2. Klasternye politiki i klasternye perspektivy: teoriya, metodologiya, praktika: kollektivnaya monografiya. Pod redakciej Yu.S. Artamonovoj, B.B. Hrustaleva. Penza. 2013.
3. Rasskazov F.D., Muller O.Yu. Sozdanie inklyuzivnoj obrazovatel'noj sredy v vuze: problemy i perspektivy. Nauka, obrazovanie, obschestvo: tendenciiiperspektivy razvitiya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Cheboksary, 13 dek. 2015 g.). Redkollegiya: O.N. Shirokov i dr. Cheboksary: CNS «Interaktiv plyus», 2015: 130-134.
4. Rasskazov F.D., Muller O.Yu. Sozdanie uslovij dlya inklyuzivnogo obucheniya studentov v Surgutskom gosudarstvennom universitete. Obra-zovatel'naya sreda segodnya: strategiirazvitiya : materialy IV Mezhdunar. nauchno-prakticheskoj konferencii (Cheboksary, 11 dek. 2015 g.). Redkollegiya: O.N. Shirokov i dr. Cheboksary: CNS «Interaktiv plyus», 2015; 3 (4): 213-216.
5. Muller O.Yu., Rasskazov F.D., Rotova N.A. Metodologicheskie podhody k razrabotke adaptirovannyh obrazovatel'nyh programm dlya studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami v vuze. Kazanskaya nauka. № 1.
Статья поступила в редакцию 16.02.16
УДК 373. 291
Skitskaya L.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Transnistrian State University (Tiraspol, Transnistria),
Е-mail: Skitskaja@mail.ru
Shcherbakov Yu.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Academy of Labor and Social Relations (Moscow, Russia),
Е-mail: drpmgopu@bk.ru
THE ROLE OF A TEACHER IN OPTIMIZATION OF CHILDREN'S COMMUNICATION. The article describes an impact of the character of communication of adults with children on the optimization of communication among children. The research discloses specific forms of communication adults with children in the course of developing student-teacher interaction, based on the acceptance and recognition of the child as an individual, the ability of the teacher to stand up to the position of children, respecting their interests and aspirations. The paper analyzes the data of the diagnostic survey of teachers, during which the researchers have obtained results about the level of communication skills of teachers and practitioners of pre-school education institutions of Transniestria, and have learned ways to optimize the communication of children. The paper reveals experience in implementing training forms and methods of work with teachers of preschool institutions of Transniestria to increase their level communication skills. The work helps to optimize communication between children.
Key words: teachers, preschool children, communication, optimization, pre-school educational institution.
Л.В. Скитская, канд. пед. наук, доц. каф. дошкольной педагогики и специальных методик, Приднестровский
государственный университет, г. Тирасполь, Е-mail: Skitskaja@mail.ru;
Ю.И. Щербаков, д-р пед. наук, проф., ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений», г. Москва,
Е-mail: drpmgopu@bk.ru
РОЛЬ ПЕДАГОГА В ОПТИМИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ
В статье описано влияние характера общения взрослого с детьми на оптимизацию общения ребёнка. Раскрыты специфические формы общения взрослого с ребёнком в ходе личностно-развивающего педагогического взаимодействия, основанные на принятии и признании ребёнка как личности, умении педагога встать на позицию ребёнка, соблюдая его интересы и стремления. В статье проанализированы данные диагностического обследования педагогов, в ходе которого получены результаты об уровне коммуникативных навыков педагогов-практиков дошкольных организаций образования Приднестровья, по оптимизации общения детей старшего дошкольного возраста Обоснован опыт внедрения тренинговых форм, методов работы с педагогами дошкольных учреждений Приднестровья для повышения у них уровня коммуникативных навыков, способствующих оптимизации общения детей.
Ключевые слова: педагоги-практики, дети дошкольного возраста, общение, оптимизация, дошкольное образовательное учреждение.
