распространение положительного семейного опыта в процессе формирования и развития общения детей в семье. Заседание клуба проводилось регулярно один раз в месяц. Выбор темы осуществлялся по запросам и интересам родителей. На заседания клуба приглашались не только родители, но и дети. Например, при обсуждении темы «Любимые мультфильмы» дети вместе с родителями просматривали отрывки любимых мультфильмов и обсуждали их интересные стороны, содержание и т. п. Дети получали возможность разобраться в информации, получали навыки построения диалога с взрослым и др. По результатам деятельности семейного клуба выпускалась фотогазета.
2. «Один день родительского самоуправления». Помогает родителям, самостоятельно подготовится, к проведению различных режимных процессов в дошкольном образовательном учреждении, овладеть навыками организации и осуществления общения дошкольников, как в процессе образовательной деятельности, так и в процессе досуговой организации общения детей. Использование досуговых форм способствует установлению положительного эмоционального климата между родителя и детьми, а так же между педагогами и родителями. Родители и их дети смогли, например, в конкурсе «Юный чтец», показать умение взаимодействовать, налаживать конструктивное общение.
3. «Азбука общения» газета для родителей, в которой освещаются вопросы, связанные с формированием конструктивного общения у детей, правильным произношением слов, правильным построением предложений в ходе диалога и др. В газете есть рубрика «Спрашивайте - отвечаем», которая помогает педагогам узнать о проблемах, возникающих в семьях воспитанников и своевременно дать ответы. Е.П. Арнаутова рекомендует использовать в работе с родителями метод игрового моделирования поведения [5]. В связи с этим мы включили в газету задания проиграть различные ситуации, связанные с теми или иными примерами установления контактов с ребёнком и затем на заседании семейного клуба «Школа родителей» совместно со своим ребёнком проиграть выбранную ситуацию из газеты «Азбука общения».
4. Психолого-педагогические тренинги. Ими охватывались члены нескольких семей, симпатизирующих друг другу, имеющих схожие проблемы домашнего воспитания. Участникам предлагались разные задания, выполнение и совместное обсуждение которых помогало выработке определенных умений, корректировало взгляды и позиции, активизировало рефлексивную деятельность. Темами психолого-педагогических тренингов были следующие: «Знаю ли я своего ребёнка?», «Как научить ребёнка общаться со сверстниками?», «Если ребёнок грубит, как строить диалог?», «Как научиться слушать и слышать ребёнка?» и др. При нашем руководстве группа участников тренинга превращалась в своего рода группу самопомощи и взаимопомощи. Исключались критика, осуждение, создавались условия для откровенного обсуждения проблемы, обмена опытом, знаниями, выражения переживаемых чувств. Регулярность встречи - не реже одного раза в неделю - обеспечивала чувство общности, целостности. Каждый член группы должен был руководствоваться собственными соображениями и представлениями и одновременно слушать и слышать другого, сопереживать ему, вырабатывая чувство общности. Деятельность группы была полностью
Библиографический список
конфиденциальна и закрыта для посторонних. В результате групповых встреч участники тренингов, собеседований повышали свою компетентность, культуру общения, что благотворно сказывалось на семейном воспитании и на оптимизации общения дошкольников в условиях семьи.
Для выявления динамики изменений коммуникативных умений родителей использовались те же диагностические методики, которые использовались до апробации дополнительной работы с родителями с использованием как традиционных, так и инновационных технологий.
