Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ'

РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1764
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Личность / Я-концепция / Я-образ / самосознание / самоуважение / самооценка / юношеский возраст / подростковый возраст. / Personality / I-concept / I-image / self-awareness / self-esteem / self-esteem / adolescence / adolescence.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жданов А. А.

В статье раскрывается актуальность изучения Я-концепции в юношеском возрасте, проанализированы исследования Я-концепции юношей, описываются результаты сравнительного исследования Я-концепции у юношей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE SELF-CONCEPT IN ADOLESCENCE

The article reveals the relevance of the study of the Self-concept in adolescence, analyzes the research of the Self-concept of young men, describes the results of a comparative study of the Self-concept in young men and adolescents.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 159.9

РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

© 2022 А. А. Жданов

старший преподаватель кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики

e-mail: sanych_@bk.ru

Курский государственный университет

В статье раскрывается актуальность изучения Я-концепции в юношеском возрасте, проанализированы исследования Я-концепции юношей, описываются результаты сравнительного исследования Я-концепции у юношей и подростков.

Ключевые слова: личность, Я-концепция, Я-образ, самосознание, самоуважение, самооценка, юношеский возраст, подростковый возраст.

DEVELOPMENT OF THE SELF-CONCEPT IN ADOLESCENCE

© 2022 A. A. Zhdanov

Senior Lecturer of the Department of Special Psychology and Correctional Pedagogy

e-mail: sanych_@bk.ru

Kursk State University

The article reveals the relevance of the study of the Self-concept in adolescence, analyzes the research of the Self-concept of young men, describes the results of a comparative study of the Self-concept in young men and adolescents.

Keywords: personality, I-concept, I-image, self-awareness, self-esteem, self-esteem, adolescence, adolescence.

Одной из актуальных проблем современной психологической науки и практики является изучение Я-концепции личности. Однако содержание и объем этого термина до сих пор остается дискуссионным. В различных научных школах он порой смешивается с «самосознанием» или отождествляется с «образом Я». Все это затрудняет выделить сущностные характеристики Я-концепции, а следовательно, дать наиболее полное научное определение.

Для достижения успеха в современном обществе от молодых людей требуется высокий уровень профессионализма, креативности, а также такие качества, как активность, инициативность, уверенность в себе. При этом большое влияние на психическое и физическое здоровье юношей оказывает сложная социально-экономическая обстановка, неопределенность духовно-нравственных ориентиров. В результате молодые люди испытывают психологический дискомфорт, беспокойство, сомневаются в собственных силах. Все это негативно сказывается на оценке успешности в различных видах деятельности, способах выстраивания межличностных отношений, представлениях о самом себе, то есть на Я-концепции [11].

И.С. Кон отмечает, что очень сложно определить, в какой момент ребенок становится юношей, а юноша - взрослым человеком. В возрастной психологии разделяют подростковый и юношеский возраст. Но точные хронологические рамки

каждого из периодов установить сложно. У разных авторов они могут частично пересекаться и нередко выделяются условно. Поэтому часто возраст между 14-15 годами одни исследователи относят к ранней юности, другие - к старшему подростковому [5].

В психолого-педагогической литературе акцент делается не на физическом развитии, а на смене ведущих форм деятельности. Д.Б. Эльконин период от 11 до 17 лет называет «подростничеством», разделяя его при этом на две фазы. Первая охватывает 11-15-летних, ведущей деятельностью которых является общение в системе общественно полезной деятельности. Во второй фазе (15-17 лет) на первый план выходит учебно-профессиональная деятельность. А.В. Петровский период между 14-15 и 17 годами определяет как ранняя юность [Там же]. Также относит старший школьный возраст к юности и Л.И. Божович. Особое внимание при этом она уделяет развитию мотивационной сферы личности, определению старшеклассником своего места в жизни и внутренней позиции [4].

В самом общем виде «грань» между подростком и ранним юношей, по мнению большинства исследователей, находится в промежутке от 13,5 до 15-16 лет (Ж. Пиаже, Э. Шпрангер, Э. Эриксон, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Е.И. Исаев, И.С. Кон, А.А. Реан, В.И. Слободчиков и другие).

В нашей работе мы будем опираться на взгляды Л. Анн, Л.И. Божович, Е.И. Исаева, И.С. Кона, В.И. Слободчикова, понимая под подростком ребенка 11-14 лет. Юношеский возраст охватывает рамки от 15 до 18 лет.