Современная педагогика меняет свои ведущие принципы: активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, заменяется взаимодействием, т. е. совместной деятельностью педагогов и воспитанников. При этом на первый план выдвигаются такие понятия как взаимоотношение, поддержка, доверие и др. Педагог при взаимодействии с воспитанниками передает свою индивидуальность, реализует потребность быть личностью и, в свою очередь, помогает сформироваться соответствующей потребности у воспитанников. Педагогическое общение представляет собой одну из форм педагогического взаимодействия. Оно достаточно регламентировано по содержанию, формам, в нём отчетливо выделяются ролевые позиции педагога и воспитанников. Однако, поскольку общение протекает непосредственно, лицом к лицу, оно приобретает для участников педагогического взаимодействия личностное измерение. Характер общения педагога с воспитанниками обусловлен, прежде всего, его профессиональной подготовленностью, устремлениями и идеалами, кроме знаний в процессе общения педагог проявляет свое отношение к миру, людям, профессии. В этом смысле гуманизация педагогического общения тесно связана с гуманитарной культурой педагога, которая позволяет не просто угадывать (на уровне интуиции) нравственно-психологические состояния воспитанников, а изучать и понимать их. Не меньшую значимость имеет развитие способности педагога проанализировать свою позицию как участника общения. Думающий педагог, осмысливая и анализируя свою деятельность, должен владеть навыками профессиональной самодиагностики, без чего не может быть сформиро-
ван стиль общения, отвечающий решению задачи личностного роста педагога и воспитанников.
Общение как феномен изучалось представителями философии, социологии, психологии, педагогики, физиологии и других наук (Б.Г. Ананьев, Э. Берн, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик, А.Я. Найн, А.В. Петровский, Й. Хейзинга). В работах А.Г. Ару-шановой, Н.Г. Богуславской, Б.С. Волковой, Н.В. Волковой, Д.Б. Годовиковой, А.Б. Добровича, Н.В. Клюевой, Ю.В. Касаткиной, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской и других учёных исследовалось общение дошкольников. Речевой аспект общения был предметом исследования в работах И.С. Лопухиной, Е.М. Мастюковой, Д.Э. Розенталя, Е.И. Тихеевой, Т.А. Ткаченко, О.С. Ушаковой и др. Особенности осуществления педагогического процесса в дошкольном учреждении изучали Т.И. Бабаева, А.Г. Гостев, Р.В. Куликова, Р.А. Литвак, А.Я. Найн, Л.И. Новикова, У.В. Ульенкова и др. Значительное внимание проблемам взаимодействия педагога с детьми отводилось в исследованиях С.А. Козловой, Т.А. Куликовой, Е.А. Левановой, М.М. Левиной и др.
Для личностно-развивающего педагогического взаимодействия характерны специфические способы общения, основанные на понимании, признании и принятии ребёнка как личности, умении стать на его позицию, идентифицироваться с ним, учесть его эмоциональное состояние и самочувствие, соблюсти его интересы и перспективы развития. При таком общении основными тактиками педагога становятся сотрудничество и партнёрство, дающие возможности воспитаннику проявить активность, творчество, самостоятельность, изобретательность. С помощью та-
кого общения педагог имеет возможность установить контакт с детьми, при котором будет учтен принцип дистанции (создание комфортной дистанции), определены позиции педагога и детей, создано общее психологическое пространство общения, предусматривающее в равной мере и контакт и свободу одновременно. Часто педагогу недостаточно профессиональных знаний или опыта для выработки такой позиции в общении, что приводит к торможению в развитии личности воспитанников.
Идея сотрудничества, диалога, партнерства во взаимоотношениях педагога и воспитанника является основополагающим принципом типологии общения, сохраняющих здоровье участников воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, разработанной В.И. Сыренским [1]. Качество и эффективность образования достигаются не интенсификацией проводимых мероприятий, а, прежде всего развитием творческого характера общения, повышением его культуры. Однако такое общение требуют определенных личностных параметров самого педагога: духовный нравственный облик, профессиональная компетентность, знание передового педагогического опыта, педагогическая культура, творческое отношение к делу, умение сотрудничать с коллегами. Только это позволит предполагать, что личность будет воспитываться личностью.