Диагностический срез изменений коммуникативных умений родителей показал следующее. Родителям была предложена анкета, направленная на выявление уровня коммуникативных умений родителей и анкета на раскрытие особенности общения родителей с детьми. В результате анализа данных анкетирования было определено, что 59,7 % (в сравнении 30,1 % до внедрения дополнительной специальной работы с родителями) родителей понимали необходимость формирования умений общения у детей, соблюдали этику общения с ребёнком и нормы общения между собой в присутствии ребёнка. Результаты опроса показали достаточно высокий уровень представлений большинства родителей 75,3 % (в сравнении с - 49,2 % до внедрения дополнительной специальной работы с родителями) о необходимости оптимизации общения дошкольников в семье. Родители были заинтересованы в том, чтобы их ребёнку не требовалась в дальнейшем специальная психологическая помощь, т.к. ребёнок может либо замкнуться в себе, либо стать агрессивным, «выпасть» из коллектива сверстников. Это обусловлено тем, что благодаря проведенной нами специально организованной работе основная масса родителей смогла понять значение общения в развитии личности ребёнка. На вопрос «Как часто вы делаете замечания ребёнку, если он допускает ошибки в общении?» - 47,3 % (в сравнении с 12 % до внедрения дополнительной специальной работы с родителями) родителей ответили, что «всегда», т.к. считают это необходимым; 20,6% родителей отметили, что «иногда», лишь когда возникают какие-либо конфликтные ситуации, т.к. считают, что ребёнок должен самостоятельно научиться правильно общаться; 31,2 % (в сравнении с 49,7 % до внедрения дополнительной специальной работы с родителями) родителей не смогли ответить на этот вопрос, т. к. внимания не обращали на ошибки ребёнка в общении, считая это не достаточно важным. На вопрос «Что мешает вашему полноценному общению с ребёнком?» 42 % родителей, ответили, что отсутствие свободного времени; 10% родителей отметили, что для них важна карьера, поэтому свободного времени для общения с ребёнком нет; 6 % - работа; 11 % - младшие дети, 31 % - семейные трудности. После эксперимента большинство родителей считает, что доминирующая позиция в общении с ребёнком все же не позволяет им воспитывать его правильно, не позволяет должным образом контролировать его действия. Они уверены, что таким образом отдаляются от ребёнка, не обучая его навыкам общения.
После проведенной нами работы значительно повысился уровень знаний у родителей 46,9 % (в сравнении с 29,9 % до внедрения дополнительной специальной работы с родителями), какие из перечисленных видов деятельности выполняет ребёнок успешнее других — придумывание совместных игр; рассказывание сказок, историй; рисование; лепка; пение. Благодаря нашей работе только у 33,3 % (в сравнении с 59 % до внедрения дополнительной специальной работы с родителями) опрошенных семей отсутствует литература, раскрывающая способы воспитания нравственных качеств ребёнка, у родителей нет специальной литературы по причине их пассивного отношения к собственному ребёнку, неблагоприятному социальному статусу семей.
Таким образом, внедрённая система работы с родителями с использованием как традиционных, так и инновационных технологий взаимодействия позволила значительно повысить уровень их умений и навыков для оптимизации общения детей в условиях семейного воспитания.
1. Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об образовании» от 27 июня 2003 года № 294-3-Ш (текущая редакция по состоянию на 14.01.2014 г.).
2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. Москва: ТЦ СФЕРА, 2010.
3. Скитская Л.В. Оптимизация общения детей в воспитательно-образовательном процессе дошкольных учреждений. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2014.
4. Степанова О.А. Игровая школа мышления: Методическое пособие для учителей начальной школы, педагогов ДОУ и родителей. Москва, 2003.
5. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьёй. Управление ДОУ. 2002; 4: 10 - 18.
References
1. Zakon Pridnestrovskoj Moldavskoj Respubliki «Ob obrazovanii» ot 27 iyunya 2003 goda № 294-3-Sh (tekuschaya redakciya po sostoyaniyu na 14.01.2014 g.).
2. Zvereva O.L., Krotova T.V. Obschenie pedagoga s roditelyami v DOU: Metodicheskij aspekt. Moskva: TC SFERA, 2010.
3. Skitskaya L.V. Optimizaciya obscheniya detej v vospitatel'no-obrazovatel'nom processe doshkol'nyh uchrezhdenij. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2014.
4. Stepanova O.A. Igrovaya shkola myshleniya: Metodicheskoe posobie dlya uchitelej nachal'noj shkoly, pedagogov DOU i roditelej. Moskva, 2003.
5. Arnautova E.P. Planiruem rabotu s sem'ej. Upravlenie DOU. 2002; 4: 10 - 18.
Статья поступила в редакцию 24.04.17
УДК 378.147.34
Titova O.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Branch of Omsk State Pedagogical University (Tara, Russia),
E-mail: [email protected]
USING CASE-TECHNOLOGY IN THE COURSE OF "METHODS OF TEACHING MATHEMATICS" FOR STUDENTS IN PEDAGOGICAL INSTITUTIONS. The article has a task to study the use of case-technology in teaching a course of "Methods of Teaching Mathematics" taught to students in a pedagogical institution. The work proves the urgency of using case-technology. The author gives basic concepts and analyzes their advantages. The researcher justifies and identifies the sequence of stages in the analysis of pedagogical situations (cases). The article contains examples of cases that are used by the author in teaching students within sections of the course of "Methods of Teaching Mathematics" and training them for the final state attestation.