Одной из важнейших задач юношеского возраста является развитие самосознания, формирование устойчивого образа Я. Именно на этом этапе онтогенеза проблема самосознания становится наиболее важной и актуальной в силу тех психологических новообразований данного возраста, которые создают основу для полноценного личностного развития [7]. Самосознание в юношеском возрасте является одним из важных механизмов саморегуляции и саморазвития личности. Предметом тщательного изучения и внимания молодого человека становятся собственные мысли и переживания. Юноши стремятся к активному самопознанию, у них возникает ярко выраженная тенденция к самоутверждению своей личности Большее значение придается внутренним, личностным качествам, а не внешним. Именно они становятся определяющими действия и поступки молодого человека. Одной из главных потребностей возраста становится самореализация и развитие собственного Я [5].

В юношеском возрасте возрастает необходимость в психологической близости. Для молодых людей важно, что о них думают другие, но в то же время они хотят отгородиться, обособиться, скрыть свой внутренний мир от посторонних, чтобы сохранить свою индивидуальность. Как отмечает Б.Н. Королев, в случае отклонения от нормы взросления возникает «диффузное Я», ролевая и личностная неопределенность [6].

Исследования проблемы развития Я-концепции в онтогенезе идут по нескольким направлениям. В первую очередь - это изучение изменений в содержании Я-концепции и ее компонентов (степень осознания собственных качеств, возрастные изменения в уровне самооценки, степень ориентации на внешность и на внутренние качества личности). Другое направление исследований - степень объективности

Я-концепции, устойчивость (стабильность), дифференцированность, целостность ее структуры. Также учитывается субъективная значимость оценок себя и уровень самоуважения. По всем перечисленным показателям подростковый возраст отличается и от более ранних возрастных периодов (дошкольное детство, младший школьный

возраст), и от более поздних (молодость, взрослость), в том числе и от юношеского возраста.

Формирование Я-концепции непосредственным образом связано с самосознанием, самопознанием, поиском путей самоопределения, выработкой позиций и установок, самоуважением. В свою очередь, самосознание личности и ее деятельность опосредованы системой социальных установок.

В работах И.С. Кона, В.В. Столина, И.И. Чесноковой Я-концепция рассматривается как уровневое образование. И.С. Кон дает представление о Я-концепции как установочной системе, структура которой представляет собой систему когнитивных, эмоциональных, поведенческих признаков и состоит из трех уровней:

нижний уровень - неосознанные переживания, связанные с переживанием эмоционального отношения к себе;

средний уровень - неосознанные качества и самооценка отдельных качеств;

верхний уровень - представления о себе, связанные с осознанием субъектом целей своей жизнедеятельности через призму общественной системы ценностных ориентаций (см.: [2, с. 150]).

По мнению В.В. Столина, основным механизмом самопознания личности выступает обнаружение собственных черт в ситуации поступка, который реализуется в виде внутреннего диалога между «Я» и «не Я» [9].

В юношеском возрасте происходит постепенное изменение приоритетов оценивания собственного «Я». Внешность играет меньшую роль, нежели в подростковом возрасте, так как юноша начинает «принимать себя», то есть формирует относительно устойчивый образ своего тела. В результате куда большее значение приобретают такие характеристики «Я», как умственные способности, нравственные, моральные, волевые качества [5].

В процессе взросления человек все лучше узнает себя, понимает свои особенности, отличия от других, осознает собственную уникальность, индивидуальность. Представления о себе (образ Я) становятся регулятором поведения индивида, отправной точкой для выстраивания отношений с окружающим миром. Значимость отдельных компонентов образа Я в онтогенезе постепенно меняется, как и сам масштаб самооценок. Если в подростковом возрасте более важными выступают «внешние» качества, то юноши большее внимание уделяют «внутренним». Подобное осознание собственных переживаний, повышенный интерес к своему внутреннему миру может приводить к формированию эгоцентризма, что в юношеском возрасте бывает довольно часто.

Окончание полового созревания в юношеском возрасте, развитие когнитивных и интеллектуальных возможностей, а также требования, предъявляемые социальной средой, несомненно, оказывают ключевое влияние на развитие Я-концепции. Она становится более целостной и устойчивой [Там же].

По мнению Т.Н. Михаленко, отдельные компоненты Я-концепции тесно взаимосвязаны друг с другом и могут быть выделены лишь условно. Поэтому формирование когнитивного компонента Я-концепции (образ Я) нельзя рассматривать без учета самооценки (эмоционально-оценочный компонент) и особенностей регуляции поведения (поведенческий компонент) [7].