Только эмоционально-положительный паритет обеспечивает такой уровень «совместности», когда между участниками в процессе общения нет авторитарного доминирования, эмоциональной напряженности, недоверия или незаинтересованности всем происходящим в этом процессе. Одним из главных условий возникновения феномена взаимопонимания является взаимное принятие индивидуально-психологических параметров друг друга, умение стать на место других, идентифицироваться с ними. Взаимопонимание является следствием гуманистической ориентации педагогов, воспринимающих успехи воспитанников и ценности их личности как свои собственные. Не менее важным является и феномен доверия. Отсутствие доверия - одна из главных причин, задерживающих развитие его личности. Дети испытывают острую потребность в том, чтобы им доверяли. В процессе развития ребёнка идет выработка базисного доверия к миру. Неправильно организованное педагогическое общение приводит к искажению начальных целевых установок и возникновению непрогнозируемых отрицательных действий, как со стороны педагога, так и со стороны воспитанников. Нередки так же и агрессивные формы реагирования, возникновение стрессов, приводящих к ухудшению здоровья.
Модели общения не складываются сами собой. Они зависят от личностных качеств педагога и его профессиональной компетентности (Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова). Чтобы его действия не были поисковыми и ориентировочными, педагог должен владеть психологической диагностикой, умениями преодолевать трудности в межличностных отношениях. В этом случае педагогические действия будут выверенными и научно обоснованными [2].
Вместе с тем, современные дошкольные программы воспитания и обучения детей ориентированы и на активное использование групповых (подгрупповых) форм работы с детьми. Задачи и содержание занятий определяется исходя из структуры, степени выраженности трудностей у детей при построении диалога, их индивидуально-типологических особенностей (А.Г. Арушанова, А.М. Бородич, Г.А. Волкова, Б.М. Гриншпун, Г.А. Каше, С.А. Миронова, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, и др.). При этом обязательно принимаются во внимание закономерности как общего психического, так и речевого онтогенеза, нацеленность на целостное развитие личности ребёнка с помощью специфических и неспецифических педагогических средств и способов [3].
Однако анализ различных сторон психического развития детей, его потенциальных возможностей и опора на них при планировании и проведении педагогического воздействия являются приоритетными задачами всех участников воспитательно-образовательного процесса - педагогического коллектива дошкольных учреждений, родителей и других членов семьи. Тем самым обеспечивается комплексность воздействия и возможность проведения педагогической работы не только непосредственно, но и опосредованно, используя для этого резервы различных видов детской деятельности (игровой, продуктивной, учебно-познавательной и др.), режимных моментов в дошкольном учреждении, свободного общения и взаимодействия ребёнка с взрослым в семье и т. п. Благодаря тесному сотрудничеству педагогического коллектива дошкольного учреждения и родителей создаются условия для обогащения предметно-развивающей и поддерживаю-
щей воспитательной среды в дошкольном учреждении и семье. Это позволяет оказывать помощь детям как параллельно образовательному процессу, так и в его контексте за счет активного привлечения внимания к коммуникативному развитию ребёнка близких ему взрослых и их равноправного партнерства в воспитательно-образовательном процессе.
Тем не менее, все перечисленное выше может быть сведено на нет, если в ходе оказания педагогической помощи детям не будет соблюдаться должной систематичности. Только проведение хорошо продуманной, рационально спланированной, скоординированной и ежедневной работы дает основание говорить о реальном достижении положительных результатов.
Для ребёнка-дошкольника его общение с другими людьми - это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его развития. Многочисленные психологические исследования С.Л. Рубинштейна показывают, что общение ребёнка со взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребёнка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения.