Key words: case technology, methods of teaching mathematics, training of mathematics teachers.
О.С. Титова, канд. пед. наук, доцент, филиал государственного образовательного учреждения высшего образования
«Омский государственный педагогический университет» в г. Таре, (Тара, Российская Федерация),
E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В КУРСЕ «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Научная статья посвящена вопросу использования кейс-технологии в процессе преподавания курса «Методика обучения математике» для студентов педагогического вуза. В статье обосновывается актуальность использования кейс-технологии, даются основные понятия и анализируются её преимущества. Автором обосновывается и выделяется последовательность этапов анализа педагогических ситуаций (кейсов). В статье приводятся примеры кейсов, которые используются автором при обучении студентов некоторым разделам курса «Методика обучения математике» и при их подготовке к итоговой государственной аттестации.
Ключевые слова: кейс-технология, методика обучения математике, подготовка учителей математики.
На сегодняшний день много внимания уделяется использованию интерактивных методов в процессе подготовки студентов высших учебных заведений. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, изменились требования к результатам обучения студентов, введён компетентностный подход, под которым понимается формирование «совокупности взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» [1]. Поскольку ключевым моментом является обучение «продуктивной деятельности», то обычных традиционных приёмов, применяемых в «знаниевой» парадигме, явно недостаточно. Во-вторых, согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования [2], процесс подготовки будущих учителей должен быть максимально практико-ориентирован. Это достигается увеличением количества часов на практики, привлечением к ведению занятий достаточного количества потенциальных работодателей (руководителей и работников образовательных организаций) и совершенствованием методики преподавания профильных дисциплин.
Кейс-технология, предполагающая «комплектование наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов по какой-то выделенной теме и заданий по конкретной проблемной ситуации в ней, и передачу их обучающимся для самостоятельного изучения (с возможностью консультации у преподавателя) и решения задания с последующим коллективным обсуждением темы и вариантов для выработки наиболее рациональных и творческих предложений» [3], как нельзя лучше подходит для усиления практико-ориентированной линии преподавания. Тем более, что для анализа обычно используется ситуация, содержащая противоречие, конфликт, либо характеризующаяся неопределенностью, непредсказуемостью, требующая неоднозначного решения.
При анализе конкретной ситуации (кейса) студенты должны продемонстрировать следующие способности [4]:
• мыслить логически, ясно и последовательно, понимать смысл исходных данных и предполагаемых решений;
• оперативно принимать решения;
• использовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения конкретной ситуации;
• ясно и точно излагать свою точку зрения в устной или письменной форме;
• конструктивно оценивать точки зрения других;
• демонстрировать способность и готовность к саморазвитию и профессиональному росту на основе анализа своих и чужих ошибок.
Работа над анализом кейсовой ситуации осуществляется в несколько этапов.
Первый этап - ознакомительный. Анализ начинается с внимательного прочтения ситуации, выделения ключевых проблем.
Второй этап - индивидуальная работа. В течение обозначенного времени каждый студент обдумывает идеи решения рассматриваемой проблемы, формулирует возможные варианты выхода из проблемной ситуации.
Третий этап - мозговой штурм. Участниками образовательного процесса высказываются идеи и возможные варианты решений, они фиксируются, обсуждаются и анализируются самими студентами и преподавателем.
Четвертый, заключительный этап - принятие решения. В процессе анализа предлагаемых решений и их возможных последствий отбрасываются несущественные и остаются наиболее значимые варианты. Далее совместно выбирается самое оптимальное решение.
Дисциплина «Методика обучения математике» читается для студентов направленности (профиля) «Информатика и Математика» на протяжении четырёх семестров и структурно делится на два раздела: «Общая методика обучения математике» и «Частная методика обучения математике». Особенностью курса явля-