Развитие аффективного компонента Я-концепции прежде всего связано с изменением уровня самоуважения и самооценки. Самооценка молодых людей становится все более дифференцированной: юноши и девушки глубже и тоньше понимают свой внутренний мир. На поведение и деятельность личности оказывают влияние как когнитивная, так и аффективная составляющие Я-концепции. Что касается

ее поведенческого компонента, речь идет об интегрированной, а более точно, целостной Я-концепции.

Проблема несовпадения Я-реального и Я-идеального в юношеском возрасте становится особенно актуальной. Возникновение данной проблемы является следствием нормативного когнитивного развития и в той или иной степени встает перед каждым молодым человеком. Юноши, в сравнении с подростками, более самокритичны. В ранней юности нередко отмечаются такие качества, как конформность, ненадежность, обидчивость, капризность, нерешительность.

И.С. Кон отмечает, что расхождение Я-реального и Я-идеального образов является функцией не только возраста, но и интеллекта, причем у лиц юношеского возраста с высокими показателями интеллекта расхождение между реальным Я и идеальным Я, значительно больше, чем у их сверстников со средними интеллектуальными способностями [5].

Обобщая исследования Я-концепции в ранней юности, Е.Р. Тумбасова приходит к выводу, что подростковый и ранний юношеский возраст являются критическим периодом для формирования самосознания [10].

С целью изучения различий в содержании Я-концепции подростков и юношей нами было организовано исследование. В диагностическом обследовании приняли участие 40 обучающихся 9-11 классов: 20 подростков (13-14лет), 20 юношей (15-16 лет).

При выборе методов и методик мы опирались на представления о Я-концепции как трехкомпонентной структуре (Р. Бернс).

Когнитивный компонент:

• «Незаконченные предложения» Сакса-Леви.

• «Кто Я» - 20 суждений Ф. Патаки.

Оценочный компонент:

• «Тест уверенности в себе» В.Г. Ромек.

• Методика изучения самооценки (Дембо-Рубинштейн, модификация

А.М. Прихожан)

Поведенческий компонент:

• «Уровень субъективного контроля» (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, Л.М. Эткинд).

Для оценки когнитивного компонента Я-концепции мы использовали тест

20 суждений Ф. Патаки и методику незаконченных предложений Сакса-Леви. Респондентам предлагалось за 15 минут ответить на вопрос «Кто Я?» и записать как можно больше самоописаний. Никаких требований к самоописаниям не предъявлялось. Юноши охотно взялись за задание и смогли достаточно подробно описать свою личность. Подростки чаще всего затруднялись подобрать слова, которые их характеризуют. 20% подростков вообще не смогли выполнить поставленную задачу. А еще 60% респондентов смогли выделить только 3-4 характеристики. Чаще всего они были связаны с описанием своих социальных ролей («Я дочь/сын/внук», «Я школьник», « Я подруга/друг», «Я парень/девушка»). Юноши различают в себе больше качеств, чем подростки, их самоописания более содержательны и включают различные сферы жизнедеятельности: «Я личность», «Я живое существо» «Я гражданин РФ», «Я русский», «Я индивидуальность», «Я опора». Среди ответов-характеристик юношей не только существительные («Люблю ходить пешком», «Люблю находиться в обществе», «Я дружелюбная», «Ленивый», «Существующий», «Умный»). Часть самоописаний связана с планами на будущее («Я будущий специалист», «Я будущий журналист/физик^еЬ-разработчик» и т. д.) или с выполнением какой-либо деятельности («Я блогер», «Я киберспортсмен», «Отличник», «Я художник»). С данной методикой справились все испытуемые

юношеского возраста, причем только у 25% мы отмечаем скудность самоописаний (4-5 характеристик), а среднее количество самоописаний равно 7.

Анализ результатов методики «Незаконченные предложения» Сакса-Леви показал, что в своих описаниях юноши обнаружили большую самостоятельность, стремление в будущее, к взрослой жизни («Я могу жить отдельно», «Мое будущее мне кажется успешным», «Я самостоятелен», «Со мной общаются как со взрослым человеком»), в то время как описания подростков более скудны, размыты или чересчур обобщены, неконкретны («Мое будущее будет хорошим», «Мое будущее будет», «Мое будущее пока неизвестно»). Следует отметить, что на некоторые вопросы подростки не отвечали или отвечали односложно, тогда как юноши давали развернутые ответы. В целом же высказывания и юношей, и подростков оптимистичны, но юноши в большей степени обнаруживают критическое отношение к своей личности.