Проблема общения дошкольника со взрослым, на наш взгляд, имеет два аспекта: первый аспект - развитие самого общения на протяжении дошкольного детства; второй аспект - влияние общения на развитие личности ребёнка.
Воспитатели дошкольных учреждений Приднестровья отмечают, что наиболее трудным для анализа общения ребёнка оказывается речевой параметр. Дело в том, что анализ речи с целью выяснения её коммуникативности существенно отличается от изучения средств русского (молдавского, украинского) языка (все три являются государственными языками, на которых осуществляется не только общение, но и обучение детей), которые используются в процессе общения (лексико-грамматические, синтаксические особенности). Поэтому рассмотрению подвергаются, прежде всего, не языковые единицы, а коммуникативные, которыми являются целые высказывания.
От количества и качества общения зависят уровень дальнейшего развития способностей ребёнка, его характер, его будущее. По мнению Н.А. Панфиловой и О.В. Защиринской, взрослый, который обладает высокой компетентностью в общении, наиболее вероятный образец для ребёнка. При этом не просто образец для подражания: воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребёнок принимает их как естественные и строит на их основе свой собственный стиль общения [4].
Однако необходимо помнить о том, что прививая детям навыки общения, необходимо одновременно совершенствовать эти же умения у педагогов, родителей и членов семей (Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина). Поэтому в дошкольном учреждении должна быть разработана целая система действий, реализующаяся в двух направлениях: в работе с детьми и со взрослыми (родителями, педагогами). Работа с детьми должна преследовать цель -оптимизации общения у детей. Работа с взрослыми включала подготовку их к собственному общению с детьми с целью оптимизации его у детей [5].
В связи с этим нами было проведено исследование изучения уровня коммуникативных умений педагогов-практиков дошкольных организаций образования Приднестровья, по оптимизации общения детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленной задачи, педагогам была предложена анкета «Характер отношения к ребёнку в процессе общения с ним». В ходе анкетирования были получены следующие данные: стиль отношений с ребёнком большинством воспитателей определяется личным отношением к ребёнку. На вопрос: «Какие словесные эпитеты вы используете, когда ребёнок не реагирует на Ваши замечания?» многие воспитатели затруднились ответить. Тем не менее, воспитатели отметили, что используют в общении с детьми формы приветствия, прощания, благодарности, но не всегда способны признать ошибку в общении с ребёнком. Результаты анкетирования показали, что воспитатели, хотя и понимают влияние педагогического общения на характер общения детей друг с другом, общую атмосферу в детской группе, но чёткого представления об особенностях работы по оптимизации общения детей не имеют из-за отсутствия программ, методических рекомендаций по данному направлению.
С целью более глубокого изучения вопроса о сформирован-ности коммуникативных умений воспитателей дошкольных учреждений нами был предложен опросный лист воспитателям для самооценки уровня общения с детьми. Вопросы были направле-
ны на изучение культуры педагогического общения, саморегуляции, техники речи. Педагоги анализировали сформированность у себя перечисленных качеств, представленных в опросном листке, по пятибалльной системе. Результаты опроса позволили сделать следующие выводы: 73,3% педагогов утверждали, что соблюдение спокойного доброжелательного тона, умение слушать собеседника, умение ориентироваться в сложившейся ситуации общения, умение заинтересовать, увлечь выступлением это приоритетное направление в коммуникативных умениях педагога. Лишь 26,6 % из опрошенных педагогов отметили, что содержанием коммуникативных умений являются: и культура педагогического общения, и наличие у педагога саморегуляции в общении, и адекватная техника речи.
Для получения более полной информации о состоянии практики по изучаемой проблеме, а именно влияние характера общения взрослого с детьми на оптимизацию общения ребёнка, нами использовался метод наблюдения с помощью разработанной нами карты. За основу мы взяли карту, предложенную для практических работников педагогом-психологом дошкольного образовательного учреждения И.В. Калистрато-вой на основе современных стандартных требований, предъявляемых к деятельности воспитателя. Карта включает наиболее важные моменты взаимодействия и позволяет оценить особенности общения взрослого с ребёнком. Она заполнялась на каждого педагога. Наблюдение проводилось в течение 5-7 минут трижды, результаты фиксировались в соответствующей графе (1-й замер, 2-й, 3-й). При анализе карт наблюдений было выявлено, что 26,7% педагогов при взаимодействии с дошкольниками слушают ребёнка в процессе диалога, стремятся понять выражение глаз, мимику ребёнка, используют в общении речевые формы этикета общения, обращают внимания детей на эмоциональное состояние друг друга, при порицании предлагают образец действия. У 45,7 % педагогов голос воспитателя доминирует над голосами детей, при ограничении естественного шума в группе, не достаточно уделяется времени в обучение эффективным способам взаимодействия дошкольников друг с другом. Воспитатели не знают, как себя вести, о чём беседовать с ребёнком, чтобы оптимизировать у него навыки общения. Основной причиной, по нашему мнению, не совсем компетентного подхода к оптимизации общения старших дошкольников является подготовка педагогов, а так же то, что работа по оптимизации общения детей специально не планируется воспитателями, в связи с тем, что в программе дошкольных учреждений ни сама педагогическая работа по оптимизации общения, ни её составляющие не являются четко прописанными.
Целью изучения педагогической документации групп дошкольных учреждений Приднестровья явилось определение особенностей планирования процесса оптимизации общения детей старшего дошкольного возраста. Объектами изучения выступили рабочие планы воспитателей, изучив которые, мы обнаружили, что в них отсутствовали формы и методы, направленные на активное включение ребёнка в процесс постоянного общения. Больше половины воспитателей (72 %) не планируют условия, необходимые для оптимизации общения старших дошкольников. В планах не фиксируются методы и приёмы педагогической работы, оптимизирующие у дошкольников общение. В ходе анализа календарных планов обнаружили, что большая часть внимания практических работников направлена на речевое развитие ребёнка. 44,1 % воспитателей планируют содержание и методы речевого общения в рамках развития речи ребёнка.
Данные результатов анкетирования дошкольных работников, их опроса, наблюдений за их работой, анализ документации дошкольных учреждений Приднестровской Молдавской Республики показали, что педагогическая работа по оптимизации общения дошкольников бессистемна, носит недостаточно целенаправленный характер. Исходя из того, что оптимизация общения старших дошкольников в современных условиях может быть осуществлена только при осознании взрослыми необходимости такой работы, нами была проведена специальная работа с педагогами дошкольных учреждений Приднестровья.
Были использованы следующие виды работы: теоретические семинары, семинары-практикумы, консультации, тренинги. Широкие возможности для формирования коммуникативной культуры воспитателей открывают тренинговые формы работы. Такой практический опыт позволяет педагогу взглянуть на особенности взаимоотношений с детьми как бы со стороны,
повышает психологическую компетентность, учит применять полученные знания на практике. Тренинг позволяет за короткий промежуток времени решить многие задачи формирования и развития профессиональных качеств, а также скорректировать неадекватное профессиональное поведение. Существуют различные формы тренингов, но все их можно объединить в две основные группы: 1) направленные на развитие определённых умений (вести беседу, разрешать конфликты и т. п.) и 2) ориентированные на углубление опыта анализа различных ситуаций общения - способность адекватно воспринимать себя, партнёров по общению, ситуацию в целом.
В социально-психологическом тренинге акцент делается на активные методы, в частности, групповые дискуссии и игры. Метод групповой дискуссии используется, в основном, в форме анализа конкретных ситуаций и в форме группового самоанализа (групповые дискуссии, разбор проблемных ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора и т. д.).