Оценочный компонент Я-концепции мы исследовали при помощи теста «уверенности в себе» В.Г. Ромека и методики изучения самооценки (Дембо-Рубинштейн, модификация А.М. Прихожан). Большинство респондентов как среди подростков (55%), так и среди юношей (50%) показали очень высокую самооценку. Высокая самооценка диагностирована у 30% подростков и 15% юношей, средняя -у 10% и 25%, низкая - у 5% и 10% соответственно. Юношам в большей степени свойственна дифференцированность самооценки и умеренный разрыв между ней и уровнем притязаний. 75% подростков показали сильную степень дифференциации самооценки, оторванность уровня притязаний от самооценки.

При анализе данных, полученных по методике В.Г. Ромека, было обнаружено, что 55% подростков имеют очень высокие показатели уверенности в себе, тогда как юноши - 35%. Очень высокий уровень уверенности в себе может негативно сказываться на взаимоотношениях с друзьями и близкими. 60% юношей имеют оптимальный уровень уверенности в себе, что позволяет им легко справляться с возникающими проблемами и конструктивно разрешать их.

Поведенческий компонент оценивался с помощью методики «Уровень субъективного контроля». По шкале общей интернальности не было выявлено значимых различий между подростками и юношами. Обе группы демонстрируют достаточно высокие показатели, что свидетельствует том, что они осознают принимаемые решения, способны брать ответственность за свои поступки. Однако по шкале интернальности в области достижений 50% подростков обнаруживают низкие показатели, которые говорят о том, что они склонны приписывать свои успехи и достижения внешним обстоятельствам - везению, судьбе или помощи других людей. В группе юношей низкие показатели по данной шкале обнаружили лишь 10% респондентов. Аналогичные показатели по шкале интернальности в области неудач, которая оценивает склонность обвинять себя самого в неприятностях и страданиях. Низкие показатели диагностированы у 35% подростков и 25% юношей. Это свидетельствует о том, что испытуемые склонны приписывать ответственность за неудачи другим людям и внешним факторам.

Таким образом, в результате проведенного теоретического и практического анализа можно сказать, что компоненты Я-концепции личности подростка и юноши имеют ряд различий. Самоописания юношей более субъективны, содержательны, направлены на будущее; их самооценка и уровень притязаний отличаются большей дифференцированностью; в своем поведении они склонны считать, что способны с успехом добиваться своего в будущем, чему способствует оптимальные уровень уверенности в себе. В то же время полученные результаты говорят о наличии недостатков в структуре Я-концепции юношей и подростков, и поэтому заявленная проблема требует дальнейшего исследования.

Библиографический список

Агапов, В. С. Я-концепция в структуре управленческой деятельности руководителя / В. С. Агапов. - Москва: ГУУ, 1999. - 230 с.

Белопольская, Н. Л. Самосознание проблемных подростков / Н. Л. Белопольская, С. Р. Иванова, Е. В. Свистунова, Е. М. Шафирова. - Москва: Институт психологии РАН, 2007. - 332 с.

Бернс, Р. Развитие Я-концепция и воспитание / Р. Бернс. - Москва: Прогресс, 1986. - 422 с.

Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. - Москва: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 352 с.

Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. - Москва: Просвещение, 1989. - 280 с.

Королев, Б. Н. Личность: стратегия исследования образа Я / Б. Н. Королев. -Москва: Союз, 2004. - 276 с.

Михаленко, Т. Н. Психологические особенности формирования Я-концепции старшеклассниц женской гимназии: диссертация ... кандидата психологических наук / Т. Н. Москаленко. - Череповец, 2005. - 194 с.

Психология подростка / под редакцией А. А. Реана. - Санкт-Петербург: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. - 480 с.

Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. - Москва: Издательство МГУ, 1983. - 288 с.

Тумбасова, Е. Р. Развитие Я-концепции в раннем юношеском возрасте / Е. Р. Тумбасова // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 6-7. -С. 116-120.

Шевченко, Н. Г. Духовно-нравственное воспитание как главные составляющие системы воспитательной работы Минераловодского филиала МОСУ / Н. Г. Шевченко // Формирование личности современного специалиста как гражданина и профессионала: материалылы межвузовской научно-практической конференции. 16 апреля 2007 года. -Москва: МОСУ, 2007. - С. 164-170

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.