Среди игровых методов социально-психологического тренинга (ролевые игры, невербальная психогимнастика, поведенческий тренинг и т. д.) наиболее широкое распространение в нашем исследовании получил метод ролевых игр. Чтобы обучение педагогов общению с детьми было эффективным, нужно наличие мотивации самого воспитателя в изменении своего стиля в общении. Зачастую прямое указание человеку на несоответствие каких-либо его действий ситуации или поставленным задачам не имеет выраженного эффекта. В процессе тренинга каждый его участник мог самостоятельно оценивать свои возможности и трудности в конкретных ситуациях общения. Такая активная позиция - необходимое условие для возможных позитивных изменений в сфере общения. Главная задача нашего тренинга - это не столько овладение техникой общения, сколько развитие определенных личностных качеств педагога, в частности, умения принимать и уважать чувства и интересы другого человека. Тренинговое занятие включало в себя диагностические приемы (преимущественно самоанализа), теоретические основы педагогического общения и практическую часть, направленную на формирование профессиональных умений и навыков. Для установления с ребёнком контакта и достижения взаимопонимания необходимо было уметь правильно оценивать по невербальным признакам (выражению лица, жестам), интонации и содержанию речи, а также по поведению ребёнка его эмоциональное состояние. Умение слушать также является одним из важных составляющих в эффективном взаимодействии людей. Различают несколько видов слушания, суть которых можно свести к нескольким целям: желанию понять другого человека, поддержать с ним контакт, продемонстрировать внимание и, по возможности, разделить его чувства. Для достижения поставленных целей нами использовался тренинг с педагогами «Приёмы эффективного общения».
Темы семинаров были посвящены следующим проблемам: «Современные проблемы организации общения старших дошкольников со сверстниками», «Совершенствование педагогической техники как основного элемента педагогического мастерства». Основной задачей являлось углубление знаний воспитателей о психолого-педагогических основах процесса общения и ознакомление с формами, условиями осуществления оптимального педагогического общения. Основными направлениями выступили: раскрытие значения социальной среды в процессе становления общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста; совершенствование средств педагогической техники (речевые и неречевые); проверка уровня коммуникативных умений педагогов и их тренировка. Важно было ознакомить педагогов с технологиями реализации разработанной нами авторской программы «Четыре шага».
Консультация с педагогами «О речевом этикете и культуре поведения в общении со взрослыми и детьми» проводилась с целью расширения знаний воспитателей в области речевого этикета, раскрытия значения и содержания продуктивных и рецептивных умений общения.
Были использованы методы и приёмы, стимулирующие активность педагогов: теоретический анализ литературы, беседа, упражнения на развитие основ мимической и пантомимической выразительности, а также на развитие речи и коммуникативного поведения педагога.
В результате проведенной специальной работы педагоги были подготовлены к собственному общению с детьми и к обучению детей умениям межличностного общения. Главное внимание педагогов сосредотачивалось на практическом решении за-
дач, связанных с совершенствованием средств педагогической техники (речевые и неречевые) и тренировке их коммуникативных умений.
Большинство участников эксперимента проявляли положительные эмоции по отношению к партнерам по общению, в ко-
Библиографический список
торое они были постоянно включены. Полученные в ходе исследования позитивные качественные результаты свидетельствуют об эффективности и практической значимости проведённой экспериментальной работы с педагогами дошкольных учреждений Приднестровья.
1. Сыренский В.И. Психофизиология здоровья. Санкт-Петербург: КАРО, 2008.
2. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. Москва: Просвещение, 1992.
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада. Москва: Просвещение, 1999.
4. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Москва: ГНОМиД, 2001.
5. Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 2006.
References
1. Syrenskij V.I. Psihofiziologiya zdorov'ya. Sankt-Peterburg: KARO, 2008.
2. Galiguzova L.N., Smirnova E.O. Stupeni obscheniya: ot goda do semi let. Moskva: Prosveschenie, 1992.
3. Arushanova A.G. Rech'irechevoe obschenie detej: kniga dlya vospitatelej detskogo sada. Moskva: Prosveschenie, 1999.
4. Panfilova, M.A. Igroterapiya obscheniya: Testy i korrekcionnye igry. Moskva: GNOMiD, 2001.
5. Klyueva, N.V., Kasatkina, Yu.V. Uchim detej obscheniyu. Populyarnoe posobie dlya roditelej i pedagogov. Yaroslavl': Akademiya razvitiya, 2006.
Статья поступила в редакцию 10.02.16
УДК 373.1
Titova O.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department, Branch of Omsk State Pedagogical University (Tara, Russia),
E-mail: OlgaS832007@yandex.ru
DISTANCE TECHNOLOGIES AS WAY OF PUPIL'S CORE TRAINING IN THEIR SENIOR YEAR OF SMALL RURAL SCHOOLS.
The article is dedicated to a problem of pupil' core training in rural schools. The main problems of the core training organization are analyzed. Small in number contingent, limited material and human resources and insufficient finance do not give opportunity to pupils to create individual educational route for gratification their cognitive interests. The author comes to the conclusion that the distance learning is the most preferable variant of core training for rural pupils. The author has contemplated various variants of distance technologies' usage and believes that the use of educational process through an interactive portal of distance learning system is the most optimal. The distant technology allows getting knowledge independently with the help of information resources: the base of data, the computer teaching and control system, video- and audio-recording, electronic library, etc. In the article the author describes distance elective courses for pupils who major in physics and mathematics. The developed course consists of seven modules in accordance with the themes of the curriculum: the real numbers, the power function, the exponential function, the logarithmic function, the trigonometry and the differential and integral calculations.
Key words: distance technology, core training, small rural school.
О.С. Титова, канд. пед. наук, зав. каф, филиал ГОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»,
г. Тара, E-mail: OlgaS832007@yandex.ru
ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СЕЛЬСКИХ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ
Научная статья посвящена вопросу использования дистанционных технологий в профильной подготовке учащихся сельских малокомплектных школ. В статье анализируются основные проблемы в организации профильного обучения на селе. Малочисленность контингента, ограниченность материальных и кадровых ресурсов и недостаточность финансирования практически лишают учащихся возможности построения индивидуального образовательного маршрута с целью удовлетворения профильных интересов. Автор приходит к выводу, что наиболее приемлемым вариантом профильной подготовки сельских школьников является осуществление образовательного процесса через интерактивный портал системы дистанционного обучения. Дистанционное обучение обеспечивает учащимся возможность самим получать знания с помощью развитых информационных ресурсов: баз данных, компьютерных обучающих и контролирующих систем, видео- и аудиозаписей, электронных библиотек. В статье приведено описание разработанного автором дистанционного элективного курса по математике для учащихся физико-математического профиля обучения. Разработанный курс состоит из семи модулей в соответствии с разделами школьной математики: действительные числа, степенная функция, показательная функция, логарифмическая функция, тригонометрия, дифференциальное и интегральное исчисления.
Ключевые слова: дистанционные технологии, профильная подготовка, сельские малокомплектные школы.
Социально-экономические изменения в России вызвали необходимость реформирования системы образования и перехода от устаревших форм к поиску новых эффективных моделей его осуществления. В настоящее время наблюдается тенденция совершенствования процесса подготовки выпускника средней школы с целью развития его способностей и удовлетворения профильных интересов. Этой цели служит введение на старшей ступени школы профильного обучения.
Согласно «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» [1], под профильным обучением понимается средство дифференциации и индивидуализации, позволяющее за счёт изменений в структуре курса, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать склонности и способности учащихся, создавать условия для обу-
чения старшеклассников в соответствии с их профильными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Основными целями перехода к профильному обучению являются: обеспечение углублённого изучения отдельных предметов; создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников, для построения индивидуальных образовательных программ; установление равного доступа к полноценному образованию разных категорий обучающихся; обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием.
Между тем, далеко не каждое образовательное учреждение способно предоставить учащимся свободный выбор профилей, предметов, видов деятельности. В частности, сельские малокомплектные школы (общеобразовательные школы без параллель-